Характерные черты животных биология 5 класс

Животные

4.6.1. Общая характеристика царства Животные

наука о животном мире, изучает строение, поведение, размножение, развитие животных, их происхождение и эволюцию, значение в природе и жизни человека.

царство гетеротрофных эукариот. Животные на Земле представлены огромным разнообразием форм, отличаются от других организмов рядом характерных особенностей организации:

• по типу питания все животные — гетеротрофы (голозойное или паразитическое питание);

• клетки животных лишены целлюлозных стенок, имеются центриоли, основной запасной углевод — гликоген;

• подвижность, обеспечиваемая цитоплазматическими органоидами (у одноклеточных — реснички, жгутики);

• развитие опорно-двигательных систем (у многоклеточных);

• наличие цитоскелета (у одноклеточных) и скелета — наружного или внутреннего — у многоклеточных;

• реакция на внешние воздействия у животных реализуется в форме движения, у большинства многоклеточных с помощью развитой нервной системы (мышечные и нервные клетки обладают возбудимостью);

• животным присущи сложные поведенческие реакции, отсутствующие у растений (обусловленные развитой нервной системой);

• слабая регенерирующая способность (в отличие от растений);

• характерен ограниченный диффузный рост (всей поверхностью);

• жизненные циклы не так сложны, как у растений (гаплоидная стадия представлена гаметами, характерна гаметическая редукция);

• распространение животных во всех средах обитания;

• свойственны горизонтальные или вертикальные миграции.

Сходство между растениями и животными:

• общность происхождения одноклеточных форм;

• обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);

• рост и способы размножения;

• кодирование, передача и реализация наследственной информации;

Таким образом, сходство между растениями и Животными доказывает родство и единство происхождения, а различия — дивергентный путь развития органического мира.

Зоология условно делится на два раздела: зоологию беспозвоночных и зоологию позвоночных животных.

Термин «беспозвоночные» введен Ж.-Б. Ламарком и объединяет всех животных, за исключением типа хордовых.

Различия между растениями и животными:

Эволюция животных

Источник

Разработка урока по биологии 5 класс «Признаки животных»

специалист в области арт-терапии

Технологическая карта урока

Роль животных в природе

Открытие новых знаний

Формирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, признаках животных; роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами.

Задачи по содержанию

— сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растений и животных;

— познакомить с простейшей классификацией животных, раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира.

— формировать умения сравнивать животных с растениями и объяснять отличительные признаки их, применять знания в новой ситуации, делать вывод на основе сходства, расширить объем жизненных наблюдений и кругозора учащихся;

— формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.

— продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о родстве животных и растений, взаимосвязях их со средой обитания, воспитывать бережное отношение к животным как составной части природы, формировать экологическое мышление;

— поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу, прививать самостоятельность и любознательность, поддерживать интерес к биологической науке.

Формы организация учебной деятельности

Индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения и познания

Словесные (фронтальная беседа, диалог), иллюстративно-словесный (работа с ЭОР), практический (поиск информации), дедуктивный (анализ, применения знаний, обобщение)

Правильно использовать в речи биологические термины, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки)

Личностные: Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир;

Оценивать с позиции социальных норм поступки других людей;

Проявление учебно-познавательного процесса к биологической науке;

— активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения;

— учащиеся должны уметь ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя. Работать в соответствии поставленной задачи и планом, оценивать работу одноклассников, получать информацию из разных источников;

— извлекать информацию о животных, делать анализ и отбор данной информации, добывать новые знания из источников ЭОР

— создавать обобщение, анализировать, сравнивать, выявлять причины, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь общаться друг с другом. Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей;

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи и познавательной деятельности.

Предметные: Умение различать виды животных; находить информацию о разнообразии животных; приобретать навыки подбора, интерпретации и представление информации о животных по заданной теме

Прочитайте п. 18 в учебнике.

2. Выберете задание:

Составьте кроссворд о признаках животных (5 слов);

Подготовьте презентацию «Значение животных в жизни человека».

Содержание этапов урока

проверка готовности обучающихся их эмоционального настроя на работу, включение в деятельность на личностно значимом уровне

Итог: настрой на работу

Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку

2. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН для дальнейшей коррекционной работы

Читайте также:  Что едят африканские животные

Итог: определение степени усвоения учащимися материала

Начнем урок с проверки ваших знаний и умений по прошлой теме: «Разнообразие живой природы»

Какие царства живых организмов вы знаете?

Способность организмов к размножению имеет какое-то значение для существования жизни на Земле?

Обучающиеся отвечают на вопросы

3. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Формулирование темы и учебных задач урока

Какие признаки характерны для живых организмов?

(анимация, многообразие животных)

(Называют общие признаки животных конспектируют в тетрадь)

-Питаются готовыми органическими веществами, получаемых из тел, растений, грибов и др. животных

— ведут активный образ жизни, передвигаются;

— Сложное внутреннее строение;

— Сложное поведение (инстинкты,рефлексы)

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Планируют способы достижения цели.

Отвечают на вопросы

Учебник стр. 52. Смотрят и выписываю

4. Изучение нового материала (усвоение новых знаний и умений и способов действий) с первичным закреплением знаний, проверкой применения знаний и умений в новой ситуации.

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Изучить анимацию «Животные Одноклеточные и Многоклеточные организмы».

Составьте и заполните схему.
Назовите характерные признаки одноклеточных и многоклеточных животных?

Слайд 6 Одноклеточные животные. Демонстрация видео

Слайд 7.Многоклеточные животные. Рассказ о типах многоклеточных животных. Демонстрация картинок

Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают вывод по изученным материалам.

Просматривают видео. Делают выводы, конспектируют

Просматривают картинки, конспектирую

Дописывают в схему к группе одноклеточных

Дописывают в схему к группе многоклеточные животные

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Закрепление нового материала.

Итог: Определение степени усвоения полученных знаний

Задание работаем в парах

На основе полученных знаний давайте выполним следующие задания.
Задание 1. Составление итоговой схемы (кластера)

Задание 2.Какие из перечисленных ниже признаков, относятся : 1) к растениям;

2) к животным; 3) ко всем организмам?

А) состоят из органических и неорганических соединений;

Б) Способны к обмену веществ и энергии;

В) Способны к активному передвижению;

Г) Самостоятельно синтезируют органические вещества;

Д)Состоят из клеток;

Е) Наличие в клетках хлоропластов

Задание 3: объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения.

1. У коровы молоко на языке.
2. Волка ноги кормят.
3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
4. Собака – друг человека.
5. Грач на горе, весна на дворе.
6. Синица в избе, зима на дворе.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

– Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения.

Выбрать цвет светофора, который соответствует

Зеленый – Все понял(а)

Красный – Многое было не понятно

Подводит итог урока, предлагает дифференцированное домашнее задание.

Обучающиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Записывают задание в дневник.

Прочитайте п. 18 в учебнике.

2. Выберете задание:

Составьте кроссворд о признаках животных (5 слов);

Подготовьте презентацию «Значение животных в жизни человека».

Источник

Свойства живых организмов (5 класс, биология) в таблице

Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и особый образ жизни, их объединяют свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).

Свойства

Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.

Признак

Описание

Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. Вне клетки жизнь невозможна

Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами

Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло

Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях

Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток

Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом

Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская

Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают и разлагаются, давая пищу другим организмам

Рис. 1. Клеточное строение организмов.

Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы посредством метаболизма называется круговоротом веществ.

Читайте также:  Сочинить рассказ про домашнее животное кошку 3 класс

Биологическое разнообразие

Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё биологическое разнообразие для удобства изучения подразделяется на пять царств:

Рис. 2. Царства живой природы.

Вирусы многие учёные относят к неживой природе. Они находятся на границе перехода веществ в живую форму и обладают свойствами живой и неживой материи. Например, способны к размножению, но при этом не растут и не питаются.

Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.

Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.

Рис. 3. Разнообразие животных.

Все живые организмы имеют одинаковый химический состав, т.к. состоят из одних и тех же элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.

Что мы узнали?

Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, дыхание, питание, рост. Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами – вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными. Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.

Источник

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека

Содержание:

Биосфера планеты Земля плотно населена животными организмами. Они настолько разнообразны и многочисленны, что систематика до сих пор затрудняется определить их истинное количество. Известно до 1, 5 млн., но это только изученные виды. Предположительно на Земле обитает до 5- 10 млн. животных. Их открытие и исследование затруднено, так как некоторые представители фауны ведут скрытный образ жизни. Да и океанические просторы представляют большую площадь для исследований.

Царство животных: общая характеристика

Наука о животном мире называется зоологией. Она рассматривает не только строение и развитие живых существ, но и особенности поведения, способы размножения и расселения. Важны происхождение и эволюционные процессы, в результате которых происходили изменения каждого вида на протяжении тысячелетий.

Животный мир это царство гетеротрофных эукариот. Признаки животного царства многочисленны. Наиболее значимые признаки отражены на схеме.

Признаки царства животных:

К этому перечню стоит добавить особенности животного царства:

На заметку: Зоология делится на 2 больших раздела: зоологию позвоночных и зоологию беспозвоночных. Понятие «беспозвоночные» ввел в биологию Ж.Б.Ламарк. К ним относятся все биосферные живые организмы за исключением типа Хордовых.

Для животных характерны следующие жизненные функции:

На заметку: Животные представляют часть биосферы. Включены в общий круговорот в природе, входят в пищевую цепочку и создают экосистемы. Освоили существующие в природе экологические ниши, поэтому встречаются на суше, в воде и воздухе.

Царство животных выглядит следующим образом:

Важно: Среди животного мира оформленный внутренний скелет характерен только для хордовых. Благодаря классификации видны изменения в развитии (прогресс или регресс), который происходил в результате эволюционных процессов. Тысячелетиями животные приспосабливались к условиям окружающей среды, совершенствовались или деградировали, чтобы выжить.

Одноклеточные и многоклеточные животные

Часть биомассы организмов составляют многоклеточные, но и одноклеточным в этом царстве отводится не последняя роль. Их тело построено из единственной клетки, которая живет самостоятельно. Ученые насчитали 90 тыс. видов простейших, живущих в форме одной клетки.

Одноклеточные организмы

Клетки, способные вести самостоятельный образ жизни, характеризуются следующими чертами:

Это характерные особенности, присущие большинству одноклеточных. Но, как в любом правиле, есть свои исключения. В экосистемах простейшие играют роль паразитов, сапрофитов и хищников. Рассмотрим признаки типичных представителей простейших:

Клетка простейших построена по общему принципу, но ее особенность – способность жить и функционировать обособленно. Внутреннее содержимое – полувязкая цитоплазма, в которой «плавают» органоиды, характерные для большинства клеток. Нет пластид, которые нужны для фотосинтеза. Клетка снабжена одним или несколькими ядрами, которые делятся путем митоза пополам, отдавая по ½ наследственного материала в дочерние клетки.

Схема «Особенности животной клетки»

На заметку: Простейшие живут, питаются и размножаются в благоприятной для существования среде. При ее изменении, когда условия меняются и становятся «жесткими», клетки переживают их в форме цист, покрываясь толстой оболочкой и сводя к минимуму процессы метаболизма.

Многоклеточные организмы

Состоят из дифференцированных клеток, способных выполнять конкретные функции. Такие клетки объединены в ткани. Они одинаково построены и выполняют одинаковую роль. Из тканей формируются органы, системы органов и возникает сложно организованный животный организм.

Выделяют 4 основные группы тканей:

Животные делятся на 2 группы по наличию или отсутствию скелета:

Уровень организации у многоклеточных гораздо выше по сравнению с их одноклеточными «собратьями». Организм функционирует как единое целое и состоит из систем органов.

Системы органов животных:

Благодаря межклеточному взаимодействию происходит обмен веществ. В процессе питания и дыхания клетки насыщаются необходимыми для жизни веществами, которые окисляются благодаря кислороду. Так происходит построение внутриклеточных соединений и структур.

Читайте также:  Спасение диких животных задача всех и каждого

Из-за размеров многоклеточных организмов обменные процессы и процессы превращение энергии протекают по конкретному «расписанию». Многоклеточные сложно организованы и реагируют на внешние изменения благодаря нервной системе. Осязание, обоняние, природные инстинкты дают им преимущества в борьбе за выживание.

Для ряда многоклеточных характерно симметричное тело. Различают:

К сведению: Благодаря развитому уровню организации многоклеточному животному проще выжить в окружающей среде, увеличивается их продолжительность жизни. Это новый этап, который возник в ходе эволюционного процесса животного мира.

Характеристика основных типов беспозвоночных. Особенности строения, жизнедеятельности, размножение, роль в природе и жизни человека.

Беспозвоночные — это крупное сообщество живых организмов. Каждый тип обладает общими чертами, но внутри типа встречаются редкие экземпляры, поведение и строение которых не укладывается в рамки определенных классов и продуманной систематики.

Кишечнополостные

Это 10 тыс. видов многоклеточных животных, черты которых включают:

Большинство ведет водный образ жизни. Это медузы, гидры, гребневики, кораллы. Размножение половым путем происходит с неполным превращением: развиваются свободноплавающие личинки, которые после ряда метаморфозов превращаются во взрослую особь. Кораллы и гидры размножаются путем почкования. Известны сидячие и планктонные виды.

Плоские черви

За счет паразитического образа жизни их организм упростился. Они поглощают питательные вещества поверхностью тела. Развито пищеварение, кровеносная и дыхательная система отсутствуют. Нервная система примитивная, органы чувств действуют слабо.

Большинство представителей относятся к гермафродитам. Одна особь способна активно размножаться, откладывая яйца. Яйца, попадая во внешнюю среду, заносятся в другие организмы.

Приспособления к паразитизму:

На заметку: Несмотря на примитивное строение, паразиты широко распространены в животном мире. Они быстро находят хозяев. Важно соблюдение санитарных норм и правил, иначе легко заразиться гельминтами. Они не только питаются за счет хозяев, но и выделяют в их тело продукты жизнедеятельности.

Круглые черви

Включают свободноживущие и паразитические формы: всего 24 тыс. видов. Свободноживущие – обитатели почвы и воды, паразитические нашли свой дом в другом организме. Веретеновидное тело покрыто кожно-мускульным мешком. Сверху расположена кутикула, под ней – дерма, а внутри – продольные мышцы. Под спиной и брюхом проходят нервные тяжи, которые берут начало с окологлоточного нервного кольца.

Нет кровеносных и дыхательных органов. Для осязания черви используют щетинки, а для обоняния – железистые клетки. Часть круглых червей раздельнополы: самки отличаются крупными размерами. Встречаются гермафродиты. Способ размножения – половой, при котором самка ежедневно откладывает яйца для продолжения рода, которые выводятся во внешнюю среду.

На заметку: Большая часть круглых червей – паразиты. Несмотря на упрощенное строение, они широко распространены и приспособлены к паразитическому образу жизни. Вызывают массовые заболевания животных – нематодозы.

Характеристика кольчатых червей и моллюсков представлена в таблице:

Строение кожно-
мускульного мешка

кутикула, эпителий (кожа), мускулатура

эпителий, мускулатура, мантия, раковина

Особенности
нервной системы

Особенности
кровеносной системы

Особенности
пищеварительной системы

дифференцированный сквозной кишечник

дифференцированный сквозной кишечник, пищеварительные железы

Характеристика Типы животных
Кольчатые черви Моллюски
окологлоточное кольцо, брюшная цепочка окологлоточное кольцо, разбросанные по телу нервные узлы
Органы чувств глаза, обоняние, осязание глаза, осязание, органы химической чувствительности
тип замкнутый, сосуды, сердце не выражено незамкнутый тип, сложное сердце, сосуды
Органы дыхания жабры, кожное дыхание жабры, легкое
Органы выделения метанефридии почка

Роль беспозвоночных в природе и жизни человека

Беспозвоночные влияют на живую и неживую природу, а также на жизнь человека, поскольку их «полчища» многочисленны и заселяют самые отдаленные уголки Земного шара. Это участники пищевых цепочек, способных перерабатывать и усваивать органическое вещество (редуценты).

На человека эта группа организмов влияет неоднозначно:

К сведению: Беспозвоночные способны уничтожать своих «вредных собратьев». Наездники откладывают яйца в гусениц, которые поедают с/х культуры. Хищные многоножки поедают червей, пауков. Некоторые паразитические черви уничтожают опасные для человека виды червей. Это биологические методы борьбы с особями, которые наносят человеку ущерб.

Характеристика основных классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

Тип Членистоногих самый многочисленный на Земле. Его видовое разнообразие составляет 2/3 живых организмов. Они занимают все известные экологические ниши и входят в состав большинства биоценозов. Отличительные черты:

Это развитая группа организмов, которая обладает:

Характеристика классов членистоногих

Значение членистоногих

Благодаря численности и разносторонней роли в биоценозах членистоногие играют не последнюю роль в природе. Они выполняют многочисленные функции, без которых обойтись сложно, а в ряде случаев – невозможно. Они нужны в качестве

В то же время, среди членистоногих распространены многочисленные вредители с/х культур, есть возбудители опасных заболеваний. Членистоногие способны переносить их, вызывая массовую гибель плантаций растений или популяций животных.

Несмотря на обилие и разнообразие животного мира беспозвоночных, они требуют бережного к себе отношения. Ни к чему, без причины, уничтожать живых существ, не способных причинить человеку вред. Бездумное отношение к животному миру приводит к сокращению численности некоторых популяций, внесение отдельных экземпляров в Красную книгу или полное их уничтожение. Наши потомки уже не увидят того многообразие живых форм, которое мы способны лицезреть в наши дни.

Источник

Познавательное и интересное