Урок по литературному чтению по теме «К.Г. Паустовский «Кот – ворюга» в 3 классе по программе «Начальная школа XXI век».
1сл.
Урок по литературному чтению
3 класс (Начальная школа XXI века)
Теплова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 9 им. К.К.Рокоссовского»
г. Железногорска Курской области.
Тема урока: К.Г. Паустовский.
— отрабатывать навык составления плана, аннотации, портрета;
— умение работать в парах, группах;
— воспитание заботливого отношения к бездомным животным
— работать с текстом: самостоятельно читать, делить на
смысловые части, составлять план;
— понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли
и чувства автора) произведения;
— учить выражать свою точку зрения о героях и их поступках.
I . Мотивация к учебной деятельности.
— Добрый день. Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями К. Г. Паустовского, будем работать над образами героев.
— Мне нравится учиться!
-У меня всё получится!
II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
1. Работа с моделями обложки. (ранее изученные произведения К.Г.Паустовского
К.Г.Паустовский К.Г. Паустовский
Заячьи лапы Стальное колечко
— Что общего и чем различаются эти модели?
(Общее – автор этих произведений К.Г. Паустовский.
Вспомните, а что такое – рассказ?
Рассказ – небольшое произведение, в котором описывается эпизод, случай из жизни героя.
— давайте определим тему и жанр произведения, с которым мы будем работать на уроке?(модель обложки)
(Мы будем читать рассказ о животных «Кот – ворюга», который написал К.Г. Паустовский
— что даёт вам умение определить тему и жанр?
(мы можем определить, какое произведение будем читать: стихотворение, прозу…)
— Что объединяет эти три произведения?
— Действительно, в рассказе поставлена проблема – борьбы добра и зла.
Попробуем ответить на вопрос: «Можно ли остановить зло?»
III . Изучение нового материала.
Первый этап : работа с текстом до чтения.
1. Работа с заголовком.
— Прочитайте заголовок рассказа («Кот – ворюга»)
— О ком пойдёт речь в рассказе? (О коте, которого прозвали Ворюгой)
Вор – воришка – ворюга
ворюга – презрительное отношение (автора)
— Давайте с вами в процессе работы над текстом выясним, почему автор так назвал своё произведение, согласитесь вы с автором или нет..
Второй этап работы: работа во время чтения рассказа
(устанавливаем границы частей, озаглавливаем, записываем в рабочую тетрадь)
— Каким предстал перед нами кот?
— Какие слова из текста подтверждают это?
(у кота разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, кот, потерявший всякую совесть, бродяга, бандит)
— Вы согласны с автором, который называет кота Ворюгой?
(Да, потому что кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, кукан с окунями.
— Какая была последняя кража?
— Как вы озаглавите эту часть?
«Знакомство с котом – Ворюгой»
( записать в тетрадь)
2 часть (Два пейзажа: описание дома и природы вокруг дома)
(Дом был маленький….выходках рыжего кота)
— Какое настроение у вас возникло?
— Чем занимались рассказчик и его друг Рувим?
(ловили рыбу разводили костры…)
— Как приходилось пробираться героям к берегу озёр?
(вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах)
Как вы озаглавите эту часть?
— Ребята, подумайте (автор об этом не говорит) – случайно ли кот умчался именно под этот заброшенный дом?
( Судьба кота и дома похожа: оба одинокие и никто за ними не ухаживает, не заботится. Для кота этот дом – надёжное укрытие)
(Но, наконец, кот попался….кот ждал, зажмурив глаза)
( под дом, в единственно узкий лаз. Выхода оттуда не было)
— Почему был вызван именно Лёнька?
(Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)
— Как Лёньке удалось вытащить кота?
(кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой; он не хотел выпускать вкусную рыбу..Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй)
— Каким увидели кота герои?
(Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно – рыжий кот- беспризорник с белыми подпалинами на животе)
— Какое чувство у вас возникло к коту?
(жалко, он зажмурил глаза, ждёт наказания)
— Как озаглавим эту часть?
«Наконец – то кот попался!» (3 часть)
(Мы последовали этому совету…до конца)
— Как поступили с котом?
(дали ему замечательный ужин…)
— Какие комичные выражения встретились?
зелёные нахальные глаза,
фыркал; боялись, что протрёт себе шерсть на затылке
поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки, мирно захрапел)
— Вы здесь улыбались?(да)
(Кот прижился и перестал воровать)
— Почему же кот воровал?
(потому что его не кормили, он был голодный и вынужден был воровать)
— Ребята, на этом можно было бы и закончить свой рассказ, но автор продолжает историю…дочитаем до конца
— Подумайте, почему кот совершает благородный и неожиданный поступок?
( потому что его накормили и он был благодарен людям. Он прогнал кур, петуха…куры опасались воровать,…кот ходил по саду, как хозяин)
— В кого переименовали кота? (милиционера)
— Как озаглавим эту часть?
«Кот прижился» или « Кот – милиционер »(4 часть)
— Какой у нас получился план.
Знакомство с котом – Ворюгой.
Наконец – то кот попался!
Третий этап работы: работа после чтения рассказа
— Кто герои этого рассказа?
(автор – рассказчик, кот, Рувим, Лёнька, куры, петух – горлач)
— Какие чувства испытывали вы при чтении этого рассказа?
(и чувство переживания и радости)
— Какой это рассказ? (Художественный). Мы уже знакомы с такими рассказами?(Мамин – Сибиряк «Приёмыш» «Серая шейка»)
— Как описывает своего героя Константин Георгиевич Паустовский? Прочитайте в учебнике.
— Так какой мы прочитали рассказ?
Словарная работа. (во время чтения)
Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыба плотва.
Подполье – погреб под домом.
— Перед самостоятельной работой в группах, вспомним, что такое портрет, аннотация
Портрет – изображение внешности героя (черты лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить, держаться), является средством его характеристики.
Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рассказа, излагающая их содержание и дающая иногда их оценку.
IV . Работа над образом героя
— Перечитайте начало рассказа. Как автор знакомит читателя с котом. Впишите пропущенные слова.
— С кем автор сравнивает кота?
( с бродягой и бандитом)
Выпишите слова и выражения, которые раскрывают характер и поведение кота.
Что узнали об авторе?
(чем занимается, как проводит свободное время)
— Что вы уже знали о К.Г. Паустовском?
(Любил познавать всё новое, видел прекрасное в обыкновенном, человек, умеющий подмечать смешное, комические ситуации из жизни животных, написал 8 сказок.).
1.Составьте аннотацию к рассказу.
Изменился ли кот в конце рассказа?
Вернёмся к проблемному вопросу. Удалось ли остановить зло?
Подходит ли это произведение к теме «добро»?
— Какая основная мысль этого рассказа?
— Согласны ли вы с автором? Выскажите своё мнение.
(За животными нужно ухаживать, не бросать их, кормить)
— Какие пословицы о добре вы знаете?
— Вернёмся к заголовку. Как бы вы озаглавили рассказ?
— А какой заголовок точнее? (авторский)
V .Рефлексия учебной деятельности.
— Подведём итоги нашей работы.
— Я узнал … (что такое юмор, юмористический рассказ)
— Что почувствовали. ( чувство переживания, и радости, и грусти)
Составим из фрагментов портреты котов(Каким был в начале рассказа и каким стал)
3. Воровал, прятался, умчался.
4. Кот украл кусок колбасы.
5. Бродяга. (бандит, хулиган)
3. Прокрался, нёсся, бил.
4. Кот прижился и перестал воровать.
_ Ребята, я хочу поделиться с вами своими эмоциями. У меня возникло чувство восхищения нашим героем, я его полюбила, можно ли полюбить такого героя?
(он необычный герой, автор пишет о нём с насмешкой, снисходительно кот – борец, он всё делает, чтобы выжить, озорник…)
— Вам захотелось перечитать это произведение?
Домашнее задание по выбору
1.Подготовить краткий пересказ по плану.
2.Рассказать историю от лица кота: «Моя кошачья жизнь».
3. Как изменится жизнь кота после отъезда автора
Перечитайте начало рассказа. Как автор знакомит
читателя с котом. Впишите пропущенные слова.
Мы пришли в ______________. Мы не знали, как поймать этого _ __________ кота. Он ____________ нас ___________ ночь. Он так ___________ прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота __________ ___ и отрублен __________ грязного хвоста.
Он ____________ всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб.
1. Выпишите слова и выражения, которые раскрывают характер и поведение кота.
2. Окрас кота неслучаен и является важной деталью для понимания его характера.
Огненно – рыжий цвет – символ__________, _____________, _______________. Цветовой контраст – _________ глаза у ___________________– рыжего кота – важная деталь характеристики кота как необычного героя.
1. Что вы можете сказать о рассказчике?
( чем занимается, как проводит свободное время)
1.Составьте аннотацию к рассказу.
Рассказ «_________________» написал русский писатель
__________________________________________. В __________ К.Г. Паустовского говорится о ______________________________
Писатель с ____________________________ говорит о __________
Номер материала: ДВ-536819
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка урока по литературному чтению «Кот-ворюга»
Урок разработала учитель начальных классов Ахмерова И.В.
Тема. К. Паустовский «Кот- ворюга».
-развивать творческие способности детей, развивать речь, расширять словарный запас, формирование навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения,
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Оборудование: портрет писателей, картинки колбасы, рыбы, мяса, масла, рисунки котов, эпиграф «Добро всегда добром возвращается», словарные слова на карточках, карточки героев для творческой работы, утверждения на листах.
-проверка готовности к уроку.
II . Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний
-Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
-Что их объединяет? (автор, название)
2. Постановка задачи урока
-Установите соответствие между словами первого и второго столбиков.(Д. Мамин- Сибиряк написал «Серую Шейку» и т.д.)
-Какие произведения вам знакомы, а какое является темой урока?
-Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом…
(Объявление темы. Постановка задач.)
3. Решение задач урока.
-Это известный писатель К.Г. Паустовский.
(Сообщение учеников о Паустовском)
Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание всё знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей деятельностью. Он стал писателем.
К профессии писателя Паустовского привела ещё одна любовь-любовь к чтению.
Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года, печатался во многих изданиях для детей, написал для них много рассказов и сказок. Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.
4. Первичное чтение произведения
-чтение учителем начала и конца произведения, детьми выборочно.
-О чём этот рассказ?
-От какого слова образовалось слово «ворюга»?
-Назовите главных героев рассказа.
Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга- так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.
-Рассказ «Кот-ворюга написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в одиночку в лесную деревушку.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
-Назовите героев рассказа. (Автор, кот, Рувим, Лёнька, петух и куры)
-Дайте каждому характеристику-описание.
Автор К.Г.Паустовский- писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Очень добрый человек. Очень внимательный: точно описывает то, что происходило.
Кот-ворюга- главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как всем надоевший, наглый, грязный бандит и вор. В конце кот перестал воровать, стал хозяином, сторожем дома и сада.
Лёнька-сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить кота из-под дома. Очень сильный и рассудительный. Предложил накормить кота.
Куры- жадные, потому что объелись червей, лежали и стонали. Воровали еду у хозяев, пока кот их не проучил.
Петух- глупый, был предводителем кур. Испугался кота, лежал в припадке, стонал.
9. Беседа по вопросам
-Найдите в тексте описание кота. Почему он так выглядит?
Какой из рисунков наиболее подходит под описание кота? Почему?
-Отчего люди пришли в отчаяние?
-Как часто кот воровал? Посмотрите на рисунки продуктов, что лишнее?
-Почему кот совершает воровство? Какие чувства вызывают у вас его поступки?
-Почему кота называют не вором, не воришкой, а ворюгой?
-Каким был кот в начале рассказа?
-Почему куры лежали на солнце и стонали?
-Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?
-Как поймали кота? Зачитайте.
-Почему именно Лёнька смог поймать его?
-Какое решение было самым верным?
-Как изменились повадки кота?
-Докажите правильность утверждений:
Паустовский писатель пейзажист.
(Он описывает дом, где живёт, сад, запахи, аромат трав)
Историю кота описывает сам Паустовский.
(Да, речь идет от имени автора, а Паустовский очень любил природу, рыбалку, любил бывать в деревне. Везде чувствуется его любовь к описываемым местам)
(да, потому что именно он предложил накормить кота, исправить его характер добрым поступком)
В роли кота-ворюги может оказаться любой человек.
(Да, у каждого человека может быть плохая черта характера. И исправить её можно не только наказанием, но и добрым поступком.)
11.Домашнее задание: (подготовить рассказ от имени кота.)
-Что нового вы узнали на уроке? Что именно вам понравилось?
Кто из героев запомнился больше всех? Чем именно?