Православная церковь об усыплении животных: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Бывают случаи, когда встает вопрос об усыплении домашнего питомца. Например, если он тяжело, неизлечимо болен или опасен для людей. Иногда применить эвтаназию советует ветеринар. У хозяев могут возникнуть вопросы: не грех ли это? Не считается ли убийством? Каково отношение православия к усыплению животных?
Православный взгляд на вопрос
На это Церковь не дает однозначного ответа. Эвтаназия людей запрещена как убийство, но в отношении животных равным по тяжести грехом не может считаться.
Тут отдельно рассматривается каждый случай, многое зависит и от мнения конкретного священника. Есть батюшки, которые считают усыпление питомца грехом в любом случае.
Об животных в православии:
В каких случаях усыпление не грех?
В каких случаях усыплять нельзя?
Почему убийство животных и людей — не одно и то же
В христианском понимании, человек выше целого космоса. Чтобы там ни говорилось в теории Дарвина, у людей особый уникальный статус в этом мире.
Только человека Бог творил «своим дыханием» («И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» Быт.2-7), по своему образу и подобию («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Быт. 1-27).
Еще тексты из Библии:
Человек не является частью Вселенной, скорее это космос — часть человека. Наши тела из мира материи, а души и дух от Самого Бога. Животные же всего лишь порождения земли. В Библии сказано: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1-24).
Поэтому Церковь не запрещает есть мясо, разрешает охоту и животноводство.
Внимание! Но что касается домашних питомцев, перед ними человек несет ответственность, поскольку взял их в свой дом и позволил к себе привязаться. Он обязан заботиться об их жизни и благополучии.
Добрый день. Главный аргумент, который приводится «против» гипноза- человек лишается в нем своей свободной воли и не может контролировать то, что с ним происходит. В состоянии гипноза внушить можно практически что угодно, и не всегда это вещи хорошие и полезные. По поводу гипнотерапии депрессии — да, такой метод существует и достаточно успешно используется. Тем не менее, есть также и другие способы лечения — это и прием специально подобранных препаратов (вред от которых несоизмерим с терапевтическим эффектом), и психотерапия, и различные физические практики. В большинстве случаев грамотное сочетание таких методов помогает справиться с депрессией. Очень важно найти хорошего и квалифицированного психиатра, который сумеет правильно подобрать способ терапии.
Что же касается богослужения в храме, его целью совершенно не является введение человека в транс. Люди, которые постоянно ходят в церковь и знают порядок службы, внимательно слушают все, что поется и читается, внемлют словам. Богослужение совершенно не воспринимается как монотонное фоновое пение без смысловой нагрузки, как мантра. Сравнивать церковную молитву и транс совершенно недопустимо, это вещи различного порядка. Молитва — это живое, настоящее общение с Богом как с Личностью, обращение к Нему. Т.е. молитва — это акт, который исходит извне человека и направлен к личности Бога. Транс, медитация и подобные духовные практики имеют совершенно другой вектор направленности — они идут внутрь человека, погружают его в самого себя. Поэтому говорит про «одинаково гипнотические состояния» совершенно неправильно.
Помощь церкви и веры в Бога в лечении депрессии заключается не в том, что человек расслабляется, снимает спазмы и чувствует облегчение. Для этого можно было бы обойтись массажем, гимнастикой и подобными практиками. Православие дает человеку несоизмеримо большее — врачевательство души. Борясь со своими страстями, вычищая свою душу от всего злого и неправедного, человек исцеляется сначала духовно, а затем зачастую и телесно. И этому есть множество подтверждений в нашей церкви.
Конечно, Бог «был бы не против», чтобы все мы были здоровы и счастливы. Но загвоздка в том, что болезни и несчастья не злой Бог создает, а сами люди. Господь есть Абсолютная Любовь, и Он не создавал ничего плохого и злого. Но человек своей греховной жизнью, своим отпадением от Христа сам создает себе страдания. Это как самовольно сесть на раскаленную сковородку и упрекать Бога, что вам жжет.
Добрый день. Первое, на что нужно обратить ваше внимание — ваше нежелание жить. Конечно, вы совершили грех, утопив собаку. Но пока человек жив, он имеет возможность очистить свою душу от греха путем покаяния. Впадая же в крайнее уныние, которое доводит до нежелания жить, человек еще больше усугубляет свой грех, ведет собственную душу к погибели.
Конечно, вам не стоило так поступать с собакой, даже больной. На всякий случай, если в следующий раз возникнет подобная ситуация, имейте в виду, что можно обратиться в государственные ветеринарные клиники, где оказали бы необходимую помощь собаке. К тому же, в интернете можно найти много волонтеров, которые помогают животным. Всегда можно найти выход, не прибегая к греху.
В вашей ситуации, когда уже все случилось, вам остается только одно — покаяться перед Господом, сходить на исповедь. И постараться дальше вести христианскую жизнь, насколько это возможно. Если по состоянию здоровья вы сами не можете добраться до храма, можно попросить священника прийти к вам на дом. То, что вы раскаиваетесь в совершенном, понятно уже по вашему комментарию. Но, все же, нельзя впадать в столь сильное уныние, терять желание жить. С грехами надо бороться, каяться в них, но не позволять им утаскивать нашу душу еще глубже в темноту.
Помогай вам, Господь!
Добрый день. Если ваш кот просто старый — это не повод его усыплять. Можно усыплять больных животных, которые мучаются, вылечить которых невозможно. Тогда более гуманно будет усыпить животное, чтобы не продлевать его мучения. Но это крайний выход, когда никакой помощи оказать животному уже нельзя. Просто старость и тот факт, что животное ведет себя не лучшим образом — конечно же, не повод к усыплению. Вы несете ответственность за животное, которое приручили. Нужно искать другой выход. Возможно, как-то ограничить места передвижения животного, чтобы он не пачкал всю квартиру, не пускать его в детскую комнату. Старым животным не нужны большие простоты, они могут жить на небольшой ограниченной территории. Также можно пересмотреть время и объемы питания кота — возможно, «туалетные» дела связаны с этим. Можно проконсультироваться с ветеринаром и подобрать лечение, если недержание вызвано проблемами со здоровьем. В крайнем случае, можно поискать волонтеров или хороший приют, который сможет позаботиться о вашем питомце в конце его жизни. Но это должно быть ответственное решение, чтобы вы не просто выкинули кота, куда придется, а передали его действительно в заботливые руки.
Здравствуйте! У нас тяжело больна собака, врожденные нарушения суставов, она не может ходить и испытывает боль. Я благодарю Бога за эту ситуацию, которая учит меня любви и терпению. Благодарю за то, что мои дети здоровы, а могло быть хуже. Но и смотреть на мучения собаки и испытывать бессилие — слишком тяжело. Эвтаназия для страдающего животного — это грех или милосердие? Благодарю за ответ.
Лучший ответ по мнению автора
Мария Мирчевна
Надеюсь эта выдержка из журнала, который помогает многим людям получать ответы на свои вопросы из Библии поможет и Вам в Вашем вопросе.
Допустимо ли умерщвлять тяжело больное или старое домашнее животное ?
У большинства людей разные животные вызывают интерес и радость. Некоторые домашние животные становятся любимцами семьи. Например, собаки известны полной покорностью своим хозяевам и любовью к ним. Вполне понятно, почему люди привязываются к такому четвероногому другу, особенно прожившему с ними много лет.
Однако срок жизни большинства домашних животных сравнительно невелик. Продолжительность жизни собак составляет 10—15 лет, и то же самое можно сказать о некоторых породах кошек. Старые животные могут страдать от болезней и бессилия, что может приносить душевную боль хозяевам, помнящим, сколько сил и здоровья было у их питомцев в молодые годы. Допустимо ли усыплять таких животных, чтобы прекратить их страдания?
Христианину надлежит обращаться с животными в согласии с волей Бога. Его воля, несомненно, исключает жестокость по отношению к животным, так как в Божьем Слове сказано: «Праведный печется и о жизни скота своего» (Притчи 12:10). Но это не означает, что Бог относится к животным так же, как к людям. Создав людей, Бог показал, что между ними и животными существует четкое различие. Так, людям он дал надежду на вечную жизнь, чего нельзя сказать о животных (Римлянам 6:23; 2 Петра 2:12). У него, как у Создателя, есть право определять, какими должны быть отношения между людьми и животными.
О том, что это за отношения, мы узнаём из Бытия 1:28. Вот что Бог сказал людям: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Подобная мысль содержится в Псалме 8:7—9: «Все [Бог] положил под ноги… [человека]: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских».
Бог ясно показал, что человек может подобающим образом использовать животных для своих нужд и убивать их. Например, из их шкуры можно шить одежду. Кроме того, после Потопа, произошедшего во дни Ноя, Бог разрешил человеку, помимо растительной пищи, данной ему изначально, есть мясо животных (Бытие 3:21; 4:4; 9:3).
Тем не менее это не дает человеку права убивать животных по своей прихоти, ради забавы. В Бытии 10:9 (НМ) Библия называет Нимрода «сильным охотником». Но по этой причине он в том же стихе назван «противящимся Иегове».
Таким образом, хотя человеку и дано владычествовать над животными, ему нельзя злоупотреблять этой властью и он должен пользоваться ею в согласии с принципами из Слова Бога. А это может означать, что нет необходимости допускать бессмысленные страдания домашнего животного, связанные с возрастом, серьезной травмой или смертельной болезнью. В подобных случаях христианин сам должен решать, как поступить. Если он считает, что было бы милосерднее не продлевать страданий животного, когда нет никакой надежды на выздоровление, он может решить его усыпить.
Если что-то осталось непонятным или у Вас возникнут еще вопросы, пожалуйста, обращайтесь, с удовольствием помогу Вам узнать на них ответы из Библии.
18.09.13 |
Усыпление животных. | |||||
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 15:31 Возраст: 43 | | |||||
Зарегистрирован: 25 фев 2005, 16:08 Возраст: 49 | | |||||
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14 Возраст: 46 | | |||||
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 13:55 Возраст: 38 | | |||||
Зарегистрирован: 03 ноя 2004, 12:46 Не знаю ответа на эту сложную проблему. Во всяком случае универсального для всех случаев ответа. А так в каждом конкретном случае нужно решать отдельно. Насколько знаем мы, больно ли животному, страдает ли оно или не страдает. |
я просто здесь живу 🙂 |
Зарегистрирован: 22 окт 2004, 06:16
Сообщения: 2205
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
мне тут понравилось |
Зарегистрирован: 03 ноя 2004, 12:46
Сообщения: 754
мне тут понравилось |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 20:57
Сообщения: 429
Вероисповедание: Православный, МП
мне тут понравилось |
Зарегистрирован: 03 ноя 2004, 12:46
Сообщения: 754
Юлия. Пт Мар 11, 2005 13:20
Да, хочется думать, что случайность.
Юлия, а я бы, наверно, не смог утопить котенка. Хотя заклание животных в жертву Господу Богу в Ветхом Завете вполне естественно.
мне тут понравилось |
Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 12:10
Сообщения: 767
Возраст: 41
Откуда: Россия
мне тут понравилось |
Зарегистрирован: 03 ноя 2004, 12:46
Сообщения: 754
Юлия. Пт Мар 11, 2005 13:20
Да, хочется думать, что случайность.
Юлия, а я бы, наверно, не смог утопить котенка. Хотя заклание животных в жертву Господу Богу в Ветхом Завете вполне естественно.
Может быть, и нет греха?! : просто за кошку ее работу выполнили.
я просто здесь живу 🙂 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 21:17
Сообщения: 10396
Вероисповедание: Православный, МП
мне тут понравилось |
Зарегистрирован: 30 окт 2004, 14:53
Сообщения: 525
мне тут понравилось |
Зарегистрирован: 31 окт 2004, 13:26
Сообщения: 701
Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
я просто здесь живу 🙂 |
Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14
Сообщения: 4023
Возраст: 46
Откуда: Москва
мне тут понравилось |
Зарегистрирован: 11 окт 2004, 21:31
Сообщения: 479
Преподобный Силуан Афонский
вы меня уже узнаете? |
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 15:35
Сообщения: 36
Преподобный Силуан Афонский
Есть и такое мнение 🙁
Я не совсем согласен с Преподобным Силуаном Афонским. Если так размышлять, то не нужно любить собственных родителей, детей, девушку, парня, жену, мужа, сестру, брата, и. мороженое! 😉 А то вдруг «перелюбишь» больше чем Бога. По моему, это перегиб и фарисейство. Я думаю, что мы можем и должны любить все создания Божьи, и радоваться всей красоте мира, созданного создателем!
А животные имеют точно такое же право на жизнь, как и люди. Почему за людей борятся до конца, а животных нужно усыплять? Это убийство.
По библии, если я правильно помню, люди могут убивать животных, но если нуждаются в пище. Остальное, как мне кажется, убийство.
я просто здесь живу 🙂 |
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 21:17
Сообщения: 10396
Вероисповедание: Православный, МП
мне тут понравилось |
Зарегистрирован: 07 дек 2004, 00:51
Сообщения: 769
Возраст: 40
Откуда: Москва