Краткое содержание Бажов Каменный цветок для читательского дневника
Год написания: 1937
Жанр: сказка
Главные герои: мастер Прокопьич, ученик, сирота Данилка Недокормыш.
Сюжет:
Однажды появился у старого резчика по малахиту талантливый ученик. Старик радовался его способностям, приказчик радовался безупречно выполненной работе, а барин стал доверять самые дорогие заказы. Жить бы и жить молодому мастеру, да загрустил он и зачастил в гору. Все искал необыкновенный каменный цветок, чтобы постичь саму суть красоты и гармонии. Добился своего – встретил и Хозяйку горы, и каменный цветок повидал. Себе на беду.
Смысл рассказа. Рассказ повествует о талантливом молодом мастере Даниле, который прекрасным образом освоил ремесло резчика по малахиту, но этого ему было недостаточно. Его душа тосковала по уникальному знанию, ради которого он отказался от обычной земной жизни.
Краткое содержание Бажов Каменный цветок
Старый мастер Прокопьич не нуждался в учениках, и всех от себя отваживал, считая их непригодными к малахитному делу. Но однажды ему навязали парнишку, который быстро проявил удивительный талант и смекалку. Встреча с Прокопьичем стала для Данилки счастливым поворотом в судьбе: в его лице он нашел и щедрого учителя, и заботливого отца.
Все было у Данилки: и способности, и трудолюбие, и всеобщее признание его мастерства, и даже слава. Жил он спокойно и сытно, для работы имел все необходимые инструменты и лучший камень. В жены сосватал себе хорошую девушку Катерину. Но не было ему счастья.
Любая законченная работа казалась ему недостаточно виртуозной, не вдохновляющей, ненастоящей. Он верил, что есть на свете что-то такое, что позволит ему однажды оживить свою мечту. Эти его размышления подхлестывались мрачными рассказами селян о существовании Хозяйки Медной горы и неведомого Каменного цветка. Данилко очень хотел взглянуть на этот цветок, чтобы воспроизвести его в камне.
Он все чаще и чаще стал пропадать из дому. Односельчане постоянно видели его то в полях, то на лугах, то вблизи заброшенной шахты у Змеиной горки. Стали поговаривать, что паренек сошел с ума, и были недалеки от истины. Прямо какое-то наваждение руководило Данилкой. Он словно искал недоступное другим сокровище. А хозяйка Медной горы всегда присматривается к таким, стала она давать мастеру подсказки. Но чем лучше у него стала получаться работа с ее помощью, тем сильнее он стал тосковать по недостижимому идеалу.
Не помогли никакие предосторожности. Даже предупреждения самой Хозяйки не остановили его. Показала она мастеру каменный цветок. И он не смог противиться этой тяге. В ночь накануне женитьбы он разбил молотком свою самую лучшую работу (теперь он видел все ее недостатки) и исчез в неизвестном направлении.
Читать краткое содержание Каменный цветок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Бажов. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Каменный цветок
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
В начале произведения читатель знакомится с мальчиком по имени Крек. Это главный герой. В свои 9 лет Крек полноценный помощник в племени. Он заслужил своё имя отличной охотой на птиц
Произведение является одним из философских размышлений писателя, выраженных им в собственном творчестве литературной прозы.
В произведение автор показывает конец страшной и долгой войны, сравнивая ее с праздником. Радуются не только люди, но и природа. Ведь именно весной с ее оживлением приходит весть о скорой победе.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Бажов Павел “Каменный цветок” Читательский дневник, краткое содержание
Бажов Павел “Каменный цветок” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Бажов Павел.
Название: «Каменный цветок».
Жанр: сказ.
Тема произведения: мастерство и труд.
Число страниц: 34.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Данило становится мастером по камню и стремится достичь совершенства. Он побывал у Хозяйки Медной горы, видел каменный цветок и мечтает создать такой же.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда мальчик Данилко увидел на столе малахитовую доску и сразу сказал Прокопьичу, что зарез на ней сделан не с той стороны. Прокопьич поругал мальчика, но сам понимал, что зарез сделан неверно, а потому оставил мальца на обучение.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Человек должен стремиться к совершенству, но должен и понимать, что предела совершенству нет.
Чему учит эта книга
Сказ учит трудолюбию, ответственности, стремлению достичь совершенства в своём деле. Учит не только работать, но и отдыхать. Учит не зацикливаться на одном, жить полноценной жизнью.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравился этот красивый сказ, но очень жаль Данилу. Он стал великим мастером, но слишком был поглощён своей работой. Он не видел, что в жизни есть много других интересных моментов, ради которых стоит жить. А потому и исчез, отправившись к Хозяйке Медной горы.
Новые слова и выражения
Вожгаться – работать, возиться.
Оплошка – ошибка, огрех.
Полысать – бить наотмашь, со всей силы, хлестать.
Пословицы к произведению
Дело мастера боится.
Век живи – век учись.
Пока талант получат, век учат.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Сделал дело – гуляй смело.
Урок литературы в 5 классе по теме «П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке П.П. Бажова».
Краткое содержание
Старик Прокопьич имел славу самого лучшего, самого опытного мастера – резчика по малахиту. Ему присылали «парнишек на выучку», но по какой-то причине Прокопьич «учил шибко худо» – то ли ему было жаль расставаться со своим мастерством, то ли не видел он в своих учениках способностей к этому деликатному делу. Одного за другим отправлял он их обратно с коротким пояснением: «Не гож этот…».
Так и оставался Прокопьич без ученика, пока не «дошло дело до Данилки Недокормыша». Сиротке было лет двенадцать, не больше. Из жалости его «взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча». Однако парнишка оказался не приспособлен к этому делу – с куда большим удовольствием он рассматривал картины или различные драгоценные поделки в барском доме. Не смог он работать и подпаском – из-за его невнимательности коровы разбредались, куда хотели. В результате было решено отдать мальчика на обучение Прокопьичу.
Узнав о горькой судьбе Данилушки, Прокопьич пожалел его, а вскоре так привязался, что «прямо сказать, за сына держал». Поначалу старик давал парнишке много свободы, но как узнал об это приказчик, так стал сам контролировать обучение Данилки. Но это было лишним – мальчик был на удивление толковый и быстро учился всем премудростям малахитного дела.
Вырос Данилушка высоким, сильным, красивым парнем – «однем словом, сухота девичья». Прокопьич стал с ним и за невест разговоры вести, но парень мечтал стать настоящим мастером, а потом уж думать о семье.
Однажды барин, чтобы определить уровень мастерства Данилки, приказал ему сделать малахитовую чашу на ножке. Увидев его работу, барин был доволен – он сразу смекнул, что Прокопьич взрастил отличного мастера себе на смену. Он передал Данилке новые чертежи, по которым он должен был вырезать новую чашу со сложными, затейливыми узорами.
После этой проверки Данилка понял, что способен на многое. Вот тогда он и задумал самостоятельно, не по барским чертежам, вырезать редкой красоты чашу, «чтобы камень полную силу имел». Мысли о ней не давали ему покоя ни днем, ни ночью.
Видя, что парень сам не свой, старик решил его женить – «лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется». У Данилки уже была на примете славная девушка – Катя Летемина, на которой он собирался жениться, как только выполнит заказ барина.
Чаша по барским чертежам вышла у Данилки знатная. По этому случаю позвал Прокопьич старых мастеров, и те одобрили работу Данилки. Вот только сам он был не очень доволен чашей, в которой не видел ни особой красоты, ни жизни.
Тогда самый старый мастер сказал, что тот, кто увидит каменный цветок, постигнет красоту камня и попадет «к Хозяйке в горные мастера». Услышав это, загорелся Данилка увидеть тот самый каменный цветок. Однажды, перед самой свадьбой, отправился он на Змеиную гору за малахитом – тут ему Хозяйка и явилась.
Данилка принялся умолять Хозяйку показать ему каменный цветок. Та долго отговаривала от этого – после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем, и Хозяйка повела парня в свой сад, где он увидел неземной красоты каменный цветок.
Вернулся Данилка домой сам не свой. Он грустил весь вечер, а ночью убежал неизвестно куда. Одни говорили, «что он ума решился, в лесу загинул», а другие не сомневались, что Данилу взяла к себе в горные мастера сама Хозяйка…
. П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.
Тема. П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.
Цель:
· выявить художественную идею сказа, отличия сказа от сказки;
· формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;
· формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи сказа.
Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма А.Птушко «Каменный цветок» (1946 г.).
І. Организационный момент.
II. Анализ содержания сказа П.Бажова «Каменный цветок».
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
— Как характеризует Данилушку отношение к миру окружающей природы?
-Кто помог открыть в Даниле художника?
— Каково назначение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?
— Каким предстаёт перед вами Прокопьич в начале сказа?
— Почему старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке?
Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности; человек, обладающий такими качествами, способностями.
— Какой заказ получил Данила?
2.3. Обращение к учебнику. Фотография малахитовой вазы.
2.4. Сообщение подготовленного ученика о малахите, о вазах из малахита.
Начало Уральской самоцветной истории принято связывать с 18-м столетием. Однако, настоящий расцвет наступил с 1700 г., когда Петр I занялся горными исследованиями всерьёз и повелел основать в Москве специальный приказ по горным делам. На Урале возник завод по обработке камня, вокруг которого и начал строиться город Екатеринбург.
Малахит — медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений, используется для различных поделок или как сырьё для получения меди. Малахит – это минерал ярко зелёного цвета.
Среди уральских камней, каковых добывается несколько десятков наименований, первым по праву является малахит, зеленый узорчатый камень, которого в 19-м веке внезапно обнаружилось великое множество, что и обусловило создание таких памятников архитектуры и камнерезного искусства, как Малахитовый кабинет Эрмитажа.
«Тут вот Данилушке думка и запала. Не нами сказано – чужое охаять мудрости немного надо, а своё придумать – не одну ночку с боку на бок повертишься. Вот Данилушко сидит над этой чашей по чертежу, а сам про себя другое думает».
— Найдите в этом отрывке афоризм. Каково его значение?
Данила испытывает досаду потому, что необходимо выполнить барский заказ. Но он хочет использовать все возможности такого материала, как малахит, показать людям подлинную красоту камня. Неутолённая жажда свободного творчества, исканий известна каждому художнику.
Талантливый человек учится, но не повторяет учителя и не копирует мир: он создаёт свой. Жить по-своему – значит жить в одиночку. Бажовские мастера – все одинокие люди; для них одиночество – не трагедия, а условие труда: люди с их суетой, обидами и расчётами отвлекают от дела и мешают работать.
Художник должен быть свободен. Данила работает не за вознаграждение, он свободен от власти денег. Мастерство он ценит превыше всего.
Своей авторской волей Бажов решительно освобождает крепостного мастера от владеющего им барина: он «оброк Данилушке назначил пустяковый, не велел парня от Прокопьича брать», а на изготовление вазы по присланному чертежу отпустил времени столько, сколько потребуется, «пусть хоть пять лет просидит».
2.6. Выразительное чтение учащимися фрагмента от слов «С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать…» до слов «…не мог её из головы выбросить».
— Почему Данила решил делать чашу по дурман-цветку?
Его отношение к природе особое (это тоже отличает мастера) – он пытается её постичь, переступить через нерушимую грань между искусством и природой, соединить их воедино.
— Как вы понимаете слова «А камень-то какой! Первый камень! Понимаете, первый!»
Данила стремится поведать людям о природной красоте камня, показать его силу. Путь героя – попытка разгадать тайны природы, сделать живым самое, казалось бы, неживое – камень, но может ли быть для мастера неживым то, что создала природа? Для Данилы-мастера камень живой.
2.7.Сообщение подготовленного учащегося о Хозяйке Медной горы.
Лучший, ярчайший из фантастических образов Бажова – Хозяйка Медной горы, Малахитница, покровительница творческого труда, мастерства, искусства. Ей ведомы все тайны прекрасного. Перед людьми она выступает обычно в образе сказочно красивой женщины. Данило-мастер «по красоте да по платью малахитову сразу её признал». Могущество Малахитницы сказочно велико. «Легонько этак рукой помахала» — шахта обвалилась. «Повела рукой, и приказчик по самую маковку зеленью зарос» — окаменел. Хозяйка горы проникает в мысли и чувства людей, в их намерения, по крайней мере, в пределах её владений.
Она снисходительна к духовно близким ей людям, понимает их душевные движения, умеет оценить чистые побуждения. Являясь хранительницей секретов высокого мастерства, она – воплощение вечной творческой неудовлетворённости, творческих исканий мастера-художника.
Махалитница «в курсе» всех людских дел, всего происходящего на земле. В её образе проявляются черты, которые присущи положительным сказочным героям, отражающим нравственный идеал рабочих людей.
Старатели верили, что она может и «подсунуть» своему любимчику камешек нужного узора, и одарить незаурядным камнерезным талантом; живет же она в подземных чертогах из уральских самоцветов, захочет – оборотится зеленой ящеркой, заплачет – изумруды капают…
— Почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень?
— Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему она не сразу выполняет просьбу Данилушки?
2.10.Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот и пошёл Данилушка…» до слов «Сказала и рукой махнула».
— Как вы понимаете слова Хозяйки: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу».
2.11. Обращение к выставке рисунков учащихся.
2.12. Обращение к иллюстрации в учебнике.
— Какой эпизод сказа П.Бажова изображён на иллюстрации? Опишите позу и выражение лиц героев. Что вы можете сказать об их характерах?
3. Выводы.
— Почему Данило разбил свою чащу, сделанную на заказ? Что мучило его?
Данила понимал: по заказу нельзя создать настоящее произведение искусства. Работы по присланному чертежу, по общему мнению мастеров, не что иное как порча камня. Однако герой, как и всякий мастер своего дела, человек слова. Данила не может его нарушить и не выполнить заказ.
Создавая чашу, о которой он мечтал, Данила стремится к идеалу.
Однако в искусстве нет и не может быть воплощённого, достигнутого идеала, только поэтому оно остаётся искусством. Данила это почувствовал и уничтожил чашу.
III. Сказ и сказка.
1.Отличие сказа от сказки.
— Как вы думаете, речь персонажей Бажова выигрывает или проигрывает от большого количества диалектных слов?
Без большого числа диалектных слов повествование утратит прежний колорит. Это будет не сказ, а рассказ о событиях. Диалектные слова уместны в сказе, поскольку позволяют сохранить достоверность повествования о событиях.
— Чем сказ отличается от сказки?
СКАЗ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. | СКАЗКА – рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. | |
Место действия | Реальное, конкретное, в нём живёт рассказчик (Гумешки, Мраморское). | Действие происходит очень далеко. |
Образ рассказчика | Свидетель либо участник событий (рассказчик – дед Слышко). | Не свидетель и не участник повествования. |
Время | Время максимально приближено к моменту повествования. | Время между рассказом и происходившими в волшебной сказке событиями отдалено. |
Волшебная сила. | Источник вдохновения для мастера. (Волшебный каменный цветок – идеал, к которому стремится Данила). | Основа действия. |
2. Сообщение подготовленного учащегося «Сказ Бажова в кино и театре. Музыка С.Прокофьева к балету «Сказ о каменном цветке» (1950)».
3. Просмотр (прослушивание) фрагментов фильма А.Птушко или музыки к балету Прокофьева.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать статью учебника, посвящённую Н.Н.Носову, с.112-113, ч.2.
2.Подготовить к пересказу любой прочитанный ранее рассказ Н.Н.Носова.
3.Нарисовать любимых героев произведений Н.Н.Носова (по желанию).
Молодой мастер и стремление к совершенству
Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.
Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.
Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.
Опытный ремесленник и его юный ученик
Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.
О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.
И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи — картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.
Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.
Что же было дальше?
Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.
Творчество и красота
«Каменный цветок» — не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов — люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду — богатство, семейное счастье и уважение окружающих.
Многие положительные герои Бажова — люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример — Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства — чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения — настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.
Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.
Краткое содержание сказки Бажова «Каменный цветок»
Для написания сказок Бажов использовал легенды и сказания горнорабочих Урала, поэтому работы писателя ценятся и являются классикой детской литературы. Краткое содержание «Каменного цветка» позволяет лучше узнать главных героев и познакомиться с основными событиями сюжета. История рассказывает о том, что истинное мастерство возможно только при полном самоотречении.
Действующие лица
Главный герой сказки — Прокопьич. Это малахитный мастер, который отличается суровым внешним видом. Но внутри него скрыта добрая натура. Многие барины мечтали отправить к нему учеников, только всех мальчиков Прокопьич ругал, дергал за уши и отправлял обратно.
Лишь Данилка Недокормыш приглянулся мастеру. Он был сиротой, мать мальчика умерла, а отца тот и вовсе не знал. Его считали умственно отсталым, поэтому не обращали на него внимания. К Прокопьичу Данилка попал случайно, но сразу завоевал любовь мастера. В сказке «Каменный цветок» есть и другие персонажи:
Бажов написал «Каменный цветок» на основе сказаний рабочих. В произведении есть такой персонаж, как Хозяйка. Она живет в Змеиной горе и владеет большим количеством самоцветов. Эта волшебница встречается и в других сказках писателя.
После прочтения произведения можно сделать запись в читательский дневник. В него вносят следующую информацию:
Сказки Бажова можно читать в младшем школьном возрасте. В произведении показано, как важно не забывать о любимых людях в погоне за идеалом.
Знакомство с Данилкой
Прокопьич был известным мастером по малахиту. Ему неоднократно присылали учеников, но безуспешно: мужчина быстро отправлял их обратно. То ли не хотел знаниями делиться, то ли не видел в них желания учиться. Все изменилось с появлением Данилки.
Мальчику исполнилось 12 лет, он был сиротой. Его взяли в дом барина на должность казачка. Пареньку нужно было приносить табакерку, бегать по поручениям. Но Данилке это стало неинтересно. Гораздо больше его интересовали картины и украшения из драгоценных камней. Перевели мальчика к пастуху, но и там Данилка показывал невнимательность, после которой коровы разбегались. Тогда мальчика выпороли. Ни слова не сорвалось с его губ, но заболел он сильно.
Данилку вылечила знахарка. Она же рассказала ему о чудесном каменном цветке. Бабка сказала, что если увидеть это чудо, то на всю жизнь можно остаться несчастным. Отправили Данилку учиться к Прокопьичу. Неожиданно у мальчика открылись небывалые таланты. У него оказался зоркий глаз. При первой встрече он сразу указал мастеру на ошибку.
Прокопьич был крепостным, но ему разрешалось иметь и свою работу, поэтому у него водились деньги. Справил он Данилке одежду, сапожки, но пока не учил. Решил барин проверить, что знает мальчик, и остался доволен. С этого дня он велел Недокормышу работать.
Испытания для ученика
Взрослел мальчик, становится красавцем и искусным мастером. Решил барин испытать парня и велел ему сделать чашу из малахита. Справился юноша с заданием, да так быстро, что сделал не один предмет, а три. Восхитился барин и прислал другой чертеж со сложной чашей. С неохотой Данилка приступил к делу. Втайне он мечтал сделать свою чашу, красивую и оригинальную.
Начал юноша ходить по лесу, искать цветок, который будет служить вдохновением. Потерял он покой и сон. Прокопьич решил женить ученика. В качестве невесты выбрал девушку Катю Летемину.
Данилка выполнил заказ барина, но остался недоволен. Не было в чаше красоты. Тогда мастера рассказали ему легенду о каменном цветке — стоит посмотреть на него, как сама Хозяйка в ученики возьмет. Свадьба выпала на Змеиный праздник. Пришел Данилка отдохнуть под гору Змеиную и увидел там красивую женщину в малахитовых одеждах. Это была Хозяйка.
Стал он умолять показать ему каменный цветок. Она его отговаривала и останавливала, но безуспешно. Провела Хозяйка парня в сад, показала ему цветок. Нагляделся на него Данилка и ушел домой.
Веселился юноша вместе с Катей и гостями, но потом загрустил. Разбил чашу для барина и убежал. После этого никто его не видел. Только мастера поговаривали, что юношу забрала Хозяйка.
В сказке Бажова показано, как Данилка не хотел следовать общепринятым стандартам. Он стремился стать настоящим мастером. Им двигал не материальный интерес, а желание делиться с людьми красотой.