Ювелиры Карла Фаберже. Юлиус Раппопорт — серебряная анималистика
Юлиус Раппопорт был создателем большинства великолепно смоделированных фигурок животных из серебра, выпускавшихся фирмой Фаберже. Многие из этих произведений имеют функциональное назначение. Это и винные кувшины, и кнопки для колокольчиков, и настольные зажигалки. Его самые ранние фигуры датируются примерно 1890 годом.
Немецкие мастера-серебряники производили сосуды для питья в форме птиц с 17 века. Ряд прекрасных образцов этих работ хранится в Оружейной палате Кремля и Эрмитаже. Возможно, они вдохновили Фаберже на создание своих творений. Его животные, однако, имеют детализированную отделку, демонстрирующую тщательно вычесанную шерсть или оперение. Фаберже был не первым серебряным мастером, создавшим из серебра большие модели животных, однако его творения отличаются большей степенью реализма.
С другой стороны, Юлиус Раппопорт в начале своей карьеры обучался мастерству в Германии и несомненно вдохновлялся творчеством таких мастеров как Венцель Ямницер при создании реалистичных изображений животных, которые можно было установить на каменных вазах, пресс-папье и других декорируемых предметах.
Серебряный сосуд для вина в виде фазана Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, примерно 1890 г.
Реалистично смоделированный фазан, с тонко прочеканенным оперением и хвостом, с откидной головой в качестве крышки. Внутренняя часть позолочена, длина 66 см. Серебряные животные Фаберже, несомненно, являлись шедеврами серебряного дела. Каждая деталь была тщательно проработана и выполнена с безупречным качеством. Такие вещи пользовались огромной популярностью у клиентов Фаберже. Согласно документам фирмы, еще один серебряный фазан был приобретен императрицей Марией Федоровной в 1893 году. В описи дворца великого князя Владимира Александровича, составленной в 1917 году, в его коллекции есть как серебряный фазан, так и глухарь.
Серебряный вазон в виде глухаря, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г. (длина 13 см)
Скульптурная бонбоньерка Фаберже в духе Возрождения в виде страуса, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1895 г. Корпус состоит из двух половинок страусиного яйца, верхняя часть поднимается, открывая внутреннее отделение, голова, шея и ноги реалистично отлиты и покрыты гравированными перьями (высота: 32,5 см).
Настольная серебряная позолоченная зажигалка в виде носорога, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Оказывается, первая зажигалка появилась еще в 1823 году. А в конце XIX века австрийский ученый Карл Ауэр фон Вельсбах изобрел цериево-железный сплав, который мог применяться для изготовления искусственных кремней для зажигалок (1898), что позволило сделать компактную и безопасную зажигалку с зазубренным колесиком, кресалом и пропитанным горючей смесью фитилем.
Серебряная солонка Фаберже в виде дельфина, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Настольная серебряная позолоченная зажигалка в виде лежащего медведя, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1899-1904 гг.
Настольная серебряная зажигалка в виде сидящего слона, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Настольная серебряная зажигалка в виде шимпанзе, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Настольная серебряная зажигалка в виде сидящего слона, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г. (высота 10 см)
Пепельница в виде бекаса. Фирма Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт. Между 1899 и 1905 гг.
Два позолоченных серебряных подсвечника в виде лебедей с рубиновыми глазами. Фирма Фаберже, один с клеймом Юлиуса Раппопорта, около 1890 г.
Настольная серебряная зажигалка в виде ящерицы, фитиль служит языком, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1904-1908 гг.
Серебряная настольная зажигалка Фаберже в виде носорога, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Серебряная настольная зажигалка Фаберже в виде сидящего павиана, держащего свой хвост, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г. (высота 10,5 см)
Большое серебряное центральное украшение для обеденного стола в виде лебедя, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1899-1904 гг. (длина 30,5 см)
Серебряный колокольчик в виде сидящего щенка с кнопкой из граната, Фвберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1908-1909 гг. (высота 8,3 см)
Позолоченный серебряный вазон в виде глухаря, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г. (длина 12 см).
Серебряная зажигалка в виде уморительной лягушки с гранатовыми вставками в виде глаз, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1895 г. (высота 10 см).
Серебряный колокольчик Фаберже в виде свиньи, инкрустированный драгоценными камнями, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.
Ручка для трости из серебра, эмали и нефрита с реалистично выполненной фигуркой шимпанзе, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1899-1904 гг.
Пепельница из серебра в виде дельфина, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, 1899-1904 гг.
Ручка для трости из серебра в виде головы бегемота с рубиновыми глазами, Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Татьяна Маркина о фигурках фаберже
Миниатюрные фигурки животных были созданы мастерами Фаберже для того, чтобы стать идеальным подарком. Их коллекционировали члены царской семьи, ими восхищались в Санкт-Петербурге, Москве и Париже. Спустя 100 лет ничего не изменилось — только найти такую фигурку стало стократ сложнее.
«До 1908 года камнерезное дело играло второстепенную роль в производстве» — так писал в воспоминаниях главный мастер фирмы Фаберже Франц Бирбаум. Поделочные сибирские камни, конечно, широко использовались, но только как фон или основа для золотых и серебряных оправ; чаще всего это были малахит и яшма.
Все изменилось в начале XX века, в эпоху модерна, когда камни начали ценить не за их стоимость, а за тот декоративный эффект, которого можно было с их помощью достичь. Облачный халцедон, прозрачный хрусталь, синий лазурит, зеленый разных оттенков нефрит — этими камнями начали увлекаться парижанки, составляя из них длинные пестрые нити ожерелий. У модниц в Петербурге и Москве был еще больший выбор — с Урала потекли хризолиты, аквамарины и аметисты.
Броненосец из нефрита. Фаберже, длина 10,8 см. Продавался на Bonhams в 2011 году с эстимейтом £50-70 тыс.
Карл Фаберже и его мастера живо откликались на любые веяния моды и часто сами создавали ее. Закупая поделочные камни у уральских камнерезов, столичные ремесленники не могли не восхищаться традиционными для тех мест рамками, прессами и шкатулками, украшенными гроздьями ягод — черной, красной и белой смородины, малины, рябины и боярышника, сделанных из местных пород камня. В сущности, такие поделки вписывались и во французскую традицию objets d`art — миниатюрных декоративных изделий. Еще одним источником вдохновения для мастеров Фаберже стали японские нэцке (большая коллекция их была у самого Карла Густавовича). Кроме того, с Востока (через Европу) пришла мода дарить на счастье маленьких слоников.
Все эти моды и заставили знаменитую фирму открыть свою собственную мастерскую скульптуры из камня. Перед Первой мировой в ней работало 30 мастеров, в их распоряжении было 14 станков с электроприводом. В мастерских Фаберже разработали новые, неожиданные виды продукции: для этого мастера марки использовали десятки видов уральских, алтайских и сибирских камней.
Самыми сложными (и, как следствие, дорогими и прежде, и ныне) были портретные фигурки из камня, продолжающие традицию «народных типов», которые в фарфоре воплощали знаменитые фабрики Гарднера и Попова. Кучер и дворник, ледовоз и мамка (няня-кормилица) — эти фигурки были причудливым соединением правды и вымысла и создавались в результате сочетания разноцветных камней.
Мышь на огурце из нефрита, предположительно камнерезная мастерская Верфеля в Петербурге, около 1900 года. Продана на Bonhams в 2011 году за £5,6 тыс.
Большинство этих сложносочиненных фигурок выполнялись по царскому заказу и находятся теперь в российских музеях. Очень редко появляются они на арт-рынке. Например, в рамках Biennale des Antiquaires в Париже в 2010 году старейшая антикварная галерея, занимающаяся изделиями фирмы Фаберже, нью-йоркская A la vieille Russie показала большую (высотой 17 см) фигурку цыганской певицы Вари Паниной. Смуглые лицо и руки из авантюрина, волосы из черной сибирской яшмы, блузка из пестро-зеленого кварца, красно-коричневая шаль из узорчатой яшмы, на шее ожерелье из настоящих серебряных монеток.
Один из мастеров фирмы Фаберже пошел в своей фантазии еще дальше: совсем недавно Музей Фаберже в Баден-Бадене объявил, что приобрел (за €800 тыс.) композицию на политическую тему: сделанный из драгоценных материалов «Натюрморт в честь манифеста 17 октября 1905 года». Композиция выглядит так: граненый стакан с водкой (из горного хрусталя), яичница (из янтаря) и два снетка (один из которых обглодан, из серебра), аккуратно разложенные на газете с текстом царского манифеста 17 октября 1905 года (прообраза российской Конституции). Все элементы уложены на кирпич из яшмы и дополнены окурком из кварца и серебряной мухой.
Однако описанные нами композиции скорее крайности. Основной продукцией скульптурной мастерской Фаберже были фигурки зверей, обычно выточенных из монолитного камня. Иногда глазки им делали из бриллиантов, а лапки (для птиц) — из золота. Такой каменный зоопарк был популярен при дворе. В имуществе вдовствующей императрицы Марии Федоровны находилось более сотни фигурок животных, птиц и насекомых; в апартаментах Николая II в Александровском дворце были кролик из ляпис-лазури, нефритовая белка, мраморный медведь, белочка из топаза и слон из сердолика. Эти фигурки могли стоить как ювелирные украшения из золота с драгоценными камнями, однако такой подарок налагал на получателя меньше обязательств. В высшем свете такие презенты могли делать с намеком на черты характера или внешность получателей; Мария Федоровна дарила такие фигурки своей немецкой, английской и датской родне. Сейчас самой большой коллекцией зверушек Фаберже владеет английская королевская семья, которая начала с того, что заказала Фаберже портреты всех королевских собачек и лошадей, а потом еще коров, быков и свинок с фермы загородного поместья.
Обычно для изготовления фигурок зверей мастера Фаберже подбирали камни, близкие по цвету к естественному окрасу животных. Так, свинок делали из розового родонита, лягушек — из зеленого нефрита, голубей — из сизого агата, слонов — из дымчатого кварца или обсидиана, а золотых рыбок — из сердолика. Размеры могли очень различаться: от крохотных, величиной с грецкий орех миниатюр до крупных настольных скульптур. Эта продукция была массовой, однако тиражной считать ее нельзя — с одного и того же эскиза фигурки резали разные мастера, по-разному используя различные камни. Некоторые мотивы повторяются чаще: те же слоники или свинки, но встречаются и экзотические животные, например, недавно на торгах Bonhams продавался броненосец.
Гиппопотам из пурпурина. Фаберже, длина 3,5 см. Продан на Bonhams в 2011 году за £11,8 тыс.
В годы пика популярности на камнерезные фигурки животных их делали не только мастера Фаберже. Специалисты знают о петербургской мастерской Авенира Сумина, фигурки которого были настолько хороши, что отличить их от «Фаберже» можно только по фирменному футляру. Исследователям знаком и мастер из Екатеринбурга Прокопий Овчинников, который работал по заказам Cartier — изготавливал для знаменитого ювелирного дома фигурки слоников с сапфировыми глазками, а также скульптурные ручки для зонтиков из полудрагоценного камня.
Одним из главных поставщиков каменных безделушек для Cartier был Алексей Денисов-Уральский (о жизни и творчестве которого публика узнала только из недавней большой выставки «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела» в Кремле). Его фигурки отличались великолепным качеством, их охотно покупали члены царской семьи. Мастер предпочитал создавать не монолитные фигурки, а составлять их из многочисленных разных пород; Денисов-Уральский ставил перед собой и просветительские задачи, стараясь в своих изделиях показать все богатство уральских недр. Однако качество оправ производства Алексея Денисова-Уральского иногда не удовлетворяло Cartier — золотые ножки для его попугаев, павлинов и индюков, а также подставки под них делали в Париже. Ныне камнерезные изделия, атрибутированные Денисову-Уральскому, на арт-рынке не встречаются, может быть, из-за того, что история его мастерской еще недостаточно изучена.
По-видимому, одним из самых дорогих произведений в «камнерезном жанре» является столик с наборной столешницей из скульптурных цветов, проданный в прошлом году на Bonhams за £916 тыс. Сделан он был в 1842 году на Петергофской гранильной фабрике и является своеобразным «прадедушкой» всех резных фигурок животных из камня. Стоимость последних может быть очень разной и колебаться от 10 тыс. до 100 тыс. и более в зависимости от множества причин. Среди них — наличие фирменного футляра, размер, сложность работы и драгоценность камня, оригинальность замысла и качество исполнения.
Голубь из обсидиана с золотыми лапками и бриллиантовыми глазками. Фаберже, около 1900 года, высота 4 см. Продан на Sotheby’s в 2008 году за £61,3 тыс.
Фигурки неимператорского происхождения можно приобрести и по более скромной цене. В прошлом году на Christie`s в Лондоне яшмовый носорог с глазками-бриллиантами обошелся новому владельцу в £78 тыс., а тюлень на льдине (с провенансом от герцогини Портлендской) — в £80 тыс. (оба были в фирменных коробочках). Более распространенные слоники — из дымчатого кварца и хрусталя фирмы Фаберже, в коробочках — были проданы на Sotheby`s в Лондоне за £6,5 тыс. и £7,5 тыс.
Тогда же натуралистичный хряк из бело-розового агата ушел за £5,6 тыс., а нежная свинка из голубого халцедона с рубиновыми глазками — за £3,5 тыс. Обе были созданы неизвестными мастерами, что и сказалось на цене. Чудесная «Мышь на огурце» из нефрита на Bonhams продана месяц назад за £5,6 тыс.
Все эти скульптурки, созданные фирмой Фаберже и другими российскими мастерами, и поныне остаются редким и дорогим подарком. Однако они стоят затраченных денег: чудесные слоники, свинки и бегемотики доставляют своим владельцам много веселых минут и в каждую из этих минут становятся только дороже и дороже.
Камнерезные фигурки птиц фирмы Фаберже из королевской коллекции
Продолжаем рассматривать камнерезные фигурки производства фирмы Фаберже из Британского Королевского Фонда.
Отдельно можно выделить реалистичные фигурки птиц, созданные мастерами Фаберже. По воспоминаниям современников, сам Карл Фаберже увлекался орнитологией и зарисовывал разнообразных пернатых в своём блокноте. На фотографиях дизайнерской комнаты Фаберже на верхнем этаже его штаб-квартиры в Санкт-Петербурге видно большое разнообразие восковых моделей животных и птиц, а также несколько чучел, использовавшихся скульпторами в работе.
Пеликан, символизирующий самопожертвование и материнскую любовь, был личной эмблемой царицы Марии Федоровны. Фаберже использовал пеликана в качестве темы Императорского пасхального яйца, сделанного для нее в 1898 году. Пеликан из коллекции королей Великобритании был куплен Великим князем Михаилом в лондонском филиале Фаберже в ноябре 1915 года. Предполагается, что он был подарен на Рождество королю Георгу V или королеве Марии.
Пеликан. Халцедон, рубин, золото
Пресс-папье в виде серебряного вальдшнепа на мраморной подставке.
Производство изделий из серебра, как декоративных, так и функциональных, составляло большую часть продукции Фаберже. Это были предметы для украшения обеденного стола, так называемые «сюрту-де-табль» (surtouts de table), использовавшиеся для хранения приправ или сладостей, сервизы и столовые приборы, письменные приборы, пресс-папье. Серебряный вальдшнеп, похожий на этого, находится в собрании Государственного Эрмитажа.
Зимородок из темного сибирского нефрита, с розовыми бриллиантовыми глазами и золотыми когтями (Хендрик Эммануил Вигстрем — ведущий ювелир фирмы Фаберже)
Это изображение зимородка из темного нефрита кажется необычным. Но не будем забывать, что в начале 20 века был высок интерес к восточному искусству. Это увлечение отразилось и в работах мастеров фирмы Фаберже. Известно довольно много камнерезных фигурок, выполненных в стиле нэцкэ. Стилизованный геометрический рисунок этой птицы похож на тип резьбы нэцкэ, известный в Японии как «Итобон».
Воробей почти квадратной формы с поднятым хвостом; вырезан из авантюрина с глазами из розовых бриллиантов. Эта стилизованная птица — пример влияния японской резьбы нэцкэ на животных Фаберже.
В Королевской коллекции имеются семь композиций Фаберже с птицами на насестах или в клетках, выполненные ведущим камнерезом и ювелиром фирмы — Михаилом Перхиным.
Гриф на насесте. Агат, обсидиан, золото, изумруды.
Пара волнистых попугаев на насесте. Волнистые попугайчики вырезаны из нефрита, с розовыми бриллиантовыми глазами. Подставка из позолоченного серебра с зелено-белой гильошированной эмалью и розовыми бриллиантами.
Какаду из резного Агата с розовыми бриллиантовыми глазами на золотом насесте и подставке, с золотыми когтями.
Какаду в клетке (агат, оливин, золото, серебро, эмаль)
Фигурка попугая (агат, бриллианты, золото, серебро, эмаль)
Киви (apterise) Коричневый агат, золотые ножки и клюв
Марабу. Агат, бриллианты, золото (Хендрик Эммануил Вигстрем)
Молотоглав. Агат, бриллианты, золото (Хендрик Эммануил Вигстрем)
Фигурка фламинго. Агат, золото, бриллианты. (Хендрик Эммануил Вигстрем)
Страус вырезан из цельного куска пестрого халцедона, ноги из красного золота и глаза из розовых бриллиантов.
Ворон. Тело птицы, сделанное из комбинации калганской яшмы и обсидиана, является примером того, что Франц Бирбаум назвал «мозаичной скульптурой» — когда два или более камня объединены в одной фигуре для получения максимально реалистичного эффекта.
Пингвин. Халцедон, бриллианты, золото (Хендрик Эммануил Вигстрем)
Ворон. Вырезан из агата, с золотыми ногами и бриллиантовыми глазами; сидит на серебряной жердочке с основанием из оникса.
В 1907 году британские монархи заказали Фаберже серию портретов животных и птиц, проживавших на королевской ферме в Сандрингеме. Скульпторы и камнерезы Фаберже с натуры делали модели и эскизы будущих статуэток, а сами изделия были выполнены в России.
Фигурки курицы (агат, золото, бриллианты), утёнка (авантюрин, золото, бриллианты), гуся (кварцит, обсидиан, золото, бриллианты) и утёнка (авантюрин, золото, сапфиры)
Маленькая сидящая ушастая сова из агата, с розовыми бриллиантовыми глазами высотой всего 1,7 см. Необычайная детализация резьбы в таком небольшом масштабе ярко демонстрирует мастерство резчиков по твердому камню Фаберже.
Глухарь с вытянутой шеей из коричневого агата, с розовыми бриллиантовыми глазами и золотыми лапками
Петушок из агата янтарного цвета, с глазами из бриллиантов и золотыми лапами и когтями.
Курица из красно-коричневого агата с розовыми бриллиантовыми глазами и чеканными золотыми лапками
Голубь из коричневого агата с бриллиантовыми глазами и чеканными золотыми лапками
Утка из сердолика с рубиновыми глазами и чеканными золотыми лапками
Цыпленок из халцедона с рубиновыми глазами и золотыми лапками