Пересказ сказки погорельского черная курица или подземные жители

Сказки

Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Читательский дневник по сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского

Автор: Антоний Погорельский.

Название: «Чёрная курица, или Подземные жители».

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: мальчик Алёша, курочка Чернушка.

Второстепенные герои: Подземный король, Учитель.

Характеристика главных героев:

Алёша — мечтательный, одинокий и ветреный мальчик.

Подружился с Чернушкой и стал хорошо знать уроки, но потом всё изменилось.

Чернушка — курица, которая умела говорить и была министром.

Добрая и отзывчивая, но строгая.

Характеристика второстепенных героев:

Король — добрый, мудрый и благодарный.

Наделил Алёшу особым даром.

Учитель — строгий, даже жёсткий. Считал, что мальчик его обманывает.

Краткое содержание сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»

Алёша учился в мужском пансионате и был на хорошем счету.

Но по выходным он оставался один, ведь его родители жили далеко.

Он подружился с курами, которые водились на хоздворе.

Особенно он любил курочку Чернушку.

Однажды в пансионате намечался праздник, и кухарка хотела зарезать Чернушку, но мальчик её спас, отдав женщине золотую монету.

Ночью к мальчику явилась эта самая курочка и приказала Алёше тихо следовать за ней.

Но мальчик нашумел, и поход сорвался.

На следующую ночь Алёша уже тихо следовал за Чернушкой.

Курица привела мальчика во дворец, где его поблагодарил сам Подземный король за то, что он спас от гибели министра.

Король дал Алёше конопляное зерно и попросил никому не рассказывать ничего.

Какое-то время Алёша не видел курочку.

Мальчик знал всё уроки, но поведение его стало плохим.

Он поссорился с друзьями, а учитель стал считать его обманщиком.

Когда учитель решил высечь мальчика, Алёша от страха рассказал про подземный мир.

Его всё равно высекли.

А жители подземелья ушли.

В эту ночь к мальчику приходит Чернушка и прощается с ним.

После длительной болезни Алёша начинает хорошо учиться и даже подаёт пример для других.

План произведения:

1. В мужском пансионе.

2. Выходные в одиночестве.

3. Любимая курочка Чернушка.

6. Подземный дворец.

7. Волшебная семечка.

8. Чудеса на уроках.

9. Изменение характера.

11. Раскрытая тайна.

12. Прощание с Чернушкой.

Основная мысль произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Главная мысль сказки заключается в том, что человек начинает плохо вести себя тогда, когда получает всё даром.

Основная идея сказки в том, что нужно уметь сдерживать слово и отвечать за поступки.

Чему учит произведение

Сказка учит ценить то, что уже имеешь.

Учит держать слово, нести ответственность за свои поступки.

Учит не зазнаваться и не гордиться, быть скромным и честным.

Учит быть послушным, добрым и умным.

Краткий отзыв о сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была поражена волшебной историей, которая случилась с обычным мальчиком.

Герой был одинок и несчастен, но помог курице и обрёл настоящего друга.

Но мальчик плохо распорядился подаренным семечком.

Он стал недобрым, хвастливым, заносчивым.

Он потерял товарищей, с которыми учился.

Его невзлюбил учитель.

И самое плохое, мальчик выдал доверенную ему тайну.

Это привело к трагичным последствиям для жителей подземного городка.

Повесть очень интересная, поучительная, читается на одном дыхании.

Автору удалось придумать сказочную историю, действие которой разворачивается в самом обычном, не волшебном городе.

Несмотря ни на что мне нравится Алёша.

Он был добрым мальчиком и снова стал им, когда понял свои ошибки.

Получил жестокий урок, но сделал верные выводы.

И может быть, когда-нибудь снова встретится с Чернушкой.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, всегда ли правильно мы поступаем с товарищами и учителями.

Не ведём ли мы себя эгоистично по отношению к ним.

Ведь только осознав свои недостатки, их можно исправить.

Пословицы к произведению:

Плохой поступок к хорошему не приведёт.

Один дурной поступок порождает другой.

Где много слов, там мало дел.

Слово давать, так слово держать.

Один нагрешил, а все отвечают.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Господин король! Я не могу принять на свой счёт того, чего никогда не делал.

Третьего дня я имел счастие избавить от смерти не министра вашего, а чёрную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца.

— Что ты говоришь? — прервал его с гневом король.

— Мой министр — не курица, а заслуженный чиновник!

Тут подошёл министр ближе, и Алёша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.

Он очень обрадовался и попросил у короля извинения, хотя никак не мог понять, что это значит.

Словарь неизвестных слов:

Пансион — учебное заведение с общежитием.

Розги — пучок веток ивы или берёзы.

Ещё читательские дневники по произведениям Антония Погорельского:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Краткое содержание Черная курица, или Подземные жители.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Анализ произведения

Автор написал эту сказку для своего племянника Алексея Толстого, будущего известного писателя. В книге переплетается реальный и вымышленный мир.

Краткое содержание

Алеша уже несколько лет жил вдали от родного дома в мужском пансионе в Петербурге. Это был милый, добродушный и послушный мальчик.

Он сильно тосковал по дому и родителям. На выходные его друзей забирали домой, а Алеша оставался в пансионате и ухаживал за курами. Среди всех он особенно выделял Чернушку. Как-то мальчик увидел, что кухарка собиралась зарубить ее. Алеша вступился за свою любимицу и выкупил ее.

Ночью к нему пришла эта курица и позвала его пойти с ней. Чернушка привела мальчишку в удивительный подземный город, где было много чудес. Курица там превратилась в человека и стала министром.

В этом городе был Король, который мог не тратить свое время на выполнение домашнего задания и уроков, но он знал весь материал на «отлично».

Мальчика предупредили, что все знания и всё, что он увидит в этом месте, должно быть в секрете, никому нельзя рассказывать, а нужно хранить эту тайну. Вскоре он узнал про волшебное конопляное семечко, которое позволяет не учить уроки, а знать все. Ему его подарили. Эта история изменила Алешу. Он стал избалованным, заносчивым, по этой причине друзья перестали с ним общаться.

Однажды мальчик потерял семечко. Из-за этого он не знал предмета. На уроке учитель спросил его, но Алеша ничего не смог ответить. Тогда его строго наказали розгами. Мальчик не смог больше хранить секрет, поведал учителю тайну о необычном подземном городке и волшебном зернышке.

В эту же ночь к Алеше пришла его любимица в последний раз. Подземным жителям нужно немедленно оставить свой город навсегда, так как их секрет был раскрыт.

Эта ситуация сильно повлияла на мальчика, со временем он снова стал добрым, послушным и приобрел преданных и верных друзей.

По краткому содержанию «Черная курица, или Подземные жители» можно составить следующий план очень сжатого пересказа:

Основная мысль и действующие лица

В произведении описываются основные и второстепенные действующие лица.

Среди них выделяют следующих главных героев:

Основная мысль — уметь держать свое слово, хранить тайны, не предавать близких и тех, кто доверился. Также важно добиваться всего своим трудом, а не ждать чуда и надеяться на волшебство. На примере героев автор показал, что нужно быть добрым, верным, преданным, честным, отзывчивым. Также человек должен быть благородным, милосердным.

Не стоит показывать свое превосходство, гордиться собой и быть заносчивым, так можно остаться в одиночестве, без друзей. Но всегда непоздно измениться, осознать свое неправильное поведение, что и сделал Алеша.

Главный герой не прошел испытание и не оправдал доверие жителей подземного города. Хорошо, что он понял, как был неправ, и исправился. К этому произведению прекрасно подходит пословица: «Давши слово — держись, а не давши — крепись».

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Начало повести

Главные герои «Черной курицы, или Подземных жителей» — это мальчик Алеша и Чернушка — персонаж, с которым Алеша знакомится на птичьем дворе. Именно там мальчик проводит значительную часть своего свободного времени. Ему очень нравится наблюдать за тем, как живут птицы. В особенности ему приглянулась курица Чернушка. Алеше кажется, что Чернушка безмолвно пытается ему что-то сказать и обладает осмысленным взглядом. Как-то раз Алеша просыпается от криков Чернушки и спасает курицу из рук кухарки. И этим поступком мальчик открывает для себя необычный, сказочный мир. Так начинается волшебная сказка «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

Разработка урока литературного чтения по теме: А.Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Урок литературного чтения
А. Погорельский«Черная курица или Подземные жители»
Учитель начальных классов: Соколова Ольга Ивановна
2014-2015 учебный год
г. Лабытнанги

Тема урока: А Погорельский «Чёрная курица или подземные жители».

Цели урока:

— провести всесторонний анализ второй и 3 части сказки; — пополнить знания об авторе, о писателях того времени; — вызвать интерес к жизни и творчеству А. Погорельского; — воспитывать нравственные качества учащихся на примере главного героя; — расширять словарный запас; — развивать навык беглого и внимательного чтения; — развивать умение ориентироваться в тексте; — развитие образного представления.

Оборудование: кроссворд, устаревшие слова и их значения, жетоны, книги.

I. Организационный момент.

— Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

(Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст)

II. Викторина.

— Посмотрим, насколько вы внимательные читатели.

(За правильный ответ ученик получает жетон)

— Молодцы, вы хорошо поработали. Встаньте те, кто получил больше одного жетона. — В русской литературе фамилия Толстой встречалась неоднократно. Какой именно Толстой является племянником Погорельского?

(Выбирают из трех фамилий: Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.Н. Толстой).

III. Проверка домашнего задания.

Отправимся туда снова и встретимся с уже полюбившимися нам героями: Чернушкой и Алешей.

Дома вы давали характеристику Алеши, выделяли его человеческие качества, открывшиеся нам в первой части.

Назовите качества, докажите словами из текста.

(Рассудительный, боязливый, храбрый, любопытный, наблюдательный).

— В тексте вам встретились слова, передающие характер эпохи и не совсем понятные нам сейчас. Вы выписывали эти слова в “Тетрадь по чтению”. Проверим, запомнили ли вы лексическое значение этих слов. Положите перед собой листок и соедините слово с его значением.

(Один ученик работает у доски).

Рукомойник Длинный выступ (у печки, у стены) для лежания
Сени Глиняные плитки
Лежанка Подсвечник
Изразцы Небольшой висячий умывальник
Шандал Помещение между жилой частью дома и крыльцом

— Где можно уточнить значения непонятных нам слов? (В толковом словаре). — Какие сказочные события произошли в первой части?

IV. Работа с текстом до чтения второй части.

“Алеша хотел было остановиться, но Чернушка ему не позволила”.

— Предположите, какие события могли произойти с Алешей дальше.

В этом вам помогут опорные слова:

проснулась старушка рыцари приподнялись долго-долго шли сражаться обморок

Прочитайте вторую часть самостоятельно, подчеркивая карандашом незнакомые слова.

V. Работа с текстом во время чтения 2 части.

1) — Подтвердились ли наши предположения? — Кто такие рыцари? — Зачитайте описание рыцарей. (с.106) — А в нашей сказке рыцари являются положительными или отрицательными героями? Почему? (Отрицательные герои, воюют с Чернушкой). — Зачитайте сцену битвы. — Выделите в предложении глаголы, показывающие стремительное развитие событий. (Соскочили, ударили, бросились). — А что же случилось с Алешей? (Ему сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок). — Как бы вы вели себя на месте Алеши?

2) — Что нового узнали о мальчике? Какие качества можно добавить? (Нетерпеливый, непослушный).

3) — Какие слова вызвали у вас затруднения и вы выделили их при чтении?

VI. Физминутка.

VII. Комментированное чтение 3 части.

— Интересно ли вам, что будет дальше. Как вы думаете, увидит ли Алеша Чернушку еще раз? Почему?

— Алеша получил большое впечатление от увиденного ночью.

Докажите это словами из текста.

(Долго не мог опомниться, виденное не выходило у него из головы).

— Почему он так хотел выбежать во двор? Кого он хотел увидеть?

(Чернушку, хотел снова попасть в сказку).

— Посмотрите, как интересно построено последнее предложение абзаца.

(Действия предметов противопоставляются).

— Он с нетерпением ждет минуты, чтобы выйти из дому, но, как нарочно, идет сильный снег.

Сама природа против желания мальчика.

— Что расстроило Алешу за обедом? (Курица пропала, давно была назначена на кухню). — Чего он ждал с нетерпением? (Когда настанет время ложиться спать).

Читайте также:  Рассказ про национальность татары 2 класс

3) Чтение диалога в лицах.

— Как Алешу характеризует Чернушка? (Добрый, ветреный, никого не слушает с первого слова). — А каким еще стал Алеша? (Послушным)

Мир, в который он попал ночью, напомнил ему сказку, и чтобы попасть туда снова он готов измениться, стать послушным.

— Кого встретил Алеша, проходя через комнаты? — Нарушил ли Алеша запрет Чернушки на этот раз? Зачитать.

Молодцы! Вы настоящие читатели.

VIII. Кроссворд.

— Я предлагаю вам разгадать кроссворд, в который вошли слова из текста.

Если вы запишите слова правильно, то отгадаете ключевое слово.

— Какое ключевое слово получилось? (Чернушка).

IX Итог.

— Докажите, что эта сказка написана специально для детей? (Понятна нам, герой ребенок, волшебство). — Что нового узнали о писателе, об Алеше?

Погорельский: добрый, верит в чудеса и его герои такие же.

X. Релаксация.

— Кому понравилась эта сказка, и кто согласен со словами Оли, что эта сказка чудесная, поднимите жетон.

Эту сказку с интересом читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь и вы.

Она многократно переиздавалась. (Показ книг).

Если у кого- то из вас появилось желание прочитать сказку полностью, может начать чтение на каникулах.

Развитие сюжета

На следующий день главный герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского с блеском отвечает на урок. Но вместо того чтобы похвалить своего ученика, преподаватель начинает допытывать его, когда он умудрился выучить заданное. Если Алеша не расскажет всего, он будет выпорот. От страха Алеша позабыл обо всех своих обещаниях и рассказал о своем знакомстве с царством подземных жителей, их королем и Чернушкой. Но ему никто не поверил, и все равно он был наказан. Уже на этом этапе можно понять главную мысль «Черной курицы, или Подземных жителей». Алеша предал своих друзей, но основным пороком, который стал причиной всех его неприятностей, была банальная леность.

Источник

Краткое содержание “черная курица, или подземные жители”: пересказ сюжета, повесть в сокращении

Краткое содержание “Черная курица, или Подземные жители”: пересказ сюжета, повесть в сокращении

Алеша. “Черная курица”. Иллюстрация
Э. Е. Беньяминсона

Волшебная повесть “Черная курица, или Подземные жители” Антония Погорельского была впервые опубликована в 1829 г. В этой статье представлено краткое содержание повести “Черная курица, или Подземные жители”: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении для читательского дневника.
Смотрите:
Все материалы по повести “Черная курица”

Действие повести происходит в конце XVIII – начале XIX века в Петербурге.

Главный герой повести – юный дворянин Алеша, мальчик 9-10 лет. Он живет и учится в пансионе для детей. Родители мальчика живут далеко от Петербурга. Два года назад они отдали сына в пансион и больше не виделись с ним. Сначала мальчик сильно скучал, но со временем привык к разлуке.

Алеша является добрым, умным и скромным мальчиком, хотя иногда ведет себя легкомысленно. Он хорошо учится, окружающие любят его. На досуге Алеша любит читать рыцарские романы, ему нравится фантазировать о давних временах и рыцарских замках, он верит в существование волшебниц.

Также в свободное время Алеше нравится кормить курочек, которые живут во дворе. Добрый Алеша всегда приносит им крошки со стола. Мальчику особенно нравится черная курочка Чернушка. Сама курочка тоже очень ласкова с ним. Однажды кухарка решает пустить Чернушку на обед. Добрый мальчик отдает кухарке все свои деньги, и та отпускает Чернушку. Так Алеша спасает жизнь любимой курочке.
Однако Чернушка оказывается не простой курицей, а волшебным говорящим существом. Однажды она ведет Алешу в сказочное Подземное королевство. В этом королевстве Чернушка занимает важную должность – должность главного министра короля. Сам король благодарит Алешу за спасение своего министра (Чернушки) и обещает исполнить желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки и чтобы при этом он всегда отвечал на отлично. Король исполняет желание: он вручает Алеше волшебное конопляное зернышко; это зернышко позволит ему всегда быть готовым к урокам.

При этом Чернушка и король просят Алешу никому не говорить о Подземном королевстве. Если мальчик проговорится, подземные жители должны будут покинуть эти места и уйти куда-то далеко. Алеша обещает хранить секрет.

С этого момента Алеша совсем не готовится к урокам, но всегда отвечает на отлично. Он становится лучшим учеником в пансионе, о нем узнает весь Петербург. Однако мальчика мучает совесть за то, что его хвалят незаслуженно. Со временем он привыкает к похвале и считает себя умнее других. Так скромный и милый Алеша превращается в гордого и непослушного мальчика, с которым никто не хочет дружить.

Однажды учитель задает ему выучить целых 20 страниц. Алеша не готовится к уроку и, как обычно, надеется на зернышко. Однако на занятии он не может ответить ни слова: оказывается, он где-то потерял зернышко. Ночью добрая Чернушка возвращает Алеше потерянное зернышко, но просит его вести себя скромнее.

Однако Алеша не спешит меняться: он снова не готовится к уроку и утром отлично рассказывает 20 страниц. Учитель требует от него объяснений. Забыв об обещании, Алеша рассказывает о Подземном королевстве. Учитель не верит в эту “сказку” и наказывает мальчика розгами.

В этот день Алеша снова теряет волшебное зернышко, на этот раз навсегда.

Тем временем по вине Алеши все подземные жители покидают свои жилища, грузят повозки и уходят в далекие края. Король наказывает министра-Чернушку за доверие Алеше – сковывает ему руки золотыми цепями. На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку и то горе, которое он причинил подземным жителям. Мальчик горько плачет и просит прощения у Чернушки. На прощание та просит его об одном – стать прежним.

На утро у Алеши случается сильная горячка. Через несколько недель он выздоравливает. Теперь, без волшебного зернышка, он снова становится добрым и скромным мальчиком, которого все любят.

Таково краткое содержание волшебной повести “Черная курица, или Подземные жители”: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении для читательского дневника.


Смотрите:
Все материалы по повести “Черная курица”

Краткое содержание «Черная курица или подземные жители»

Сказку «Черная курица или подземные жители» Погорельский Антоний (А. А. Петровский) написал в 1829 году. Она стала первым авторским литературным произведением для детей на русском языке. В рассказе прослеживается мотив «двойничества» – произведение имеет волшебную (фантастическую) и реалистическую линии повествования.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Черной курицы или подземных жителей» без предварительной регистрации. Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, заполнить читательский дневник.

Алеша – мальчик 9–10 лет, «умненький, миленький, учился хорошо». Родители его жили далеко, два года назад привезли мальчика в Петербург и отдали учиться в пансион.

Чернушка – курочка со двора пансиона, министр.

Король

Учитель в пансионе

«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии» находился мужской пансион. Среди детей, которые обучались в пансионе, был мальчик Алеша. Здесь его все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие ребята уходили домой.

Рядом со зданием пансиона был большой двор. Алеше нравилось гулять там и кормить курочек, а особенно черную хохлатую, «названную Чернушкою», которая даже разрешала себя гладить.

После этого Чернушка весь день ходила за Алешей по двору, будто хотела ему что-то сказать.

Ночью Алеша не спал. Неожиданно в его комнате появилась Чернушка и позвала пойти с ней. Курочка повела его через комнаты старух-голландок, также живших в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка.

Мальчик позвал кошку, она неожиданно замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали. Курочка сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка повела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой двери из желтой меди.

Стоявшие у стен два рыцаря набросились на Чернушку, и курочка начала с ними сражаться. Алеша упал в обморок.

Мальчик очнулся уже утром, у себя в постели. За обедом от учительницы Алеша услышал, что черная курочка куда-то пропала.

Следующей ночью Чернушка снова пришла к мальчику. Курочка вновь повела мальчика в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они вышли к большим дверям из желтой меди. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Чернушка ударила крыльями, и они рассыпались – оказалось, что это были пустые латы.

Они вошли в большую залу. Чернушка оставила Алешу одного. Неожиданно из боковой двери «вошло множество маленьких людей в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек с величественною осанкою, на голове с венцом». Алеша догадался, что это был король.

Король поблагодарил мальчика за то, что тот спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», указав на маленького человечка, одетого во все черное с малиновой шапочкой. В нем мальчик узнал свою Чернушку. Король сказал, что мальчик может попросить у него любую награду.

Алеша попросил первое, что пришло в голову, – чтобы он всегда знал урок, который ему задали. Король дал мальчику конопляное семечко, но попросил никому о них не рассказывать.

Министр рассказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и рассказывает другим, им приходится менять свое место пребывания. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра-Чернушку, но начал засыпать.

Утром Алеша нашел в кармане конопляное зернышко. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеше же «совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Чернушка все это время не появлялась.

Однако вскоре Алеша начал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «сделался гордый и непослушный», «страшный шалун».

Чтобы проучить мальчика, учитель задал ему выучить 20 страниц. Алеша же на этот раз шалил еще сильнее. Но на следующий день мальчик не обнаружил зернышка в кармане и не смог ничего рассказать на уроке.

В наказание учитель запер Алешу, пока он все не выучит.

Ночью к Алеше пришла Чернушка. Курочка сказала, что не узнает в нем того доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дала ему зернышко.

Утром Алеша без запинки пересказал все 20 страниц, соврав, что выучил их с утра. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книгу. Учитель, думая, что мальчик все выучил заранее и вчера баловался специально, решил его наказать – распорядился принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курочке и подземных жителях.

Ночью к мальчику пришел министр-Чернушка. У него на руках были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь всем маленьким людям нужно будет переселиться далеко от здешних мест, попрощался и исчез.

После этого у Алеши была сильная горячка, он проболел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о том, что случилось, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша сделался примером для товарищей, хотя уже и не мог наизусть выучить 20 страниц.

Антоний Погорельский написал сказку «Черная курица или подземные жители» для своего племянника – будущего писателя Алексея Толстого. Исследователи литературы прослеживают в произведении тему инициации, прохождения героем испытаний для получения определенного морально-этического опыта.

Советуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Черной курицы или подземных жителей», а оценить полный вариант сказки.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.9. Всего получено оценок: 277.

Краткое содержание Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители

Произведение «Чёрная курица, или подземные жители», созданное русским писателем Антонием Погорельским, повествует о том, какие чудесные события происходили в жизни простого гимназиста.

Алёша хорошо учился и ладил с учителями и своими сверстниками. Мальчик привязался к курице, которая была вся чёрная. Вот однажды он спас свою любимицу, выкупил её жизнь у кухарки на золотую монетку. Вскоре после этого случая он узнал, что Чернушка — это не простая птица, а житель подземного царства.

Однажды курочка повела Алёшу к себе в гости и попросила его вести себя тихо. Только мальчик по дороге не смог сдержаться и вскрикнул от восторга. Он разбудил стражников, охранявших вход в подземное царство. Пришлось Чернушке сражаться с ними. Алёша лишился чувств и очнулся в своей постели. Мальчик ждал следующего раза, когда курочка снова его пригласит его в гости.

Через некоторое время мальчик и курочка сумели дойти до подземного царства. Король той страны подарил мальчику волшебное зерно за то, что Алёша спас Чернушку от гибели. Это зерно позволяло хорошо рассказывать задание на уроке, даже если его не выучишь. Король попросил мальчика никому не выдавать секрет подземного царства.

С того случая Алёша стал учиться отлично благодаря подарку. Но вскоре он забыл, кому обязан своей отличной учёбой, стал свысока смотреть на неудачи товарищей. Из доброго и усидчивого ученика он превратился в гордого шалунишку.

Вот в один из дней Алёша не смог ответить домашнее задание, потому что его не выучил, а волшебное зерно потерял. Чтобы оправдаться перед учителем, мальчик рассказал о подземном царстве. Преподаватель не поверил словам проказника.

А вскоре Алёша узнал, что из-за того, что тайна подземного царства раскрыта, всем его жителям пришлось уйти из родных мест. После этого известия мальчик с горя тяжело заболел. А когда выздоровел, то снова стал добрым и прилежным. Алёша сам стал учить все уроки.

Автор доказывает своим читателям простую истину, что только трудом добьёшься успеха.

Подробный пересказ рассказа Черная курица, или Подземные жители

В мужском пансионате, находившемся в городе Санкт-Петербурге, жил и учился 10-летний мальчик. Звали его Алеша. Он был привезен родителями в столицу 2 года назад и с тех пор не виделся с родными.

Сначала Алеша сильно тосковал по дому, но через некоторое время привык к обществу сверстников.

Мальчик хорошо учился, имел сговорчивый нрав, поэтому все любили Алешу, и житье его вдали от родного дома было вполне приятным.

Свое одиночество мальчик ощущал лишь в выходные дни, когда все его одноклассники разъезжались по домам. Тогда его любимым занятием было чтение книг. Алешу захватывали приключения рыцарей, описанные в этих книжках, нередко он представлял себя героем прочитанных им волшебных историй.

Читайте также:  Рассказ повесть о петре и февронии муромских краткое содержание

Еще мальчику нравилось кормить курочек, живших во дворе. Он наблюдал за их повадками, разнимал куриные драки и даже знал имена каждой из птиц. Но среди куриного стада была у Алеши любимица – черная хохлатая курица. Ее так и звали – Чернушка.

Мальчик бросился на шею поварихе, ее руки разжались, и Чернушка была спасена. Мальчик ласковыми словами уговорил кухарку не трогать Чернуху, и даже подарил ей монету, которую очень берег. В этот день черная курица все время гуляла около Алеши и весело кудахтала.

Вечером мальчик побежал во двор, чтобы покормить курочек. Выходя из курятника, он услышал, как Чернушка тихо ему говорит: «Оставайся, Алеша, со мной».

Ночью Алеше не спалось. Он лежал в темноте и вдруг услышал какой-то шорох. Заглянув под кровать, мальчик увидел черную курицу. Чернушка предложила удивленному Алеше пойти с ней, обещая показать кое-что интересненькое.

Пройдя через весь дом, мальчик и Чернушка по длинной лестнице спустились в подземелье. Там оказался большой зал, который освещали огромные хрустальные люстры. Вдруг Чернушка сделалась очень большой… и тут Алеша проснулся. На утро он не нашел Чернушку во дворе.

На следующую ночь черная курица снова повела Алешу в подземелье. В зале она попросила на некоторое время оставила мальчика. Он начал разглядывать роскошное помещение: стены, двери и маленький трон – все было золотым.

Вот открылась дверь, и вошло множество нарядно и дорого одетых людей. Все они были очень маленького роста. Когда они построились вдоль трона, появился сам король. Он приветствовал Алешу и благодарил за то, что он спас от смерти главного министра короля. Когда главный министр подошел к Алеше, мальчик узнал в нем любимую Чернуху.

Король предложил Алеше исполнить любое его желание. Мальчик, подумав, попросил о том, чтобы, не уча уроков, отлично знать задания. Королю не понравилось, что мальчишка такой лентяй, но данное обещание пришлось выполнять.

Алеше вручили конопляное семечко, и король сказал, что пока оно у мальчика, тот всегда будет знать урок. Но при этом Алешу строго предупредили, что он никому не должен говорить об увиденном. Иначе жителей королевства постигнет беда, а Алеша лишится королевских милостей.

Потом Алеше показывали удивительный зверинец, чудесный сад. Угощали разными яствами. Затем повезли на охоту и всячески развлекали. Мальчик был счастлив.

Когда в школе Алешу вызвали отвечать урок, он с радостью обнаружил, что король сдержал свое слово – все ответы отлетали от зубов. Учителя с восторгом удивлялись превосходным знаниям своего ученика и хвалили его.

Сначала Алешу мучила совесть, он знал, что эти похвалы незаслуженны. Но вскоре он заважничал, стал свысока смотреть на своих товарищей.

Он стал гордым и непослушным – куда делся скромный, милый, добрый мальчуган…

Как-то раз он не смог отвечать урок. Оказалось, что он потерял семечко! Алеша позвал на помощь Чернушку, и она нашла семя. Курочка просила стать своего друга прежним добрым и прилежным мальчиком. Конечно, об обещанном исправлении он сразу забыл.

Когда учитель хотел наказать Алешу розгами, он испугался и рассказал о подземных жителях.

Из-за того, что Алеша не сдержал слова, подземным жителям пришлось покинуть родной край и переселиться далеко-далеко.

Эта сказка учит тому, что лишь труд и прилежание делают человека добрым и умным, а лень – распущенным и злым. Ценится лишь то, что досталось трудом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание чёрная курица или подземные жители

Сказка-повесть «Черная курица, или Подземные жители» была написана в 1829 году известным русским писателем — Антонием Погорельским.

Это был подарок племяннику Алексею Толстому, которому Антоний заменил отца. Кстати, Толстой тоже станет со временем известным сочинителем и даже поспособствует созданию образа Козьмы Пруткова.

Но это в будущем, а пока отрок не горел жаждой знаний и не проявлял особого усердия в учебе.

Погорельский написал для мальчика свою повесть с исключительно воспитательными целями, но сказка приобрела широкую известность после публикации и получила множество положительных отзывов. «Черная курица, или Подземные жители» стала первым авторским произведением, которое написано на русском языке для детей.

Небольшой частный пансион в Санкт- Петербурге. Сюда родители отправляют на обучение мальчика Алешу. Заплатив деньги за несколько лет вперед, они оставляют ребенка на попечении преподавателей и по сути, исчезают из его жизни. Прилежный и добрый отрок, Алеша старается хорошо учиться и много читать.

Фантазия мальчика переносит его в загадочные страны, где он представляет себя рыцарем в сверкающих доспехах. Книги становятся для ребенка лучшими друзьями и скрашивают ему одинокие вечера в пансионе, когда остальных воспитанников забирают домой на праздники.

Пернатые друзья

В свободное от занятий и чтения книг время Алеша проводит на птичьем дворе. Ему нравиться наблюдать за жизнью куриц. Особенная связь налаживается у него с Чернушкой. Алеше кажется, что черная курица безмолвно с ним общается и взгляд ее осмысленный как у человека.

Однажды, прогуливаясь во дворе, Алеша слышит отчаянные крики Чернушки и спасает ее из рук кухарки. Этим поступком, сам того не подозревая, он открывает себе дверь в сказочный мир.

Путешествие в сказку

Однажды ночью Чернушка появляется перед Алешей и начинает говорить с мальчиком человеческим голосом. Несмотря на удивление, мальчик смело отправляется с ней в путешествие в загадочный подземный мир.

На пути их ждет много приключений: сражение с таинственными рыцарями, ожившие куклы, загадочные покои старушек- голландок и другие приключения. Попасть в мир сказки получается не сразу. Склонность Алеши к шалостям и пренебрежение советами Чернушки, едва не оборачиваются серьезными неприятностями.

Чудесное превращение Чернушки

Как только в пансионе все засыпают Чернушка, и Алеша вновь отправляются в неведомый никому подземный мир. На этот раз все препятствия преодолены и изумленный мальчик понимает, что курица привела его в тронный зал. Это настоящее маленькое подземное царство.

На его глазах появляются придворные, рыцари, и сам король с министрами. Алеша узнает тайну подземных жителей, а его любимая Чернушка на его глазах обретает свое настоящее обличие — становиться первым министром.

При дворе

Время, проведенное при дворе короля, кажется для Алеши чудесной сказкой. Он гуляет по дорожкам, вымощенным драгоценными камнями, сражается с крысами, любуется диковинными деревьями и зверями.

Король очень мил и предупредителен с мальчиком и в благодарность за спасение своего первого министра позволяет ему загадать желание, которое будет обязательно исполнено.

Конопляное зернышко

Мальчик просит сделать так, чтобы ему никогда не приходилось учить уроки, но при этом он мог знать все на «отлично». Желание Алеши неприятно удивляет короля, но повелитель подземной страны держит данное слово.

Мальчик получает волшебное конопляное зернышко, которое является залогом его успеха. Единственное условие — он никому не должен раскрывать тайну подземных жителей. В противном случае волшебный народ ждет изгнание.

Гениальный ребенок и отчуждение

Так начинается история успеха и падения Алеши. Мальчик перестает учить уроки, но при этом восхищает преподавателей своими знаниями. Слава о гениальном ученике облетает весь Петербург. Алешу все больше и больше захлестывает самолюбие и высокомерие. Мальчик становиться заносчивым и ленивым.

Все свободное время он посвящает шалостям, одноклассники отворачиваются от него, но его это мало волнует. Он кичится своими мнимыми талантами и забывает даже о своем верном друге Чернушке.

Тайна раскрыта

Худшие качества мальчика проявляются все больше, и учителя заподозрив неладное, подвергают его наказанию. Не выдержав порки розгами, Алеша раскрывает тайну, которую доверили ему подземные жители.

Только после того, как он произнес роковые слова, мальчик в один миг осознал все свои ошибки, но не поправимое уже случилось. Конопляное зернышко исчезло, а вместе с ним захлопнулась и дверь в волшебный мир.

Прощание

Прощание с Чернушкой было наполнено слезами и горечью. Подземные жители навсегда покинули свое королевство и отправились в изгнание. Первый министр жестоко поплатился за дружбу с Алешей, и вынужден будет до конца жизни носить кандалы. Что касается мальчика, то все произошедшее стало для него хорошим жизненным уроком.

Тест по сказке Чёрная курица или подземные жители

чёрная курица или подземные жители Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов

Краткое содержание «Черная курица или подземные жители» Антония Погорельского

Эта история произошла на Васильевском острове. Девяти или десятилетний мальчик по имени Алеша обучался и жил в пансионе. Помимо него там проживало еще воспитанников сорок.

Пару лет до этих событий отец и мать привезли его в столицу. Оставив деньги за несколько лет, родители вернулись домой. Дом их находится далеко и поэтому давно Алеша не видел родителей.

Он отличался примерным поведением и поэтому все с лаской к нему относились.

Уроки в пансионате проходили очень интересно. Алеша прилежно учился и старался всегда знать урок. Ему нравилась учеба, а дни пролетали очень быстро.

На выходные все ученики уезжали домой, только Алеша оставался в пансионате. Он чувствовал себя одиноко, единственным развлечением было кормить курочек. Они жили в специальных домиках вдоль забора.

Иногда мальчик долго стоял возле забора и наблюдал за прохожими.

Среди курочек была любимица воспитанника – черная курочка с длинным хохолком, он звал ее Чернушкою. Однажды на праздник кухарка хотела зарезать Чернушку. Она начала бегать за ней с ножом. Курочка испуганная металась и Алеша бросился защищать свою любимицу.

Он решил, во что бы то ни стало, спасти Чернушку, предложил кухарке выгодную сделку. Мальчик отдал за жизнь курочки свое единственно сокровище – империал. Он достался ему от бабушки, Алеша хранил его как талисман. Кухарка взяла империал и сохранила жизнь курочке.

Ночью к мальчику пришла Чернушка и заговорила с ним. Она позвала его с собой. Алеша не понимал, куда они могут идти, если все двери закрыты, а все вокруг погружено в темноту. Неожиданно у курочки засветились глаза, словно две свечи. Освещая путь, она повела Алешу за собой.

Чернушка начала хлопать крыльями и, чудесным образом, двери распахивались. Они пошли через комнаты, в которых мальчик никогда не был. Зашли в комнату, где проживали две старушки-голландки. Дверь туда всегда была закрыта.

Проходя мимо попугая, Алеша только хотел с ним поговорить, но курочка строго запретила трогать что-либо.

Мальчику было все любопытно и тяжело, оказалось, сдерживать себя. Проходя комнату за комнатой, мальчик заметил кошку. Он не сдержался и попросил ее подать лапку. Она громко замяукала и разбудила попугая. Птица крикнула: «Дурак! Дурак!». Они поспешили к двери и, войдя в нее, очутились в огромной комнате, похожей на зал.

Пара рыцарей в железных латах одиноко висели на стене. Курочка и мальчик направились через весь зал к выходу. В этот момент, неожиданно, рыцари резко спрыгнули со своих мест. Алеша очень испугался, его сердце бешено стало биться, но курочка кинулась на защиту. Она начала раздуваться и стала огромных размеров.

Курочка кинулась в схватку с рыцарями, нахохлилась и била крыльями. Мальчик так испугался, что потерял сознание.

Проснувшись утром, Алеша подумал, что все происшествие был просто сон. Наступила ночь, Чернушка снова пришла к нему и позвала. В этот раз он шел и больше ничего не трогал. И опять они оказались в большой комнате с рыцарями. Когда, пройдя всю комнату, они вошли в дверь, то Чернушка исчезла.

Комнату начали заполнять странные люди, невысокого роста и в ярких одеждах. Они едва доходили до груди мальчика. Появился король и направился к Алеше. Он начал благодарить за то, что он спас Чернушку. Оказывается, курочка была министром подземных жителей.

За такой поступок король отблагодарил мальчика, подарив ему конопляное зернышко. Теперь можно не выучив урок всегда его знать. Семечку король отдал мальчику и взял с него обещание не рассказывать о случившимся. Когда начались классы, Алеша мог ответить любой урок.

Сначала он очень стеснялся, но со временем свыкся. Теперь Чернушка перестала его навещать.

С появлением зернышка, мальчик очень изменился. Ему больше ненужно было прикладывать усилия к учебе. Он начал шалить, спорить с учителем и плохо себя вести. Однажды учитель для того, чтоб его проучить и приструнить, задал выучить мальчику много страниц.

Нужно было рассказать двадцать страниц урока. Алеша специально шалил еще больше в этот день. Он не учил урок и, конечно, не смог ничего рассказать. Зернышко у него пропало. Тогда мальчика оставили в спальне продолжать учить урок.

Алеша опять не смог вымолвить ни слова.

Когда стемнело, пришла курочка с конопляным зернышком. Она отдала подарок короля Алеше и просила его исправиться. Теперь мальчик смог рассказать урок, чем сильно удивил учителя. Учитель поинтересовался, как удалось выучить так быстро столько страниц.

Мальчик растерялся и ничего толком объяснить не смог. Тогда велели принести розги. Алеша испугался и поведал о курочке-министре, империале, подарке короля и подземных жителях. Он забыл об обещании, данном королю.

Конечно, ему не поверили, и мальчика высекли розгами.

Ночью пришла курочка, ее сковывала цепь. Чернушка сообщила, что подземные жители вынуждены переселиться далеко из-за предательства Алеши. Она просила мальчика измениться. Перед тем как исчезнуть под кроватью, министр пожал Алеше руку.

На следующее утро мальчик бился в тяжелой горячке. Болел Алеша тяжело шесть недель. После своего выздоровления больше не шалил и вел себя прилежно. Он взялся за учебу и все брали с него пример. Его снова все полюбили за прилежное поведение. Теперь он не мог знать урок, не выучив его. Особенно выучить двадцать страниц, да, впрочем, это уже было и не нужно.

Кратчайшее содержание повести «Черная курица, или подземные жители» для читательского дневника (А. Погорельский) | Литерагуру

Творчество Погорельского вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Его книга «Черная курица, или подземные жители» для многих остается самым таинственным и непостижимым произведением из школьной программы. Чтобы внести ясность, мы кратко пересказали основные события, составляющие сюжет повести. Внимательно прочитайте наше очень краткое содержание для читательского дневника.

(457 слов) В петербургском пансионе воспитывался мальчик по имени Алеша. В будни он играл с товарищами, а в выходные единственным его увлечением было чтение книг и наблюдение за курами во дворе. Среди них у него была самая любимица — Чернушка.

Читайте также:  Послушать басню волк на псарне

Однажды на обед к учителю пансиона должен был пожаловать директор. Кухарке было поручено приготовить эту курицу. Алеше стало жалко ее, и он решил обменять Чернушку на золотую монету. Птица была спасена.

Ночью у него в комнате очутилась Чернушка, которая заговорила с ним человеческим голосом и позвала с собой. Они прошли через сени и оказались в комнате старушек, в которой, помимо них, жили еще кошка и попугай. Алеша заговорил с кошкой, та замяукала в ответ и разбудила всех спящих. Чернушка неожиданно исчезла.

На следующую ночь гостья опять явилась к нему. Она была недовольна вчерашним поступком Алеши. Мальчику стало очень стыдно. В этот раз герой решил ничего не трогать и никого не будить. Путники благополучно добрались до короля, рядом с которым стояло множество маленьких человечков.

Правитель поблагодарил Алешу за то, что он спас министра. Оказалось, что речь шла о Чернушке. В знак признательности он предложил исполнить любое желание спасителя. Мальчик мечтал стать самым умным, но при этом не хотел учиться.

Тогда король вручил Алеше конопляное зерно с условием, что ребенок никому никогда не расскажет о маленьких человечках.

Алеша благополучно возвратился в пансион, и волшебство начало действовать. Он стал самым умным в пансионе. Молва о его таланте разошлась по всему Петербургу. Между тем мальчик совсем отбился от рук и шалил, пока его товарищи готовились к урокам.

Однажды учитель задал Алеше выучить двадцать страниц текста. На следующий день он вызвал мальчика к доске. Тот ничуть не волновался. Но когда он начал отвечать, то не мог сказать ни слова. Герой заплакал. Учитель приказал ему вернуться к себе и учить до тех пор, пока он не будет знать предмет. Вернувшись в свою комнату, он обнаружил, что зернышко пропало.

Тогда раздосадованный ребенок пытался выучить урок самостоятельно, но ничего не выходило. Ночью к нему снова явилась Чернушка, которая отчитала мальчика за то, что он совсем возгордился, из-за чего потерял расположение своих товарищей. Однако Чернушка дала Алеше второй шанс. Она вернула мальчику зерно, которое он случайно обронил во дворе.

Теперь-то он точно знает урок.

Утром он гордо вошел в класс, заявив, что сегодня готов ответить. Учитель поинтересовался, как ему удалось за ночь выучить двадцать страниц текста. Растерянный Алеша рассказал всему классу о волшебном зернышке. Преподаватель не поверил ученику и высек его за обман.

Ночью к ребенку в последний раз пришла Чернушка в обличии министра, чтобы проститься с ним. Руки у его любимицы закованы цепями. И всему виной он, Алеша.

Утром товарищи обнаружили героя лежащим на полу. Оказалось, что у него сильная горячка. Спустя шесть недель он выздоровел. Он снова стал добрым и скромным, и все его опять полюбили.

Краткое содержание Черная курица, или Подземные жители

Краткое содержание рассказа для читательского дневника.

Черная курица – рассказ, не теряющий актуальности многие и многие года. Он повествует о ценностях, которые не знают времени. Интересен он и тем, что сюжет, где переплетены волшебный и реальный мир, увлекает настолько, что читается произведение на одном дыхании.

История 10 летнего Алеши учит детей тому, что нельзя ничего получить, не приложив усилий, труда, забыв о доброте. Как легко потерять себя, решая, что похвала – единственное важное в жизни. Как трудно вернуть веру друзей, если ими пренебрегать. Как важно помнить, что главное качество в жизни любого человека – доброта.

К тому же рассказ интересен еще и тем, что погружает нас в прошлую эпоху – показывает нам, как раньше жили дети в детских пансионатах, о строгих нравах учителей и их наказаниях.

Шесть предложений для читательского дневника:

Главная мысль.

В рассказе Черная курица искусно переплетены реальный и волшебный мир, что позволяет легко воспринимать основной посыл автора любому ребенку. В главном герое мальчишке Алеше дети могут увидеть, к чему может привести лень, пустое хвастовство и чрезмерная гордыня.

Он повествует нам о том, что лавры и успехи, которые не требуют усилий и труда – никогда не принесут удовлетворения и радости. Что потерять лицо (добрые качества), гораздо проще, чем их приобрести. И плохие поступки всегда оставляют след. Но самое главное – никогда нельзя сдаваться.

Всегда есть шанс исправить любые ошибки. Пусть не всегда это легко, но всегда возможно.

Главные герои и их характеристики.

В рассказе Чёрная курица, или Подземные жители Антония Погорельского множество интересных персонажей. Основными можно выделить главных действующих лиц, а именно мальчика Алёшу и министра маленького короля, по совместительству черную курицу, которую Алёша прозвал Чернушка.

Черная курица, или Подземные жители

Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)

Лет сорок тому назад, в С.-Петер­бурге на Васи­льев­ском Острове, жил-был содер­жа­тель мужского пансиона. В числе трид­цати или сорока детей, обучав­шихся в том пансионе, нахо­дился один мальчик, по имени Алеша, кото­рому тогда было не более 9 или 10 лет.

Роди­тели его, жившие далеко-далеко от Петер­бурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвра­ти­лись домой, заплатив учителю услов­ленную плату за несколько лет вперед.

Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Дни учения для него прохо­дили скоро и приятно, но когда наста­вала суббота и все това­рищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одино­че­ство. Алеша кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстро­енном домике и целый день играли и бегали на дворе. Особенно любил черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других.

После празд­ника лег спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовет. К нему пришла чернушка и сказала чело­ве­че­ским голосом: поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хоро­шенькое. Одевайся скорее! И он смело после­довал за нею. Из глаз ее выхо­дили как будто лучи, которые осве­щали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю.

— Дверь заперта ключом, — сказал Алеша; но курочка ему не отве­чала: она хлоп­нула крыльями, и дверь сама собою отво­ри­лась.

Потом, прошед через сени, обра­ти­лись они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал. Курочка опять хлоп­нула крыльями, и дверь в старуш­кины покои отво­ри­лась. Прошли во вторую комнату, и Алеша увидел в золотой клетке серого попугая. Чернушка сказала ничего не трогать.

Проходя мимо кошки, Алеша попросил у нее лапки… Вдруг она громко замя­у­кала, попугай нахох­лился и начал громко кричать: «Дуррак! дуррак!» Чернушка поспешно удали­лась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлоп­ну­лась…

Вдруг вошли они в залу. По обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следо­вать за собою тихонько- тихонько… В конце залы была большая дверь.

Лишь только они подошли к ней, как соско­чили со стен два рыцаря и броси­лись на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распу­стила крылья и вдруг сдела­лась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее насту­пали, а она защи­ща­лась крыльями и носом.

Алеше сдела­лось страшно, сердце в нем сильно затре­пе­тало, и он упал в обморок.

На следу­ющую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал.

Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множе­ство маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разно­цветных платьях. Они не заме­чали Алеши. Затем вошел король. За то, что Алеша спас его мини­стра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал коноп­ляную семечку. И просили ничего никому про них не расска­зы­вать.

Нача­лись классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не прихо­дила. Алеша сначала стыдился, а потом привык.

Притом Алеша сделался страшным шалуном. Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и наде­ялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее.

Но Алеша в этот день нарочно шалил более обык­но­вен­ного. На следу­ющий день не мог выго­во­рить ни слова, потому что не было семечки. Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша еще не знал урок. Его опять там оста­вили.

К ночи появи­лась Чернушка и вернула ему зерно, но просила испра­виться.

На следу­ющий день ответил урок. Учитель спросил, когда Алеша выучил урок. Алеша расте­рялся, велели принести розги. Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подзе­мель­ному королю и его мини­стру. Учитель не поверил, и Алешу высекли.

Пришла Чернушка попро­щаться. Она была зако­вана цепью. Сказала, что народу теперь придется пере­се­литься далеко. Попро­сила Алешу еще раз испра­виться.

Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздо­ровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полю­били и стали ласкать, и он сделался примером для своих това­рищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не зада­вали.

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Погорельский А. – Чёрная Курица, Или Подземные Жители

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет.

Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед. Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. Алеши кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Особенно любил черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других.

Одевайся скорее! И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю. – Дверь заперта ключом, – сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась.

Потом, прошед через сени, обратились они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал. Курочка опять хлопнула крыльями, и дверь в старушкины покои отворилась. Прошли во вторую комнату, и Алеша увидел в золотой клетке серого попугая. Чернушка сказала ничего не трогать. Проходя мимо кошки, Алеша попросил у нее лапки…

Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать: “Дуррак! дуррак!” Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась…

Вдруг вошли они в залу. По обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько…

В конце залы была большая дверь. Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом.

Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок. На следующую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал. Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Они не замечали Алеши. Затем вошел король.

За то, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал конопляную семечку. И просили ничего никому про них не рассказывать. Начались классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не приходила. Алеша сначала стыдился, а потом привык. Притом Алеша сделался страшный шалун.

Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее. Но Алеша в этот день нарочно шалил более обыкновенного. На следующий день не мог выговорить ни слова, потому что не было семечки. Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша еще не знал урок.

Его опять там оставили. К ночи появилась Чернушка и вернула ему зерно, но просила исправиться. На следующий день ответил урок. Учитель спросил, когда Алеша выучил урок. Алеша растерялся, велели принести розги. Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю и его министру.

Учитель не поверил, и Алешу высекли. Пришла Чернушка попрощаться. Она была закована цепью. Сказала, что народу теперь придется переселиться далеко. Попросила Алешу еще раз исправиться. Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздоровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.

На нашем сайте Вы найдете значение “Погорельский А. – Чёрная Курица, Или Подземные Жители” в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Погорельский А. – Чёрная Курица, Или Подземные Жители, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Источник

Познавательное и интересное