Эволюция опорно двигательной системы животных таблица 7 класс

Животные

Эволюция опорно-двигательной системы животных

Описание презентации по отдельным слайдам:

УРОК НА ТЕМУ: Презентацию подготовила учитель биологии Родина Надежда Юрьевна

Для того, чтобы выжить, животным надо было искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечить все эти эволюционные изменения.

Самые примитивные — корненожки, у которых нет опорной системы. Двигаются медленно, перетекая с помощью ложноножек, при этом постоянно меняют форму.

Впервые скорость движения изменяется у жгутиконосцев и инфузорий.

Наружный скелет сформировался у ракообразных, паукообразных и насекомых. Он представлен хитиновой кутикулой, хитиновым панцирем, который пропитан известью. К данному покрову прикрепляются мышцы, что позволяет передвигаться этим животным довольно быстро. Надо отметить, что наружный скелет имеет и свои недостатки: он не растет вместе с животным, и во время роста необходимо несколько раз линять животному, при этом животное становится совершенно беззащитным и становится легкой добычей для врагов.

Внутренний скелет лишен таких недостатков — он растет вместе с животным и позволяет еще более специализировать отдельные мышцы и их группы, достигая при этом рекордных скоростей перемещения тела. У всех хордовых внутренний скелет.

Скелет большинства позвоночных животных образован костями, хрящами, сухожилиями. Кости скелета могут соединяться либо неподвижно — срастаясь, либо подвижно — с помощью сустава.

В скелете различают следующие части: Осевой скелет; Скелет конечностей; Скелет черепа.

У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих хорошо развит позвоночник, который состоит из позвонков.

Позвоночник рыб состоит из туловищного и хвостового отделов.

У земноводных в связи с водно-наземным образом жизни осевой скелет усложнился и представлен шейным отделом, состоящим из одного позвонка, туловищного — из семи позвонков с ребрами, которые оканчиваются свободно. Крестцовый отдел состоит из одного позвонка, к нему прикреплены кости таза. Хвостатые амфибии имеют несколько позвонков в хвостовом отделе.

Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный; грудной; поясничный; крестцовый; хвостовой. В шейном отделе позвонки соединены подвижно. Они обеспечивают подвижность головы — необходимое условие существования на земле. Грудные и поясничные позвонки несут ребра. У некоторых ребра соединяются с грудиной, образуя грудную клетку, обеспечивает защиту органам и лучшее поступление воздуха в легкие. Крестцовый отдел состоит из двух позвонков. Хорошо развит хвостовой отдел.

У змей все отделы позвоночника несут ребра, кроме хвостового. Надо отметить, что ребра заканчиваются свободно, что позволяет им заглатывать крупную пищу.

Позвоночник птиц имеет пять отделов, как и у пресмыкающихся. В шейном отделе от 9 до 25 позвонков, соединенных подвижно. Сросшиеся грудные позвонки и ребра, соединенные с грудиной, образуют грудную клетку. Грудина многих птиц имеет особый выступ — киль. К килю прикрепляются мышцы, активно работающие при полете. Конечный грудной, поясничный, крестцовый и первый хвостовой позвонки срослись, создав мощный крестец, служащий для опоры задних конечностей, что повышает прочность скелета — приспособленность к полету. Кости птиц легкие, многие из них полые внутри.

Позвоночник млекопитающих также состоит из пяти отделов. Передние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти. Задние конечности состоят из бедра, голени, стопы. Плечевая кость передней конечности прикрепляется к грудной клетке с помощью пояса передних конечностей, у некоторых животных он состоит из ключицы и лопаток (приматы), у других только лопатки, так как ключицы отсутствуют (собаки и непарнокопытные).

При помощи пояса задних конечностей, состоящего из тазовых костей, сросшихся с крестцовым отделом позвоночника, задние конечности прикрепляются к позвоночнику. Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. В мозговом отделе располагается головной мозг.

Несмотря на некоторые различия, скелет выполняет сходные функции: опора тела; защита внутренних органов; перемещение тела в пространстве.

Номер материала: ДБ-175622

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Иностранным студентам упростят пребывание в России

Время чтения: 1 минута

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию

Время чтения: 1 минута

Более 500 человек были удалены с ЕГЭ-2021

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Класс: 7

Презентация к уроку

Цель занятия: познакомить учащихся со строением и функциями опорно-двигательной системы у разных групп животных, с направлением эволюции опорно-двигательной системы, привить чувство ответственности человека за живые организмы, обитающие в природе.

Читайте также:  Сообщение о необычном животном из тайги

Задачи занятия: а) познакомить учащихся с опорно-двигательной системой одноклеточных организмов; б) сформировать представление об эволюции опорно-двигательной системы; в) познакомить учащихся с опорно-двигательной системой многоклеточных организмов (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих); г) обеспечить усвоение основных понятий (наружный и внутренний скелет) и материала о характерных особенностях строения скелетов животных; д) продолжить формирование у учащихся умения работать с дополнительной литературой; е) развить познавательный интерес учащихся к окружающей природной среде.

Метод: рассказ учителя с элементами беседы, работа с дополнительной литературой (энциклопедиями и справочниками о животных) и образовательными порталами сети Интернет.

Оборудование: персональный компьютер, видеопроектор, экран для видеопроектора, очки 3D, многомерный электронный образовательный ресурс (МЭОР), презентация к уроку, дополнительная литература, документальный фильм, макеты скелетов позвоночных животных разных классов.

План проведения занятия: 1) вступительное слово учителя (2 мин); 2) повторение изученного материала [1, 2] (10 мин); 3) объяснение учителем нового материала, конспектирование учащимися в тетрадях основных положений [1, 3-10] (10 мин); 4) закрепление нового материала (15 мин); 5) просмотр фрагмента документального фильма «ВВС: Эволюция жизни. Освоение суши» [11] (

6 мин); 6) резерв (дополнительные задания, на выполнение которых отводится 5 мин); 7) запись домашнего задания и заключительное слово учителя (2 мин).

1) Вступительное слово учителя (титульный лист презентации). Учитель: «Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями опорно-двигательной системы у разных групп животных (одноклеточных и многоклеточных организмов), рассмотрим направление эволюции опорно-двигательной системы, законспектируем основные понятия в тетрадях, постараемся ответить на несколько вопросов теста по новой теме и посмотрим небольшой фрагмент документального фильма «ВВС: Эволюция жизни. Освоение суши». Сначала давайте повторим материал предыдущего параграфа 36 на стр. 190 [1], в котором мы изучили строение, функции и особенности покровов тела животных».

2) Повторение изученного материала. Проводится в виде индивидуального письменного опроса учащихся, имеющих удовлетворительные оценки по предмету, и фронтального устного опроса всего класса.

Нескольким учащимся выдаются карточки с заданием (рис. 1-3) и определяется время на их выполнение (10 мин). Учитель всему классу: «Сейчас я задам несколько вопросов, чтобы проверить ваше понимание некоторых важных моментов предыдущего урока».

Вопрос 1: Какие функции выполняют покровы тела?

Предполагаемый ответ учащегося: Покровы тела выполняют защитную функцию: препятствуют проникновению в организм инородных тел и веществ, других организмов,

излишков влаги, предохраняют организм от механических повреждений и потери воды, участвуют в регулировании температуры тела. Кроме того, покровы тела многоклеточных животных участвуют в обмене веществ.

Вопрос 2: Что означают термины «кутикула» и «эпителий».

Предполагаемый ответ учащегося (слайд 1): Кутикула ‑ это плотное неклеточное образование, выполняющее защитную и опорную функции. Эпителий представляет собой слой удлиненных клеток.

Вопрос 3: Расскажите о покровах тела хордовых животных. Раскройте понятия «эпидермис» и «собственно кожа».

Предполагаемый ответ учащегося (слайд 2): Покровы тела хордовых животных имеют сложное строение. Кожа состоит из двух слоев ‑ эпидермиса и собственно кожи. Эпидермис представляет собой наружный многоклеточный слой, в котором образуются роговые чешуи, когти, копыта, перья, волосы. В эпидермисе располагаются многочисленные железы и пигментные клетки. Собственно кожа обладает наибольшей прочностью. В ней развиваются корни волос, кожные роговые образования, сальные и потовые железы.

Вопрос 4. Расскажите о подкожной жировой клетчатке млекопитающих.

Предполагаемый ответ учащегося: Подкожная жировая клетчатка ‑ самый глубокий слой кожи, в котором находятся в основном жировые клетки, откладываемые организмом про запас. Слой жира смягчает удары и сохраняет тепло.

3) Объяснение учителем нового материала, конспектирование учащимися в тетрадях основных положений. В процессе эволюции животные осваивали все новые и новые территории, виды пищи, приспосабливались к изменяющимся условиям жизни. Эволюция постепенно меняла облик животных. Для выживания необходимо было активнее искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, быстрее перемещаться. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения.

Самые примитивные простейшие – корненожки, которые еще не имеют опорных структур, медленно передвигаются, перетекая с помощью ложноножек и постоянно меняя форму тела (слайд 3). Например, у таких простейших, как эвглена зеленая и инфузория-туфелька, появилась первая опорная структура – оболочка клетки. На поверхности тела инфузории-туфельки находится 12000 ресничек. Скорость движения тела составляет 2 мм/с (слайд 4). Она не только ограничила организм от внешней среды, но и позволила ему повысить скорость перемещения за счет жгутиков и ресничек.

Многоклеточные животные имеют большое разнообразие опорных структур и приспособлений для движения. Плоские, круглые и кольчатые черви передвигаются благодаря кожно-мускульному мешку.

Рассмотрим понятие наружного скелета (слайд 5). Наружный скелет – твердые части, одевающие тело животного и служащее для его защиты и прикрепления мускулов (насекомые, паукообразные, ракообразные). Далее учитель диктует учащимся материал для конспектирования в тетрадях: «Достоинства наружного скелета (членистоногие): значительно повысилась скорость передвижения за счет развития специализированных групп мышц, освоены новые способы перемещений, например, прыжки и полет. Недостатки наружного скелета: малорастяжимый, ограничивает размеры тела, делает животное уязвимым в момент линьки».

Рассмотрим понятие внутреннего скелета (слайд 6). Все хордовые животные обладают внутренним скелетом, который имеет только достоинства – гибок, растет вместе с животным. Далее учитель диктует учащимся материал для конспектирования в тетрадях: «Скелетом называют совокупность костей, хрящей и управляющих им связок. Скелет состоит из следующих частей: осевого скелета, скелета конечностей и черепа. Различают следующие виды соединения костей: неподвижное (кости черепа) и подвижное (суставы) (слайд 7)».

Читайте также:  Стих про любого животного 2 класс

Осевой скелет низших животных, например, ланцетника, представляет собой вытянутый, упругий стержень – хорду (слайд 8), которая расположена на спинной стороне и тянется от головы до хвоста. Здесь учитель может приостановить демонстрацию слайдов (свернуть окно программы с презентацией) и запустить МЭОР, содержащий стереоскопическое изображение строения ланцетника для более наглядного изучения животного [4]. Учащиеся должны надеть специальные очки 3D. У более высокоразвитых позвоночных животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – достаточно хорошо развит позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков. Познакомимся с опорно-двигательной системой различных животных.

Рассмотрим скелет рыбы (слайд 9). Позвоночник рыб состоит из двух отделов: туловищного и хвостового ([1], стр. 196, рис. 148). У земноводных в связи с водно-наземным образом жизни осевой скелет усложнился и состоит из трех отделов: шейный отдел, туловищный и крестцовый (слайд 10, [1], стр. 196, рис. 149). Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой (слайд 11, [1], стр. 196, рис. 150). Позвоночник птиц имеет пять отделов, как у пресмыкающихся. Грудина многих птиц имеет выступ – киль, к которому прикрепляются грудные мышцы, активно работающие при полете (слайд 12, [12], стр. 197, рис. 151). Позвоночник млекопитающих также состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового (слайд 13, [1], стр. 198, рис. 152). Передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти. Задние конечности состоят из бедра, голени и стопы. Череп состоит из лицевого и мозгового отделов. Далее учитель диктует учащимся материал для конспектирования в тетрадях: «Несмотря на значительное различие в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве».

4) Закрепление нового материала. Учащимся предлагается коллективно под руководством учителя выполнить небольшой тест, состоящий из девяти вопросов (слайды 14-22). При подготовке ответов на вопросы и в процессе обсуждения школьники могут использовать дополнительную литературу (энциклопедии и справочники о животных), а также образовательные порталы сети Интернет.

5) Просмотр фрагмента документального фильма «ВВС: Эволюция жизни. Освоение суши».

6) Резерв. Предлагается выполнить дополнительные задания, на которые отводится не более 5 мин, например, зачитать и обсудить рубрику «Знаете ли Вы, что. » ([1], стр. 199).

7) Запись домашнего задания и заключительное слово учителя (слайд 23, заключительный слайд презентации). Учитель: «Ребята! Наше занятие подошло к концу. Пожалуйста, запишите задание на дом: изучить § 37 учебника и заполнить таблицу (учитель выдает таблицу в бумажном или электронном виде), которую необходимо сдать мне на следующем уроке для проверки. Сегодня мы познакомились со строением и функциями опорно-двигательной системы у различных видов животных, проследили ее эволюционное развитие. Какие будут еще ко мне вопросы? (Учитель отвечает на дополнительные вопросы учащихся.) Урок окончен. Всего доброго!»

Источник

Презентация по биологии на тему «Эволюция опорно- двигательной системы животных» (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эволюция Опорно – двигательной системы у животных. Выполнила: Виснапу Т.Е., учитель биологии МБОУ СОШ№2 рп.Чегдомын. 2017г.

Цель Выяснить причины изменений, которым подвергается опорно – двигательный аппарат в процессе эволюции органического мира, выяснить у каких животных встречается наружный скелет, а у каких – внутренний.

Скелет наружный внутренний

Эволюция органов опоры и движения беспозвоночных Простейшие-клеточнаяоболочка, жгутики,реснички Кишечнополостные-кожно-мускульные клетки Плоские черви-КожноМускульныйМешок Круглые черви-КММ Кольчатые черви-КММ ТипМоллюски-Мускулистые ноги ТипЧленистоногие-наружный скелет– хитиновый покров.

ЭВОЛЮЦИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

При изучении рисунков, отметьте знаками наличие ( «+» ) или отсутствие ( «-« ) частей скелета. Отдел Рыба Лягушка Змея Голубь Кролик Череп Скелет плавника Позвоночник шейного отдела Грудной Поясничный Крестцовый Хвостовой Туловищный Скелет поясов конечностей Скелет конечностей Грудина Киль грудины Ребра

Внутренний скелет рыбы.

Внутренний скелет лягушки.

Внутренний скелет ящерицы или змеи.

Внутренний скелет птицы

Внутренний скелет млекопитающего. Внутренний скелет млекопитающего

Наличие ( «+» ) или отсутствие ( «-» ) частей скелета. Отдел Рыба Лягушка Змея Голубь Кролик Череп + + + + + Скелет плавника + Позвоночник шейного отдела + + + + Грудной + + + Поясничный + + + Крестцовый + + + + Хвостовой + + + + + Туловищный + + Скелет поясов конечностей + Скелет конечностей + + Грудина + + Киль грудины + Ребра + +

Эволюция ОДС Хордовых животных

Домашнее задание: § 37, термины, вопросы после §.

Номер материала: ДБ-188291

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Люди с инвалидностью смогут получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

Более 500 человек были удалены с ЕГЭ-2021

Время чтения: 0 минут

Участники патриотических проектов смогут получать дополнительные баллы к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию

Время чтения: 1 минута

Иностранным студентам упростят пребывание в России

Время чтения: 1 минута

В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Что дает изучение поведения в природных условиях прирученных животных

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по биологии на тему «Эволюция опорно-двигательной системы» (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эволюция опорно-двигательной системы МБОУ СОШ №29 г.Георгиевск, Ставропольский край Учитель биологии Шмыкова И.А.

Животные осваивали новые территории, приспосабливались к меняющимся условиям среды, изменяли свой облик. Функции ОДС: Опора тела, Движение, Защита внутренних органов

Простейшие Опорную функцию выполняла оболочка клетки, снабженная жгутиками и ресничками, служащими для передвижения.

Черви ОДС у червей представлена кожно-мускульным мешком.

Моллюски Раковина большинства моллюсков – это наружный скелет. Хорошо развита мускулатура ног.

Членистоногие Хитиновый покров – это наружный скелет, к которому прикрепляются мышцы. Повысилась скорость передвижения за счет специализированных групп мышц, прикрепленных к конечностям и крыльям. Многообразие конечностей возникло с освоением разных мест обитания.

Недостатки наружного скелета Нерастяжим, т.к. не растет вместе с животным, поэтому сдерживал его рост. Для роста животное сбросывает покров (линька) и становится беззащитным и уязвимым.

Внутренний скелет Лишен всех недостатков наружного скелета, растет вместе с животным. Позволяет еще больше специализировать группы мышц для увеличения скорости движения.

Внутренний скелет Скелет – это совокупность костей, хрящей, сухожилий, связок и суставов. Мышцы соединяются с костями через сухожилия. Мышца прикрепляется к двум костям сустава и сокращаясь, приводит их в движение.

Ланцетник Скелет – упругий тяж – хорда, расположена от переднего к заднему концу вдоль тела на спиной стороне. По бокам тела – пучки мышц.

Скелет рыбы скелет плавников мозговая коробка жаберная крышка рёбра (только на туловище) челюсти позвоночник жаберные дуги

Позвоночник: 1. туловищный отдел; 2. хвостовой отдел рёбра нижний отросток верхний отросток тело (с хордой в центре) спинно-мозговой канал канал для кров. сосуда

Мускулатура рыб в виде двух лент по бокам тела

Скелет лягушки Отделы позвоночника: шейный (1), туловищный (7), кресцовый (1), хвостовой (хвостатые). Отсутствует грудная клетка.

Мышцы лягушки Дифференциация мышц в связи с выходом на сушу. Особенно развиты мышцы задних конечностей.

Скелет пресмыкающегося шейный отдел (8) хвостовой отдел (несколько) грудной отдел (5) поясничный отдел (несколько позвонков) крестцовый отдел (2) грудная клетка

пальцы киль лопатки коракоид копчиковая кость ключицы крестец цевка

Отделы позвоночника птиц шейный (9-25 позвонков) грудной (с рёбрами) поясничный крестцовый хвостовой Подвижен только шейный отдел позвоночника

Мышцы птиц Особенно развиты мышцы лап и крыльев: большие грудные (опускают крыло); подключичные (поднимают крыло) поключичная мышца большая грудная мышца

Отделы позвоночника шейный (7 позвонков) грудной (с рёбрами) поясничный крестцовый хвостовой Плечевой пояс: ключицы – 2, лопатки – 2 (приматы); только лопатки – копытные, собака, китообразные. Тазовый пояс: тазовые кости, сросшиеся с кресцовым отделом позвоночника.

Домашнее задание §37, вопросы на стр.199

Презентация по биологии в 7 классе на тему «Эволюция опорно-двигательной системы» по разделу «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем».

Учащиеся должны знать:

— усложнение опорно-двигательной системы, происходящее в процессе эволюционных преобразований;

— свойства наружного скелета, позволяющие ему выполнять опорную функцию, и его недостатки, мешающие жизнедеятельно­ сти членистоногих;

— преимущества внутреннего скелета;

— усложнение скелета в ходе эволюции.

1) Как можно доказать, что покровы тела в процессе эволюции усложняются?

2) Как объяснить разнообразие окраски покровов тела?

3) От чего зависит, покрыты ли покровы тела слизью, волоса­ ми, чешуей? Как среда обитания влияет на развитие покровов тела?

4) Можно ли, рассмотрев покровы тела, дать характеристику среде обитания животного?

Презентация к уроку.

Номер материала: 379781

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Минобрнауки России выделит до 600 млн рублей для проведения научных проектов мирового уровня

Время чтения: 1 минута

Нобелевский лауреат будет работать в Тимирязевской академии

Время чтения: 2 минуты

Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию

Время чтения: 1 минута

Более 500 человек были удалены с ЕГЭ-2021

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 1 минута

Иностранным студентам упростят пребывание в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное