Официальный сайт
«Детский сад «Радуга»
Сказки про печку
«Жихарка» (русская народная сказка)
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точеная, ручка золоченая, — Жихаркина. Никому ее не отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
— Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Не так сидишь, — говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького.
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
СКАЗКА ПРО РУССКУЮ ПЕЧКУ
Любовь Шевякова
У нас в селе Вознесенье много чего случалось, всего-то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!
Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил! Кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!
Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом! А по праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки!
Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней! Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла
занавесочки. Печь платила им тем же – исправно топилась и грела избу.
Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь – микроволновка!
Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может! Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить! Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты – всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует – кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы! После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком! Да теперь, видно, не нужна им стала!» Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний стали ещё больше вываливаться!
Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!
Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!»
Пожалела стариков печка, вернулась в избу! Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила! Стала русская печь лучше прежнего! Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит, свои старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!
Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки! Вещь-то хорошая, да когда не бывает электричества – бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно – есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит!
Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!
Березовое полено (русская сказка)
КАК СТАРИК ПЕЧКУ ГРЕЛ
Собиралась старуха к зятю погостить, наказывала старику: — Смотри без меня избу не выстуди. Печь-то прота¬пливай, пока она еще не совсем остыла. А я ночки две у них ночую, погощу маленько. И ушла. На третьи сутки воротилась старуха домой. В из¬бе — холодище! А старик на печи под шубой лежит. Старуха спрашивает: — Ты чего же, старый, наделал? Чего же ты печку-то не топил? — То и не топил, что тепло было. А когда в избе нахолодало, побоялся я с печи слезть: пока за дровами ходишь, она и вовсе остынет.
***
Расскажу я вам про печку
Татьяна Сивова
Хочу на печку
Комиссар Катар
Ради истины вам я замечу,
Что бы с чувством могли осознать
Вы понятие «русская печка»
Сердцем добрым сумели понять.
Что, какие то, в мире кровати?
Так! Ну, разве немножко прилечь
А вот старые печки полати,
Вас, пожалуй, сумеют увлечь.
Зимним вечером доброю сказкой
Нас с мороза на печку влекло
И с родительской щедрою лаской
Печка нам отдавала тепло.
Дед столетний кряхтел на полатях
И рассказывал сказки мальцам.
Рты раскрыли и сестры и братья,
Озирались, по тёмным углам.
Там былинные виделись люди.
Богатырские силы росли.
Эти сказки вовек не забудем
Они в русскую душу вросли.
Печь родная семью полюбила
Накормить, обогреть, обласкать,
А бывало, от хворей лечила.
И бывало, могла покатать.
Вкусный дух шел из печки ночами
Щи томились, в ней силу набрав.
А как радостно дети кричали
Пироги от нее увидав?
Ну а если попариться нужно
Снова, братец, ты к печке взывай
В раскалено-копченое нутро,
Голым, с веником смело ныряй!
Мой прадед был казак из Сибири,
А, другому, лишь Волга родней.
Оба печку как мамку любили
И сидели подолгу на ней.
Сед как лунь с бородою волною,
Худ, как жердь, и колени остры
Прадед с печки мне машет рукою,
Не сжигая меж нами мосты.
Нам читатель понятно с тобою!
Что не прадед махал мне родной.
Это к печке прижавшись спиною
Мне привет посылал Домовой.
Он – хранитель семьи и заветов,
Взялся с миром по жизни беречь
Россов славных наследие это
Чудо дивное, русскую печь.
***
Баба Яга и Жихарь (русская народная сказка)
Жили кот, воробей да Жихарько третей. Кот да воробей пошли дрова рубить и говорят Жихарьку: «Домовничай да смотри: ежели придет Яга-баба да станет считать ложки, ты ничего не говори, молчи!»—«Ладно»,—ответил Жихарь. Кот да воробей ушли, а Жихарь сел на печь за трубу. Вдруг является Яга-баба, берет ложки и считат: «Это — котова ложка, это — Воробьева ложка, третья — Жихарькова». Жихарь не мог стерпеть, закричал: «Не тронь, Яга-баба, мою ложку». Яга-баба схватила Жихаря, села
в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметат. Жихарь заревел: «Кот, беги! Воробей, лети!» Те услышали, прибежали. Кот начал царапать Ягу-бабу, а воробей клевать; отняли Жихаря.
На другой день стали опять собираться в лес дрова рубить, заказывают Жихарю: «Смотри, ежели будет яга-баба, ничего не говори; мы теперь далеко уйдем». Жихарь только сел за трубу на печь, Яга-баба опять явилась, начала считать ложки: «Это — котова ложка, это — Воробьева ложка, это — жихарькова». Жихарько не мог утерпеть, заревел: «Не тронь, Яга-баба, мою ложку». Яга-баба схватила Жихаря, потащила, а Жихарь ревет: «Кот, беги! Воробей, лети!» Те услышали, прибежали; кот царапать, воробей клевать Ягу-бабу! Отняли Жихаря, ушли домой.
На третий день собрались в лес дрова рубить, говорят Жихарю: «Смотри, ежели придет Яга-баба — молчи; мы теперь далеко уйдем». Кот да воробей ушли, а Жихарь третей уселся за трубу на печь; вдруг опять Яга-баба берет ложки и считат: «Это — котова ложка, это — Воробьева ложка, третья — жихарькова». Жихарь молчит. Яга-баба вдругорядь считат: «Это — котова ложка, это — Воробьева, это — жихарькова». Жихарь молчит. Яга-баба в третий раз считат: «Это — котова ложка, это— Воробьева ложка, третья — жихарькова». Жихарько не мог стерпеть, забазлал: «Не тронь мою ложку». Яга-баба схватила жихаря, потащила. Жихарь кричит: «Кот, беги! Воробей, лети!» Братья его не слышат.
Притащила Яга-баба Жихаря домой, посадила в голбец, сама затопила печку, говорит большой дочери: «Девка! Я пойду в Русь; ты изжарь к обеду мне Жихарька».— «Ладно!» — та говорит. Печка истопилась, девка велит выходить Жихарю. Жихарь вышел. «Ложись на ладку!»— говорит опять девка. Жихарь лег, уставил одну ногу в потолок, другу в наволок. Девка говорит: «Не так, не так!» Жихарь бает: «А как? Ну-ка поучи». Девка легла в ладку. Жихарь не оробел, схватил ухват да и пихнул в печь ладку с ягишниной дочерью, сам ушел опять в голбец, сидит — дожидатся Ягой-бабы. Вдруг Яга-баба прибежала и говорит: «Покататься было, поваляться было на жихарьковых косточках!» А Жихарь ей в ответ: «Покатайся, поваляйся на дочерниных косточках!»
Яга-баба спохватилась, посмотрела: дочь ее изжарена, и заревела: «А ты, мошенник, постой! Не увернешься!»
Приказыват середней дочери изжарить Жихарька, сама уехала. Середня дочь истопила печку, велит выходить Жихарьку. Жихарь вышел, лег в ладку, одну ногу уставил в потолок, другу в наволок. Девка говорит: «Не так, не так!» — «А поучи: как?» Девка легла в ладку. Жихарь взял да и пихнул ее в печь, сам ушел в голбец, сидит там. Вдруг Яга-баба: «Покататься было, поваляться было на жихарьковых косточках!» Он в ответ: «Поваляйся, покатайся на дочерниных косточках!» Ягишна взбесилась: «Э, постой, говорит, не увернешься!» Приказыват молодой дочери изжарить его. Не тут-то было, Жихарь и эту изжарил!
Яга-баба пуще рассердилась: «Погоди, говорит, у меня не увернешься!» Истопила печь, кричит: «Выходи, Жихарько! Ложись вот на ладку». Жихарь лег, уставил одну ногу в потолок, другу в наволок, не уходит в чело. Яга-баба говорит: «Не так, не так!» А Жихарь будто не знат, «Я, говорит, не знаю, поучи сама!» Яга-баба тотчас поджалась и легла в ладку. Жихарь не оробел, взял да ее и пихнул в печь; сам ступай домой, прибежал, сказывает братьям: «Вот чего я сделал с Ягой-бабой!»
***
Большая печка Сказки Толстого Льва Николаевича
Дагестанская народная сказка печке полено читать. Проданный мальчик (Кумыкская сказка)
Дагестанская народная сказка печке полено читать. Проданный мальчик (Кумыкская сказка)
В близком селении, в далёком ханстве жил-был бедняк.
В доме у них всегда было пусто, и жили они так голодно, что отец даже и охать не мог.
Однажды сын говорит:
– Отец, а почему бы тебе не продать меня?
– Да кто же тебя купит? – удивился отец. – Ты маленький и ничего не знаешь.
– И всё-таки меня купят, – сказал сын. – Я знаю три вещи на свете: знаю коня, знаю камень и знаю человека.
Отец засмеялся, а сын так стал его уговаривать, что отцу ничего не оставалось делать, как согласиться,
Отец и сын пошли в город. Здесь было много народа и на самом бойком месте торговали людьми.
Отец посадил сына перед собою в пыль и стал ждать покупателей. Но на такого маленького мальчика никто и смотреть не хотел. Только к вечеру подошёл к ним какой-то хан и спросил:
– Зачем вывезли на базар этого ребёнка? Ведь он ничего не умеет делать.
– Зато он знает три вещи на свете, – сказал отец, – он знает коня, знает камень и знает человека.
Хан рассмеялся и спросил:
– А сколько же стоят эти три знания мальчика?
– Оцени сам, – сказал бедняк.
Хан дал бедняку один золотой и увёл мальчика.
В доме хана на мальчика взвалили тяжёлую работу, а кормили так, что и собака не позавидует. «Ничего, – думал мальчик, – зато мой отец не умрёт теперь с голоду».
Хан между тем позабыл о купленном мальчике.
Но однажды в день большого базара, когда хан вздумал купить нового коня, он вдруг вспомнил об одном из знаний мальчика.
Они пошли на базар, но во всех лошадях, на которых останавливался взгляд хана, мальчик находил какой-нибудь недостаток.
Наконец хан остановился перед таким жеребцом, которого все только хвалили.
– Ну, – сказал он мальчику, – об этом жеребце ты уж ничего не сможешь сказать плохого.
Мальчик осмотрел жеребца и сказал:
– Этот жеребец, действительно, хорош, но он принесёт когда-нибудь тебе гибель.
– Я не собираюсь жить тысячу лет, – сказал он, – и, если мне суждена гибель от жеребца, то это может случиться и в чужой конюшне.
Он купил жеребца, а дома, довольный тем, что мальчик не желал его смерти, сказал, чтобы его получше кормили.
«Ну что ж, – подумал мальчик, – теперь будет легче не только моему отцу, но и мне».
Однажды дочь хана, снимая с руки кольцо, уронила его и потеряла драгоценный камень. Она собралась в город, чтобы купить другой, а хан вспомнил, что мальчик знает толк в камнях, и велел ему сопровождать дочь. Они обошли все лавки города, осмотрели много драгоценных камней, но в каждом из них мальчик находил какой-нибудь изъян. Наконец дочь хана остановила свой выбор на красивом яхонте.
– Нет слов, этот камень хорош, но в нём притаился червяк и, если ты купишь камень, он будет причиной твоей смерти.
– Разве может быть в камне червяк? – рассердился ювелир.
Тогда мальчик разбил камень, и в нём действительно оказался червяк.
Вернувшись домой, ханская дочь рассказала отцу об удивительном камне, и хан приказал, чтобы мальчика кормили ещё лучше. «Ну что ж, – подумал мальчик, – теперь станет лучше не только мне, но и другим людям хана, – я смогу делиться с ними пищей».
Все стали так много говорить об уме и добром сердце мальчика, что хан в один из дней снова вспомнил о нём.
– Послушай, – сказал он,– твой отец говорил, что ты знаешь толк не только в лошадях и в камнях, но и в людях. Скажи-ка, кто я такой?
Мальчик не хотел отвечать, но хан так настаивал, что мальчик сказал:
– Ты, хан, может быть, человек и не плохой, но всё же ты – из рабов.
Хан рассердился и закричал:
– Твоя голова уцелела на плечах только потому, что ты спас мою дочь. Но, если твои слова окажутся ложью, я всё равно казню тебя!
И он сказал, чтобы мальчика посадили в темницу.
Но слова мальчика не давали покоя хану. Он отправился к своей матери и стал расспрашивать её о своём происхождении.
– Ты ведь хан, – сказала она, – от кого может происходить хан, как не от достойных людей?
Хан почувствовал, что мать что-то скрывает, и обнажил меч.
– Если я, – сказал он, – не узнаю правду, я убью себя. Мне сказали, что я не сын своего отца.
Мать ещё больше испугалась и сказала:
– Это правда, мой сын. Твой отец был хан, но у нас с ним не было детей, и я полюбила раба. Слава Аллаху, это был очень достойный человек.
Хан убедился, что сын бедняка говорил правду, и приказал освободить его из темницы. Он призвал мальчика к себе, одел его в красивые одежды и сделал своим визиром.
Прошли годы. Дочь хана полюбила сына бедняка, и хан решил сыграть свадьбу.
На свадебном пиру хан, хвастаясь, решил показать, какие раньше были джигиты. Он сел на жеребца, купленного когда-то на базаре, и поскакал. У ворот жеребец споткнулся, и хан разбился.
Так оказались верными все три знания сына бедняка.
Проданный мальчик стал ханом, но об этом он раньше не знал, ибо все знания человека бессильны, когда речь идёт о том, что будет с ним самим.
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКОУ «Новосаситлинская СОШ» Хасавюртовского района
Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся
общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан
«Науки юношей питают»
Предмет: Русская литература.
Исследовательская работа по теме:
Выполнила: ученица 5 класса
МКОУ «Новосаситлинская СОШ»
Сапигулаева Джамиля Магдиевна
с.Новосаситли, Хасавюртовского района
Исаева Айшат Магомедовна
учитель начальных классов
МКОУ «Новосаситлинская СОШ»
Аннотация на исследовательскую работу.
Тема исследовательской работы: «Дагестанские народные сказки»
МКОУ «Новосаситлинская СОШ» с.Новосаситли Хасавюртовского района
В этой работе я исследовала, что общего у русских и дагестанских сказок, я увидела что все сказки рассказывают про борьбу добра со злом. Сказочные персонажи конечно у разных народов свои, но общее у них одно: они показывают нам пример того как нельзя себя вести. Как сказал великий русский поэт А.С Пушкин «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
Свою работу я представила на уроке литературного чтения, на внеклассных мероприятиях. Желание узнать больше о народных сказках стало ещё одной причиной выбора данной темы исследовательской работы. Я рассказала о том, что я узнала нового своим одноклассникам.
В ходе своей исследовательской работы мною было замечено некоторое сходство русских и дагестанских народных сказок. Сделала для себя вывод, что всегда добро побеждает зло.
Некоторые сказочные герои вызывают у меня антипатию.
Таких героев я определяю по их отрицательным качествам и поступкам.
Мне неприятна и внешность таких героев.
Поэтому и не нужно стараться быть похожими на таких героев.
1. Понятие сказки, виды сказок
2. Анализ исследуемых сказок
3. Сравнение исследуемых сказок
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
Вот я и поставила перед собой цель, узнать много интересного из сказок других народностей Дагестана и России и ознакомить с моими выводами моих одноклассников.
Цель моего исследования – выяснить, всегда ли добро побеждает зло на примере народных сказок.
Узнать, что такое сказка.
Исследовать сказки разных видов и сравнить их.
Выявить основные мысли сказок.
Можно предположить, что общей основной мыслью сказок является победа добра над злом.
изучение литературы по теме,
сравнительный анализ сказок.
Раньше сказки нам читали родители и учителя, а сейчас мы научились читать их сами. Мне кажется, что в каждой сказке можно познакомиться с народной мудростью, народным приданием. В каждой сказке очень много жизненных моментов. Всегда бывает борьба между добром и злом, справедливостью и нечестностью. Но я заметила, что только доброе и справедливое побеждает всегда. Я считаю, что так должно быть и в жизни.
Когда я читаю сказки, я окунаюсь в волшебный мир, и испытываю иногда радость, а иногда грусть за героев любимых сказок. Иногда по нашей просьбе наша учительница литературы Патимат Тораловна в конце урока или на классном часе читает нам сказки. Как то раз она сказала, что русская и дагестанская сказка – это один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а в каждой сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает нам мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. И я с ней полностью согласна.
Я предполагаю, что изучение сказок поможет мне лучше понять историческое прошлое, культуру, традиции моего народа, воспитает во мне гордость и уважение к нашим предкам. Я прочитала 40 аварских, 6 кумыкских, 10 лакских, 5 даргинских и очень много русских народных сказок. Да сейчас это и не проблема найти сказки. Очень много электронных книжек. Главное чтобы было желание их прочесть.
Сказка – один из основных видов народного устного повествования с фантастическим вымыслом.
Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые. Когда мы произносим слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необычным сказочным законам, мир, где действуют необыкновенные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь. Сказку слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как с ними бороться.
Анализ исследуемых сказок
Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. Для исследования мы взяли три русские народные сказки и три сказки народов Дагестана. Прочитав сказки, можно выделить положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
(русская народная сказка)
Сестрица Алёнушка, братец Иванушка, купец, ведьма.
доброта, умение приходить на помощь, храбрость, смелость, любовь к родным
Непослушание, злость, коварство.
Основные мысли сказки:
Слушайся старших, не обижай никого, друзья помогут злу противостоять, добро всегда побеждает зло.
(русская народная сказка)
Главные персонажи: девочка, братец, баба – яга, гуси лебеди
смелость, храбрость, ум, находчивость.
Основные мысли сказки: надо верить в то что добро всегда побеждает зло.
Аварская народная сказка
«Как бедняк отказался от богатства»
Главные персонажи: бедняк и аульчане
Положительные черты: терпимость, степенность,
Алчность, жадность, скупость, зависть.
Основные мысли сказки:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
За все приобретенное мы в ответе.
Аварская народная сказка
Главные персонажи: волк, лиса, медведь
Положительные черты: дружба, друзья верят друг друга.
Отрицательные черты: ложь, жадность, коварство и лицемерие
Основные мысли сказки: нельзя обманывать друзей. Друзьям надо помогать.
Сравнение исследуемых сказок
У большинства народностей есть множество сказок, схожих по тематике, сюжету, образам. Все сказки наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка.
Прочитав выбранные сказки, я сравнила их основные мысли и черты характеров героев. Я думаю, что не обязательно быть самым сильным, самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются. Например:
К огда-то задумал один царь построить большой город. Для этого повелел он собрать всех каменщиков и плотников, что жили в его стране. Среди них был молодой каменщик, которому пришлось идти строить город на следующий же день после своей свадьбы. Город строили двенадцать лет…..
Скупясь, не сбережешь, жадничая, не накопишь
Каменный мальчик (Дагестанская сказка)
Матери Дагестана, если хотите чтобы ваши дети росли настоящими горцами и горянками, патриотами своей земли, не забывайте также читать им наше народное. В Дагестане они уже не увидят те качества о которых постоянно слышат, так пусть хотя бы знают, как было раньше…
Если рассмотреть сюжеты и образы сказок народов Дагестана, то первое чем мы знакомимся, что сказка возникла позже мифа и отразила новую ступень в развитии народного поэтического творчества.
В процессе длительного исторического развития сказка обрела свою устойчивую традиционную форму и содержание, особые поэтические приемы и выработанный на протяжении веков особый сказочный стиль.
По словам кандидата филологических наук Фатимы Алиевой, в большом многообразии дагестанских сказочных произведений нашли яркое отражение такие извечные для искусства темы, как борьба добра со злом, поиски счастья, торжества справедливости. «Они проникнуты идеями гуманизма, добра, стремлением к лучшей жизни. Сказочные образы утверждают здоровые моральные качества, любовь к земле, к человеку, воспитывают в людях нравственный и эстетический идеал, и в этом их непреходящая ценность и значение».
Я прочитала сказки о животных и сделала вывод, что объектом сказки стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни».
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая.
Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни». В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит вера в тотемного зверя, покровителя рода, вылившаяся в культ животного.
Птица Куклухай (даргинская сказка)
С тояло в поле дерево, было в дереве дупло, в дупле-гнездо, в гнезде-трое птенцов, а с ними их мать, Куклухай-птица. Пробегал однажды полем хан-волк, увидал Куклу-хай с ее детками и зарычал: Это поле мое, в поле дерево мое, в дереве дупло мое, что в дупл.
О днажды лиса бродила по горам и нашла какую-то старую
книгу. Уселась лиса под деревом и стала ее читать. П р о бегал
мимо волк, увидел лису и спросил:…
З мея и лисица считались друзьями, а сами только и думали, как бы друг друга погубить.
Однажды змея говорит лисице:
— Народ ходит на поклонение святым местам в Мекку, давай-ка и мы пойдем туда.
Лиса согласилась, и они отправились в Мекку. Шли ночью, шли днем и дошли до берега моря……..
О днажды медведь, лиса, кабан, заяц, шакал, волк и петух решили жить вместе.
Волк, медведь и лисица
Ж или волк, медведь и лисица. Однажды они все вместе отправились за добычей.
Медведь и лиса засели на страже, а волк подполз к отаре и стащил одного барашка. С этой добычей они вернулись к себе в пещеру…….
Л иса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости.
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!
Как лиса шила волку шубу
И дет волк по лесу. Видит, дятел долбит дерево; он ему и говорит: Вот ты, дятел, все долбишь и долбишь, работаешь, работаешь, а хатки за свой век построить не можешь!
А дятел волку и говорит: А ты, волк, все режешь и режешь скот, а кожуха за свой век не сошьешь! Подумал волк, что дятел правильно ему говорит. Приходит волк к лисе и говорит ей: Лиса, сшей мне шубу. …..
Помимо сказок о животных, больше всего люблю волшебные сказки. Поистине богат и многообразен мир дагестанской волшебной сказки.
Здесь фигурируют всевозможные фантастические предметы и явления. Это чудесные кольца, платки, палки, яблоки, камни, волшебные перья, волосы, иглы, деревья и другое, многие из которых носят специфический характер, определяющий национальные особенности народов Дагестана. В волшебных сказках широко распространен мотив превращения в камень. Герою стоит только прикоснуться к камню или скале, как происходят чудесные превращения: отодвигается скала, или сам герой превращается в камень. Особенно распространены разнообразные формы магических воздействий: стоит герою бросить пучок волос или шерсти, как тут же возникают горы, ущелья, реки и т.п. Нередки в сказках и формы магических воздействий слова, воды. Достаточно произнести нужное слово, как моментально происходят всевозможные чудесные превращения, а выпив воды или съев яблоко, герой мгновенно преображается, превращаясь в птицу, животное, богатыря и т.д.
М ы вам расскажем о том, каким обжорой был Зулум-Магома.
Однажды, проголодавшись, он вернулся домой и говорит матери:
— Мать, дай мне хлеба……
К огда-то жили муж и жена. Они владели большим богатством, но детей у них не было. Как-то раз, когда муж и жена печально сидели дома, к ним пришла одна бедная старуха………
В отдаленной земле, в неизвестном городе, в незапамятное время жили или не жили юноша и девушка. Этот юноша был влюблен в девушку, и она тоже не презирала его. Однажды на чьей-то свадьбе случилось им встретиться……
Ж ил-был один бедный юноша. Не было у него ни отца, ни матери, но остался ему от отца хороший дом. Однажды, когда юноша развлекался стрельбой из лука, он увидел на дереве трех голубей…….
Ж ил па белом свете один богатый старик, и было у него три сына. Выросли они, стали заниматься хозяйством, а их отец одряхлел и ослеп. Вот он и говорит сыновьям: Ступайте в такое место, где я никогда в жизни не был, и привезите мне оттуда листьев……
Ж ил или не жил Джахан-шах, и было у него три сына.
Однажды, когда Джахан-шах гулял по берегу моря, из воды показалась девушка необыкновенной красоты, помахала ему рукой и скрылась в волнах.
Жар-птица и Василиса-царевна
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.
Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою – и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится.
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. Всю жизнь свою занимался старик охотою, бил зверя и птицу, тем и сам кормился, и семью питал.
Пришло время – заболел старик и помер; оставался Мартынка с матерью, потужили-поплакали, да делать-то нечего: мертвого назад не воротишь. ……….
О дин князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть…….
Но оказывается бывают бытовые сатирические сказки.
В бытовых сатирических сказках народов Дагестана своеобразно выражена мечта народа о разумных социальных отношениях. В них создан обобщенный образ народного борца – выразителя интересов трудового народа. Герои бытовых сказок – искатели счастья и социальной справедливости, они воплощают в себе лучшие черты характера своего народа. Во многих бытовых сказках герои хитростью, обманом, с помощью искусного воровства, одурачивания расправляются с представителями господствующих классов. В главном герое бытовых сказок народов Дагестана сконцентрированы те качества, которые, переходя от сказки к сказке, создают обобщенный образ народного борца, выражающего интересы трудового народа. Это и сказочные богатыри из волшебных сказок, и герои социально-бытовых сказок – борцы за правду и справедливость, и смелые, мужественные женщины, вступающие в единоборство с представителями власть имущих, и скромные и трудолюбивые девушки, мечтающие о лучшей жизни. Такие герои воплощают в себе лучшие черты характера своего народа.
В системе сказочных образов бытовых сказок особенно выделяются образы мудрых девушек. Это героини аварской сказки «Хромоножка», кумыкской – «Пеймаханум», которая своими хитроумными ответами ставит в тупик старшину и помогает людям выйти из беды, дочь пастуха из лакской сказки, восстановившая справедливость, героини даргинских сказок – «Кадий и старуха», «Мудрая девушка», победившие в споре хана, и многие другие. Они способны достойно выйти из сложной ситуации, защитить свою честь и честь своей семьи, наделены обаянием и внутренней красотой. Например:
Б рат и сестра после смерти своих родителей остались круглыми сиротами. Сами они вели свое хозяйство, и помощи пи от кого не ждали. Постоянная забота друг о друге еще больше укрепила их взаимную любовь…..
Ж ил один неумный человек. Захотелось ему быть умным, и решил он добыть себе четыре ума. Отправился он на поиски. После долгого странство-вания пришел он в одно селение и повстречал там седобородого старца…..
Б ыло это или не было, жил один пастух по имени Цицали. И была у него жена. Однажды в городе умер человек. В доме покойного должны были собраться женщины. Случилось так, что жена пастуха пришла раньше всех. В комнате никого не выло, и она села около очага………
Мудрая дочь пастуха
У одного пастуха была умная и красивая дочь. А у одного царя было три нукера. Захотелось царю опозорить своих нукеров. Вот он и приказал им отправиться на поляну, выкроить ее и вернуться……..
В одном городе жил охотник. Он никогда не возвращался с охоты без добычи, так как был хорошим стрелком. И жители города очень уважали его.
Однажды охотник не сумел……..
Про царя, вора и муллу
Ж ил когда-то один богатый царь. У него при дворе было не меньше сорока охранников. Неизвестно как, но одному пройдохе удалось проникнуть во дворец царя и украсть его добро. Царь не знал, что делать……..
Я очень люблю юмор и сама люблю шутить. И оказывается есть и юмористические сказки.
В репертуаре дагестанских бытовых сказок наибольшее распространение получили юмористические сказки, тесно связанные с традицией смеховой культуры, генезис и корни которой восходят к древним обрядам, магическим актам и ритуалам. Жизнь и быт горцев во всех их многообразных проявлениях издавна были питательной средой для возникновения различных шуток, насмешек, остроумных выражений. Они подсказывали сюжеты, ситуации, конфликты, которые в процессе длительного бытования обретали поэтические формы, складывались в сказки, анекдоты. Многие из них имеют семейно-бытовую тематику, построены на взаимоотношениях в быту и семье, мужа и жены, невестки и свекрови.
Сказки с такими юмористическими персонажами, как Чалтук-хан – у кубачинцев, Накрикуцул – у урахинцев, Кульбай – у кумыков, Заллал Киши – у лакцев, Кас-Буба – у лезгин, Джийренши – у ногайцев сплошь изобилуют комическими ситуациями и эпизодами, содержат элементы местного колорита, обычаев народа и часто связаны с самим родом занятий людей.
Я считаю и согласно с мнением ученых, что «Дагестанские сказки» – это произведения высокой культуры народного мышления, богатейший источник народной мудрости и таланта. Они еще долго будут пленять нас своим удивительным и бесконечно прекрасным миром фантастики и воображения, открывая просвет в жизнь добра, справедливости и счастья.
Результаты моего исследования и выводы показали мне, что наряду с другими основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Все любят читать сказки. В них всё хорошо кончается и становится радостно на душе. А ещё любая сказка учит жить. В каждой сказке – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою на что намекают в сказке не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».
Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то в конце концов будешь оценён по заслугам своим.
Я думаю, что по сказкам можно проводить много разных исследований. Мне было очень интересно. Хотелось бы и дальше продолжить работу в этом направлении.
1. В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007
3. В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946
8. hyaenidae.narod.ru – русские народные сказки о животных, волшебные и бытовые
МКОУ «Новосаситлинская СОШ» Исаева А.М.
Жил на свете богатый и важный жук по имени Сулмалагуз. Всё имел Сулмалагуз, только не было у него верного друга.
Надел Сулмалагуз сафьяновые сапожки, заломил каракулевую папаху, вышел из своего белокаменного дворца и пустился в путь-дорогу.
Долго ли, коротко ли шёл Сулмалагуз по Большой дороге и встретился ему Лягушонок.
А чем ты богат? И что умеешь?
Взглянул Сулмалагуз на невзрачного Лягушонка и засмеялся гордо.
Здравствуй и ты, Мышонок!
Иду я, Мышонок, искать себе друга, но не какого-нибудь, а друга задушевного, да чтобы не уступал мне по уму и богатству.
Сердце у Мышонка запрыгало от радости.
Ты богат, и я богат, вот и будем мы с тобой друзьями верными, задушевными.
От радости он даже забыл спросить, на что способен Мышонок. И решили Сулмалагуз и Мышонок стать друзьями и жить вместе.
Жили они, жили, вместе ели, вместе пили и были довольны друг другом.
Но вот однажды пригласили Мышонка на свадьбу в соседний аул, за Великой рекой.
Собрался Мышонок в дорогу и говорит Сулмалагузу:
Друг мой задушевный! Если я не вернусь через три дня, запряги карету и приезжай за мной!
Хорошо, друг мой верный! Поезжай на свадьбу. Но только береги себя: не ешь и не пей слишком много.
Взял Мышонок подарок для невесты и отправился на свадьбу.
Прошло три дня, а Мышонок не возвращается.
Затосковал Сулмалагуз, запряг карету и поехал за своим другом.
Ехал Сулмалагуз, ехал и, когда добрался до берегов Великой реки, провалился в наполненный водой след от конского копыта и стал тонуть.
Рвался Сулмалагуз изо всей мочи, кричал, но выбраться не мог. Пролетала над ним Муха, и Сулмалагуз обратился к ней:
Любезная Муха! Прошу тебя, сообщи моему верному другу Мышонку, что я в море тону!
Прилетела Муха на свадьбу, села на тарелку с пловом и поведала Мышонку о случившемся.
А Мышонок тем временем успел съесть плов и с аппетитом грыз кость.
Но как только он услыхал, что его друг попал в беду, забыл про кость и сломя голову бросился на помощь.
Примчался Мышонок к тому месту, где тонул Сулмалагуз, бегает, суетится, а помочь не может: сам боится утонуть.
Совсем отчаялся Сулмалагуз, пуще прежнего плачет, бранит, проклинает Мышонка, из-за которого попал в беду.
Тут на крик прибежал Лягушонок. Увидел его Сулмалагуз и снова появилась у него надежда на спасение.
Но не тут-то было. Мышонок вцепился в него своими острыми зубами и крепко держал его. Насилу справился с ним Лягушонок, схватил, наконец, за хвост и бросил в бурный поток Великой реки. Да сам обессилел от раны.
И некому было спасти Сулмалагуза.
Лишь любопытная Муха кружилась над ним, когда шёл он ко дну.
Сказка народов Дагестана об отважном мальчике и благодарной птице
ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИК
дагестанская сказка
Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблудился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть.
Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как увидели птенцы змею, закричали они, заплакали:
Помогите! Помогите! Но никто не пришел к ним на помощь.
А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше подползает все ближе.
Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птенцов взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика.
Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил.
Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.
Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звезды тучами укрылись.
Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:
Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго!
Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали.
Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой большое крыло и заплакал.
Садись ко мне на спину, обними за шею. И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.