Пересказ рассказа кладовая солнца сказка быль в сокращении

Сказки

Михаил Пришвин — Кладовая солнца:
Краткое содержание

Глава 1

Село «возле Блудова болота», поблизости от города Переславля-Залесского, 1943 год. Тут живут брат с сестрой, сироты Веселкины. Их мать болела и умерла, а отца Павла убили в Великую Отечественную войну. Насте 12 лет, она «как золотая курочка»: веснушчатая и золотоволосая. Митраше 10 лет, он «мужичок в мешочке», тоже в веснушках, крепкий и с характером. На их руках все хозяйство: от «избы пятистенной», коровы Зорьки с телушкой Дочкой до козы Дерезы, петуха Пети, поросенка по кличке Хрен и овечек. Соседи помогали детям, чем могли. А ребятишки и по дому управлялись, и в колхозе трудились. Настя, как когда-то мама, с утра до вечера занята делом. Митраша во всем ей помогает, а еще, как отец, мастерит посуду из дерева. «Их дружба перемогла все, жили они хорошо».

Глава 2

Глава 3

Дети миновали «приболотицу», заросшую ивой, и углубились в само болото. В древности оно было морем, и сейчас на нем холмы – борины. Дети срывают клюкву. Митраша напоминает, что на Сухой речке живет грозный волк Серый помещик. До войны он целое стадо «порезал». Птицы будто здороваются с ребятишками и друг другом. И даже заяц что-то кричит. Но лучше всех был крик журавлей перед восходом солнышка. Насте боязно. Она хочет собирать ягоды на широкой тропе. Но Митраша ведет ее к топкой Слепой елани.

Глава 4

У Лежачего камня дети видят сросшиеся ель и сосну. Они борются за жизнь, как люди. Отдохнув, ребята вновь спорят. В итоге Настя идет по общей тропе, а Митраша по узенькой тропке, к заветной палестинке.

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Все Блудово болото (где так легко заблудиться!) – кладовая солнца. В нем запасы горючего торфа. Сила солнца перелилась в каждую травинку – и та, сгнивая, становилась торфом в болоте. Потому и опасна Слепая елань, куда шел упрямый непослушный Митраша: там слой торфа совсем молодой, топкий. Гибли там и люди, и звери. Земля закачалась под ногами у мальчика. Для храбрости он запел: «Ты не вейся, черный ворон». И смело пошел по елани. Даже не понял, что это она. И утоп в болоте по самую грудь. Слышал, как зовет его сестра, а толку: ветер относил в сторону его ответный крик. Заплакал Митраша. Окружили его любопытные сороки.

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Между тем, утром рассказчика (он жил через дом от Веселкиных) разбудило мычанье голодной Зорьки. Хотели соседи искать детей, а они – навстречу. Все ахнули, увидев столько клюквы. Но в гибель волка от руки мальчишки поверили тогда, когда привезли мертвого зверя в село. «Не мужичок, а герой». А через пару лет Митрашу было не узнать: вырос в высокого парня. Тут и войне конец. Удивила всех и Настя. Всю клюкву отдала ребятишкам из ленинградского детского дома.

В финале сказки рассказчик говорит, что он – разведчик «болотных богатств». Он выяснил, что торфа из этих мест хватит какой-нибудь фабрике на целый век. Болота – настоящие кладовые Солнца, а вот чертей в них точно нет, это все выдумки.

Читательский дневник по повести «Кладовая солнца» Пришвина

Сюжет

Отзыв

Для автора это сказка-быль. От были здесь – война, год событий, названия мест, описание природы. Кульминация сказки – в 8 главе, когда Митраша тонул в болоте. Развязка – в 11 главе, где собака спасает Митрашу. Тема кладовой солнца (торфа) и кладовой души, доброты в каждом человеке. Первые учителя детей в жизни – родители. Сказка учит труду, смелости, взаимовыручке, дружбе, послушанию, любви к родным и природе, щедрости. Учит тому, что человек может в добрых целях брать богатства природы.

Источник

Кладовая солнца краткое содержание

Сказку «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д. Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Через описания пейзажа Пришвин передает внутреннее состояние персонажей, смену настроений в рассказе.

Читать онлайн краткое содержание «Кладовой солнца» можно прямо на нашем сайте.

Главные герои

Настя Веселкина – девочка 12-ти лет, сестра Митраши, «была как золотая курочка на высоких ногах».
Митраша Веселкин – мальчик 10-ти «с хвостиком» лет, брат Насти; его в шутку называли «мужичок в мешочке».
Травка – собака умершего лесника Антипыча, «большая рыжая, с черным ремешком на спине».
Волк Старый помещик

Краткое содержание
Глава 1
В селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Детям осталась изба и хозяйство. Сначала ребятам помогали управляться с хозяйством соседи, но вскоре те сами всему научились.
Дети жили очень дружно. Настя рано вставала и «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша же занимался «мужским хозяйством», мастерил бочонки, лоханки, деревянную посуду, которую продавал.

Глава 3
Еще затемно ребята пошли к Блудовому болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет в одиночку «страшный волк, Серый помещик». Как подтверждение этому, вдали раздался волчий вой.
Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.

Глава 4
Дети вышли к «Лежачему камню». Оттуда шли две тропинки – одна хоженная людьми, «плотная», а вторая «слабенькая», но идущая на север. Поссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша пошел на север, а Настя – по «общей» тропе.

Глава 6
Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков. Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.

Глава 9
Увлекшись сбором клюквы, Настя не заметила, как сошла с тропы и неожиданно оказалась у той самой «палестинки», усыпанной ягодами, к которой хотел дойти Митраша. Настя начала поспешно собирать клюкву. Отвлеклась только тогда, когда случайно зацепила рукой плеть, на которой лежала гадюка. Оглянувшись, Настя заметила собаку Травку. Девочка ласково ее позвала. Пытаясь поделиться с собакой хлебом, Настя наконец вспомнила о Митраше. Девочка громко позвала брата, но, не услышав унесенный ветром ответ, присела возле корзины и заплакала.

Заключение
В произведении «Кладовая солнца» Михаил Михайлович Пришвин затрагивает вопросы выживания людей, в частности детей, в сложные периоды (в рассказе это время Отечественной войны), показывает важность взаимной поддержки, помощи. «Кладовая солнца» в сказке является сборным символом, обозначающим не только торф, но и все богатство природы, и людей, живущих на той земле.
Рекомендуем не только прочесть пересказ «Кладовой солнца», но и оценить произведение полностью.

Источник

«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения

Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Читайте также:  Рассказ о речевом этикете 6 класс

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

«Кладовая солнца» – сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина

Меню статьи:
[toggler title=”Список глав (открывается по клику)” ]

Действие сказки-были «Кладовая солнца», написанной большим любителем природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, разворачиваются в период Великой Отечественной Войны. События, о которых пойдёт речь, происходили в местах лесистых и болотистых в районе города Переславль-Залесского.

Глава 1.

В начале произведения автор знакомит нас с его главными действующими лицами – девчушкой Настей и её братцем Митрашей. Мать их умерла от болезни, а отец погиб на войне. После этого шефство над ребятами взяли соседи. Но брат и сестра оказались настолько дружными и работящими, что скоро стали сами справляться со своим бытом и хозяйством, которого, кстати говоря, у них осталось немало. Была у детей и корова, и поросёнок, и овечки, и коза, и куры. И со всем этим управлялась двенадцатилетняя Настя и её десятилетний братик. Девочка была рослая, соседи ласково прозывали её золотой курочкой на высоких ногах, мальчик был низенький и плотный, за что получил прозвище «мужичок в мешочке».

Одно, что выдавало в них родню, так это веснушки, которые усеивали лица малышей повсеместно, кроме их пытливых носиков. Несмотря на большой объём домашней работы: забота о скотине, огороде, хлопоты по дому, ребята никогда не сторонились коллектива, ходили на собрания, силясь понять, что там говорится, рыли противотанковые рвы, помогали в колхозе. Митрашу отец обучил бондарству. И мальчик по мере сил делал для соседей деревянную посуду на заказ. Автор поражается тому, на сколько сплочённые были дети. Он вспоминает, что жил с ними по соседству и не знал никого более дружного меж собой во всей деревне. Стоило Митраше надуться, как Настенька подходила к нему, гладила ласково по голове, и гнев братишки тут же проходил.

Глава 2.

Следующая глава сказки начинается с того, что рассказчик описывает полезные свойства ягоды клюквы, которая в изобилии произрастала в тех местах. Он утверждает, что особенно хороша клюква, которая перезимовала под снегом, особенно если запарить её в горшочке с сахарной свеклой. Такой напиток вполне заменяет собой сладкий чай, а ещё в тех краях клюква считалась лекарством от всех болезней.

Глава 3.

И вот ребята наконец-то отправились в свой поход. Они без труда пересекли приболотницу Блудова болота, через которое им предстояло держать путь. По тем местам часто ходили люди, и уже успели прорубить дорогу между стволами тамошней буйной растительности.

Рассказчик сообщает нам, что в той местности посреди болот есть песчаные холмы, которые называются боринами. Вот на один такой холм и выбрались наши охотники за клюквой. Там и стали попадаться им первые кроваво-красные ягодки. Кроме ягод, на Борине Звонкой, ребята встретили ещё и следы наступающей весны – сочную траву и цветы волчьего лыка. Митраша в шутку сказал сестре, что из него волки плетут себе корзины. После этого ребята с опаской припомнили свирепого волка, о котором всё также рассказывал им отец. Прозывали того волка Серый помещик, и жил он в завалах на Сухой речке, всё в том же лесу, по которому пробирались сироты.

Читайте также:  Рассказ как слон спас хозяина от тигра главная мысль

Наконец ребята добрались до развилки дороги: одна тропа, отходящая от развилки, была широкая и хорошо вытоптанная, вторая – чуть заметная. Дети озадачились тем, куда им идти. Митраша достал из футляра компас и определил, что на север ведёт узкая тропинка. А именно на север, по словам отца, нужно идти, чтоб добраться до палестинки. Насте не хотелось идти по малоизвестной тропе, пугала девочку губительная Слепая елань, но после непродолжительного спора она уступила брату. И вот охотники за клюквой отправились на север по узенькой тропинке.

Глава 4.

Спустя какое-то время ребята добрались до места, называемого в народе Лежачий камень. Там сироты устроили привал в ожидании первых лучиков рассвета, чтобы двинуться дальше. После того, как окончательно рассвело, дети приметили, что от камня в стороны расходятся опять-таки две тропинки. Одна хорошая, плотная, тропа шла направо, другая, слабенькая, – прямо. Проверив по компасу направление, Митраша указал на слабую тропу, на что Настя ответила, что это вообще не дорога. Мужичок в мешочке упорствовал, что это именно та тропинка, о которой говорил отец. Сестрица предположила, что отец просто подшучивал над ними, но братец продолжал стоять на своём, а потом и вовсе сорвался с места и пошёл по узкой дорожке. Сердитый малыш не подумал ни о корзинке, ни о провизии, а сестра не стала его останавливать, а лишь плюнув ему вслед пошла по широкой дорожке. И сразу же, как по волшебству, затянуло тучами небо, зловеще закаркали вороны, зашумели и застонали деревья.

Глава 5.

Жалобный стон деревьев заставил вылезти из обвалившейся картофельной ямы гончую собаку Травку. Она выбралась из ямы и завыла также жалобно, как и окружающие её деревья. Уже целых два года прошло с тех пор, как случилось ужасное несчастье в жизни животного: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч.

Автор вспоминает, как они ездили к Антипычу с давних времён на охоту. А он всё жил в своей лесной сторожке, верно даже сам уже позабыл сколько ему лет. И казалось рассказчику нашему, что тот лесник никогда не умрёт. Поучал он молодёжь уму-разуму. А собака жила при нём и души не чаяла в своём старом хозяине.

К вою тому уже давно прислушивался оголодавший за зиму Серый помещик.

Глава 6.

Волки в тех местах наносили большой вред сельскому хозяйству, уничтожая домашний скот. Рассказчик оказался в группе, посланной в лес для борьбы с дикими животными. Группа эта по всем правилам определила место обитания волков и обнесла его верёвкой по всему периметру. На верёвке были развешаны красные флажки, пахнущие кумачом. Это было сделано не спроста, так как волков раздражает и пугает такой цвет и запах. В ограждении были проделаны выходы, количество которых совпадало с количеством стрелков в отряде.

За следующее лето Серый порезал коров и овец не меньше, чем вся погибшая стая вместе взятая. Зимой, когда пастбище пустовало, он ловил собак по деревням и питался в основном собаками.

В то утро, когда дети между собой поссорились и разошлись в разные стороны, волк был голодный и злой. Поэтому, когда зашатались и завыли деревья близ Лежачего камня, он не выдержал, вылез из своего убежища и тоже завыл. И это был зловещий вой, от которого кровь стынет в жилах.

Глава 7.

Глава 8.

Блудово болото, по которому вела стрелка компаса Митрашу, содержало огромные запасы торфа. Именно поэтому автор прозвал это место кладовой солнца. Солнце даёт жизнь каждой травинке и деревцу в лесу. Умирая и падая в болото, растения превращаются в полезные ископаемые, хранящиеся под толщей воды, вот так и получается, что болото – кладовая солнца. Слой торфа в Блудовом болоте был неравномерный. Чем ближе к Слепой елани – тем моложе и тоньше. Митраша продвигался вперёд, а тропы и кочки под его ногами становились не просто мягкими, а полужидкими.

Глава 9.

Глава 10.

Но собака отвлеклась, потому что снова почуяла зайца. Она, как охотник со стажем, поняла круг заячьего побега и ринулась вслед за ним к Лежачему камню. Там она засекла свою добычу, напружинилась для прыжка, немного не рассчитала и перелетела через зайца. Русак же, в свою очередь, со всех ног рванул по митрашиной тропе прямо на Слепую елань. Услышав долгожданный собачий лай, Серый помещик тоже со всех ног бросился в том направлении.

Глава 11.

Травка мчалась за зайцем, который всячески пытался запутать свои следы.

Но вдруг собака остановилась, как вкопанная. В десяти шагах от себя она увидела маленького человека. В понимании Травки все люди делились на два типа – Антипыч с разными лицами, то бишь добрый человек, и враг Антипыча. Вот почему умная собака рассматривала Митрашу издалека.

Глаза мальчика сначала были тусклыми и мёртвыми, но увидев Травку, постепенно загорелись огнём. Этот жгучий взгляд напомнил собаке хозяина, и она слабо махнула хвостом.

И вдруг она услышала, как маленький человек произносит её имя. Надо сказать, что изначально лесник звал свою собаку Затравкой, лишь потом её имя приобрело сокращённый вариант. Митраша произнёс: «Затравка!» В сердце животного зажглась надежда, что это маленький мальчик станет её новым Антипычем. И она поползла.

Там он встал в полный рост, отряхнулся и громко крикнул: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!» После этих слов собака окончательно признала в Митраше своего нового хозяина.

Глава 12.

Когда соседи узнали, что дети не ночевали дома, то стали готовить спасательную экспедицию. Но вдруг под утро из леса гуськом вышли охотники за сладкой клюквой, на плечах у них был шест с тяжёлой корзиной, а рядом бежала собака Антипыча.

Настя корила себя, что из-за жадности на клюкву позабыла о брате, поэтому отдала всю ягоду детям, освобождённым из блокадного Ленинграда.

В завершении истории, автор сообщает нам, что он член разведывательной экспедиции, прибывшей на Блудово болото с первых дней войны, чтобы разведать в нём запасы торфа.

Исследования показали, что торфа в болоте хватит для работы огромной фабрики лет на сто. Рассказчик призывает читателя отринуть предрассудки, что в болотах черти водятся, и воспринимать их, как настоящие кладовые солнца.

Источник

Краткое содержание сказки «Кладовая солнца» М. Пришвина

Эту сказку М. Пришвин написал в 1945 году. Прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» можно на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.

Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Через описания пейзажа Пришвин передает внутреннее состояние персонажей, смену настроений в рассказе.

Основные персонажи сказки

Пришвин Кладовая солнца главные герои:

М. Пришвин «Кладовая солнца» кратко

Михаил Пришвин Кладовая солнца краткое содержание для читательского дневника:

Главными героями рассказа являются девочка Настя и ее младший брат Митраша. Насте 12 лет, а Митраше 10 лет. После смерти родителей Настя и Митраша живут одни в своем сельском доме. Они сами ведут хозяйство, держат козу.

Однажды Настя и Митраша идут за клюквой на Блудово болото. В лесу они спорят о том, какой дорогой идти. В результате каждый из них идет своей тропинкой. Митраша решает укоротить свой путь и идет по непроторенной тропинке. Он оказывается на болоте и начинает тонуть. Он зовет на помощь Настю, но сестра его не слышит: она увлеченно собирает клюкву. Наконец Настя вспоминает про брата. Она зовет его, но мальчик не отзывается.

Читайте также:  Рассказы чехова для детей короткие и веселые

Это интересно: Сказка «Серебряное копытце» Бажов написал в 1938 году. В рассказе автор описал жизнь маленькой сиротки Даренки и старика Коковани, которым посчастливилось увидеть волшебного козла по прозвищу Серебряное копытце.

Короткий пересказ «Кладовой солнца»

Краткое содержание Кладовая солнца:

Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле. Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца». Такие кладовые разыскиваем мы, геологи. Эта история произошла в конце войны, в селе возле Блудова болота, что в Переславль-Залесском районе.

В соседнем от нас доме жили брат с сестрой. Двенадцатилетнюю девочку звали Настей, а её десятилетнего брата — Митрашей. Дети недавно осиротели — «их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень милые. «Настя была как Золотая курочка на высоких ножках» с личиком, усыпанным золотистыми веснушками. Митраша был невысоким, плотным, упрямым и сильным. Соседи называли его «мужичок в мешочке». Сначала им помогали всем селом, а потом дети сами научились управляться с хозяйством и оказались очень самостоятельными.

Однажды весной дети решили пойти за клюквой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но пролежав зиму под снегом, она становится вкуснее и полезнее. Митраша взял отцовское ружьё и компас, Настя — огромную корзину и еды. Когда-то отец рассказывал им, что в Блудовом болоте, возле Слепой елани есть нетронутая полянка, усыпанная ягодой. Туда-то дети и направились.

Вышли они затемно. Птицы ещё не пели, только за рекой слышался вой Серого Помещика — самого страшного волка в округе. К развилке дети подошли, когда солнце уже встало. Тут и вышел у них спор. Митраша хотел идти по компасу на север, как отец говорил, только северная тропка была нехоженой, чуть заметной. Настя хотела пойти торной тропой. Дети поругались, и каждый повернул на свою тропку.

Между тем компас привёл Митрашу прямо к Слепой елани. Здесь еле заметная тропка делала крюк, и мальчик решил его срезать напрямки. Впереди лежала ровная и чистая полянка. Митраша не знал, что это и есть гибельная топь. Мальчик прошёл больше половины, когда елань начала его засасывать. В одно мгновение он провалился по пояс. Митраше оставалось только лечь грудью на ружьё и застыть. Внезапно мальчик услышал, как его окликает сестра. Он отозвался, но ветер отнёс его крик в другую сторону, и Настя не услышала.

Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя. Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос. Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.

Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.

Содержание сказки «Кладовая солнца» по главам

Краткое содержание рассказа Кладовая солнца по главам с цитатами:

В селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Детям осталась изба и хозяйство. Сначала ребятам помогали управляться с хозяйством соседи, но вскоре те сами всему научились.

Дети жили очень дружно. Настя рано вставала и «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша же занимался «мужским хозяйством», мастерил бочонки, лоханки, деревянную посуду, которую продавал.

Еще затемно ребята пошли к Блудовому болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет в одиночку «страшный волк, Серый помещик». Как подтверждение этому, вдали раздался волчий вой.

Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.

Дети вышли к «Лежачему камню». Оттуда шли две тропинки – одна хоженная людьми, «плотная», а вторая «слабенькая», но идущая на север. Поссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша пошел на север, а Настя – по «общей» тропе.

Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков. Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.

Блудово болото с «огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется» и потом «торф достается человеку от солнца в наследство».

Митраша шел к «Слепой елани» – «погибельному месту», где в трясине погибло много людей. Постепенно кочки под его ногами «становились полужидкими». Чтобы сократить путь, Митраша решил идти не по безопасной тропинке, а напрямую через поляну.

Издалека раздался крик звавшей его Насти. Митраша ответил, но ветер унес его крик в другую сторону.

Увлекшись сбором клюквы, Настя не заметила, как сошла с тропы и неожиданно оказалась у той самой «палестинки», усыпанной ягодами, к которой хотел дойти Митраша. Настя начала поспешно собирать клюкву. Отвлеклась только тогда, когда случайно зацепила рукой плеть, на которой лежала гадюка. Оглянувшись, Настя заметила собаку Травку. Девочка ласково ее позвала. Пытаясь поделиться с собакой хлебом, Настя наконец вспомнила о Митраше. Девочка громко позвала брата, но, не услышав унесенный ветром ответ, присела возле корзины и заплакала.

Настя, услышав выстрел, закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Ребята развели костер и сделали себе ужин из пойманного Травкой зайца.

Эту историю рассказали «разведчики болотных богатств», которые в годы войны готовили болота – «кладовые солнца», для добычи торфа.

Заключение

В произведении «Кладовая солнца» Михаил Михайлович Пришвин затрагивает вопросы выживания людей, в частности детей, в сложные периоды, показывает важность взаимной поддержки, помощи. «Кладовая солнца» в сказке является сборным символом, обозначающим не только торф, но и все богатство природы, и людей, живущих на той земле.

Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

Видео краткое содержание Кладовая солнца Пришвин

Сказка побуждает сотрудничать и любить все вокруг. Не отчаиваться, когда в жизни большие трудности. Самонадеянность и жадность показаны в негативном свете. Осознав свои ошибки нужно идти дальше. Пройдя через испытания, дети приобрели зрелые качества, например, Настя была готова позаботиться о детях войны. «Кладовые солнца» – это не только места добычи торфа, но и сами дети и окружающая природа. Важно уметь их видеть.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Источник

Познавательное и интересное