Краткое содержание Журавль и цапля (сказка)
Вздумал как-то одинокий журавль к цапле посвататься. А жила цапля далеко – на другом конце болота. Долго пришлось ему к ней топать. Пока дотопал – всю грязь болотную перемесил. Приходит он к цапле, и, едва поздоровавшись, сразу к делу приступает: выходи, мол, цапля, за меня замуж. А цапля – вредина! – уперлась – и ни в какую! Все ей в журавле не так: и ноги-то ей его длинные не нравятся, и одеться-то он не умеет, и добытчик-то с него никакой – жену ни за что не прокормит. На том журавль и пошел восвояси, а цапля тут и спохватилась: плохо ведь ей живется одной, так зачем же тогда она журавлю отказала?
Подумала так цапля – и вот уже сама она к дому журавля путь держит. Приходит – и сразу речь о свадьбе ведет: возьми, мол, журавль, ее в жены. Да не тут-то было, красавица: пропала у журавля охота жениться! Без долгих объяснений журавль цаплю выпроваживает. Расплакалась обиженная цапля и ушла. Только она за порог – журавль начинает жалеть, думать, что зря он ее прогнал: скука его давно ведь заела.
И все повторяется: приходит журавль к цапле, зовет ее замуж, а цапля не соглашается. После ухода неудачливого жениха цапля думает: «Зачем я ему отказала? Одной жить тоскливо. Надо было соглашаться», – и отправляется к журавлю. Приходит к нему, сватается, а тот уже снова передумал.
И нет конца у этой истории, так и будет она продолжаеться вечно. Ходят журавль и цапля по очереди друг к другу свататься, а пожениться не могут.
Сказка учит: легко, конечно, рассуждать со стороны, но все-таки: чтобы не попадать в подобные ситуации, желательно принимать важные решения взвешенно, а принятые решения исполнять.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Журавль и цапля. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Маленькая деревенская школа в киргизской степи. В классах гуляют ледяные ветра, никакого отопления нет. Ученики все простужены. Учительница рассказывает им о солнечном Цейлоне
Иван Иванович Сидоров был настоящим волшебником-инженером. Строил он разные приборы, и для дома машины полезные изобретал: и пол мести они могли, и кофе помолоть, и даже говорить и действовать как люди.
Первые страницы рассказа повествуют нам о том, что прекрасный день весенний день на каток направляется мальчик. Это был подросток, высоко роста и худого телосложения. На нем была одежда, из которой он давно вырос
Роман известного писателя из Грузии, признанного во всем мире мастера слова «Я вижу солнце» начинается с повествования будней одной из многих деревень, живших мирно в горной местности и чтущих местные традиции
Иван Иванович любил в жару снять свою бекешу, сесть с дыней и наблюдать за своим хозяйством. У него был большой дом, к которому прилегали чудесный сад и многочисленные пристройки.
Урок литературного чтения «Журавль и цапля»
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой ранняя весна к нам в окна дышит,\
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
II. Мотивация
Учитель рассказывает притчу:
На одном острове обитала необычная жительница – дружба. Когда началось наводнение, она стала просить о помощи. Мимо проплывала величественная ладья с Роскошью,
– Роскошь, – обратилась к ней дружба. – Возьми меня с собой, пожалуйста.
– Нет, в моей ладье столько добра, тебе нет здесь места!
Тогда дружба решила обратиться к Печали, которая проплывала недалеко от острова:
– Возьми меня в лодку, прошу тебя!
– Ах, мне нужно побыть одной, мне так грустно, – ответила Печаль и уплыла.
Тогда дружба стала умолять Счастье взять ее на борт корабля. Но счастье было так поглощено собою, что даже не заметило дружбы.
Лишь один Старец взял дружбу с собой. Когда они приплыли к берегу, Старец пошел своей дорогой. Осознавая, насколько дружба обязана ему, она крикнула:
И услышала ответ мудреца:
– Время? Но зачем оно помогало мне?
– Потому что только время может оценить, насколько крепка дружба.
Учитель: Что можно сказать об услышанном?
(Вывод мудреца правильный.)
III. Сообщение темы урока
– Об умении дружить мы и будем сегодня читать.
IV. Постановка целей урока
– Мы готовимся учиться разгадывать авторские секреты, понимать, что хотел сказать нам автор через свое произведение и какие литературные приемы он использовал.
V. Самостоятельная работа с учебником
Знакомство с художественным произведением на с. 21–22. Предлагается способ чтения про себя.
Задача: прочитать нужно внимательно и вдумчиво. Приложение 1.
VI. Анализ литературного произведения.
– Есть ли рассказчик в произведении?
(Выставляются губки и буква Р.)
– Кто является рассказчиком?
– Рассказчиком является автор.
– Докажите, что рассказ ведется от лица автора.
– Это видно по первым строкам: “Летела сова, веселая голова. ”
– Чьими глазами видится мир?
(На доску вывешивается глаз.)
– К какому роду литературы относится произведение?
– Это произведение относится к эпосу.
– Потому, что здесь рассказчиком является автор.
– Каков жанр произведения?
– Герои живут в волшебном мире, и есть зачин.
(Запись на доске: Волшебный мир.)
– Какая это сказка: народная или литературная?
– Это народная сказка.
(Запись на доске: Русская народная сказка “Журавль и цапля”.)
– В какое время года происходит действие?
– В теплое время года.
– Докажите словами текста.
– А еще почему вы так решили?
– Эти птицы на зиму улетают в теплые края.
– Где происходит действие?
– Покажите словами текста.
– “Жили – были на болоте. ”
– Как вы представляете себе болото
– Что построили журавль и цапля?
– Они построили себе избушки.
– Давайте ещё раз назовем героев произведения.
– Сова, цапля и журавль.
(Расставить буквы С, Ц, Ж.)
– Какой вы представляете сову?
– Сова – непоседа, могла эту историю подглядеть, да и рассказать автору.
– Какой вы представляете цаплю?
– Капризной, но стыдливой.
– Докажите словами текста.
– “Цапля заплакала со стыда. ”
– Каким вы представляете журавля?
– “Скучно стало жить одному, и задумал он жениться”.
– Ноги долги, платье коротко, худо летает.
VII. Физкультминутка
Учитель:
Что ж, теперь мы отдыхаем.
На уроке поиграем.
Чтоб выразительно читать,
Будем голос развивать.
Вот она, игра-наука.
Покажите жестом, звуком.
(Дети показывают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд – сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.)
– Давайте среди этих героев выберем главных.
– С чего начинается действие?
– Журавлю стало скучно.
– А что предшествовало этому?
– Зачем придумана присказка?
– Чтобы заинтересовать читателя.
– Проследим, как развивались события:
– “Дай пойду посватаюсь к цапле”
– Как отреагировала цапля, зачитайте.
– Что произошло потом? Зачитайте.
(Стрелка в обратную сторону.)
– Сколько раз повторяется это действие?
– Так построен сюжет сказки: цапля и журавль ходили друг к другу.
– Где вы больше всего волновались?
– Зачитайте это место в тексте.
– “Вот так – то и ходят они по сию пору. ”
Это является главной мыслью сказки.
VIII. Итог урока
– А зачем написана такая сказка?
– Вот мы и разгадали секреты русской народной сказки. Сказки отличаются своей мудростью и обязательно чему-нибудь учат.
(Стрелка от автора к читателю.)
Мне хочется вам всем сказать:
Умейте дружбой дорожить
Умейте искренне играть
И без предательства дружить.
Желаю вам не расставаться,
А только обретать друзей,
Желаю чаще улыбаться
И с радостью встречать гостей.
IХ. Домашнее задание
– Приготовить пересказ сказки от лица одного из героев.