TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Мастер снов и сказок (ответы на вопросы, 5 класс)
Мастер снов и сказок (ответы на вопросы, 5 класс)
1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи детского писателя Самуила Яковлевича Маршака «Мастер снов и сказок», в которой он рассказывает о своём отношении к сказкам Андерсена, о настроении, которое они сообщают читателю. Прочитайте эту статью вслух, подтвердите мысли писателя примерами из прочитанной сказки «Снежная королева».
Сказка «Снежная королева» – это фантастика, но в ней мы видим «чувство меры и правды». Снежной королевы и троллей не существует, но зло есть на самом деле, и его можно победить. Маршак называет маленькую Герду образцом стойкости, твёрдой воли и нежного сердца. И это так и есть. Она не испугалась одна пройти полсвета в поисках любимого брата, и ее большая любовь спасла мальчика.
2. В каких поступках Герды мы видим, как говорит Маршак, «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца»? Кого в этой сказке можно отнести к «праздному, надменному, самодовольному миру»? Какие герои сказки олицетворяют «мир труда, вдохновения, мужества»?
Каждый поступок Герды направлен к одной цели – спасти Кая. Она готова пожертвовать своими башмачками, она не осталась у старушки-колдуньи и принцессы с принцем, хотя там было очень хорошо, она не испугалась разбойников, а узнав, что Кай на севере, не побоялась и холодов.
Кроме Кая, Герды, их родителей и бабушки, я бы никого в этой сказке больше не отнесла к миру труда, вдохновения и мужества. Самое удивительное, что праздный и надменный мир все равно приходит на помощь Герде. Настолько сильны ее любовь и доброта, что все вокруг становятся лучше.
3. Какие сказки Андерсена вы бы хотели навсегда сохранить в своей домашней библиотеке и иметь возможность перечитывать? Обсудите этот вопрос с родителями.
На моей полке с книгами стоит новый большой сборник сказок Г.Х. Андерсена. Эту книгу мне подарила бабушка, когда мне исполнилось 5 лет. А рядом с этим сборником есть несколько книг со сказками этого автора, которые пришли ко мне из детства моих родителей. Так что я не расстанусь со сказками Андерсена никогда, и эти книги будут стоять на полке моего сына или дочки.
4. Расскажите о каждом из героев сказки, выделив главное в его характере.
Герда – маленькая девочка, которая ради своего названного брата прошла полсвета, преодолела все трудности и спасла Кая. Сила и мужество Герды в ее доброте, любви, вере в Бога, наивности и чистоте помыслов.
Кай – названный брат Герды, в глаз и сердце которого попали осколки дьявольского зеркала. Он хороший мальчик, но все же была в его характере излишняя самоуверенность, которая, наверное, и была причиной его испытаниям.
Старая колдунья – женщина, которая одиноко жила среди своего замечательного домика. Она не была злой колдуньей, но захотев, чтобы Герда осталась с ней, лишила девочку памяти. Значит, она глуха была к чужим бедам и не ценила любовь.
Принц и принцесса – добрые, юные, богатые, но живущие в своем обеспеченном мире. Герда пришла к ним, и они ей помогли.
Маленькая разбойница – девочка, которая выросла среди разбойников, она не знала, что такое ласковое отношение к людям и животным, пока не встретила Герду. Эта встреча изменила ее жизнь.
Снежная королева – воплощение красоты без сердца и души.
Тролль – зло, которое творит только зло.
Бабушка – добрая, верующая женщина. Она научила детей молиться, любить и дорожить дружбой.
Литература. 5 класс
Биография Андерсена
Выберите правильный ответ.
В каком городе родился Х. К. Андерсен?
Сказки Андерсена
Выделите цветом верный ответ.
Какие сказки принадлежат перу Андерсена?
«Стойкий оловянный солдатик»
«Принцесса на горошине»
Памятники героям Андерсена
Напротив изображения заполните пропуски в таблице, угадав героя по описанию и изображению.
Память о великом сказочнике и его героях увековечена во многих городах мира. Рассмотрите изображения, определите, о каких героях идёт речь.
Изображение | текст |
---|---|
| |
| |
| Композиция сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева»Расположите в правильной последовательности. Сказка «Снежная королева» имеет подзаголовок – «Приключения в семи сказках». Названия этих историй – перед вами. Расположите их в правильной последовательности. «Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом» «О зеркале его осколках» «Цветник женщины, умевшей колдовать» Жанр произведенияВыберите слово из списка. Определите жанр произведения «Снежная королева». Памятник АндерсенуПрочтите описание одного из памятников великому сказочнику и определите, к какому именно изображению относится этот текст. В Нью-Йорке стоит замечательный памятник. В парке на берегу озера можно встретить знаменитого сказочника, присевшего на скамейку и читающего книжку, на обложке которой значится «Гадкий утёнок», а рядом знаменитый персонаж – гадкий утёнок собственной персоной. Отражение реалий жизни в сказках Х. К. АндерсенаВосстановите пропуски в тексте. Реальное и фантастическое в истории первойВпишите пропущенное слово. В «Истории первой, в которой говорится о зеркале его осколках», преобладает : здесь есть и волшебные герои (тролль и его ученики), и волшебный предмет – зеркало, и волшебство (с помощью зеркала мир и все люди исказились до неузнаваемости, все перевернулось, добро и зло стали неразличимы). Кай и Снежная королеваПодчеркните цитату, подходящую к изображению. Кадр из мультфильма «Снежная королева». 1957 г. Режиссёр Лев Атаманов. У! Поцелуй её был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошёл до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу. Сравнение сказки «Снежная королева» с народной сказкойВспомните начало сказки «Снежная королева», определите, чем оно похоже на народные сказки? Чем отличается? Распределите элементы по категориям. СходствоОтличияЛитературная сказкаВыберите несколько верных утверждений. Какие признаки характерны для литературной сказки? оригинальный сюжет, придуманный автором может быть и в стихах, и в прозе чудесные приключения героев передаётся из уст в уста свободное сочетание элементов действительности и вымысла обязательно имеет зачин и концовку может быть только в прозе Реальное и фантастическое в истории второй «Мальчик и девочка»Выделите цветом верное утверждение. Прочтите отрывок из второй истории, ответьте на вопрос: как соотносятся в нём реальное и фантастическое? «Вечером, когда Кай был дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул у окна и поглядел в оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали Снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу». Реальное преобладает над фантастическим Реальное незаметно перетекает в фантастическое Анализ некоторых известных произведений Г.Х. Андерсена1. Снежная Королева Сказка «Снежная королева» была написана в 1844 г. и опубликована в сборнике «Новые сказки» (1845). Сборник очень удачно появился 21 декабря, накануне Рождества. Мифологическая основа образа Снежной королевы Философская основа сказки Андерсен увлекался натурфилософией Шеллинга и философом Я.Беме. Идея Беме об андрогинности человека нашла воплощение в оппозиции лета и зимы. Кай и Герда представляют собой единое целое, они неразлучны в тёплое время года. Но зимой каждый заключён в своей квартире. Это метафора докультурного андрогинного человека. Тогда зеркало тролля, ранящее сердце и изменяющее взгляд – это влияние культуры, отделяющей человека от природы. Человек не видит красоту природы, розы для Кая уродливы, человек наслаждается игрой рассудка – порождения культуры. Спасение Андерсен видит в христианских ценностях. Литературное направление и жанр Тема сказки такая же, как и во всех сказках: победа добра над злом, жизни над смертью, лета над зимой. Основную мысль высказывает мудрая финка. Она объясняет оленю, что сила Герды в её «милом, невинном детском сердечке». Но Герда так сильна, что ей служат и люди, и животные, не сама по себе. В её сердце живёт Бог, именно Бог помогает человеку побороть зло и делает слабого сильнейшим. Так что основная мысль созвучна мудрости Евангелия: любовь побеждает всё. Христианские мотивы в сказке В советских переводах христианские мотивы были выброшены или завуалированы. Трижды в сказке упоминается псалом, который Герда выучила ещё перед несчастьем с Каем: Розы цветут… Красота, красота! Смысл этого псалма непонятен, потому что он переведён неправильно. Кажется, что псалом о радостях жизни (и розы цветут, и Рождество бывает) или о Втором пришествии, или о том, что Божий мир прекрасен. Но в оригинале псалом не так беззаботен: «Розы цветут и увядают, но вскоре мы снова увидим Рождество и младенца Христа». Это псалом о быстротечности земной жизни, о смерти, которую победил Христос, о ценности вечной жизни по сравнению с земной. Сюжет и композиция Первая история сказки играет роль экспозиции. Это миф о рождении зла. Вторая история – притча о том, как зло вошло в сердце человека. Следующие 5 историй – этапы борьбы со злом, испытания, которые приводят к воссоединению человека с природой, традициями, Богом и самим собой, это восстановление его целостности. Третья история – испытание забвением в доме старушки, умевшей колдовать, четвёртая – испытание богатством в замке принца и принцессы, пятая – прямая опасность для жизни в замке разбойников, шестая – битва с войском Снежной королевы (метафора сражения христианина с бесами). Седьмая история содержит кульминацию – сражение со злом в себе, и это зло побеждается Божьей любовью. В последней истории содержится и развязка. Как и положено в сказке, добро побеждает зло. 2. Русалочка Литературное направление и жанр Сказка «Русалочка» напоминает по сюжету волшебную сказку, в которой герой с помощью волшебных предметов и помощников достигает своей цели, а всё заканчивается обычно свадьбой. Но в сказке свадьбы не происходит, и становится понятным, что главная цель русалочки – не выйти замуж за принца, а обрести бессмертную душу. В этом смысле у сказки хороший конец, потому что у русалочки есть надежда. Такой поворот сюжета сближает сказку с притчей, к тому же в конце содержится скрытое поучение для маленьких читателей: если дети будут достойными своих родителей и радовать их, то срок испытания дочерей воздуха сокращается. Такое прямое морализаторство не было характерно для произведений 19 в. и подверглось критике рецензентов. Тема, основная мысль и проблематика Тема сказки – цель человеческой жизни. Русалочка – это не человек, хотя на него очень похожа. И дело не в рыбьем хвосте, а в том, что она, как читатель-ребёнок, хочет быть хорошей, но идёт к своей цели интуитивно, оступаясь и ошибаясь. Одну за другой она отвергает жизненные ценности: семья, покой и богатство, родственные связи, долг. Кажется, что главная жизненная цель русалочки – это любовь. Наверное, это действительно так, но русалочка отказывается от супружеского счастья, познав жертвенную любовь. Может быть, поэтому она не погибает, а превращается в одну из дочерей воздуха. Основная мысль сказки и состоит в том, что бессмертная душа стоит любых земных страданий, долгих дней тяжёлой жизни. Сюжет и композиция Сказка начинается с описания подводного царства и дворца морского царя, где жила русалочка. Андерсен подчёркивает, что подводный мир отличается от земного: там другие растения и животные, другие жители и порядки. Это «тот свет», «тридевятое царство» волшебной сказки, место, где обитают души умерших. Недаром люди могут попасть в этот мир только мёртвыми. Русалки – дочери морского царя, но сам Андерсен назвал своих подводных героинь морскими девами. Сказка «Русалочка» чуть ли не впервые в мировой литературе делает читателя участником описанных событий. Этот приём стали использовать только в конце 20 века. Но Андерсен именно маленьких читателей призывает сократить срок испытания дочери воздуха, бывшей русалочки, для обретения вечной души. P.S. правильно называть героиню не русалкой, а именно Морской Девой. 3. Стойкий Оловянный Солдатик Сказка была впервые опубликована в 1838 году в сборнике «Сказки, рассказанные детям» (первый выпуск второго тома). Она знаменует собой важную веху в творчестве Г.Х. Андерсена: впервые при создании литературной сказки он не работал ни с каким определённым фольклорным или литературным источником, полностью полагаясь на собственную фантазию и литературную эрудицию. Литературное направление и жанр Литературная сказка с элементами притчи полностью выдержана в духе позднего романтизма, сознающего свою «романтичность» и слегка подтрунивающего над самим собой. Романтическая обречённость светлых душ, недостижимость идеала высокой любви в жизни и достижимость её только в смерти – всё это подано с холодной, отстранённой, иронической преувеличенностью. Разумеется, все эти нюансы внятны взрослому читателю – как современной Андерсену, так и любой иной эпохи. Специалисты по возрастной психологии до сих пор не пришли к общему мнению о том, как подобные «Сказки, рассказанные детям» (а ведь именно таково название книги Андерсена) влияют на детскую психику и формируют жизненные (познавательные и этические) стратегии юного читателя. Тема и проблематика Тема сказки – тотальная зависимость человека от превратностей судьбы, а проблема – смысл человеческой жизни, человеческой веры, верности и стойкости. При этом на небольшом пространстве сказочного текста великий сказочник сумел разместить все основные философские подразделы смысложизненной проблематики. Сюжет и композиция Сюжет сказки целиком и полностью проистекает из образа главного – романтического – героя, который от самого рождения оказывается «не таким, как все» (все оловянные солдатики на двух ногах, а этот одноногий) и при этом конечно же «самым замечательным из всех». Сюжет сказки – судьба одноногого оловянного солдатика. Она не похожа на судьбы тех, кто «как все», – или это только так кажется самому оловянному солдатику? История главных героев, их трагическая судьба, имеет лишь внешние признаки романтической любви с последующей трагической развязкой. Одноногий оловянный солдатик – святая простота, у него одна, но пламенная страсть к танцовщице, которая представляется ему родственной ему, т.е. тоже одноногой. Однако возлюбленная не так проста: на самом деле у неё есть вторая нога, так что её одноногость – не избрание (как в случае солдатика), а всего лишь поза. Основная характеристика художественного своеобразия этой литературной сказки – это именно её литературность. Впервые обходясь в своём творчестве без единственного конкретного источника сказочного сюжета, Андерсен парадоксальным образом не уменьшил, а увеличил зависимость понимания текста взрослым читателем от его (читателя) литературной эрудиции. Так, оценить и прочувствовать романтическую иронию сказки, связанную с «морскими» приключениями оловянного солдатика, невозможно без знания соответствующих отрывков из Гомера и Геродота. А чтобы понять, почему танцовщица «порхнула» к солдатику в печку «как сильфида», нужно знать, что сильфиды в кельтской и германской мифологии – это бесплотные существа, имеющие лишь внешний образ женщины и олицетворяющие стихию воздуха. |