Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Вероника Савельева
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
• Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
• Развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать
• Обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.
• Учить оценивать словосочетания по смыслу.
• Упражнять в подборе синонимов.
• Развивать творческое воображение.
• Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».
Чтение рассказа с последующим обсуждением
(Текст рассказа представлен в приложении)
Почему этот текст называется «рассказ»?
Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
О чем говорится в этом рассказе?
В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
Сколько рыбы поймал Юра?
Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»
Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому.Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)
Чему радовался Юра?
А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.
Координация речи с движением «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Воспитатель. Юра написал письмо другу о своей рыбалке.Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)
вокруг (около, возле, рядом)
нахваливать (много хвалить)
ершище (большая рыба)
навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.
Повторное чтение рассказа.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
— Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)
— Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)
— Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
— Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
— Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
— Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)
— Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).
Воспитатель. Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.
После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.
Воспитатель. В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).
Воспитатель. Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?
Воспитатель. Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище». Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).
Воспитатель. Как вы думаете,можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным?. А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.)
Воспитатель подводит итог, хвалит детей за работу на занятии.
Первая рыбка
Е. А. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху.Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (ноябрь) НОЯБРЬ 1 «Первая рыбка» Пересказ рассказа. Учить детей пересказывать литературный текст; обратить внимание детей на то, как меняется смысл.
Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Елена Вахрушева
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цель: Развивать умения детей правильно пересказывать литературный текст, используя слова автора. Продолжать использовать распространенные сложные предложения, составлять модель, схем для пересказа, понимать юмор произведения, передавать диалогическую речь, меняя интонацию в соответствии с переживаниями действующих лиц. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Материал: волшебная палочка, схемы рисунков домов, иллюстрации к рассказу, фишки, удочки, карандаши, лист белой бумаги, картинки с изображением рыбок, рыбки для игры.
Ход занятия: Дети как вы отдыхали летом? А когда летом жарко, где лучше отдыхать? Какой водоём или речка протекает вблизи нашего посёлка? Что можно делать на канале? А кто из вас рыбачил? С кем? Когда? Какая рыба водится у нас в канале?
Показываю настоящую удочку, разъясняю, что такое леска, крючок, снасти, грузило, приманка.
Д/и «Поймай рыбку» приготовила водоём, рыбки разные на скрепке канцелярской, магнит на нитке. Каждый ребёнок ловит рыбку, говорит её название, на обратной стороне написана буква (подсказка)
Скороговорка: У ежа – ежата, у ерша – ершата.
Чтение рассказа.
Беседа по содержанию: О чём говорится в рассказе? Что понравилось больше? Куда поехала Юрына семья? Какими словами называют Юрын улов? Как вы считаете, можно назвать Юрыну семью дружной? Как взрослые поддерживали Юру?
Какие знаете пословицы о семье? Моя семья- мои друзья.
Составление модели рассказа. Предлагаю разделиться на четыре подгруппы, придумать заголовок к части рассказа и схематично изобразить её содержание.
Работа над грамматическим строем речи.
Д/и «Волшебная палочка» со схемами. Схема обозначает размер (домики)
Дети образуют слова: стол-столик- столище, гора- горка, горище.
Работа в азбуке- тетраде: рассматривание иллюстраций, составление схему рассказа, подбирают слова и рисуют предметы.
Рефлексия: Оценивают свою работу при помощи фишек, красной, синей, зелёной
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (сентябрь) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ Подготовительная группа СЕНТЯБРЬ № обр. деят Тема Цель и задачи Виды деятельности.
Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР
Кириллова Тамара
Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область
Конспект ООД
по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой квалификационной
Цель:
1. Учить пересказывать текст, используя авторские выразительные средства.
2. Совершенствовать умение составлять сложные предложения.
Оборудование: иллюстрации к рассказу Е. Пермяка «Первая рыбка».
Словарная работа: ёрш.
Ход ООД.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня мы знакомимся с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка». Рассказ совсем маленький, но имеет глубокий смысл: каждый человек очень радуется, когда и он вносит в общее свою, хотя и маленькую, долю участия. Послушайте содержание рассказа.
2. Чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
3. Беседа по содержанию рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
— Назовите главного героя рассказа. (Ответы детей: мальчик Юра).
— Сколько лет было Юре? (Ответы детей: пять лет).
— Куда поехала Юрина семья? (Ответы детей: ловить рыбу).
— Как иначе можно сказать об этом? (Ответы детей: на рыбалку).
— Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ответы детей: ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка).
— Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Ответы детей: потому что, когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий, не просто ёрш, а «ершище»).
— Понял ли шутку Юра? (Ответы детей: понял, что на самом деле всё по-другому).
Действительно понял, поэтому и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка»).
— Почему уха была жирна? (Ответы детей: оттого уха жирна, что ершище жирнее сома).
— Чему радовался мальчик? (Ответы детей: в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка).
— Только ли о рыбалке этот рассказ? (Ответы детей: рассказ о том, как хорошо жить в семье, где все трудятся, друг друга уважают и любят).
4. Физкультминутка «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть. (Хлопают в ладоши.)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула, (Руки над головой, прогибаемся в спине.)
Крошку хлебную взяла. (Приседания.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа с заданием использовать авторские слова и выражения.
7. Итог.
Думаю, что каждый из вас уже догадался, что главная мысль рассказа Пермяка «Первая рыбка» заключается в том, что детей необходимо с малых лет приучать к общим семейным делам, чтобы они умели работать в команде и осознавали силу коллективного труда.
Принимайте участие в добрых делах своей семьи, помогайте родителям, бабушке, и вы увидите, как это здорово трудиться сообща!
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в подборе прилагательных.
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.
Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.
Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.
Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Елена Паутова
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Написала: Понурина Елена
Возраст: подготовительная к школе группа
Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Образовательная область: речевое развитие
Цель: формирование навыков монологической речи через пересказ текста
Задачи:
• Создавать условия для пересказывания литературного текста.
• Создавать условия для освоения оценивания словосочетания по смыслу.
• Создавать условия для сосредоточения внимания детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.
• Создавать условия для упражнения детей в подборе синонимов.
• Создавать условия для воспитания интереса к занятиям речи.
.Оборудование: рассказ Е. Прермяка «Первая рыбка», картинка рыбки, портрет писателя
Методы и приёмы:
Методы: наглядности, словесный.
Мотивационно – побудительный этап:
Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы её должны отгадать. Загадка подскажет нам о чём мы будет рассказ.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Вы догадались о ком наш рассказ? (Ответ детей: Наш рассказ про рыбку)
Верно. Рассказ, который я вам сейчас прочту, будет рассказ про рыбу. И называется он «Первая рыбка»
Организационно – поисковый этап:
(Воспитатель читает рассказ)
Ребята вы слушали рассказ Евгения Андреевича Пермяка «Первая рыбка». Кто слушал меня внимательно, тот ответит без труда на мои вопросы.
— О чём говорится в этом рассказе? (Ответ детей:О том, как мальчик поймал рыбку и радовался ей.)
— Что вам особенно понравилось в рассказе? (Ответ детей: Высказывают свое мнение)
— Куда поехала Юрина семья? (Ответ детей:Ловить рыбу).
— Почему одну и ту же рыбу в рассказе называют по – разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершищка»? (Ответ детей:Когда шутили, хотели преувеличить, чем на самом деле. А Юра видел, что на самом деле это «крохотный ершишка»)
(Если дети затрудняются, воспитатель читает фрагмент и повторно задаёт вопрос)
Верно. Юра понял шутку и поэтому назвал своего ерша «крохотным ершишкой».
Вижу, вы немного устали давайте чуть – чуть отдохнём.
Рыбка плавает в водице,
(руками показывают воду, волны)
Рыбке весело играть.
(показывают руками рыбку)
Рыбка, рыбка, озорница,
(грозят пальцем рыбке)
Мы хотим тебя поймать.
(показывают, как ловят рыбку)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
(открыть и закрыть рот)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Ребята кто мне скажет, что такое пересказ? (Ответ детей:Дети высказывают свое мнение)
Пересказ – это изложение, рассказ услышанного или прочитанного текста.
Теперь я снова прочитаю вам рассказ, а вы слушайте очень внимательно, потому – что потом вы будете пересказывать текст самостоятельно.
(Воспитатель слушает пересказы желающих. Можно объединить пересказ двух детей, один ребёнок начинает другой заканчивает)
Давайте немного отдохнём. Внимательно наблюдайте за рыбкой-рукой. Как только рыбка вынырнет вы хлопайте в ладоши.
Вот мы немного отдохнули продолжим дальше.
— Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький? (Ответ детей:Большой.)
— А какими словами в рассказе сказано про ершище? (Ответ детей:Большущий еришище.)
— Подберите к слову большущий слова близкие по смыслу. (Ответ детей:Громадный, огромный и т. п.)
— Как вы думаете можно ли так сказать «большущий ершик» и почему вы так думаете? (Ответ детей: Нет, нельзя. Потому – что не подходит по смыслу.)
— Можно ли сказать «крохотный ершище»(Ответ детей: Нет, нельзя. Потому – что не подходит по смыслу.)
Рефлексивно – корригирующий этап:
Ребята что мы сегодня делали на занятии? (Ответ детей: Мы учились пересказывать текст)
Кому понравилось пересказывать? (Дети поднимают руку)
А чьи вам понравились пересказы свои или друга? (Ответ детей: высказывают свое мнение)
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи) Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение и пересказ.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба» Образовательная область:.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа «Четыре желания» КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (с использованием мнемотехники) Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята» Задачи: • закреплять умения последовательно пересказывать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем «Пересказ рассказа «Купание медвежат» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем. Синица О. Н. Тема: Пересказ рассказа «Купание медвежат».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно.
ООД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка» ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка». Подготовила: воспитатель Корягина.
Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Задачи. Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные.
ООД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка»
лариса корягина
ООД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка»
ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка».
Подготовила: воспитатель Корягина Л. Д.
Пересказ рассказа Е Пермяка «Первая рыбка»
Образовательная область: Коммуникация.
Тема: пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка.»
Цель: обучать пересказу текста с опорой на иллюстрации.
Образовательные: — формирование умения ориентироваться на исходный текстовой материал при составлении рассказа;
— закрепление в речи относительных прилагательных;
— активизация словарь по теме «Рыбы»;
— закрепление умения образовывать родственные слова.
Развивающие: — развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей;
— развитие навыков планирования собственного рассказа;
— развитие связной речи детей;
— развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
— развитие мелкой и общей моторики детей, координации движений.
Воспитательные: воспитание эмоционального отклика на содержание рассказа, привитие интереса к художественному слову, воспитание самоконтроля за речью.
Словарная работа: котёл, ершище, ершишка, уха.
Подготовительная работа: чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; чтение рассказа Н. Носова «Карасик»; дидактическая игра «Кто, где живет?»
Оборудование и наглядность: текст рассказа Е. А. Пермяка «Первая рыбка», разрезные картинки по теме «Рыбы», предметная картинка котелка, мяч, котёл, золотые рыбки на каждого ребёнка.
Знать: исходный текстовый материал при составлении рассказа;
Уметь: пересказывать литературный текст с опорой на наглядность.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас на занятии! Улыбнемся друг другу, поднимем настроение! А теперь отгадайте мою загадку.
Блещет в речке чистой
— Ребята, сегодня мы с вами узнаем много интересного о рыбах. А может быть вы уже сможете рассказать о рыбах.
(Рассказы детей.)
— А каких рыб вы знаете?
— Из чего состоит рыба?
— Все рыбы живут в воде. На суше рыбы жить не могут. В каких водоёмах могут жить рыбы?
Дети: в морях, в реках, в озёрах.
Воспитатель: Если рыбы живут в море, то они какие?
Воспитатель: в озёрах?
Воспитатель: в реках?
Воспитатель: А в аквариуме?
Воспитатель: Посмотрите у меня есть волшебный котелок. А что в нём? (Показывает карточку.) Это целая рыба? А что у неё не хватает? (Хвоста) Давайте мы с вами выберем для себя карточку. Догадайтесь, какое задание вам нужно выполнить. А теперь сложите рыбу целиком.
(Детям предлагается одна часть рыбы, на столе лежат карточки со второй частью рыбы, дети составляют картинку целиком)
— Ребята, а для чего нужен этот котёл?
Мы узнаем это из рассказа детского писателя Евгения Андреевича Пермяка «Первая рыбка» (показывает портрет). Внимательно слушайте, о чем этот рассказ. Давайте рассядемся поудобней.
• Чтение рассказа.
Первая рыбка
Е. А. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху.Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
• Беседа о рассказе:
— Для чего же нужен котёл?
— О ком рассказ? (Кто главный герой рассказа)
— О ком еще говорится в рассказе? (Второстепенные герои рассказа)
— В какой семье жил Юра?
— Куда отправилась Юрина семья?
— Сколько рыбы поймал Юра?
— Что сварили из рыбы?
— Почему все стали хвалить уху?
— Чему радовался Юра?
— Евгений Андреевич Пермяк назвал рассказ «Первая рыбка». Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
— Юра поймал свою первую рыбку, пусть маленькую, но для него она очень важная!
А сейчас мы превратимся в маленьких рыбок.
• Координация речи с движением «Рыбка». (На ковре.)
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
• Пересказ.
Воспитатель: А сейчас я ещё раз буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте.
Повторное чтение рассказа.
Составление предложений детьми по вопросам:
— Что можно сказать о семье Юры?
— Куда поехала Юрина семья?
— Какой был улов у Юры?
— Кому отдал свою рыбку Юра?
— Что сварили из рыбы?
— Как семья его хвалила.
— Как Юра радовался о своей первой рыбке?
Объединение предложений в рассказ – рассказывание по цепочке, опираясь на иллюстрации, рассказ 1-2 детьми.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а в котелке сюрприз! (Золотые рыбки.)
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи) Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение и пересказ.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба» Образовательная область:.
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов» Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе Тема: «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов». Цель:.
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Пересказ сказки про Льва» Конспект ООД по «Развитию речи» в подготовительной логопедической группе «Пересказ сказки про Льва» Автор :Малиенко Наталья Тема: Пересказ.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Конспект оод по развитию речи в старшей группе. Тема:Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Цели: Совершенствование умения.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа «Четыре желания» КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (с использованием мнемотехники) Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята» Задачи: • закреплять умения последовательно пересказывать.
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения Задачи: 1) Формировать у.
Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как заяц зимует» в подготовительной группе Подготовительная к школе группа Цель. Продолжать учить пересказывать литературное произведение с опорой на символические изображения. Пополнять.
Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Задачи. Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные.