Перечислите 3 чуда из оперы сказка о царе салтане

Сказки

Римский-Корсаков. Три чуда

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Три чуда

Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

А написал эту удивительную сказку великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». На сюжет этой сказки композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё он немного сократил – «Сказка о царе Салтане».

Наверно, вы знаете, как выглядят черные лакированные шкатулки, расписанные художниками Палеха, Холуя. Представьте же себе, что перед вами три таких шкатулки. Форма, размер у всех трёх совершенно одинаковые, разные только картинки на крышках. Свои шкатулки художники расписывают обычно картинками, на которых изображены сцены из разных народных сказок. Краски в этих картинках яркие, так и горят, переливаются.

Первое чудо

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.

Второе чудо

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.

Третье чудо

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!

Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.

Домашнее задание:

Попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил Н. Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев «Три чуда».

Презентация

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.

Источник

Урок музыки в 3 классе на тему: «Три чуда» из оперы «Сказка о Царе Салтане»

Урок музыки в 3 классе по теме «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

развитие образных представлений на основе оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Эта цель реализуется через решение следующих задач:

— развивать навыки музыкального восприятия произведения;

— обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку.

— развитие образных музыкально-слуховых представлений;

— воспитание интереса к музыке.

Урок искусства необычный урок и методы от искусства

— словесные (сравнения и сопереживания);

— наглядный метод, который преломлялся в наглядно-слуховой и наглядно- выразительный;

— метод наблюдения за музыкой;

— метод размышления о музыке;

— интегрированный метод сочетания восприятия музыки с художественным словом и изобразительным искусством.

На уроке использовались следующие средства обучения:

— аудио-видео материал;Пк, калонки, экран

— репродукции картин русских художников;

-кроссворд, как средство проверки знаний.

При проведении урока использовались элементы следующих педагогических технологий:

Прозвенел звонок, начался урок!

(тихо звучит тема царевны-лебедь)

Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие образы возникнут у вас при прослушивании.

-Какие образы возникли у вас?

-Легко ли они у вас возникали?

Посмотрите, какие разные у всех образы.

Художник создает образ при помощи кисти и красок.

Поэт с помощью слова.

Интересно, а какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.

Сегодня мы с вами в этом попробуем разобраться.

Тема нашего урока «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

И на примере этого музыкального произведения мы посмотрим какими средствами пользовался Римский- Корсаков при создании образов.

Ребята, Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.(портрет композитора)

Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Сказка о царе Салтане привлекла композитора изобилием чудес, и конечно же сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…

Ребята, давайте отправимся в путешествие на чудный остров. Послушаем шум моря и ощутим себя в бескрайнем синем просторе. Посмотрите как русские художники изображали море на своих картинах. (Зучит шум моря, на слайдах репродукции Айвазовского)

Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.

Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар.

Фанфары- сигнал торжественного действия.

-какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар? духовые медные инструменты.

Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их изображение.

Фанфары приказывают : «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

Чудо первое. Отгадайте какое.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра- чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

Послушаем тему белочки и определим, какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно.

-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)

-Какие элементы муз.речи мы слышим. Ребята, возник ли у вас образ белочки?

— Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте? Правильно, «Во саду ли в огороде»

На фоне видеофрагмента:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Ребята, послушайте как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.

Слушаем тему богатырей.

— как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей

-Какой характер мелодии?

-Какие элементы музыкальной речи использовал композитор?

По мановению моей волшебной палочки мальчикам я предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, как Александр Невский на картине художника Павла Корина (кулачки вперед, слушаем музыку и делаем упражнение)

Читайте также:  Рассказ о рыбалке на английском языке с переводом

Чудо третье. И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз? Правильно, о третьем чуде.

Говорят царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава;

Сладку речь то говорит,

Будто реченька журчит.

Послушаем тему царевны-лебеди. Определим какой темп, какие инструменты звучат. (волшебная музыка рисует образ сказочной красавицы, инструмент- скрипка)

По мановению все той же волшебной палочки девочки превращаются в царевен-лебедушек. Посмотрите как художник Врубель изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас. Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно. головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.

Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями. Я думаю. Что вы не раз будете возвращаться к этим образам.

Я предлагаю вам завершить наше чудесное путешествие песней «Сказка». Поем.

Отрывоки из какой оперы мы с вами слушали на уроке?

Кто автор оперы «Сказка о царе Салтане»?

Какой русский поэт написал «Сказку о царе Салтане»?

С какими чудесами мы познакомились на уроке?

Как называется торжественный сигнал, который использовал Римский-Корсаков перед каждым действием?

Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент.

Большой коллектив музыкантов для совместного исполнения музыкальных произведений, бывает симфонический, бывает народный.

Один из «китов» музыки, с помощью которого Римский-Корсаков изобразил «богатырей» в опере «Сказка о царе Салтане».

Автор музыкального произведения, например, Н.А.Римский-Корсаков.

Автор сказки «О царе Салтане ».

Сигнал торжественного действия, который приказывает: «Слушайте! Слушайте!»

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием!

Источник

Беседа для детей старшего дошкольного возраста с ИКТ. Тема: «Три чуда в опере-сказке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Интеграция областей: “Музыка”, “Коммуникация”, “Художественное развитие”.

Материал: детские музыкальные инструменты: трещотки, барабаны, ложки, треугольники, бубны, металлофон.

Предварительная работа: чтение “Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богарыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А. Пушкина.

Оборудование: проектор, музыкальный центр.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети свободно входят в зал, музыкальный руководитель их приветствует, предлагает им занять места поудобнее в музыкальной гостиной и порассуждать о чуде: что это такое, как они понимают это явление? Может быть кто-то из них сталкивался в своей жизни?

Ребята отвечают на вопросы, делятся своим небольшим жизненным опытом.

Музыкальный руководитель (далее М.р.) продолжает:

Но, тем не менее, это произошло. Чудо нельзя объяснить. Чудеса происходят редко и не со всеми, но, тем не менее, люди часто надеются, что произойдет чудо. (СЛАЙД 1)

Ребята, скажите пожалуйста, где чаще всего мы можем услышать о чуде, чудесных превращениях?

Дети. С чудесами мы можем встретиться в сказках

М.р. Правильно, ребята, в сказках. Какие вы знаете сказки, в которых происходят чудеса, волшебство?

Дети. “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Василиса Прекрасная”, “Волшебная дудочка”, “ Сказка о царе Салтане” и т.д.

М.р. Прекрасно, что вы знаете “Сказку о царе Салтане” и наверное, даже назовете мне автора этой сказки?

М.р. Совершенно верно! А еще, ребята, по этой сказке была написана одноименная опера нашим русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым.

В ней-то при помощи музыкальных звуков и были переданы ЧУДЕСА этой замечательной сказки. Назовите их, пожалуйста.

Дети. В сказке говорится о Белке, 33 богатырях и их дядьке Черноморе, и о прекрасной царевне Лебеди.

М.р. Все правильно. Давайте с помощью музыки попробует узнать, о каком чуде идет речь.

Дети слушают 1 чудо “Белка”

Дети. В этом отрывке композитор изобразил Белку.

М.р. А как вы догадались?

Дети. Нам подсказала музыка. Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто, потому что белочка маленькая, затейница, грызет орешки и еще поет веселую песенку.

М.р. А песенку вы узнали?

Дети. Да, это русская народная песенка “Во саду ли в огороде”.

М.р.Вот Белочка (СЛАЙД 7) Все вокруг нее ходят, удивляются этому чуду.

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..

Посмотрите, какие красивые иллюстрации к сказке (в стиле Палех) нарисовал художник Александр Михайлович Куркин. (СЛАЙД 8)

М.р. Как вы думаете, какое настроение у всех окружающих?

Дети. У всех прекрасное, радостное настроение, потому что жители гордятся тем, что у них есть такая чудесная белочка.

М.р. Ребята, посмотрите, у нас на столе есть разные детские музыкальные инструменты. Может кто-то хочет попробовать передать образ белочки через игру на инструментах?

А кто-то покажет нам белочку с помощью движений под музыку.

(Дети по желанию выбирают музыкальные инструменты, соответствующие образу белочки. Другие дети передают образ белочки через движения в соответствии с характером музыки).

Звучит тема Белочки, дети подыгрывают на музыкальных инструментах, другие дети исполняют танцевальную импровизацию.

М.р. хвалит детей. Дети занимают свои места.

М.р. А теперь –внимание, чудеса продолжаются. Слушаем следующий фрагмент.

М.р. С каким же чудом мы с вами повстречались?

Дети: Это 33 богатыря!

М.р. Правильно! (СЛАЙД 9)

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”

М.р. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?

Дети: Этот фрагмент звучит торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас все должны увидеть. Темп умеренно быстрый, музыка звучит в низком регистре, громко(форте), в мажоре, что передает удаль молодецкую, силу богатырскую, мужество. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей.

М.р. Ребята, скажите, созвучна ли иллюстрация художника с музыкальной темой Богатырей?

Дети. Созвучна, потому что когда музыка звучит громко(форте), то можно представить себе, как море бурлит, волны поднимаются высоко, и выходят из моря огромные богатыри. Они обходят свои владения четким, энергичным шагом, как и передается темп, характер музыки У них у всех красивые лица, они молоды, полны сил и слушаются своего главного воеводу- дядьку Черномора.

М.р. Молодцы! Я уверена, что наши мальчики очень хотят попробовать себя в роли богатырей. Поэтому, я предлагаю вам под музыку раскрыть этот образ.

Звучит тема Богатырей, мальчики исполняют танцевальную импровизацию.

Вот мы и дождались третьего чуда, наверное, самого красивого. Вы, конечно же догадались, что речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди. А давайте с вами немного пофантазируем: если бы вы были композиторами, то какую бы музыку по звучанию вы сочинили к образу царевны Лебедь?

Читайте также:  Рассказы шукшина читать короткие для детей 6 класса

Дети. Музыка должна быть плавной, таинственной, волшебной. Наверное, звучать она должна не очень громко, напевно и светло. А еще она должна быть доброй и ласковой, как сама царевна Лебедь.

М.р. Хорошо, ребята, мне понравились ваши ответы. А теперь мы послушаем 3 чудо- тему Царевны Лебеди и посмотрим, совпали ли наши мысли с мыслями композитора.

Слушание темы Царевны Лебеди

Дети. Наши мысли совпали. Музыка, которая раскрывает образ царевны Лебеди очень напевная, звучит в среднем регистре, нежно и таинственно. Звук усиливается в тот момент, когда белая Лебедь превращается в прекрасную Царевну, и восхищению и удивлению князя Гвидона нет конца.

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ..

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”

М.р. Молодцы, ребята. А какой инструмент в оркестре солировал, передавая образ царевны Лебеди?

Дети. Солировала скрипка. (СЛАЙД 13)

М.р. И на иллюстрации, обратите внимание, какая царевна красивая, стройная, изящная, воздушная.

Сейчас наши девочки превратятся в царевен и покажут свой волшебный танец.

Звучит тема Царевны Лебеди, девочки исполняют танец-импровизацию.

Вот мы и познакомились с чудесами из “Сказки о царе Салтане”. А помогли нам увидеть и услышать эти чудеса различные виды искусства: поэзия, музыка и изобразительное искусство. Какое у вас настроение? (Ответы детей).

Давайте мы еще раз назовем авторов этих замечательных шедевров.

Кто написал “Сказку о царе Салтане”?

Дети. Сказку написал.А.С. Пушкин.

М.р. Кто сочннил оперу-сказку “О царе Салтане”?

Дети. Оперу сочинил русский композитор Н.А. Римский-Корсаков.

М.р. Иллюстрации какого художника к “сказке о царе Салтане” мы сегодня рассматривали?

Дети. Иллюстрации нарисовал художник А. Куркин.

М.р. Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу. Спасибо вам за ваше участие. В группе вы можете нарисовать те чудеса из оперы- сказки, которые вам запомнились больше всего. До свидания, ребята.

Источник

Н. Римский –Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Часто обращался Римский- Корсаков к сказочным образам. Особенно благодатным материалом для него стала сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать!» И только музыке оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки.

После первого сигнала фанфар появляется сказочная тема. В ней слышен хрустальный перезвон колокольчиков, доносящийся из волшебного города леденца. В высоком светлом регистре звучат тембры флейты- пикколо, колокольчиков и арфы. Затем в звуковую картину вливаются тембры гобоев, кларнетов, английского рожка, валторн, струнных. Вдруг наступает пауза – этот эффектный прием изображает изумление при виде чуда.

Первое чудо – «Волшебная Белка». Римский – Корсаков точно следует за шутливым пушкинским текстом, в котором поэт упоминает известную народную песню:

…И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

«С присвисточкой» звучит в оркестре флейта – пикколо. Она –то и поет песенку «Во саду ли, в огороде», но по – своему. Если народная мелодия проста по ритму: в ней преобладает ровное движение восьмыми, то в обработке Римского – Корсакова она сложна и прихотлива. Композитор украсил тему легкими узорами шестнадцатых, и ритмический рисунок приобрел озорной танцевальный характер.

В прозрачном аккомпанементе гобоев и струнных звучат лишь «пустые» квинты. Струнные играют pizzicato, подражая звучанию балалаек и домр. Создается шутливый, скомороший характер темы.

Второе чудо- «Тридцать три богатыря». О нем опять возвещают фанфары.

Звучность оркестра переместилась в более низкий регистр:

…Море вздувается бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Композитор изображает бурлящие морские волны быстрыми пассажами струнных и деревянных духовых в низком регистре, а завывание и свист ветра – хроматическими гаммами флейт и гобоев в высоком регистре.

На этом фоне, подобно маршу, звучит героическая тема богатырей, выходящих из морской пучины (валторны и тромбоны в среднем регистре).

Третье чудо- «Царевна- Лебедь». Об этом чуде возвещает веселая фанфара. Первую тему Лебеди, тихую и певучую, пропевает гобой. Аккомпанемент рисует море, но теперь безмятежно – спокойное.

Вторая тема Лебеди – стремительная и прихотливая, с причудливым ритмическим рисунком, как бы взлетает вверх. Ее легкие узоры сотканы из хрупких пассажей. Музыка «расцветает» в красочных сочетаниях тембров.

Праздничные фанфары завершают все произведение.

Симфонический оркестр – не единственный вид оркестра. С давних пор существуют духовые оркестры. Они прекрасно звучат на открытом воздухе. В России военные духовые оркестры были созданы при Петре I. Они исполняют, обычно, маршевую и танцевальную музыку. В состав духового оркестра входят, как правило, инструменты трех родов: медные, деревянные и ударные. Наиболее распространен малый духовой оркестр. Его примерный состав:

флейта, кларнеты, саксофоны, валторны, трубы, тромбоны, ударные, корнеты, альты, теноры, баритон, басы.

Народные музыкальные инструменты являлись неотъемлемой частью жизни русских людей. Они звучали на народных праздниках и на свадьбах, возвещали начало ратного боя с иноземными захватчиками.

Состав оркестра русских народных инструментов опирается на традиционную домровую и балалаечную группы. Так же в него включаются рожки, свирели, жалейки, гармоники различных видов. Сегодня профессиональные и самодеятельные крупные оркестры, наряду с домрами и балалайками, включают в свой состав и классические инструменты симфонического оркестра (флейты, гобои, литавры, бубен, треугольник, трещотку, ксилофон и др.), которые искусно имитируют народные.

В XX века появились джаз – оркестры, эстрадно – симфонические оркестры. В их репертуаре, чаще всего, современная джазовая музыка (один из лучших джаз – оркестров Запада – оркестр Г. Миллера, в России – Л. Утесова, О. Лундстрема и др.).

Многие из названных выше инструментов применяются не только в оркестре, но и самостоятельно, для исполнения соло (одним исполнителем, без сопровождения) или в сопровождении фортепиано. Скрипка, виолончель, альт, а из духовых – флейта, чаще других применяются как солирующие инструменты.

Клавесин.

Клавесин – предок фортепиано, самый большой и наиболее значительный из струнных щипковых клавишных инструментов. Первые удачные образцы были изготовлены в Италии в начале 16 века, после почти двух столетий экспериментов. Яркий, чистый звук клавесина сделал его популярным сольным инструментом. Не так давно интерес к клавесину возродился, и сейчас его можно услышать как при исполнении барочной музыки, так и в композициях, написанных современными авторами специально для него.

Читайте также:  Рассказ о волонтерской деятельности 6 класс

Фортепиано.

Фортепиано- общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточков о струну при нажатии клавиши (рояль, пианино).

Один из самых совершенных инструментов для сольного исполнения – рояль. По звуковому объему, по мощности звучания он не имеет себе равных. И не случайно ему дали такое название: слово «рояль» значит «королевский».

Рояль- инструмент сравнительно «молодой»: положенный в основу конструкции рояля способ соединения струн с клавишным механизмом был придуман в XIV веке.

К струнному инструменту, напоминающему русские гусли, присоединили клавишный механизм, упрощавший движения музыканта при игре. Вместо того, чтобы извлекать звук из струны щипком, исполнитель просто нажимал соответствующую клавишу, а она приводила в действие рычажки механизма, оканчивающегося штифтиком или перышком, задевающим струну.

Разновидности клавишно – струнного инструмента носили разные названия – верджинел, клавесин, клавикорд, спинет и другие. Звук этих инструментов был слабый, слегка дребезжащий, совсем не похожий на сильный и красивый звук современного рояля. Лишь в начале XVIII века штифтики были заменены молоточками, и было создано фортепиано.

Новый инструмент завоевал всеобщее признание. Для рояля написано огромное количество музыкальных произведений, как блестящих, виртуозных (например, рапсодии Ф. Листа или его этюды), так и певучих, лирических (например, ноктюрны Ф. Шопена). Возможности рояля в полной мере раскрыл Лист; в своих сочинениях он как будто поставил своей задачей доказать, что роялю доступно все (он переложил для него все симфонии Бетховена, великое множество произведений вокальной музыки – оперной и камерной, виртуозные скрипичные пьесы Паганини). Среди его современников – пианистов XIX века- надо назвать Шопена, братьев Рубинштейнов, а в XX веке – Рахманинова, Оборина, Гилельса, Рихтера.

Два столетия тому назад орган занимал такое же место в концертной жизни, как и в наши дни рояль. Превосходным органистом был немецкий композитор И.С. Бах, оставивший в своем наследии множество органных сочинений. Сейчас органная музыка переживает период нового возрождения. Во многих концертных залах устанавливаются органы, студенты консерваторий обучаются игре на этом замечательном инструменте.

Вокальные тембры. Как и музыкальные инструменты, голос человека также имеет свою особую окраску – тембр. От его красоты зависит выразительность голоса певца.

Певцы хора, по характеру голосов, делятся на партии. Их обычно четыре. Женские голоса – это сопрано и альты (или меццо – сопрано), мужские голоса – тенора, баритоны, басы.

Ярко, светло и чисто звучат высокие голоса – сопрано и тенор. А нижние – альт (меццо –сопрано) и бас – отличаются густым, насыщенным звуком.

Вопросы и задания.

1. Из каких групп состоит симфонический оркестр? Назовите инструменты каждой группы.

2. Что такое партитура? В какой последовательности записываются партии инструментов каждой группы в партитуре?

3. Назовите шумовые инструменты ударной группы. Как записываются их партии?

4. Дайте характеристику тембров каждой группы оркестра.

5. Что такое оркестровое tutti?

6. Что такое лейттема?

7. Какие инструменты в музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и Волк» исполняют темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников, Волка? Охарактеризуйте лейттемы этих персонажей.

9. В чем проявляется контраст тем Царевны – лебеди?

10. Как устроены фортепиано, орган?

11. Какие тембры человеческого голоса вам известны?

Понятия к теме «Тембр»:

1. Тембр – неповторимая окраска звучания, свойственная данному голосу или инструменту.

2. tutti- полное звучание всех инструментов оркестра одновременно.

3. Партитура – полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов.

4. Альт- 1) низкий женский голос; 2) инструмент из группы струнных смычковых, внешне похожий на скрипку, но несколько больше ее и ниже по звучанию.

5. Арфа- музыкальный инструмент из группы струнных. Состоит из треугольной рамы с натянутыми струнами. Звук извлекается щипком.

6. Барабан- ударный музыкальный инструмент.

7. Баритон- низкий мужской голос.

8. Бас- наиболее низкий мужской голос.

9. Валторна- музыкальный инструмент из группы медных духовых, обладающий мягким и певучим звуком.

10. Виолончель- струнный смычковый инструмент. Внешне напоминает скрипку, но очень большого размера. Играют на виолончели сидя, ставя инструмент на пол. Виолончель ниже по звучанию, чем скрипка и альт.

11. Гитара- струнный щипковый инструмент; бывает семиструнной (русская гитара) и шестиструнной (испанская).

12. Гобой- музыкальный инструмент из группы деревянных духовых.

13. Гусли- русский народный инструмент, состоящий из широкого плоского ящика с натянутыми сверху струнами. Играют на гуслях щипком.

14. Духовые инструменты- музыкальные инструменты, звук которых извлекается вдуванием воздуха в прямую или изогнутую трубку (корпус инструмента). Духовые инструменты разделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба и др.).

15. Кларнет- музыкальный инструмент их группы деревянных духовых.

16. Колокольчики- музыкальный инструмент из группы ударных; представляет собой набор металлических пластинок разной величины. Звук извлекается ударом молоточков.

17. Контрабас- самый низкий по звучанию и крупный по размерам (в рост человека) инструмент из группы струнных смычковых. Играют на нем стоя, ставя инструмент на пол.

18. Лейтмотив- краткая музыкальная тема, постоянно звучащая при появлении одного и того же персонажа или при упоминании о нем.

19. Литавры- ударный музыкальный инструмент, состоящий из медного полушария, обтянутого сверху кожей.

21. Орган – мощный духовой инструмент, состоящий из множества труб разного размера и формы, имеющий несколько рядов клавиатур, в том числе, и ножную.

22. Оркестр- большая группа исполнителей на музыкальных инструментах. Виды оркестров: оркестр народных инструментов, духовой, струнный, симфонический, джаз – оркестр.

23. Скрипка- музыкальный инструмент из группы струнных смычковых, звук которого обладает наибольшей певучестью и подвижностью.

24. Смычковые инструменты- группа струнных инструментов, звук которых извлекается прикосновением смычка к струнам. К группе смычковых относятся скрипка, альт, виолончель, контрабас.

25. Сопрано- высокий женский голос. Очень высокий, легкий и подвижный голос называется «колоратурное сопрано».

26. Струнные инструменты- музыкальные инструменты, звук которых создается колебанием струн; разделяются на щипковые (арфа, гитара, мандолина, балалайка, гусли) и смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас).

27. Тенор- высокий мужской голос.

28. Ударные инструменты- музыкальные инструменты, звук которых извлекается ударом (по натянутой коже, металлу, дереву). К ударным инструментам относятся литавры, барабан, бубен, тарелки, тамтам, колокольчики, ксилофон и др.

29. Флейта- музыкальный инструмент из группы деревянных духовых. Разновидность – флейта – пикколо (маленькая флейта), обладающая очень высоким, свистящим тембром.

30. Фортепиано- общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточков о струну при нажатии клавиши (рояль, пианино).

31. Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, различных по характеру.

32. Челеста – ударно – клавишный инструмент со звенящим, прозрачным тембром, внешне похожий на небольшое пианино.

33. pizzicato – прием исполнения на струнных инструментах щипком.

Источник

Познавательное и интересное