Арктур гончий пес тема о чем

Собаки

Краткое содержание Казаков Арктур — гончий пёс для читательского дневника

Произведение «Арктур — гончий пес», созданное советским писателем Юрием Павловичем Казаковым, повествует о жизни слепого пса.

В один из дней бездомная собака родила множество щенков и выкормила их. Но один детёныш родился слепым. Когда он подрос, ему тяжело жилось на свете. Он с трудом добывал себе пищу и убегал от опасности.

Вот однажды бедное животное оказалось в городе, где рассказчик снимал комнату у одинокого доктора. Однажды доктор по дороге домой увидел дрожащего голодного пса, у которого от постоянного недоедания торчали рёбра, и выпирал хребет. Мужчина решил его покормить. Но когда животное оказалось в доме, доктор пожалел его и оставил жить у себя. Человек дал псу кличку Арктур.

Животное и человек быстро подружились и понимали друг друга. Когда доктор грустил, пёс лежал спокойно. А когда мужчина был весел, то и животное начинало играть и веселиться.

Пёс вскоре похорошел, потолстел. И выяснилось, что у него изумительный нюх, что он – настоящий охотничий пёс. Когда Арктур уходил гулять по городу, то все предметы по пути обнюхивал и запоминал все запахи. Так животное научилось находить дорогу домой, а каждый вечер пёс возвращался к доктору.

Ещё пёс никогда не скулил, даже если ему было очень больно. Ведь иногда из-за своего недостатка он попадал в сложные ситуации. Вот однажды на него напал свирепый бык, а затем ещё и пастух стегнул кнутом. Но Арктур, не понимавший, почему так получись, стойко перенёс испытание и последовавшее за этим лечение.

Окрепнув, пёс полюбил бывать в лесу. Вначале ему было трудно ориентироваться там. Он постоянно натыкался на стволы деревьев и пни. Но постепенно лес стал для Арктура родной стихией. Пёс стал там проводить все дни. Раньше животное всегда дожидалось, когда хозяин проснётся. А теперь страсть к лесным просторам стала побеждать. И как вставало солнце, Арктур убегал в лес.

Пёс научился находить лесных зверей и гнать их. Это занятие очень нравилось Арктуру. Весть о том, что слепой пёс умеет прекрасно находить зверей распространилась по всему городу, и охотники стали приезжать в дом доктора, чтобы посмотреть на пса.

Но однажды Арктур пропал. Он, как и обычно ушёл утром в лес и не вернулся. Рассказчик и доктор очень горевали по этому поводу. Только следующей весной стало известно, что пёс наткнулся на острую ветку и умер в лесу.

Автор в своём произведении ещё раз показывает, что надо внимательнее относиться к близким.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Арктур – гончий пес (сборник), стр. 1

Юрий Казаков путешествовал много и в каких местах только не бывал – и Печоры, и Таруса, и Новгородская земля, и северные края, рассказы о которых так завораживают читателя. Но еще писатель был и альпинистом, и охотником, и рыбаком; любил ходить пешком, не боялся заночевать где придется в любую погоду, останавливался в глухих деревнях и, как он сам писал: «все время смотрел, слушал и запоминал». Вот поэтому так мелодичны и правдивы рассказы этого писателя, искренне любящего свою землю.

Юрий Павлович Казаков

Арктур – гончий пёс

Юрий Павлович Казаков

Арктур – гончий пёс

(1927–1982) – замечательный советский прозаик, автор тонких и лирических рассказов, продолжатель традиций И. Бунина. Как и у многих современников, судьба его была нелёгкой: полуголодное детство в Москве в семье выходцев из смоленских крестьян, вскоре – Великая Отечественная война, после – строительный техникум. В 15 лет – музыкальное училище имени Гнесиных, затем – оркестр Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, работа в джазовых и симфонических оркестрах и – поступление в литературный институт имени М. Горького. А скоро в печати появились его первые работы, и в 1957 году – целая книга: «Арктур – гончий пёс», после которой стало очевидно – родился настоящий, большой писатель.

Юрий Казаков путешествовал много и в каких местах только не бывал – и Печоры, и Таруса, и Новгородская земля, и северные края, рассказы о которых так завораживают читателя. Но ещё писатель был и альпинистом, и охотником, и рыбаком; любил ходить пешком, не боялся заночевать где придётся в любую погоду, останавливался в глухих деревнях и, как он сам писал: «всё время смотрел, слушал и запоминал». Вот поэтому так мелодичны и правдивы рассказы этого писателя, искренне любящего свою землю.

Арктур – гончий пёс

История появления его в городе осталась неизвестной. Он пришёл весной откуда-то и стал жить.

Говорили, что он приплыл на льдине в весеннее половодье. Он стоял, чёрный, среди бело-голубого крошева, один неподвижный среди общего движения. А наверху летели лебеди и кричали: «Клинк-кланк!»Шурша и глухо лопаясь, шёл по реке лёд, кричали лебеди, а он стоял на льдине, поджав хвост, настороженный, неуверенный, внюхиваясь и вслушиваясь в то, что делалось кругом. Когда льдина подошла к берегу, он заволновался, неловко прыгнул, попал в воду, но быстро выбрался на берег и, отряхнувшись, скрылся среди штабелей леса.

Так или иначе, но, появившись весной, когда дни наполнены блеском солнца, звоном ручьёв и запахом коры, он остался жить в городе.

О его прошлом можно только догадываться. Наверно, он родился где-нибудь под крыльцом, на соломе.

Он родился, как и все щенки, слепым, был тотчас облизан матерью и положен поближе к тёплому животу, ещё напряжённому в родовых схватках. И пока он лежал, привыкая дышать, у него всё прибавлялись братья и сёстры. Они шевелились, кряхтели и пробовали скулить – такие же, как и он, дымчатые щенки с голыми животами и короткими дрожащими хвостиками.

В своё время у всех щенят прорезались глаза, и они узнали с восторгом, что есть мир, ещё более великий, чем тот, в котором они жили до сих пор. У него тоже открылись глаза, но ему никогда не суждено было увидеть свет. Он был слеп, бельма толстой серой пленкой закрывали его зрачки. Для него, слепого, настала горькая и трудная жизнь. Она была бы даже ужасной, если бы он мог осознать свою слепоту. Но он не знал того, что слеп, ему не дано было знать. Он принимал жизнь такой, какой она досталась ему.У него не было хозяина, который дал бы ему кров, кормил бы его и заботился о нём, как о своём друге. Он стал бездомным псом-бродягой, угрюмым, неловким и недоверчивым. Мать, выкормив его, скоро потеряла к нему, как и к его братьям, всякий интерес. Он научился выть, как волк, так же длинно, мрачно и тоскливо. Он был грязен, часто болел, рылся на свалках возле столовых, получал пинки и ушаты грязной воды наравне с такими же бездомными и голодными собаками.

Он не мог быстро бегать, ноги, его крепкие ноги, в сущности, не были ему нужны. Всё время ему казалось, что он бежит навстречу чему-то острому и жёсткому. Когда он дрался с другими собаками – а дрался он множество раз на своём веку, – он не видел своих врагов, он кусал и бросался, ориентируясь на шум дыхания, на рычание и визг, на шорох земли под лапами врагов, и часто бросался и кусал впустую. Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, – для людей он не имел имени. Неизвестно также, остался бы он жить в городе, ушёл бы или сдох где-нибудь в овраге, но в судьбу его вмешался человек, и всё переменилось.

Читайте также:  Бегут собаки к своим псам несутся кошечки к котам стих дом 2

В то лето я жил в маленьком северном городе. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью и воблой. На пристани этой редко кто сходил, разве только пригородные колхозники в базарный день да командированные в серых плащах, приезжавшие из области на лесозавод.

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. Когда же с Ледовитого океана задувал прохладный, влажный ветер, нагоняя тучи, сосны грозно гудели и роняли шишки, которые крепко стукались о землю.Я снял комнату на окраине, наверху старого дома. Хозяин мой, доктор, был вечно занятый, молчаливый человек. Раньше он жил с большой семьёй, но двух сыновей его убили на фронте, жена умерла, дочь уехала в Москву, и доктор жил теперь один и лечил детей.

Окно моей комнаты выходило в одичавший сад, заросший смородиной, малиной, лопухом и крапивой вдоль забора. По утрам за окном возились воробьи, тучами налетали дрозды клевать смородину – доктор не гонял их и ягоду не собирал. На забор иногда взлетали соседские куры с петухом. Петух громогласно пел, вытягивая кверху шею, дрожал хвостом и с любопытством смотрел в сад. Наконец он не выдерживал, слетал вниз, за ним слетали куры и поспешно начинали рыться возле смородиновых кустов. Ещё в сад забредали коты и, затаившись возле лопухов, следили за воробьями.

Я жил в городе уже недели две, но всё никак не мог привыкнуть к тихим улицам с деревянными тротуарами, с прорастающей меж досок травой, к скрипучим ступеням лестницы, к редким гудкам пароходов по ночам.

Ночью наш сад пах смородиной и росой, с террасы доносился тихий храп доктора. А на реке бубнил мотором катер и пел гнусавым голосом: «Ду-ду-ду…»Однажды в доме появился ещё один обитатель. Вот как это произошло. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком верёвки на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор и раньше несколько раз видел его. Теперь он остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.

Источник

В один из дней бездомная собака родила множество щенков и выкормила их. Но один детёныш родился слепым. Когда он подрос, ему тяжело жилось на свете. Он с трудом добывал себе пищу и убегал от опасности.

Вот однажды бедное животное оказалось в городе, где рассказчик снимал комнату у одинокого доктора. Однажды доктор по дороге домой увидел дрожащего голодного пса, у которого от постоянного недоедания торчали рёбра, и выпирал хребет. Мужчина решил его покормить. Но когда животное оказалось в доме, доктор пожалел его и оставил жить у себя. Человек дал псу кличку Арктур.

Животное и человек быстро подружились и понимали друг друга. Когда доктор грустил, пёс лежал спокойно. А когда мужчина был весел, то и животное начинало играть и веселиться.

Пёс вскоре похорошел, потолстел. И выяснилось, что у него изумительный нюх, что он – настоящий охотничий пёс. Когда Арктур уходил гулять по городу, то все предметы по пути обнюхивал и запоминал все запахи. Так животное научилось находить дорогу домой, а каждый вечер пёс возвращался к доктору.

Ещё пёс никогда не скулил, даже если ему было очень больно. Ведь иногда из-за своего недостатка он попадал в сложные ситуации. Вот однажды на него напал свирепый бык, а затем ещё и пастух стегнул кнутом. Но Арктур, не понимавший, почему так получись, стойко перенёс испытание и последовавшее за этим лечение.

Окрепнув, пёс полюбил бывать в лесу. Вначале ему было трудно ориентироваться там. Он постоянно натыкался на стволы деревьев и пни. Но постепенно лес стал для Арктура родной стихией. Пёс стал там проводить все дни. Раньше животное всегда дожидалось, когда хозяин проснётся. А теперь страсть к лесным просторам стала побеждать. И как вставало солнце, Арктур убегал в лес.

Пёс научился находить лесных зверей и гнать их. Это занятие очень нравилось Арктуру. Весть о том, что слепой пёс умеет прекрасно находить зверей распространилась по всему городу, и охотники стали приезжать в дом доктора, чтобы посмотреть на пса.

Но однажды Арктур пропал. Он, как и обычно ушёл утром в лес и не вернулся. Рассказчик и доктор очень горевали по этому поводу. Только следующей весной стало известно, что пёс наткнулся на острую ветку и умер в лесу.

Автор в своём произведении ещё раз показывает, что надо внимательнее относиться к близким.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Казаков. Все произведения

Сейчас читают

Рассказ А. И. Солженицына Как жаль написан в 1965 году. Главная героиня – Анна Модестовна, дочь репрессивного. Рассказ начинается с того момента, когда она приходит в какое-то учреждение

В 1778 году в одной из знатных английских семей появился на свет будущий знаменитый поэт Джордж Гордон Байрон. Он станет одним из значимых литературных деятелей своего времени.

Владимир Короленко родился в Житомире. Отец по национальности, был честным чиновником, работающем в суде. На то время это был чуть ли не один такой человек, так как чиновники того времени не дружили с честностью.

Все происходит в Норвегии. Именно там и находится большая бухта, откуда отходит огромное количество кораблей. Также они помогают и другим кораблям, которые попали в шторм, переждать его, а потом уже отправляться дальше

Быль повествует нам о том, как барин приобрёл себе щенка охотничьей породы. Дружок, так звали пса, стал неотъемлемой частью семьи.

Источник

Арктур гончий пес тема о чем

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто, увлекательно и искренне говорить о сложном, да-вать ответы на вечные вопросы: зачем должен жить человек? Что главное в его жизни? В основе его лучших рассказов зачастую лежит подлинный случай.

Дома вы читали рассказ Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пес»

— Что узнали о писателе?

не сразу нашёл свой путь

-долго увлекался музыкой (виолончель, контрабас), мечтал стать дирижёром оркестра,

-хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете или в журнале

-увлечение литературой привело его в 1953 г. в Литературный институт им. А.М. Горького

Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, охотился.

А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.

Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.

«Никто на земле не рождается бесцельно… и … нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» это слова из 8-ой главы рассказа Казакова про Арктура.

Читайте также:  Рубец для собак отзывы говяжий польза

В 1957 году вышел в свет рассказ «Арктур – гончий пёс», посвящённый М.Пришвину.
Юрий Казаков, увлечённый творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север, прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе.

Аналитическая работа по рассказу.

— Как вы словами автора озаглавили 1-ую главу?

(Наш вариант «О его прошлом можно только догадываться…», а вы как считаете?)

— Кто главный герой этой главы?

— Какова история появления пса в городе?

— Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса.

— прилагательные и причастия

— Как вы озаглавили 2-ую часть рассказа?

(Наш вариант: «Однажды в доме появился ещё один обитатель». А вы как считаете?)

— Если в первой части главным героем был только пёс, ещё какие герои появляются в рассказе?

— Что узнали о докторе?

— Как в доме появился ещё один обитатель?

— Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса?

(«Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза»).

— Как получил пёс своё имя?

(В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае).

В судьбу вмешался человек, и всё переменилось

Если в апреле-мае посмотреть на звёздное небо, то в Северном полушарии можно увидеть такие созвездия Волопаса, Волосами Вероники, Гончие псы. Самой яркой звездой среди них будет Арктур – красный гигант, ярчайшая звезда в созвездии Волопаса и всего Северного полушария. Четвёртая по яркости звезда ночного неба. Видна она со всех континентов. Это единственная звезда, которую можно разглядеть днём в телескоп.

В рассказе Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс» доктор называет случайно попавшего в его дом пса Арктуром в честь «большой звезды, синим блеском переливающейся низко над горизонтом».

Арктур становится домашним псом.

— Как Арктур относится к соему хозяину?

Автор наделяет пса человеческими чертами, что позволяет оценивать его характер более глубоко. И в дальнейшем мы обратим внимание на этот прием.

— Как могла бы сложиться жизнь собаки, если бы в доме доктора больше никого не было?

— Кто ещё является героем 2-ой части?

— Что нам о нём известно?

— Какое изменение произошло в жизни Арктура благодаря рассказчику?

Самостоятельная работа по тексту

— Какие изменения произошли в псе после знакомства с лесом? Каким он был раньше и какой он теперь?

Источник

Урок внеклассного чтения «Никто на земле не рождается бесцельно. » (По рассказу Ю. Казакова «Арктур- гончий пёс»

специалист в области арт-терапии

«Никто на земле не рождается бесцельно…»

Изучение рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс» в 7 классе.

На работу с рассказом отводится 2 часа.

– вызвать интерес к художественному миру Ю. Казакова, где в центре всегда находятся главные душевные движения человека и вечные вопросы о смысле человеческого существования;

– обогатить семиклассников опытом нравственных переживаний, размышлений о предназначении всего живого на земле, о взаимоотношении человека и природы;

– через композиционный анализ показать воплощение идеи рассказа: как осознание смысла своего существования меняет жизнь.

За одну – две недели (срок зависит от наличия книг) до изучения рассказа ученики получают опережающее задание во время беседы с учителем.

– Скоро мы обратимся к творчеству Юрия Казакова. Вам предстоит познакомиться с рассказом «Арктур – гончий пёс». Скажите, все ли слова в названии вам понятны? (Выясняем, что Арктур – кличка собаки, но что означает это имя – неизвестно. Уточняем, с какой целью использует человек гончих собак.)

– Как вы думаете, ребята, о чем может рассказывать писатель, так назвавший своё произведение? (Выслушиваем предположения ребят и просим ещё до чтения рассказа записать их в читательском дневнике, а потом сравнить с теми реальными событиям, отражёнными в повествовании.)

Общее задание к первому уроку:

– выяснить, пользуясь энциклопедическим словарём, значение слова Арктур;

–письменно сопоставить ожидаемое и действительное впечатление от рассказа;

–подготовить для выразительного чтения или пересказа наиболее запомнившиеся эпизоды или фрагменты текста.

–организовать выставку книг Ю. Казакова;

–подобрать материал о писателе и сделать сообщение.

Урок первый. Сквозь призму вечного…

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, текст рассказа.

Начинаем урок со свободного обмена мнениями, в ходе которого выясняем, какие впечатления остались от прочитанного, от знакомства с героями рассказа; оправдались ли первоначальные ожидания; с каким чувством была закрыта последняя страница.

После этого просим детей выразительно прочесть или пересказать отдельные фрагменты текста, которые заставили задуматься или вызвали сильное чувство сопереживания.

– Мне приятно, что история Арктура не оставила вас равнодушными, заставила о многом подумать, многое пережить. И произошло это все благодаря удивительному мастерству писателя.

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьезном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убежденностью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, свое представление о мире и человеке.

Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремленного к нам, и позы погруженного в раздумья человека…

Чтобы обогатить свое представление о Ю.П.Казакове, послушаем выступления ребят.

– Когда пятнадцатилетний арбатский паренек Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, закончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку (музыкальное училище им. Гнесиных в Москве) и получает специальность по классу контрабаса.

– Два года после училища, Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел, а начавшееся увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького.

– Все годы учебы и после Ю. Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал где придется, охотился.

– Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей, с которыми сводила его бродячая жизнь.

С ружьем и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом.

А стрелком он был неважным. Главная «охота» Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.

– В основе лучших рассказов Казакова всегда лежит какой-нибудь подлинный случай или житейская ситуация, почерпнутая из жизни и ценная своей достоверностью, хотя, конечно, автор этим не ограничивается.

– Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он очень нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча ее за напускной суровостью.

–У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни.

Читайте также:  Как радуется собака при виде хозяина

– Ребята, вы услышали факты из жизни Ю.Казакова, прочли его рассказ. Какое впечатление сложилось у вас о писателе?

(Ответы – 2-3 учеников.)

– К сказанному вами я хочу добавить еще один важный факт. Казаков был убежден, что хороший писатель тот, который думает над вопросами жизни.

Мне кажется, нам будет очень интересно понять, какой важной проблеме человеческой жизни посвящен рассказ про Арктура. Для этого мы проанализируем композицию произведения и постараемся понять, как она помогает выявить идею рассказа.

Вспомним, какие понятия соотносятся с композицией литературного произведения. (Название, эпиграф, деление на главы, пролог, эпилог, сюжетные линии, персонажи, наличие рассказчика.)

– Какие известные вам элементы композиции использовал Ю. Казаков? (Название, посвящение, деление на главы, пролог, эпилог, сюжет, персонажи рассказа, рассказчик).

– Обратимся к названию. У вас было задание выяснить значение слова Арктур. Расскажите об этом.

( Арктур– название самой яркой звезды Северного полушария неба. Наиболее благоприятные условия видимости в апреле-мае.)

– Вспомните, как получил пес свое имя? ( С одной стороны, случайно, т.к. в момент, когда доктор принял решение оставить собаку и искал ему имя, его взор заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. С другой стороны, выбор оказался очень символичным. Но об этом поговорим позже.)

– Итак, двигаемся дальше в глубь рассказа и в глубь его смысла.

Рассказ посвящен М. Пришвину. Чем можно объяснить связь рассказа с именем Пришвина?

( И Пришвин, и Казаков пишут о взаимоотношениях человека и природы.)

– Верно. Но есть и еще одна причина. Оказывается, Ю. Казаков, увлеченный творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север и прошел тем же путем, что и Пришвин, но только полвека назад. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю. Казакову родственным отношением к природе. Все эти причины и обусловили появления посвящения.

– Как построен рассказ? ( Поделен на 9 глав.)

На доске записан цитатный план к рассказу, но в нем нарушена последовательность. Вам нужно её восстановить, соотнести с конкретными главами и композиционными частями.

В результате работы должен получиться план:

Экспозиция. «О его прошлом можно только догадываться» – гл.1.

«Однажды в доме появился еще один обитатель».

« Собаки бывают разные… Арктур не был похож ни на одну из них» – гл.2-3.

«Лес ошеломил Арктура» – гл. 4.

«С этого дня жизнь его пошла другим чередом» – гл. 5-6.

«Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе» – гл. 7.

«…если бы все прекрасные истории имели счастливый конец» – гл. 8.

«…ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!» – гл. 9.

– Теперь соотнесем главы и периоды жизни главного героя.

О чем говорится в первой главе – экспозиции рассказа? (Экспозиция повествует о большей части жизни Арктура, но этому посвящена только одна глава.)

– Как долго прожил Арктур у доктора?

( Около трех месяцев.)

– Почему же этому периоду писатель посвящает 7 глав?

(Видимо, потому, что эти три месяца оказались важнее всей предыдущей жизни.)

– Что же произошло за это время? Дайте ответ одним предложением.

(В тетрадь записываем все варианты, чтобы поработать с ними дома. Варианты ответов: «Встретил хозяина», «Нашел хлеб и кров», «Узнал лес», «Научился гонять дичь», «Его полюбили» и т. д.)

– Чтобы понять, что для Арктура в самом деле было главное, нужно внимательно присмотреться к герою рассказа. Этим вы займетесь дома.

Отобрать в тексте эпизоды, описания, рассуждения, позволяющие глубже понять характер Арктура, и прокомментировать их.

Индивидуальное задание для ребят, умеющих и любящих рисовать: изобразить Арктура.

Урок второй. «Найти себя в себе самом…» 1 (А. Твардовский )

Оборудование: рисунки ребят, иллюстрации художников к рассказу с изображением Арктура.

–Ребята, мы продолжаем изучение рассказа Ю. Казакова «Арктур– гончий пёс». Вы помните, что однажды в августе Арктур исчез. Доктор и его знакомые пытались отыскать знаменитого на весь город пса. Представьте себе, что вы тоже вместе со всеми ищите Арктура. Опишите его так, чтобы незнакомые люди поняли, какую собаку вы потеряли.

(Учащиеся, реализуя домашнее задание, воссоздают образ Арктура, используя текст и обращаясь к своим рисункам).

–Теперь вновь обратимся к вопросу, который на прошлом уроке не нашёл у нас единодушного решения: что же главного произошло в жизни Арктура за три летних месяца, прожитых у доктора?

(Опираясь на ответы детей, делаем вывод, что главное – это осознание Арктуром себя не просто собакой, а гончим псом. )

–Автор утверждает, что открытие в себе охотника придало всей жизни Арктура возвышенный и героический смысл. Докажите правоту этого суждения, используя текст глав 5,6,7. (Работа ведётся в группах по каждой главе отдельно).

После чтения, пересказа и комментария к избранным фрагментам приходим к заключению, что жизнь собаки наполнилась новым содержанием, обрела цель, смысл. Каждый последующий день приносил всё новые впечатления и открытия и в мире и в себе самом. Арктур не просто бесцельно носился по лесу, а служил незримому хозяину–охотнику, исполняя своё, уготованное свыше предназначение. Делать это приходилось, преодолевая слепоту, терпя боль и голод, разрываясь между любовью к доктору и зовом крови.

-Думается, что теперь мы сможем сформулировать идею рассказа, ту заветную мысль, которую писатель хотел донести до нас, читателей. (Просим ребят обратиться к началу 8 главы и найти слова, способные отразить идею произведения.)

«Никто на земле не рождается бесцельно… и …нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» – в этих словах заключена главная мысль рассказа Ю. Казакова.

И если это важно для ручья, берёзы, слепого пса, то что тогда говорить о человеке! Писатель вновь обращается к этой проблеме, чтобы человеческая жизнь не проходила впустую, чтобы каждый успел исполнить свой долг перед людьми и матерью–Землёй, как сделал это слепой пёс со звучным именем Арктур.

–Обратимся к 9 главе рассказа, к её заключительным строкам (читаем последний абзац ). Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего « громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»? (Слепой пёс не удовольствовался сытым, будничным существованием, он погиб, как воин, в погоне за врагом. Голубая звезда Северного полушария может гордиться, что на Земле у неё был такой тёзка.)

В качестве домашнего задания предложим ученикам темы для сочинения-размышления:

– О чем хочется поразмышлять после чтения рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»?

– Как относятся к миру природы люди, понимающие, что «никто не рождается на земле бесцельно…» и те, кто об этом не задумывается?

– Кто еще из героев рассказа нашел свое призвание?

Казаков Ю. Арктур – гончий пёс. – М.: Советская Россия, 1980.

Клитко А. Неисчерпаемость слова в книге\\ Казаков Ю. Поедемте в Лопшеньгу. – М.: Советский писатель, 1983.

Недзвецкий В. А. Возврат к жизни. – Литература в школе, №2, 2001 г.

Овчаренко А. Новые герои – новые пути. – М.: Современник, 1977.

Семенов Г. Об авторе этой книги\\ Казаков Ю. Арктур – гончий пес. – М.: Детская литература, 1985.

1 Твардовский А. Лирика («Что нужно, чтобы жить с умом. »).– М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 г., с. 361.

Источник

Познавательное и интересное