Е. Пермяк «Самое страшное». Урок смыслового чтения
Тема: Е. Пермяк « Самое страшное»
— формирование оргдеятельностной, коммуникативной компетенций;
— воспитание любви к людям и животным.
Технологии: педагогические мастерские; ТРКМ.
Технологические приёмы: раскадровка текста, составление пословиц, «Хорошо- плохо».
Оборудование: Портрет писателя, листочки с именами, цветные
карточки с текстом, карточки с пословицами, инструкция – схема.
При встрече здороваться
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
— К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
И действительно доброе утро, потому что проснулась и обнаружила, что всё в порядке. Сегодня ночью мне приснился очень страшный сон. Мне снился конец света.
Вы знаете, ребята, было очень страшно.
— А что для вас в жизни самое страшное?
Его отец умер от чахотки, когда сыну было всего лишь 3 года. Матери было очень нелегко воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика теплотой, заботой и вниманием. Е.А. Пермяк написал для детей сотни рассказов и сказок. Прожил писатель долгую жизнь. 80 лет. Может быть потому, что очень сложный период был в жизни писателя, он написал рассказ который так и называется «Самое страшное». (Открываю название)
— После чтения мы проверим наши предположения.
— Совпадут ли они с замыслом автора.
— Чье мнение окажется ближе.
— Итак обратимся к тексту.
III ) Стадия осмысления
— На доске инструкция, которая поможет увидеть каждую часть.
— Что будем делать после каждой части? (Остановку). Знак показывает «СТОП».
— Потом обсуждения, подтверждение или опровержение ваших предположений, и только после этого приступим к следующей части.
Итак: читаем первую часть и выносим на доску интересные моменты.
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого!
— Каким рос мальчик Вова? Прочитайте.
— Почему его все боялись, ведь он рос крепким, сильным, а это хорошие положительные качества.
— А хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
— Давайте попробуем предположить дальнейшее развитие сюжета. (Высказывания детей)
— Ну что же читаем дальше.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
— Итак, почему же Вову все боялись? (Он всех обижал)
— Кого же обидел Вова? Как?
— Отвечая на вопрос мы используем раскадровку, чтобы всем было легче наблюдать за развитием событий
— Как вы думаете, чем гордился Вова? (Что он никого не боится, ничего ему не страшно).
— Ребята, ведь гордиться тем, что смел, отважен, ничего не боится – неплохо.
— А о чем не задумывался Вова, совершая свои поступки?
— Давайте обратимся к нашим предсказаниям. Смог ли кто-нибудь до чтения предположить, о чем пойдет речь в рассказе?
— Какие из ваших предположений уже не подтвердились?
— О чем же идет речь в рассказе? (О жизни мальчика)
— Раз Вова никого не боялся, был сильным, ничего ему страшно не было, может он в жизни стать героем, олимпийским чемпионом?
— Как думаете какие события могут произойти дальше?
— К чему может привести такое поведение?
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
— Давайте вернемся к нашим предсказаниям
— Какие из предсказаний уже не сбудутся?
— Что же произошло? (От Вовы все отвернулись)
— Предположите, какой может быть концовка рассказа?
Посмотрите на инструкцию.
Внимание: Возьмите четвертую часть желтого цвета (Читает учитель)
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
— Ожидали вы такого конца? Почему?
— Действительно ли одиночество является самым страшным в жизни?
— Какова главная мысль рассказа? (Самое страшное – Одиночество)
— А вот лично для вас одиночество является самым страшным? Почему?
— А сейчас я хочу предложить вам пофантазировать: Как изобразить одиночество?
— Художники изображают красками, композиторы музыкой, скульпторы возводят статуи. А как вы изобразите одиночество?
— Может у него есть вкус, запах, цвет?
— Расположитесь как вам удобно, закройте глаза и под музыку пофантазируйте, как изобразить одиночество.
— Итак, как же вы изобразили одиночество: В каких красках? Какой вкус? Какая по громкости музыка.
— А сейчас давайте вернемся к рассказу и поиграем в игру «Хорошо – Плохо»
-Поздороваться с взрослыми;
-Стрелять в девочек из рогатки;
— Помочь младшей сестренке одеться;
— Строить рожи взрослым;
— Наступить на хвост собаке;
— Приготовить чай для бабушки;
-Выдергивать усы коту;
— Помогать учителю убирать в классе;
— Загонять колючего ежика под шкаф;
— Ласково разговаривать с мамой;
— Уступить место старшему в автобусе;
— Помочь дедушке донести сумку;
— Накормить рыбок в аквариуме;
— Ребята, а хотелось бы вам узнать, какие пословицы придумал народ об этом?
Не мил и свет, когда друга нет.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
Береги землю родимую, как мать любимую.
— Я по классу разместила карточки и предлагаю вам встать, найти, принести к доске и собрать пословицы по цвету.
— Давайте прочитаем культурные образцы.
— Посоветуйтесь в парах и выберите те, которые подтверждают главную мысль рассказа.
V ) Итог в начале урока мы предполагали, что же самое страшное?
— Какие версии вы выдвигали?
— Чьи же предположения оказались самыми близкими к содержанию текста. Молодцы!
— Ваши предположения, ребята, тоже важны, но наш рассказ был посвящен одиночеству.
— Подчеркните что же случилось для Вовы самое страшное?
— Какова главная мысль рассказа?
— Чему же ребята учит этот рассказ?
— И я вам желаю, чтобы вы извлекли для себя нравственный урок. Дарите людям теплоту своей души, любовь, внимание, заботу, будьте добрыми и отзывчивыми и вас всегда будут окружать друзья.
— А дома я хочу вам предложить выполнить творческое задание по выбору.
— Изобразите самое страшное из пластилина, из глины (у нас ребята занимаются в кружке), нарисуйте или напишите. А может быть кто то напишет Вове письмо – советы: Как надо поступить чтобы не остаться одному.
— Подводя итог, давайте скажем:
— Чему же мы сегодня учились на уроке? (Предсказывать сюжет, фантазировать, размышлять, думать, работать в парах, предполагать, читать с остановками).
— Какие приемы использовали? (Чтение с остановками, «Хорошо – Плохо»)
— А понравились ли вам эти приёмы? Хотелось ли вам узнать что же произойдет в следующей части?
— Эти приёмы мы не раз еще будем использовать при работе с текстом и не только на уроках чтения.