Леля и Минька очень любили ужинать вместе со взрослыми. Каждый вечер к ним приходили разные гости. Поначалу дети боялись разговаривать, но вскоре стали метко вставлять комментарии в слова взрослых. Особенно Лелька тараторила без остановки.
Однажды в гости пришел папин начальник. Он рассказывал странноватую историю о том, как спас одного угоревшего пожарного. Лелька сразу почуяла подвох. Она хотела было рассказать свою историю, более захватывающую и интересную, как ей казалось, но папин начальник говорил очень медленно, как на зло.
Тогда Леля не удержалась и начала рассказ о девочке во дворе со словами «это что» о повествовании начальника. Мама остановила ее. Папин начальник серьезно обиделся, но продолжил повествование с места слов благодарности от угоревшего пожарного. Леля продолжила есть, на что получила сердитое замечание от бабушки. Леля ответила ей:»На сердитых воду возят». Начальник принял это на свой счет и обиделся. С тех пор детям нельзя было ужинать со взрослыми.
Спустя некоторое время папа подобрел и снова разрешил детям ужинать с ними, но с одним условием — не разговаривать во время еды.
Поначалу сидеть молча было трудно, но потом дети нашли в этом преимущества. Они могли есть больше обычного. Их рты были заняты едой, а не разговорами. Минька хотел намазать масло на булку, но оно было замерзшее. Тогда он решил погреть его на ноже над чаем, но свой чай он уже выпил. Рядом с ним сидел папин начальник, поэтому масло грелось над его чашкой.
Неловким движением Минька уронил растопленное масло в чашку. Леля заметила это. Но рассказать об этом взрослым дети не могли, так как говорить было запрещено. Начальник выпил чай и сразу же поперхнулся. Масло в чашке быстро обнаружилось мамой. Дети во всем признались. И тогда им папа сказал, что обстоятельства поменялись, поэтому они должны были сказать о случившемся. Эти слова и стали для Миньки на всю жизнь золотыми.
Также читают:
Рассказ Золотые слова (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Главный герой повести – отец Василий. Василий был женат и имел двоих детей – дочь и сына. Через семь лет в его семье случилось несчастье – утонул сын. После такого горя жена стала выпивать.
Повествование в рассказе ведётся от лица главного героя. Он получил серьёзное ранение на Мазурских болотах в конце войны. Прооперировали его в сосновой роще, где была слышна канонада фронта.
Как и положено, во всех купеческих домах и подворьях, при каждом дворе должен быть цепной сторожевой пес. Так и у купца Воротилова состоял на службе, и ни как ни меньше верный пес Трезор. И надо сказать службу он нес исправно.
Маленький мальчик Пашка был болен, и мать повела его к врачу. Они очень долго шли, затем долго ждали в сенях, битком набитых людьми. После этого их пустили в приёмную, где снова пришлось долго ждать.
Краткое содержание Зощенко Золотые слова
Рассказ повествует о нескольких праздничных ужинах. Праздничными они были, в основном, потому, что дети допускались за стол со взрослыми – с гостями их родителей. Старшая Лёля и младший Минька (рассказчик) очень гордились, что могут даже участвовать в беседе взрослых.
Сначала гостям это было забавно, а родители умилялись. Постепенно дети осмелели, стали перебивать взрослых. Особенно недоволен был начальник папы. Однажды он рассказывал героическую историю о себе, а Лёля слушала его с нетерпением, чтобы рассказать свою – более интересную. Начальник говорил, что вытащил пожарного из огня! А когда он добавил, что угоревший его поблагодарил словом «мерси», Лёля перебила словами «это ещё что». И начала говорить о своей подружке. Родители нахмурились, начальник покраснел от возмущения. Минька решил спасти положение и сказал, укоряя Лёлю, что угоревший мог поблагодарить, ведь он мог в угаре сказать любой бред. Тут начальник возмущенно сказал, что эти дети невоспитанные, что ему неприятно с ними за столом.
Родители отругали детей, запретили им есть со взрослыми. Брат с сестрой очень переживали, стыдились, обещали исправиться… И вот однажды снова были допущены за стол, но при условии молчать.
И тогда отец объяснил ему, что нужно действовать по обстоятельствам, что он был в этой ситуации не прав. Однако наказывать детей не стали, папа произнёс золотые слова о том, что за глупость не наказывают.
Рассказ учит расставлять приоритеты.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Зощенко. Все произведения
Золотые слова. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Принц Арагонский дон Педро со своим сводным братом доном Хуаном возвращаются из военного похода. С ними едут слуги и двое знатных молодых людей – Клавдио и Бенедикт. Оба они отличились в сражениях и снискали доброе расположение принца
Художник Петров, после эвакуации из Москвы, попал в большой город, расположенный где – то в Средней Азии. Оттуда его и призвали на войну.
Саша Соколов, один из великих русских писателей последних десятилетий, написал роман “Школа для дураков” в 1973 году.
Глава 1 В этой главе писатель дает описание жизни крестьян и знакомит с Никитой Моргунком, собственно главный герой и начинает здесь свое путешествие.
Даррэл Стэндинг будучи профессором агрономии Калифорнийского университета, в припадке ярости убивает своего коллегу профессора Хаскелла. Его находят на месте преступления и приговаривают к пожизненному осуждению в тюрьме Сен-Квентин.
Краткое содержание Золотые слова Зощенко для читательского дневника
Леля и Минька, брат с сестрой, очень любят ужинать с гостями родителей. В такие вечера на стол ставятся разные вкусные блюда, а взрослые рассказывают истории из своей жизни, которые дети любят слушать.
Проблема в том, что Леля часто перебивает гостей и вставляет свои замечания. Однажды она несколько раз делает это, когда начальник отца рассказывает, как спас жизнь пожарному. Начальнику это очень не нравится, и он делает выговор отцу Лели и Миньки. Отныне детям запрещено ужинать вместе со взрослыми.
Так продолжалось два месяца. Брат с сестрой стали уговаривать отца разрешить им снова присутствовать на ужинах со взрослыми. В тот вечер отец был в хорошем настроении и позволил, но с условием, что дети будут молчать.
Во время ужина Леля и Минька сидят, не произнося ни слова, но при этом едят за четверых. Они довольны и не страдают, что нельзя разговаривать. Минька решил намазать масло на кусок хлеба. Но масло было слишком твердым, и тогда мальчик решает погреть его на кончике ножа над стаканом горячего чая. Масло довольно быстро тает и соскальзывает в чай. Беда в том, что стакан принадлежит папиному начальнику. Минька в ужасе и не знает, что делать, ведь говорить строго-настрого запрещено. Леля все это видит, но тоже ничего не может сделать.
Папин начальник, ничего не подозревая, делает глоток чая и начинает кашлять. Попробовав чай, мама выясняет, что ничего страшного нет, просто в стакан попало масло. Отец просит детей поделиться своими наблюдениями. Леля сообщает, что это дело рук Миньки.
Гостям интересно, почему дети все видели, но промолчали. Леля объясняет, что им запрещено разговаривать. Родители объясняют, что, с одной стороны, дети все делали верно: правил придерживаться нужно. Но с другой стороны, бывает так, что обстоятельства меняются, и необходимо действовать по ситуации. К примеру, если детям запрещено выходить из дома и произошел пожар, то запрет перестает действовать, и надо спасаться.
Главная мысль
Смысл рассказа в том, что правила должны исполняться, но нельзя только слепо подчиняться приказаниям. Всегда нужно думать и действовать по обстоятельствам, которым свойственно постоянно меняться.
Читать краткое содержание Золотые слова. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Зощенко. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Золотые слова
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Повесть Валентины Осеевой описывает судьбу пятнадцатилетней девочки Динки, период ее перехода во взрослую жизнь, становления её личности.
У Кристофера Робина есть хороший друг, медвежонок Винни-Пух. Однажды плюшевый медвежонок захотел полакомиться мёдом, увидев высоко на дубе жужжащих пчёл
События поэмы происходят в Великобритании, в период после завершения первой мировой войны. За основу произведения взята легенда о поиске Грааля и миф о бедном рыбаке. Книга разделена на 5 частей, не имеющих связи друг с другом.
Описана обыкновенная семья: мать, отец и дочь. Матери не разрешали рожать врачи из-за порока сердца. Она все-таки родила девочку Олю, которую все любили и безмерно баловали. Как следствие у Оли развился «комплекс Наполеона»
Роман «Гроздья гнева» впервые был опубликован в 1939 году и сразу принес Джону Стейнбеку широкую популярность. Почти сразу был переведен на многие языки мира, в том числе и русский.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
10.04.2019
Зощенко М. «Золотые слова»
Зощенко М., «Золотые слова»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Золотые слова» и их характеристика
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть» Климанова к этому рассказу можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Чему учит рассказ «Золотые слова»
Рассказ учит действовать не только по правилам и указаниям, но и по изменившимся обстоятельствам, учит думать головой, прежде чем выполнять чей-то приказ. Учит справедливости и честности. учит детям не мешать разговаривать взрослым.
Отзыв на рассказ «Золотые слова»
Мне понравился этот рассказ, в котором объясняется, что не всегда следовать правилам хорошо. Я никогда об этом не думала, но оказывается что любое правило может принести не только пользу, но и вред. И умный человек должен понимать, когда следовать правилу, а когда его нарушать.
Пословицы к рассказу «Золотые слова»
На обиженных воду возят.
Нельзя никого назвать счастливым до его смерти.
Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.
Не бывает правил без исключений.
Без ума голова лукошко.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Золотые слова»
Когда Минька был маленьким, он и его сестра Леля очень любили ужинать со взрослыми. Им нравилась еда и нравились разговоры за столом.
Постепенно дети осмелели и стали вмешиваться во взрослые разговоры.
И вот однажды, папин начальник рассказывал про пожар и про то, как он спас пожарного. Начальник рассказывал медленно и Леля не выдержала. Ей хотелось тоже рассказать похожую историю и она вдруг перебила начальника.
Начальник возмутился и сказал, что забыл о чем рассказывал. Леля напомнила ему, что пожарный сказал «Мерси» и удивилась, как мог угоревший пожарный что-то сказать.
Мама шлепнула Лельку, и Минька решил прийти на помощь, начав объяснять, что угоревшие могут бредить, и предположил, что пожарный хотел сказать «Караул».
Начальник затрясся от гнева и стал пенять родителям на воспитание детей. Бабушка поддержала его и сделала замечание Лельке, которая ответила пословицей, что на сердитых воду возят.
Начальник принял эту пословицу на свой счет и ахнул от удивления. А папа решил запретить детям обедать со взрослыми.
Два месяца дети были наказаны, а потом смогли уговорить папу, чтобы тот разрешил им поужинать вместе со взрослыми. При этом они пообещали, что за столом не скажут ни одного слова.
Дети вели себя хорошо, и вместо того, чтобы говорить, забивали свои рты едой. Они подъели все, что было на столе и пошли по второму кругу.
И вдруг Минька роняет с ножа кусочек масла прямо в стакан чая начальника. Никто этого не заметил, кроме Лельки. А Лелька стала смеяться, видя, что начальник принялся размешивать чай ложкой. Масло растаяло и чай стал напоминать куриный бульон.
Лелька хотела крикнуть, чтобы начальник не пил эту бурду, но не могла, ведь она обещала молчать. Молчал и Минька.
Начальник сделал большой глоток и закашлялся, он мычал и показывал на свой чай. Мама посмотрела внимательно и сказала, что это просто сливочное масло. Папа заинтересовался, как масло попало в стакан и стал расспрашивать детей.
Лелька рассказала все. Гости стали обвинять детей в том, что они видели, как масло упало в стакан, но никому не сказали. Начальник назвал детей гадкими, а те ответили, что им было запрещено что-либо говорить.
Тогда папа сказал, что дети просто глупые. И что приказания и правила надо исполнять с умом и все делать с учетом изменившейся обстановки. Эти свои слова он назвал золотыми.
Папа сказал, что глупость не наказывается, а Минька много позже понял смысл его золотых слов. И когда стал писателем, не стал писать так, как писали великие мастера прошлого, ведь обстановка изменилась.
Краткое содержание Золотые слова Зощенко
Зощенко — замечательный писатель-сатирик, чьи рассказы я с удовольствием перечитываю. И вот сегодня в очередной раз я прочитал рассказ Золотые слова, который в кратком содержании для читательского дневника представлю и вам, чтобы вы смогли познакомиться с его героями Лелькой и Минькой. Краткое содержание рассказа придет на помощь всем ученикам, которые будут изучать произведение Зощенко, ведь оно даст возможность понять его главную мысль.
Золотые слова краткий пересказ
М. Зощенко в своем рассказе Золотые слова, чье краткое содержание мы представляем, знакомит нас с героем рассказчиком Минькой. Тот ведает, как в детстве любил с сестрой Лелей ужинать со взрослыми. Им нравилось сидеть за взрослым столом, так как еда была разнообразной и взрослые разговоры были очень интересными. Поначалу дети сидели за столом тихо, но спустя время стали влезать в разговор старших, вставляя свои замечания. Сначала взрослых это смешило, но однажды все пошло не так.
Как-то на вечером начальник отца рассказывал историю о пожаре, во время которого тот спас угоревшего. Вот только история выглядела неправдоподобно, да и была похожая на ту, о которой было известно девочке. Лелька перебила рассказчика и разгневанный начальник стал делать замечания, что детям не место за столом взрослых, ведь они перебивают и он теперь не помнит, на чем остановился. Девочка же, чтобы загладить вину, напомнила место, правда намекнула, что в действительности не мог угоревший выразить благодарность, ведь тот был без сознания. За это последовал от матери шлепок.
Минька захотел спасти положение дел и разъяснил Леле, что угоревшие, даже в полуобморочном и бессознательном состоянии могут нести бред. В том числе сказать мерси вместо караул. Все засмеялись, один начальник был зол и стал рассказывать о невоспитанности детей. В итоге, отец запрещает детям сидеть за столом со взрослыми.
Целых два месяца дети не сидели за взрослым столом. Однако Леле удается упросить родителей разрешить им провести вечер со взрослыми. Отец детям дает добро, но при условии, что они будут немы, как рыба. Одно слово и они уйдут. Дети согласились, ведь они ничего не потеряли и с удовольствием уплетали еду. Съев все возможное, перешли к сладкому. Так они и сидели, слушая разговоры взрослых и перешептываясь между собой. Вдруг Миньке захотелось намазать булку маслом. Масло оказалось замороженным, и мальчик решает растопить масло над чашкой чая. Так как свой он уже выпил, он начинает греть масло над чашкой отцовского начальника. Сам начальник без внимания вел разговоры, рассказывая разные истории. И вдруг масло с ножа соскальзывает и падает в чай начальника. Никто не увидел случившегося, кроме Лели. Ей стало смешно, а увидев как начальник размешивает ложкой чай, девочке стало еще смешнее, ведь чай стал похож на бульон. Когда Леля увидела что папин начальник подносит стакан ко рту, ей захотелось предупредить его о масле, но девочка вспомнила наказ отца о молчании.
Начальник обозвал детей гадкими, однако отец вежливо поправил, сказав, что они просто глупые. Он посоветовал детям в дальнейшем действовать по обстоятельствам. Ведь если бы мальчик рассказал о масле, то его бы не ругали. Мама также привела хороший пример, когда важно действовать по обстоятельствам. Например, если дети сидят дома и им запретили выходить на улицу, то в случае пожара этот запрет теряет силу. Дети просто обязаны выбежать из дома. Наказывать детей не стали, а отец вновь произнес золотые слова о том, что за глупость не наказывают.
Далее в кратком содержании рассказа мы снова видим рассказчика Миньку, который говорит о том, что эти золотые слова он никогда не забывал и всегда придерживался этого правила. Они помогали ему как на войне, так и на работе. Автор пишет, насколько важно действовать по обстоятельствам и если бы он писал по правилам старых мастеров пера, то публика бы не поняла его произведения.
Главная мысль
Изучив краткое содержание произведения Зощенко Золотые слова, мы понимаем главную мысль которую хотел донести писатель читателям. Прежде всего он сообщает о важности установленных правил, но тут же доносит до нас мысль о том, что нельзя слепо подчинятся приказам. Умные люди всегда будут действовать по обстоятельствам и сложившейся ситуации.