Переосмысление евангельского текста в рассказе л андреева иуда искариот

Сказки

Искажения библейских смыслов в повести Л. Андреева «Иуда Искариот».

Произведение Л. Андреева написано почти одновременно с повестью Куприна, в 1907 г. Искажения, внесенные в евангельскую историю предательства Иисуса Христа в повести Андреева оказались столь значительными и шокирующими, столь ревизионистскими по отношению к тексту евангелий, что она была сурово встречена критикой. Если Куприн лишь разнообразит библейский сюжет, не внося в повествование никакой явной крамолы, Андреев решается на пересмотр обоснования поступка самого великого грешника, предателя Иуды, практически на ересь, изменяя тем самым этические основания и смыслы христианства.

По замыслу Творца, должен существовать кто-то, кто предаст Спасителя, и Иуда уже своим рождением обречен на предательство, предназначен для него, наделен соответствующей внешностью. «Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову…» «Он чувствовал на свету свой странный череп» В описаниях Андреева Иуды предстает таким жалким уродом, что вызывает не отвращение, а сочувствие. Андреев не просто откровенно возвеличивает Иуду, а позволяет читателю понять, как сложен и противоречив его герой, как сильно он отличается от своего евангельского прототипа. Мастер портрета, Андреев показывает неоднозначность персонажа деталями описания его внешности: «Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собирающаяся в мелкие морщинки. На другой же не было морщин, и она была мертвенно гладкая, плоская и застывшая… казалась огромной из-за широко открытого слепого глаза.»

Повести Андреева присущ тонкий психологизм, соответствующий постоянному внутреннему напряжению Иуды. Понимая, что на него возложена страшная миссия предательства и что кроме него чудовищный поступок совершить некому, Иуда, все же колеблется, мечется и раздваивается в намерениях: «Одной рукой предавая Христа, другой рукой Иуда тщательно искал способы расстроить свои собственные планы». Двойственны и его чувства: «Свершились ужас и мечты». После ареста Христа только Иуда неотступно следует за ним, в то время как другие апостолы трусливо прячутся. Ему, решившемуся на подобный поступок, уже нечего бояться, ничего более страшного с ним уже не может произойти. Не вынеся гнета свершенного, андреевский Иуда, так же, как и евангельский, заканчивает жизнь самоубийством. Душевное, мятущееся, иррациональное побеждает здравый смысл: несчастный может понять умом, что поступил правильно, но сердце не справляется с тяжестью обрушившегося на него самого испытания. Испытание Спасителя становится испытанием Иуды, они оба и почти одновременно умирают, спасая человечество, без Иуды не было бы жертвы Христа, они делят груз мировой боли, мирового греха на двоих, Иуда почти ипостась Христа – вот основная мысль произведения Андреева, еретичная и крамольная с точки зрения христианства, небесспорная, но допустимая для художника.

Известно, что идея оправдать поступок Иуды не является новой. Так, в период патристики в христианстве существовала т.н. секта Иуды, объявленная ортодоксальными христианами ересью, члены которой поклонялись Иуде как человеку, осуществившему планы Творца и помогшему Спасителю избавить человечество от первородного греха. Упоминание об этой секте содержится, например, в романе Г. Флобера «Искушение Святого Антония», изобилующего сведениями из истории раннего христианства. Существует и неканоническое «Евангелие от Иуды», признанное еретическим. Такой же вредной ересью воспринимается православием и сюжет Андреева.

Библиографический указатель

Андреев Л.Н. Иуда Искариот. М., 1989.

Афанасьева Вера, Искаженные библейские сюжеты в русской литературе

Источник

Урок «Евангельский сюжет в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»»

Бондарчук Анжелина Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Родниковская школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

Урок литературы в 11 классе № 1

Тема: Переосмысление евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»

учить одиннадцатиклассников постигать идею художественного произведения посредством компаративного анализа евангельского сюжета и повести Л. Андреева «Иуда Искариот»;

познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета Л. Андреевым;

показать общие и отличительные черты евангельского сюжета и сюжета повести «Иуда Искариот»

совершенствовать навыки филологического анализа текста;

формировать навыки работы с различными источниками информации;

развивать критическое мышление учащихся, умения ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

развивать коммуникативные навыки учащихся (работа в группах);

формировать чувство ответственности за свои поступки и решения в ситуации нравственного выбора;

воспитывать нравственные ценности и критическое отношение к злу;

формировать нравственную позицию, закладывать основы нравственного поведения, раскрыв понятие предательства;

развивать эмпатию как способность сочувствовать, сопереживать;

прививать эстетические ценности.

портрет Л. Андреева, портреты Иисуса Христа и Иуды Искариота, центр ассоциативного куста ( слово «предательство» напечатано на цветной принтерной бумаге и расположено под портретами Христа и Иуды);

тексты повести Л. Андреева «Иуда Искариот», распечатки с фрагментами Евангелий от Матфея, Иоанна и Луки, распечатки с таблицей для сравнительного анализа евангельского сюжета и сюжета повести Л. Андреева;

репродукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды».

Форма проведения урока: урок-исследование

На доске оформлен эпиграф

И как нет конца у времени,

так не будет конца рассказам о предательстве

Иуды и страшной смерти его.

Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

Работа с эпиграфом.

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф, в конце урока мы вернемся к нему и поделимся своим размышлениями. Я не случайно выбрала именно это высказывание Л. Андреева. Мне кажется, в нем легко увидеть тревогу писателя о несовершенстве мира. Давайте вместе попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах, волнующих человечество не одну тысячу лет и раскрываемых в повести «Иуда Искариот». Вы, конечно же, знаете, что тема предательства Иуды всегда была в центре внимания писателей, живописцев, скульпторов, зодчих и обычных людей.

Создание эмоционального настроения для восприятия текстов из Евангелия и произведения Л. Андреева (Индивидуальные сообщения о картинах Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды»)

Картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, одного из самых ярких представителей искусства Высокого Возрождения, была создана в 1495-1498 гг в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. На ней изображена последняя трапеза Иисуса Христа с двенадцатью апостолами. Принято считать, что на картине изображены момент, когда Иисус говорит о том, что один из апостолов предаст его, и реакция каждого из учеников. Картина имеет неоднократные отсылки к числу 3:

апостолы сидят группами по три человека;

позади Иисуса — три окна;

контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» была написана приблизительно в 1305 году. Флорентийский живописец был одним из первых художников, изобразивших Иуду-предателя. Эта знаменитая картина показывает вечную борьбу добра и зла, света и темноты, величия души и подлости. Фон полотна – небо темно-синего цвета, на котором отчетливо видны копья и зажженные факелы. В центре – фигуры Иисуса и Иуды, стоящих друг против друга. Христос изображен автором картины с безупречной античной красотой, а Иуда отталкивает зрителя своим уродливым видом. Конечно, сюжет картины заимствован из евангельской истории о предательстве Иуды Искариота. Джотто показал на картине фрагмент, когда Иуда привел стражей, чтобы те схватили Учителя, однако перед этим лицемерно обнимает и целует Христа. Полотно насыщено драматическим волнением. Толпа в тревоге, сошлись нравственное и безнравственное, искренность и лицемерие, вера в человека и предательство. С помощью изобразительных элементов и приемов живописи мастер кисти смог тонко передать все чувства, которые испытывают персонажи в своем немом диалоге. Ощущения собеседников передаются лишь их взглядами и жестами.Всеми средствами художник старается придать сцене жизни: он преподносит взору фигуры в профильном изображении, уводя их в глубь картины. Кажется, Джотто приглашает публику занять свое место на картине, чтоб легче было определиться с отношением к происходящему.Ценители творчества Джотто считают «Поцелуй Иуды» одной из наиболее впечатляющих фресок с драматическим сюжетом.

3. Вопросно-ответная беседа:

— Что общего в картинах великих мастеров? (В основе – евангельские сюжеты, в центре – Иисус Христос.)

— Можно ли утверждать, что обе картины имеют общую тему? (Да, это тема предательства Иисуса Христа Иудой.)

— Выделите ключевое слово в теме (Предательство)

-Что такое предательство? Выскажите свое мнение, составляя ассоциативный куст к понятию «Предательство»

Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст»

В ходе обсуждения одиннадцатиклассники создают на доске ассоциативный куст, который выглядит приблизительно так:

Источник

Урок литературы в 11-м классе по теме «Иуда Искариот» Л.Андреева и евангельский сюжет

Разделы: Литература

1) Познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета в повести.

2) Совершенствовать умение сопоставлять различные источники информации.

3) Развивать логическое и творческое мышление.

Оборудование урока: тексты рассказа Л.Андреева “Иуда Искариот”, ксерокопии фрагментов из Евангелия, презентация к уроку( см.Приложение №1),компьютер, проектор.

Читайте также:  Рассказ что любит мишка драгунский краткое содержание для читательского дневника

1. Организационный момент (слайд №1,2).

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают описание портрета (глава 1), отвечают на вопросы, отмечая “двойственность”, “раздвоенность”, противоречие во внешности Иуды, а также противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы и т.д.

— Как вы думаете, где Иуда? (версии учащихся).

Обращаем внимание учащихся на то, что изображение Иуды ничем не отличается от других: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу любимого ученика Христа – Иоанна.

— Сделаем первые выводы. Что можно сказать о внешности Иуды в живописи и тексте повести? Зачем автор нарушает традицию?

— Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из евангелистов по-своему рассказывает об этом. Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде, а также к тексту Евангелия от Иоанна.

(Слайд №6) – Евангелие от Матфея (чтение и комментарий)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ.

… Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Левей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его (гл.10).

… Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (гл.26).

… Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст меня;… При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал (гл.26).

…говорит им Иисус: …встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями… Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (гл.26).

… Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; … Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.

И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился (гл.27).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА.

…Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана (гл.13).

4. Работа с текстом.

Сравните тексты Евангелия и Л.Андреева, заполните таблицу (слайд №7):

События Евангелие “Иуда Искариот” Л.Андреева
Появление Иуды
Измена Иуды
Указание на предателя
Предательство Иуды
Самоубийство Иуды

— Сцена предательства целованием также стала предметом изображения для художников и иконописцев. Наиболее известна картина Джотто “Поцелуй Иуды” (слайд №8). Обратите внимание на выражение лица Иуды. Отличается ли этот Иуда от изображений в сцене Тайной вечери? Чем?

А от андреевского Иуды? Чем?

Так какой же он, Иуда, в повести Л.Андреева? Почему автор и здесь отходит от традиции? (ответы учащихся). Писатель отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды, преследуя определённую цель. Понять замысел автора нам поможет ответ на вопрос: почему Иуда предаёт Христа? Сначала давайте выясним, как отвечает на этот вопрос евангельское повествование (ответы учащихся).

— Сегодня мы пытались ответить на множество вопросов, которые возникают и при знакомстве с Евангелием и при прочтении повести Л.Андреева “Иуда Искариот”. Мы обязательно вернемся к евангельской истории при знакомстве с творчеством М.Булгакова. Предлагаю вам ещё раз, проанализировав всё, что вы услышали и увидели на уроке выполнить домашнее задание.

7. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему:“ Почему Иуда предал Христа?” и изложить свою версию (слайд №11).

Источник

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО СЮЖЕТА В ПОВЕСТИ Л.АНДРЕЕВА «ИУДА ИСКАРИОТ» XI КЛАСС

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО СЮЖЕТА В ПОВЕСТИ Л.АНДРЕЕВА «ИУДА ИСКАРИОТ»

Аннотация. Урок по повести Л.Андреева опирается на евангельские вечные истины. Школьники сосредоточиваются на главных христианских качествах: жертвенной любви, верности, смирении, мужестве, вере, опти- мизме, добре, милосердии.

Ключевые слова: Андреев, «Иуда Искариот», Иисус Христос, Иуда, Еван- гелие, идея художественного произведения, сопоставление сюжетов, пре- дательство

Abstract. The lesson is devoted to the story by L.Andreev and based on the gos- pel’s eternal truths. Students focus on the main Christian qualities: sacrificial love, faithfulness, humility, courage, faith, optimism, goodness, mercy.

Keywords: Andreev, “Judas Iscariot”, Jesus Christ, Judas, Gospel, the book idea, comparison of the plots, betrayal.

— учить одиннадцатиклассников пости- гать идею художественного произведения посредством cравнительного анализа еван- гельского сюжета и повести Л. Андреева

— познакомить учащихся с особенностя- ми трактовки евангельского сюжета Л.Анд- реевым;

— показать общие и отличительные чер- ты евангельского сюжета и сюжета повести

— совершенствовать навыки филологи- ческого анализа текста;

— формировать навыки работы с различ- ными источниками информации.

— развивать критическое мышление уча- щихся, умения ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

— развивать коммуникативные навыки учащихся (работа в группах).

— формировать чувство ответственности за свои поступки и решения в ситуации нрав- ственного выбора;

— формировать эстетические, нрав- ственные ценности и непримиримое отно- шение ко злу;

— формировать нравственную позицию, закладывать основы нравственного поведе- ния, раскрыв понятие предательства;

— развивать способность сочувствовать, сопереживать.

Тип урока: урок изучения нового мате- риала.

Форма урока — урок-исследование.

Оборудование: портрет Л.Андреева, иконы с изображением Иисуса Христа и Иуды Искариота, обозначение на доске центра ас- социативного куста (слово «предательство» выведено на цветной бумаге и расположено под изображениями Христа и Иуды);

тексты повести Л.Андреева «Иуда Иска- риот», распечатки с фрагментами Евангелий от Матфея, Иоанна и Луки, распечатки с табли- цей для сравнительного анализа евангельского сюжета и сюжета повести Л.Андреева; репро- дукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды».

И как нет конца у времени, так не будет конца рассказам

о предательстве Иуды и страшной смерти его.

Объявление темы и целей урока. Моти- вация учебной деятельности.

Работа с эпиграфом

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, эпи- граф, в конце урока мы вернёмся к нему и по- делимся своими размышлениями. Я не слу- чайно выбрала именно это высказывание Л.Андреева. Мне кажется, в нём легко увидеть тревогу писателя о несовершенстве мира. Давайте вместе попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравствен-

ных проблемах, волнующих человечество не одну тысячу лет и раскрываемых в повести

«Иуда Искариот». Вы, конечно же, знаете, что тема предательства Иуды всегда была в цент- ре внимания писателей, живописцев, скульп- торов, зодчих и обычных людей.

Создание эмоционального настрое- ния для восприятия текстов из Евангелия и произведения Л.Андреева (индивиду- альные сообщения учащихся о картинах Лео- нардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды».)

Картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, одного из самых ярких представите- лей искусства Высокого Возрождения, была создана в 1495—1498 годах в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Ми- лане. На ней изображена последняя трапеза Иисуса Христа с двенадцатью апостолами. Принято считать, что на картине изображены момент, когда Иисус говорит о том, что один из апостолов предаст его, и реакция каждого из учеников.

В центре — фигура Иисуса, расположен-

Картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» была написана приблизительно в 1305 году. Флорентийский живописец был одним из первых художников, изобразивших Иуду- предателя. Эта знаменитая картина показы- вает вечную борьбу добра и зла, света и тьмы, величия души и подлости. Фон полотна — небо тёмно-синего цвета, на котором отчёт- ливо видны копья и зажжённые факелы. В центре — фигуры Иисуса и Иуды, стоящих друг против друга. Христос изображён авто- ром картины красивым, а Иуда отталкивает зрителя своим уродливым видом. Сюжет кар- тины заимствован из евангельской истории о предательстве Иуды Искариота. Джотто по- казал на картине фрагмент, когда Иуда привёл стражей, чтобы те схватили Учителя, однако

Читайте также:  Рассказы о природе зимой 3 класс

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. 1305

перед этим лицемерно обнимает и целует

Христа. Эти две фигуры — центральные на фреске. Мы видим справа, как вошёл перво- священник иерусалимского храма. Он пока- зывает пальцем на Христа. А слева мы видим апостола Петра, который хоть и отрёкся триж- ды, пока трижды пропел петух, но кинулся с ножом на первосвященника и отрезал ему ухо. Видно, как он с этим ножом кидается на Иуду, но путь ему преграждает толпа, и если мы проследим за направлением руки перво- священника и за направлением ножа, то об- наружим, что эти линии сходятся над плащом Иуды, на двух лицах — Христа и Иуды.

Полотно передаёт драматическое вол-

нение этой сцены. Толпа в тревоге, сошлись нравственное и безнравственное, искрен- ность и лицемерие, вера в человека и преда- тельство. Мастер кисти смог тонко передать все чувства, которые испытывают персонажи в своём немом диалоге. Ощущения собесед- ников передаются лишь их взглядами и же- стами. Всеми средствами художник старает- ся придать сцене жизни: перед взором зри- телей фигуры в профильном изображении, помещённые художником вглубь картины. Ка- жется, Джотто приглашает публику занять своё место на картине, чтоб ей легче было определить своё отношение к происходяще- му. Ценители творчества Джотто считают

«Поцелуй Иуды» одной из наиболее впечат-

ляющих фресок с драматическим сюжетом.

— Что общего в картинах великих масте- ров? (В основе — евангельские сюжеты, в центре — Иисус Христос.)

— Можно ли утверждать, что обе картины имеют общую тему? (Да, это тема преда- тельства Иисуса Христа Иудой.)

— Выделите ключевое слово в теме.

— Что такое предательство? Выскажите своё мнение, составляя ассоциативный куст к понятию «предательство».

Интерактивное упражнение «Ассоциа- тивный куст»

В ходе обсуждения одиннадцатикласс- ники создают на доске ассоциативный куст, который на нашем уроке выглядел так: ПРЕ- ДАТЕЛЬСТВО — нарушение клятвы, веро- ломство, злоумышленное действие, смерт- ный грех, нарушение верности, ложный до- нос, клевета, нравственное преступление.

Подводя итог, зададим вопрос:

— Какое отношение обозначенные вами ассоциации имеют к повести Леонида Анд- реева «Иуда Искариот»?

Ученики отмечают, что все характери- стики предательства, предложенные ими, пе- редают суть поступка Иуды в повести, в кото- рой автор, один из известнейших писателей начала ХХ века, предложил свою интерпре- тацию евангельского сюжета о предательстве Иисуса Христа Иудой две тысячи лет назад.

Сегодня мы будем анализировать по- весть «Иуда Искариот» Леонида Андреева, писателя, популярность которого в начале ХХ века вполне могла конкурировать с популяр- ностью Максима Горького.

Павел Басинский, критик, член Союза рос- сийских писателей, однажды заметил: «Лео- нид Андреев во всём парадоксален. Известен и несчастен. Чтение этого писателя — сродни хождению по заминированному полю».

Может быть, потому Андреев и был полу- запрещён в советские годы, что он изображал зло и преступление не как нечто вытекающее из определённого социального строя, но как вневременное, постоянное, присущее во- обще людям? Ведь евангельский сюжет, ко- торый переосмысляет Андреев в своём про- изведении, привлекал и привлекает челове- чество во все времена. Картины Леонардо да Винчи и Джотто ди Бондоне, о которых мы го- ворили в начале урока, ещё раз доказывают актуальность темы, поднятой Андреевым. Максим Горький в очерке об Андрееве опи-

сывает события тех дней, когда писатель, не читавший в подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Без- условно, интерес вызывает точка зрения са- мого Андреева, которая непосредственно связана с историческими событиями в Рос- сии. И наша задача — проанализировать по- весть «Иуда Искариот», раскрывая авторскую позицию и формулируя собственную.

Работа по теме урока

Учитель. На мой взгляд, нельзя говорить об интерпретации Леонидом Андреевым евангельского сюжета, не восстановив оче- рёдности событий, описанных евангелистами Лукой, Иоанном, Марком и Матфеем. Они поведали людям о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из авторов по- своему рассказывает об этом. Давайте обра-

тимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде, а также к текстам Еван- гелия от Иоанна и Луки.

Работа в группах. Каждая группа рабо- тает с фрагментами Евангелия от Матфея, Иоанна и Луки, готовит краткий пересказ и комментированное чтение отдельных эпизо- дов (Приложение 1).

Сопоставительный анализ евангель- ского сюжета и сюжета повести Андреева

«Иуда Искариот». (По ходу обсуждения уча- щиеся заполняют таблицу, выделяя общие и отличительные черты.) Перед началом рабо- ты надо уточнить, что, несмотря на незначи- тельные расхождения в деталях евангельских фрагментов, можно выделить общий сюжет произошедшей 2000 лет назад трагедии.

Заполненная таблица выглядит следую- щим образом (см. таблицу).

Обобщение учащихся: анализ еван- гельского сюжета и повести Андреева позво- ляет нам сделать вывод о том, что писатель, заимствуя сюжет из Евангелия, вносит свои изменения. В основе повести — исследова- ние механизма предательства. Поэтому Иуда Андреева двуличный, непонятный, но умный, а ученики Христа — трусы и предатели. Автор отказывается от традиционного однозначно- го толкования образа Иуды и предлагает нам свою интерпретацию евангельского сюжета и создаёт «своего» Иуду.

Итоги урока. Рефлексия

Один из учащихся ещё раз зачитывает эпиграф к уроку и берёт интервью у одинна- дцатиклассников, предлагая выразить своё согласие / несогласие с высказыванием Лео- нида Андреева.

Приведём наиболее удачные высказыва- ния учащихся:

— Я согласен с точкой зрения Леонида Андреева. Иуда совершил страшный грех, предал Иисуса Христа за 30 сребреников. В православии предательство — один из самых страшных грехов человека. Грех этот начина- ется с Иуды. К сожалению, уже 2000 лет пре- дательство существует и вряд ли человече- ство от него избавится.

— Нельзя не согласиться с высказывани- ем Л.Андреева, вынесенным в качестве эпи- графа к нашему уроку. Время безжалостно, многое уходит из жизни людей навсегда. Но история предательства Иуды, его раскаяние и добровольный уход из жизни всегда будут жить в мире. Иуда и его грех — герой и посту- пок — вне времени. К сожалению, история Иуды — вечный сюжет, который всегда будет сопровождать людей.

— Рассказы о предательстве Иуды живут уже 2000 лет, потому что один из апостолов Христа преступил нравственные законы и предал своего Учителя. Такому поступку нет объяснений и нет оправданий. Мы будем возвращаться к осмыслению предательства Иуды всегда, потому что нет однозначного ответа на вопрос, что побудило Иуду предать Учителя, любившего его и доверявшего ему

больше, чем остальным апостолам.

— К сожалению, тема предательства остаётся актуальной. Люди переступают че- рез дружбу, порядочность, долг и предают. Началось предательство тысячи лет назад с Иуды, однако мы и в ХХI веке не можем изба- виться от этого порока. Человечество пыта- ется понять, каковы истоки предательства, почему его совершают даже близкие люди. Даже горький опыт Иуды, его раскаяние и уход из жизни не становятся для нас уроком, не останавливают от совершения подобных поступков. Хотя, казалось бы, что может быть страшнее мук совести? Но увы… Предатель- ство живёт и будет жить, пока будет суще- ствовать человечество.

— Мне кажется, что Л. Андреев совер-

шенно прав. Думаю, если бы не было Иуды, нашёлся бы другой. Уверен, не один Иуда, со- провождавший Христа, был способен на пре- дательство. Ключевым словом в цитате Анд- реева надо считать слово «предательство».

— Я прочитал повесть Леонида Андреева

«Иуда Искариот» и вдруг осознал, что Иуда живёт в каждом из нас. Такова человеческая природа. Вечна борьба добра и зла, вечен нравственный выбор, перед которым человек может оказаться в любую минуту своей жизни. Думаю, бывают такие трудные моменты, когда не знаешь, как поступить, и мучаешься со- мнениями. Я не знаю, действительно ли только из-за денег Иуда предал Христа. Сомневаюсь. Последующие события в жизни Иуды застав- ляют задуматься о том, что есть нравственный выбор, что есть подлость, что есть предатель- ство. Заставляют задуматься, но не могут по- мочь дать точный ответ. Поэтому сколько бу- дет человек жить на Земле, столько он будет искать ответы на эти вопросы и стараться по- нять, что же всё-таки произошло с Иудой.

Читайте также:  Придумать рассказ по картине григорьева вратарь 7 класс

Домашнее задание (по выбору)

1. Подготовить материал для проведения

«Литературной разминки» по содержанию повести Л.Андреева «Иуда Искариот».

2. Устное сочинение-рассуждение «Ка- ким я представляю себе Иуду в повести Л.Андреева».

1. АНДРЕЕВ Л. Собр. соч.: В 6 т. / Редкол.: И.Андреева, Ю.Верченко, В.Чуваков. — М., 1990.

2. АВЕРИНЦЕВ С.С. Иуда Искариот // Мифы народов мира: Энциклопедия:

В 2 т. — М., 1990. — Т. 1.

3. АРСЕНТЬЕВА Н.Н. О природе образа Иуды Искариота // Творчество Леонида Андреева. — Курск, 1983.

4. БАСИНСКИЙ П. Поэзия бунта и этика революции: реальность и символ в творче- стве Л. Андреева // Вопросы литературы. — 1989. — № 10.

5. БРОДСКИЙ М.А. Последний аргумент Иуды // Русская словесность. — 2001. — № 5.

6. ВОЛОШИН М. Евангелие от Иуды // Независимый альманах «Лебедь». — 2002. — 5 мая. — № 270.

7. ГОРЬКИЙ М. Леонид Андреев // Горь- кий М. Литературные портреты. — М., 1959.

8. КРЮЧКОВ В.П. Образ Иисуса в повести Л. Андреева «Иуда Искариот», или Сме- ялся ли Христос? // Литература: Прилож. к газете «Первое сентября». — 2003. — № 15.

9. ЯСЕНСКИЙ С.Ю. Искусство психоло- гического анализа в творчестве Ф.М.До- стоевского и Л.Н.Андреева // Достоевский: Материалы и исследования. — СПб.,

Приложение 1 ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

2. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Левей, прозван- ный Фаддеем,

4. Симон Кананит и Иуда Искариот, кото- рый и предал Его.

14. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященни- кам

15. и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать среб- реников;

16. и с того времени он искал удобного слу- чая предать Его…

20. Когда же настал вечер, Он возлёг с две- надцатью учениками;

21. и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня…

22. Они весьма опечалились и начали гово- рить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

23. Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

25. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты ска- зал…

45. Тогда приходит к ученикам Своим и го- ворит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников;

46. встаньте, пойдём: вот, приблизился пре- дающий меня.

47. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвя- щенников и старейшин народных.

48. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

49. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: ра- дуйся, Равви! И поцеловал Его.

1. Когда же настало утро, все первосвящен- ники и старейшины народа имели совеща- ние об Иисусе, чтобы предать Его смерти;

2. и, связав Его, отвели и предали Его Пон- тию Пилату, правителю.

3. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и раскаявшись, возвратил три- дцать сребреников первосвященникам и старейшинам,

4. говоря: согрешил я, предав Кровь невин- ную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.

5. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

70. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол.

71. Это говорил Он об Иуде Симонове Ис- кариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.

1. Он был хранителем денег апостолов и во- ром. Он любил опустошать коробку, в кото- рой хранились деньги и которую всё время носил при себе.

20. Истинно, истинно говорю вам: прини- мающий того, кого Я пошлю, Меня прини- мает; а принимающий Меня принимает По- славшего Меня.

21. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, ис- тинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22. Тогда ученики озирались друг на друга, неудомевая, о ком Он говорит.

23. Один же из учеников Его, которого лю- бил Иисус, возлежал у груди Иисуса.

24. Ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

25. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

26. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, по- дал Иуде Симонову Искариоту.

27. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.

39. И, выйдя, пошёл по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и уче- ники Его.

40. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41. И Сам отошёл от них на вержение кам- ня и, преклонив колени, молился,

42. говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!

впрочем не Моя воля, но Твоя да будет…

45. Встав от молитвы, Он пришёл к учени- кам, и нашёл их спящими от печали

46. и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47. Когда Он ещё говорил это, появился на- род, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?

49. Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50. И один из них ударил раба первосвя- щенникова, и отсек ему правое ухо.

51. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойни- ка вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54. Взяв Его, повели и привели в дом перво- священника. Пётр же следовал издали.

55. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними.

56. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57. Но он отрёкся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Пётр сказал этому челове- ку: нет!

59. Прошло с час времени, ещё некто на- стоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60. Но Пётр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё гово- рил он, запел петух.

61. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Пётр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды.

62. И, выйдя вон, горько заплакал.

63. Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64. и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65. И много иных хулений произносили против Него.

66. И как настал день, собрались старейши- ны народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67. и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68. если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69. отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71. Они же сказали: какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Источник

Познавательное и интересное