Ризеншнауцер – охранник с «колючей проволокой»
Ризеншнауцер – охранник с «колючей проволокой»
Их интеллект сравнивают с интеллектом немецкой овчарки, они больше своих мини-копий (цвергшнауцер и миттельшнауцер), но от того не менее игривые и активные. Многие владельцы, которые отдали этой породе свое сердце, с полной уверенностью утверждают, что интеллект ризеншнауцера ближе к шимпанзе, учитывая любовь к шуткам и розыгрышам. Ризеншнауцер – служебная порода, охотничья или сторожевая – в зависимости от воспитания.
Кратко об интересностях породы
Вполне реально, что кратко изложить информацию тут не получится, но, дабы не перегружать мозг тех, кто просто хочет составить общее представление о ризеншнауцерах, мы попробуем это сделать.
Интересности начинаются с происхождения этих собак. Их родиной принято считать Германию. Там их относят к пастушьей группе. Однако распространено мнение и о том, что практически все жесткошерстные собаки пошли от охотничьих. Тут уже гадать только остается «хто має рацію».
Но забавно еще и то, что за титул родины ризеншнауцеров борются и российские земли. Те, кто является сторонником этого мнения, называют этих собак русскими или медвежьими шнауцерами, поскольку в выведении породы участвовали якобы и русские черные терьеры.
Кстати, последний вариант вполне подходит для описания этой породы. Их шерсть такая же жесткая, как и у медведя. Именно поэтому, придумывая название данной статье, мы сказали о колючей проволоке.
Но, если серьезно так тримминговать или же подстричь такого шнауцера, вы станете свидетелем чудесного превращения шерсти-колючки в шерсть-велюр. Она станет мягчайшей на ощупь и безумно приятной.
Из «самых-самых» интересностей этой породы можно выделить еще одну. Дело в том, что есть кое-что, что способно взбудоражить, разволновать и заставить сердце ризеншнауцеров биться сильнее: белочки, котики, птички. Эти создания могут увлечь собак породы шнауцеров похлеще, чем свежее, вкусное и ароматное лакомство, ведь охотничий инстинкт еще никто не отменял. А он героям этой статьи присущ, наверное, как никому.
В этом есть свой плюс: эти собаки, вдобавок к охотничьему инстинкту, отличаются еще и сторожевым. Поэтому о своей безопасности можно не волноваться, когда вы находитесь рядом с этими четвероногими.
Они легко учуют угрозу, моментально всех «отсортируют» на врагов и друзей, дадут вам об этом знать, но никогда не будут беспокоить вас своей реакцией на какой-то случайный шум, который не несет никакой опасности. Вывод: ризеншнауцер – умная, большая, сообразительная, способная постоять за вас, собака, которая вобрала в себя лучшие качества других пород.
Детально о содержании и уходе за шнауцеровскими охотниками
И сразу еще один дифирамб этим собакам: восхитительные псы, воплощение мечты любого собаковода, палочка-выручалочка для всех, чье обоняние крайне чувствительно – ризеншнауцеры не пахнут псиной! Но в отсутствии должного ухода, можно загубить такую волшебную особенность. Необходимо ежедневно расчёсывать такого любимца и по мере созревания шерсти тримминговать.
Тогда в квартире нет не только запаха собаки, но и шерсти от линьки. Точно так же регулярно необходимо состригать шерсть вокруг ушей, глаз и лап. Следить за чистотой этих мест важнее вдвойне. Не лишним будет и протирание мордочки после приемов пищи, только так можно сохранить красивой и ухоженной бороду и усы.
Питание для ризеншнауцеров – это вообще отдельная тема. Уже давно известно, что то, что потребляем в пищу мы – это не всегда достаточно сбалансированный рацион для собак. Кормить эту породу «со стола» будет не очень верным решением. Вполне сносным вариантом станет сочетание свежего мясо и корма, который специально разработан для таких пород.
Но, в любом случае, представление об идеальном меню для ризеншнауцеров – это общая картинка. Каждая собака индивидуальна, а, следовательно, предпочтения и потребность ее организма могут немного варьироваться, как в плане содержания, так и в плане количества, поэтому не поленитесь на этот счет проконсультироваться с ветеринаром, а также прислушивайтесь к своему питомцу.
Кстати, по поводу количества еды. Его необходимо рассчитывать, исходя из возраста, активности и веса собаки. Если не хотите получить взамен активного и бодрого ризеншнауцера пассивного и унылого ленивца, тогда следите за тем, чтобы четвероногий не переедал.
Многих сейчас заинтересует вопрос о содержании такого питомца в квартирных условиях. Отвечаем, что ризеншнауцера, разумеется, можно поселить в квартире, как и представителей других пород подобных габаритов, но крайне важно следить за тем, чтобы на его долю припадало достаточное количество нагрузки ежедневно. Об этом сейчас и поговорим.
Как воспитывать? Как дрессировать? Как обучать?
Ризеншнауцер – собака достаточно активная и веселая, но вместе с тем, без должного внимания, также может отличаться агрессивностью и перениманием роли хозяина. Если не хотите, чтобы бразды правления в свои лапы взяла собака, тогда следует быть готовым к тому, что придется потрудиться над ее воспитанием.
Физическая нагрузка станет и «выхлопом» для возможной агрессии, и способом справиться с излишней активностью, и хорошей разминкой перед дрессировкой.
Вот несколько рекомендаций по наиболее оптимальным способам воспитания и дрессировки ризеншнауцеров:
1. Воспитательный процесс следует начинать прямо по факту переезда питомца в ваш дом. Чем раньше начнете, тем больше вероятность того, что свои лидерские замашки и трюки эта собака не станет проверять на вас. Правило, в принципе, универсально для всех пород, но особенно актуально в случае с ризеном.
3. Особое внимание уделяйте тому, как эти собаки ведут себя с посторонними. Ваша задача состоит в том, чтобы не давать ризену выплескивать на них свою агрессию, но и одновременно не дать ему потерять бдительность по отношению к намерениям того или иного человека.
4. Игра – лучший способ общения с собаками данной породы.
5. Отличаясь хорошей сообразительностью, шнауцер может начать с вами хитрить. Клин клином вышибают, как говорится. Хорошо будет, если вы на эту хитрость станете ею же и отвечать. Это и остроту ума вашей собаки будет развивать, и послужит еще одной причиной к тому, чтобы щенок стал вас уважать и расценивать в качестве своего хозяина.
6. Похвала, лакомство и доброта – то, что приведет вас к успеху в дрессировке ризеншнауцера. Иными словами говоря, используем практически стандартные правила общения с животным.
Как вы уже успели понять, ризеншнауцер – собака с хорошими возможностями, отличной смекалкой и прекрасными данными. Эти особенности требуют и особенного подхода. Золотое правило в этом случае таково, что свою собаку необходимо научиться чувствовать.
Хамелеон краткое содержание
Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году в журнале «Осколки». Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). В «Хамелеоне» Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.
Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте.
Главные герои
Очумелов – полицейский надзиратель.
Елдырин – «рыжий» городовой.
Хрюкин – золотых дел мастер.
Прохор – генеральский повар.
Краткое содержание
Через базарную площадь шли полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин. Неожиданно послышались крики и собачий визг. Из дровяного склада купца Пичугина выбежала на трех ногах собака, за которой гнался полупьяный «человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке». Мужчина ухватил собаку за задние лапы.
Шум привлек внимание людей, и вскоре вокруг собралась толпа. Очумелов решил разобраться, в чем дело.
Около ворот склада стоял тот самый мужчина и, «подняв вверх правую руку», показывал «толпе окровавленный палец». Очумелов узнает в нем золотых дел мастера Хрюкина. В центре же толпы сидел испуганный «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине».
Хрюкин объяснил полицейскому надзирателю, что собака его «ни с того ни с сего» укусила за палец. А так как работа у него «мелкая», и теперь может он этим пальцем «неделю не пошевельнет», то требует компенсации.
Очумелов начал выяснять, кому принадлежит собака, грозясь оштрафовать ее хозяина, а само животное истребить. Кто-то из толпы предположил, что это собака генерала Жигалова. Очумелову стало жарко, он попросил снять с него пальто и набросился на Хрюкина, обвиняя его в том, что видимо он «расковырял палец гвоздиком» и соврал всем.
Сомневаясь, городовой отметил, что у генерала таких собак нет – «у него все больше легавые». Очумелов тут же изменил мнение, советуя Хрюкину «дела этого так не оставлять» и «проучить» собаку. Однако кто-то из толпы снова сказал, что животное все-таки генерала. Очумелову стало холодно, он надел пальто и, грозя Хрюкину, распорядился отвести собаку к генералу.
Мимо проходивший генеральский повар Прохор сообщает, что собака точно не генерала. Очумелов снова распорядился, что животное нужно «истребить». Однако Прохор отметил, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов тут же начинает относиться к щенку с трепетом и умилением и просит повара забрать его.
«Толпа хохочет над Хрюкиным.
– Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».
Заключение
Рассказ Чехова «Хамелеон» не теряет своей актуальности и в наши дни. Произведение было переведено на множество языков еще при жизни автора. В 1971 году «Хамелеон был экранизирован.
Краткий пересказ «Хамелеона» Чехова позволяет ознакомиться с сюжетом произведения, однако для лучшего знания рассказа рекомендуем прочесть его полностью.
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в повой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина. На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
— Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано. Нынче все равны. У меня у самого брат в жандарах. ежели хотите знать.
— Ты это верно знаешь?
— Верно, ваше благородие.
— Повар генеральский идет, его спросим. Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку. Ваша?
— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!
— Ишь ты, господи. Соскучились по братце. А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад. Возьми ее. Собачонка ничего себе. Шустрая такая. Цап этого за палец! Ха-ха-ха. Ну, чего дрожишь? Ррр. Рр. Сердится, шельма. цуцык этакий.
Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада. Толпа хохочет над Хрюкиным.
Рассказ Хамелеон сюжет
Через безлюдную площадь шагает в новой шинели полицейский надзиратель Очумелов. В руке он несёт узелок. Его сопровождает городовой Елдырин, держащий в руках решето, которое доверху наполнено конфискованными ягодами крыжовника. Двери многочисленных кабаков да лавочек открыты, но посетителей не видно.
Вдруг тишину нарушают человеческий крик и собачий визг. Потом из двери дровяного склада выбегает небольшой пёс, странно прыгая на трёх ногах и постоянно оглядываясь. За ним гонится мужчина в ситцевой накрахмаленной рубашке, поверх которой надета расстёгнутая жилетка. Ему удаётся догнать пса и схватить за задние лапы. Снова слышно крик да визг. Вскоре возле склада собирается целая толпа людей, привлечённых шумом.
Очумелов направляется к сборищу. Возле складских ворот он видит полупьяного золотаря Хрюкина, стоящего с поднятым вверх окровавленным пальцем. В центре же толпы сидит перепуганный борзой щенок. Его передние ноги растопырены, тоскливые глаза слезятся, а тело дрожит.
Полицейский надзиратель спрашивает, что случилось, и кто кричал. Хрюкин, покашляв в кулак, начинает рассказывать, что в то время, когда он договаривался насчёт дров, к нему подбежала собака и укусила. Затем требует финансового возмещения ущерба, поскольку какой-то период не сможет работать из-за укушенного пальца.
Очумелов кашляет, шевелит бровями, интересуется, кому принадлежит щенок. Затем грозится оштрафовать хозяина собачонки и даёт поручение городовому установить его личность и составить протокол. Однако когда кто-то говорит, что хозяином борзого щенка является генерал Жигалов, полицейского надзирателя бросает в жар. Он просит Елдырина снять с него шинель. Кроме того меняет интонацию голоса и тактику поведения. Он обвиняет Хрюкина в том, что тот сам расковырял гвоздём палец. Какой-то человек выкрикивает, что золотых дел мастер ткнул сигаретой в морду щенка, поэтому тот и укусил.
Хрюкин громко возмущается, а рыжий городовой вслух замечает, что генерал держит легавых. Услышав его реплику, Очумелов снова меняет своё отношение к событию и советует золотарю добиваться справедливости. Он приказывает надеть на себя шинель.
Рассказ Чехова «Хамелеон»
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина. На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов.— Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А. а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
— Никак беспорядок, ваше благородие. — говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.— Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?
— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. — начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец. Вы меня извините, я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну. Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть. Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете.
— Гм. Хорошо. — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо. Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная. Чья это собака, спрашиваю?
— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.
— Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем. Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь. известный народ! Знаю вас, чертей!
— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни. Вздорный человек, ваше благородие!
— Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано. Нынче все равны. У меня у самого брат в жандармах. ежели хотите знать.
— Нет, это не генеральская. — глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые.
— Ты это верно знаешь?
— Верно, ваше благородие.
— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида. подлость одна только. И этакую собаку держать. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй. Нужно проучить! Пора.
— А может быть, и генеральская. — думает вслух городовой.— На морде у ней не написано. Намедни во дворе у него такую видел.
— Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.
— Гм. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто. Что-то ветром подуло. Знобит. Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват.
— Повар генеральский идет, его спросим. Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку. Ваша?
— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!
— И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать. Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая. Истребить, вот и всё.
— Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч.
— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?
— Ишь ты, господи. Соскучились по братце. А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад. Возьми ее. Собачонка ничего себе. Шустрая такая. Цап этого за палец! Ха-ха-ха. Ну, чего дрожишь? Ррр. Рр. Сердится, шельма. цуцык этакий.
Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада. Толпа хохочет над Хрюкиным.
— Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.
Хамелеон
Урок литературы в 7 классе
Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».
Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.
Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,
Воспитательная : воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова:
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Кто этот писатель? ( Антон Павлович Чехов)
Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.
П. Вступительное слово . Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.
Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).
Какие рассказы Чехова вы читали?
Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему, для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня…»
Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.
Ш. Объявление темы урока. Целеполагание .
Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Мы должны выявить Смысл названия и художественные особенности рассказа. А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.
(выявить особенности рассказа, смысл названия).
1.Учитель: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)
Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.
?? А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).
?? А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)
?? Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)
И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.
2. Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.
А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:
1. Определить симптомы.
2. Поставить диагноз.
А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю отгадать кроссворд:
1. Полицейский надзиратель (Очумелов);
2 . Городовой (Елдырин);
3. Золотых дел мастер (Хрюкин)
4. Фамилия генерала ( Жигалов)
-Где происходит действие?
— кто идет по площади?
— как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).
— что нарушает тишину?
Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)
Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.
Учитель: А у кого такие перепады настроения мы можем выявить? (У надзирателя Очумелова)
Учитель: Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?
***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.
Как меняется его взгляд на справедливость?
** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»
Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.
(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы)
Учитель: В «Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?
— По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку.
— Почему такое странное название – «Хамелеон”? Кто такой хамелеон?
Запишем диагноз – хамелеонство.
— Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)
— Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)
А сколько раз меняет он свое мнение ? (Проблемный вопрос. )
Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.
А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?
(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)
— Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?
— Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое «я”, он подстраивается под обстоятельства)
— Назовите, какие еще болезни души вы знаете?
— Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)
— Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.
Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
Учитель: 3. Попробуем разобраться в стилевых особенностях рассказа. ( Будем делать краткие записи в тетрадях).
Вспомним, что же такое стиль писателя.
Давайте попробуем поработать в группах.
1 ГРУППА: выявить особенности заглавия и фамилий героев.
Итак, первая особенность рассказов Чехова: короткое, простое заглавие.
Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.
Хрюкин – свинья, хрюкать.
1. Короткое, простое заглавие.
2. «Говорящие фамилии».
2 ГРУППА: выявить особенности композиции и построения рассказа.
1)Вспомним основные элементы композиции. ( экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа « Хамелеон».
( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.
Экспозиция : По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка : Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Развязка : Толпа смеётся над Хрюкиным.)
Очень краткая завязка: Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)
2) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?
— Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
3) Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?
— Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.
— Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)
— Любимая часть речи? (Глагол)
— Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)
3. Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка
4. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.
5. Диалоговое построение рассказов.
6. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.
3 ГРУППА: выявить особенности изображения героев, их речи
1): В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? (неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут. Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами)
— Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?
(Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа).
7. Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики.
2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова).
— Какую роль играют эти детали? Найдите их. О чём они говорят?
— Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?
(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
2) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.
В тексте несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».
Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
3) Следующая деталь? Палец.
Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
8. «Художественная деталь», заменяющая подробное описание.
— Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов?
4. Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.
Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.
Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.
Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений.
Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их сатирическая направленность.
ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»
1. Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа:
А) «говорящие фамилии» Б) разговор «глухих» В) художественное преувеличение
2. Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего:
А) справедливость Б) закон и порядок В) угодить генералу
2. Характерная черта художественного языка Чехова – это яркая деталь, объясняющая поведение персонажей и особенности их мироощущения. В рассказе «Хамелеон» такой деталью является:
А) новая шинель Очумелова, Б) детали поведения толпы, осмеивающей Очумелова В) палец Хрюкина
2. Чехов говорит о людях, подобных Очумелову:
А) осуждающе, гневно, Б) насмешливо, с сарказмом, В) с грустью и пониманием
2. Смысл названия рассказа «Хамелеон» заключён:
А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном Б) в том, как раскрывается поведение Очумелова В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия
2. Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того:
А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя В) что говорит об этом закон
2. «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»- объявляет Очумелов собравшемуся на площади народу. В своей речи он употребляет:
А) канцеляризмы Б) фразеологизмы В) просторечные слова
Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»
— «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»
Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!
· сегодня на уроке я узнал, что…
· мы сегодня говорили о…
· сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…
VIII. Домашнее задание: прочитать рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».