Какие российские народы хоронили собак и волков вместе с человеком
Это удивительное захоронение эпохи раннего неолита ученые обнаружили прямо в городе Иркутске, на склоне горы Кая, недалеко от впадения реки Иркут в Ангару.
Но главная находка находилась между лап животного, которое как бы обнимало ее со всех сторон, охраняя – это был человеческий череп, принадлежавший зрелому мужчине. Он был совершенно цел, с сомкнутыми зубами и с двумя уцелевшими позвонками.
Кроме это в могиле с краю находились, очевидно, сдвинутые в сторону фрагменты костей более старого захоронения, и одиннадцать предметов, которые должны были сопровождать покойного на тот свет: костяные стержни, иглы, лезвие из кремния, кремниевые пластины и клык бобра.
После тщательного изучения черепа выяснилось, что во-первых, он уже где-то был погребен, вынут из земли и захоронен повторно. Во-вторых, изучение черепа антропологами дало поразительные результаты. В 1998 году череп был восстановлен с помощью восковой мастики. Мужчина оказался ярко выраженным представителем монголоидной расы, но имел вытянутое, очень крупное лицо, широкое в верхней и в средней части. Орбиты глаз были крупными по сравнению с другими древними людьми, но гармоничны по отношению ко всему лицу. У него был приплюснутый, тонкий, высокий нос со глаженной переносицей.
Кто ты, пришелец?
Ученые были вынуждены признать, что обладатель останков относится в так называемой большой азиатско-американской расе, к ее дальневосточной ветви.
Это заставило ученых пересмотреть гипотезы о том, что в бронзовом веке население Байкала было однородным.
ДНК-анализ костей животного дал точный ответ, что это именно волк, однако современных родственников у него нет, скорее всего, эта линия волков уже вымерла. Все кости животного были целыми, поэтому есть вероятность того, что волка умертвили бескровным способом, как обычно поступали с жертвенными животными. Поскольку некоторые зубы у волка отсутствовали и другие были стерты, появилось предположение, что он мог жить с людьми.
Изучение возраста останков волка и человека различными методами дало довольно сильный разброс. Останки волка датируются от 8 140 лет до 7 230 лет, возраст черепа составляет от 8 690 до 7 840 лет, а возраст захоронений, на месте которых была создана новая могила, колеблется от 7 750 до 8 530 лет.
Считается, что захоронение волка возникло на месте кайского могильника через 500 лет, на это указывает в своей статье иркутский археолог Владимир Иванович Базалийский (статья «Погребальные косплексы эпохи позднего мезолита— неолита Байкальской Сибири»). Однако ученые склоняются к тому, что череп в захоронении гораздо старше волка.
Культ отрубленной головы?
Что же произошло здесь много лет назад? У иркутских археологов есть три версии.
Первая (маловероятная): череп мог попасть в захоронение волка случайно. Однако само положение человеческой головы, когда волк одной из лап даже как бы прикрывает ей глаза, говорит о том, что это неправда.
Вторая версия говорит о том, что голова, была извлечена из другой могилы вместе с комом грунта и перезахоронена соплеменниками, а волк был необходим для того, чтобы охранять ее на том свете от врагов.
Третья версия не исключает, что волк и человек жили в одно время, потом человек мог погибнуть, соплеменникам досталась только голова, которую они с почестями погребли, а волка положили в могилу для охраны.
Но скорее всего, археологи столкнулись с культом человеческой головы, которой в древности предавалось сакральное значение. У тюрских племен, у славянских народов, у скифов и у сарматов существовало поверье, по которому обладатель головы врага приобретал его силу.
К головам сородичей, особенно к головам великих вождей или шаманов отношение было трепетным. Если после смерти такого человека его соплеменники покидали обжитые места, они забирали голову предка с собой для того, чтобы похоронив ее на новом месте как бы освятить ею новые земли, сделать их таким образом «своими», а самим – поселиться на этом новом месте, под защитой предка.
В связи с этим можно вспомнить культ отрубленной головы у хингинских бурятских племен, которые, убегая от маньчжуров в Прибайкалье, похоронили заболевшего в дороге великого, но уже старого вождя и шамана Буртэ-Убугуна в Саянах, а с собой взяли только его голову, которую потом похоронили на новых землях, таким образом освятив их. Через много лет в каждой юрте хингинских бурят был свой онгон – идол, сделанный в в виде отрубленной головы Буртэ.
Не только на Байкале
Что же касается роли волка, то, возможно, тут сыграл свою роль древний культ собак-проводников в страну мертвых, элементы которого у многих сибирских народов сохранились до сих пор. Особенно распространены они среди эвенков, у которых существует даже ритуальное поедание этих животных, а у юкагиров труп собаки является неотъемлемой частью ритуала погребения шаманов. Есть сведения, что у народов Крайнего севера тоже были распространены некие ритуальные действия с телами убитых волков, включая их захоронение в отдельных могилах.
Погребения с собаками в Прибайкалье встречаются несколько раз, и все они относятся к позднему мезолиту или к раннему неолиту (примерно 10–9 000 лет назад).
Например, на острове Ольхон на Байкале было найдено погребение раненого неолита, в котором вместе с человеческими останками были найдены скелеты двух собак. А в коллективной могиле близ сакральной скалы Шаманки вместе с сородичами древние люди похоронили собаку.
Подобные захоронения известны в Скейтхольме на юге Швеции (могильник Skateholm I).
Но захоронение именно волков встречается на нашем континенте только еще один раз – в Нижней Австрии в долине Среднего Дуная на стоянке древнего человека Лангманнерсдорф, которую относят к верхнему палеолиту (40–12 000 лет назад). Там было найдено погребение, в котором покоились останки двух волков.
Как славяне хоронили собак
В книге древних ариев «Авесте» содержится первый в истории человечества кинологический кодекс, и важнейшей частью этого кодекса является четко разработанная система прав и обязанностей собаки. Согласно «Авесте», права собаки вытекают из ее статуса в человеческом обществе, собака по многим параметрам приравнена к человеку.
Собака, даже при самом опасном для нее и окружающих заболевании бешенством, имеет право на милосердное отношение к себе и лечение. На такой случай в «Авесте» предусмотрены подробное описание специального намордника для бешеной собаки и рекомендация ее владельцам: «Пусть выискивают средство ее вылечить, как для посвященного праведника». По-видимому, такое средство было известно древним ариям. В собрании Священных текстов древних ариев перечислены пять смертных грехов человеческих ( раздел Фрагард, глава 15 ).
«Сколько суть деяний совершаемых, совершая которые в мире плотском без покаяния и исправления, (люди) становятся поплатившимися телом?», из которых два относятся к преступлениям, совершаемым против собак.
В «Авесте» закрепляется право собаки на достойный, как и для человека, уход из жизни. Согласно с этим правом, собаку хоронили с соблюдением всех человеческих обрядов и очистительных ритуалов. Ее труп, как и труп человека, переносили на дахму (башню смерти). Очистительные ритуалы при захоронении как собак, так и людей соответствовали высоким санитарным нормам и предусматривали:
Ритуалы похорон домашних животных были и есть во всех уголках мира. Во многих странах было и остается хорошей традицией хранить память об умерших животных, которые были семейными любимцами. Так, в южных садоводческих регионах и сегодня принято хоронить собаку под деревом (лучше всего – под яблоней) в собственном саду. Похороненная таким образом собака и после смерти находится на службе у человека, только теперь она охраняет «здоровье дерева», а через его плоды – здоровье хозяина. Согласно местному поверью, яблоня, под которой похоронена собака, постоянно и щедро плодоносит и не подвержено ни заболеваниям, ни вредителям.
Наличие погребальных ритуалов и обрядов для животных у разных народов говорит о том, что люди всегда точно знали и верили, что в «следующей» жизни, так же как и в этой, их любимцы будут рядом. Из древних обществ, в которых было принято хоронить животных, Египет занимает первое место по количеству найденных археологами мумий собак, кошек, крокодилов, быков и птиц. Уже в 1000 году до н. э. значительные участки плодородной земли вдоль Нила были предназначены для захоронения животных, к тому же существовала практика захоронения домашних животных в могилах их владельцев. У основанного в XVIII-ом веке селения Аскалон, находящегося на юге Израиля, было найдено самое крупное собачье кладбище. Там было обнаружено примерно 700 захоронений, датируемых V веком до н. э. Кладбища для собак существовали и в других странах Древнего мира, например, в Древней Греции. Но на этих кладбищах нашли свой последний приют собаки преклонного возраста, к которым их хозяева питали, видимо, особую привязанность, а в Аскалоне же такого почетного погребения удостаивались также и щенки. Известно, что в Аскалоне существовали греческие, персидские, финикийские, египетские, колонии и многие представители этих народов испытывали большое уважение к собакам. Очень почитались собаки у персов, мы уже не раз упоминали об «Авесте». Вполне возможно, что именно они и основали это кладбище в Аскалоне, но, по мнению ученых, его могли создать и финикийцы.
Но история знает и немало фактов, свидетельствующих о менее учтивом отношении к останкам животных. Зачастую владельцы домашних животных, не имевшие собственных участков земли, живущие в плотно населенных городах, избавлялись от умерших питомцев, выбрасывая труп вместе с мусором или, завязав в мешок с камнем, топили в реке.
В 1899 году из реки Сены в черте Парижа было извлечено коммунальными службами почти три тысячи останков домашних животных. В то же время более сострадательные владельцы пытались хоронить своих любимцев в своих семейных могилах на обычных кладбищах. Для таких владельцев на пороге ХХ столетия стало радостной новостью открытие первых общественных кладбищ для домашних животных. Первое «Анонимное кладбище для собак и других домашних животных» было открыто 15 июня 1899 года на острове Реважер в Париже, Франция. Кладбище было разделено на четыре части: для собак, для кошек, для птиц, для прочих животных. На кладбище ведет портал в стиле арнуво с двумя большими воротами, проектированием и строительством которого занимался парижский архитектор Эжен Пети, автор многих построек в 14-м округе Парижа.
Со временем на кладбище появились очень интересные памятники. В 1900 году сразу напротив входа был установлен монумент в честь сенбернара Барри. Эта собака в конце XIX века жила в монастыре Святого Бернара в Швейцарии. Согласно легенде, Барри спас зимой в горах сорок человек и погиб, выручая из снежного плена сорок первого. Еще один памятник был сооружен в память полицейских собак, погибших в 1912 году при исполнении служебного долга. Через некоторое время после того, как для службы в полиции стали применяться служебные собаки, на кладбище появились могилы Доры (1907–1920), служившей в комиссариате Аньера; Топа – обладателя большого количества медалей за отличную службу; Папийона, служившего в полиции в 16-м округе Парижа и многих других. Еще здесь есть памятник маленькой собачке, протягивающей лапу солдату в каске. Это Мемер, родившаяся в 1914 году, которая пятнадцать лет служила в пехоте.
Одна почтенная мать большого семейства похоронила здесь свою собаку Люлю, которая спасла ее тонувшего ребенка, упавшего в 1895 году в реку Гаронну. Этой маленькой собаке было только девять месяцев. На этом кладбище покоятся питомцы композитора Камиля Сен-Санса, графа Александра Дюма, многочисленных титулованных особ. Есть даже фамильные усыпальницы.
И вот, возможно, самое примечательное надгробие – могила обычной бродячей собаки, которая сама пришла к воротам кладбища и умерла около них 15 мая 1958 года. Дирекция кладбища за свой счет похоронила ее и на могиле поставила памятник, так как она оказалась сорокатысячным похороненным на этом кладбище животным. Сегодня тысячи французов, владельцев могильных участков, приезжают сюда со всех концов страны, чтобы навестить могилы своих животных, многие из которых украшены скульптурами, цветами, мраморными досками с надписями, призванными продемонстрировать всю глубину чувств, которые питали хозяева к своим четвероногим любимцам.
В странах Западной Европы устройство подобных кладбищ давно стало нормой, существует множество фирм, чьей деятельностью является предоставление услуг по захоронению домашних животных. Подобные фирмы оказывают весь набор ритуальных услуг, вплоть до траурного оркестра над могилой и изготовления гробов и надгробий, на время похорон здесь можно даже пригласить плакальщика.
К сожалению, не у всех отечественных владельцев собак есть возможность захоронить своего любимца в лесу или на даче, в спокойном и тихом месте. Поскольку законодательством запрещается захоронение трупов животных в городской черте, вне специально отведенных мест, то в данном случае лучшим вариантом является кремация. Процесс передачи тела животного на кремацию и ритуал примерно следующий:
Процесс кремации представляет собой сожжение тела умершего животного при высоких температурах (900—1200 °C) газа. Если выбран общий способ кремации, то сотрудник ветклиники упаковывает тело животного в специальный пакет и отвозит на кремацию сам, владелец при процедуре кремации не присутствует. После кремации прах именно этого животного не отделяется и владельцу не выдается. Такая процедура стоит недорого и может быть доступна каждому.
Если выбрана индивидуальная кремация, то сбор праха в урну после кремации проводится обязательно. В этом случае возможна организация прощания перед кремацией, сам процесс может происходить в присутствие владельца животного. В набор услуг может входить и последующее захоронение урны в специально отведенном месте, возможно также оказание и других сопутствующих ритуальных услуг. Стоимость индивидуальной кремации достаточно высока и зависит от того, как именно владелец хочет провести процедуру прощания и кремации.
Стражи духов. Как древних славян в страну смерти провожали псы-привидения
Лайф собрал удивительные обычаи, посвящённые собакам, которые жили с человеком ещё 20 тысяч лет назад.
Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain
Побывавший в X веке на Волге арабский путешественник Ахмад аль-Багдади писал, что у местного населения с собаками были связаны добрые приметы: в долине Волги верили, что услышать перед началом дела собачий вой — к удаче.
Культу собаки — двадцать тысяч лет
Фото © Public Domain
Доказательством существования древних мифов о собаках на территории нашей страны стали находки советских археологов на Авдеевской стоянке в 1946 году. На берегу реки Сейм под Курском были найдены жилища древних людей, датируемые XX тысячелетием до нашей эры. Среди костей животных археологи нашли предметы, которые назвали лопаточками с навершием. Узкий конец «лопаточек» изображал собачью морду с четырьмя глазами, а на одном из предметов было даже два навершия, изображавших двухголовую собаку. Предполагается, что инструмент древние охотники использовали для выколачивания снега из одежды, а сакральная роль «выбивалки» заключалась в навершии: в нём якобы обитал дух — хранитель человека.
Существование у древних славян представления о собаках, стерегущих ворота в ад, доказывает и быличка, записанная в XX веке историком Владимиром Бузиным в Архангельской области. В ней к овдовевшей женщине начинает ходить муж-покойник. Чтобы отвязаться от него и остаться живой, женщина жалуется на беду своей собаке, и та больше не пускает покойника на порог.
Проводник в страну смерти
Фото © Public Domain
В «Энциклопедии белорусской мифологии» есть легенда о первом человеке — князе Буе, которого везде сопровождали два огромных пса, способных разорвать медведя, Ставр и Гавр (Стаўры і Гаўры). Они не раз спасали его от врагов, а когда Буй, бывший первым человеком на земле, умер, ушли за ним на тот свет и там сопровождали князя, ставшего хозяином страны мёртвых. Предания говорят, что древние славяне приходили на могилы собак, якобы похороненных на берегу Дриссы, поминали их, устраивали тризну, жгли костры и призывали псов-призраков, умоляя не оставлять народ.
Казалось бы, в мифе речь идёт о родоначальнике белорусского этноса. Но нет! Миф этот уходит корнями во времена, когда от Индии до Европы царила индоиранская (арийская) культура. В Индии до сих пор почитают мифического первого человека на земле, умершего и ставшего богом смерти Ямой. Его сопровождают громадные четырёхглазые собаки — сарамеи, сторожащие врата между мирами.
В скандинавской мифологии бога висельников Одина сопровождает армия мертвецов и собаки Фреки и Гери. А в иранской мифологии мост между мирами Чинвад сторожат два пса.
Двухголовый — а значит, опять четырёхглазый — пёс Орф присутствует в мифологии древних греков: «старший брат Цербера» сопровождает бога смерти Аргуса.
Изгоняли из собак духов
Фото © Public Domain
Древние славяне верили, что в собак могут вселяться духи, и в связи с этим в Болгарии и России сохранились древние обычаи кручения собак или их гоняния по деревне. Обычай кручения собак в Пёсий понедельник — первый понедельник Великого поста — существует под болгарским Странджем. Болгары верят, что в этот день мёртвые выходят из могил, а самые злые из них могут вселиться в собак. Поэтому каждого пса в селении нужно обязательно прокрутить на верёвке, натянутой над рекой, после чего животное, невредимое, но якобы освобождённое от злого духа и изрядно напуганное, падает в воду, откуда её выуживает заботливый хозяин. Этот обряд предвещает деревне спокойный, урожайный год.
А в России под Тамбовом в 1900 году в местных «Епархиальных ведомостях» был зафиксирован обычай гоняния собак, который местные крестьяне практиковали на Масленицу. Дети, подростки и юноши, вооружившись бичами, мётлами и палками, весь день гоняли по деревне собак, особенно чёрных и лохматых. Этот языческий обычай был направлен на изгнание из животных злобных мертвецов, которые, по местным суевериям, в эти дни выходили из гробов.
Этнографы считают, что в древности обряд был приурочен к весеннему равноденствию, к сжиганию славянского божества зимы и смерти Мораны (Масленицы) и к поминовению мёртвых. Пригревавшее солнце в дохристианских представлениях пробуждало к жизни даже покойников.
Нечистое животное и служитель дьявола
Фото © Public Domain
Советы по правильному захоронению собаки
К большому сожалению, любителям собак придется когда-нибудь похоронить своего любимца, а возможно даже не одну. От владельцев собак можно нередко услышать тот факт, что, покупая щенка, они уже понимают, что когда-то с ним придется расстаться. Природа устроена таким образом, что животное не может прожить столько же лет, сколько и человек. Не многие знают, как похоронить собаку, когда настанет тот самый страшный день для ее хозяина.
Сколько живет собака
Такой показатель, как продолжительность жизни собаки достаточно индивидуальный. Зависеть он может от породы и размера собаки, от ее наследственной предрасположенности и уровня здоровья. Некоторые щенки и вовсе не успевают вырасти до взрослого возраста, они погибают от вирусов или серьезных заболеваний. Питомцы могут погибнуть в молодом возрасте даже в результате несчастного случая.
Собаки, которые проживают свою жизнь до конца, покидают наш мир в возрасте 6-20 лет. Такая разница зависит от породы, большие собаки живут около 8 лет, а вот 20 лет могут прожить только некоторые виды дворняг. Средняя продолжительность проживания собак составляет 12-15 лет. Уже в возрасте 7 лет животное можно считать пожилым. В это время питомец начинает стареть, портятся зубы, появляется седина и проблемы с пищеварением. Если вы обеспечите питомцу правильный уход, то он может прожить еще достаточное время даже полностью без зубов. Такой старик должен питаться сбалансированно, получать порцию ласки и заботы. Но, к сожалению, от неизбежного такие методы ухода не спасут.
Смерть собаки становится тяжелым ударом для всей семьи. Мало тех, кто может в этот момент мыслить здраво и хладнокровно. По такой причине многие хозяева животных не знают, где похоронить собаку, просят знакомых сделать это, а через время начинают жалеть о содеянном, так как именно они должны были провести своего питомца в последний путь.
Хоронить самому или с помощью
Важно сказать о том, что просьба о помощи все же необходимо. Если вы уверены в том человеке, у которого просили о помощи, что он проведет церемонию захоронения должным образом, то это во-многом облегчить ваше душевное состояние. Просить о помощи нужно в том случае, если вы уверены, что к моменту захоронения не возьмете себя в руки и не сможете организовать похороны.
Проясните для себя, важно ли вам узнать место захоронения вашей собаки или для вас достаточным будет сам факт, что ее захоронили согласно всем правилам? Если вы будете знать место захоронение, то сможете посещать его, но подумайте, нужно ли вам это? Каждый раз посещая место захоронения или проезжая его, вы будете страдать от воспоминаний, поэтому хорошо подумайте. Не стоит думать, что такая деталь не важна, психика у людей разная, если один вскорости смирится с потерей, то другой будет еще долго страдать от произошедшего.
Когда ваш питомец умрет, времени на раздумье не будет. Одно остается правильным, не делайте прощание с собакой слишком долгим. Если собака ушла из жизни в следствие болезни или это случилось в жаркий сезон, тогда проведите обряд захоронения, как можно быстрее, так будет лучше и для животного и вас.
Похороны собаки без нарушения закона
Важно знать, что в большинстве крупных мегаполисов, захоронение животных на территории города считается административным правонарушением. Для вас это закончится штрафом, а самое главное, могилу собаки разрушат грубым образом. Лишь в некоторых городах захоронение на его территории разрешено и не понесет за собой никаких последствий. Общественники пытаются решить эту проблему и выбить территорию для законного захоронения домашних животных, но пока попытки остаются тщетными.
Как провести процедуру похорон собаки зимой? На этот вопрос ответить однозначно не получится. Все зависит от региона проживания и погодных условий. Если слой снега толстый, то просто закопать собаку в сугроб нельзя, однако, такие случаи тоже случаются, как бы это не звучало дико. Лучше обратитесь за помощью в специализированную компанию, если не можете справиться с захоронением самостоятельно. Так вы не только сбережете нервы, но и сохраните свою психику в порядке.
Ошибочный выбор места захоронения
Являются ли эти места правильными, судить нельзя, ведь выслушивать нотации по этому поводу, хозяин умершей собаки явно не захочет. Существует закон, который запрещает захоранивать тела животных в общественных местах и на это есть некие аргументы:
1. животное, погибшее от вирусов и закопанное в землю общественного места, станет причиной распространения заболевания;
2. люди должны стремиться сохранять экологию земли. Такая причина во-многом преувеличена, так как полиэтилен, пластик и другие отходы человеческого быта вредят нашей планете во много раз больше, нежели захороненные тела собак;
3. закопанные тела могут испортить качество подземных водоемов.
Большинство людей нарушают этот закон не потому что они стремятся заработать штраф, а лишь потому, что другого выбора у них, к сожалению, нет. Если бы существовал выбор по захоронению питомцев, никому бы не пришлось нарушать законы.
Разрешенные места захоронения
Существует и исключение. Места, официально разрешенные для захоронения трупов животных — есть. В крупных городах существуют даже специализированные организации, которые занимаются похоронами питомцев. У таких компаний в имуществе есть земельный участок из которого сооружают настоящие кладбище с надгробиями. Такие услуги стоят немалых денег, в их перечень входит захоронение на разрешенную глубину, покупка самого места и оформление церемонии погребения.
Разрешенные кладбища для животных имеют существенные плюсы: вы можете быть уверенны, что могила собаки останется нетронутой и вас не накажут штрафами. Для питомца будет сооружена полноценная могила, которую вы сможете посещать, когда захотите. Для некоторых клиентов именно этот факт остается самым важным. Теперь вам не нужно искать место для погребения, думать в чем хоронить собаку и как сделать это незаметно. Все эти вопросы берет на себя специализированная организация. Похороны можно вполне устраивать так же, как и человеческие, пригласить всех членов семьи.
Стоит обратить внимание, что такие компании кремируют тело собаки перед тем, как закопать его. Такие условия прописаны санитарными нормами и должны соблюдаться безоговорочно.
Кремация собаки
В городах единственно-разрешенным вариантом утилизации тел животных является кремация. Это объясняется гниением тел и заражением токсинов подводных вод. Любая служба по захоронению питомцев сначала предадут их огню и только потом захоронят. Многие хозяева животных оспаривают этот факт, говоря о том, что тела людей такие же ядовитые.
Во многих городах предлагается такая услуга, как общая кремация. Перед тем, как воспользоваться ей, нужно понять, что она из себя представляет. Тела животных подвергаются тепловой обработке до их полного сгорания. Все животные хранятся в рефрижераторах и когда их собирается большое количество, их сжигают вместе, а прах утилизируют. Делается это из-за того, что разжигать машину для каждого животного отдельно просто невыгодно, ведь работает она на топливе.
В развитых странах достаточно популярной процедурой кремации является не только обработка тел животных, но и людей. Такой метод уже долгое время признан самым экологичным с точки зрения переработки и захоронения тел. Выбор всегда остается за вами, кто-то считает развеивание праха особенным, почтительным, а кто-то за предание тела земле.
Виртуальное кладбище
Все большую популярность в последнее время приобретают веб-кладбища. Все это вновь связано с рамками закона. Хоронить собак приходится достаточно далеко, поэтому в момент особенной грусти посетить место захоронения бывает невозможным. Именно поэтому виртуальные кладбища набирают свою популярность.
Такие ресурсы требуют ежедневной оплаты за свое место. Средства обычно идут на построение настоящих кладбищ для животных или на помощь тем питомцам, которым она требуется. Обычно все это прописано на сайте.
Виртуальные кладбища сохранят воспоминания о вашем любимце, а также помогут найти поддержку. Эти сайты посещают те люди, которые недавно потеряли своих питомцев. Люди, которые пережили одну и ту же боль могут хорошо поддержать себя.
Переработка тел и таксидермия
Конечно, многие скажут, что это настоящее варварство, но последние тенденции говорят об обратном. Многие утверждают, что негативная реакция на такие поступки является результатом навязывания религии. Даже без ярой веры в Бога вы понимаете, что умерших нужно хоронить и никак иначе. Делать из тела собаки брелки, сумки или ремни это конечно является перебором, но и такие люди все-таки есть. Поэтому мы решили ознакомить вас с таким вариантом переработки тел собаки.
Где нужно хоронить
Как правильно похоронить собаку? Под действием негативных эмоций по утрате своего любимца, многие люди совершают необдуманные поступки и зарывают тела собак на своих дачных участках, в огороде или на территории частного дома. Конечно, при таком выборе вы будете уверены, что никто не запретит вам устроить похороны на собственной территории. Можно ли похоронить собаку во дворе дома? У такого выбора есть и свои минусы.
Если вы устроите могилу на территории своего частного дома, то будете лицезреть ее ежедневно. В первые несколько дней такие встречи являются нормальными, но через время они будут доставлять человеку тоску и печаль еще больше. Не стоит натыкаться на могилу любимца ежедневно, вы можете посетить ее и в том случае, если она будет находиться далеко.
Ведь и людей хоронят далеко на кладбищах, а не в своих дворах не просто так. Психика людей очень шаткая и выдержать ежедневную встречу с могилой любимого человека невозможно. Если вы похороните собаку на дачном участке, то боль вы будете испытывать каждый раз, когда приедите туда на отдых. Спустя годы это ощущение пустоты не уйдет, а будет только возрастать.
Религиозные люди считают, что у животных нет души, слышать это конечно неприятно. По их суждению животные являются едой и их стоит убивать, но никак не допускать собственной смерти и чтить их после нее. О моральности такого суждения говорить не стоит, одно важно сказать, что хоронить собаку на человеческом кладбище нельзя однозначно. Это будет вашим проявлением уважения к родственникам и остальным умершим.
Выбирая способ захоронения собаки, отталкивайтесь на свою крепость и здоровье психики, а также на финансовые возможности. Если последние позволяют похоронить пса на специализированном кладбище для животных, лучше сделать это именно так. С помощью компаний по захоронению питомцев вы убережете свои нервы и деньги, которые можно отдать за крупный штраф, если зароете тело собаки в неположенном месте.