Пермяк самое страшное чему учит рассказ

Сказки

Е. Пермяк «Самое страшное». Урок смыслового чтения

Тема: Е. Пермяк « Самое страшное»

— формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций;

— воспитание любви к людям и животным.

Технологии: педагогические мастерские; ТРКМ.

Технологические приёмы: раскадровка текста, составление пословиц, «Хорошо- плохо».

Оборудование: Портрет писателя, листочки с именами, цветные

карточки с текстом, карточки с пословицами, инструкция – схема.

При встрече здороваться

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

— К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

И действительно доброе утро, потому что проснулась и обнаружила, что всё в порядке. Сегодня ночью мне приснился очень страшный сон. Мне снился конец света.

Вы знаете, ребята, было очень страшно.

— А что для вас в жизни самое страшное?

Его отец умер от чахотки, когда сыну было всего лишь 3 года. Матери было очень нелегко воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика теплотой, заботой и вниманием. Е.А. Пермяк написал для детей сотни рассказов и сказок. Прожил писатель долгую жизнь. 80 лет. Может быть потому, что очень сложный период был в жизни писателя, он написал рассказ который так и называется «Самое страшное». (Открываю название)

— После чтения мы проверим наши предположения.

— Совпадут ли они с замыслом автора.

— Чье мнение окажется ближе.

— Итак обратимся к тексту.

III ) Стадия осмысления

— На доске инструкция, которая поможет увидеть каждую часть.

— Что будем делать после каждой части? (Остановку). Знак показывает «СТОП».

— Потом обсуждения, подтверждение или опровержение ваших предположений, и только после этого приступим к следующей части.

Итак: читаем первую часть и выносим на доску интересные моменты.

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого!

Читайте также:  Рассказы о красоте природы 5 класс

— Каким рос мальчик Вова? Прочитайте.

— Почему его все боялись, ведь он рос крепким, сильным, а это хорошие положительные качества.

— А хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

— Давайте попробуем предположить дальнейшее развитие сюжета. (Высказывания детей)

— Ну что же читаем дальше.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

— Итак, почему же Вову все боялись? (Он всех обижал)

— Кого же обидел Вова? Как?

— Отвечая на вопрос мы используем раскадровку, чтобы всем было легче наблюдать за развитием событий

— Как вы думаете, чем гордился Вова? (Что он никого не боится, ничего ему не страшно).

Ребята, ведь гордиться тем, что смел, отважен, ничего не боится – неплохо.

— А о чем не задумывался Вова, совершая свои поступки?

— Давайте обратимся к нашим предсказаниям. Смог ли кто-нибудь до чтения предположить, о чем пойдет речь в рассказе?

— Какие из ваших предположений уже не подтвердились?

— О чем же идет речь в рассказе? (О жизни мальчика)

Раз Вова никого не боялся, был сильным, ничего ему страшно не было, может он в жизни стать героем, олимпийским чемпионом?

— Как думаете какие события могут произойти дальше?

— К чему может привести такое поведение?

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Читайте также:  Рассказ ю ермолаева два пирожных читать

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

— Давайте вернемся к нашим предсказаниям

— Какие из предсказаний уже не сбудутся?

— Что же произошло? (От Вовы все отвернулись)

— Предположите, какой может быть концовка рассказа?

Посмотрите на инструкцию.

Внимание: Возьмите четвертую часть желтого цвета (Читает учитель)

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Ожидали вы такого конца? Почему?

— Действительно ли одиночество является самым страшным в жизни?

Какова главная мысль рассказа? (Самое страшное – Одиночество)

— А вот лично для вас одиночество является самым страшным? Почему?

— А сейчас я хочу предложить вам пофантазировать: Как изобразить одиночество?

— Художники изображают красками, композиторы музыкой, скульпторы возводят статуи. А как вы изобразите одиночество?

— Может у него есть вкус, запах, цвет?

— Расположитесь как вам удобно, закройте глаза и под музыку пофантазируйте, как изобразить одиночество.

— Итак, как же вы изобразили одиночество: В каких красках? Какой вкус? Какая по громкости музыка.

— А сейчас давайте вернемся к рассказу и поиграем в игру «Хорошо – Плохо»

-Поздороваться с взрослыми;

-Стрелять в девочек из рогатки;

— Помочь младшей сестренке одеться;

— Строить рожи взрослым;

— Наступить на хвост собаке;

— Приготовить чай для бабушки;

-Выдергивать усы коту;

— Помогать учителю убирать в классе;

— Загонять колючего ежика под шкаф;

— Ласково разговаривать с мамой;

— Уступить место старшему в автобусе;

— Помочь дедушке донести сумку;

— Накормить рыбок в аквариуме;

— Ребята, а хотелось бы вам узнать, какие пословицы придумал народ об этом?

Не мил и свет, когда друга нет.

Читайте также:  Сказки про принцесс в башне

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

Береги землю родимую, как мать любимую.

— Я по классу разместила карточки и предлагаю вам встать, найти, принести к доске и собрать пословицы по цвету.

— Давайте прочитаем культурные образцы.

— Посоветуйтесь в парах и выберите те, которые подтверждают главную мысль рассказа.

V ) Итог в начале урока мы предполагали, что же самое страшное?

— Какие версии вы выдвигали?

— Чьи же предположения оказались самыми близкими к содержанию текста. Молодцы!

— Ваши предположения, ребята, тоже важны, но наш рассказ был посвящен одиночеству.

— Подчеркните что же случилось для Вовы самое страшное?

Какова главная мысль рассказа?

— Чему же ребята учит этот рассказ?

— И я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми и вас всегда будут окружать друзья.

— А дома я хочу вам предложить выполнить творческое задание по выбору.

— Изобразите самое страшное из пластилина, из глины (у нас ребята занимаются в кружке), нарисуйте или напишите. А может быть кто то напишет Вове письмо – советы: Как надо поступить чтобы не остаться одному.

— Подводя итог, давайте скажем:

— Чему же мы сегодня учились на уроке? (Предсказывать сюжет, фантазировать, размышлять, думать, работать в парах, предполагать, читать с остановками).

— Какие приемы использовали? (Чтение с остановками, «Хорошо – Плохо»)

— А понравились ли вам эти приёмы? Хотелось ли вам узнать что же произойдет в следующей части?

— Эти приёмы мы не раз еще будем использовать при работе с текстом и не только на уроках чтения.

Источник

Познавательное и интересное