Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Татьяна Жерлицина
Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Образовательная область: Речевое развитие.
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.
Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Цель: Развитие связной, монологической речи.
Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту.
Развивающие: Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание.
Воспитательные: Воспитывать честность, справедливость.
Предварительная работа: отгадывание загадок о фруктах,исследовательская деятельность : что внутри у фрукта,презентация: «Что такое хорошо, что такое плохо».
Словарная работа: «покраснел как рак», горница, сочла, побледнел.
Материалы и оборудование: компьютер, слайды по теме фрукты, потрет Л. Н. Толстого, книга с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», предметные картинки с изображением вареного рака, горницы, мнемотаблицы к рассказу, игрушка Незнайка, корзина со сливами.
Ход деятельности:
Воспитатель: Назовите фрукты в которых есть звук «с», а в каких фруктах нет этого звука?. Сядьте.
Воспитатель: Сейчас на экране я буду показывать вам фрукты, а вы будете отвечать на вопросы: какой? какая? какое?
Дети: Овальный, жёлтый, сочный, кислый.
Дети: Круглый, оранжевый, сочный, сладкий.
Дети: Похожа на треугольник, жёлтая, сочная, сладкая.
Дети: Круглый, розовый, сочный, сладкий.
Дети: Овальная, фиолетовая, сочная, сладкая.
Воспитатель: Где растут фрукты?
Дети: Фрукты растут в саду на фруктовых деревьях.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что фрукты растут в саду на фруктовом дереве. Давайте попробуем их достать.
Сопряжённая игра «На ветке»
Вот на ветке – абрикос, Потянуться руками вверх,
Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны
Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх,
Но смотри, не оступись! Быстро присесть
Воспитатель: Как фрукты попадают к нам на стол?
Дети: Фрукты покупают в магазине, на рынке.
Воспитатель: Я знаю, что вы любите фрукты. Почему? Что находится внутри каждого фрукта?
Дети: Внутри каждого фрукта есть семечка или косточка.
Воспитатель: Как нужно правильно есть фрукты?
Дети: Их обязательно надо мыть, чтобы не было микробов. А косточку выбросить в мусорное ведро.
Воспитатель: Ребята, сегодня я прочту вам рассказ писателя Льва Николаевича Толстого «Косточка». (показываю портрет и книгу) Этот рассказ очень хотел послушать наш общий знакомый Незнайка, но он опять где то задержался.А мы с вами знаем пословицу: Семеро одного…
Воспитатель: И так послушайте, какая история произошла с одним мальчиком.
(Воспитатель читает рассказ «Косточка»)
Беседа по содержанию:
Воспитатель: Что купила мама?
Дети: Мама купила сливы.
Воспитатель: Как вел себя Ваня?
Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.
Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?
Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.
Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?
Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.
Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?
Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.
Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?
Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.
Воспитатель: Почему беспокоился папа?
Воспитатель: Что ответил Ваня?
Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко.
Воспитатель: Почему Ваня заплакал?
Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.
Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?
Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.
Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?
Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.
Воспитатель: В рассказеесть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.
Воспитатель: А что такое горница?
Дети: Светлая, красивая комната.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?
Дети: Стал белым, бледным от испуга.
(ответы детей подкрепляю картинкой)
Воспитатель: Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте.
(во время чтения рассказа демонстрирую карточки «мнемотаблицы» по тексту)
Раздаётся стук в дверь. Вношу игрушку- Незнайку
Воспитатель: Незнайка извиняется за опоздание, он очень огорчился, что не услышал рассказ.
Ребята, а кто хочет рассказать Незнайке историю про мальчика Ваню.
(Ребёнок пересказывает рассказ «Косточка» используя мнемотаблицы.)
Воспитатель: Незнайке очень понравился рассказ,он говорит вам : «Спасибо» и угощает всех сливами.
МНЕМОТАБЛИЦЫ К РАССКАЗУ «КОСТОЧКА»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ произведения Л. Толстого «Пожарные собаки» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ произведения Л. Толстого «Пожарные собаки» «Пожарные собаки». Л. Толстой Программное.
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Задачи: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: • Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;.
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи. Пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке» Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Развитие речи»: пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке». Образовательные.
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.
Конспект занятия с детьми подготовительной группы, пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» 1. Как вы думаете, нужно ли читать книги? Почему важно читать книги? Чему нас учат худож. Произведения? Я приглашаю вас на выставку книг.
Образовательная деятельности по речевому развитию в старшей группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Основная образовательная область : ОО «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Пересказ произведения Л. Толстого «Пожарные собаки» Тема ООД: Пересказ художественного произведения «Пожарные собаки». Л. Толстой Программное содержание: 1. Закрепить представления детей.
Занятие по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше» Программное содержание: Развивать умение пересказывать текст используя схему-модель. Развивать зрительную память, использовать в речи существительные.
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе по произведению Л. Н. Толстого «Косточка»
Сычева Елена Владимировна
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе по произведению Л. Н. Толстого «Косточка»
Воспитатель: Сычева Елена Владимировна
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе по произведению Л. Н. Толстого «Косточка»
Ведущая образовательная область: «Познавательно-речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: познавательная деятельность, речевая, моторная, коммуникативная
Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь
ОО «Познавательное развитие»
1. Закрепить представление детей о фруктах
2. Развивать мышление, воображение, внимание, зрительное восприятие
3. Учить самостоятельно делать выводы и умозаключения
ОО «Речевое развитие»
1. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ близко к тексту
2. Совершенствовать навыки диалогической и монологической речи
3. Обогащать речь существительными, прилагательными
4. Учить навыкам словообразования
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Закреплять умение работать в коллективе, воспитывать дружеские взаимоотношения
2. Воспитывать честность
ОО «Физическое развитие»
1. Развивать мелкую и общую моторику рук
2. Формировать правильную осанку
Методы и приемы: Беседа, указания, вопросы, чтение рассказа, установка на пересказ,, повторное чтение, образец пересказа с опорой на схему, пересказ рассказа детьми, поощрение, оценка, привлечение детей к оценке, пересказ по частям.
Планируемый результат: овладение навыками пересказа текста точно, последователь, выразительно.Оборудование и материал: модели к рассказу «Косточка»
Место проведения: групповое помещение
Предварительная работа: отгадывание загадок, беседа о фруктах, Игра съедобное, несъедобное, рисование на тему «Фрукты»
Дети стоят. Ребята давайте проверим, кто из вас знает какие бывают фрукты. Сядет тот, кто назовет один фрукт, кто назвал садится на стульчик (ответы детей) Какие вы все молодцы, как много фруктов вы знаете. Я тоже знаю один фрукт, я сейчас вам загадаю загадку, а вы должны отгадать, что это?
Средь фруктовых муз она,
Любит красоваться в синем,
Сарафан зеленый снимет
Догадались, что за дива,
Ну конечно это… (слива)
Правильно ребята, это слива, а какая она на вкус? (ответы детей) А когда мы съедаем сливу, что остается? Верно, косточка. Я вам сейчас прочту рассказ Л. Н. Толстого (показываю его портрет, который так и называется «Косточка»
o Вам понравился рассказ?
o А кто главный герой рассказа?
o Что купила мать своим детям и хотела дать им после обеда?
o Как мать узнала, что слив стало меньше? (мать сочла сливы и рассказала отцу)
o О чем спросил отец за обедом?
o Что ответил Ваня?
o Почему Ваня заплакал?
o Почему Ваня съел сливу без разрешения? (потому что он их никогда не ел, а они вкусно пахли)
o Правильно ли поступил Ваня?
o А что он должен был сделать? (сказать правду)
o Дети, а как бы вы поступили на месте Вани?
А теперь давайте немножко отдохнем
Мы вчера в саду гуляли.
Мы смородину сажали,
Завели мы разговор.
А теперь внимательно послушайте рассказ еще раз и постарайтесь запомнить, потом вы будете его пересказывать (чтение рассказа повторно с опорой на мнемосхему) Л. Н. Толстой «Косточка».
Кто хочет сам рассказать этот рассказ?
Кто хочет пересказать рассказ со своим другом? Кто будет начинать? А кто заканчивать? Смотрите внимательно на мнемосхему и вспоминайте о чем наш рассказ (заслушиваются 2-3 пересказа). Молодцы ребята, внимательно меня слушали, хорошо запомнили текст.
Дети, вам понравилось пересказывать по мнемосхеме рассказ? Кто по-вашему пересказал выразительнее всех? А ты Арсений, как думаешь? А у тебя, София, какое мнение?
Итог: Ребята, вам понравилось то, чем мы с вами сегодня занимались? А что понравилось больше всего тебе Арина? А что понравилось Роме? Как вы считаете, кто сегодня был самым активным? Какое задание вам понравилось больше всего?
Мне понравилось, как вы сегодня занимались, вы внимательно меня слушали и отвечали на вопросы. Спасибо.
Конспект игры-занятия по речевому развитию «Чудо-дерево» по произведению К. Чуковского Цель: Развитие у детей интереса к дидактическим играм, формирование у детей умений обобщать предметы. Дидактические задачи: 1. Учить детей.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят» Цель: Закрепление знаний детей о ПДД через.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Цветы бывают разные» в старшей группе Цель. Формировать представления о разновидностях цветов, об их классификации; закрепить знание названий полевых и садовых цветов. Задачи.
Конспект занятия «Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»
Наталья Царюк
Конспект занятия «Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»
Ход ЗАНЯТИЯ
-Осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).
-Давайте угостим друг друга. (Дети выбирают,чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т. д.). (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)
-Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА С ПОСЛЕДУЮЩИМ ОБСУЖДЕНИЕМ. После прочтения рассказа педагог объясняет слова «горница» и «сочла».
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто—нибудь одну сливу?»Все сказали: «Нет».Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ. ИГРА «ОТВЕЧАЙКА».
Дети распространенным предложением отвечают на вопросы:
-О ком этот рассказ?
-Почему Ване очень хотелось слив?
-Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?
-Что произошло за обедом?
-Почему все засмеялись после Ваниных слов?
-А почему Ваня заплакал?
-Как вы бы поступили на месте Вани?
Как румян осенний сад! Легкие хлопки по щекам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощеки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх,
Точно солнышки горят! Соединить в круг («солнышко»).
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА С УСТАНОВКОЙ НА ПЕРЕСКАЗ.
Педагог объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА ДЕТЬМИ. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПИШЕМ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-О чем говорилось в рассказе?
-Правильно ли поступил Ваня?
-Как нужно поступать в таких случаях?
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В. БИАНКИ «КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ»
ЦЕЛИ: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных; развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать у детей интерес к художественному слову.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат», предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:чтение художественных текстов: М. Пришвина «Еж», русских народных сказок в обработке Л. Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя».Игры: «Чей домик?», «У кого кто?»
Ход ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Игра «Назови семью»
Педагог показывает картинки, а ребенок, называя всю семью,отвечает:
лис — лиса — лисята — это лисья семья;
медведь — медведица — медвежата — это медвежья семья. И т. д.
-Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)
Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде, Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле,оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ИНТЕРВЬЮ»
-Почему испугался охотник?
-Куда он взобрался от испуга?
-Кто появился на берегу реки?
-Медведица и медвежата — это какая (чья) семья? Что стала делать медведица?
-Почему один из медвежат убежал в лес?
-Почему медвежата остались довольны купанием?
-Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?
-Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?
-А вы рассказали бы?
Я, как белка в колесе,
Чтобы было веселей
-Поскакали вместе. Дети совершают прыжки на месте.
Раз, два, три, четыре, пять
-Начал заинька скакать. Под счет прыгают 5 раз.
Прыгать серенький горазд
-Он подпрыгнул десять раз. Прыгают 10 раз.
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ С УСТАНОВКОЙ НА ПЕРЕСКАЗ.
ПЕРЕСКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕТЬМИ.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Как назывался рассказ?
-Чья семья испугала охотника?
-Что больше всего вам запомнилось из рассказа?
ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
ЦЕЛЬ: закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе; упражнять в составлении описательного рассказа по картине.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
— Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей)
— А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).
— Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).
— Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
— О каком времени года рассказал нам поэт A.C. Пушкин? (Об осени.)
— С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость.)
— Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)
— Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.
Предлагаем детям прослушать запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
— Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?
— Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)
— Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).
— Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.
2. РАБОТА С КАРТИНОЙ. ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ»
— Ребята,посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полу увядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.
— А вы хотели бы оказаться на этом лугу?
— Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).
— Исаак Ильич Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
— Правильно, ребята.Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня.
— Какие приметы осени вы видите на этой картине?
— Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
— Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)
— Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
— Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)
— А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)
— А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным).
3. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА
4. ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА
Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, кик это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно,но со присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.
5. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ. ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ЗВУКОВОЕ ПИСЬМО»
— Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и голубом ручье.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ.
Оценка рассказов детей.
ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «АЛЕНУШКА»
ЦЕЛИ: учить составления описательного рассказа по репродукции картины; развивать наблюдательность и зрительное внимание; развитие логического мышления и творческого воображения; развитие лексико-грамматического строя речи (обогащение и активизация словаря, построение сложных предложений); воспитание интереса к произведениям живописи.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка»; серия карточек – символов (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце»).
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
— Сегодня мы будем рассматривать картину и рассказывать, что на ней изображено.
Чтение стихотворения М. Пожарова «Девочка в лесу»
О чём ты плачешь, девочка,
В задумчивой глуши,
У озера, где зыблются
Зачем слезинки вспыхнули
-«Я жду к себе русалочку,
Никто не откликается, –
И скучно мне одной!
Вокруг так неприветливо
И лес такой пустой.
— Есть ли общее в настроении стихотворения и картины?
2. РАБОТА С КАРТИНОЙ. ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ТЕЛЕИГРА»
— Картина называется «Аленушка». Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Кто изображен на картине? (На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)
— Какое произведение устного народного творчества напоминает эта картина? Почему?
— Художник написал «Аленушку» под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.
— Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? Ответы детей.
— Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)
— В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.
— Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде? (выставляются карточки-символы)
Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто,бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка.
— Что делает девушка? (символ) (Сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)
— Какие чувства вызывает она у вас? – (символ) (Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).
— Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? (символ, (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане;зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.
3. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. Обычная ходьба.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем, Ходьба «змейкой».
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. Бег на носках.
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. Ходьба на пятках.
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
4. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ
— Где происходит действие картины? (символ, (Алёнушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором черная. Кругом темный лес, пожелтевшая трава)
— Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить? (Художник изобразил раннюю осень. Мы видим желтые листья, слегка пожелтевшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее.)
— Подберите теперь слова-признаки к словам небо (осеннее, хмурое, унылое, серое); листья (опавшие, пожелтевшие, желтые); озеро (глубокое, бездонное); вода (темная, почти черная, холодная); лес (мрачный, темный, таинственный).
5. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТОЧЕК-СИМВОЛОВ
— Сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам эти карточки – символы (напоминаем значение карточек и выставляет их в последовательности рассказа: вопросительный знак, место действия, время действия, композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц; цветовая палитра, символ «сердце»).
Дети представляют свои рассказы.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ.
Оценка рассказов детей
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ
И ПОНИМАНИЕ КАРТИНЫ
Я ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ТЫ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
В игре принимают участие двое детей. Они поочередно называют объекты, изображенные на картине. За каждый правильно названный объект дети получают фишки. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество фишек. Игра позволяет не только развивать внимание детей, но и уточнить названия объектов. В начале игры можно оговорить с детьми,что нужно найти и назвать: только главные объекты или главные и второстепенные, только целые объекты или объекты и их детали.
Дети называют объекты картины с заданной характеристикой (только красные; только те, которыми играют; только те, которые можно катать; только те, которые могут издавать звуки, и т. д.). При выполнении этого упражнения не только выделяются и закрепляются названия объектов, но и уточняются их функциональные и качественные характеристики.
Упражнение развивает действия кодирования и моделирования. Взрослый предлагает детям найти на картине объекты, признаки и свойства которых можно обозначить тем или иным символом. Например, выбрать из ряда предложенных символов соответствующий выделенному объекту, самостоятельно обозначить свойство объекта этим символом, объединить разные символы, тем самым как бы смоделировать объект.
Примеры символов: цветные пятна символизируют цвет объекта; круг, квадрат, прямоугольник и т. д. — форму объекта; разновеликие фигурки — величину объекта и т. д.
Ребенок называет предметы, используя символы. Например, ему предлагается символ, по которому нужно определить подходящий предмет (объект) или группу предметов (объектов) на картине и назвать их. Можно попросить ребенка объяснить свой выбор. Символ может быть представлен на заранее подготовленных карточках или создан на глазах у ребенка.
Примеры символов: красное пятно и круг — называть красные, круглые предметы; перечеркнутое синее пятно и прямоугольник — называть предметы прямоугольной формы, но не синие и т. д.
Ребенок какое-то время рассматривает картину, после чего педагог убирает ее и выставляет фрагменты изображения или предметные картинки. Ребенок должен выбрать те, которые соответствуют рассматриваемой картине. Затем он проверяет себя самостоятельно (с опорой на картину) либо с помощью педагога.
Педагог предлагает детям объяснить внешние, пространственные или смысловые связи между заданными объектами на картине (объекты могут быть заданы словесно, предметными картинками, символами). При этом можно выбирать как непосредственно связанные друг с другом объекты (мальчик —блокнот: мальчик несет блокнот, так и объекты без видимых связей (мальчик —девочка: мальчик и девочка играют). В процессе выполнения упражнения дети не только выделяют, но и осознают различные связи на картине, но и фиксируют их в своей речи, совершенствуя синтаксическую структуру фразы.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину (фрагмент картины, а затем закрывает ее экраном. Ребенок должен по памяти назвать как можно больше объектов, изображенных на ней.
Вариант: ребенок вспоминает объекты с заданными характеристиками,которые могут быть предложены в разной форме: словесно, на картинках, в виде символов.
НАЙДИ ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ
Детям предлагается найти общее и различное между картиной и фотографией их собственной деятельности с так же игровым оборудованием; между картинами аналогичного содержания (что требует большей степени обобщенного, целостного восприятия изображения).
Ребенок рассматривает фрагменты картины, представленные на маленьких картинках, соотносит их с целостным изображением картины и говорит, какая часть большой картины не представлена на маленьких картинках-фрагментах.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Взрослый предлагает детям назвать объект (изображенный на картине или существующий в реальности, а затем описать его. Для составления описательных рассказов рекомендуется использовать наглядные графические схемы (наглядные планы, которые облегчают выделение признаков объекта, помогают сохранять логику описательного рассказа.
Дети должны узнать по описанию объект или персонаж картины. Такой вариант упражнения позволяет в игровой форме дать образец описательного рассказа.
Другой вариант упражнения позволит сформировать у детей умение узнавать связный, целостный текст и деформированный. В этом случае педагог сначала предлагает детям деформированный описательный текст (черные волосы, есть кроссовки, что-то несет) и спрашивает, понятно ли о ком идет речь, можно ли по этому описанию узнать персонаж картины. Он уточняет, какой информации не хватает для узнавания (мальчик или девочка, во что одет, что делает). Затем педагог дает полное, связное описание персонажа (объекта).
Данное речевое упражнение направлено на развитие грамматического строя речи и формирует у детей умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.Оно может быть проведено в индивидуальной или групповой: форме на разном иллюстративном материале. При обучений рассказыванию по картине такое упражнение стимулирует детей к словообразованию при самостоятельном рассказы-вании, развивает умение пользоваться основными лексическими средствами связности текста.
Ребенок подбирает недостающие слова в рифмованную речевую конструкцию. Речевой материал предлагается с учетом содержания картины, а актуализация нужного ело! происходит в контексте целого стихотворения.
В отличие от предыдущего, в данном речевом упражнении существительные, прилагательные, глаголы актуализируются вне контекста, по речевому образцу. Например,педагог говорит: «Мальчик фигуру несет, а девочка фигуру, (что делает)»; «У мальчика в руках блокнот, а у девочки в руках. (что)».
Упражнение направленно на развитие лексики и может проводиться в разных вариантах: вне контекста по словесной инструкции; в контексте, с заданием подобрать подходящее слово и повторить предложение. Подбираются задания, в которых используются прилагательные, наречие глаголы (по содержанию картины).
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ СТРУКТУРУ
ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ
Варианты «вхождения в картину» различны.Педагог может предложить ребенку воображаемую ситуацию: «Если появлюсь в картине, то я.». Ребенок должен представ! что он скажет, что будет делать (возьмет, уберет); уточняется, в какой части картины ему хотелось бы оказаться и т. д.
Другой вариант «вхождения в картину» основан на использовании элементов театрализованной игры (принятии роли персонажа картины).Взрослый предлагает ребенку стать одним из персонажей: подобрать соответствующие атрибуты (среди натуральных предметов, имитировать действия персонажа, сопровождать выбор и показ словесным объяснением.
Чаще всего это упражнение выполняется на основе объединения персонажей или объектов картины по какому-либо признаку (смысловому, пространственному, внешнему и т. д.). После того как общий признак (связь между объектами) найден, взрослый предлагает ребенку придумать реплики, которыми могли бы обменяться персонажи картины. Это упражнение могут выполнять двое детей или ребенок и взрослый (с проговариванием предложенных реплик).
Выполнение упражнения предполагает рассказывание с привлечением наглядных графических опор (схем). В отличие от упражнения «Назови и опиши», в котором отрабатывается описательный рассказ, данное упражнение направлено на совершенствование повествования с опорой на трехчленную наглядную модель рассказа (начало, середина, окончание). Педагог может предложить заполнить каждую из частей соответствующими предметными картинками (о чем расскажем в начале? в середине? в конце).В этом случае у детей формируется умение выделять части повествования: начало, середину (основную часть, окончание.
Один из возможных вариантов упражнения заключается в придумывании окончания, середины или начала к повествованию педагога.
Педагог предлагает ребенку записать на магнитофон (диктофон) звуковое письмо, которое будет представлять собой интересный и понятный рассказ по картине. Затем ребенок слушает свой рассказ и самостоятельно отмечает неточности повествования. По желанию ребенка можно дополнить или исправить звуковое письмо.
При выполнении этого упражнения не только совершенствуется структура связного высказывания, но и развивается способность анализировать свои и чужие рассказы, формируется критичность к результату собственной речевой деятельности.
В отличие от предыдущего,в этом упражнении педагог моделирует особую коммуникативную ситуацию: он пишет письмо, содержащее рассказ ребенка, «как будто» под диктовку. При этом отраженное повторение педагогом фразы произнесенной ребенком, стимулирует к составлению распространенных предложений, совершенствуя их структуру.
Игровое упражнение проводится с целью развития умения вести связный диалог по содержанию картины. Начальных этапах обучения роль собеседника выполняет взрослый, а позднее — другой ребенок (или группа детей). Игровая ситуация может быть представлена в следующих сюжетах «На выставке», «Репортаж» и др.
В этой игровой ситуации дети выполняют следующих задания ведущего:
узнают объект, изображенный на картине, по описанию ведущего (с опорой на картину или по памяти);
узнают картину по названию (из ряда предложенных);
отвечают на вопросы ведущего, начинающиеся со слов
вспоминают стихи, подходящие к содержанию картины (специально выученные в ходе обучения рассказыванию
Перед тем как начать игру, дети выбирают ведущего и жюри (в жюри могут входить и взрослые, и дети). Игрок, набравший большее количество жетонов, рассказывает большой и интересный рассказ, который можно записать на диктофон с целью дальнейшего обсуждения.
Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (старшая группа) Задачи. Закрепить представление детей о фруктах. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ.
Фотоотчет о фрагменте НОД по теме «Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить» В фотоотчете представляю фрагменты познавательно- экспериментальной деятельности по теме: Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка.
Конспект ОД по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект ОД по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить…» Цель: Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное.
Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.
Конспект организации непрерывной НОД детей в старшей группе «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Чтение рассказа Л. Н. Толстого.
Конспект занятия «Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Холодно в лесу зимой» Конспект занятия. Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Холодно в лесу зимой» Подготовила воспитатель: Бернат Ольга Викторовна Программное.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе и пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк». Образовательные задачи: продолжать учить.
Конспект занятия «Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Про снежный колобок» Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Про снежный колобок» ИОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Программное.