Краткое содержание рассказа «Кавказский Пленник» по главам (Л. Н. Толстой)
Автор: Guru · 01.09.2018
Рассказы Толстого не менее богаты по содержанию, чем его романы, поэтому их также важно правильно конспектировать, чтобы не упустить ни одной важной детали из сюжета и запомнить все основные события. Так что краткий пересказ «Кавказского пленника» от «Литерагуру» — незаменимое подспорье в обучении, как и анализ книги.
I глава
На Кавказе служил один барин по фамилии Жилин. В один из дней ему приходит письмо от матери, в котором она просит сына на время вернуться домой, она чувствует себя плохо и хочет напоследок повидаться с сыном. Также она сообщает, что приглядела для него невесту.
На Кавказе в то время шла война, и дороги были небезопасны. Жилин вместе с сопровождением солдат отправляется в путь. В дороге часто случались поломки, и Жилин решает ехать дальше одному, надеясь на своего верного коня. Вместе с ним поехал другой офицер — Костылин.
Как только двое отъехали от сопровождения, их тут же настигли татары. Костылин в испуге пустился наутек, Жилин не хотел даваться живым, потому что знал, как татары обращаются с пленными русскими. Его коня подстрелили, самого мужчину привезли в аул, надели колодку и бросили в сарай.
II глава
Жилин не спал всю ночь, на утро пришли татары, они не понимали по-русски, и мужчина жестами просил принести воды. Вошла маленькая худая девочка с кувшином, она испуганно смотрела на пленника, пока тот пил.
Жилина привели в дом, там переводчик объяснил офицеру, что его не отпустят, пока за него не отдадут выкуп. Татары требовали три тысячи, но герой, вспомнив о своей бедной матери, сказал, что готов отдать только пятьсот.
В дом привели второго пленного, им оказался Костылин, он не смог скрыться от татар. Жилину сказали, что тот уже отправил письмо с просьбой о выкупе. Жилин написал записку, но таким образом, чтобы та не дошла до получателя. Он был твердо намерен сбежать.
III глава
Костылин ждал, когда же за него пришлют выкуп. Жилин не терял времени даром: днём он осматривал окрестности аула, вечерами занимался рукоделием.
Многие татары хорошо отзывались о пленном русском: Жилин починил часы одному из жителей деревни, вылечил больного, девочкам сделал красивых кукол. Худенькая девочка, что в первый день приносила кувшин с водой, стала носить ему молоко. Звали её Дина.
IV глава
Жилин сделал небольшой подкоп в сарае, днём он уговорил мальчика, который должен был за ним приглядывать, подняться на гору. Он осмотрел окрестности аула и примерно представил, в какую из сторон двинуться.
V глава
Костылин испугался побега, но всё же согласился. Дворовая собака залаяла, когда пленные вылезли из-под сарая, но Жилин уже давно прикармливал пса, и тот быстро умолк.
Долго скитались пленники по ночному лесу, Костылин совсем обессилил, он содрал ноги в кровь и уже не мог двигаться. Жилин не готов был бросать товарища и понёс его на спине.
Услышали солдаты топот копыт, и в одно мгновение настигли их татары, повязали и отвезли обратно в аул. Там пленных били плётками, один из татар сказал Жилину, что если выкуп не придёт через неделю, то его с товарищем убьют. Пленных посадили в глубокую яму и кормили как собак.
VI глава
Жилин думал, что девочка струсила, но в одну из ночей в яму спустился длинный шест. Костылин наказал Жилину выбираться одному, ему было не справиться. Офицер с трудом с тяжелой колодкой на ноге поднялся вверх по шесту. Дина дала Жилину еды и долго плакала. «Кто тебе без меня кукол будет делать?» — сказал ей пленник, погладил девочку по голове и скрылся в лесу.
Жилин выбрался из леса и увидел вдалеке казаков, русских солдат. Герой обернулся, а за ним во весь опор уже мчались татары. Из последних сил мужчина бросился к своим с криком: «Братцы! Братцы!». Татары побоялись нарваться на русский кордон и остановились. Казаки тут же сняли с Жилина колодку, накормили и напоили. После этого он решил остаться на Кавказе: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Через месяц еле живой вернулся и Костылин, за него всё же прислали выкуп.
Толстой «Кавказский пленник» краткое содержание рассказа – читать описание и пересказ для 5 класса
Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.
Прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Толстого можно на нашем сайте. Оно пригодится при подготовке к урокам литературы в 5 классе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.
Главные герои
Жилин – барин из небогатой семьи, офицер, служил на Кавказе. Направляясь домой, попал в плен к татарам, из которого сбежал только со второго раза.
Костылин – офицер, с которым Жилин попал в плен к татарам.
Другие персонажи
Дина – дочь Абдул-Мурата, «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». Носила еду Жилину, когда он был в плену, помогла ему сбежать.
Абдул-Мурат – «хозяин», татарин, который выкупил Жилина и Костылина, отец Дины.
Краткое содержание
Глава 1
Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск», простился с друзьями и собрался ехать.
«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.
Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.
Глава 2
Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином». Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.
Глава 3
Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был», поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.
Глава 4
Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали.
Глава 5
Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.
Глава 6
Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.
Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось – не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!». Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.
Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Заключение
В рассказе «Кавказский пленник» Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные вопросы – верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну.
Краткий пересказ «Кавказского пленника» помогает ознакомиться с основными событиями и кратким описанием рассказа, однако для лучшего понимания рассказа советуем прочесть его полный вариант.
Название произведения | Кавказский пленник |
---|---|
Автор | Лев Толстой |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1872 |
Главные герои
Краткое содержание
Эта история случилась с русским дворянином Иваном Жилиным, когда он служил на Кавказе в разгар одной из Кавказских войн. Он получает письмо матери, которая просит его повидаться, поскольку стала совсем слаба. Заодно она предлагает сыну жениться: старуха нашла ему невесту. Полковник крепости с осторожностью отпускает его. Вместе с товарищем Костылиным Жилин для безопасности примыкает к одному из вооруженных отрядов, которые ежедневно уходят из крепости сопровождать обозы:
«По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы»
Около месяца пленники живут в ауле, но, в целом, не страдают: к ним относятся неплохо, хотя и скудно кормят. Костылин снова пишет домой, а Жилин, понимая, что выкуп разорит мать, не делает этого. Он постепенно готовится к побегу.
Таланты Жилина как мастера становятся известны: он чинит хозяйские часы, и ему начинают привозить сломанные вещи из дальних аулов. Хозяин рад рукодельному пленнику, он покупает ему инструменты, дарит ему свой старый бешмет; постепенно и другие жители аула привязываются к Жилину. Только один старик, хаджи, ездивший в Мекку, не любит пленного русского, да краснобородый татарин, продавший его Абдулу, относится к Ивану с неодобрением.
Месяц Жилин работает мастером, его ценят и любят, но каждую ночь он тайно копает проход, готовясь к побегу, и тревожится, что не знает направления русской крепости. Помогает случай: его «хозяева» уезжают и Жилин берет в провожатые маленького мальчика, чтобы подняться на гору повыше и осмотреться. Мальчик не доверяет ему, но пленный объясняет, что на вершине растет лекарственная трава, которая нужна, чтобы лечить жителей аула. Сверху Иван определяет, что его крепость лежит на востоке.
«Хотел он бежать в ту же ночь. Ночи были темные – ущерб месяца. На беду к вечеру вернулись татары»
Татары вернулись с убитым, братом рыжего татарина. Толстой подробно описывает обряд похорон у татар. После похорон и поминок почти все татары-мужчины уезжают, остается только Абдул. Месяц только народился, ночи еще темные…», и Жилин решает бежать, о чем предупреждает Костылина.
Ночью Жилин первым выбирается в дыру, Костылин – следом. Сразу же они встречают препятствия: сначала по неосторожности будят собак в ауле, затем пережидают, пока народ пройдет в мечеть на службу. Костылину сапоги натирают ноги, а когда он идет босой, кожу режут камни. Он страдает и сильно тормозит товарища, но Жилин не решается оставить сослуживца. В темноте ночи Иван ошибается дорогой, выводя их к чужому аулу, и беглецы тратят время, чтобы взять нужный курс. Оказавшись в лесу, они натыкаются на конного татарина, который издали слышит голос Костылина и докладывает о них в аул. Татары организуют погоню, и пленников увозят обратно. В ауле их бьют плетьми и камнями, и сажают в яму возле мечети, больше напоминающую карцер. Абдул объявляет пленникам, что на выкуп у них срок – две недели, а потом их ждет казнь.
Всю ночь Жилин идет через лес, и к рассвету оказывается на равнине. Уже отлично видна его крепость, а перед ней – отряд казаков. Радостный Иван бежит к ним, но его замечают три верховых татарина. Жилин кричит русским о помощи, они спешат к нему. Хотя татары намного ближе к беглому пленнику, они не решаются идти против пятнадцати казаков, и уходят в горы.
Месяц спустя из аула вызволяют еле живого Костылина: за него передают обещанный выкуп в 5 тысяч.
Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого
Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Толстого можно на нашем сайте. Оно пригодится при подготовке к урокам литературы в 5 классе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.
Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.
Основные персонажи рассказа
О чем «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого?
Кавказский пленник Толстой краткое содержание для читательского дневника:
Русский офицер Жилин служит на Кавказе в одной из крепостей. Жилин решает съездить в отпуск домой, чтобы навестить старушку-мать и жениться. В пути, в горах Кавказа, Жилин и его товарищ Костылин попадают в плен к татарам.
Татары надеются, что родственники офицеров пришлют за них выкуп. Около месяца Жилин и его товарищ Костылин живут в плену у татар. Жилин не ждет помощи из дома и надеется сам сбежать из плена. Для этого он делает подкоп в сарае, в котором его держат. Жилин и Костылин совершают побег, но татары их ловят. За этот побег хозяин-татарин сажает беглецов в яму.
Вскоре Жилин снова решается на побег. На этот раз он сбегает один, без Костылина. Дочь хозяина, девочка Дина, помогает Жилину сбежать. В конце концов Жилин добирается до русской крепости. Здесь он встречает своих товарищей и рассказывает о своем приключении. После этого случая Жилин решает не ехать в отпуск домой к матери и продолжает служить на Кавказе.
Смотрите также сочинение на тему «Жилин и Дина» по произведению Толстого “Кавказский пленник”.
Короткий пересказ «Кавказского пленника» Толстого
Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.
Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц.
К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.
Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть — ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью.
Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.
Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские.
Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!».
Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.
Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Основную мысль небольшого, но поучительного прозаического произведения Л.Н. Толстого поможет понять краткое содержание «Котенок» для читательского дневника. Произведение учит любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.
Содержание рассказа «Кавказский пленник» по главам
Толстой Кавказский пленник краткое содержание:
Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск», простился с друзьями и собрался ехать.
«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.
Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.
Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином». Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.
Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был», поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.
Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали.
Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.
Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.
Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось – не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!». Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.
Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Видео краткое содержание Кавказский пленник Толстой
В рассказе «Кавказский пленник» Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные вопросы – верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну.
Краткое содержание Кавказский пленник Толстой на видео:
Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.
Краткое содержание рассказа «Кавказский Пленник» по главам (Л. Н. Толстой)
Другие персонажи
Дина – дочь Абдул-Мурата, «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». Носила еду Жилину, когда он был в плену, помогла ему сбежать.
Абдул-Мурат – «хозяин», татарин, который выкупил Жилина и Костылина, отец Дины.
Содержание рассказа «Кавказский пленник» по главам
Толстой Кавказский пленник краткое содержание:
Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск», простился с друзьями и собрался ехать.
«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.
Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.
Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином». Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.
Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был», поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.
Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали.
Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.
Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.
Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось – не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!». Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.
Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Краткое содержание
Глава 1
Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск», простился с друзьями и собрался ехать.
«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.
Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.
Глава 2
Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином». Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.
Глава 3
Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали только ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был», поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.
Глава 4
Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали.
Глава 5
Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.
Глава 6
Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.
Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось: не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!». Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.
Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Кавказский пленник
В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб!
Мечтою летит он в Россию, где провёл молодость и которую покинул ради свободы. Её мечтал он обрести на Кавказе, а обрёл рабство. Теперь он желает только смерти.
Ночью, когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая черкешенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с пленником, плача и не имея возможности рассказать о своих чувствах.
Продолжение после рекламы:
Много дней подряд окованный пленник пасёт стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мёд и пшено, делит с ним трапезу и поёт песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила пленника первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить сон забытой любви.
Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.
Брифли существует благодаря рекламе:
Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.
Влюблённая черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но её слова и ласки не пробуждают души пленника. Он предаётся воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живёт другой образ, вечно милый, но недостижимый.
Продолжение после рекламы:
В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть её неопытность. Она просит его быть снисходительным к её душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.
Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбуждённый юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывёт на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдалённый стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.
Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.
Краткое содержание произведения «Кавказский пленник» по главам
Читатется за 3 минуты
Глава 1
Жилин – русский офицер, каких много, на Кавказе. Служит и не тужит. В один из дней он получает от матушки письмо с просьбой приехать погостить (да еще она пишет, что невесту ему присмотрела…). Офицер не может перечить матери и, отпросившись у начальства, едет на побывку домой.
Времена были неспокойные, на Кавказе война шла. Страшно. Татары. Жилин и другой офицер Костылин, едут в обозе, но им хочется добраться поскорее и они принимают решение обогнать обоз. Они впереди, свободны. А что еще надо молодым? И вдруг…
Татары нападают на них и забирают в плен Жилина. Костылину пока удалось бежать от них.
Глава 2
Идет время. Спустя несколько дней Жилин узнает, что Костылина тоже пленен и, мало того, он (то есть Костылин) продан Абдул-Мурату.
Татары не теряют времени даром и принуждают пленников писать письма на родину с просьбой о выкупе. Жилин, мать жалеючи, указывает неправильный адрес. Он ведь знает, в какой бедности и нужде живет родительница.
Глава 3
Прошел месяц. Пленники живут в сарае. Днем им сковывали свободу движений, чтобы они не убежали. Жилин был рукастым мужиком, поэтому, чтобы не скучать, мастерил из глины игрушки для Дины (дочь хозяина). Дина за его поделки тайно по ночам подкармливала пленников молоком и лепешками. Да еще своему новому хозяину некоторые вещи нужные починил!
Глава 4
В плену время тянется мучительно долго. Много есть о чем подумать и что придумать. И вот Жилин задумал убежать из плена. Для осуществления мечты он с Костылиным выкопали подкоп. Воспользовавшись покровом ночи и отсутствием татар, им удалось осуществить свой план.
Глава 5
Пленники на свободе. Их пока никто не преследует. Но вот незадача – Костылин натер ноги. Сначала он шел, как мог, а потом, когда стало совсем невмоготу – его понес Жилин на горбуше. Так им не удалось уйти далеко, и вскоре друзья были пойманы татарами. Их снова везут к Абдул-Мурату. Татары взбешены дерзким поступком русских. Многие татары приняли решение, что пленников надо лишить жизни, но Абдул мудро ждет выкуп за них и пока дарует им жизнь. Костылин и Жилин снова в плену, в глубочайшей яме. Условия их содержания теперь во много раз хуже.
Глава 6
Время идет своим чередом. А житье пленных с каждым днем все хуже. Их кормят подобно скоту сырой едой. В яме условия для жизни далеко не идеальны: холодно, сыро, воздух спертый. Костылина лихорадит, а Жилину все горше и горше с каждым днем.
Однажды Жилин увидел у ямы Дину. Она принесла ему немного пищи. В следующий приход Дина сообщила Жилину о том, что его собираются казнить. В результате у Жилина созрел план собственного спасения. Он попросил Дину принести длинный шест, она ночью выполнила его просьбу.
Жилин думает бежать вместе с Костылиным, но последний не может даже шевелиться. Тогда Жилин бежит один. Они тепло расстаются с Диной. Она напоследок дает ему еды на дорожку.
Жилин бежит один. Он пробирается по лесу. Когда он выходит на поле, то опасается, чтобы его не обнаружили татары. Но казаки помогли ему в самой критической ситуации.
Жилина отвезли в крепость. Тогда он принял решение не ехать домой, а служить на Кавказе.
Костылина же выкупили еле живого только спустя месяц.
Голосов: 242
Читать краткое содержание Кавказский пленник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений