Перескажи латышскую сказку от лица петуха или от лица лисы

Сказки

Латышская народная сказка

Как петух лису обманул

Жила-была старуха, и был у неё петух. Кривоглазый и кривобокий, а такой забияка, такой задира, каких и на свете ещё не бывало.
На своём дворе не с кем драться, так он все на чужой двор норовит. Цыплёнка увидит — за цыплёнком погонится. На курицу наскочит — от той только пух и перья летят. А с петухом повстречается — тут уж по всем петушиным правилам пойдёт бой.
Всех кривоглазый задирает, а к нему попробуй-ка сунься! Чуть что — заорёт во всё горло:
— Не тронь меня, не тронь! Не с вашего я двора. Не ваш я петух. Старухин.
И бочком-бочком — к старухиному дому. А старухе-то и самой надоел петух. Что ни день ― прибегают к ней соседки.
Одна кричит:
— Уйми ты своего забияку. Он моему котёнку чуть глаз не выклевал!
Другая жалуется:
— Твой петух мою наседку с яиц согнал!
Третья чуть не плачет:
— Налетел твой кривоглазый, цыплят распугал, кормушку опрокинул, воду разлил.
Наконец старуха не вытерпела и говорит петуху:
— Убирайся, куда знаешь. Чтоб и духу твоего не было на моём дворе!
Обиделся петух:
— Ну что ж, и уйду! Думаешь, не проживу без тебя?
Стал петух один жить. Днём по всему селу разгуливает, зерна подбирает, ночью в стогу сена спит.
Как-то раз на заре вышла лиса поохотиться. Видит — стоит в поле стог сена, а в стогу петух. Обрадовалась лиса, схватила петуха — и в лес, к своей норе.
А в ту пору старухин сосед полосу боронил. Смотрит — бежит мимо лиса, а в зубах у неё петух. Поднял сосед палку — за лисой.
— Брось петуха! — кричит.— Брось петуха!
Тут хитрый петух скосил на лису свой единственный глаз да и говорит ей:
— Что ты терпишь, лиса? Ведь не в своё дело мужик нос суёт. Не его я петух! Старухин.
Хотела было лиса остановиться, закричать на мужика, да раздумала, дальше побежала.
А старухин сосед не отстаёт:
— Отдай, рыжая, петуха! Отдай!
И петух не унимается:
— Что это ты, лиса! Он тебя ругает, а ты молчишь! Верно, сам на меня, на чужого петуха, позарился!
Не стерпела тут лиса. Повернулась к старухиному соседу и давай его бранить:
— Ну чего привязался? Чего не в своё дело суёшься? Ведь не твой петух! Старухин. Сначала своих кур, петухов заводи, а потом на нас, честных лис, покрикивай!
Так разошлась лиса, что и остановиться не может. Наконец вспомнила про петуха. Глянула — его и след простыл.
— Ну и петух! Вот как лису одурачил!
Обида взяла лису. И поклялась она никогда больше с людьми не разговаривать. С тех пор как увидит лиса человека, отвернет морду и прочь бежит.

Белорусская народная сказка

Лёгкий хлеб

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

— Ты что ешь, человече?

— Да еще какой вкусный!

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

И начал он волка поучать:

— Прежде всего надо землю вспахать.

— Тогда и хлеб будет?

— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить.

— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять.

— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть.

— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть.

— Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.

— Конь, конь! Я тебя съем.

Читайте также:  Рассказ по картине страдная пора косцы худ г мясоедов

— Гуси, гуси! Я вас съем.

— Спой нам, а мы послушаем.

— Это можно. Петь я мастер.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

— Дед, дед, я тебя съем!

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес. Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

— Баран, баран, я тебя съем!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

— Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

— Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

Источник

Перескажи латышскую сказку от лица лисы. Инсценировка латышской сказки «как петух лису обманул»

Латышская народная сказка «Как петух лису обманул»

Жанр: сказка о животных

Главные герои сказки «Как петух лису обманул»

Чему учит сказка «Как петух лису обманул»
Эта сказка учит нас быть добрыми, доброжелательными. Не ругаться с соседями, не проказничать, уважать своих родителей и во всем их слушаться. Учит эта сказка и тому, что попав в сложную ситуацию надо не сдаваться, а искать выход.

Отзыв на сказку «Как петух лису обманул»
Сказка мне показалась очень смешной. Задиристый петух показался таким забавным и немного наивным. Он решил, что хозяйка ему не нужна, да не учел, что много вокруг бродит охочих до его мяса. Но петух оказался еще и хитрым и придумал, как обмануть лису.

Пословицы к сказке «Как петух лису обманул»
Крикуна и драчуна на пиры не зовут.
Хитростью силу борют.
Тот мне и свой. кто до меня добр.

Иллюстрации и рисунки к сказке «Как петух лису обманул»

Как петух лису обманул

Белорусская народная сказка

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Ты что ешь, человече?

Да еще какой вкусный!

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

И начал он волка поучать:

Прежде всего надо землю вспахать.

Тогда и хлеб будет?

Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить.

Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять.

Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть.

Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть.

Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.

Конь, конь! Я тебя съем.

Гуси, гуси! Я вас съем.

Спой нам, а мы послушаем.

Это можно. Петь я мастер.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Дед, дед, я тебя съем!

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес. Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

Баран, баран, я тебя съем!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

Конспект урока литературного чтения

по учебнику «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс

«Как петух лису обманул»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Как петух лису обманул» (латышская сказка) по УМК «Школа 2100» построен на технологии продуктивного чтения. В основе этой технологии –отношение ученика и автора как к себе равному. Ведущие методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, стимулирование интереса к учению, метод творческого чтения. Применяются «Арт-технология» сказки и приёмы из технологии РКМЧП: таблица «Знаем, можем узнать, узнали», составление « Толстых и тонких» вопросов.

Читайте также:  Рассказ о собаке и кошке на английском языке

Предназначено для учителей начальных классов, географии, иностранного языка, биологии, руководителей методических объединений.

Цель: познакомить детей с латышской сказкой « Как петух лису обманул»

– формировать основу правильного типа читательской деятельности;

– развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам;

– воспитывать читательский интерес к сказкам, содержащим в заглавии вопрос; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения;

I. Организационный момент. 1 мин. (ЛУУД)

– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.

Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух,
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!

II. Актуализация знаний. 3 мин. (ПУУД)

– Сейчас проведем викторину и проверим, насколько вы внимательные читатели.

Задание: определите название сказок.

(Инсценирование двух отрывков подготовленными учащимися)

1.– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

2. – Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Петя выглянул, лиса его цап-царап и понесла.

Петушок испугался, закричал:

– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!

– Кто главные герои этих сказок? (животные)

– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)

– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)

– Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)

III. Целеполагание урока. 5 мин. (РУУД)

– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)

Работа с таблицей на доске: (ПУУД)

Характер и поступки героев

– Найдите на карте эту страну.

– Что вы можете сказать о её местонахождении?

Подготовленный ученик: СЛАЙДЫ 3 – 6 (ЛУУД)

тёмно-красный с белой полосой посередине,

Символом Латвии также является 42-х метровый памятник Свободы.

IV. Работа с текстом до чтения. 3 мин. (РУУД)

Откройте учебник на стр. 79. СЛАЙД 7, 8

– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос: КАК ПЕТУХ ЛИСУ ОБМАНУЛ).

— Что объясняется в сказках, в заглавии которых есть вопрос?(попытка объяснить какие-то повадки животных или происхождение их внешнего облика)

Кто герои этой сказки? Какой момент изображён?(Лиса и старик ругаются)

Откройте тетрадь на с 43 №1,прочитайте ключевые слова во 2 столбике.

Зная название сказки, рассмотрев иллюстрацию и прочитав ключевые слова, предположите, о чем пойдет речь в этой сказке? (предположения детей)

V. Первичное восприятие. 5 мин.

Самостоятельное чтение сказки.

– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?

– Что нового вы узнали о лисе?

VI. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания. 10 мин. (ПУУД), (КУУД)

1. Анализ первого абзаца. Приём «Диалог с автором»

– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)

– Что узнали о главном герое?

2. Анализ второго абзаца. СЛАЙД 10, 11

– Каков петух? (драчливый)

– Что значит норовит? (настойчиво стремится что-нибудь сделать или добиться)

– Как вы понимаете выражение «по всем петушиным правилам пойдет бой»?

– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)

– Как вы понимаете выражение «бочком-бочком»? (очень осторожно) (Покажите, как это ходить «бочком-бочком»?)

4. Анализ 4-5 абзацев.

– Почему старуха прогнала петуха?

– Какая сказочная примета? (троекратный повтор: три соседки приходили с жалобами на петуха)

– Каков был петух? (обидчивый) отметить в тетради

– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)

– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)

– Как петуху удалось провести лису и выйти из опасной ситуации? (воспользовался моментом, сыграл на её слабости, лиса отвлеклась…)

Читайте также:  Рассказы про звездное небо для детей

– Как себя проявила лиса? (злая, грубая, поддалась на уловку)

– На кого обижается лиса? (на всех людей)

– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)

Лиса – дальняя родственница собак, поэтому она тявкает, как собака.

VII. Работа с текстом после чтения.

1)Работа в тетради Работа в парах « Словесное рисование» 3мин (КУУД)

2 столбика: ВНЕШНОСТЬ и ХАРАКТЕР:

кривобокий задира СЛАЙД 9

Вспомните все сказки о животных, которые мы читали. В них лиса чаще всего добивается своего при помощи хитрости. Кто-то из героев сумел перехитрить лису? (первый пункт). Как относился латышский народ к смелым и находчивым (второй пункт). – Что осуждает народ в сказке? (третий пункт таблицы)

Заполнение столбца «УЗНАЛИ»(ПУУД)

В латышской сказке петух перехитрил лису.

Звери говорят и ведут себя как люди.

Характер и поступки героев.

Люди разных национальностей ценят смелость и находчивость

Люди в животных могут узнать себя.

У разных народов представления о добре и зле схожи.

3. Работа с пословицами. В парах. 2 мин. СЛАЙД 10.(КУУД),

– Выбрать из предложенных пословиц только ту, которая бы могла стать названием сказки.

Такая теснота, что яблоку негде упасть.

Красоту в миску не положишь..

Худое – охапками, хорошее щепотью.

Разговорам не дивись, на хитрость не ловись!

Где смекалка и отвага – до победы два шага;

4. Составление синквейна « Петух» (дополнительно) 3 мин (КУУД)

– Чему учит эта сказка?

Самооценка цветом в дневниках

– Выберите и дополните одно из предложений:

Мне на уроке было интересно…

Мне на уроке было трудно…

Урок заставил меня задуматься о том, что…

X. Домашнее задание. СЛАЙД 12-13

Выберите себе домашнее задание:

1. Подготовить пересказ сказки от имени петуха или лисицы по выбору;

Верещагина Валентина Васильевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сорочинска Оренбургской области

Главный герой латышской народной сказки «Как петух лису обманул» — петух, живший у одной пожилой женщины. Характер у этого петуха был задиристый, он любил подраться с соседскими птицами и часто гонял тех, кто слаб и беспомощен.

Соседи часто жаловались хозяйке петуха на его безобразное поведение. И однажды она велела петуху убираться с ее двора. Петух стал жить без хозяев. Днем он бродил по деревне, а ночью спал в стогу сена.

Однажды его в этом стогу обнаружила лиса, она схватила петуха и понесла в лес. Это увидел сосед хозяйки петуха. Он погнал за лисой с палкой и стал кричать, чтобы она отпустила петуха.

Тогда петух стал уговаривать лису, чтобы она объяснила соседу, что несет вовсе не его петуха. Лиса поначалу молчала, но человек не унимался и гнался за ней. Тогда она остановилась и стала ему объяснять, что тот не имеет права за ней гнаться, потому что у него самого нет никаких птиц в хозяйстве.

Пока лиса давала человеку отповедь, петух благополучно от нее сбежал. Поняла лиса, что петух ее обманул, обиделась на всех, и с тех пор с людьми не разговаривает.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки заключается в том, что важно жить своим умом и никого не слушать. Лиса поддалась на уговоры петуха и вступила в спор с человеком, который за ней гнался. В результате петух сбежал, а лиса осталась без добычи.

Сказка учит не быть задирой и скандалистом. Петух часто приносил беспокойство соседям, и поэтому хозяйка выгнала его на улицу.

В сказке мне понравился сосед хозяйки петуха, который не остался равнодушным, увидев, как петуха похитила лиса. Он погнался за ней и требовал, чтобы лиса отпустила петуха.

Эта сказка мне понравилась своим поучительным выводом: далеко не всегда следует вступать в дебаты. Иногда нужно просто промолчать. Лиса вступила в переговоры с человеком, и добычу свою упустила. Следует всегда быть бдительным!

Какие пословицы подходят к сказке «Как петух лису обманул»?

Слово — серебро, а молчание — золото.
Дракою прав не будешь.
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.

Источник

Познавательное и интересное