Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа Н.Носова «На горке»
Конспект занятия по развитию речи пересказ рассказа Н. Носова «На горке»
воспитатель: А.А. Гудович,
первая квалификационная категория
· Учить детей пересказывать краткий рассказ Н.Н. Носова «На горке» по плану, составленному совместно с воспитателем с опорой на картинки.
· Учить детей анализировать рассказы детей, отмечать громкость, самостоятельность рассказывания, соответствие предложенному плану, передачу содержания близко к тексту, употребление авторских выражений.
· Развивать умение усваивать последовательность развития сюжета, отвечать на вопросы полным предложением.
· Упражнять в подборе прилагательных к существительному «горка».
· Воспитывать умение слушать рассказы сверстников, ответы других детей.
Словарь : дворницкая, крутая горка, нацепил коньки.
Методические приёмы : м/презентация, словесная игра «Какая горка?», чтение рассказа, беседа по вопросам, игра «расставь картинки по порядку», физминутка, пересказ рассказа, анализ рассказов, итог.
— Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте им улыбнемся и скажем здравствуйте. Давайте и мы дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
— Сегодня выпало много снега. Скажите, чем дети займутся на прогулке? (ответы детей)
— Верно, и мы скоро будем строить горку.
— Давайте подумаем, какая у нас получится горка? Передавайте друг другу снежок и подберите слова (красивая, скользкая, крутая, длинная, безопасная, широкая, ледяная, снежная)
Я хочу вам рассказать одну историю, которая произошла у ребят во дворе. Ее написал Н. Носов. Слушайте внимательно, затем будем ее пересказывать. Давайте пройдем и сядем на стулья.
Чтение краткого рассказа Н. Носова «На горке».
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька Чижов не работал. Он дома сидел, в окно смотрел, как другие трудятся.
Прибежали ребята и воскликнули: «Как же теперь кататься?» Обиделись ребята на Котьку и заставили его чинить горку. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котьке очень понравилось работать. Он даже сбоку при помощи лопаты ступеньки сделал, чтобы было легче взбираться наверх.
— О ком говорится в рассказе? (В рассказе говорится о детях и Котьке Чижове)
— Что делали ребята? (Ребята во дворе построили снежную горку. Полили ее водой и пошли домой).
— Где был в это время Котька? ( Котька дома сидел, в окно смотрел, как другие трудятся )
— Почему Котька не смог подняться? (Горка была очень скользкая).
— Что сделал мальчик? (Котька отправился в дворницкую, взял ящик с песком и посыпал горку).
— Как вы понимаете слово «дворницкая»? Что это за место? (Дворницкая – это помещение для дворника, где хранится его инвентарь – метлы, лопаты, песок).
— Что случилось, когда ребята вернулись? (Они обиделись на Котьку и заставили его чинить горку. Котька засыпал песок снегом, а ребята снова полили ее водой).
— Как вы считаете, понравилось Котьке работать? ( Он даже сбоку при помощи лопаты ступеньки сделал, чтобы было легче взбираться наверх. )
Все правильно, ребята.
-Сейчас давайте расставим фрагменты рассказа по порядку. Обратите внимание на слайд.
Как можно назвать первую часть рассказа? (Строительство горки ребятами)
Как назовем вторую часть? (Котька на горке)
Третью часть назовем – (Котька исправился).
-Давайте мы немного отдохнем. Физкультминутка
Вышли ребятишки девчонки и мальчишки (Шаг на месте)
Чтобы с горки покататься, надо на нее взобраться (Поднять руки вверх)
Ноги выше поднимаем – на ступеньки наступаем (Шаг на месте)
Приготовились – садись, и помчались дружно вниз (Присесть и бег на месте)
Влево, вправо наклонись – от препятствий увернись (Наклоны в стороны)
-Отлично отдохнули. Давайте еще раз послушаем эту историю, а потом попробуем пересказать. Помните, говорить надо внятно и громко.
Пересказ текста детьми.
Анализ рассказа детьми.
Как ты считаешь, он рассказал по плану или перепутал части рассказа? Передал содержание близко к тексту?
— ИМЯ пересказывал самостоятельно, громко, выразительно. Он четко следовал нашему плану. Ничего не перепутал и не пропустил. Ему удалось передать сюжет.
— ИМЯ также рассказал, опираясь на план, с небольшой помощью воспитателя. Она вспомнила новое слово «дворницкая». Молодец.
— ИМЯ пересказал все верно и передал содержание близко к тексту, чуть-чуть бы погромче. Зато он употребил авторские выражения «бух носом!» и «нацепил коньки».
Вот какие молодцы ребята!
-Какой рассказ мы сегодня пересказывали? (Мы пересказывали рассказ «На горке»)
-Кто автор рассказа? (Его написал Николай Носов)
Конспект НОД по речевому развитию «Чтение произведения Н. Н Носова «На горке»
Елена Василенко
Конспект НОД по речевому развитию «Чтение произведения Н. Н Носова «На горке»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию на тему: «Чтение произведения Н. Н. Носова «На горке»
Цель: Познакомить детей с произведением Н. Носова.
— учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений;
— усваивать последовательность развития сюжета;
— замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.
Развивающие:
— развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
— подбирать однородные определения к словам.
— воспитывать бережное отношение к труду людей;
— умение внимательно слушать рассказ, высказываться по очереди, не перебивая друг друга.
— активизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимние забавы»
— обогащать предметный словарь: фанерка, дворницкая.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приемы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указания, поощрения.
Наблюдение в зимний период,составление рассказов на тему: «Зима», рассматривание картинок на тему «Зимние забавы».
Материалы и оборудование:
Портрет Н. Носова, картина «Зимние забавы», рассказ Н. Носова «На горке», мяч, ватные диски
Ход НОД
Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Имена».
Дети называют свое имя ласково.
Игра «Назови приметы зимы» (с мячом)
Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).
ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).
СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).
НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).
ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).
Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх)
И под горкой снег, снег, (Приседают)
И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки)
И под ёлкой снег, снег, (Приседают)
А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя)
Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Рассматривание картины воспитатель задаёт вопросы по картине.
— что изображено на картине?
— какая горка?
— что в руках у детей?
Беседа о зимних забавах детей
Дети рассказывают о своих зимних забавах.
Мотивация. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, «катят» перед собой Мы снежную бабу слепили у дома воображаемый ком)
Стоит наша баба (Рисуют руками три кома, начиная с У самых ворот маленького)
Никто не проедет (Грозят указательным пальцем сначала Никто не пройдет правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе (Идут по кругу,последние слова А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» говорит ребенок – «Жучка»)
Беседа по содержанию
— Понравился вам рассказ?
— Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.
— Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).
— А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька, пока ребята трудились?
— Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).
— Честно ли поступил Котька?
— Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком? (Расстроенное, грустное, унылое).
— Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)
— Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)
— Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?
В. : Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?
Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.
Подведение итогов НОД
Мотивация к действию
Чтение мордовской народной сказки «Девушка берёзка» (НОД в средней группе по речевому развитию) Образовательная область: «Речевое развитие» Вид деятельности: «Чтение художественной литературы» Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить.
Конспект НОД «чтение произведения «Кораблик» Д. Хармса. Рисование моря» Конспект Н. О. Д. (от 2л. 5м до 3л. 5 м.)Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная,.
Конспект ОД с использованием ИКТ по речевому развитию в старшей группе «Чтение сказки В. И. Даля «Лиса-лапотница» Конспект образовательной деятельности с использованием информационно – компьютерных технологий на образовательной деятельности по речевому.
Конспект ООД по речевому развитию в группе раннего возраста. Чтение стихотворения «Гав-гав» КОНСПЕКТ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Тема: Чтение стихотворения «Гав – гав». Программные задачи: учить произносить.
Конспект занятия по развитию речи для средней группы. Тема: Чтение художественного произведения Л. Н. Толстого «Умная галка» Программные задачи: учить детей внимательно слушать рассказ, осмысливать его содержание; развивать диалогическую речь; отвечать предложениями.
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение и заучивание стихотворения С. А. Есенина «Черемуха» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: • Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;.
Методические рекомендации к написанию конспекта по развитию речи (чтение одного нового произведения) Структура НОД по речевому развитию (чтение одного нового произведения)Вид деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора.
Положение о конкурсе на лучший участок на основе произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса среди педагогов на лучший участок в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении.
Внеклассное чтение по рассказу Н. Носова «Заплатка» Внеклассное чтение по рассказу Н. Носова «Заплатка» Цель Образовательная : • формировать читательские умения у детей при работе с текстом;.
Совместное составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дво-было много луж. Коле очень нравилось бродить лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик етил, что на одной ноге у него нет ботинка. Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но к и не нашел. Пришел он домой и рассказал все бушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.
Рассказы детей.
Логопед просит детей составить рассказ по серии картин самостоятельно.
Физкультминутка «Туфельки нарядные».
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Конспекты занятий по развитию с
И подошва с каблучком.
Туфли Маше в самый раз Можно выходить на пляс.
После физкультминутки логопед предлагает де тям составить еще несколько рассказов. 6. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): О ком мы сегодня составляли рассказ? В какое время года произошла эта история?
Как нужно относиться к одежде и обуви, которую вам покупают родители?
Тмин: Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок.
— учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
— учить логическому построению высказывания.
— закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;
— развивать внимание, мышление, связную речь;
— закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;
— упражнять детей в согласовании слов в предложениях.
— воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.
Предварительная работа: Экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей. Чтение с последующим обсуждением: Б. Заходер «Портни-
Конспекты занятий по развитию связной речи ч
ха». Аппликация — «Коврик» (из кусочков ткани). Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
Ход занятия 1. Организационный момент.
Логопед: Если нужно отремонтировать одежду, куда мы обратимся? (В швейное ателье.) А если нужно отремонтировать обувь? (В обувную мастерскую.) 2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы познакомимся с самостоятельным и трудолюбивым мальчиком Бобкой, о котором написал рассказ Николай Носов. 3. Чтение рассказа «Заплатка»
с последующим подробным обсуждением*.
• О ком этот рассказ?
• Почему Бобка любил свои штаны?
• Что случилось с Бобкой и его штанами?
• К кому он обратился за помощью?
• Почему мама не захотела зашивать штаны?
• Что она сказала Бобке? (Сам порвал, сам и зашивай.)
• Как поступил Бобка?
• Почему ребята посмеялись над Бобкой?
• Что решил сделать Бобка?
• Как он пришил первый раз заплатку? (Некрасиво, неаккуратно.)
* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 143-144). По ходу рассказа педагог выставляет сюжетные картинки на доску. 48
Конспекты занятий по развитию связной речи
• Почему во второй раз получилось аккуратно?
• За что похвалили ребята Бобку?
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.
Так как рассказ большой по объему, но при этом его легко разделить на законченные части, то лучше всего пересказывать по цепочке. Такой способ пересказа даст возможность участвовать в нем всем детям.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.
Логопед выкладывает предметы одежды и обуви и приглашает детей посетить ателье, в котором они смогут заказать себе зимнюю одежду или обувь. Дети заходят поочередно и делают заказ у «модельера» (логопеда): «Здравствуйте. Я хочу заказать у вас зимнее пальто». Логопед отвечает каждому ребенку: «Хорошо. Ваш заказ будет выполнен».
Логопед (подводит итог занятия): Чем вам понравился рассказ? Почему ребята в конце похвалили Бобку?
Как можно сказать о Бобке, он какой? (Самостоятельный, трудолюбивый, целеустремленный и т.д.)
Занятие 12
Тема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Цели:
— формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;
— учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.
— развивать у детей навык планирования связного высказывания;
— упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;
— активизировать и развивать словарь и лекси-ко-грамматический строй речи.
— воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: сюжетная картина «На горке» (рис. 9), предметные картинки: зима, снег, снежинки, лед, ветер, дети зимой, птицы зимой, метель.
Предварительная работа: Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», выучить и выразительно рассказывать стихотворение М. Ка-рема «Снеговик» (в пер. В. Берестова). Рисование — «Снег идет» (на голубом фоне), аппликация — «Зима», ручной труд — «Снежинка».
Конспекты занятий по развитию связной речи
/. Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кто подберет нужное слово.
• Приходит, наступает, морозит (что?). (Зима.)
• Валит, идет, покрывает, блестит, хрустит, лежит, летит, падает. (Снег.)
• Падают, кружатся, сверкают, блестят, искрятся. (Снежинки.)
• Дует, свищет, метет, бушует. (Ветер.)
• Блестит, сверкает, скользит. (Лед.)
• Катаются, лепят, веселятся, играют. (Дети.)
• Ищут корм, мерзнут, греются. (Птицы.)
• Бушует, воет, метет. (Метель.)
2.Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся на снежную горку. (Выставляется сюжетная картина «На горке».)
3.Беседа по картине.
• Какое время года изображено на картине?
• По каким признакам вы догадались, что это зима?
• Где собрались дети? (На горке.)
• Подумайте, кто построил горку?
• А кто из детей только что пришел на горку?
• Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили? (Из-за того, что Юра не хотел пускать Вову на горку.)
• Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
Как закончилась эта история? • Дайте название картине. 4. Образец рассказа с установкой на пересказ. Общая гора
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
— Не смей! Это не твоя гора! Ты. ее не строил! А Наташа улыбнулась и сказала:
— Катайся, Вова! Это гора общая.
Рассказы детей.
Логопед просит детей самостоятельно составить
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
| И станет ком снеговиком, ка так светла!
«Рисуют» снеговика из трех
Показывают руками на лице
Конспекты занятий по развитию связной речи
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.
6. Игра «Подбери действие» (проводится по картинкам).
• Зима (что делает?) — приходит, наступает, морозит.
• Снег (что делает?) — валит, идет, покрывает, блестит, хрустит, лежит, летит, падает.
• Снежинки (что делают?) — падают, кружатся, сверкают, блестят, искрятся.
• Ветер (что делает?) — дует, свищет, метет, бушует.
• Лед (что делает?) — блестит, сверкает.
• Дети зимой (что делают?) — катаются, лепят, веселятся, играют.
• Птицы зимой (что делает?) — ищут корм, мерзнут, греются.
• Метель (что делает?) — бушует, воет, метет. 7. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): Как вы думаете, правильно поступил Юра? Почему? Чем вам нравится зима?
Т<>ма: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. Цели:
— учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.
— закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
— упражнять детей в логическом изложении высказывания.
— воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.
Оборудование: маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».
Предварительная работа: Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды). Сходить на экскурсию в мебельный магазин.
Конспекты занятий по развитию тапе это логопед), медведь, медведица, медве-минюк и девочка. По ходу рассказа педагог и дети выставляют сюжетные картинки на доску.
Л. Пересказ сказки с элементами драматизации.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
После физкультминутки логопед предлагает етям составить еще несколько пересказов. На дан-Юм этапе дети самостоятельно инсценируют сказ-
Логопед (подводит итог занятия): Как назыви лась сказка, которую вы сегодня показывали? Кем вы были на занятии? (Артистами.) Что больше всего вам понравилось?
Тима: Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).
— обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;
— формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.
— развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;
— упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий;
— развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.
— воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи.
Оборудование: серия сюжетных картин «Семейный ужин» (рис. 10-12), картинка с изображением пылесоса.
Предварительная работа: Чтение с последующим обсуждением: Т. Александрова «Зверик», И. Косяков «Все она», русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рисование — «Я и моя семья».
Конспекты занятий по развитию связной речи
Ход занятия 1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Узнай по описанию».
• Добрая, красивая, терпеливая, веселая, скром ная, ласковая, нежная, умная, требовательная (кто?). (Мама.)
• Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый. (Папа.)
• Старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, до брожелательная, седая. (Бабушка.)
• Старый, умный, строгий, добрый, седой, мудрый. (Дедушка.)
• Веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая. (Сестра.)
• Сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, умный, подвижный. (Брат.)
2.Объявление темы.
Логопед: Назовите этих людей одним словом: папа, мама, сын, дочка, дедушка, бабушка. (Семья.)
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картинкам о дружной семье.
3.Беседа по серии картин.
Выставляются три первых картинки серии и одна предметная картинка с изображением пылесоса.
• Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках? (Вечер.)
• Почему вы так думаете? 60
Конспекты занятий по развитию связной речи
1 Откуда вернулись домой Саша и Маша? (Дети пришли из школы.)
• Л откуда пришли папа и мама? (Родители пришли с работы.)
■ Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время? (Ужин.)
• Что стала делать мама? Зачем?
• Какую работу выполняет Саша?
• Что можно приготовить из картошки?
• Что она будет делать?
• Кого вы не увидели в кухне за работой?
• А почему здесь картинка с изображением пылесоса? (Потому, что нужно сделать уборку в квартире.)
• Так какую работу выполнял папа? (После ответа на этот вопрос выставляется сюжетная картинка, на которой папа пылесосит.)
• Когда все было готово, что сделала семья? (Семья села ужинать.)
• Как можно закончить наш рассказ? (Все были рады, что они вечером собрались вместе за семейным ужином.)
• Как вы думаете, чем были заняты родители и дети после ужина?
• Как можно назвать наш будущий рассказ?
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 454 ; Мы поможем в написании вашей работы!