Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки
Данные задания будут полезны для работы на уроке, для подготовки к олимпиадам по предмету.
Блок №1.
1. Нужно вставить по смыслу следующие слова:
Друзья, льёт, платье, бьёт.
2.Слова, отвечающие на вопросчто? или кто?могут быть многозначными.
Варианты ответов.
Стальные – ножи, нервы.
Рыжая – лиса, девочка.
Парное – молоко, мясо.
Чайная – чашка, церемония.
Охотничья – собака, сумка, байка.
Запишите следующие синонимы.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток;
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё антракт;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам перемена.
4. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.
6. В данные пословицы и поговорки должны быть вставлены следующие слова – антонимы.
Большедумай, меньшеговори.
Большомууму и вмаленькойголове не тесно.
Векдолог,да часкороток.
Кривому глазу ипрямо криво.
Горькаяправда лучшесладкойлжи.
7. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.
(оставшиеся слова – синонимы)
8. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.
9. Подоберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».
Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.
Олимпиада по русскому языку
специалист в области арт-терапии
Олимпиада по русскому языку для 5-6 классов
1. Найди «лишнее» слово в синонимичных рядах:
А) всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный;
В) собака, Бобик, животное, Барбос.
3. Отгадать загадку. Определить, сколько раз в ней встречается звук [с].
Через поле и лесок
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
4. Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?
Нес Медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на Мишку – вот напасть –
Пчелы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался выбранной осиной,
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
5. Найти слова с похожими корнями в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?
Дождик льет – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
9. Назвать несколько существительных в именительном падеже единственном числе, которые совпадают по написанию с неопределенной формой глаголов?
10. Найти в стихотворении слова одинаково звучащие, но имеющие разное значение. Как называются эти слова?
Когда на мартовских ролях
Лежала толща белая,
Свои пометки делая.
И в миг, когда мое перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.
А в облаках летел журавль,
Крича скрипуче, как журавль,
В колодец опускаемый.
И ставил птички в графике,
Обыкновенный город Клин
Он в гости к нам пожаловал.
Что мне перо пожаловал.
Данная разработка может быть использована при проведении олимпиады по русскому языку в школе, а также как один из этапов определения «Лучшего знатока русского языка» при проведении Недели русского языка и литературы. Задания олимпиады позволяют проверить уровень знаний учащихся и выявить детей с нестандартными способностями в изучении данного предмета, а также предполагает развитие у школьников интереса к изучаемому предмету.
Номер материала: 435475
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1. Вставьте пропущенные буквы вместо точек в словах:
арт. ллерия, б. гряный, в. теран, гл. диолус, д. алог, к. ллективный, м. гучий, ош. ломить, п. мощник, Р. ссия.
2.Расставьте ударение в словах:
километр, красивее, положил, партер, алфавит, документ, баловать, майонез, случай, хозяева.
3. Определите, сколько в словах букв и звуков:
ёжик, пень, поезд, он, объяснение, встреча, семья, портфель.
4.Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь,
а) всадник, наездник, человек, верховой, конный;
б) собака, Бобик, животное, Барбос.
9.Какой пример не является словосочетанием?
а)пасмурный день; в) в солнечную погоду;
б)написали о себе; г) весело и радостно.
11. Фольклор-это:
А) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и
пониманием слова;
Б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных
массах;
В) устное народное творчество.
12. Указать жанры, которые относятся к фольклору.
Баллада, сказка, загадка, повесть, пословица, рассказ, поговорка, роман
И. А. Крылов «Волк на псарне».
Б) А. С. Пушкин. «Зимнее утро»;
Г) В. А. Жуковский «Спящая царевна».
17. Что такое басня?
А) Вид устного народного творчества, представляет собой вопрос или
задание, которое требует решение разгадки;
Б) Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного
характера;
В) Начало творческого процесса, самый первый этап в создании будущего
произведения.
18. Чей портрет приведен в отрывке?
Старушоночка сидит;
Гребень под носом торчит;
Старушоночка прядёт
И за пряжею поёт.
19.Допишите имя, отчество писателя.
А) Тютчев… Г) Аксаков…
Б) Андерсен… Д) Маршак…
В) Лермонтов… Е) Куприн…
20. Отметить произведения, которые не относятся к эпическому жанру
А) сказка Г) стихотворение
Б) повесть Д) рассказ
В) поэма
21.Расставьте ударение в словах.
Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.
Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.
Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.
Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Замените заимствованные слова русскими.
Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.
Вставьте пропущенные буквы.
..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.
Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?
Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.
Напишите развернутый ответ на вопрос: «Чем вас привлекает литература как школьный предмет?»
Олимпиада по русскому языку 5 класс
Олимпиада по русскому языку 5 класс
Расставьте ударение в следующих словах:
Алфавит, партер, средства, шофёр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.
Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:
Ж –Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
Ш – Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Т – Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки(1918г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?
Объяснить значение выражений живота не жалеть, живот положить.
Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?
У А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущённый жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?
Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?
Подобрать слова, различающиеся одним звуком(глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землёй, второе – пещеру, преимущественно искусственную.
Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.
Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный(завод), военная(походка), все были дома, чтецы, прошёл (мимо), читки, скорый, более скорый, скорее, пройдёт(мимо дома), шум в доме.
Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Выяснить, какими буквами, звуками или ударением различаются слова толстого (имя прилагательное; и Толстого (фамилия).
У писателя С.Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?
В книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка. Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.
Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис»! Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?
Придумать предложения, в каждом из которых был бы один из синонимов: интересный, забавный, занимательный. Объяснить разницу в их употреблении.
Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Выписать из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
Составить словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употребляться в переносном значении.
Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила?
Привести примеры 2-3 слов с омонимичными корнями. Придумать и записать одно предложение (по вашему выбору).
Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?
Подобрать синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.
Выделить значимые части слов приморский, переоценка, остриженный.
Определить, сколько звуков в словах я, он, мал, солью, яма, а, возьму, юг, подъезд.
Все знают, что неправильные слова, которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка из реально существующих частей слова (приставка, корень, суффикс). Поэтому, хотя таких слов в языке нет, понять, что они означают, можно. Объясните, из чего состоят придуманные детьми слова наволшебить(Он был волшебником, только ничего наволшебить не мог) и отслониться (Отслонись скорей от стенки!)
Определить, к каким частям речи относятся двойные согласные в словах подделка, восстание, ссора, воссоединение, конный.
Подобрать однокоренные слова, в которых были бы:
А) корень, окончание;
Б) корень, суффикс, окончание;
В) приставка, корень, суффикс, окончание;
8. Каково значение и употребление выражения шаром покати?
9. Какие свойства русской лексики использует автор для создания комического эффекта?
1) Велосипед меня понёс,
Понёс куда-то под откос.
Там он остался без колёс,
А дальше я его понёс…
2) Председатель Вова
3) Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила,
Бра её, мальчик Иван
Тоже разбил стакан!
10. Написать слова, значение которых дано ниже.
1) Место на реке, где её можно перейти.; 2) отверстие в вершине вулкана; 3) наука о небесных светилах; 4) место, где скрещиваются улицы; 5) речь, произнесённая одним актёром.
1.Найдите «лишнее» слово в синонимических рядах:
А) всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный;
Б) собака, Бобик, животное, Барбос.
2. Каким фонетическим признаком объединены слова голубь, сыроежка, морковь, берег?
3. Отгадать загадку. Определить, сколько раз в ней встречается звук с.
Через поле и лесок
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
4.Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?
Наш медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку,
Вдруг на Мишку – вот напасть-
Пчёлы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
5. Найдите слова с похожими корнями в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
6. Объясните разницу в значении слов
Абонент – абонемент, факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный.
Как называются такие слова?
Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обосновать свой ответ.
Образовать неопределённую форму глаголов, которые в 1-м лице ед. ч. настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.
Назвать несколько существительных, им. п. которых совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов?
Найти в стихотворении слова одинаково звучащие, но имеющие разное значение. Как называют эти слова?
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Свои пометки делая.
И в миг, когда моё перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.
А в облаках летел журавль,
Крича скрипуче, как журавль,
В колодец опускаемый.
И ставил птички в графике,
Обыкновенный город Клин
Он в гости к нам пожаловал.
За то, что мне перо пожаловал.
Ответы к заданиям олимпиады
Алфавит, партер, средства, шофёр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.
ЗвукЖ встречается 5 раз. Звук Ш встречается 4 раза. Звук Т встречается 9 раз.
До реформы русской графики первой буквой в алфавите была буква аз, а последней – ижица.
Птичий базар – место массовых птичьих гнездовий на морском берегу; птичий рынок – место, где производится продажа животных и птиц.
Белена – ядовитое растение семейства паслёновых. Белены объелся – обезумел (связано с симптомами отравления беленой)
При первом переносе ударения с последнего слога на первый глаголы мели, окуни, пряди, соли превратятся в имена существительные.
Читаю – читал; час – часы; везти – везите; читка – читки; чтецы – чтец; военный завод – военная походка; прошёл мимо – пройдёт мимо дома; все были дома – шум в доме; скорый – более скорый – скорее.
Слово толстого (прилаг) имеет ударение на первом слоге, обычно в предложении (в контексте) пишется со строчной буквы. Слово Толстого (фамилия) – имя собственное, пишется с прописной буквы; перенос ударения (а оно в этом слове постоянное) в данном случае невозможен.
Смотреть – направлять взгляд, чтобы увидеть. Видеть – замечать что-либо.
Собаку съел – (перен.) имеет большой опыт, навык, основательные знания в чём-либо. Мальчик напрасно испугался, так как он понял фразеологическое сочетание собаку съел в прямом, а не в переносном смысле.
Бис – (франц.) повторить. Весь спектакль или какое-то его действие повторить нельзя.
Предложения с данными словами могут быть такими:
Интересную книгу прочитали школьники об истории своего края. 2) Малыш рассматривал Карлсона и находил его удивительно забавным. 3) Занимательные рассказы о русской орфографии написали Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой.
Лес, лес-ник, лес-ной, пере-лес-ок, лес-ничий, лес-ничество – однокоренные слова. Лесник, лесником, лесники – формы одного и того же слова.
Седая даль времён; бархатный голосок, прямой взгляд.
Покрой, жгут, стих, пила – имена существительные, если отвечают на вопрос что? И обозначают предмет, например: прямой покрой, марлевый жгут, благозвучный стих, острая пила. Эти же слова могут быть формами глагола, в зависимости от контекста, например: покрой (форма повелительного наклонения глагола) голову; жгут листья; ветер стих, пила воду (формы изъявительного наклонения глаголов).
Гор-е, гор-еть, гор-ный, вод-а, вод-итель.
Нет, эти слова разнокорневые, так как они различны по своему значению и структуре: по-бы-ва-ть- провести некоторое время где-либо, посетить что-либо; добы-ва-ть – доставать что-либо, приобретать что-либо, извлекать из недр земли; забы-ва-ть – переставать помнить, утрачивать воспоминание о ком-, чём-либо.
Смелый – бесстрашный, храбрый, неустрашимый, безбоязненный, мужественный и т.д. Ласковый – любящий, приятный, улыбчивый, нежный. Умильный, приветливый. Строгий – требовательный, суровый, злой, сердитый.
При-мор-ск-ий, пере-о-цен-к-а, о-стриж-енн-ый.
А – один звук; я, он-два звука; мал, юг три звука; яма – четыре звука; возьму, солью – пять звуков; подъезд – семь звуков.
Слова на-волшеб-ить, от-слон-иться образованы по аналогии с глаголами типа на-полн-ить, при-слон-иться.
Под-дел-ка, вос-стан-ие, ссор-а, вос-со-един-ени-е, кон-н-ый.
Вод-а, вод-н-ый, под-вод-н-ый.
Шаром покати – нет ничего, совершенно пусто. Это фразеологическое словосочетание употребляется в том случае, когда хотят сказать о полном отсутствии чего бы то ни было: Ни одной мысли в голове, хоть шаром покати.
Поэт О.Григорьев для создания комического эффекта использует следующие свойства русской лексики: 1 и 3 – омонимию; 2 – антонимию.
Брод; кратер (= жерло); астрономия, перекрёсток, монолог.
А) человек; б) животное.
Телефон. Звук с встречается в загадке 6 раз.
В стихотворении Я.Козловского автор использует омонимы (одинаково звучащие слова попало – попало, к рынку – крынку).
Вод-а, вод, вод-оотвод, вод-оворот – однокоренные слова. В словах провода, подвода, завод, небосвод, водят, хоровод тоже корень вод, но с другим значением.
Приведённые слова – паронимы. В «Энциклопедическом словаре юного филолога» говорится: «Паронимы (от греч «около» и «имя») – это слова, сходные по строению, имеющие разный смысл, образованные от одного корня с помощью разных приставок или суффиксов, например – экономический; сыто – сытно и т.п.»
Абонент – лицо, имеющее абонемент.
Абонемент – документ, представляющий право на пользование чего-либо в течение определённого времени, а также само право на это.
Факт – действительное событие, явление.
Фактор – движущая сила, причина события, явления.
Болотный – относящийся к болоту.
Болотистый – обильный болотами, топкий.
Эффектный – производящий сильное впечатление.
Эффективный – действенный, быстро приводящий к нужным результатам.
В зависимости от значения могут быть разные формы мн. ч.: листы – листья, корни- коренья, зубы – зубья, пропуски – пропуска, хлебы – хлеба.
Заведую – заведовать, проповедую – проповедовать.
Печь, течь, знать, стать.
Омонимы: на мартовских полях – на полях пометки; моё перо – журавлиное перо; летел журавль – журавль, опускаемый в колодец; птичий клин – город Клин; пожаловал в гости мне перо пожаловал (подарил); за то (указательное местоименме с предлогом) – зато (союз).