НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»
специалист в области арт-терапии
Воспитатель: Батчаева Мариям Хасановна
НОД «Дикие животные зимой» в подготовительной группе
Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой.
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери, которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».
Образовательные области развития:
беседа, ситуативный разговор, стихи, загадки, рассматривание картинок, игровые упражнения, задания, вопросы к детям.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: вот и настало время, когда мы с вами собрались вместе. Смотрю я на вас и вижу, у вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, день становится ярче, а на душе теплей. Улыбнитесь друг другу. Подойдите ко мне, пожалуйста. Сегодня мы с вами будем беседовать, играть. Мы будем стараться говорить чётко, правильно отвечать на вопросы, пользоваться правилом: «Подумай, а потом ответь».
Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения:
«Белые шапки на белых берёзах,
Белый зайчишка на белом снегу,
Белый узор на ветвях от мороза,
По белому лесу на лыжах бегу».
О каком времени года этот отрывок из стихотворения? (О зиме)
Ребята, чтобы узнать, что мы сегодня будем делать, нам нужно отгадать загадки, выставляем картинку с отгадкой на доску (дикого животного). Слушаем внимательно.
«Кто в лесу глухом живёт,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
-А сытым или голодным ложиться спать медведь?
«Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу» (Белка)
-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев).
-Кто же придёт следующий?
«Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть».
-Чем же занимается волк?
( Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей)
-Подумайте, за кем отправилась лиса?
«Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается,
на зуб волку попадается». (Заяц)
-Какие изменения произошли в жизни зайца?
(Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)
-Что ест заяц?(Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)
-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:
«Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый» (лось)
-Как вы думаете, чем питается лось?
(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)
И последний чудо – гость:
«Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
-Чем же питается это животное? (Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются желудями, корнями. Но могут переходить в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм).
Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)
Игра «Кого не стало?»
Назовите всех животных по порядку, чётко проговаривая слова (картинки на доске). Кто это? (Белка, заяц, ёж, волк, лиса, медведь.)
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сама убирает картинку.
Кто убежал? (Волк). Опишите волка, волк какой? (Сильный, крупный., злой, голодный, зубастый, серый.)
Кто спрятался? (Лиса). Опишите лису. Лиса какая? (Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая, красивая, осторожная, лукавая.)
Кто пропал? (Медведь) Опишите медведя, медведь какой?
(Огромный, косолапый, неуклюжий, мохнатый, могучий, бурый, косматый, неповоротливый)
Кто убежал? (Ёж) Опишите ежа. Ёж какой? (Маленький, серый, колючий, умный, сердитый, осторожный).
Кто спрятался? (Белка) Опишите белку. Белка какая? (Ловкая, юркая, красивая, шустрая, проворная, чудесная, грациозная, трудолюбивая, запасливая, маленькая, пушистая).
Кого не стало? (Зайца) Опишите зайца. Заяц какой? (Беленький, пушистый, быстроногий, длинноухий, косой, трусливый, осторожный, пугливый).
А теперь, ребята, расскажите о том, как готовятся и зимуют дикие животные.
— Что общего в подготовке к зиме у этих животных?
Меняют окраску меха – заяц: серую на белую; белка – рыжую на серую.
— В чём разница? Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет домика, живёт под кустиком.
— Готовятся ли эти животные к зиме? Нет!
— Почему? Они хищники. Сильные ноги и острые зубы помогут пережить зиму.
— Чем они питаются зимой? Лиса мышами-полёвками, ловит птиц, зайцев, и курей может стащить в деревне. Волки охотятся на зайцев, могут утащить овечку, напасть на телёнка.
— Как готовятся к зиме эти животные? Усиленно питаются, чтобы накопить жирку на долгую зиму.
— Как они проводят зиму? Медведь устилает берлогу листьями, мхом, хвоей и укладывается спать в свою мягкую постель.
Когда настанут холода ёж заберётся в свою тёплую и уютную норку и крепко проспит до весны.
— А какому животному трудно зимовать без помощи человека?
Отгадайте загадку и вы узнаете это животное.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
— Почему трудно лосю зимой? (Не охотится, он травоядное животное).
Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место? (Заповедник)
Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.
— Как называют такого человека?
Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.
Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.
Выходим на середину комнаты и строимся друг за другом.
Предлагаю вам, ребята
Я пробраться в зимний лес. Обычная ходьба.
Там ещё не спят зверята, Ходьба с высоким подниманием колен
Там сугробы до небес
Зимний лес такой дремучий Дети растирают щёки и потирают руки
И мороз такой колючий.
От мороза убежим скорее Лёгкий бег,
Наши ноженьки согреем. мягкие пружинки
Отдохнули. Тихо садимся на свои места и продолжаем наше общение.
Самостоятельная деятельность детей.
Ребята, подумайте и скажите, кто, чем питается?
На доске картинки: морковка, капуста,; орехи, грибы; малина мёд; трава, куры, зайцы. Нужно поставить картинки к соответствующему зверю и сказать, например: «Заяц любит морковку, капусту».
А теперь, ребята, поиграем в игру «Найди пару».
Вы будете работать группами по три человека. У каждой группы несколько пар картинок (взрослые звери и детёныши). Вы должны разобрать картинки по парам. (Работа детей).
У меня есть интересная картина. Игра «Назови жилище».
-Что животным страшнее: холод или голод? Почему?
(Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка)
-Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки.
-Послушайте и запомните пословицы о природе, животных.
« Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!»
«Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить».
С какими дикими животными мы с вами встретились?
Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?
Конспект НОД ОО «Познание» «Дикие животные зимой»
Юлия Вовк
Конспект НОД ОО «Познание» «Дикие животные зимой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 «Веселые гномики» с. Небуг
Подготовительная логогруппа МБДОУ ДС КВ №17 Туапсинский район
Конспект НОД по ОО «Познание»
(формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
«Дикие животные зимой»
Подготовительная логопедическая группа.
Воспитатель: Вовк Ю. В.
Конспект НОД по ОО «Познание»
(формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
«Дикие животные зимой»
Цель: расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
Интеграция областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Труд», «Безопасность».
Упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания;
Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.
Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».
Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников (Труд).
Развивать у детей словообразовательные навыки;
Развивать общую, мелкую моторику, координации речи с движением.
Развивать зрительное внимание.
Вовлечение детей в разговор во время наблюдения за животными объектами рассматривания предметов, картин, иллюстраций (Коммуникация)
Расширение, углубление, уточнение знаний детей об образе жизни зверей в лесу через художественное слово (Чтение художественной литературы).
Упражнять в выразительной передаче фактуры шерстки,используя нетрадици-онную технику рисования: тычок жесткой кистью (комочком бумаги).
Создание радостного настроения при рассматривании созданных самими детьми изображений животных в рисунках. (Художественное творчество).
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Воспитание у детей интереса к различным доступным видам двигательной деятельности подражание движениям диких животных (Здоровье).
Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных (медведь, лиса, волк, заяц с загадками, литература, бумага, краски гуашь белая и синяя, ноутбук, запись музыки, запись презентации.
Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним. Чтение художественных произведений Чарушина, Бианки В., отгадывание и придумывание загадок о животных, рассматривание тематических альбомов.
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: сейчас мы с вами будем выполнять небольшие задания, а для этого нам нужно быть очень внимательными и поэтому мы сначала потренируемся.
Воспитатель: Вот мы и готовы к выполнению первого задания.
Ребята, послушайте музыкальное произведение, а потом ответьте на мои вопросы.
(Звучит музыкальный отрывок из «Времена года»).
— о каком времени идёт речь?
— какой был воробей? (озябший)
— почему? (пришла зима)
— зима какая? (снежная, суровая, с метелями, с пушистым снегом)
— как вы думаете все ли рады зиме? (нет.)
— кому зимой приходится трудно? (Диким животным.)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных, о том, как им живётся зимой.
Игра: «Отгадай загадку – увидишь отгадку».
Сейчас я загадаю вам загадки, если отгадаете на экране появится изображение,слушайте внимательно:
1) По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (заяц)
— Какой заяц? (трусливый, длинноухий, маленький)
— Какая шубка у зайца летом? Зимой? Зачем он меняет шубку?
— Есть дом у зайца? (нет, заяц не обустраивает постоянного жилища)
— У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый)
— Тонкие лапы. Какой? (Тонколапый)
— Длинные уши. (Длинноухий)
— Короткие усы- короткоусый.
— Задние лапы у зайца длиннее передних. Во время прыжка он выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно.Есть такая пословица: «В гору вскачь, а с горы хоть плачь».
— как вы думаете, убегая от лисы, заяц побежит в гору или с горы?
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт (лиса)
— Лиса какая? (рыжая, пушистая, хитрая)
— У лисы длинный хвост. Какая лиса? (Длиннохвостая)
— Как называется домик лисы? (нора)
3) Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка)
— Как называется домик, в котором живёт белка? (дупло)
4)— Про кого можно сказать: благородный, гордый, статный? (олень)
— У оленя длинные ноги. Какой олень? (Длинноногий.)
— чем же питается олень зимой? (Молодыми веточками, корой, откапывает копытами из- под снега мох и траву).
5) День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком,
— Какой он? (серый, лохматый, большой)
— Как называют его дом? (логово)
6)Про какого зверя можно сказать: красивая, опасная, лазает по деревьям очень ловко, шубка пятнистая, на ушках кисточки. (Рысь.)
7) Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны?
— Как называется жилище медведя?
— Чья берлога? (Медвежья.)
— кто скажет, в какое время года у медведицы рождаются медвежата? (Зимой)
— Почему? (Потому что только зимой у медведя есть дом.)
Воспитатель: Ребята, все картинки нам открылись, все мы правильно отгадали.
Теперь, после просмотра мы должны сделать упражнения для глаз.
Для снятия зрительного утомления, на укрепление глазодвигательных мышц («Горизонтали», «Удивление», на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости («Моргание», «Расслабление»).
Зайчик вышел погулять
Глянул, солнца не видать. «Удивление»-сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту, затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.
Тучка быстро набежала,
И закапал сильный дождь-
Зайчик тучке улыбнулся,
И сказал: «Пойду гулять,
С мелким дождиком играть!»
Воспитатель: Сейчас мы свами перейдем к выполнению другого задания.
Как-то днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой. друг за другом)
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)
За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на выпрямленных ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения
Воспитатель: Садимся за столы, следим за осанкой.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
Посмотрите, на ваших столах изображение зайца, но пришла зима, а наш заяц не успел что-то сделать. Как вы думаете, что? (сменить летнюю шубу на зимнюю)
— сможем мы ему помочь?
— нужно перекрасить заячью шубу. Но посмотрите на столах нет кисточек. Каким способом можно раскрасить шубку? Способом тычкования.
— на ваших столах лежат небольшие кусочки бумаги. Все листы одинаковые? Нет. Какую бумагу лучше использовать для изготовления тычка?
— сминаем бумагу, но не разглаживаем.
— помним правила: тычок сильно не прижимаем, рисовать надо быстро, потому что бумага размокает.
— как вы думаете, теперь наши зайчики смогут спрятаться от своих врагов?
— Ребята, что вам понравилось на занятии?
Конспект НОД для детей подготовительной группы: Дикие животные зимой
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.
— Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.
4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).
5. Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
— Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
— Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).
6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дикие животные Зимой»
специалист в области арт-терапии
Беседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группе
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 25 г. Выборга»
Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных зимой.
— расширять и углублять представления детей о зиме и диких животных;
— упражнять в узнавании и назывании диких животных;
— продолжать работу над развитием словарного запаса;
— упражнять детей в подборе прилагательных к существительным;
— продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;
— продолжать формировать эмоциональный настрой детей;
— развивать интерес детей к жизни диких животных,
— воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные области развития:
беседа, ситуативный разговор, стихи, загадки, рассматривание картинок.
Предварительная беседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группе
Ход образовательной деятельности
Дети заходят в группу.
Воспитатель: *Организационный момент. Чтение стихотворения А. Фета Послушайте стихотворение:
Знать, вчера недаром кошка
Грязи нет, весь двор одело,
Не колючий, светло-синий
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
-Ребята, какое время года описал Фет? (Это зима)
Подберите к слову зима признаки, подставляя вопрос «какая?».
Зима (какая? (морозная, холодная, белая, снежная, суровая).
Мороз (какой? (жгучий, сильный, трескучий, колючий).
Снег (какой? (блестящий, сверкающий, скрипучий, белый, сыпучий, чистый, холодный, пушистый, мокрый, мягкий, глубокий, липкий).
Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем с вами говорить, нам нужно отправиться в лес.
— Надеваем лыжи, застёгиваем крепления, берём в руки лыжные палки и отправляемся в зимний лес (под музыку едем на воображаемых лыжах в лес). Имитация зимнего леса.
-Ну, вот мы и приехали. Как здесь красиво, все деревья в снегу. А за каждым деревом кто-то сидит. Вы не видите, но узнаете, если отгадаете загадки.
Живёт в дупле-избушке.
У рыженькой малышки
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем?
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Промелькнуло быстро пламя.
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.
Кто зимой холодной
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
А ещё могу сказать,
Очень любит он поспать. (Медведь) Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.
— О чём мы сегодня будем беседовать?
Объясните, почему их называют дикие? (Живут в лесу и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.
Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место? (Заповедник)
Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.
— Как называют такого человека?
Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.
Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.
А сейчас мы отправимся обратно в детский сад ( под музыку едем на воображаемых лыжах). Ставим палки, расстёгиваем крепления, снимаем лыжи.
Мы в лесу с вами замёрзли, предлагаю немного подвигаться и погреться.
«Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)
А рядом заинька сидит.
Зайка беленький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)
Это был свирепый волк.
Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)
И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками)
Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)
Вздыбилась на спинке.
Повстречалась мне лиса (скрестить руки)
Любопытные глаза, (прищурить глаза)
Притаилась за пеньком (присесть)
И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям)
Кто в её лесу гуляет!
Согрелись? А теперь поиграем.
Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
— Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
— Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).
Игра «Четвертый лишний»
-еж, комар, олень, белка
— лиса, медведь, заяц, дятел
-бельчонок, лисенок, медведица, зайчонок
У меня есть интересная картина. Игра «Назови жилище».
На ватмане в левой стороне сверху вниз приклеены картинки диких
животных, а на правой стороне приклеены картинки с жилищами зверей. Ребёнок протягивает ленточку от жилища к дикому животному и говорит: «В дупле живёт белка. Под кустом живёт заяц и т. д.».
С какими дикими животными мы с вами встретились?
Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?
Что вам больше всего запомнилось?
Что было самым интересным?
Появляется мешочек с угощением.
Ребята, это Зимушка – Зима угощает вас за ваши знания.