Животные и Библия
Есть ли душа у животных? Можно ли ставить свечку заболевшему животному?
Если святой покровительствует свиноводству, то это не означает, что он покровитель свиней
Люди, пришедшие в храм поставить свечу за здравие заболевшей кошки или собаки, не редкость. Некоторые ставят и уходят, а тем, кто спрашивает, куда конкретно поставить свечу, зачастую приходится выслушивать нелестные высказывания от церковных работников: грех, мол, это. Но если в православной традиции принято считать тех или иных святых покровителями животных, то почему нельзя за этих животных молиться? Или все-таки можно?
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. «Библейская Валаамова ослица» В Священном Писании животные упоминаются довольно часто. Самый, пожалуй, известный персонаж — это ослица прорицателя Валаама, которая заговорила человеческим языком, протестуя против побоев. С тех пор в обиход вошло крылатое выражение «Валаамова ослица», которое применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому, человеку. Не менее известны и гадаринские свиньи, в которых вошли бесы, изгнанные Христом из бесноватого. После того, как в стадо вошел легион бесов, обезумевшие свиньи бросились с обрыва в море. Есть в Библии и упоминание о других домашних животных. Но эти факты известны далеко не всем. Так, однажды участникам телевизионной «Своей игры» был задан вопрос: «Какое из домашних животных не упоминается в Библии?» Ответ, что не упоминаются кошки, был признан ведущим правильным, и напрасно. Кошки в Библии упоминаются. Может, поэтому в Церкви кошка считается чистым животным, которое, в отличие от собаки, имеет полное право жить в квартире?
Но, оказывается, собака в Библии также упоминается, и в весьма положительном контексте. Оно и понятно: испокон века собака жила рядом с человеком и была верным ему помощником. В Библии (Книга Товит, главы 5 и 11) в рассказе о юношах, отправившихся в путешествие (один из которых был ангелом Рафаилом), дважды подчеркивается, что с ними была собака. Но почему же некоторые священники отказываются освящать квартиры, если в них живут собаки, а если пес ненароком забежит в церковь, то все места, где он побывал, тут же окропляются святой водой с чтением молитвы от осквернения? А вот кошки во многих храмах живут себе припеваючи, даже если в них нет мышей.
Собака — друг человека, но не более
Собака всегда жила рядом с человеком, именно рядом, а не вместе с ним. Пожалуй, эта традиция и является основной причиной столь негативного отношения к собаке в помещении, и поэтому некоторые священники действительно отказываются освящать квартиры, в которых есть собаки. Но это вряд ли обоснованно. Не стоит сбрасывать со счетов, что часто животные помогают человеку не впасть в уныние от одиночества, от неустроенности и прочих неприятностей современной жизни, являются защитой от стрессов, воспитывают в детях чувство сострадания и ответственности. Поэтому в современной священнической практике укоренился обычай: квартиры, где проживают собаки, освящать, но на время чина освящения животное из квартиры уводить.
Есть еще одна причина, по которой некоторые священники негативно относятся к животным в доме: зачастую хозяева их «очеловечивают». Слышать, что собака — «член нашей семьи» приходится очень часто, но поднимать бессловесную тварь до уровня человека, сотворенного по образу и подобию Божиему, на самом деле грешно, как грешно и самому опускаться до уровня животных. Но вот называть их домочадцами (то есть проживающими в доме) многие считают вполне допустимым. А как относиться к бессловесным домочадцам, которые также являются творением Божиим, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия». Но тогда возникает естественный вопрос: если животные созданы для радости бытия, то почему нельзя ставить свечу, когда эта радость омрачена болезнью?
Дух, душа и тело
Согласно православному вероучению, у человека три составляющие: дух, душа и тело. Что такое тело — ясно всем, а вот в чем различие духа и души, известно далеко не каждому. Если кратко, то душа — это совокупность наших чувств, а дух — та составляющая, посредством которой человек общается с Богом. Именно человека, так как у животных этой третьей составляющей не существует. Животное может испытывать чувство голода и жажды, переживать радость, тоску и даже ревность, то есть практически все чувства присущие человеку, но одного оно не может — молиться. Нет у животного такого механизма, и в этом, пожалуй, главное его отличие от человека. Поэтому и со свечой за здравие животного возникают проблемы.
Свеча — молитва к Богу
Свеча несет в себе несколько символических значений, одно из которых — молитва. Оставляя свечу на подсвечнике, человек уходит, а пламя свечи продолжает тянуться вверх, символизируя этим молитву человека к Богу. Человек, поставивший свечу за здравие или упокой другого человека, обращается к Богу с молитвенной просьбой о его душе, причем в данном контексте под душой понимается совокупность собственно души и духа. А поскольку у животных нет такого понятия, как дух, то и ставить свечу за здравие или упокой животных нельзя — это и бесполезно и оскорбительно для Бога. Но как же тогда быть, если любимый домочадец, кот или пес, занемог? Неужели нельзя попросить помощи Бога о Его творении? Конечно же, можно, но просить нужно не о здравии души, а именно о помощи в сложившейся ситуации. Заболела у вас, к примеру, кошечка, чем доставила вам массу переживаний — можете сходить в церковь, поставить свечу и попросить Бога ситуацию разрешить: помочь вам в излечении этой самой кошки.
Хотя внешне процесс приобретения и возжигания свечи вроде бы и схож, но разница в просьбе о здравии души животного или о помощи человеку в излечении этого животного все-таки существенная. И ставить свечу в таком контексте вполне допустимо. Тем более, что в православии действительно существуют святые, которым по сложившейся традиции молятся за тех или иных животных. Но, к сожалению, есть здесь и перекосы. Открывая православные молитвословы «На всякую потребу» можно увидеть, к примеру, такие заголовки «Василий Великий — покровитель свиней». Что-то более кощунственное трудно придумать. Действительно, в народе сложилась такое предание, что святой Василий помогает в такой отрасли крестьянского хозяйства, как свиноводство, тот есть покровительствует тем людям, которые разводят свиней. Но вот чтобы самим свиньям — это уж слишком. Но, к сожалению, таких книг издается немало, и пользуются они огромным спросом. В последние годы издательский отдел Московской патриархии прилагает немало усилий по предотвращению выхода в свет подобных изданий, но, к сожалению, на прилавках их еще немало. Вот когда они исчезнут вовсе, то, думается, и количество людей, приходящих в храм ставить свечу за здравие заболевшего пса, уменьшится.
Свечка за собачку
Праздное любопытство
Протоиерей Александр Пономаренко. Фото: pravlife.org
Когда в храм люди приходят впервые, я и наши прихожане советуем им присмотреться. Пусть слушают проповедь, всматриваются, вникают в службу. Когда я сам пришел в первый раз в церковь, меня священник даже не допустил до исповеди. Я думаю, что так Господь испытывал мое смирение. Когда на первой исповеди я сказал: «Не, знаю что говорить», — на это последовал ответ строгого батюшки: «Ну, раз не знаешь, иди пока отсюда». Я не обиделся и пришел в следующий раз. Значит он, священник, прав, раз сделал мне такую встряску. Но это был 1973 год.
Сейчас иная ситуация. Теперь священник может открыто говорить с молодыми людьми, а раньше за общение с молодежью батюшка мог бы и схлопотать от соответствующих органов.
Но проводить беседы перед литургией, когда стоит очередь «исповедников», а священнику нужно еще проскомидию совершить, — неприемлемо. Человеку, который подошел ко мне впервые перед службой, обычно говорю: «Знаете, вы сейчас не готовы. Давайте встретимся среди недели и поговорим вдумчиво и спокойно».
Если он не придет, значит, у него было просто праздное любопытство. Даже если он бы формально «поисповедовался» и получил «допуск» к причастию, он уже в следующий раз бы не пришел.
Но однажды я допустил к Причастию без исповеди человека, который похоронил жену и долго не мог найти утешения. Он просто подошел к Чаше, и я не смог ему отказать. Было видно, что у него израненное сердце, он был одинок в своем горе. Теперь он наш прихожанин.
Семейные проблемы
Бывает, когда в церковь подходят люди и делятся семейными проблемами, мы долго разговариваем, а потом одна «половинка» начинает жить церковной жизнью и позднее приводит за собой другую «половинку». А потом и вся семья в Церкви.
Недавно в храм пришел молодой парень, которого как-то видел в магазине. Он стоял с ребенком, в руках – бутылка пива и вел себя не очень достойно. А во время беседы со слезами говорил мне, что у него семья распадается, всё рвется по швам.
Я с ним долго беседовал. Напомнил ему тот случай в магазине, он мне на это сказал: «А чего же вы мне ничего не сказали. Я бы вас послушал». Договорились, что в воскресенье придет, но не пришел.
Недавно встретил его опять в магазине. Говорю: «Ну, куда же вы пропали? Я вас жду» И он, в отличие от первого раза – бутылку спрятал, ему было неудобно. После чего ответил: «Я приду, хочу с вами еще поговорить». Буду его ждать, и может быть, буду сам его искать. Город у нас небольшой.
Видно, что человек неплохой, не пьяница, просто периодически любит «погулять», посидеть с друзьями. Я ему сделал замечание, что плохой пример сыну подает, его это немного встряхнуло. Чем все кончится — пока еще не знаю.
Обычно в Церкви остаются те люди, которые умеют глубоко думать. Если же все поверхностно, каша в голове, то нельзя сказать, что все безнадежно. Скорее, таким людям нужны какие-то потрясения.
Собачка умерла
Общей схемы здесь нет, к каждому нужен индивидуальный подход. Первым делом важно выслушать человека, а потом уже какие-то советы дать. Причем молодые люди не любят, когда их «прессуют».
Вообще, подход может быть абсолютно нестандартный. Вот я как-то стал свидетелем, как человека успокаивала наша прихожанка. Я пришел в храм рано утром, смотрю, — женщина плачет. Ее прихожанка успокаивает: «Молитесь, Бог даст силы». Свечки поставили, рыдают вместе. Я пошел к себе в кабинет, надел подрясник, вернулся и спрашиваю: «У вас что-то случилось?». Она, рыдая, отвечает: «Собачка у меня умерла».
Мне ее тоже стало жалко. Ведь человек пришел к нам, в храм, со своей, может быть такой банальной, бедою. И это хорошо, что ее беду у нас разделили. Ну что свечи ставили — Господь не прогневается. Главное – что ее в храме поняли. Она же теперь будет знать, что Церковь — то место, где могут понять.
Подготовила Оксана Головко
Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.
Поделитесь статьей, если она важна для других
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Ссылки
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Как поминают собак?
Как поминают собак?
Молится за умерших животных и просить об их здравии можно следующим святым:
— Святой Серафим Саровский
— Святые Фрол и Лавр, которые были покровителями лошадей.
Не рекомендуется ставить свечки за упокой животным в церкви потому, что они некрещеные.
Зажгите свечку у фото животного и просто подумайте про того, кого потеряли, поговорите.
На могилку можно приносить то, что любил покушать зверёк, его игрушки.
Можно вспоминать всё хорошее, что было в вашей жизни вместе с животным. Воспоминания добрым словом: это и будет лучшая награда собаке.
Для своей собаки я заказала овальную фотографию, табличку с надписью. Всё это мы приделали на дерево, рядом с могилкой.
Думаю, что в поминках собак нет каких то стандартов, важна светлая память питомцу.
Обратимся к религии, чтобы найти ответы на вопросы, как поминают умерших животных?
«Как хотелось бы, чтобы эти слова Святого услышали те наши священники, которые привыкли относиться к животным как бездушным объектам, созданным исключительно на потребу человека!» пишет Светлана Бодунова.
«И вполне естественно, что Святой, так любивший животных при жизни, помогает им и в посмертьи. Вот примеры чудесных исцелений животных по молитвам к Преподобному Серафиму Саровскому.
А вот об умерших животных молиться не нужно, потому что суть молитв за усопших — прощение их грехов, а тут какие уж грехи. Лучше их просто с любовью вспоминать и благодарить Господа за дарованную встречу.
Коль скоро мы кропим святой водой квартиры и машины, то и зверикам можно осторожно смачивать лоб, тем более что на Руси кропили скотину, впервые по весне выгоняемую на пастбище.
Что касается молитв за животных, то хочется привести одну аналогию, отдаленную, но, как кажется, справедливую. Существует очень хорошая молитва православной женщины о духовном отце. Там, в частности, есть прошение избавить батюшку от болтливости молящейся. Так вот, наверное, уместно было бы, молясь о животных, молиться и о том, чтобы Господь избавил их и нас от нашего непонимания, от наших ложных представлений и совершенно неуместных претензий к четвероногим, то есть, в сущности, о себе. От этого и людям, и животным будет лучше жить. И еще, на мой взгляд, можно произносить слова, ставшие названием гениального фильма Стэнли Кремера о непонятых, лишних по сути детях и о животных, предназначенных на отстрел: «Благослови зверей и детей». Очень помогают эти слова, когда видишь бездомных животных, а взять не можешь, — ведь в сущности, последнее (но и лучшее), что мы можем сделать для мира и для населяющих его — молитвенно препоручить Богу.
Очень часто возникают разговоры о том, что-де нехорошо слишком любить животных, что это — в ущерб любви к людям. Но если наша любовь — от Бога, то источник ее неиссякаем, и недаром преподобный Ефрем Сирин писал о том, что сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и что в этом и состоит богоподобие. А если она не от Бога, то это и не любовь вовсе, а жажда обладания, наслаждение возможностью повелевать, гордость престижным объектом собственности и много чего еще в этом же малопочтенном роде. «
Там вечны кость и миска молока
И солнце светит в синей вышине,
Но только лишь хозяина рука
Погладить не сумеет по спине.
Лохматые философы во снах
там видят дом и слышат окрик:»ФУ!»
Но снова просыпаются в цветах
На райском неизменном берегу.
И вновь молчат они и думают, что может,
Через столетья и туманные миры,
Там, на Земле, хозяин смотрит тоже
На звезды, как на белые костры.
Cобаки и православная церковь
#1
Nadin
#2
Nadin
Как умыть щенка или собаку от сглаза
Возьмите две чистые чашки.
Одну из них наполовину наполните чистой водой (можно из-под крана).
Возьмите коробок со спичками.
Зажгите спичку над чашкой с водой. Пока она горит, читайте молитву:
Господи, спаси, сохрани и помилуй, Царица Небесная Матушка, Николай Угодник Батюшка, Серафим Саровский Мученик,
собачку нашу (щеночка нашего)(имя).
По окончании чтения молитвы бросаете горящую спичку в чашку с водой.
Затем зажигаете вторую спичку, читаете эту же молитву и бросаете горящую спичку в чашку с водой.
Затем зажигаете третью спичку, читаете эту же молитву и бросаете горящую спичку в чашку с водой.
Берете обе чашки (с водой и пустую), подносите их к дверной скобе (ручке).
Переливаете воду со спичками из чашки с водой в пустую чашку через дверную скобу(ручку), при этом читаете молитву:
Животворящий Крест Господний, помоги собачке нашей (щеночку нашему)(имя), Царица Небесная Матушка со всеми Святыми, чтобы она (он) была жива(жив), здорова(здоров) и весела(весел).
Этой водой умойте собаку(щенка). Мордочку, ушки, глазки, лапки, хвостик, животик и т.д. повторяя Спаси, Сохрани.
Обрызгайте троекратно собаку(щенка) этой водой, повторяя Спаси, Сохрани. Обязательно дайте собаке(щенку) выпить этой воды, хотя бы маленький глоток.
Оставшуюся воду вылейте в миску с водой, из которой собака (щенок) пьет. Горелые спички лучше всего воткнуть в землю под дерево или куст, можно в цветочный горшок.
#3
Nadin
В церкви можно заказать молебен: «О сохранении скота, о врачевании животных». Св.мч. Власию и свят. Модесту или Георгию Победоносцу или муч. Флору и Лавру. Когда будете заказывать молебен, то надо указывать имя хозяина животного.
Есть икона, где все эти святые вместе. Но не во всех церквях она есть.
Вот как она выглядит
Если ее распечатать на цветном принтере, вырезать и наклеить на картон, то можно попросить в церкви ее освятить.
#4
Nadin
Все знают, что такое сглаз.
Не будем думать о том, правда ли это или все выдумки, береженного Бог бережет, как говорится, да и многие собаководы вполне осмыслено верят в то, что недоброжелатель, да и просто любой человек может сглазить собаку, причем не только на выставке, но и просто на прогулке или собачьей площадке. Некоторые считают, что собаки берут на себя всю негативную энергию, которая изначально предназначалась владельцу. Все нижеприведенные советы и рекомендации лично мной не проверены, статья написана со слов людей, заводчиков и по архивам некоторых форумов.
В любом случае, приобретая щенка, повяжите ему на шейку красную шерстяную ниточку, шнурочек и скажите какие-нибудь слова, оберегающие вашего питомца. Может и смешно это со стороны выглядит, да вам не помешает, и щеночку тоже. В любом случае поможет, если у вас песик потеряется (также не дай Бог).
Некоторые собаководы поят своих питомцев святой водой, некоторые советуют следующее: очистили комнату иконами и свечами, берете чашку с соленой водой и обходите трижды животное, приговаривая: «Режу и солю и не даю. Не дам портить ни своему, ни чужому, ни глупому. Ни по глупости, ни по жадности, ни из зависти, ни из корысти, ни по злости. Моя нога вперёд встанет, рука опрокинет, и порча сгниёт. Аминь.»
Если с вашей собакой постоянно случаются какие-то непонятные вещи, а вы и так, и сяк за ней следите, и стараетесь, в общем: вы заботливый владелец, и ветеринары не могут никак поставить диагноз, то возможно (повторяю, возможно) вашу собаку сглазили. Попробуйте проделать одну из указанных выше процедур, хуже вам и вашей псинке от этого все-равно не станет, а вдруг что получится?
#5
Nadin
МОЛИТВА ЖИВЫЕ ПОМОЩИ
Во время бедствия и при нападении врагов
Псалом 90
#6
Nadin
#7
Nadin
Православная Церковь считает собак, да и других животных Божьей тварью (в том смысле, что тварь – это сотворенное существо). Человеку дана власть над всеми животными, но эта власть предполагает и большую ответственность. Человек должен заботиться о тех, кого он приручил.
На самом деле Церковь, не запрещает держать собаку в доме, где есть иконы. У собаки просто должно быть свое место в доме, отличное от положения человека. Православные священники такие же люди, как и все мы. Поэтому, когда говорят, что священник запрещает держать собаку в доме, это его личное мнение, а не церковный канон.
В России существовал замечательный обычай – «лошадиный праздник», который отмечали в день памяти святых великомучеников Флора и Лавра, покровителей лошадей. Лошадей со всей округи приводили к храмам, совершали торжественные молебны и кропили животных святой водой. Это исцеляло лошадей от болезней и делало их сильными и выносливыми. Молитв посвященных собакам в православном христианстве нет, однако не стоит забывать, что раньше лошадь была для человека, крестьянина, тем, чем сейчас является собака – близким другом и помощником. Поэтому в наше время святым Флору и Лавру и священномученику Власию молятся и о здоровье собаки. Нет греха в том, чтобы молиться о выздоровлении своей собаки этим святым. И были случаи, когда тяжело больные собаки выздоравливали по слезным молитвам своих хозяев.
Молитва
Мученики достохвальные, всечестные братья Флор и Лавр, услышьте всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов.
Вонмите мольбе прибегающих к вам, да от всех будет прославляемо Пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Аминь.
Тропарь
Преудобренную и Богомудрую двоицу пресветлую восхвалим, вернии, по достоянию, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго, иже усердно Трицу Несозданную ясно проповедасте всем, темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостейся, молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
Кондак
Яко благочестиия мученики и страдальцы Христовы Богомудрены, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь, яко да улучим благодать и милость молитвами их и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.
Многих владельцев собак волнует вопрос: есть ли у собак душа? Душа есть у каждого живого существа, но душа собаки отличается от человеческой души. Душа человека бессмертна, а собачьи души, к сожалению, умирают.
Есть ли душа у животных?Можно ли ставить свечку заболевшему животному?
Если святой покровительствует свиноводству, то это не означает, что он покровитель свиней
Люди, пришедшие в храм поставить свечу за здравие заболевшей кошки или собаки, не редкость. Некоторые ставят и уходят, а тем, кто спрашивает, куда конкретно поставить свечу, зачастую приходится выслушивать нелестные высказывания от церковных работников: грех, мол, это. Но если в православной традиции принято считать тех или иных святых покровителями животных, то почему нельзя за этих животных молиться? Или все-таки можно?
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. «Библейская Валаамова ослица» В Священном Писании животные упоминаются довольно часто. Самый, пожалуй, известный персонаж — это ослица прорицателя Валаама, которая заговорила человеческим языком, протестуя против побоев. С тех пор в обиход вошло крылатое выражение «Валаамова ослица», которое применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому, человеку. Не менее известны и гадаринские свиньи, в которых вошли бесы, изгнанные Христом из бесноватого. После того, как в стадо вошел легион бесов, обезумевшие свиньи бросились с обрыва в море. Есть в Библии и упоминание о других домашних животных. Но эти факты известны далеко не всем. Так, однажды участникам телевизионной «Своей игры» был задан вопрос: «Какое из домашних животных не упоминается в Библии?» Ответ, что не упоминаются кошки, был признан ведущим правильным, и напрасно. Кошки в Библии упоминаются. Может, поэтому в Церкви кошка считается чистым животным, которое, в отличие от собаки, имеет полное право жить в квартире?
Но, оказывается, собака в Библии также упоминается, и в весьма положительном контексте. Оно и понятно: испокон века собака жила рядом с человеком и была верным ему помощником. В Библии (Книга Товит, главы 5 и 11) в рассказе о юношах, отправившихся в путешествие (один из которых был ангелом Рафаилом), дважды подчеркивается, что с ними была собака. Но почему же некоторые священники отказываются освящать квартиры, если в них живут собаки, а если пес ненароком забежит в церковь, то все места, где он побывал, тут же окропляются святой водой с чтением молитвы от осквернения? А вот кошки во многих храмах живут себе припеваючи, даже если в них нет мышей.
Собака — друг человека, но не более
Собака всегда жила рядом с человеком, именно рядом, а не вместе с ним. Пожалуй, эта традиция и является основной причиной столь негативного отношения к собаке в помещении, и поэтому некоторые священники действительно отказываются освящать квартиры, в которых есть собаки. Но это вряд ли обоснованно. Не стоит сбрасывать со счетов, что часто животные помогают человеку не впасть в уныние от одиночества, от неустроенности и прочих неприятностей современной жизни, являются защитой от стрессов, воспитывают в детях чувство сострадания и ответственности. Поэтому в современной священнической практике укоренился обычай: квартиры, где проживают собаки, освящать, но на время чина освящения животное из квартиры уводить.
Есть еще одна причина, по которой некоторые священники негативно относятся к животным в доме: зачастую хозяева их «очеловечивают». Слышать, что собака — «член нашей семьи» приходится очень часто, но поднимать бессловесную тварь до уровня человека, сотворенного по образу и подобию Божиему, на самом деле грешно, как грешно и самому опускаться до уровня животных. Но вот называть их домочадцами (то есть проживающими в доме) многие считают вполне допустимым. А как относиться к бессловесным домочадцам, которые также являются творением Божиим, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия». Но тогда возникает естественный вопрос: если животные созданы для радости бытия, то почему нельзя ставить свечу, когда эта радость омрачена болезнью?
Дух, душа и тело
Согласно православному вероучению, у человека три составляющие: дух, душа и тело. Что такое тело — ясно всем, а вот в чем различие духа и души, известно далеко не каждому. Если кратко, то душа — это совокупность наших чувств, а дух — та составляющая, посредством которой человек общается с Богом. Именно человека, так как у животных этой третьей составляющей не существует. Животное может испытывать чувство голода и жажды, переживать радость, тоску и даже ревность, то есть практически все чувства присущие человеку, но одного оно не может — молиться. Нет у животного такого механизма, и в этом, пожалуй, главное его отличие от человека. Поэтому и со свечой за здравие животного возникают проблемы.