Пермяк березовая роща докажите что перед вами текст сказки

Сказки

Работа по сказке Е.А.Пермяк «Берёзовая роща»

Е. А. Пермяк «Березовая роща»

Жил в нашем заводе ученый старик. Хорошо разговаривал. Легко. Начнет как будто ни о чем, а кончит так, что задумаешься. К примеру, возьми его сказ про Березовую Рощу. Сколько раз ни прослушаешь, всякий раз новое в тех же словах услышишь.

Проверь, коли не веришь. Перескажу.

Отгорело жаркое летичко. Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.

Отсеялась осень, поприкрыла желтым листом березовые семена, зиму кликать стала. А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своем роде-племени заботились. Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.

Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: «Спите!»

Проспали семена до теплых весенних дней и пошли в рост. Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живехонько вымахал. Крепко уцепился за сырую землю. Глубоко корни пустил. Ну, а про Крапиву и говорить нечего. Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.

Березовые семена тоже зеленую поросль дали. Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша, — все же росточки о три листочка поднялись. Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? Надо расти. На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.

— Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.

— Все равно сгниете, — поддакивает ей Репейник.

А Березки молчат, слушают да растут сколько сил хватает.

Тогда Гадюка свое ядовитое слово вставила. Свою подлую змеиную мудрость стала выказывать:

— Миром, дескать, те правят, которые жгут да жалят. — И старая Жаба, которая тоже в крапивной тени от света пряталась, в угоду Змее подхалимно подквакнула:

Так оно и шло. Их устрашали, а они росли. В тесноте, в темноте, в обиде. А годика так через три, через четыре Березки переросли Крапиву. Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. Знали, что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не отнять соки земли.

Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет. Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.

Само собой, какая хорошая Роща ни будь, без Крапивы дело не обходится. Росла в ней и Крапива. И Репейник рос. И Гадючки встречались. Жабы, само собой, тоже не перевелись. Что сделаешь? Только никто, если не считать самых пропащих, слепых да желчных, не называл эту Рощу репейной, крапивной, хотя они и произрастали в Роще.

Читайте также:  Рассказ про котенка который потерялся

Жабы да Змеи, само собой, инако судили. В свою черную дуду дудели. Ну, так ведь на то и зовутся они мерзостным словом «гады». Дальше Крапивы не видят, выше Репейника не глядят.

· Чему научила меня сказка Е. Пермяка «Березовая роща»?(ответить письменно)

Источник

Конспект урока по родной (русской) литературе «Е.А.Пермяк. Сказка «Берёзовая роща». Решение серьёзных философских проблем языком сказки»

Поурочный план учителя Тереховой Ю.Ю. Класс 5 Дата __/__/__

Предмет – родная литература

Е.А.Пермяк. Сказка «Берёзовая роща». Решение серьёзных философских проблем языком сказки.

формировать умение внимательно читать художественное произведение, развивать навыки анализа художественного произведения и умения давать хар актеристику литературному герою; на примере главного героя воспитывать лучшие человеческие качества характера.

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

Проверка домашнего задания.

Беседа по материалам прошлого урока:

Прием «Незаконченное предложение»

Настоящая фамилия писателя … (Виссов).

Детские годы прошли в удмуртском городе …(Воткинск. Здесь жила бабушка писателя)

Окончил педагогический институт в городе … (Пермь)

Изучение ремесел всегда вызывало повышенный интерес у мальчика. Еще в школьные годы он овладел такими профессиями, как: … (столяр, слесарь, сапожник, токарь и кузнец).

Несмотря на то что большую часть своей жизни Евгений Пермяк прожил вдали от родины, во многих его произведениях присутствует… (Урал)

За годы жизни занимался самой различной деятельностью. Кем он только не был: … корреспондентом в газете, конторщиком мясопункта, рабочим на конфетной фабрике, режиссером драматического кружка, контролером водопровода, клубным работником и т. д.)

— Ребята, как понимаете слово «философия»?

Термин «философия» состоит из двух греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости. Считается, что это слово впервые употребил древнегреческий философ Пифагор в 6 веке до нашей эры.

Философ стремится найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия, которые остаются актуальными во все исторические эпохи: Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл жизни?

— как вы, ребята, считаете, сказка «Берёзовая роща» может дать ответы на все эти вопросы?

Определите тему и цель нашего урока.

Работа над темой урока.

Какое впечатление на вас произвела эта сказка?

На каких героев вы обратили внимание? Почему?

Найдите в тексте описание героев.

Репейник и Крапива.

Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живехонько вымахал. Крепко уцепился за сырую землю. Глубоко корни пустил. Ну, а про Крапиву и говорить нечего. Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.

Березовые семена тоже зеленую поросль дали. Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша, — все же росточки о три листочка поднялись. Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? Надо расти. На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.

Читайте также:  Рассказ о подвиге детей в наше время

Определите отношение автора к ним.

Репейник: цепкий, разбойник, живехонько вымахал, уцепился.

Крапива: хапуга, про нее и говорить нечего, бессовестная.

Березовые семена: Темновато им. Надо расти. Береза жизнь дала.

А втор осуждает поступки Жабы и Крапивы, сочувствует молодым березкам.

Определите отношение героев к друг другу.

Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.

Все равно сгниете, — поддакивает ей Репейник.

А Березки молчат, слушают да растут сколько сил хватает.

Их устрашали, а они росли. В тесноте, в темноте, в обиде. А годика так через три, через четыре Березки переросли Крапиву.

Почему Репейник, Крапива, Жаба и Гадюка так относились к молодым росткам березы? ( Они завидовали их юности и красоте, выливали на них свою злобу)

Какие качества этих героев осуждает автор? (Зависть и злоба)

На что способны люди, если у них в душе поселилась зависть и злоба? Приведите примеры из литературы. (герои сказок «Царевна-лягушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Работа с языковым материалом.

Прочитайте последние три абзаца сказки. Над чем рассуждает писатель в этом отрывке?

Автор утверждает: завистливые не способны расценить, увидеть добра, хорошего отношения, потому что «дальше Крапивы не видят, выше Репейника не глядят».

Как вы поняли слова: Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет.

Автор будто бы пытается убедить нас в том, что зависть и злоба не имеют под собой никакой силы, если на них не обращать внимания.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пробивается, растёт, поднимается.

Зашелестела у всех на виду.

Составьте синквейн по сказке «Березовая роща»

Подведите итог нашего урока.

— какие философские проблемы автор поднимает в своей сказке?

З ависть и злоба – плохие помощники и советчики. С такими «друзьями» хорошему человеку не по пути! Если только и делать, что злиться и завидовать, то весь мир потеряет свои краски и станет черно-белым .

Чему научила меня сказка Е. Пермяка «Березовая роща»?

нарисовать иллюстрацию к сказке.

Прочитать В.А.Сухомлинский. «Легенда о материнской любви».

Индивидуальное задание: подготовить рассказ о В. Сухомлинском.

Номер материала: ДБ-431450

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Рассказ про голубя на английском языке 7 класс

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

В чем смысл сказки Е. Пермяка «Березовая роща», чему она учит?

В сказке Евгения Пермяка сюжет таков: весной из семян проросли репейник, крапива и березки. Только крапива и репейник быстро в рост пошли и все издевались над березовыми росточками, что тем лучше помереть. Поддакивали сорнякам гадюка и жаба. Но прошло 3-4 и обогнали березки и крапиву, и репейник и больше не слышали их злобных слов. Выросла красивая Березовая роща. Именно Березовая, а не Репейная или Крапивная.

Смысл сказки «Березовая роща» в том, всегда есть злые существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко знаешь, кто ты, заешь свою цель и миссию.

Главная мысль сказочки.

Даже очень слабосильный зверь сможет стать могучим, коли будет не один. Вместе – сила!

Чему учит сказочка.

Сказочка читателя учит тому, что нам, вместе всякое дело по плечу, да и всякий противник не страшен. Учит элементарному принципу, что любой обязан помогать собственному приятелю и во всем его поддерживать.

По сказке «Горный мастер» снято много и мультфильм и фильмы, самый наверное лучший-это самый старый советский фильм, который назывался «Каменный цветок».Как и в любом сказе Бажова, в этом тоже большая мораль заключена. Это сказка о верности в любви. Оба и Данила и Катя пронесли верность друг к другу через разные испытания. Катя олицетворяет образ ждущей верной девушки (как в «Одиссее» Пенелопа ждала много лет Одиссея),но не только, она еще вступает в противоборство с судьбой за своего суженого. А Данила проходит через разные искушения-и красивая богатая чародейка его любовь испытывает собой и, кроме того, она соблазняет его совершенством в творчестве. И по легенде ни один из мастеров назад от нее не вернулся, только для Данилы образ Кати оказался сильнее. Чем-то еще эта сказка мне напоминает Снежную королеву, а Катя и Данила Герду и Кая, который тоже хотел все сложить слово «Вечность» и позабыл под чарами про своих близких.А самоотверженная любовь Герды его вернула. Мне кажется, что Бажов этим хотел сказать, что подлинная любовь сильнее всего на свете.

Источник

Познавательное и интересное