Что обозначает животное свинья

Животные

Что означает изображение свиньи и кабана в рисунке

Символическое значение изображения дикого кабана и домашней свиньи амбивалентно, то есть может иметь двойственную оценку, содержать в себе противоречивые интерпретации. Рассмотрим, что же могут означать рисунки свиньи и кабана.

Символическое значение образа кабана

Кабан – это воплощение силы, храбрости и свирепости. И на Востоке, и в Европе в древние времена он был символом божественных существ.

В индуистской мифологии кабан считался инкарнацией Вишну и уничтожал демонов. Скандинавские воины украшали его изображением свои шлемы, отдавая дань силе и отваге этого животного. В Иране он был символом солнца, в Японии – символом луны.

Другая сторона символизма дикого кабана – грубая разрушительная сила.

В геральдике (науке, изучающей гербы) кабан символизировал власть. Так, короля Артура часто изображали с головой кабана. На гербе Англии во времена Генриха III он появляется отдельно ото льва и гепарда [Орел В.Е., Культура, символы и животный мир – Х.: Гуманитарный центр, 2013, с.126].

В британской королевской семье образ кабана фигурирует в гербе Камиллы (создан в 2005 г.).

Вновь созданный элемент – кабан-щитодержатель.

Помимо физической власти, кабан был символом и духовной власти (у кельтов).

В Японии это животное является символом смелости.

Таким образом, дикий кабан символизирует:

Что означает образ свиньи

Образ свиньи также несет в себе противоречивую символику.

Отличительной чертой этого животного с древних времен считалась прожорливость, поскольку они поедали других животных и даже детей. Эта особенность стала основой для символики образа свиньи.

В западной культуре свинья является символом:

Таким образом, она олицетворяет собой силу плотских потребностей и грехов – чревоугодия, алчности, невежества, эгоизма. Евреи и мусульмане считают это животное нечистым поедателем отбросов. В христианстве образ свиньи связывают с Дьяволом.

Так, египетская богиня неба Нут иногда изображалась в образе свиньи, кормящей поросят (звезды).

В Китае свинью также считают символом мужской сексуальности. А плодовитость этого животного сделала ее эмблемой деторождения.

Символизм свиньи в рисунке

В рисунках “Семья животных” нередко можно встретить изображение одного из ее членов в образе свиньи. Главным образом, это имеет уничижительный смысл.

В современном мире это животное является символом:

Человека, которого изобразили в образе свиньи, могут считать:

Интерпретация может включать в себя одно или несколько перечисленных качеств.

Источник

Свинья: символ года и не только 2019!

Желтая свинья – символ нового 2019 года. Но не только! Это удивительное животное в виде Кабана, Вепря и простой домашней Хрюшки нашло себе место во многих тотемных и зодиакальных проектах. Некоторые из них созданы настолько давно, что даже нет легенд о появлении животного в той или иной мифологии. Самые популярные гороскопы и календари со Свиньей (Кабаном, Вепрем) – восточный китайский, зороастрийский и славянский 16-летний годослов. Попробуем оценить особенности каждого из них.

2019 – год желтой земляной свиньи по китайскому календарю

Новогодний символ 2019 года – свинья. Привычка соотносить текущий временной цикл с одним из 12 животных пришла к нам с Востока. Именно в Китае во времена правления династии Чжоу произошел симбиоз традиционных элементов китайской культуры, известный сегодня под названием «китайский гороскоп».

В основе этого гороскопа лежат 10, 12 и 60-летний циклы, в которых года связаны со стихиями и животными. Стихий – 5, животных – 12. Вдаваться в характеристики каждого смысла нет, так как сегодня предмет нашего изучения – только Свинья.

Почему свинья выбрана символом года? Вопрос интересный и обращает нас в мир сказаний и легенд. Основных их две.

В каждой Свинья названа последним животным, которое получило тотемное назначение. В одном случае она опоздала, в другом – была выбрана по остаточному принципу. Почему же так произошло?

Чтобы понять суть легенд стоит обратиться к характеристике животного.

Что означает год Свиньи по китайскому календарю?

Про символ года Свиньи (Кабана) говорят только хорошее. Это обстоятельное, хотя и несколько медлительное животное, ответственное в принятии решений. Люди, чьим покровителем становится Кабан – честные, прямолинейные, терпеливые. Они отлично справляются с рутинными и монотонными делами, достигают значительных результатов в научной деятельности.

Хозяйственные и домовитые свиньи любят заботиться о своем доме и почти всегда ориентированы на долговременные отношения.

Теперь понятно, почему свинья стала символом года, несмотря на свои «опоздания»? Свинка вызывает доверие, и поэтому ответственность тотема для нее не в тягость.

Но восточный гороскоп – не единственный, кто выделил свинью в священные и особенные животные. Веками ранее это сделали славяне и подвижники зороастризма.

Славянский годослов

Итак, 2019 – год свиньи по китайскому календарю, но есть и другие расчетные таблицы, также привязанные к смене лет и тотемным животным. Одним из самых древнейших считается славянский годослов.

История появления древнего славянского астрологического календаря уходит настолько далеко в прошлое, что практически невозможно найти истоки, сказания, легенды. Но даже минимум информации дает много интересного:

славянский годослов имеет 16-летний цикл;

один из покровителей – свинья, дикий Вепрь;

отвечает за бесстрашие, лидерские качества, разум.

Посчитать «года» Дикого Вепря легко: 1966, 1982, 1998, 2014 и далее каждые 16 лет. Начало года – 22 марта.

Тотемы у древних славян – божественные существа, в которых объединены черты животных и людей. Это покровители, вдохновители и помощники.

Также Вепрь – священное животное бога грозы и военной власти Перуна.

Свинья в зороастрийском календаре

Идею тотемных животных поддерживает и зороастрийский 32-летний гороскоп. Древнее религиозное течение еще более тщательно подошло к одухотворению природных сил и создало идею тотемов и антитотемов. В чем-то эти существа напоминают добрых и злых ангелов. Задача первых – вести по жизни; цель вторых – сбивать с истинного пути.

В гороскопе зороастрийцев также представлен дикий представителей свиней – Вепрь. Его основные черты:

неукротимый гордый нрав;

Это благородное существо, полное высоких стремлений.

Интересно, что антитотемом Вепря названа Свинья (по другим источникам Росомаха). Основные черты антитотема – жадность, мстительность.

Годы Вепря по зороастрийскому календарю – 1935, 1967, 1999. Чередование через 32 года. Начало периода – 22 марта.

Если подытожить собранную информацию, видно: в каждой культуре, народе, религии Свинье уделялось повышенное внимание. Животное ценилось настолько, что его увековечивали в гороскопах и календарях.

Сегодня мы придерживаемся восточных идей и в 2019 встречаем год желтой земляной свиньи (кабана) по китайскому календарю. Это отличное животное, великолепное создание, и оно принесет всем нам только радость и позитив. Вдвойне повезло тому, для кого Свинья – еще и тотем, покровитель. Их ждет настоящее счастье и много удачи.

Похожие статьи

Свиньи в фольклоре, сказаниях, легендах встречаются очень часто. Этому способствует тесное соседство с человеком и невольное копирование привычек и особенностей животного в повседневной речи. Особенно часто фигурируют хрюши в пословицах и поговорках.

Продолжая тему о придуманных свиньях, от древних мифов перейдем к более современным сказкам и историям.

В современном мире свинья — не более, чем домашний скот, единственная перспектива которого — холодец, сало, жаркое. Между тем, в древности свиньи пользовались куда большим вниманием и так или иначе становились героями мифов. В этой статье мы вспомним мифы и легенды, персонажами которых были свиньи.

Источник

Свинья

Год: 1935, 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007, 2019, 2031
Время суток: 21:00-23:00
Символ Зодиака: Рыбы
Девиз: «Я оберегаю»
Стихия (элемент) знака: Вода-инь
Направление: север — северо-запад
Цвет: черный
Драгоценный камень: рубин
Традиции застолья: говядина или рыба на гриле, запеченные овощи.

Свинья (в японской традиции — Кабан) — двенадцатый знак 12-летнего календарного цикла. Знак олицетворяет доброту, миролюбие, спокойствие, искренность и терпение, но, в то же время, лень и безынициативность.

Природной стихией Свиньи является Вода, в которой ярко выражены иньские качества. Природа знака тоже инь — поэтому в характере людей, рожденных в год Свиньи, эти качества преобладают.

Знаку Свинья во всех его проявлениях (год, сезон, время суток) соответствует черный цвет (сюань). В китайской символике черный цвет является цветом севера и ассоциируется с ученостью и образованием.

В сознании многих людей свинья является презираемым животным. Ее прочно связывают почти со всеми человеческими пороками. Не случайно японцы считают, что людям, рожденным в год Кабана (Свиньи), нужно вести свою жизнь «под белыми знаменами чистоты», ибо склонность к грязи (во всех смыслах) создает для них опасность. Однако в древности Свинья ассоциировалась с Великой Матерью; она имеет лунную и небесную символику.

В индуизме свинью почитали как источник жизни и плодородия. Кабан — важный символ в индийской мифологии, ведь Вишну в облике кабана спас землю. В буддийской же традиции наряду с петухом и змеей свинья является одним из трех животных, которые привязывают человека к бесконечному кругу существования. В буддистской иконографии свинью помещают в центре колеса сансары как символ невежества. Некоторая тупость свиньи отражена и в легенде о животных 12-летнего цикла — ведь именно неповоротливая свинья пришла к Будде последней.

Тем не менее в Китае свинья — это благоприятное животное; ведь на китайском звучание слова «свинья» созвучно со словом «счастье». Китайцы говорят; Свинья придет в дом, и счастье пребудет в изобилии. К тому же иероглиф «свинья» входит в состав иероглифа «семья». Поэтому свинья в Китае считается символом плодородия и мужской сексуальности. Также в Китае свинья наравне с быком и бараном входила число трех жертвенных животных в обряде похорон, она выступала в роли проводника в загробный мир.

Свинья в Китае — это и символ богатства. В этой стране прозвище «свинья» не является обидным. В Китае так порой называют богатых и состоятельных людей. Также свинья ассоциируется с полнотой, довольством и добродушием, что не умаляет ее способности в редких случаях проявлять свирепый нрав. В символике Фэн-шуй свинья — движущая сила для достижения богатства. Не всем известно, что копилка в виде свиньи попала в Европу именно из Китая, где ее изобрели полторы тысячи лет тому назад.

Таким образом, свинья на Востоке — символ чистоты и благородства. Изображение свиньи дарят с пожеланием изобилия, счастья и радости.

Люди рожденные в год Свиньи

На Востоке верят, что у людей, родившихся в год Свиньи, больше положительных, чем отрицательных качеств. Они честны, великодушны и благородны, терпимы и по-доброму относятся к окружающим. Свинья тактично не будет замечать недостатки других людей, что делает ее приятной в общении. Грубости в разговоре она не допустит. Самая суть натуры Свиньи — естественность и простота. В быту она опрятна, умеет хорошо вести хозяйство и обставить дом. В этом ей помогает врожденный вкус.

Свинья всегда готова помочь; она часто наивна. Многие принимают это за слабость и обманывают ее. Они ошибаются — если ее вынудить к действиям, Свинья способна постоять за себя! Правда, это не означает, что она не станет жертвой следующего недобросовестного человека. Многие Свиньи доверчивы, что позволяет их легко обмануть. Они скорее предоставят кров незнакомцу, чем будут подозревать в нем мошенника. В коллективе Свиньи часто становятся добросовестными и трудолюбивыми работниками. Они легко наживают богатство, хотя относятся к нему спокойно. Суете маклера Свинья всегда предпочтет спокойное уединение на лоне природы.Навязчивое стремление помочь может сделать Свинью также назойливой. Свинье легко польстить. Часто за ее оптимизмом скрываются глубоко спрятанные внутренние проблемы.

Свинье чужд дух соперничества, она не имеет потребности утверждаться за счет других. Она будет бесконечно задавать себе вопросы, поступает ли она честно и лояльно в том или ином случае. Она всегда верит в то, что ей говорят, и испытывает потребность предоставлять доказательства того, что сама утверждает. Свинья умна, но совершенно лишена хитрости и беспомощна против лицемерия.

Под благодушным видом Свиньи обычно скрывается сильная воля и даже властность. Какими бы ни были ее честолюбие, к намеченным задачам и целям она стремиться со всей силой, на которую способна. Эта внутренняя сила велика, и противостоять ей очень трудно, а подчас и невозможно. Если Свинья приняла какое-либо решение, она будет идти до конца. Но прежде чем принять решение, она долго будет взвешивать все «за» и «против».

Читайте также:  Что за зверь лангуст

Свиньи не могут похвастаться бьющими через край творческими замыслами, но зато они обладают способностью основательно обдумать имеющиеся сведения и чужой опыт и реализовать то, что не удается более креативным знакам, — из них получаются очень энергичные и талантливые менеджеры. Сотрудник Свинья представляет большую ценность для любой компании, так как это, как правило, трудолюбивый, организованный, добросовестный, эрудированный и талантливый человек. Свинье нравится оценивать предстоящий объем работы, а потом шаг за шагом выполнять ее методично и уверенно.

Земляная Свинья

(Цзи-Хай, 1959, 2019) Спокойная и надежная Земляная Свинья приносит счастье своему дому и семье. Ее дом полная чаша, все в нем делается незаметно, спокойно, но эффективно. На работе она тоже является бесценным сотрудником. Элемент Земли делает эту Свинью очень рациональной — она всегда тщательно планирует свои действия и исполняет порученную ей работу исключительно добросовестно. Ее амбиции и претензии не превышают возможностей, и поэтому ей почти всегда гарантированы безопасность и материальный успех. Добрый, вдумчивый друг, надежный соратник и добросовестный работник, Земляная Свинья избегает риска и ищет покоя и внутренней гармонии.

Металлическая Свинья

(Синь-Хай, 1971,2031) Это гордая и страстная Свинья, которая отлично знает, чего хочет. Она очень открыта и общительна, не боится утратить контроль над своей личной жизнью, хотя очень дорожит репутацией. Обладая чистой душой, она часто недооценивает своих врагов и переоценивает друзей. Скрытность противоречит ее натуре, она доверяет всем, даже своим недоброжелателям. Тем не менее Металлическая свинья — сильная и амбициозная личность, и, когда ее вынудят к борьбе, она становится очень опасным противником. Она очень трудолюбива, вынослива и обладает огромным запасом позитивности.

Водяная Свинья

(Гуй-Хай, 1983, 2043) Водяная Свинья плывет по течению и доверяет людям, даже если недостаточно хорошо знает их. Она склонна видеть в людях лучшее, что в них есть, и до последнего момента отказывается верить в их злые намерения. Она легко поддается влиянию, однако в действительно важном для нее деле может настоять на своем. Она очень любит вечеринки, разнообразное общение и получает удовольствие и радость, помогая людям. Это стержень ее характера — если Свинья не может удовлетворить это чувство, она может заместить его обжорством, чрезмерным употреблением алкоголя, сексуальными излишествами и пр.

Деревянная Свинья

(И-Хай, 1935,1995) Деревянная Свинья прекрасно разбирается в людях, она великолепный организатор. Даже если у нее есть выгодный бизнес, она много времени уделяет работе в благотворительных организациях, так как любит помогать людям, которые, как ей кажется, в этом нуждаются. Она очень практична, трудолюбива и всегда готова принять участие в новом проекте, если он ставит целью помощь слабым и обездоленным. Деревянная Свинья предпочитает работать в группе людей, которые так же, как и она, увлечены делом. Она умеет создать в группе благожелательную атмосферу, создать наилучшие условия для плодотворной работы.

Огненная Свинья

(Дин-Хам, 1947, 2007) Активная, общительная, открытая и сильная, Огненная Свинья способна вдохнуть жизнь во все, чем она занимается. Это яркие люди настолько мощно стремятся к своей цели, что остановить их практически невозможно. Огненная Свинья не боится неизвестного, она бесстрашна, полна оптимизма и веры в свои способности и постоянно ищет им достойное применение. Часто благодаря огромной работоспособности в сочетании со страстностью и сильной мотивацией они становятся крупными руководителями. Не стоит вставать у нее на пути — Огненная Свинья умеет действовать весьма резко и точно, когда дела идут не так, как она задумала.
Огненные Свиньи очень эмоционально воспринимают все, что касается их близких — их здоровья, чувств, увлечений, занятий, карьеры.

Источник

Что обозначает животное свинья

В мифологии языческих народов древности отношение к свинье совершенно иное, а для некоторых из них она была и вовсе символом самой Великой Maтeри. Древние кельты почитали ее под именем «седой старухи» Керидвен, а на Тибете величали Алмазной свиньей и Царицей небес. В культе греческой богини Дeметры свинья отвечала за плодородие. В дни тесмофорий, религиозных празднеств в честь Деметры, Свиней приносили в жертву, чтобы обеспечить хороший ypoжай зерновых.

В мифологии прославляются подвиги отважных героев, сумевших одержать победу в схватке с диким вепрем. Геракл по заданию царя Эврисфея выступил против гигантского кабана, обитавшего на Эриманфской горе и наводившего ужас на окрестности города Псофиса (5-й подвиг Геракла). Прекрасно зная повадки свирепого зверя, Геракл загнал его в глубокий cнeг. Страшный кабан лишился возможности маневра и вскоре окончательно увяз в cнeгy. Герой связал кабана и живым доставил его в Микены. Вид чудовищного вепря был так ужасен, что царь Эврисфей в страхе спрятался в большой бронзовый сосуд.

В иудаизме и исламе существует строжайшее табу на употребление в пищу свинины, а мусульманам категорически запрещено даже касаться нечистоrо животнoro.

В изобразительном искусстве Peнecсанса кабан или свинья, выражавшие символику похоти и разврата, являются атрибутами персонифицированного Распутства. Аллегорическая фигура Целомудрия с презрением попирает вепря ноrами.

В западноевропейской геральдике эмблема вепря знаменовала воинскую доблесть, свирепую ярость и беззаветную отвагу. Белый вепрь был изображен в гербе мрачного шекспировского злодея, исторического Ричарда III. В своей последней битве при Босворте (1485) Ричард Глостерский сражался словно разъяренный вепрь, сошедший с его герба. Окруженный врагами со всех сторон, Ричард, подобно дикому кабану, обложенному сворой охотничьих собак, мужественно отбивался до тех пор, пока не скончался на месте от множества полученных ранений.

Другим ярким представителем eвpoпейского рыцарства, чей герб был отмечен эмблемой вепря, является нидерландский дворянин Гийом де Ла Марк по прозвищу Арденнский Вепрь (1446-1485). Всю свою жизнь он провел в яростной борьбе за епископский престол в Льеже, некогда принадлежавший его предкам. Потерпев на этом поприще ряд неудач, де Ла Марк обосновался в Арденнском лесу. Своими разбойничьими набегами Арденнский Вепрь долгое время наводил ужас на окрестности. В 1482 году, при очередной попытке овладеть Льежем, он был разбит войсками гepманскoгo императора Максимилиана и бежал вглубь Нидерландов. В 1485 году рыцарь-разбойник де Ла Марк был схвачен и по приказу императора казнен.

В российской геральдике эмблема Kaбана использовалась редко и только в качестве «говорящей» (например, в гербе города Рьтьска, где на желтом поле изображена черная кабанья голова).

Египет Зло; атрибут Сета в его тифоническом аспекте, когда тот проглатывает глаз Бога Дня.

Античность В Микенах воины носили шлемы покрытые плотно примкнутыми друг к другу кабаньими клыками. Посвящен Аресу (Марсу), Афродите (убивший Адониса). Атрибут Деметры, Аталанты. Символизирует борьбу и разрушение; суровую зиму (после убийства (Во время осеннего солнцестояния кабан вспарывает живот этому богу, и тот спускается в подземное царство (скрывается за горизонтом).) Адониса (Месопотамский бог растительности и зерна, символ оплодотворяющего Солнца) и Аттиса, олицетворяющих силу Солнца), Убийство Калидонского вепря было убийством Зимы и пришествием солярной силы Весны. Эриманфский вепрь был пойман в сеть Гераклом. В гомеровском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в вепря. Вепрь в загоне, окруженный охотниками, — Мелеагр.

Северная традиция Каменные (Эфиньё) и бронзовые (Нёви-ан-Сюлья, Франция) фигурки вепря свидетельствуют о большом значении этого символа в раннюю эпоху в Западной Европе. В кельтских и галльских легендах всегда воплощает выдающиеся позитивные качества. Священное животное как символ воинской мужественности и силы. Обладает сверхъестественными (пророческими и магическими) способностями. Помогает на войне, защищая воина: изображения вепря украшали шлемы и щиты. Символ гостеприимства. Его связывают с собаками, магическими силами. деревом, колесом, вороном, человеческой головой. Посвящен Дергу. Священный огонь назывался «вепрь лесов». Голова кабана символизирует здоровье и хранит от опасности; дает силу жизни, содержащуюся в голове; может принести изобилие и удачу в будущем году. Кабан с медведем — духовная и светская власть этого мира. Друиды называли себя вепрями. Кабаньим мясом наделялись мертвые на дорогу в потусторонний мир для поддержания сил. У кельтов, почитавших вепря как священное животное, существовал миф о валлийском царе, превращённом богами за грехи в вепря. У германцев, скандинавов и тевтонцев — плодородие и урожай, является животное бури, связан с похоронами. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. iotfurr, «вепрь», «князь», «бог»). Посвящен Водану (Одину), Фрею и Фрейе, которые скакали на кабанах. Золотые щетины кабана Фрейи, Гуллинбурсти(н) («золотая щетинка»), — это лучи солнца. В древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря» на шлеме воина; известен древнегерманским археологическим памятникам. Шлемы и маски кабанов передавали воинов под защиту Фрея и Фрейи. Ратники часто носят шлемы в форме кабаньей головы.

Славяне В мифологии балтийских славян огромный вепрь, сверкая белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Ретра.

Сибирь Храбрость, упорство, завоевание, воинские доблести.

Китай Богатства лесов; разврат и насилие; чувственность, изобилие и довольство. В центре Колеса Сансары — символ невежества, лени и обжорства. Белый кабан считается лунным. Жу. Двенадцатый знак зодиака, связанный с Севером, осенью водой «Годы, протекающие под его знаком, благоприятны для деловой активности и промышленности, прекрасно подходят для мирного разрешения споров, благотворительной и общественно-полезной деятельности, но также и для разного рода излишеств».

Япония Дикая свинья (Иношиши) Белый вепрь символизирует Луну, а также, завоевание и все военные доблести. Символ храбрости (смелости), в память о трехстах свиньях, спасших императорский трон от захвата узурпатором До-кьо. Кабан охраняет вход в храмы, посвященные Ваке-но-кийомаро. Охота на кабанов предстает как занятие богов в японской мифологии.

Южная Америка Мотив превращения людей в вепрей (свиней) за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племен Южной Америки: в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына (или воспитанника) бога или культурного героя Тупана у племени тенетахара, Карусакаибе у мундуруку, Ооимбре у каяпо, в других — мужчины, не приносящие своим женам добычи после рыбной ловли или мешающие им добывать рыбу с помощью выдр.

Иран В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана. В Зендавесте «сияющий вепрь» ассоциируется с Солнцем.

Индуизм Третья аватара Вишну — Варахи, или Праджапати, в образе вепря спасает землю от вод хаоса и впервые обрабатывает землю. В облике вепря (Varaha) Вишну поднял землю над водами, восстановив исходный порядок. Он вновь принимает форму вепря, когда ищет корень огненного лингама Шивы (Брахма вэто время ищет его вершину в облике гуся-hamsa). Таким образом Земля может быть отмечена как атрибут варахи-аватары Вишну, находящаяся под его покровительством. Олицетворяет Ваджраврахи — богиню рассвета и Царицу Небес, источник жизни и плодородия. «Алмазное рыло» — атрибут Важдраварахи (Vajra varahi; Dordje Phagmo) в иконографии ваджраяны, олицетворяющей женский аспект Пробуждения. Она часто представляется окрашенной в красный цвет и небольшой кабаньей головой возникающей из/из-за её правого уха. This deity is associated with the cycle of Hevajra, whose co-adjutator she may be, as well as with that of Samvara, and should be likened to a realization of EMPTINESS and to the delicate central channel (sushumma) into which respirations are collected in order to liberate Joy.

В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.

Иудаизм Кабан — враг Израиля, разрушающий лозу.

Христианство В основном необузданная дикость и властность бесовских сил, разрушение, жестокость, свирепый гнев, зло, жестоких князей и правителей, плотские грехи. Евангельский рассказ о бесах, изгнанных из бесноватого в стадо свиней (Мф 8, 28-33; 2-16; Лк 8, 27-33). Положительное понимание присутствует в ситуациях, когда кроткий отшельник в лесу предоставляет ему защиту от охотников. Атрибут Свв. Колумбана и Эмилиана. В германской иконографии вепрь присутствует среди символов Христовых, по ошибочной этимологии герм. Eber (вепрь) ← др.евр. Ибри — якобы родоначальника евреев (ибрим). Одно из четырех животных, символизирующих похоть.

Читайте также:  Переклад болезни на животное

Геральдика Несгибаемая воинственность и дикость Часто использование его названия при образовании имен собственных и топонимов. Обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом». (Бёклер, 1688).

Эмблематика Атрибут персонифицированного Распутства (его попирает ногами Целомудрие). Кабан, лежащий на земле с ножом в горле. Он приносит пользу когда мертв. «Символ мирского и алчного человека, который полезен миру лишь тогда, когда умирает и оставляет свои сбережения на разграбление, а добро, нажитое нечестным путем,- на проматывание расточительным наследникам, которые на то, чтобы его растратить вкладывают столько же сил, сколько он потратил, чтобы его накопить».

Черновые материалы В качестве символического образа кабан представлен во всём индоевропейском мире и за его пределами. В северной мифологической традиции представляет собой духовную власть, возможно, вследствие того, что, подобно друидам и браминам, ведёт уединённую жизнь в лесу, способен находить трюфель — мистический гриб, рождение которого древние легенды приписывают молнии, и питается плодами священного дуба (желудями). Медведь противопоставляется кабану как символ(у) временной власти(мощи). У галлов и древних греков охота на вепря и его убийство — эмблема духовного падения с течением времени (emblem of the spiritual bounded down by the temporal).

В Китае кабан — эмблема Miao, медведь — эмблема Hia. Miao принадлежит к очень древним пластам китайского фольклора. Стрелок И изгоняет свирепого кабана фэнси. Геракл ловит Эрифманского вепря; Мелеагр помогает Тесею в охоте на Калидонского вепря. Herakles (Геркулес) берет Erymanthian боров; Meleager, помог Theseus и Atalanta, охотится на Calydonian боров. Здесь весьма ясно проступает циклическая символика: одно правление уступает место другому, один цикл (период, кальпа) — следующему. Индусы определяют современный цикл как «Белый Боров».

В Японии где дикая свинья или боров, Inonshishi, последние из животных двенадцати земных ветвей. Символизирует храбрость и безрассудство. Верховое животное божества (ками) войны. Небольшие статуи кабанов стоят близ синтоистских святынь, посвященных Wake no Kiyomaro (Wakenokiyomaro). Собственно военный бог Хатиман (Usa-hachiman), иногда изображается верхом на кабане.

Черный кабан в центре колеса сансары представляет собой невежество и страсть. Иногда кабана называют свиньёй, рассматривая негативную составляющую его символики и таким образом вепрь предстаёт как символ всего, что является благородным, а свинья — всего низменного. Дикая свинья символизирует несдержанную распущенность и жестокость/зверство (BHAB, DANA, GOVM, GRAD, CUES, MALA, OGRJ, PALL, VARG).

Вепрь — обычный мотив галльских боевых штандартов (рельефы триумфальной арки в Оранже, Франция) и монет. Известно множество примеров вотивных бронзовых или рельефных изображений кабана. При этом животное не соотносится с «кастой» воинов, будучи символом противостоящей ей священнической касты. Подобно друиду, вепрь тесно связан с лесом, питаясь желудями. В тоже время дикая свинья в символическом окружении девяти поросят подрывает корни/роется в корнях (rooted in the ground at the foot of the apple) дерева бессмертия — яблони. Стада кельтов паслись свободно, поэтому домашняя и дикая свинья практически не отличались, потому свинина была жертвенной едой на празднике Самайн (1 ноября), при том, что богу Лугу был посвящён кабан. Ряд легенд рассказывает о пирах в ином мире, где подаётся мясо волшебного кабане, который не терпит убыли, сколько бы его не готовили. В галло-римской надписи из Langres (Франция) Меркурий именуется Moccus — «свинья». Twrch Trwyth (ирланд. triath — «король») — вепрь, с которым сражался король Артур, символизирует власть духовенства, противостоящую власти короля во времена духовного упадка. Киан — отец Луга, Сиан, спасаясь от преследователей превратился в «druidic pig»; однако, умер он в своём человеческом обличье.

В ирландской литературе, в том числе и испытавшей влияния христианства, вепрь выступает символом добра. В этом кельтский мир резко отличается от остального христианского мира, для которого вепрь — олицетворение Дьявола. Это значение возводится либо к жадности и ненасытности свиней (соотносимой с бурей страстей), либо к опустошениям посевов, садов и виноградников от их безрассудных набегов. В гравюре Дюрера, изображающей сцену Рождества Христова, вола и осла заменяют лев и кабан (боров). (symbolarium.ru)

Воплощение Деметры в образах свиньи и лошади. Переходя к богине хлеба Деметре, нельзя не вспомнить, что в европейском фольклоре обычным воплощением хлебного духа была свинья. Возникает вопрос: а не могла ли свинья – животное, столь тесно связанное с Деметрой, – первоначально служить воплощением самой богини? Ведь свинья, как известно, была посвящена Деметре. Греческие художники изображали богиню несущей свинью или в сопровождении свиньи. Считалось, что свинья была ее жертвенным животным, якобы потому, что свиньи наносят вред посевам и в силу этого являются врагами богини. Действительно, случается, что после того, как животное воспринимается как бог или, наоборот, бог как животное, бог сбрасывает с себя эту оболочку и принимает чисто антропоморфный облик. В таком случае в животном, которое первоначально приносили в жертву в качестве бога, люди начинают видеть жертву, приносимую богу по причине его враждебности к данному животному. Такую метаморфозу претерпел Дионис; возможно, ее претерпела и Деметра. В пользу того, что первоначально свинья являлась воплощением самой богини хлеба Деметры или ее дочери и двойника Персефоны, говорят обряды, совершавшиеся во время тесмофорий, одного из праздников в честь этой богини. В Аттике тесмофорий были осенним празднеством, участие в котором принимали исключительно женщины. Участницы тесмофорий отмечали траурными обрядами нисхождение Персефоны (или Деметры) в подземный мир и с радостью приветствовали возвращение богини из царства мертвых. Первый день праздника в соответствии с этим именовался днем нисхождения или днем восхождения, а третий днем богини, «производящей на свет прекрасные плоды» (Kalligeneia).* Участницы тесмофорий, как правило, бросали в «пропасти Деметры и Персефоны» (то есть в священные пещеры и склепы) свиней, лепешки и сосновые ветви. В этих пещерах и склепах, по преданию, обитали змеи, стоявшие на страже пещер и поедавшие большую часть свинины и лепешек. Впоследствии, скорее всего на следующем празднике тесмофорий, сгнившие остатки свиней, лепешек и сосновых ветвей поднимали наверх женщины-«извлекательницы», которые после трехдневного ритуального очищения спускались в пещеры и, отпугивая змей хлопаньем в ладоши, поднимали испортившиеся останки и складывали их на алтаре. Тот, кому удавалось овладеть куском подгнившего мяса и лепешки и посеять его вместе с семенным зерном, мог не сомневаться в хорошем урожае.

Чтобы объяснить этот варварский древний обряд, была придумана легенда такого содержания. Когда Плутон похищал Персефону, некоему свинопасу по имени Эвбул случилось пасти стадо как раз на месте этого события. Бездна, в которой Плутон исчез вместе с Персефоной, поглотила все его стадо. Поэтому каждый год во время тесмофорий свиней сбрасывали в пещеры в память об исчезновении эвбулова стада. Из этого следует, что сбрасывание свиней в склепы на тесмофориях было составной частью трагического нисхождения Персефоны в подземный мир. А из того, что сбрасывали именно свиней, а не статуи Персефоны, мы можем заключить, что это обрядовое действие служило не сопровождением нисхождения Персефоны, а самим этим нисхождением, другими словами, что свиньи-то и являлись Персефоной. Когда позднее Персефона и Деметра (эти богини были эквивалентны) приняли человеческий об лик, возникла необходимость подыскать причину, по которой на тесмофориях в пещеры сбрасывали именно свиней. С этой целью греки и выдумали легенду о том, что неподалеку от места похищения Персефоны паслось-де стадо свиней, которое исчезло под землей вместе с девушкой. Легенда эта является не более как неуклюжей попыткой перебросить мостик между древним представлением о духе хлеба как о свинье и новым представлением о нем как о богине в образе женщины. Отзвук более древнего представления докатился до нас, впрочем, и в этой легенде: когда скорбящая Деметра пустилась на поиски Персефоны, свинья наступила на следы девушки и стерла их. Отсюда можно заключить, что первоначально отпечатки ног свиньи, Персефоны и Деметры ничем не отличались друг от друга. Тесная связь свиньи с хлебом обнаруживается также в предании, согласно которому свинопас Эвбул был братом того самого Триптолема, которому Деметра открыла тайну хлеба; более того, если верить одной из версий этого мифа, в благодарность за то, что он сообщил богине о судьбе ее дочери, Эвбул тоже получил хлеб в дар из рук Деметры. Следует отметить еще, что участницы тесмофорий, по всей вероятности, употребляли в пищу свинину. Трапеза эта, думается, была таинством причащения, во время которого участники культа вкушали тело бога.

Тесмофорий в таком истолковании сходны с вышеописанными обычаями народов Северной Европы. На осеннем празднестве в честь богини хлеба – мы имеем в виду тесмофорий часть свинины участницы съедали; другую же ее часть держали в пещерах до следующего года, после чего поднимали мясо наверх и перемешивали с семенным зерном, которым засевали поля для обеспечения хорошего урожая. Вблизи города Гренобля мясо козла, убитого на поле жатвы, частью съедали за жатвенным ужином, а частью засаливали и сохраняли до следующей весны. В Пуйи же мясо вола, которого закалывают на поле жатвы, частью идет на стол участникам уборки урожая, а частью засаливается и хранится до начала весеннего сева, после чего примешивается к семенам или съедается пахарями (иногда его используют для того и другого). В Удваргели перья петуха, зарезанного в последнем снопе на поле жатвы, жители также хранят до весны, а затем засевают вместе с семенами. В пепельную среду и на Сретенье жители Гессена и Мейнингена едят свинину, а оставшиеся кости хранят до начала сева, после чего зарывают их в засеянном поле или перемешивают в мешке с семенами. Наконец, хлеб, испеченный из последнего снопа, – так называемый «святочный вепрь» – хранится до Рождества, а затем крестьяне разрывают его на куски, которые во время весеннего сева подмешивают к семенному зерну. Итак, осенью крестьяне убивают духа хлеба в образе животного. Частью его мяса причащаются участники культа, а другую они хранят до следующего сева или жатвы в залог того, что на следующий год дух хлеба воскреснет и обретет новую силу.

Требовательные критики могут возразить нам, что воображение греков ни в коем случае не могло представить им Деметру и Персефону в образе свиньи. Отвечая на это возражение, напомним, что в пещере в городе Фигалия (на юго-западе Аркадии) была обнаружена так называемая Черная Деметра – статуя с телом женщины, но с лошадиной головой и гривой. Не правда ли, изображение богини в виде свиньи и ее изображение в виде женщины с конской головой в смысле грубости и неотесанности мало чем отличаются друг от друга? В предании о Деметре из Фигалии говорится, что одной из животных ипостасей духа хлеба в Древней Греции, а равно и в современной Европе, была лошадь. Известно, что, пустившись на поиски дочери, Деметра обратилась в лошадь, чтобы избегнуть любовных заигрываний Посейдона. Оскорбленная его назойливыми приставаниями, она удалилась в подземную пещеру неподалеку от Фигалии в горах на западе Аркадии. Облачившись в черные одежды, богиня оставалась там так долго, что плоды земли начали увядать. Человечество ждала неминуемая гибель, если бы Пану не удалось уговорить богиню усмирить свой гнев и выйти из пещеры. В память об этом событии жители Фигалии установили в пещере изваяние Черной Деметры, женщины в длиннополой одежде с лошадиной головой и гривой. Эта Черная Деметра, в отсутствие которой гибнут земные плоды, очевидно, является мифологическим выражением голой зимней почвы, с которой спал зеленый летний наряд.

Читайте также:  Фукорцин для чего его применяют у животных

Отношение Аттиса а Адониса к свинье. Переходя к Аттису и Адонису, перечислим немногие факты, показывающие, что эти божества растительности, подобно другим таким же божествам, воплощались в животных. Почитатели Аттиса, как известно, не употребляли в пищу свинину. Из этого можно заключить, что они считали свинью воплощением Аттиса. Такое мнение подкрепляет предание о том, что Аттиса разорвал вепрь. На примере Диониса-козла и Деметры-свиньи мы убедились, что, как правило, животное, которое поранило или убило бога, первоначально было самим этим богом. Быть может, крики Hyes Attes! Hyes Attes!, которые испускали участники этого культа, означали не что иное, как: «Свинья Аттис! Свинья Аттис!» Слово hyes, возможно, было фригийским вариантом древнегреческого слова hys – «свинья».

Что же касается Адониса, то в подтверждение его связи со свиньей приводят предание, согласно которому этот бог был убит вепрем. Если верить другому преданию, кабан распорол своими клыками кору дерева, из которого появился на свет младенец Адонис. Согласно третьему преданию, бог погиб от руки Гефеста на горе Ливан во время охоты на диких кабанов. Из всего этого следует, что, хотя связь Адониса с кабаном не вызывала сомнения, причина ее существования выяснена не была и для ее объяснения древними были сочинены различные предания. Наверняка считали свинью священным животным сирийцы, В их великой религиозной столице – городе Иераполе (на берегах Евфрата) свиней запрещалось приносить в жертву и употреблять в пищу; человек, прикоснувшийся к свинье, считался нечистым всю оставшуюся часть дня. По одним сведениям, сирийцы поступали так потому, что свинью считали нечистым животным, по другим – это было связано с тем, что она, напротив, была животным священным. Такое расхождение мнений говорит о том, что религия сирийцев еще не вышла из того туманного состояния, при котором идея святости и идея нечистоты еще четко не отделяются одна от другой, но составляют единое расплывчатое представление, которому мы даем название табу. Это хорошо согласуется с предположением, что свинья служила воплощением бога Адониса, а пример Диониса и Деметры наводит на мысль, что предание о враждебности бога по отношению к данному животному обязано своим происхождением более позднему превратному пониманию этого бога как воплотившегося в свинью. То, что поклонники Аттиса, а возможно, и почитатели Адониса не употребляли в пищу свинину, не исключает возможности того, что свинью в торжественных случаях предавали закланию в качестве представительницы божества и что свинина употреблялась для причащения. Ритуальное заклание и поедание животного как раз и подразумевают, что речь идет о священном животном, которое нельзя убивать для обычных нужд.

Отношение иудеев к свинье отличалось той же двусмысленностью, что и отношение к ней язычников-сирийцев. Греческие авторы так и не пришли к окончательному выводу, поклонялись ли они свинье или, напротив, испытывали к ней отвращение. С одной стороны, иудеям запрещалось употреблять в пищу свинину. Но, с другой, те же иудеи запрещали убивать это животное. Если первое правило говорит о нечистоте свиньи, то второе еще более красноречиво свидетельствует в пользу его святости. Представление о свинье как о животном священном объясняет оба эти предписания: одно-с необходимостью, а Другое – с достаточной долей вероятности, между тем как представление о свинье как о животном нечистом не объясняет ни одного из этих предписаний, а одно из них начисто исключает. Отдав первой гипотезе предпочтение перед второй, мы с необходимостью приходим к заключению, что первоначально народ Израиля не только не испытывал отвращения по отношению к свинье, но, напротив, поклонялся ей. В этом мнении нас укрепляет сообщение о том, что еще во времена пророка Исайи некоторые евреи тайком собирались в садах, чтобы в религиозных целях отведать свинины или мяса мышей. Здесь мы, несомненно, сталкиваемся с обрядом очень древнего происхождения, с обрядом, уходящим своими корнями во времена, когда евреи поклонялись свиньям и мышам и причащались их мясом и кровью – как мясом и кровью бога – исключительно в редких торжественных случаях. Возможно, мы вправе предположить, что первоначально все так называемые нечистые животные были священными и в пищу их не употребляли именно по этой причине.*

Осирис в образе свиньи и быка. В Древнем Египте в исторические времена отношение к свинье было отмечено той же двусмысленностью, что и в Сирии, и в Палестине, хотя основной упор там делался, видимо, не на святость, а на нечистоту. Греческие авторы единодушно признают, что египтяне питали к свинье отвращение как к грязному и отталкивающему животному. Человек, который мимоходом прикасался к свинье, входил в реку прямо в одежде, чтобы смыть с себя заразу. У египтян считалось, что человек, выпивший молоко свиньи, заболеет проказой. Свинопасы, будь они даже уроженцами Египта, были единственными людьми, которым запрещалось входить в храмы. Ни один египтянин не решился бы выдать свою дочь замуж за свинопаса или женить своего сына на его дочери. Свинопасы в силу этого заключали браки исключительно в своей среде. При всем том один раз в году египтяне приносили свиней в жертву луне и Осирису, причем, кроме того, вкушали их мясо, хотя в любой другой день года делать это им возбранялось. Те, кто был слишком беден, чтобы в такой день пожертвовать свинью, вместо нее пекли и приносили в жертву лепешки. Объяснить этот обычай можно, единственно предположив, что свинья играла роль священного животного, мясом которого один раз в год причащались верующие египтяне.

В пользу того, что в Египте свинья была священным животным, говорят те самые факты, которые в глазах современных людей, казалось бы, доказывают противоположное. Например, египтяне, как мы только что видели, придерживались мнения, что молоко свиньи является причиной заболевания проказой. Между тем первобытные народы придерживаются точно таких же взглядов относительно самых священных животных и растений. Население острова Ветар, расположенного между Новой Гвинеей и Целебесом, считает себя потомками диких свиней, змей, крокодилов, черепах, собак и угрей. Островитянам запрещается употреблять в пищу животных, от которых они ведут свое происхождение. В противном случае человек заболеет проказой или сойдет с ума. Североамериканские индейцы племени омаха, чьим тотемом является лось, считают, что стоит им попробовать мясо лося-самца, как их тело покроется белыми пятнами и волдырями. Индейцам того же племени, имеющим своим тотемом красный маис, кажется, что если они употребят это растение в пищу, то их ротовая полость покроется язвами. Лесные негры Суринама, разделенные на тотемные кланы, верят, что съесть мясо capiai (местная разновидность свиньи) – значит заболеть проказой. Это животное, скорее всего, является одним из тамошних тотемов. В древности сирийцы почитали рыб священными; считалось, что на коже людей, отведавших рыбное блюдо, вздуются язвы, а их ноги и живот распухнут. Живущие в Ориссе чáсы уверены, что клан человека, причинившего вред тотемному животному, вымрет, а самому человеку не миновать проказы.

По этим примерам можно судить, что употребление в пищу мяса священного животного часто считалось причиной проказы и других кожных заболеваний. Так что свинья, как мы и предполагали, наверное, была в Египте священным животным, так как молоко ее якобы вызывало проказу. (. )

В свете этих параллелей верования и обычаи египтян, относящиеся к свинье, скорее основывались на представлении об исключительной святости этого животного, нежели на представлении о его крайней нечистоте. Выражаясь точнее, египтяне видели в свинье не просто нечистое, отталкивающее животное, но и существо, в высшей степени одаренное сверхъестественными способностями. Они относились к свинье с тем изначальным чувством религиозного ужаса, в котором почти в равных дозах перемешаны глубокое преклонение и глубокое отвращение. От внимания самих древних не ускользнуло то обстоятельство, что у чувства неприязни, которое свинья вызывала в египтянах, имелась обратная сторона. У греческого астронома и математика Эвдокса, который провел в Египте 14 месяцев и беседовал с тамошними жрецами, сложилось впечатление, что египтяне не трогали сытней не из чувства отвращения, а из соображений их полезности в сельском хозяйстве. Если верить этому греческому ученому, после отлива Нила египтяне выпускали на поля стада свиней, которые втаптывали семена в сырую землю. Отношение к животному, которое возбуждает столь противоречивые чувства, конечно, не отличалось однозначностью и постоянством. С течением времени одно из противоречивых чувств одерживало победу, и в зависимости от того, преобладало ли чувство почитания или чувство отвращения, животное то поднималось на уровень бога, то опускалось до уровня дьявола. Эта последняя судьба и постигла у египтян свинью. Действительно, в исторические времена в Египте чувство отвращения по отношению к свинье явно перевесило чувство поклонения, которое египтяне испытывали к ней в прошлом и следы которого сохранились в позднейшие эпохи. Свинью стали рассматривать как воплощение Сета или Тифона, египетского варианта дьявола, врага Осириса, Согласно преданию, Тифон в образе черной свиньи поранил глаз бога Гора, который предал его за это сожжению и учредил жертвоприношение свиньи, после того как бог солнца Ра объявил это животное отвратительным. Что же касается предания о том, что во время охоты на вепря Тифон обнаружил тело Осириса и искалечил его, что и послужило причиной ежегодного принесения в жертву свиней, то оно представляет собой модернизированную версию более древнего предания: что Осириса, равно как и Аттиса и Адониса, растерзал вепрь или Тифон в образе вепря.

Итак, ежегодное принесение свиньи в жертву Осирису можно истолковывать как месть враждебному животному, убившему и растерзавшему бога. Но главное не это, а то, что раз уж животное только один раз в году предают закланию с соблюдением пышного обряда жертвоприношения, то речь идет о священном животном, о животном, которое из чувства благоговения не решаются трогать на протяжении остальной части года и, наконец, убивают тоже в качестве бога. Кроме того, пример Диониса и Деметры (не говоря уж об Аттисе и Адонисе) убедил нас в том, что животное, которое приносят в жертву богу на том основании, что оно враждебно ему, первоначально могло быть и действительно было самим этим богом. Поэтому ежегодное принесение свиньи в жертву Осирису наряду с утверждением, что это животное якобы враждебно богу, свидетельствует, во-первых, о том, что первоначально свинья была богом, а во-вторых, что была она именно Осирисом. Когда в белее позднюю эпоху Осирис приобрел черты антропоморфного божества и его связь со свиньей была предана забвению, это животное сначала стали отличать от бога, а затем мифологи, которым показалось, что приносить животное в жертву богу можно единственно на том основании, что оно ему враждебно, превратили свинью во врага Осириса. Ибо приносить в жертву богам, по выражению Плутарха, надлежит не то, что им дорого, а то, что им ненавистно. Пресловутый вред, который наносят посевам дикие кабаны, послужил достаточным основанием для того, чтобы изобразить этих животных врагами духа хлебов, хотя первоначально, если принять нашу гипотезу, сама свобода передвижения кабанов по посевам наводила крестьян на мысль о тождественности этих животных духу хлеба. Противопоставлять же их ему стали позднее.(psylib.org.ua)

— Уходите со двора,
Вы yж извините,
Поросят кормить пора,
После приходите!

— Уходите со двора,
Вы yж извините,
Поросят кyпать пора,
После приходите!

— Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!

— Уходите со двора,
Потерпите до yтра.
Мы yже фонарь зажгли,
Поросята спать легли.

В дубняке
(Петр Комаров)
На дубе желуди висят,
А под его ветвями
Семейство диких поросят
Расположилось в яме.

Погодка летняя тиха,
До вечера далеко.
Над ними, вместо пастуха,
Весь день кричит сорока.

Но самый визгливый из всех поросят
Сказал им: «О, братья мои!
Все взрослые свиньи «хрю-хрю» говорят,
Довольно визжать вам «и-и»!

Послушайте, братья, как я говорю.
Чем хуже я взрослой свиньи?»
Бедняжка! Он думал, что скажет «хрю-хрю»,
Но жалобно взвизгнул: «И-и!»

Источник

Познавательное и интересное