Акула — Толстой Л.Н.
Рассказ про опасный заплыв двух мальчишек у берегов Африки. Они не послушали приказ капитана и уплыли в открытое море. Их чуть не съела акула, но опытный артиллерист не растерялся выстрелил в акулу.
Акула — Толстой Л.Н. читать
Наш корабль стоял на якоре у берегa Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед зaкaтом солнцa кaпитaн вышел нa пaлубу, крикнул: «Купaться!» — и в одну минуту мaтросы попрыгaли в воду, спустили в воду пaрус, привязaли его и в пaрусе устроили купaльню.
Нa корaбле с нaми было двa мaльчикa. Мaльчики первые попрыгaли в воду, но им тесно было в пaрусе, и они вздумaли плaвaть нaперегонки в открытом море.
Обa, кaк ящерицы, вытягивaлись в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок нaд якорем.
Один мaльчик снaчaлa перегнaл товaрищa, но потом стaл отстaвaть.
Отец мaльчикa, стaрый aртиллерист, стоял нa пaлубе и любовaлся нa своего сынишку. Когдa сын стaл отстaвaть, отец крикнул ему:
— Не выдaвaй! Понaтужься!
Вдруг с пaлубы кто-то крикнул: «Акулa!» — и все мы увидaли в воде спину морского чудовищa.
Акулa плылa прямо нa мaльчиков.
— Нaзaд! Нaзaд! Вернитесь! Акулa! — зaкричaл aртиллерист. Но ребятa не слыхaли его, плыли дaльше, смеялись и кричaли ещё веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный кaк полотно, не шевелясь, смотрел нa детей.
Мaтросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибaя вёслa, понеслись что было силы к мaльчикaм; но они были ещё дaлеко от них, когдa aкулa уже былa не дaльше двaдцaти шaгов.
Мaльчики снaчaлa не слыхaли того, что им кричaли, и не видaли aкулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхaли пронзительный визг, и мaльчики поплыли в рaзные стороны.
Визг этот кaк будто рaзбудил aртиллеристa. Он сорвaлся с местa и побежaл к пушкaм. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нaс ни было нa корaбле, зaмерли от стрaхa и ждaли, что будет.
Рaздaлся выстрел, и мы увидaли, что aртиллерист упaл подле пушки и зaкрыл лицо рукaми. Что сделaлось с aкулой и с мaльчикaми, мы не видaли, потому что нa минуту дым зaстлaл нaм глaзa.
Но когдa дым рaзошёлся нaд водою, со всех сторон послышaлся снaчaлa тихий ропот, потом ропот этот стaл сильнее, и, нaконец, со всех сторон рaздaлся громкий, рaдостный крик.
Стaрый aртиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел нa море.
По волнaм колыхaлось жёлтое брюхо мёртвой aкулы. В несколько минут лодкa подплылa к мaльчикaм и привезлa их нa корaбль.
Методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе «Л.Н.Толстой «Акула». Работа над составлением плана пересказа произведения»
Цель урока:
1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения “Акула”.
2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам.
3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:
а) расширить знания и представления об окружающем мире;
б) вести активное речевое развитие школьников;
в) изучать русский язык и его эстетические функции.
4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.
5. Учить работать со справочной литературой.
6. Развивать воображение, речь, мышление, память.
7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе. У нас речевая разминка. Прочитаем четверостишие, записанное на доске.
2. Речевая разминка
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Учитель. К какому виду устного народного творчества относятся эти строки?
Дети. Это скороговорка.
Учитель. О чём эта скороговорка?
Дети. Эта скороговорка о том, как нужно правильно разговаривать?
Учитель. Как нужно правильно разговаривать?
Дети. Разговаривать нужно внятно, правильно, не проглатывая окончаний, проговаривая все звуки.
Учитель. Прочитаем нашу скороговорку по слогам в медленном темпе. Какие слова нужно выделить при чтении этой скороговорки? Это должны быть самые важные слова, и они должны нам говорить, о том, как правильно говорить. Назовите эти слова.
Дети называют слова – разговаривать, выговаривать, правильно, внятно, понятно.
Учитель. Давайте прочитаем эти строки и выделим эти слова при помощи постановки логического ударения.
Учитель. Прочитаем в ускоренном темпе, выделяя слова.
Учитель. Прочитаем с простукивание гласных. Теперь каждый оценит свою работу во время речевой работы сам в карте достижений.
Учитель. Молодцы. Приступим к проверке домашнего задания. Что было задано на дом?
3. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова “Осень” (3 человека)
Каждому ученику после прочтения стихотворения дети задают вопросы и дают оценку их работы.
Дети. Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину? Что такое бор? Каким тебе представляется бор? Какие звуки можно услышать в осеннем лесу? Почему поэт называет зелень мрачной? Как понимаешь строки “Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит”
Учитель. Всех вас я спросить на уроке не успела, поэтому оцените себя сами в карте достижений.
4. Формирование темы и цели урока
Учитель. А теперь приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили?
Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой)
Дети. Фамилия автора Толстой. Мы её составили из букв русского алфавита.
Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Льва Николаевича Толстого. А теперь постарайтесь определить, о чём писал Л. Н. Толстой. Для этого прочитайте написанные на доске слова: лев, мальчик, медведь, тюльпан, сорока, ромашка, ворона, роза, волк, девочка, синица, дедушка. Распределите их на четыре равные группы, по одинаковым для каждой группы признакам
Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Л. Н. Толстой?
Дети. Л.Н. Толстой писал о природе, животных, птицах и людях.
Учитель. Название произведения Л.Н. Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова: Африка, купался, уплыл, любовался, артиллерист.)
Учитель. Как называется это произведение?
Дети. Произведение Л. Н. Толстого называется “Акула”.
(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)
Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?
Дети. Тема сегодняшнего урока: “Лев Николаевич Толстой и его произведение «Акула»”.
Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.
Цель:
1) познакомиться с творчеством __________и его произведением “_____________”
2) учиться правильно, выразительно читать _______________ и анализировать его
3) составлять ___________пересказа произведения
Дети Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого и его произведением “Акула”; учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы.
Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2 классе.
Дети. “Старый дед и внучек”, “Отец и сыновья”, “Учёный сын”, “Филиппок”, “Котёнок”, “Осёл и лошадь”
Учитель. Чему учат эти рассказы?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
5. Знакомство с жизнью и творчеством писателя
Учитель. Приступим к реализации поставленной вами цели. Как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе?
Дети. В этом рассказе пойдёт речь об акуле.
Учитель. Давайте узнаем, правильно ли мы предположили. Прочитаем рассказ “Акула”. (Чтение текста подготовленными учениками)
Учитель. В тексте нам встретились такие слова: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот
Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковыми словарями.
а) Словарная работа. Работа парами с толковым словарём С.И. Ожегова.
Нахождение и толкование слов: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот
Артиллерия – огнестрельные орудия ( пушки, миномёты, гаубицы), род войск.
б) Проверка первичного восприятия
Учитель. Вы предположили, что речь в нашем рассказе пойдёт об акуле. Так ли это?
6. Выслушиваются мнения детей.
Учитель. Что хотел показать нам автор этим рассказом?
Ответы детей: Показать переживание отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей)
в) Чтение рассказа детьми по цепочке.
7. Закрепление нового материала.
Составление плана. Выборочное чтение.
Учитель. Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста.
Учитель. Где и когда происходили описываемые события? Какая была погода? Какую команду услышали матросы? Как мальчики оказались в открытом море? Как они соревновались друг с другом? Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына? Когда отца охватил страх? Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал действовать? Почему все замерли от страха? Как вёл себя артиллерист после выстрела? Почему он так повёл себя? Что можно сказать об этом человеке, какой он? Какими чертами характера обладал?
Учитель. Какова завязка сюжета? (Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.)
Учитель. Как дальше развивались события? (Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.)
Учитель. Какой эпизод в рассказе стал кульминационным? (Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу).
Учитель. Какова развязка сюжета? (Точным выстрелом акула была убита, а мальчиков на лодке привезли на корабль)
Дети составляют план пересказа.
1. Остановка корабля.
2. Купание мальчиков.
4. Артиллерист стреляет из пушки.
5. Спасение мальчиков. Крики радости.
Минутка тишины. Ракушки, которые лежат у вас на партах, помогут нам услышать шум моря, может быть, кто-то услышит, крики чаек, плеск волн.
Закройте глаза, послушайте звуки моря, представьте, что вы находитесь непосредственно на месте событий.
8. Работа в группах сменного состава.
Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.
Учитель. А теперь оцените свою работу в карте достижений.
Проверка работы групп. Самооценка своей работы в карте достижений.
9. Домашнее задание
1 вариант подготовить пересказ текста от лица мальчика, 2 вариант от лица артиллериста.
10. Рефлексия.
Учитель. Чему мы учились на уроке? Что нового узнали? О чем вы задумались после чтения рассказа “Акула”
Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.
11. Подведение итогов урока.
Учитель. У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.