Конспект ООД «Пересказ рассказа Льва Кассиля «Сестра» с опорой на мнемотаблицу
АННА ЗОММЕРС
Конспект ООД «Пересказ рассказа Льва Кассиля «Сестра» с опорой на мнемотаблицу
Пересказ рассказа Льва Кассиля «Сестра» с опорой на мнемотаблицу.
Развивать умение пересказывать произведение с использованием на мнемотаблицу.
Продолжать учить детей заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами.
Формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст, используя мнемотаблицу как план рассказа.
Расширять знания детей о мужестве людей во время войны.
Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных.
Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.
Развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.
Воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.
Беседа с детьми о том, кто такие защитники Отечества, объяснение, что такое война. Чтение рассказа, обсуждение знаков-символов для данного произведения.
Ход ОД:
I. Организационный момент.
Создание проблемной ситуации.
Звучит запись выстрелов пулеметов и военных орудий.
— Ребята, вы слышите? Что это за звуки? (Выстрелы)
— Где мы могли бы услышать такие звуки? (Кино, игра, ВОЙНА)
— Да, такие звуки можно услышать на войне.
Ребята, война – это очень страшно. Очень давно на нашу страну напали враги пытались захватить ее, началась война, и называлась она Великая Отечественная. Называлась она так потому, что наши прадеды, тогда еще совсем молодые, защищали наше Отечество, нашу Родину, от врагов. И они совершали героические поступки, защищая свою Родину. И совсем скоро у нас будет праздник, когда мы поздравляем всех мужчин, дедушек и пап.
Кто знает, как называется этот праздник? (День защитника Отечества)
Кого мы будем поздравлять в этот день? (ответы детей)
23 февраля мы будем поздравлять всех мужчин с днем защитника Отечества. Мы будем поздравлять и мальчиков как будущих солдат и защитников нашей Родины.
— Сегодня мы с вами будем пересказывать рассказ «Сестра», который написал Лев Кассиль. Из него вы узнаете, какими храбрыми, мужественными и сильными во время войны были не только мужчины, но и женщины, и даже совсем молоденькие девушки, которые вытаскивали раненых солдат с поля боя. Об одной такой медсестре я сейчас прочитаю вам рассказ.
2. Чтение рассказа Л. Кассиля «Сестра».
3. Словарная работа
фашистская пуля – вражеская пуля;
медицинская сестра – девушка, которая оказывает первую помощь раненому, выносит его с поля боя;
4. Беседа с детьми по содержанию рассказа с параллельным выставлением мнемотаблицы.
— Куда пошел солдат Иван Котлов? (Иван Котлов пошел в бой)
— Куда ранила Ивана Котлова фашистская пуля? (Фашистская пуля ранила Ивана в руку и грудь).
— О чем он думал, когда его ранило? (он думал, что сейчас умрет).
— Что услышал солдат? (солдат услышал, что его кто-то тихонько трогает)
— Кто пришел к нему на помощь? (на помощь к нему пришла медицинская сестра)
— Что стала делать медицинская сестра? (медицинская сестра достала из сумки бинт и стала перевязывать рану).
— О чем ее спросил солдат? (Солдат спросил: «Я умру?»).
— Что ответила ему сестра? (Сестра ответила: «Будете жить. Я вас сейчас перевяжу»).
— Как звали сестру? (сестру звали Надя Балашова).
— Знак вопроса. Почему ее можно назвать храброй и сильной? (ее можно назвать храброй и сильной, потому что фашисты по ней стреляют, а она ползет и раненого тащит).
5. Динамическая пауза.
6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Послушайте рассказ, который мы будем пересказывать.
7. Пересказ детьми рассказа с использованием мнемотаблицы (по цепочке, индивидуально)
Что вам больше всего понравилось в рассказе?
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в подборе прилагательных.
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.
Конспект НОД «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Тип: Интегрированное. Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ совместно с воспитателем, формировать умение понимать содержание.
Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Задачи: учить детей пересказывать текст рассказа, при помощи схемы; передавая интонацию при характеристике персонажей. Упражнять воспитанников.
Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.
Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.
Речевое развитие. Чтение: Л.Кассиль «Сестра»
Конспект НОД по речевому развитию.
Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Интеграция ОО : речевое развитие, познавательное развитие.
Вид деятельности : познавательно – речевая.
Цель: Углублять и систематизировать представления детей о войне, о мужестве нашего народа.
Задачи : Учить передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Материал. Репродукция картины Марата Самсонова «Сестрица»
Формы работы: беседа, рассматривание репродукции картины Марата Самсонова «Сестрица»
Словарная работа: подвиг, победа, героический поступок, защитник, ветеран.
Мотивация детей к деятельности
Дети стоят в кругу, воспитатель читает отрывок из стихотворения
С. Михалкова «Вечный огонь».
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
— Дети, давайте почтем память погибших на войне минутой молчания.
В этом году будет 75 лет, как окончилась Великая Отечественная война.
Началась Великая Отечественная война. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады и школы.
Война была очень страшной и жестокой. Много людей погибло в этой войне. Народ не жалел своей жизни, чтобы остановить врага. Наравне с мужчинами сражались и старики, и женщины и даже дети. Старики и дети помогали партизанам, разведчикам и солдатам, а молодые девушки были снайперами, летчиками, медицинскими сестрами. На войне люди помогали друг другу.
Рассматривание репродукции картины.
О чем рассказывает эта картина?
Простановка цели детьми
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
Чтение рассказа Л. Кассиля «Сестра»:
Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно – пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смёрзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, – медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану – осторожно, чтобы не больно.
«Кругом бой, а она приползла», – подумал Иван и спросил: – Умру?
– Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
– Спасибо, сестрица! – говорит Иван Котлов. – Дозвольте узнать, как вас зовут.
– Надя зовут, – отвечает, – Надя Балашова.
Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!
Вопросы:
– Что случилось с Иваном Котловым?
– О чём думал солдат?
– Почему он не смог открыть глаза?
– О чём подумал Иван?
– Что ответила девушка?
– Что она сделала потом?
Повторное чтение рассказа.
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
Пересказ рассказа детьми по одному по желанию, затем по цепочке.
Задание «Объясни слова»
Вам понравился рассказ? Почему?
Хотели бы вы быть похожими на героев рассказа?
Какие чувства возникли у вас к защитникам нашей Родины?
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Связная речь. Учить детей передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Словарь. Учить детей понимать смысл образных выражений в пословицах.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»»
Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Связная речь. Учить детей передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Словарь. Учить детей понимать смысл образных выражений в пословицах.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов.
Материал: репродукция картины М. Самсонова «Медицинская сестра».
— Игровая ситуация: внесение картины М. Самсонова «Медицинская сестра».
+ Ребята, посмотрите на эту картину. О чем она рассказывает?
+ Сегодня я познакомлю вас с рассказом Л. Кассиля «Сестра».
Вам нужно будет его пересказать.
+ О чем говорится в этом рассказе?
+ Что случилось в бою с Иваном Котловым?
+ Как автор рассказывает о медицинской сестре Наде Балашовой? (Она маленькая, но сильная, храбрая девушка)
+ Чем вам нравится Надя Балашова?
— Повторное чтение рассказа.
— Пересказ рассказа детьми (2 – 3 человека)
+ Ребята, послушайте пословицы:
Сам погибай, а товарища выручай; Один за всех и все за одного.
+ Как вы думаете, подходят ли они по смыслу к прочитанному рассказу?
+ Можно ли сказать, что слова «Сам погибай, а товарища выручай» относятся к Наде? (Да, она могла погибнуть, но бросилась на помощь товарищу, спасла его)
+ А вы можете сказать про себя и своих друзей: Один за всех и все за одного?
+ Были ли у вас такие случаи, когда вы выступали на защиту друга, малышей?
+ А теперь послушайте еще пословицу: Трус славит себя языком, а храбрец – штыком.
+ Как вы ее понимаете? О чем в ней говорится?
+ Есть ли в этой пословице слова, противоположные по смыслу?
+ А сейчас послушайте слова из песни: Смелого пуля боится, смелого штык не берет…
+ Произнесите их так, чтобы все слова звучали четко, чтобы было хорошо слышно каждое слово.
Слова песни произносятся несколько раз, индивидуально и хором.
3. Заключительная часть.
+ Что сегодня учились делать на занятии?
+ С какими трудностями столкнулись?
+ Кому перескажете рассказ Л. Кассиля «Сестра»?
Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Конспект НОД Речевое развитие. Развитие речи с детьми 6-7 лет.
Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Задачи: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Оборудование. Текст рассказа Л. Кассиля «Сестра», картинка к тексту.
Мотивация детей к деятельности
1. Разрезная картинка к тексту рассказа «Сестра».
Дети, посмотрите на картинки и скажите, что вы видите? Как вы думаете, какое событие передает картинка.
Постановка цели детьми
Время когда шла война
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
2. Пальчиковая гимнастика
Пальцы эти – все бойцы.
Удалые молодцы. (сжимаем и разжимаем ладони)
Два больших и крепких малых (пальцы рук здороваются)
И солдат в боях бывалых.
Два гвардейца – храбреца!
Два сметливых молодца!
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца – коротышки –
Очень славные мальчишки!
3. Игра с мячом «Скажи наоборот»
3. Задание «Объясни слова»
Отечество – (Россия, страна в которой мы живём,
Ветеран- (старый опытный воин, участник прошедшей войны, подвиг- (героический поступок,
герой – (человек, совершивший поступок, необычный по своей храбрости).
4.Физминутка «Стойкий оловянный солдатик»
Наклонитесь все вперед,
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте- скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Марш на место не спеша.
5. Чтение рассказа Л. Кассиля «Сестра» и составление плана пересказа.
— Но на войне были и женщины-медсёстры, которые вытаскивали раненых солдат с поля боя. Об одной такой медсестре я сейчас прочитаю вам рассказ. Он называется «Сестра», написал его Лев Кассиль.
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
6. Пересказ рассказа «Сестра»
Несколько детей выходят в центр группы и пересказывают рассказ. Помогаю если затрудняются.
7. Инсценировка по рассказу.
В конце деятельности дети проводят самоанализ проведенной работы.
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Связная речь. Учить детей передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Словарь. Учить детей понимать смысл образных выражений в пословицах.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»»
Тема: «Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Связная речь. Учить детей передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Словарь. Учить детей понимать смысл образных выражений в пословицах.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов.
Материал: репродукция картины М. Самсонова «Медицинская сестра».
— Игровая ситуация: внесение картины М. Самсонова «Медицинская сестра».
+ Ребята, посмотрите на эту картину. О чем она рассказывает?
+ Сегодня я познакомлю вас с рассказом Л. Кассиля «Сестра».
Вам нужно будет его пересказать.
+ О чем говорится в этом рассказе?
+ Что случилось в бою с Иваном Котловым?
+ Как автор рассказывает о медицинской сестре Наде Балашовой? (Она маленькая, но сильная, храбрая девушка)
+ Чем вам нравится Надя Балашова?
— Повторное чтение рассказа.
— Пересказ рассказа детьми (2 – 3 человека)
+ Ребята, послушайте пословицы:
Сам погибай, а товарища выручай; Один за всех и все за одного.
+ Как вы думаете, подходят ли они по смыслу к прочитанному рассказу?
+ Можно ли сказать, что слова «Сам погибай, а товарища выручай» относятся к Наде? (Да, она могла погибнуть, но бросилась на помощь товарищу, спасла его)
+ А вы можете сказать про себя и своих друзей: Один за всех и все за одного?
+ Были ли у вас такие случаи, когда вы выступали на защиту друга, малышей?
+ А теперь послушайте еще пословицу: Трус славит себя языком, а храбрец – штыком.
+ Как вы ее понимаете? О чем в ней говорится?
+ Есть ли в этой пословице слова, противоположные по смыслу?
+ А сейчас послушайте слова из песни: Смелого пуля боится, смелого штык не берет…
+ Произнесите их так, чтобы все слова звучали четко, чтобы было хорошо слышно каждое слово.
Слова песни произносятся несколько раз, индивидуально и хором.
3. Заключительная часть.
+ Что сегодня учились делать на занятии?
+ С какими трудностями столкнулись?
+ Кому перескажете рассказ Л. Кассиля «Сестра»?