Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин»
1. Связная речь: Учить детей рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином.
2. Словарь: Объяснить детям значение слова «жать»; учить подбирать синонимы к глаголам; составлять предложения к заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.
3. Грамматика: Учить детей в игре из отдельных слов составлять предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
4. Звуковая культура речи: Упражнять в употреблении разных интонаций (сердитая, просительная, ласковая)
Материал: наглядная модель к сказке, дидактическая картина «Жатва», звукозапись сказки «Лиса и кувшин», иллюстрации к сказкам о лисе.
— Ребята, отгадайте загадку: Хвост пушистый,
В деревне кур крадет. (лиса)
(выставить иллюстрацию к сказке)
— Правильно, это лиса. У лисицы хвост пушистый, а мех золотистый (указать на дидактическую картину). Сегодня она пришла к нам в гости и хочет, чтобы вы послушали о ней сказку.
Выразительное чтение сказки без установки на запоминание.
— Понравилась ли вам сказка? Зачем вышла баба в поле? (жать) Посмотрите на картину (показать картину «Жатва») Здесь тоже жнут хлеб, то есть убирают хлеб. Значит зачем баба вышла в поле? (убирать хлеб)
— А сейчас послушайте внимательно сказку еще раз, вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином в начале и как после. (звукозапись сказки «Лиса и кувшин»)
— Ребята, как вы думаете: это сказка, рассказ или стих? (сказка) Почему вы так думаете? (лиса разговаривает) Кто придумал сказку? (народ) Поэтому как она называется? (русская народная сказка) Какая лиса в этой сказке? (хитрая, глупая, жадная) Как начинается сказка? (спросить 2-3 ребенка – выставить 1 часть наглядной модели) Послушайте еще раз начало. (прочитать отрывок сказки) Кто повторит? (спросить 2-3 ребенка) О чем говориться в сказке потом? (спрашиваю 2-3 ребенка – выставить 2 часть наглядной модели) Послушайте еще раз (читать отрывок сказки) Кто повторит? (спросить 2-3 ребенка) Что произошло потом? (спросить 2-3 ребенка – выставить 3 часть наглядной модели) Послушайте еще раз (прочитать отрывок сказки) Кто повторит? (саросить 2-3 ребенка)
— Ребята, посмотрите, у нас получилось наглядная модель, которая поможет вам пересказать сказку последовательно, без пропусков.
— Ребята, как лиса сначала разговаривала с кувшином? (ласково) Какие слова она говорила? Произнесите слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково. (спросить несколько детей) А как лиса стала потом говорить? (сердито) Какие слова на говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито (спросить несколько детей)
Вызвать для пересказа 2 детей.
— Ребята, в чьем исполнении сказка вам понравилась больше? Чем вам понравилась сказка в исполнении Оли и Юли? Как Юля говорила за лису сначала? А потом?
— Ребята, в сказке есть такое предложение: Побежала лиса к реке. А как можно сказать по-другому? Вместо слова «побежала» придумайте другое слово. (помчалась, понеслась, полетела) Молодцы, много интересных слов назвали.
Физ.минутка: Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой,
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
3. Заключительная часть:
Дидактическая игра «Живые слова»
— Ребята, посмотрите на эти картины. В этих сказках тоже есть лиса. Какие это сказки? Назовите их. («Колобок», «Теремок», «Волк и лиса», «Лиса, заяц и петух»)
— А теперь придумайте такое предложение, чтобы в нем было слово «лиса», для этого посмотрите на картины. Какая там лиса, что она делает?
Пригласить 3 детей. Выбрать из предложенных детьми вариантов одно предложение. Двум детям сказать слова: рыжая и лиса.
— Ребята, какое третье слово может быть в этом предложение? (выбрать 1 ребенка, становится словом «крадется» встать с двумя другими)
— У нас получилось предложение. Давайте его прочитаем (Рыжая лиса мчится) (Предложить поменяться местами. Остальные дети «читают» предложение)
Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Класс: д/с
Предварительная работа: чтение сказок о лисе («Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и медведь» и др.);
– разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на примере других сказок («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Медведь и собака»);
– театрализация сказок «Лиса и рак», «Лиса и журавль» и др.;
– рассматривание иллюстраций к сказкам;
– отгадывание загадок о животных;
– изготовление заготовок книжек-малышек.
Литература:
1) Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2) Развитие речи детей 5 – 7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2012., с.88, 218.
Демонстрационный материал: предметные картинки: лиса, кувшин.
Раздаточный материал: наборы иллюстраций к сказке по количеству детей;
заготовки самодельных книжек-малышек по количеству детей;
наборы готовых форм для аппликации по количеству детей: баба, лиса, кувшин;
клей, кисточки, салфетки, клеёнка для намазывания клея, клеёнка для наклеивания аппликации по количеству детей.
Интеграция с областями: социализация, художественное творчество.
I часть. Организационный момент
1. Воспитатель: (Вместе с детьми стоит на ковре в кругу). Девочки и мальчики, посмотрите на своих соседей слева и справа, улыбнитесь им. Посмотрите на меня и улыбнитесь, а я улыбнусь вам. Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им, а они улыбнутся вам.
II часть. Основная
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе книгу. Даже не знаю, как она к нам попала.
(Воспитатель показывает книгу) Хотите, я сегодня вам её прочитаю? (Ответы детей) А что, в ней лежит? (ответы детей). А что нам делать с конвертом? (Ответы детей)
(Воспитатель и дети читают письмо)
Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.
Чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)
(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей).
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).
Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Артём, как ты думаешь? (Никита, Лиза…, вы согласны?) Хотите я прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин»?
Занимайте свои места и слушайте внимательно.
2. Чтение сказки
Воспитатель: понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов?
(Если будут утвердительные ответы, попросить других детей разъяснить значение этих слов).
3. Беседа по содержанию
4. Физкультминутка «Весело в лесу»: (выполняется под музыку)
– А теперь я предлагаю вам немного поиграть.
Выходите на лужок,
Становитесь все в кружок.
Становитесь по порядку
На весёлую зарядку!
(Дети с воспитателем становятся в круг на ковре)
Воспитатель: Давайте покажем, что лисичка умеет делать.
Лисичка хвостиком следы заметает (наклоны туловища вправо и влево).
Лисичка принюхивается, ищет зайчат (наклоны вперёд с вытянутыми руками).
Лисичка крадётся (шагаем на месте с высоким подниманием коленей).
Лисичка прыгает за мышкой (прыжки на месте или с продвижением вперёд на двух ногах).
Лисичка грустит (тянемся за вытянутыми вверх руками, встаём на носочки).
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг да прыг. (прыгают, подняв ладони над головой)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (шагают на месте с высоким подниманием колен к ладоням)
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (наклоны вперёд с вытянутыми руками)
Но зайчата быстро скачут, (подскоки на месте)
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают!
И зайчата убегают! (бег на месте)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (тянутся на носочках вверх)
Тяжело вздыхает, (вдох носом, выдох ртом – 2 раза)
Садится, отдыхает. (садятся на ковёр, руку под щёку)
5.Дидактическая игра «Разложи по порядку»
(Дети проверяют свои варианты. Подбодрить детей, у которых задание не получилось.)
6. Изготовление книжек-малышек
Воспитатель: соберите картинки и подходите все ко мне (на ковёр). Помните, на прошлой неделе мы начали делать книжки-малышки (показать одну)? Но в книжках наших чего-то не хватает. Как вы думаете? (Выслушать ответы детей) Правильно, красивых, ярких картинок. Давайте их вклеим на страницы. Берите книжки, подходите к столу, берите фигурки для наклеивания (показать детям образцы). Вспомните, с чего начиналась сказка, а что происходило потом. Аккуратно пользуйтесь клеем и салфетками.
Кто закончил, занимайте места на стульчиках.
Теперь я прочитаю сказку ещё раз, а вы смотрите на картинки, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
7. Повторное чтение сказки.
Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про наших гостей. Они, наверное, тоже хотят послушать сказку и посмотреть картинки.
Уважаемые гости, поднимите руку, кто хочет послушать сказку в исполнении наших детей.
Мальчики и девочки, смелее выбирайте, кому вы хотите рассказать свою сказку и показать картинки.
(Дети рассказывают зрителям. Нерешительных детей можно взять к себе на пересказ.)
А теперь возвращайтесь все ко мне. Дорогие гости, понравилась ли вам наша сказка? (Ответы гостей)
Вы все сегодня большие молодцы. Спасибо вам за работу. А не хотели бы вы рассказать сказку нашим малышам и подарить им несколько книжек-малышек. Я думаю, что они бы очень обрадовались.
(По желанию детей можно пройти в младшую группу и подарить книжки.)
Конспект НОД по речевому развитию «Чтение и пересказ сказки «Лиса и кувшин»
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад
Конспект НОД по речевому развитию на тему : чтение и пересказ сказки «Лиса и кувшин»
воспитатель – Абдуллаева И.М.
Тема: Чтение и пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Цель: учить понимать и пересказывать содержание сказки «Лиса и кувшин».
1. Формировать у детей умение внимательно слушать рас сказ взрослого.
2. Закрепить обобщающее понятие «животные»; познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин», «жать».
3. Сформировать у детей умение, не перебивая, слушать ответы товарищей, соблюдать очередность; воспитывать у детей сочувствие, жела ние помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.
Целевые ориентиры: отгадывают загадку, отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают сказку по мнемотаблице, выполняют артикуляционные упражнения.
Виды деятельности: коммуникативный, двигательный.
Материалы и оборудование: игрушки диких животных, мнемотаблица к сказке «Лиса и кувшин», иллюстрации с изображением серпа и сноп
— Встанем на лужок, сделаем кружок».
Дети вместе с педагогом встают в круг.
— Ребята, а каких ди ких животных наших лесов вы знаете?
Ответы детей: (лиса, заяц, волк, медведь)
Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.
2. Организационно – поисковой этап
1. 1. Чтение сказки « Лиса и кувшин»
— Сегодня, ребята я вам прочитаю русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое вам придётся угадать.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её …
— А сейчас, ребята, я вам прочитаю новую сказку « Лиса и кувшин». Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.
2. Беседа по содержанию сказки.
-Что делала баба в поле?
( Словарная работа сопровождается показом иллюстраций).
-Что, кроме серпа, принесла баба в поле?
-Что было в кувшине?
-Для чего баба взяла в поле молоко?
Дети: ( Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, по пить молока.)
-Куда баба поставила кувшин?
— Как лиса достала молоко из кувшина?
-Что потом случилось с лисой?
Дети: ( Голова застряла в кувшине )
-Что лиса говорила кувшину?
Дети: (« Отпусти меня. Пошутил — и будет».)
-Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису?
-Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса?
-Что лиса стала делать?
Дети: ( Стала топить кувшин )
-Удалось ли лисе перехитрить кувшин?
Воспитатель показывает артикуляционные позы.
-лиса лакает молоко
-лиса наелась: «Вкусное молоко;
Дети: втягивают щеки;
— совершают лакательные движения языком;
— совершают круговое движение языком
(верхнюю, а затем нижнюю);
4. Работа по мнемотаблице.
Пересказ сказки с использованием мнемотаблице (два – три ребенка)
3. Рефлексивно – корригирующий этап
Воспитатель: « Ребята, Вам понравилась сказка? Как она называлась? Что больше всего Вам понравилось?»
Номер материала: ДБ-383672
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию на тему: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18
группе по речевому развитию
«Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Миних Людмила Александровна
Цель: создание условий для развития умения рассказывать сказку без наводящих вопросов.
Материал и оборудование :
Воспитатель : Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
Воспитатель: отгадайте загадку:
В деревне кур крадет.
Сегодня я вам расскажу сказку про лису, которая называется «Лиса и кувшин», после рассказа задает вопросы:
Воспитатель объясняет значение слова жать (жать – убирать хлеб)
-О чем рассказывается в этой сказке?
-Как лиса попала в кувшин?
-Как сначала разговаривала с кувшином?
-Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы вы услышали, что лиса говорит ласково.
— А как лиса стала потом разговаривать?
-Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито.
— Чем заканчивается сказка?
— Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?
Воспитатель: Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после.
Воспитатель рассказывает сказку, вызывает для пересказа двух детей.
Затем предлагает пересказать сказку: один – рассказывает, другой за лису.
После двух пересказов воспитатель спрашивает детей, в чьем исполнении сказка понравилась больше.
У лисицы острый нос,
(показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост,
(показываем руками сзади «хвост»)
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Лиса важно похаживает,
(идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает.
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Я — охотница до птицы!
(хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу — подкрадусь,
(ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь.
(присесть, сжаться в комок)
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
– А вот вам и вторая загадка :
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
Воспитатель- бабушка : Молодцы, мне очень понравились ваши кувшины . Расскажите бабушке, чем вы занимались сегодня.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.