Презентация к уроку окружающего мира «Эмоции животных» 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Данная презентация была подготовлена Сапожниковой Полиной к открытому уроку окружающего мира по теме: «Мир чувств и эмоций». 4 класс УМК «Начальная школа 21 века».
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку окружающего мира «Эмоции животных» 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»»
Какие эмоции испытывают кошки? Радость, страх, грусть, ярость. Об эмоциях кошки можно судить по внешним признакам и её поведению.
Глаза кошки — зеркало ее эмоций. Мигающими глазами кошка выражает свою преданность. Полузакрытые глаза говорят о настороженности. Затуманенный взор означает спокойствие и является признаком доверия и дружбы.
Кошка использует различные положения ушей, соответствующие определенным эмоциональным состояниям.
Например, уши кошки, готовой к нападению, плотно прижаты к голове. Подергивание ушей выдает состояние тревоги. Уши удивленной кошки разведены в стороны.
Опущенные усы означают безразличие или болезнь, а направленные вперед — заинтересованность или пребывание в состоянии охоты.
Во время обороны шерсть у кошки вдоль позвоночника встает дыбом, хвост распушается. Этим она хочет показать врагу, что она большая и страшная.
Высоко поднятый вверх хвост говорит о дружелюбности и радости. Медленное шевеление кончиком хвоста означает, что кошка миролюбива.
Поднятая вверх когтистая лапа означает, что зверь выражает недовольство и раздражение.
Если кошка переминает лапами, слегка выпуская когти, и мурлычет при этом – это высшее блаженство, момент большой любви и ласки к своему хозяину.
Часто кошка, выражая свою любовь, трется носом о лицо и губы человека.
Ложась и переворачиваясь на спину, питомец демонстрирует высшую степень доверия.
Привязанность и любовь
Кошка нуждается в привязанности к ней своего хозяина. А за эту привязанность и любовь, она отвечает взаимной любовью, издавая мурлыканье, которое по своим целебным свойствам превосходит ультразвуковую терапию.
Мой кот Персик – это милое пушистое создание, которое я очень люблю. Его всегда хочется погладить и поцеловать. Когда я прихожу домой и беру его на руки, у меня улучшается настроение.
Спасибо за внимание !
Презентацию создала ученица 4Б класса школы № 56
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемПолина Ламзина
Похожие презентации
Презентация 4 класса по предмету «Экономика» на тему: «Исследовательская работа зоопсихология Эмоции у животных Исследовательская работа зоопсихология Эмоции у животных Выполнил : ученик 4 класса Репринцев.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Исследовательская работа зоопсихология Эмоции у животных Исследовательская работа зоопсихология Эмоции у животных Выполнил : ученик 4 класса Репринцев Артём Руководитель: Березовская С.Н.
3 Гипотеза : у животных проявляются эмоции, свойственные человеку
4 Цель исследования : раскрыть факты, свидетельствующие о наличие эмоций у животных и показать роль эмоций в их жизни.
5 Задачи исследования : изучить и проанализировать литературные источники, а также материалы Всемирной сети Интернет показать роль эмоций в жизни животных. раскрыть факты, свидетельствующие о наличие эмоций у животных.
6 Методы исследования : изучение и анализ научной литературы ; беседа с учителем ; наблюдение за своей собакой ; систематизация собранного материала
7 Роль эмоций в жизни животных Эмоции у животных – механизм эмоция голода заставляет животное искать пищу ; эмоция жажды гонит животное на поиски воды ; боль сигнализирует животному, что оно под угрозой гибели.
9 Эмоции у животных : Радость Наблюдатели за дельфинами видели, как плавая синхронно, прыгая и плавая наперегонки, дельфины выражают радость бытия.
10 Удовольствие слоны приветствуют друг друга с явным удовольствием, шевелят ушами, трогают друг друга клыками и издают громкие звуки своим хоботом. Скорбь Когда слон умирает, все стадо скорбит несколько дней. Не только слоны и шимпанзе скорбят.
11 Грусть грусть, которую выражают гуси, очень похожа на грусть детей, и проявляется также : свешенная голова, проваленные глаза … Отчаяние Самки морского льва впадают в отчаяние, когда видят, как их детенышей пожирают касатки : кричат, стонут и скулят, скорбят о их смерти.
12 Эмоции, проявляющие у собак Собаки выражают свои эмоции посредством широкого репертуара поз, звуковых сигналов, а также лицевой мимики.
13 Боль Они скулят, когда им причиняют боль Одиночество Оставшись одни, они воют, зовут своего хозяина.
14 Злость когда они разозлены, они угрожающе рычат. Агрессия они подбирают губы и показывают клыки, не переставая рычать.
15 Беспокойство когда засекают присутствие незнакомцев, начинают беспокоиться и оповещают об этом громким и продолжительным лаем. Вина К. Лоренц описывал эмоцию вины у своего пса, когда тот его случайно укусил. Пес долго находился в шоке, скулил, имел виноватый прибитый вид. Лоренц называет это совестью.
16 Эмоция надежды сидит на месте и переступает передними лапами, а хвост активно виляет, и собака нетерпеливо поскуливает, иногда даже подпрыгивает на месте, не гавкает.
19 Испуг Когда собака испытывает испуг, то она поджимает хвост, опускает уши и смотрит испуганным взглядом.
20 Гнев У собаки поднимается шерсть, она рычит и показывает зубы
21 Радость Виляет хвостом, прыгает на задних лапах и визжит
22 Кнопка прижимается, опускает уши и смотрит на меня. Вина
23 Гордость Садится на задние лапы, задирает голову вверх, и ни кого не замечает.
24 Пренебрежение Собака сидит и не шелохнется, отворачивается и даже не смотрит, о мне кажется, что краем глаза наблюдает.
25 Вывод : я могу утверждать, что собаки обладают эмоциями
26 Заключение : Большинство ученых признают, что у животных есть эмоции. Было приведено множество доказательств и наблюдений, причем как в естественных условиях, так и лабораторных. Таким образом, и я могу утверждать, что животные обладают эмоциями.
27 Так как животные чувствуют радость, удовольствие и боль, то можем поставить себя на их место, понять и посочувствовать им. Так как животные чувствуют радость, удовольствие и боль, то можем поставить себя на их место, понять и посочувствовать им.
Презентация по биологии: «Эмоции животных»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Эмоции животных Презентацию подготовила: Семиколенных Светлана Николаевна
Еще Чарльз Дарвин, который в 1872 году опубликовал статью «Выражение эмоций у человека и животных», совершенно не сомневался, что животные обладают чувствами, эмоциями. И выражают их через положения ушей, бровей, формы открытия рта, движений хвоста, положение шерсти, положений тела, звуки (мурлыканье, стоны) и другие способы проявления эмоции: мимика, поза, дыхание, реакция зрачков.
Мы так похожи в проявлении чувств
Любовь и взаимная привязанность
Животные дают нам пример любви и преданности
Человек вовсе не царь природы, а лишь ее часть
Благодарю за внимание!
Номер материала: ДБ-1290081
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Условленные жесты облегчили дистанционное обучение студентов по видеосвязи
Время чтения: 2 минуты
На базе МГППУ будет создан координационный центр психологической службы
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Эмоции у животных
Разумность братьев наших меньших…………………………………………….5
В психологии, да и в повседневной жизни, человеческую эмоциональность часто противопоставляют рациональности. Важно сделать из этого верный вывод: эмоциональный — не значит менее развитый в интеллектуальном плане. Наши эмоции формировались на протяжении миллионов лет эволюции в тесной взаимосвязи с развитием познавательных способностей, интеллекта и с усложнением отношений между сородичами. В этом смысле человек — самое эмоциональное животное на Земле.
Только интеллектуально развитый Homo sapiens способен тонко чувствовать и сопереживать другим. Порой кажется, что наша эмоциональная сфера свободна от всякой «биологии», интеллект позволяет распространять чувства на как угодно далекие объекты — например; мы способны гордиться своей страной или ощущать вину за неприглядное поведение соотечественников на другом конце света. И все же богатством сложных, опосредованных разумом эмоциональных ощущений человек, по-видимому, обязан своим обезьяньим предкам.
Исключительная роль эмоций в жизни человека никогда не вызывала сомнений, Актуальность вопроса связанна с интересом человека, пытающегося испокон времен понять, что и как чувствуют животные.
Долгое время животные представлялись ученым чем-то вроде живых машин. В ХVII веке французский философ и естествоиспытатель Рене Декарт пришел к выводу, что в отличие от человека животные являются лишь «рефлекторными автоматами». И только два столетия спустя Чарльз Дарвин уверенно заявил, что высшие животные — не биороботы, они обладают набором эмоций и эти эмоции во многом сходны с человеческими. В книге «О выражении эмоций у животных и человека» (1872) Дарвин впервые предложил научный взгляд на природу человеческих эмоций и обосновал наличие эволюционных корней у наших чувств страха, гнева, горя, радости, удивления (интереса). Он был уверен, что все эти эмоции, по крайней мере в зачаточном виде, присутствуют ну высших млекопитающих, включая обезьян я домашних питомцев— собак и кошек. Утверждая это, Дарвин опередил свое время, к гипотезам о богатом внутреннем мире животных многие еще долго относились скептически.
Высшие животные — не живые машины. В конце ХIХ века это начал показывать великий Чарльз Дарвин
Цель данной работы – Исследовать наличие сознания и эмоций у животных.
· Проанализировать основные повадки животных;
· Произвести сравнительный анализ человеческих эмоций с эмоциями животных;
· На примерах найти подтверждение тому, животные обладают сознанием и эмоциями в некоторой степени;
Предметом исследования являются научные изыскания по данному вопросу.
Объектом исследования выступает животный мир нашей планеты.
Разумность братьев наших меньших
Сознание, интеллект, эмоции у животных, проявляющиеся при функционировании мозга на основе биоматериалов, точно так же могут быть реализованы любыми другими материалами или средствами, если эти материалы и средства вообще позволяют моделировать механизмы психических явлений.
Даже такой мысленный эксперимент как замена элементов нейронной сети на полностью эквивалентные по функциональности, но искусственные элементы, кажется может «погубить сознание», хотя, может быть, «сама система этого и не заметит и внешне это никак не проявится».
А между тем, каждый, кто достаточно долго наблюдал, например, обезьян, знает, что они тоскуют в разлуке с близкими. Это проявляется в резком спаде активности, потере аппетита и интереса к происходящим событиям.
Тоску и грусть как реакцию на разлуку с близкими родственниками и друзьями (мать — детеныш, самец — самка в моногамной паре, члены одной группы) отчетливо демонстрируют многие социальные животные, в первую очередь обезьяны и дельфины.
Существует факт того, что самки павианов или макак продолжали долго носить на руках умершего детеныша, явно встревоженные его необычным доведением. И только когда трупик начинал разлагаться, матери переставали реагировать на него как на собственное дитя и бросали во время дневного перехода. Даже человекообразные обезьяны, по видимому, не достигают полностью уровня интеллектуального развития, необходимого для понимания феномена смерти. Классический случай, когда после гибели вожака группы горных горилл двое его сыновей в течение суток оставались рядом с трупом отца, пытались заставить его шевелиться, чистили шерсть (характерное проявление привязанности и дружбы у обезьян), но затем ушли и при соединились к своим сородичам.[2]
Разумеется, крайние проявления скорби, депрессивные реакции, связанные с утратой близких и осознанием феномена смерти, в оформленном виде наблюдаются только у человека. Да и то способность постичь необратимость произошедшего приходит лишь в определенном возрасте: маленькие дети не понимают, куда ушла любимая бабушка и почему так долго не приходит.
Однако отдельные эпизоды из жизни животных позволяют думать, что в исключительны случаях привязанность между индивидами может быть столь высокой, что они не в состоянии перенести тяжесть утраты. В 1979 году известная английская исследовательница Джейн Гудолл рассказала миру трогательную историю самки шимпанзе по имени Фло и ее сына Флинта. По мнению Гудолл, пятилетний подросток умер от горя через три недели после кончины матери. Тогда многие коллеги Гудолл сочли подобные выводы вопиюще ненаучными. «Скорбь по поводу смерти родителей не может быть причиной смерти у животных», — решительно заявляли они.[3]
Интересно, что на бытовом уровне эмоциональность животных мало у кого вызывала сомнения. Владельцы собак хорошо знают, что даже в пределах одной породы можно встретить особей более сообразительных, спокойных и любопытных или же агрессивных, напористых, стремящихся к доминированию. Собаки привязчивы к хозяевам, и разлука вызывает у них психологический стресс сродни отделению ребенка от матери. Например, у одной собаки — большого пуделя — были налицо все классические признаки депрессии, когда хозяин был в отъезде: теряла аппетит, становилась вялой и апатичной, неохотно отправлялась на прогулку (обычно приглашение погулять вызывает бурю восторга).Парадокс в том, что говорить об эмоциях животных долгое время отказывались именно этологи — специалисты по поведению. Эмоции — принадлежность внутреннего мира индивида, а этологические методы не позволяют непосредственно в него проникнуть. Однако в наши дни взгляды Чарлза Дарвина и Джейн Гудолл находят все больше сторонников и подкрепляются исследованиями в области этологии и нейрофизиологии. С точки зрения современных наук о поведении высшие млекопитающие — это мыслящие существа, обладающие различным темпераментом, личностными характеристиками, индивидуальным опытом и интеллектуальными способностями. Ведущие британские специалисты в этологии и когнитивной психологии Филиппо Аурели и Эндрю Уайтен полагают, что невозможность напрямую судить о субъективном опыте животных не должна служить преградой для изучения их эмоциональной сферы. Современные методы биотелеметрии, методики сканирования активности мозга (ядерно-магнитный резонанс, позитронно-эмиссионная томография) позволяют связать активность определенных структур мозга с соответствующими эмоциональными реакциями и эмоциональной памятью. И здесь оказывается неоценимой информация, накопленная при изучении человеческих эмоций. Она дает точные представления о том, какие участки мозга возбуждаются в состоянии гнева, страха, горя или радости. Большинство структур мозга, задействованных в демонстрации базовых эмоций, у человека и других млекопитающих — в первую очередь у приматов — сходны.
Эмоциональные переживания (гнев, страх, радость) связаны с лимбической системой и корой головного мозга. Лимбическую систему иногда называют «животным мозгом — ее составные части в целом сходны у всех млекопитающих. Важную роль в продуцировании эмоции игра ют также некоторые структуры ствола и коры головного мозга. Лимбическая система включает в себя часть ядер передней области таламуса и гипоталамус. А одна из составляющих лимбической системы — миндалина — непосредственно отвечает за реакции страха, тревоги и агрессии у животных.[4]
Важную роль в эмоциональных реакциях играет особая структура, расположенная внутри моста и ствола головного мозга — ретикулярная формация. Это своеобразный фильтр, пропускающий только новую и необычную информацию. В ретикулярной формации находится «голубое пятно» — плотное скопление тел нейронов, нервных клеток мозга. На их уровне эмоциональные реакции провоцируются вследствие выделения особых веществ — нейромедиаторов. Медиатором нейронов «голубого пятна» служит норадреналин. Он оказывает мощное воздействие на эмоциональное состояние человека и обезьяны: недостаток норадреналина порождает депрессию, а избыток приводит к стрессовым состояниям.
Эмоции — это не просто спонтанные реакции, а эффективные регуляторные программы, позволяющие животным лучше адаптироваться во внешней среде.
Обезьяны способны сопереживать: наблюдения за бонобо, шимпанзе, гориллами показывают, что они в со стоянии (по крайней мере, в зачаточном виде) поставить себя на место другой особи и предсказать ее возможную реакцию. Британский исследователь Роберт Данбар показал, что у приматов рост неокортекса — коры больших полушарий относительно размеров всего мозга напрямую связан со сложностью социальной организации. А его коллега Ричард Берн установил, что зачатки самосознания и знаний о психологическом состоянии сородича позволяют обезьянам мастерски манипулировать окружающими — притворяться больными, делать вид, что происходящее им безразлично, подавать ложные эмоциональные сигналы тревоги или демонстрировать ложное благорасположение. Описаны случаи, когда молодые самки из гарема стареющего самца павиана-гамадрила, прячась за скалой или другим укрытием, спаривались с молодыми самцами, подавляя громкие возбужденные крики, типичные в сексуальном контексте.
Известный приматолог Франс де Ваал, описывает, как один из подчиненных самцов шимпанзе в зоопарке регулярно поднимал «ложную тревогу», чтобы избежать агрессии со стороны более высокорангового самца (обычно такие действия шимпанзе производили, когда в их вольер заходили служители). Джордж Таннер и Ричард Бери приводят примеры случаев, когда шимпанзе и гориллы прикрывали ладонью нижнюю часть лица, чтобы не выдать своего эмоционального состояния и тем самым ввести в заблуждение партнеров.[6] Точно так же часто поступают шахматисты.
Эмоциональное состояние у приматов передается в первую очередь с помощью мимики. В передаче информации на близкие расстояния ведущую роль играет именно она. Голландский приматолог Ян Ван Хоф доказал, что внешние проявления радости и счастья (улыбка и смех) у человека представляют собой эволюционные производные от мимики открытого рта и обнаженных зубов у обезьян. Наша улыбка соответствует беззвучно обнаженным зубам у макак-резусов, яванских макак или маготов, а смех, видимо, мимике открытого расслабленного рта, которую демонстрируют все виды обезьян вовремя социальной игры или игровой борьбы. Такую демонстрацию часто называют игровым лицом — рот широко открыт, зубы полностью спрятаны за губами (например, у бурых макак). Игровое лицо часто сопровождается прерывистым в ритме стаккато дыханием. Неоднократно наблюдала игровое лицо как производное ритуализованной угрозы у шимпанзе, когда тем удавалось «удачно подшутить» над людьми. Шимпанзе из Колтушского филиала института физиологии Санкт Петербурга постоянно следили за мною и моей аспиранткой Лилей и бурно радовались, если им удавалось застать нас врасплох и метко запустить в нас кусочком экскрементов. Радость была неподражаемой — игровое лицо и характерные сопящие звуки сопровождались хлопаньем в ладоши и притопыванием. Точь-в-точь как уличные сорванцы, запустившие камнем в окно сварливой соседки.[7] Гримаса страха — сомкнутые, широко обнаженные зубы в сочетании с застывшей защитной позой (например, у резусов или яванских макак) обычно присутствует в ситуациях социальной напряженности. Тот, кто демонстрирует гримасу страха, занимает отчетливо подчиненное положение, У некоторых видов (макаки магот, шимпанзе) беззвучно обнаженные зубы могут также служить для умиротворения и является сигналом к примирению. Как показали французские исследователи Бернар Тьери и Одаль Петит, у тонкинских макак эта мимическая демонстрация вообще никак не связана с доминированием и подчинением. После конфликта один из бывших противников приближается к другому, обнимает его и показывает обнаженные зубы, постепенно данная демонстрация начинает приобретать игровой характер и преобразуется в открытый рот с обнаженными зубами.[8]Сравнительный этологический анализ показывает, что разные виды могут демонстрировать одну и ту же мимику в разных ситуациях. У тонкинских макак улыбка (без звучно обнаженные зубы) и смех (расслабленный открытый рот) появляются в том же контексте, что и у людей. Но, по мнению Яна ван Хофа, изначально обнаженные зубы свидетельствовали о страхе и применялись для умиротворения нападающих. В дальнейшем у видов с толерантными социальными отношениями этот знак подчинения стал использоваться и в целях умиротворения, утешения, а также в игровом контексте. Работы современных специалистов-этологов, нейрофизиологов и психологов позволяют выделить четыре важные функции эмоций у животных: фильтрация и усиление жизненно важных сигналов, получаемых из окружающей среды; информирование окружающих о внутреннем состоянии индивида; участие в регуляции социальных взаимодействий; регуляция поведенческих ответов индивида. Эти функции, присущие эмоциям у обезьян, закрепились в процессе эволюции у человека.
Что же мы имеем в итоге? Животные конечно не люди, но все таки, могут так же переживать, сочувствовать и скорбить. Открытым остается лишь вопрос: делают ли они это осознанно (как мы) или же природа животных эмоций совсем другая
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1982-84 гг.
3. Ланге Г., Душевные движения, Спб., 2006.
4. Лурия А.Р., Лекции по общей психологии
6. Немов Р.С. Общие основы психологии. 4-е издание, М., Владос, 2002.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
9. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.
10. Симонов П.В. Что такое эмоции? М., Наука, 2006.
11. Советский энциклопедический словарь. 4-е издание, М., 1988.
12. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958.
[4] Симонов П.В. Что такое эмоции?, стр.245.
[6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., стр.347
[8] Ланге Г., Душевные движения, Спб., стр. 157.