Пересказ близкий к тексту рекомендуется при изучении рассказа сказки или басни

Сказки

Как пересказать близко к тексту

Содержание статьи

Чтобы развить умение правильно говорить, нужно много читать. Но одного этого мало. Умение грамотно излагать свои мысли формируется в процессе пересказов прочитанного. Чем раньше начинают учить этому ребёнка, тем легче ему будет в жизни.

От умения убедительно и грамотно говорить зависит не только успешная учёба, но и адаптация в любом обществе, и построение карьеры в дальнейшем.
Чтобы пересказывать близко к тексту, достаточно сформировать свой собственный алгоритм действий, базирующийся на общих принципах.

Малыша должен учить доброжелательно настроенный взрослый. Педагогического образования для этого не требуется. Если же взрослый ставит перед собой задачу преодолеть стеснительность и косноязычие, лучшего способа, чем пересказывать прочитанное, трудно придумать.

Научить ребёнка пересказу прочитанного

Дошкольнику, не умеющему читать, следует выбрать лёгкие, доступные его пониманию тексты. Незаменимы в этом плане сказки, баллады и легенды. Они веками оттачивались для устной передачи от слушателя к слушателю, поэтому легки для запоминания.

Сначала нужно прочесть ребёнку текст с выражением, убедиться, что сюжет ему интересен и понятен.
Взрослый разделяет рассказ на смысловые части и выделяет опорные слова. В процессе обсуждения прочитанного нужно следить, чтобы ребёнок употреблял их в своих ответах.

Затем попросить ребёнка рассказать все, что он запомнил, желательно с выражением и в лицах. Так упражнение будет больше похоже на игру и поможет избежать утомления. Взрослый должен внимательно и с интересом выслушать, не поправляя и не сбивая с мысли маленького рассказчика.

Прочесть ребёнку текст ещё раз и попросить отметить то, что ускользнуло от его внимания. Какие выражения при рассказе он употреблял неправильно, не так, как написано в тексте. Если неправильностей много, придётся читать по абзацам и просить рассказать каждый абзац отдельно.

После того, как весь текст пересказан, нужно его ещё раз прочесть, чтобы ребёнок услышал, что выделяется особенным тоном. Какие слова и фразы нужно произносить, чтобы в точности передать смысл и мелодику сказки или рассказа.

Пересказ прочитанного близко к тексту для учеников и взрослых

Прежде всего, текст должен быть прочитан вслух, с выражением и выделением смысловых частей; отмечены опорные фразы, которые облегчат запоминание и сохранят стиль текста.

Важно осмыслить его и убедиться, что все понято. После этого рассказать прочитанное в самых общих чертах не составит труда.
Как правило, тексты уже разбиты на части и абзацы. Вот на них и следует опираться в дальнейшем запоминании.

Затем пересказать весь текст целиком. Хорошо, если кто-то прослушает пересказ и проследит по исходнику.
Если результат удовлетворяет, прочесть весь текст ещё раз для лучшего закрепления в памяти или повторить все снова до полного запоминания.

Для развития устной речи, для тренировки памяти и умения излагать свои мысли убедительно тренировки в виде пересказа прочитанного близко к тесту просто незаменимы.

Даже, окончив школу, многие понимают, что умение говорить много и красиво – вещь необыкновенно важная не только для карьерного роста. Научиться этому никогда не поздно и легче всего это достигается пересказами текстов.

Источник

Виды пересказа

Значение пересказа.

Тема: Методика работы над планом и пересказами.

Пересказом называется связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.

Художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, а затем переданные детьми, способствуют формированию правильной речи, её культуре; развивают художественный вкус, языковое чутьё; формируют нравственно-эстетические качества личности (упорство, настойчивость).

1. Полный или подробный пересказ вводится в период обучения грамоте. Он помогает учить логике рассуждений, развивает речь, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Оценивая подробный пересказ, учитель, прежде всего, должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста. Он может осуществляться по готовому плану или по коллективно составленному.

Его цель: научить детей, опираясь на готовый текст, строить предложения и соединять их в связный рассказ.

Его разновидностями могут быть:

а) пересказ « цепочкой»,

б) пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

в) пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

2. Краткий (сжатый) пересказ;

Наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, т.к. при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Существует 2 варианта работы над сокращением текста:

-логической переработке текста, основанной на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;

-расширение составленного плана до объема «малого текста».

3. Выборочный пересказ;

Это пересказ, при котором необходимо выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме (характеристика героя, пересказ одного эпизода, например кульминации).

4. Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими – либо изменениями : времени изложения, с изменением начала (конца), с изменением лица, с элементами рассуждения и так далее. Такой пересказ направлен на осознание основной мысли текста, способы же выражения этой мысли выбираются самостоятельно.

5. Пересказ, близкий к тексту. Используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно – выразительными средствами.

3. Методика работы над пересказом:

1. Подробный пересказ.

-Прочитайте текст рассказа полностью.

-Разделите текст на смысловые части.

-Запишите план рассказа в виде заголовков смысловых частей или вопросов, на которые они отвечают.

-Подчеркните в тексте слова и предложения, которые хорошо передают мысль автора (можно выписать).

-Расскажите каждую часть текста по пунктам или вопросам плана, используя выделенные тобой слова и предложения. (Разраб.В.П.Стрекозин)

2. Краткий пересказ.

Напротив каждого пункта плана нужно записать количество предложений, с помощью которых передаётся содержание текста. Отрабатывается каждое предложение и первый раз записывается на доске. Сравниваем с текстом учебника и подводим к выводу, что краткий пересказ – это главное содержание части. Учитель сам дает образец краткого пересказа. Далее под руководством учителя дети сами определяют сколькими предложениями можно передать содержание каждой части и составляют эти предложения. На первых этапах обучения можно использовать плёнку или кальку, которую накладывают на текст.

Читайте также:  Рассказ первые цветы появились первые цветы

3. Творческий пересказ.

Составляем план, напротив каждого пункта записываем начало предложения с прямой речью, а рядом – предложение с косвенной речью (если это пересказ с заменой прямой речи на косвенную).

4. Составление характеристики героя (выборочный пересказ).

— Перечитайте произведение про себя, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу или действию.

— Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

— Расположите отрывки по порядку. Подумайте, как их можно объединить

— Продумайте порядок своего рассказа, перечитав еще раз отмеченные отрывки.

— Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот герой.

— Составьте рассказ для себя, при работе в паре – для товарища.

— Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Материал к работе над текстом. Методические подсказки. Пересказ

над планом и пересказами

Пересказ связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.

— формированию правильной речи, её культуре;

— развивают художественный вкус, языковое чутьё;

— формируют нравственно-эстетические качества личности (упорство, настойчивость).

Полный или подробный пересказ вводится в период обучения грамоте.

учить логике рассуждений,

приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Он может осуществляться

по готовому плану или

по коллективно составленному.

научить детей, опираясь на готовый текст,

строить предложения и

соединять их в связный рассказ.

пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

пересказ с дополнительным языковым заданием:

проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

Краткий (сжатый) пересказ

Наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, т.к. при его подготовке требуется

— выявить в тексте самые существенные детали и

— передать их в собственной речи.

2 варианта работы над сокращением текста:

расширение составленного плана до объема «малого текста».

Это пересказ, при котором необходимо выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме (характеристика героя, пересказ одного эпизода, например кульминации).

предполагает передачу содержания с какими – либо изменениями :

— с изменением начала (конца),

— с элементами рассуждения и т. д.

Используется при работе над лирической прозой или художественным описанием.

Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей

— включения в речь слов и оборотов из текста,

— употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно – выразительными средствами.

Методика работы над пересказом

-Прочитайте текст рассказа полностью.

-Разделите текст на смысловые части.

-Запишите план рассказа в виде заголовков смысловых частей или вопросов, на которые они отвечают.

-Подчеркните в тексте слова и предложения, которые хорошо передают мысль автора (можно выписать).

-Расскажите каждую часть текста по пунктам или вопросам плана, используя выделенные тобой слова и предложения. (Разраб.В.П.Стрекозин)

— Напротив каждого пункта плана нужно записать количество предложений, с помощью которых передаётся содержание текста.

— Отрабатывается каждое предложение и первый раз записывается на доске.

— Сравниваем с текстом учебника и подводим к выводу, что краткий пересказ – это главное содержание части.

Учитель сам дает образец краткого пересказа.

— Далее под руководством учителя дети сами определяют, сколькими предложениями можно передать содержание каждой части, и составляют эти предложения.

На первых этапах обучения можно использовать плёнку или кальку, которую накладывают на текст.

Составляем план, напротив каждого пункта записываем начало предложения с прямой речью, а рядом – предложение с косвенной речью (если это пересказ с заменой прямой речи на косвенную).

— Перечитайте произведение про себя, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу или действию.

— Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

— Расположите отрывки по порядку. Подумайте, как их можно объединить

— Продумайте порядок своего рассказа, перечитав еще раз отмеченные отрывки.

— Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот герой.

— Составьте рассказ для себя, при работе в паре – для товарища.

— Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

В методике принято различать

несколько типов пересказа:

– наиболее доступный детям вид пересказа.

— развивает речь ребенка,

— приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей

-включения в речь слов и оборотов из произведения,

-употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

удобен в том случае, если надо

— привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения,

— помочь проследить отдельные мотивы,

— отобрать материал для характеристики героя и т.п.

– наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется

— выявить в тексте самые существенные детали

— передать их в собственной речи.

Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения. З.Д. Кочаровская предлагает различные варианты инструкции при работе над кратким пересказом сравнительно небольшого произведения. В.И. Яковлева, М.Р, Львов, З.Д. Кочаровская выделили несколько путей работы при сокращении текста произведения.

Все вышеописанные типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ является малоэффективным. В качестве причин малоэффективности следует выделить: низкий уровень интереса детей как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности, невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы, отсутствие у них необходимого личного опыта, незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.

Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводится, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идет об обучении детей продуктивному или творческому пересказу.

Под продуктивным пересказом Л.Ф. Ни понимает воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и »наполнения» ее содержанием.

Л.Ф. Ни определяет модель изложения как логическую структуру текста произведения, которая строится на основе аналитико-синтетической деятельности, направленной на выделение смысловых ориентиров в произведении на уровне абзаца, предложения, текста в целом.

Содержание модели составляют

— лексические, синтаксические элементы исходного произведения, а также

— »свои» языковые средства.

Таким образом, понимание продуктивного пересказа связывается с пониманием структуры текста.

Всовременной методики термин »творческий пересказ» по отношению к »продуктивному пересказу» является наиболее употребительным. Поэтому вдальнейшей в работе будет использоваться термин »творческий пересказ».

Читайте также:  Сказки про троллей для детей

в школе применяется редко.

Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. М.И. Оморокова считает, что цель творческого пересказа

— вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение,

— помочь им глубже осознать его идею,

— пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.

Методика обучения пересказу (по Бородичу).

Произведения для пересказа.

Каждое произведение должно

— учить чему-то полезному,

— развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности.

Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

Нужно, чтобы в произведениях

— присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера;

— мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
Произведения следует подбирать

— с четкой композицией,

— с хорошо выраженной последовательностью действий.
Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям

— короткими, четкими фразами,

— отсутствием сложных грамматических форм.

Еще ряд обязательных требований к языку произведения

— наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть;

— желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти.

Структура занятия по пересказу

Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти.

И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности, то «старшие дети уже владеют умением принимать задачу — запомнить и припомнить, а многие из них используют те или иные мнемические приемы в разных видах деятельности».

А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.

Типовая структура занятия по пересказу

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели ее:

— уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов),

— привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

— активная подготовка к выразительному пересказу

— работа над прямой речью действующих лиц,

— осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах.

1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа,

7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство учителя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы ( пересказ по ролям, инсценировка ).
На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа:

— первый — новый для детей, сравнительно легкий;

— второй — уже известный им, он должен быть коротким.

Это оживляет внимание детей.

Во второй половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сюжетов уже по выбору самих детей.

Учитель называет два или три произведения и предлагает всем подумать, кто какое из них и кто хочет рассказать. Такое занятие помогает формировать вкусы и интересы ребенка.

Источник

Пересказ близкий к тексту рекомендуется при изучении рассказа сказки или басни

Редкий урок проходит без пересказа, поэтому в этой работе особенно велика опасность шаблона. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге уровень их речевого развития.

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, произвел ли он впечатление на ученика, правильно ли он понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образцы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: «Как ты сам рассказал бы о событиях?»

Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста (прочитанного учителем, воспроизведенного по записи, переданного по радио и т.п.); пересказ после однократного, первичного чтения теста самим учеником; пересказ прочитанного тихо, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и пр. Все эти условия совершенно необходимы, так как подобные пересказы часто встречаются в жизни. В то же время применение таких форм пересказа разнообразит и оживляет работу.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы :

Нет сомнения в том, что качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан и разобран текст. Наблюдения показывают, что пересказ проходит лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. По-видимому, оно лишает процесс чтения проблемности: в дальнейшем, когда школьник читает текст сам, ему уже неинтересно.

На уроках рассказы читаются обычно по несколько раз. Это неизбежно. Но каждое новое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием, в противном случае повторное чтение будут развивать только технику чтения, а не осознанное восприятие.

Выдвижение все новых и новых задач при повторных чтениях не только оживляет работу, но и позволяет внести в нее творческий элемент.

Бывает, что в ходе пересказа приходится возвращать школьников к тексту, чтобы они сами обнаружили свою ошибку. Такое перечитывание является проблемным и поэтому особенно полезно.

Следует обращать внимание на пересказ описанных элементов в повествовательных рассказах, а также на причинно-следственные связи, на выводы, если они есть.

Учитель требует близкого к образцу воспроизведения таких элементов. Но в дальнейшем рекомендуется повышать самостоятельность, в частности, вводить собственные дополнительные описания, рассуждения.

Готовя школьников к пересказу, учитель стремится предупредить возможные недостатки. Недостатки подобных пересказов обычно следующие: 1) неумение начать; 2) подробное, точное воспроизведение первых частей и искажение заключительных; 3) резкое обеднение языка. Первую фразу дети стараются заучить наизусть. Нужно рассеять убеждение многих детей, будто начать своими словами невозможно, надо учить начинать по-своему.

Читайте также:  Прослушать сказку черная курица или подземные жители

Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста, особенно его главных частей. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. Рассказчик бывает вынужден выделить главное в каждой части, пересказать ее более подробно.

Чтобы не допустить обеднения языка, необходимо работать над словарем, над изобразительными средствами, над предложением.

Некоторые учителя считают, что слова и обороты речи из художественных тестов, даже воспроизведенные в пересказе, скоро забываются и не входят в активный словарь школьников.

Способствуют повышению качества пересказа также иллюстрации, нарисованные самими учащимися: они развивают воображение, конкретизируют представления детей. Иллюстрирование может быть словесным: это одна из форм пересказа.

Заметим в заключении, что не рекомендуется пересказывать близко к тексту басни, сказки в стихах, баллады и другие повествовательные стихотворные произведения (о пересказе лирических стихотворений не может быть и речи).

Выборочный пересказ бывает нескольких видов.

Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.

При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.

Перед выборочным пересказом дети читают текст про себя, а с целью их подготовки к пересказу учитель задает вопросы: «Какой отрывок перескажешь? Почему?» и т.д. Полезно также выборочное чтение по тем же заданиям, что и выборочный пересказ.

Выбирать материалы из рассказов можно не только по отдельным линиям действия, но и по другим признакам.

Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном объеме, так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, что в тексте важно и что не очень. Он должен выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.

Особенно трудно передать сжато высокохудожественные тексты, где, как говорится, слова из печени не выкинешь. Художественные описания вообще не следует пересказывать сжато. Не рекомендуются для сжатого пересказа тексты, содержащие диалог. Обучать сжатому пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие:

Наиболее труден для сжатого пересказа текст с диалогами. Диалоги при сокращении текста приходится перестраивать, передавать в форме косвенной речи. Еще больше трудности возникают при пересказе драматических отрывков.

Сжатый пересказ конспективен, следовательно, он учит отвлечению от частностей, выделению главного, основного.

Возможен и обратный путь, иногда он даже удобнее: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу (с диалогами, с деталями, художественными средствами языка).

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был, развернут каждый пункт плана. Такое требование может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся. В данном примере сжатый пересказ обладает внутренней связью, передает основное содержание рассказа, однако полного совпадения с пунктами плана здесь нет.

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

Отдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Но здесь мы рассмотрим те случаи, когда перед школьниками специально ставится задача по перестройке или дополнению текста рассказа.

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, например, пересказ сцены спасения воробьишки от лица Пудика, затем от лица воробьихи-мамы (М. Горький. Воробьишко).

Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть правильно сделаны лишь в том случае, если школьники поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Следовательно, предлагать детям продолжать судьбу героев нужно очень осторожно, на материале, знакомом младшим школьникам.

Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Когда прочитан рассказ или описание, учитель говорит: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами видите и описываете».

Обычно словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.

К одному рассказу могут быть нарисованы две-три картины, получится картинный план, который отражает самые важные моменты.

Иногда детям предлагают словесно нарисовать ряд кадров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране (так называемая воображаемая экранизация). Задание учителя звучит так: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются кадры. Попробуйте рассказать, какие картины проходят перед вами. Опишите их одну за другой».

Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий (или ведущие) в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

Творческие виды пересказа применяются там, где они уместны, следовательно, очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились постоянно, не навязывались бы учащимся, а выполнялись по их собственному желанию. Учитель должен натолкнуть детей на творческий замысел, а предложение пересказать текст как-то по-особому должно исходить от самих детей.

Источник

Познавательное и интересное