В прошлом на Окинаве каратэ базировалось почти исключительно на ката. Очень редко случалось, чтобы сила удара рукой или блока измерялась тем, что называлось какеда-меши.
С распространением каратэ в Японии оно постепенно стало популярным среди молодежи и неизбежно подверглось влиянию японских боевых искусств. Базовое кумитэ, которое вошло в практику в конце 20-х годов нашего столетия, было изучено и усовершенствовано, развившись в джию кумитэ (свободный спарринг). Сегодня кумитэ органично вошло в тренировочный процесс.
Поскольку кумитэ вошло в практику только после распространения каратэ в Японии, оно является относительно новым аспектом этого искусства самообороны. Таким образом, как наши предшественники считали своей основной задачей совершенствование ката, так задачей современного каратиста является развитие кумитэ до такого же высокого уровня, как и ката.
Существует три вида кумитэ: базовое кумитэ, иппон кумитэ и джию кумитэ.
Базовое кумитэ позволяет освоить основные приемы с учетом индивидуальных способностей.
Иппон кумитэ позволяет освоить атакующие и оборонительные действия, технику передвижений и понимание мааи (дистанции).
Без понимания мааи, кузуши, каке, цукури и стратегии боя нельзя заниматься джию кумитэ. (Фактически многое в этих аспектах еще не изучено и развитие этих направлений — задача будущего.) Не следует переходить к джию кумитэ, пока не будет освоено базовое кумитэ и иппон кумитэ.
Нельзя подменить практику ката практикой кумитэ, поскольку ката были и остаются самым важным и существенным элементом каратэ.
В этой наиболее простой форме кумитэ соперники располагаются на установленной дистанции друг от друга и заранее определяют цель атаки. Затем они попеременно практикуются в атаке и блокировании. Это может быть одна атака и блок — иппон кумитэ — или серия из пяти ударов — гохон кумитэ (или из трех — санбон кумитэ).
Джию иппон кумитэ и джию кумитэ.
Методика иппон джию кумитэ такова. Оба соперника принимают камаэ свободно на произвольной дистанции. [Камаз — специфическое положение главным образом торса и рук.] Объявляя свою цель, атакующий проводит решительную атаку. Блокирующий защищается, используя любые приемы, которыми он хорошо владеет, и сразу же контратакует. Это тренировочное кумитэ, целью которого является введение в реальную практику приемов атаки и защиты. Это джиссен (реальный бой) кумитэ.
Таким образом, атакующий, оценивая мааи и кокюу (дыхание), применяя обманные движения и т. п., старается воспользоваться любым раскрытием соперника и, хорошо рассчитывая время, развить свою атакующую мощь. Блокирующий, выдвигаясь вперед, отступая или выполняя таи-собаки влево или вправо, применяет приемы в любом направлении и контратакует. Поскольку джию иппон кумитэ включает в себя атаку и защиту по всем направлениям, кокюу, мааи, тои-сабаки, перемещение центра тяжести, блок-атаку на одном дыхании, оно является чрезвычайно важным методом оттачивания приемов.
Вот что следует понимать под джию кумитэ. Если же после атаки нападающий обманывает блокирующего и продолжает атаковать, или если он атакует без предупреждения, обращая контратаку блокирующего против него, то такой тренировочный метод становится уже джию кумитэ. Этот подготовительный шаг к джию кумитэ требует большого мастерства и потому не может быть рекомендован начинающим, чьи приемы нарушатся или станут неэффективными. Этот метод хорош только для мастеров для развития поавильной оценки ситуации, шестого чувства при атаке и защите.
В последнее время наблюдается тенденция преждевременного перехода к джию кумитэ, и результат этого — кимэ, теряющее интенсивность и мощь, — виден весьма часто, поскольку участникам состязаний недостает достаточной тренированности в базовой технике и ката. Данный подход ошибочен, но я наблюдаю его распространение. Чтобы исправить это положение, совершенно необходимо вместо работы в джию иппон кумитэ как подготовительной ступени к джию кумитэ прежде всего отшлифовать базовые приемы один за одним и, одновременно, совершенствовать мааи, кокюу, таи-сабаки и т. д. Только тогда иппон кумитэ может стать переходом к джию кумитэ.
Для подготовки к бою без предварительных условий в дзюдо существует рандори, а в каратэ — джию кумитэ. Применение некоторых приемов в определенные части тела запрещено. С учетом этого — это свободная форма джиссен.
В давние времена, когда приемы держались в секрете и отрабатывались индивидуально, ката были основой тренировки и имели огромное значение. Современное каратэ-до также осваивается через ката. Что касается кумитэ, базовое регламентированное кумитэ было формой тренировки с довольно давнего времени, но только с расцветом каратэ в университетах и других местах в конце 20-х годов нашего века было введено в практику джию кумитэ. Стала популярной тренировка в гохон кумитэ, а это привело к развитию шицен (реальному) и джию (свободному) кумитэ. Джию кумитэ впервые появилось официально в показательной программе в 1936 году во время турнира, проводимого в ознаменование образования Японской студенческой федерации каратэ. По сравнению с дзюдо и кендо это было позднее начало, и в связи с неизбежным развитием спортивного каратэ должны быть проведены более глубокие исследования в джию кумитэ.
Основное, что отрабатывается в джию кумитэ, — это ка-маэката, тачикато, ме но цукеката, мааи и ваза о ходо-косу коки.
1. Камаэката, специфическое положение тела, особенно его верхней части
Камаэката должно быть таким, чтобы атака или защита могли осуществляться в любом направлении. Расположив торс в ханми, станьте прямо, но с ощущением легкого опускания бедер. Держите голову правильно, не наклоняя ее вперед или назад, влево или вправо. Передняя рука, слегка согнутая в локте и защищающая бок вашего корпуса, должна быть нацелена на точку между носом и верхней губой соперника. Задняя рука должна быть согнута и располагаться возле области солнечного сплетения. В этой стойке следует избегать излишнего напряжения в локтях и подложечной ямке. Это и есть положение готовности с центром тяжести в его естественном положении.
Встаньте легко, ступни немного повернуты вовнутрь и чуть ближе друг к другу, чем в передней или задней стойке. Согните слегка колени, а вес тела распределите равномерно на обе ноги. Напряжение должно удерживаться в ступнях и пальцах ног, а пятки ног следует держать от поверхности пола на толщину листа бумаги. Стойте легко, сохраняя хладнокровие.
3. Me но цукеката, направление взгляда
Если вы приковываете свой взгляд к лицу соперника, вы теряете из виду все остальное. Когда вы следите за его ударом ногой, вы не видите его верхней части корпуса. Вы должны видеть соперника целиком, с макушки до пят. Чтобы правильно оценить его, смотрите на него как если бы смотрели на удаленный от вас объект.
Мааи варьирует в большей или меньшей степени в зависимости от индивидуальных физических и технических возможностей, но в идеале это означает удерживание соперника на соответствующем расстоянии, не теряя контакта с ним. Дистанция имеет важное значение в определении победы или поражения, поэтому очень важно изучать ее и овладевать достижением выгодной мааи.
5. Ваза о ходокосо коки, гсихологический аспект выполнения приема
Проводите ли вы атаку, заберя инициативу на себя [сен но сен] или перехватывая инициативу [го но сен], выполнение приема не будет иметь эффекта до тех пор, пока вы не воспользуетесь раскрытием соперника.
Раскрытие может быть трех видов: психологическое, в камоэ или в действиях. Следующие замечания касаются последнего.
A. В начале атаки соперника. Когда соперник, увидев брешь в вашей защите, начинает свое движение, атакуйте его сразу же, без промедления. Он будет занят атакой, и его защита будет слабой. В этот краткий миг можно легко найти брешь в его защите.
Б. В момент атаки. Когда вы атакованы или когда идет серия атак, которые вы блокируете, и стратегические цели соперника истощаются, а приемы заканчиваются, атакуйте сами.
B. Когда разум неподвижен. В боевых искусствах существуют строгие правила: не быть застигнутым врасплох, не сомневаться, не колебаться. Если в момент нависшей угрозы удара рукой или ногой вы охвачены сомнением или дрогнули перед боевым духом соперника, то вы будете колебаться при проведении собственной атаки, ваше тело станет закрепощенным и появится ментальное раскрытие. В этот момент вы станете удобным объектом для внезапной успешной атаки противника.
Г. Создание бреши (раскрытие). Когда оба соперника хорошо закрыты, можно провести финт, чтобы сбить противника с толку. Например, отвлекающий маневр стопой может привлечь его внимание к ногам, создавая возможность для атаки верхней части корпуса противника. Есть множество способов таких маневров руками или ногами, но если вы проделываете их неуклюже, то сами раскроетесь. В реальной обстановке вы должны хорошо контролировать свою силу и наносить удары рукой или ногой с полной сосредоточенностью. Одним из таких способов может быть серия приемов, не оставляющих сопернику шанса для контратаки. Затем, когда его положение разрушено и появилась брешь в защите, немедленно проводите решительную атаку.
Вышеперечисленные моменты следует тщательно изучить, занимаясь джию кумитэ. В джию кумитэ выполнение приемов часто принимает беспорядочный характер. Поэтому тренировка должна быть связана с ката, иппон джию кумитэ и т. д. и большое внимание должно уделяться серьезному изучению базовой техники и овладению прочными техническими навыками прежде всего.
Каратэ пришло к нам из Японии, поэтому в каратэ пользуются японской терминологией. В этом словаре даны основные японские термины, используемые в каратэ, которые могут услышать начинающие.
Транскрипция кириллицей не может правильно передать звуки японского языка, некоторые термины произносятся разными людьми по-разному. В связи с этим дано несколько вариантов транскрипции подобных японских терминов. Слова расположены в алфавитном порядке, а не в хронологии изучения.
Основные удары
Основные блоки агэ-укэ – блок верхнего уровня гэдан-бараи — блок нижнего уровня моротэ-укэ — блок удэ-укэ, усиленный второй рукой (впервые встречается в ката Хэйян Нидан) осаэ-укэ — накладка ладонью (впервые встречается в ката Хэйян Нидан) сото-уке — блок среднего уровня предплечьем внутрь удэ(учи) –уке — блок среднего уровня предплечьем наружу сюто (шуто) — уке — блок ребром ладони
Уровни и направления гедан — нижний уровень гяку — противоположный дзёдан (джодан) — верхний уровень йоко (ёко) — вбок, в сторону маваси — круговой, по кругу мае – вперед миги — правосторонний, правый сагару — отступление ура — — обратный уширо — назад, тыл хидари — левосторонний, левый чудан – средний уровень
ЧАСТИ ТЕЛА РУКИ Сэйкэн – кулак Уракэн – перевернутый кулак, тыльная часть Тэтцуи – кулак – «молот» Шуто – внешнее ребро ладони Хайто – внутреннее ребро ладони Шотэй – «пятка» ладони Кокэн – запястье Эхон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами Нихон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами, образующими «вилку» Накаюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину средним пальцем Ояюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину большим пальцем Хайван — наружная сторона предплечья Хиракэн – кулак со сжатыми наполовину пальцами Хайсё (хайшо) – тыльная сторона ладони Тохо – раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем Кэйко – пальцы, собранные щепоткой, «голова цыпленка» Хиджи – локоть
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ханми — пол-оборота тела шомен — фронтальное положение тела
Другие термины
Некоторые термины, не указанные в предыдущих разделах ако (ака) — красный, каратэка, находящийся по правую руку рефери вазаари (вазари) — оценка, пол-очка в спортивном кумитэ дзю-кумитэ — свободный спарринг в каратэ-до гохон кумитэ — вид обусловленного учебного спарринга на пять шагов иппон — оценка, чистая победа или очко (в зависимости от правил соревнований) в спортивном кумитэ кихон кумите — обусловленный учебный спарринг кихон иппон кумитэ — обусловленный учебный спарринг на один шаг санбон — тройной санбон кумитэ — вид обусловленного учебного спарринга на три шага сиро (широ) — белый, каратэка, находящийся по левую руку рефери тори — атакующий уке — защищающийся Якусоку кумитэ — учебный спарринг
Хомбу Додзе: г. Киев, ул. Дмитриевская, 39 Ехать трамваями №15,18 от ст.м.»Лукьяновская»,»Вокзальная»
Для просмотра расписания и условий тренировок, пройдите по этой ссылке в раздел «Расписание и условия тренировок».
Карате́ или каратэ́ (произносится каратэ, от яп. 空手道, МФА [ka’ɽate]; каратэ-до: «путь пустой руки»)
История
В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как
вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.
В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и жители Окинавы
массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки не победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920-40-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.
Общее количество школ и стилей каратэ сегодня наверное не знает никто. То ли их несколько сотен, то ли тысячи. В прошлые времена каратэ держали в тайне от чужаков. Пришлым о его стиле и возможностях не говорили. В современное время появилось много доморощенных «сэнсеев», которые проповедуют собственные стили, известные только им самим и якобы идущие от боевых искусств китайско-окинавского происхождения, а на самом деле ничего общего с ними и вообще с каратэ не имеющие.
Существует несколько субъективных причин, определяющих появление многочисленных стилей каратэ. Взять, к примеру, такое обстоятельство. Человек не может верно выполнить какие-то движения ката, у него не получается тот или иной прием. В результате ката выполняется так, как может именно этот человек в силу своих физических данных. Недостаток прилежания – тоже причина: ученик заучивает ката неверно, хотя мог бы отработать его лучше. Бывает, люди подолгу не тренируются и забывают традиционные ката, пробуют выполнить их, а у них выходят совсем другие движения. Случаются и личные ошибки тренеров, и идиосинкразия на определенные движения в ката. Все бывает. Да, есть много причин, по которым то или иное ката видоизменяется. Но утверждать, что это ведет к появлению разных стилей, в строгом смысле слова, неверно и даже недостойно.
Есть люди, и таких немало, кто пытается смешать малые навыки дзю-дзюцу со столь же малыми навыками каратэ. В результате они проделывают нечто странное, не стоящее ни того ни другого названия. Есть и такие, кто выдает свои доморощенные выдумки за некий особый стиль каратэ или особый стиль кэнпо. Будет жалко и стыдно, если их воспримут всерьез.
Слишком много развелось «мастеров каратэ», которых никто, кроме них самих, таковыми не считает. И чаще всего этих «мастеров» стоит пожалеть: они попросту обладают очень слабыми способностями. Можно только удивляться, как такой примитивный человек находит слова для саморекламы. И если таковые принимать всерьез, тогда количество стилей каратэ безгранично.
Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к движению карате в сторону западного спорта, который окончательно завершился после Второй мировой войны.
Карате и Олимпийские игры
Карате является одним из видов спорта-кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта является высокий травматизм спортсменов. Кроме того, включению в олимпийскую программу мешает наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта. Рассматривался вопрос о включении карате в Олимпийскую программу 2012 года (XXX летние Олимпийские игры в Лондоне), но этот вопрос не прошёл голосование в МОК.
Каждый крупный стиль каратэ имеет свою международную федерацию (иногда — несколько международных федераций, как, например, у Кёкусинкай), объединяющую национальные федерации, действующие в пределах одной страны. Как правило, в каждой федерации действуют свои системы требования, степеней, поясов, правил проведения спортивных поединков.
Базовые техники и элементы
Тренировка базируется на трех основных техниках: кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника; кумитэ (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ); ката (型) — формальные упражнения.
В карате употребляется общепринятая международная терминология карате.
Направления, стили и школы карате
Стоит разделять направления, стили и школы карате. Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате стали возникать ещё во времена появления карате в Японии. Так в 1930-х годах официально были зарегистрированы стили карате: Сётокан (松涛館), основатель Гитин Фунакоси Годзю-рю (剛柔流), основатель Тёдзюн Мияги Вадо-рю (和道流), основатель Хиронори Оцукой Сито-рю (糸東流), основатель Кэнва Мабуни В 1950-е в противовес распространённому в то время спортивному бесконтактному карате появилось детище Масутацу Оямы — Кёкусинкай (極真会), жёсткий контактный стиль. В 1970—80-х возник ещё один уникальный стиль — Асихара каратэ, развившийся из Кёкусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки, основатель Хидэюки Асихара.
Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате.
«Основной поток торговли между Японией и Китаем пошел через государство Рюкю, которое и Китай, и Япония считали «своим». Торговля с Китаем была немаловажна для престижа и финансового благополучия даймё Сацумы. Чтобы избежать возможных конфликтов с Китаем, правители Сацумы предписали Рюкю притворяться независимым государством. Жителям Рюкю было запрещено пользоваться японскими именами и одеждой. Представителям Рюкю за рубежом было запрещено упоминать зависимость Рюкю от Сацумы. Японские подданные не имели право посещать Рюкю без правительственного разрешения. Даже рюкюский посол в Эдо был обязан вести переговоры только через переводчика. Китай скоро узнал об истинном положении дел, но игра в независимость Рюкю позволяла всем сохранить лицо и продолжать выгодную торговлю».
Вы только представьте себе эту картину. К примеру, губернатор Иссык-Кульской области Киргизии запрещает урянхайцам Республики Тыва носить киргизские шапки, называться киргизскими именами и предлагает всеми силами показывать свою независимость от Киргизии.
Когда же реально японцы появились на островах? После революции Мэйдзи 1866—1869 гг. и последующей кровавой централизации под руководством европейских военспецов, когда конгломерат разнородных туземных кланов и торгово-пиратских корпораций был де-факто объединён под властью реально первого тэнно (император по японски, хотя европейцы норовят обозвать его прозвищем «микадо») в единое государство, которое обратило внимание на то, что европейские хищники активно прибирают к рукам острова, окружающие молодую державу (Россия — Цусиму, древнюю базу японских пиратов, Британия — о-ва Бонин), а США положило глаз на Рюкю, и, чтобы не дать прыткому союзничку устроить Кубу под своим брюхом, Япония устроила самый Муданьский инцендент из всех возможных:
В 1871 году японские пираты по привычке направились пограбить на Тайвань, местные аборигены оказались на высоте и перебили налётчиков — обычное дело, не повезло… Но если бы это было лет 10 назад, это было бы обычным делом, а сейчас Япония — ДЕРЖАВА с заявленным 26-миллионным населением (реальная численность на тот момент составляла порядка 9,6 млн. чел., но при бешеном проценте прироста населения этот показатель был достигнут уже на пороге ХХ века, первая реальная перепись была проведена только в 1920 году) и стремительно развивающейся усиленно натаскиваемой европейскими и СШовскими военспецами армией, а так же пиратскими и самурайскими бандами многочисленных бояр-даймё. Почувствовав удобный момент т.н. «микадо», грубо говоря, предъявил циньскому хуангди, мол, «твоя шпана козырных пацанов покоцала!», на что китайское правительство в лице регентши Цыси, от имени хуангди Цзайчуня Тунчжи, естественно, честно «послало их в далекую даль!», сообщив, «что не несёт ответственности за происходящее на восточном берегу Тайваня». Всё, этого было достаточно, официальный отказ маньчжурского дома от неизвестных островов был озвучен. Поэтому в 1872 году Сё Таю последнему «князьку» Окинавы (причём, судя по всему, он же и первый, да и по внешнему виду он явно китайского происхождения, а не абориген-австронезиец!) объявили, что он теперь не независимый ван («князёк»), а японский маркиз — хо. А тому — хоть собакой назови, только на цепь не сажай, в общем, он был не против.
Сё Тай ван Рюкю.
Еппонцкий драк.
Кто помог им найти подручные средства в условиях отсутствия средств производства предметов вооружения, думаю, сильно объяснять не надо, тем более, ответ сам лезет на глаза: судя по первичной расшифровке названия «карате» — «китайская рука», это были те, кого у нас принято называть «китайцами»… однако не торопитесь, столь неожиданное боевое мастерство китайцев, которых даже во вторую Опиумную войну рота европейцев тысячами на пинках разгоняла, тоже должно иметь объяснение.
Собственно, что из себя представляет архипелаг Рюкю? Рюкю вместе с Тайванем были этаким морским Дагестаном, там жило пару десятков мелких племён, а всё побережье Тайваня с материковой стороны заселяли кантонские колонисты, все воевали со всеми и сильно плевали на то, что цинский хуангди считал их своими вассалами, общее население этих забытых богом островов вместе с кантонцами было порядка миллиона, из которых на Рюкю приходилось где-то 5-6%, а аборигенов-австронезийцев на самом Тайване было от силы процентов 10-15. Откуда взялись эти толпы китайцев, да ещё и с «китайскими руками»? А ответ опять расположен настолько близко, что людям даже неудобно на него смотреть.
Естественно, сами перебрались, вопрос «почему?» опять придётся рассмотреть внимательнее… Нет, конечно они не бежали от несогласия с деспотией китайского царизма, муравьи-китайцы до сих пор без разрешения правительства пукнуть боятся, и резонансные «Опиумные войны» напрямую тоже были не при чём, немногочисленным европейцам, наоборот, нужны были компактные стада тупых «китаёз», чтобы, не сильно напрягаясь, точечно сбывать тонны дерьма по цене добра, получая при этом баснословные деньги, однако без тогдашнего мирового зла — европейцев — столь важный процесс никак не мог произойти.
Без сомнения, этот процесс был взаимосвязан с общемировыми событиями передела мира по результатам «Крымской войны»… Сипайское восстание, продажа Аляски, интервенция Франции в Мексику, «гражданская» война на территории нынешних США, «реставрация Мейдзи» и «тайпинские» восстания — это всё звенья одной цепи… Видимо, со времён тайпинов Тайвань (интересное созвучие?) стал отстойником Китая, всё, что не удерживалось в Китае, сливалось на Тайвань, с перерывами, но регулярно: тайпины, ихетуани, чанкайшисты — все «сливки» Китая осаживались на Тайване, причём, заметьте, проигравшие, но не побеждённые, и с огромным боевым опытом… Кто создал из «желтопузых обезьян» (как их именовал британский генерал, бравший «Гу-гун») бойцов с «китайскими руками»? Не сами же они себя создали, «наблюдая за повадками животных, птиц, богомолов»? Нет, эти детские сказки они специально приготовили для впавших в детство европеоидов, а натаскивали их… сами европейцы, военспецы в туземных шмотках, с местными кличками-сиконами и богатым опытом ведения боевых действий с передовыми армиями тогдашней ойкумены, самозабвенно так натаскивали на свою голову тогдашние аналоги нынешних «алькайд».
Вот такие вот «китайцы» и «японцы» делали из туземного сброда настоящих бойцов «всепобеждающих армий».
Судя по тому, что тайпинов в основном натаскивали британцы и американцы, за основу китайцами брался всё-таки именно бокс, только старая его разновидность, с ударами коленями, локтями и невысокими пинками ногой, а то, что китайцы чрезвычайно широко используют подручные предметы, указывает на то, что разновидность бокса была всё-таки американской… Посмотрите на эти фотографии:
Боксёр.
Муайтайцы.
и сравните со стойками древних «каратистов»: никаких кривляний и стоек «раненого в ногу пьного дятла», никаких раскоряк и фантастических поз, всё просто и по-боксёрски функционально.
Не знаю, зачем в вялой и умиротворяющей глуши Окинавы семьи Хигаонна Канрё (по-китайски Шин Цен Йена (Синицина Ивана?)) и секретаря Сё Тая, известного по японизированному имени Итосу Ясуцунэ, сохранили китайскую подделку американской разновидности бокса под наименованием тотэ, но факт налицо: тотэ не просто сохранилось, но ещё и, видимо, обладало какими-то боевыми свойствами, хотя, возможно, всё дело было просто в выдающихся на фоне окинавской мелочи физических данных обоих. Хигаонна Канрё был на полголовы выше местного населения, да и чисто внешне больше походил на татарина, нежели на японца, китайца и тем более рюкюсца.
Хигаонна Канрё.
А его соратник и перманентный противник Итосу Ясуцуне, не смотря на то, что тоже считался китайцем, щеголял казачими усищами и отличался богатырской статью.
Итосу Ясуцунэ.
А вот уже следующее поколение мастеров тотэ было явно аборигенным, обратите внимание на «квадратные» головы (по сравнению с долихокефалами Хигаонна и Итосу), свойственные австронезийцам, но при этом двое из них тоже явно выделялись среди местного населения размерами; это прославленный фильмом «Гений дзю-до» Тёки Мотобу по прозвищу «обезьяна», и богатырь Тёдзю Мияги.
Тёки Мотобу.
Тёдзюн Мияги.
Хотя, двое других: железный крепыш с усиками, как у «гитлерюгенда», Кэнва Мабуни и худосочный хитрый малыш из семьи интеллигентов-аборигенов Гичин Фунакоши, который никогда в жизни не дрался, но любил сочинять книжки, не баловали зрителей статью.
Кенва Мабуни слева.
Гитин Фунакоси.
Ну, и кого, по-вашему, в итоге запомнили как создателя карате? Здоровяков бойцов, которые в реальных боях и рейтинговых, как бы сейчас сказали, поединках доказывали своё превосходство? Ничего подобного! СОЗДАТЕЛЬ КАРАТЕ — ГИЧИН ФУНАКОШИ! Да-да, этот хлюпик, школьный учитель, как раз и остался в веках создателем карате. Как Гичин Фунакоши, который кроме ката, ничем не мог себя проявить, стал великим воителем, отдельная и очччень поучительная история. Вот, по-моему, самый ёмкий текст, описывающий это событие:
«В 1917 году японская ассоциация воинских искусств заинтересовалась каратэ и пригласила в Японию лучшего специалиста Окинавы. Предполагалось организовать боевую встречу гостя с Окинавы с мастерами Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу) и таким образом сравнить две боевые системы. Тёки Мотобу являелся самым сильным из живущих на Окинаве бойцов рукопашного боя. Его считали живой легендой. Он происходил из старой семьи каратэков, а свою репутацию он заслужил не столько своими возможностями мастера каратэ, сколько своей феноменальной физической силой. Хотя он был неграмотен и не очень умен, но его грубая сила и психологический эффект, вызванный его внешностью, полностью возмещали эти недостатки. Его любимой стойкой была Стойка Всадника (Киба Дачи), в которой он почти не перемещался, предпочитая принять серию ударов, чтобы использовать свою феноменальную физическую силу наверняка. Он не был «танцором». Он предпочитал схватить своего противника и «вырубить» его насмерть. Нанести ему поражение было почти невозможно. Поэтому многие патриоты острова считали, что именно Матобу поедет в Японию. Но он был слишком, мягко говоря, экстравагантным. Он присвоил себе одиннадцатый Дан и считал себя самым великим воином на Земном шаре. Он не умел разговаривать с людьми, был груб, не умел нормально одеваться, не расчесывался, ел руками и не пил чай из маленьких чашек. Он не кланялся и не становился на колени перед японцами ни под каким видом. Он не знал, что такое подчиниться приказу или просьба подождать. Наверняка японцы застрелили бы его, если бы произошел какой-то инцидент. Его темперамент и поведение были причиной отказа ему в поездке.
Среди школ острова Окинава, в которых обучали японскому письму и чтению, существовала подготовительная школа для жителей острова, которые хотели работать в Японской Гражданской Организации. Школа называлась «Шотто Гакко», и в ней обучали всему необходимому для достижения успеха в японской среде. Один из учителей этого заведения был окинавцем. Он вел японский образ жизни и мог состязаться в этом с любым японцем. Его манеры и речь были безукоризненны, и он одевался в добротную японскую одежду. Со стороны высокообразованных японцев он пользовался глубоким уважением. Его имя было Гичин Фунакоши, он был прекрасным лингвистом, но его всепоглощающим интересом было каратэ. Он был невзрачен и невелик ростом, но в 1916 г., именно он, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продемонстрировать тотэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это была первая официальная демонстрация тотэ в Японии.
В 1921 г., Фунакоши оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоши организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai — Окинавская ассоциация духа боевых искусств) и стал её председателем, тогда же и мастер Мотобу Тёки переехал на Хонсю в Осаку. Он стал первым мастером, переехавшим в Японию с целью распространения тотэ.
Фунакоши Гичин демонстрировал комплексы формальных упражнений ката и обучал технике карате. Практическое применение карате мог доказать в схватке с любым соперником великолепный боец Мотобу Тёки. Но Мотобу не знал японского языка и пропаганда и распространение окинавского боевого искусства в Японии была организована именно Фунакоши Гичином.
В 1936 г. Фунакоши построил первое додзё в Токио. Именно Фунакоши сменил иероглифы карате, которые раньше означали «китайская рука», на иероглифы «пустая рука», воспользовавшись тем, что два этих слова звучат одинаково, но имеют различное написание.
Фунакоши Гичин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней карате имело целью сделать карате составной частью будо, пронизанного японским национальным духом, основанной на самурайской культуре и традициях. Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввел новое название: каратэ-до — «Путь карате» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоши Гичин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзюдо системой физического и духовного воспитания.»
Могу добавить, что удары ногой в Фунакошинском карате никогда не наносились выше паха, стойки были только широкие, удары одиночные, а движения только прямолинейные, и никаких размашистых «мавашигири»… вот так школьный учитель, благодаря грамоте, умению складно говорить и писать, и механически красиво сучить ручками-ножками, толпами истребляя невидимых противников, попав в струю, стал великим создателем системы, породившей несколько поколений великолепных бойцов.
Мораль однозначна: учись, будь вежлив, красиво двигайся, будь в тонусе, и люди к тебе потянутся.
Гичин Фунакоши.
Ну, а кто же нам создал другой японский фетиш — дзю-до (дзюу-доу, джиудо, джиу-до)? Не поверите, но тоже вовсе не признанный боец, а… учитель литературы и иностранных языков Джигоро Кано, причём, на видео «великий мастер» демонстрировал не менее обезьянские трюки, чем китайские «специалисты», очень напоминают более поздние показательные выступления ещё одного великого учителя Морихея Уэсибы.
Вот, эти пряничные дедушки, усачи, как на подбор, в деле:
Профессор Дзигоро Кано.
Будущий о-сенсей Морихей Уэсиба.
Вот реальные видео, специально не искал, просто те, что попались: