Что спасает от холода животных севера

Животные

Как звери выживают зимой, в условиях крайнего Севера, Гренландии, Аляске и Канады

«Смена гардероба» помогает животным приспособиться не только к холодам, но и к изменившемуся пейзажу. Зимний «камуфляж» используют, например, зайцы, песцы, ласки и горностаи. Начало линьки и скорость ее протекания зависит от температуры воздуха. Однако маскировка перестает работать, если снег выпадает поздно или, наоборот, рано тает. К сожалению, из-за парникового эффекта такое случается все чаще.

Аналогичную функцию выполняет и шкура белого медведя. За теплоизоляцию отвечает подкожный слой жира, поскольку шерсть, намокнув в воде, перестает защищать от пронизывающего арктического ветра.

Ноги водоплавающих птиц — уток, гусей, чаек — лишены перьевого покрова, зато они пронизаны сетью кровеносных сосудов, которая спасает их от переохлаждения.

Артерии, по которым кровь поступает к ногам птицы, разделяются на сеть мелких сосудов и переплетаются с венами, которые доставляют остывшую кровь обратно к сердцу. Горячая артериальная кровь подогревает венозную, чтобы та, попадая в тело, не охлаждала его.

Смена полярного дня и ночи сулит не только перепад температур, но и перемену освещения. Северные олени приспособились к разным световым режимам.

В зимние месяцы их глаза приобретают особую фоточувствительность: зрачок расширяется, а светоотражающая поверхность внутри глазного яблока — tapetum lucidum — перенаправляет на сетчатку бóльшую часть света, попавшего в глаз. Такая дополнительная стимуляция фоторецепторов необходима животным, чтобы хорошо видеть в северных сумерках.

Источник

Занятие в подготовительной группе «Животные Севера»

Анжела Лысенко
Занятие в подготовительной группе «Животные Севера»

Занятие в подготовительной группе на тему : «Животные севера».

Цель занятия:

-закрепление, уточнение, расширение знаний об Антарктиде и ее обитателях.

Задачи занятия:

1. Познакомить с животными севера. Их образом жизни.

2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи

3. Воспитывать любовь к животным.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

Доброе утро для вас,

Добрый день и добрый час!

У воспитателя в руках глобус

Воспитатель: По пути нам встретились плавающие «ледяные горы». Это айсберги. Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море.

Воспитатель: Как же появились эти ледяные громады? Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. В Антарктиде не живут люди, а только полярные ученые. Они изучают погоду, жизнь птиц и животных Антарктиды.

На севере живут различные животные. Давайте их рассмотрим.

-Морж – большое животное. Посмотрите, что есть у моржа. У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.

Воспитатель: Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?

Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег

Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени?

Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Вот я вижу тут еще одно животное севера. Это тюлень.

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты.

Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Дети: Рыбой питается тюлень.

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.

Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.

Читайте также:  Песец голубой фото животное картинки

Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?

Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Воспитатель: Верно, молодцы!

Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Дети. Белый медведь.

Воспитатель: Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?

Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.

Воспитатель: У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Воспитатель: Ребята,а давайте движением изобразим белого медведя:

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною мишка

Руки вверх, вперед и низ

Пингвин – это нелетающая птица. Все пингвины умеют плавать и превосходно ныряют, а вот летать совершенно не могут. Тело пингвина довольно упитанное, чуть сжатое с боков и покрыто густыми перьями. Не слишком крупная голова находится на подвижной, гибкой и довольно короткой шее. Клюв пингвина сильный и очень острый. Крылья пингвина называются ластами. Ноги короткие и толстые, имеют по 4 пальца, соединенных плавательными перепонками. Пингвины ходят как люди. Для поддержания равновесия пингвину помогает короткий хвост,состоящий из 16-20 жестких перьев: при необходимости птица просто опирается на него, словно на подставку. На пингвинов охотятся морские котики, морские львы. Чайки расклевывают их яйца. Пингвины едят рыбу.

Аппликация с элементами рисования в подготовительной группе детского сада «Народы и животные Севера» В данной статье мы рассмотрим, как сделать аппликацию с элементами рисования на тему «Народы и животные Севера». Цель данной работы познакомить.

Дидактические игры «Животные Севера», «Животные Африки», «Обитатели пустыни» Российская Федерация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением.

Календарный план воспитательно-образовательной работы для подготовительной группы на тему «Животные Севера» Календарный план воспитательно-образовательной работы подготовительной группы № 7 на основе циклограммы деятельности детей в течение дня.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Животные Севера» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера. Задачи: Образовательные: закрепление представлений о природе,.

Конспект НОД по познавательной деятельности во второй младшей группе «Животные севера» Конспект НОД по познавательной деятельности во второй младшей группе Пояснительная записка: Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект занятия в старшей группе «Животные и птицы Крайнего Севера». Цели: Обобщать знания детей о животных и птицах Крайнего Севера; Развивать у детей познавательный интерес к жизни.

Проведение логочаса в подготовительной группе «Животные Севера» ЛОГОЧАС 1. Ребята, я предлагаю вам отправиться далеко на север. Хотите туда попасть? Тогда закрывайте глаза и говорите вместе со мной волшебные.

Проведение логочаса в подготовительной группе «Животные Севера» (часть 2) ЛОГОЧАС 1. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега,.

Разработка сценария образовательной ситуации в подготовительной группе «Животные Севера» ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о животных Севера и образе их жизни. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: • продолжать знакомить детей с животными.

Источник

Почему полярные животные не отмораживают лапы на льду?

Несмотря на то, что на полюсах Земли ежегодно держится довольно низкая температура, в них обитают различные виды животных, сумевших приспособиться к холоду. У большинства видов на теле присутствует плотный покров, под которым скрывается несколько слоев жира. Это позволяет туловищу сохранять тепло вне зависимости от окружающих условий. Но как быть с конечностями? Они не оснащены плотным покровом шерсти и толстой жировой прослойкой. Тогда как полярные животные умудряются не отмораживать лапы на льду?

Полярный климат

Осадки выпадают редко. В течение года их толщина составляет всего лишь 1-2 метра. Однако из-за практически полного отсутствия людей и небольшой численности животных, это не мешает землям постепенно обрастать сугробами. Из-за того, что Заполярье расположено на полюсах планеты, длина дня и ночи отличается от привычных.

Территориально данные территории пересекаются границами с более, чем восемью странами: Россией, США, Норвегией, Финляндией и т.д.

Почему полярные животные не отмораживают лапы на льду?

В Арктике, животные все время вынуждены перемещаться по льду и снегу, проживая в климате с отрицательной температурой. Чтобы их тело не замерзало, они оснащены врожденными средствами защиты от холода.

Птицы под перьями имеют толстую подушку из пуха, которая задерживает выход тепла из тела. Животные обладают массивными меховыми шубами, под которыми они накапливают жир. Это помогает не замерзать и чувствовать себя комфортно даже при низких температурах.

Однако если посмотреть на лапы существ, обитающих в Заполярье, сразу становится понятно, что они недостаточно защищены. По логике, при минусовой температуре конечности зверей и птиц, проживающих на этой территории, должны обмораживаться уже через несколько часов. Но местная фауна чувствует себя довольно неплохо в снегах.

Читайте также:  Фенечки животные фото и описание

Казалось бы, чтобы избежать обморожения конечностей, зверям достаточно нарастить плотный мех не только на туловище, но и на них. Однако массивные шерстяные наросты мешали бы передвижению, сковывали тело. Поэтому, обитателям полярного круга пришлось искать другое решение.

Защищать лапы от обморожения полярные звери научились с помощью эволюции, а именно, за счет усовершенствованной артериальной системы. Сосуды с поступающей кровью и с уходящей к сердцу расположены очень близко друг к другу. Таким образом, когда горячая кровь из тела приливает в лапу, она взаимодействует с холодной кровью, уходящей обратно к сердцу, и остывает. Близко расположенные кровяные каналы нагревают и остужают друг друга одновременно. Это позволяет поддерживать в лапах низкую температуру, но избегать обморожения.

Особенность своего организма животные Заполярья научились применять и на практике. Во время интенсивных движений, например, при погоне за жертвой, у зверя начинает повышаться внутренняя температура. И через лапы он может быстро “остыть” и выпустить тепловые излишки в атмосферу. Это защищает сердце животного от температурного перепада и развития болезней.

Полярные животные не отмораживают лапы на льду благодаря устройству своей кровеносной системы. Сосуды в конечностях расположены таким образом, что те, откуда кровь уходит обратно к сердцу, плотно соприкасаются с теми, через которые кровь от сердца поступает в лапы. Между сосудами происходит теплообмен, который позволяет поддерживать внутри лап низкую температуру. Соответственно, из-за этого не происходит обморожения.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Животные Севера.»

Алевтина Васильева
ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Животные Севера.»

Беседа с просмотром презентации «Животные Севера«

Интеграция с другими областями. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие

1. Уточнить и расширить знания детей о животных Севера, характерном внешнем виде, повадках, питания, детёнышах.

2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать строить предложения.

3. Развивать воображение, умение в движениях передавать повадки диких животных Севера.

4. Учить детей мыслить системно,уметь анализировать в играх: «Что бывает белым? холодным? тёплым?»

Словарная работа: : белый медведь, моржи, северный олень, тюлени, Северный полюс.

Индивидуальная работа. Автоматизация звука Ш в словах у Миши, Максима, Алёши, Маши.

Материал. Контуры животных Севера, иллюстрации с изображением животных Севера, презентация, песня «Где-то на белом свете»

Литература. 1. Селихова Л. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия М. 2006г (123)

2. Вахрушев А. А. Здравствуй, мир. М. 2001г (209)

1. Организационный момент.

— Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на северный полюс (В Арктику)

Воспитатель показывает этот место на глобусе.

— Мы сейчас представим с вами, что мы летим на самолете.

Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»

— Закрываем глаза, открываем и вот мы уже оказываемся на Северном полюсе.

2. Беседа о животных Севера с просмотром презентации.

— Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый кого мы встречаем на нашем пути.

Воспитатель показывает контурным с изображением животных севера.

— Каких животных вы узнали? Перечисление.

— Где живут эти животные? На Севере.

— Мы на прошлом занятии уже говорили о животных Севера. Сегодня предлагаю ещё раз вспомнить, что же мы знаем про них.

Показываю слайд. Моржи.

— Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности.

— Как вы думаете, чем моржи питаются? Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.

— Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

— Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он? Это олень.

— Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове? Длинные рога.

— Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

— У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Читайте также:  Фото животных с аномалией

Чем же питаются северные олени? Мхом, травой.

— Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это? Это тюлень.

— Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

— Верно, плавники, а не ласты. Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Рыбой питается тюлень.

— Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

— А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

Для того, чтобы быть незаметным для хищников.

— Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Что спасает от холода тюленей?

От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Слайд. Белый медведь.

— Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

— Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?

Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.

У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

— Ребята, а давайте движением изобразим белого медведя:

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною мишка

Руки вверх, вперед и низ

3.Игра: «Что бывает белым? холодным? тёплым?»

4. Возвращение с экскурсии.

На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете)

— Вот мы и прилетели в детский сад. Проходите, ребята, садитесь.

— Ребята, вам понравилась экскурсия на Крайний Север? Ответы.

— Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, я вам сейчас загадаю загадки и посмотрю отгадаете ли вы их.

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. Моржи

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. Белый медведь

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга Олень

— Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? А помогает животнымвыжить в этих суровых условиях:

— Толстый слой жира, густа шерсть,

— Широкие лапы, окраска меха

— Молодцы, вспомнили хорошо.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для второй младшей группы Тема: «Водичка, водичка…» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие».

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Каша — матушка наша» Цель: продолжать закреплять знания о пользе каши в рационе детского питания. Задачи: Образовательные: 1. Сформировать представление о пользе.

«Дикие животные». Конспект НОД в первой младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми Предварительная работа: • Рассматривание иллюстраций: волк волчата, заяц зайчата,.

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Познавательно-исследовательская деятельность на тему «Строение и свойства веществ» Подготовительная групппа Цели: Расширение представлений.

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Поможем мышонку» Конспект интегрированной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математический.

Конспект ООД в области «Познавательное развитие» на тему «Моя малая Родина» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,.

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в младшей группе «Лесные жители» МБДОУ «Детский сад № 51» г. Чебоксары Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное.

Конспект занятия в рамках образовательной области познавательное развитие в подготовительной группе ДОУ «Дикие животные леса» Тема: «Дикие животные леса» Цель: расширять и закреплять представления об особенностях диких животных и правилах поведения на природе.

ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Волшебное сито» Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе. Проблемно- диалогическая.

Конспект ООД в образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе «Огородная история» Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе «Огородная.

Источник

Познавательное и интересное