Персонаж кощей бессмертный из какой сказки

Сказки

Кощей — тёмный бог славян

Кто не знает Кощея? Все мы с раннего детства знакомимся с русскими сказками, где бессмертный царь со скверным характером непременно крадёт красавиц, однако всегда терпит поражение от сил добра. Но задумывались ли вы над тем, что основой народных сказок очень часто становились древние мифы, известные нашим предкам? Кощей – одна из самых загадочных личностей в славянских верованиях. Задолго до того, как люди сделали его сказочным героем, он был известен как страшное божество, повелитель смерти и мира, недоступного и опасного для смертных. Давайте же познакомимся с «неизвестным» Кощеем-богом и узнаем его историю.

Кощей — младший из сыновей

«Было у отца три сына»… Да, я именно так хочу начать рассказ о Кощее. Его отцом был знаменитый Чернобог, повелитель тёмных сил. Старшими братьями Кощея были Вий и Горын, каждый из которых унаследовал отцовский талант, однако в младшем божестве качества тёмного божества отразились гораздо ярче. В Навьем царстве, где жили злые божества, рождалась сама тьма, было особенное место – Лунный Чертог. Его и доверил Чернобог Кощею, а поскольку чертог этот был обителью владыки мрака, старшие братья стали почитать Кощея как царя Нави.

Ни в одном из мифов нет указания на то, что бог этот губил людей. Нет, я бы назвала его стражником тёмного чертога, куда он не допускал чужих. И знаете, в этом аспекте можно даже взглянуть на персону Кощея с иного ракурса. Ведь он просто служил своему отцу, как любой из светлых богов, просто находился «по ту сторону», в Нави. Возможно, страх перед ним был преувеличен боязнью чего-то нового и необъяснимого?

Виктор Васнецов «Кощей Бессмертный»

Тайна имени

Кощей являлся загадкой не только для наших предков, но и для многих поколений фольклористов. Его имя является одной из тех тайн, которые пытаются разгадать и поныне. Фасмер высказывает мнение, что основой его является «кощ», что напоминает слово «кощун». Согласно гипотезе этого исследователя, «Кощей» может означать имя богохульника, проявлявшего кощунство в отношении светлых божеств, или же язычника.

А вот Срезневский высказал иную трактовку имени Кощея. Если верить ему, «кощ» указывает на нечестивца, тёмную личность, а также может ассоциироваться со словом «кость» (если вы помните, в сказках Кощей лысый и костлявый). На мой взгляд, версии обоих исследователей близки к истине, ведь они открывают нам натуру Кощея, какого мы знаем даже по сказочным историям: обманщика, противостоящему свету и добру.

Кощеевы семья и помощники

Несмотря на не слишком привлекательный облик, Кощей-бог не похищал красавиц, а обзавёлся законной супругой себе под стать. Это была Морена, повелительница смерти и зимы. История встречи этой тёмной пары рассказывается в одном из мифов. Когда Чернобогом были похищены Зорька, Вечорка и Полуночка, Морена по своей воле отправилась в царство мрака. Условием Кощея был обмен Морены на жизни похищенных девиц, и богиня согласилась на эту сделку.

Я хочу заметить, что семейная жизнь Кощея и Морены была вполне счастливой. К тому же у бога был ещё один верный помощник – конь. Как и его устрашающий хозяин, животное это было необычным: наполовину живым, наполовину мёртвым.

Кощей Бессмертный похищает Марью Моревну

Непобедимый и бессмертный Кощей

Ещё в детских сказках мы узнаём о тайне смерти Кощея. Да, она хранилась в Яйце, которое, как говорится в преданиях, было сотворено самим родом. Здесь я замечаю особенный символизм, ведь яйцо – символ возрождения и энергии, постоянной жизни. Именно оно и указывает на бессмертную натуру Кощея, что никогда не исчезнет из мира людей. Возможно, наши предки ассоциировали этого бога с тёмной стороной души человека и, увы, она тоже наделена бессмертием.

Символом Кощея был чёрный круг или, как называли его, Чёрное Солнце. Это заставляет призадуматься, ведь солнце являлось символом жизни и покровителем всего народа. Его чёрная ипостась – только противоположная сторона жизни, не менее могущественная, чем свет. Такой символ мог указывать на могущество Кощея, его власть над всеми созданиями Нави и мертвецами. Также мощным знаком бога являлся меч в виде клыка, загнутого вниз. В старину те, кто занимался колдовством и тёмными обрядами, носили подобный оберег, который, как верили, охранял их от врагов и наделял качествами самого Кощея.

Источник

Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»

Читательский дневник по русской народной сказке «Кощей Бессмертный»

Название: «Кощей Бессмертный».

Жанр произведения: волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, старший и средний братья, Царевна, Кощей Бессмертный.

Второстепенные герои: Старушка, царь, царица.

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — Сильный и смелый. Умело расправился с лиходеем.

Не опустил руки и добился правды, когда братья его обманули.

Старший и средний братья — ленивые и важные.

Обманули родного брата и присвоили себе чужие заслуги.

Кощей — могучий, злой и сильный.

Царевна — молодая красавица. Не хотела выходить за нелюбимого.

Характеристика второстепенных героев:

Старушка — добрая и отзывчивая.

Всё принимает близко к сердцу.

Помогла Ивану вернуть свою возлюбленную.

Царь с женою — честные, справедливые.

Краткое содержание сказки «Кощей Бессмертный»

Кощей похитил царицу.

Старшие братья поехали её искать, но пропали.

Отправился на поиски Иван.

Встретил в лесу старушку, помогла она ему коня найти.

Нашёл Иван братьев, взобрался на гору высокую и царевну встретил.

Дала царевна Ивану меч и к матери отправила.

Братья бросили Ивана на горе, но волшебством тот вернулся в город.

Читайте также:  Рассказы чехова месть краткое содержание

Разоблачил козни братьев и женился на царевне.

План сказки:

1. Старшие братья едут на поиски.

3. Встреча с братьями.

6. Мать и тайна Кощея.

9. Предательство братьев.

10. Перстень царевны.

11. Разоблачение братьев.

Основная мысль сказки «Кощей Бессмертный»

Главная мысль сказки в том, что добро всегда побеждает зло, а справедливость торжествует.

Основная идея сказки в том, что богатырю трудности не страшны.

Чему учит сказка

Сказка учит нас тому, что нельзя обманывать и приписывать себе заслуги чужих людей.

Сказка учит нас верить в добро, поступать правильно и справедливо, не сдаваться.

Краткий отзыв о сказке «Кощей Бессмертный» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что настойчивость и упорство способно преодолеть любые горы.

Иван был не только богатырём, но и упорным человеком.

Он не отступал и победил.

Это интересная и местами поучительная сказка.

В ней говорится о том, как три брата искали мать, но удача улыбнулась младшему.

А старшие предали Ивана и были наказаны.

Мне понравился Иван-царевич за свою решительность, вежливость и находчивость.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что предательством себе счастья не добудешь.

Пословицы к сказке

Птицу кормом, а человека словом обманывают.

Справедливость у человека нигде не пропадёт.

Мир не без добрых людей.

Богатырская рука один раз бьёт.

Как аукнется, так и откликнется.

Словарь неизвестных слов

Кручина — тоска, скука.

Отрывок, поразивший больше всего:

А Иван-царевич старухе приказал: «Смотри, бабушка, как невесту привезут под венец, ты скажи мне».

Старуха время не пропустила, Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, выходит: «Вот, бабушка, я какой!»

Старуха в ноги ему: «Батюшка, прости, я тебя ругала!» — «Бог простит!»

Источник

А мне Кощея жалко, или О неоднозначности сказки

Кощей Бессмертный, он же Карачун, он же Кош, он же Косцей — один из главных действующих лиц русских народных и литературных сказок.

Он – опасный противник главного героя, но иногда решается оказать помощь Ивану-дураку – правда, если тот относится к нему со всем почтением.

Одно слово, непредсказуемый и коварный он товарищ.

Как выглядит Кощей, доподлинно неизвестно, поскольку его облик сказка почти не описывает. Лишь иногда говорится, что Кощей страшно худ, но это и понятно: само имя его «производят» от древнерусского слова «кощь» — «кость».

Владимир Иванович Даль писал, что кощеем называют истощенного непомерною худобою старика или скрягу.

Живет Кощей за тридевять земель и часто уволакивает в свое государство красавицу-царевну, которую отправляется освобождать Иван.

Образ Кощея запечатлен в картинах Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Ему же посвящен роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» (1833) и симфоническое произведение «Кощей Бессмертный» Николая Римского-Корсакова.

Кощей сумел «просочиться» и в поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» и предстал там в образе злобного бородатого карлика Черномора:

Волшебник страшный Черномор —

Красавиц давний похититель, Полнощных обладатель гор.

Исследователи указывают, что пушкинскому Черномору подходит характеристика Кощея: «злой волшебник, похищающий жен и невест сказочных героев, скупой и злобный».

Оба злодея баснословно богаты и скупы и трясутся над своими сокровищами.

Оба наделены сказочной силой, и оба являются врагами людей.

Оба умеют летать и внезапно появляться из неоткуда.

Если Черномор и Кощей – две маски злодея, то вот со злобным карликом — стариком «сам с ноготок — борода с локоток» — Кощей никак не связан.

Сам с ноготок, борода с локоток — самостоятельная «личность», герой сказок на всемирно распространенный сюжет «Три подземных царства», старичок-карлик.

Он – хозяин тридесятого царства, в которое попадает герой, отделенного от обычного и привычного ему мира непроходимым дремучим лесом, пропастью, морем или иным препятствием.

Карлик, как правило, крадет жену или невесту Ивана, и ему приходится за ней отправлять неведомо куда, потому что тридесятое царство может располагаться под землей, но может быть и на горе или под водой.

Как правило, не везет Кощею на невест.

Станет Кощей свататься к красотке, но применяет неправильную тактику – все он норовит девушку похитить и в свое царство унести. Нет бы цветы подарить – а он сразу в подземелье тащит.

А когда оскорбленные царевны отказывают ему в любви, так в ярости старый скряга превращает их в разных пресмыкающихся – вспомним Царевну-лягушку или Царевну-змею.

Но иногда невеста оказывается умнее и сильнее злобного жениха – как, например, Марья Моревна. И тогда приходится Кощею томиться долгие годы у нее в кладовке, прикованному цепями к стенам, и лишь Иван-царевич по собственной неосмотрительности случайно освобождает его.

Коварны были русские женщины, ох, коварны.

Правда, однажды красавица ответила Кощею взаимностью, и о том романе сложили на Руси «Былину об Иване Годиновиче и женитьба Кощея Трипетовича на черниговской княжне Марии Дмитриевне».

Добивается любви княжны Кощей, потому что сватается по правилам. Но и тут не везет ему — вероломный богатырь Иван Годинович похищает Марью.

Кощей пускается в погоню и вновь просит княжну стать его законной супругой. Мария соглашается, и воссоединившиеся влюбленные уходят в шатер, а Ивана Годиновича привязывают к дубу. Пируют они и радуются, но тут ворон на дубу каркает, что не быть Марье женой Кощея.

В ярости стреляет Кощей в гадкую птицу, но стрела волшебным образом убивает самого Кощея. В горе Марья Прекрасная решает разделаться с Иваном, но тот сам убивает девушку.

Читайте также:  Рассказ о том как я провел зимние каникулы на английском 10 предложений

Вот и такие гнусные богатыри бывают – покушаются на чужое счастье, жену отбивают, а потом еще обоих супругов и жизни лишают.

Как страшно жить на свете и сказки читать!

Кощей – Бессмертный, а потому ему неведома усталость, и биться он может целый день. Но часто Ивану на подмогу приходит его волшебный конь, выкормленный из «паршивенького» жеребенка. Он разбегается и бьет Кощея копытом в лоб – и тот помирает.

Иногда же Кощея сбрасывает во время полета в небесах его собственный волшебный скакун, который поддается на уговоры своего брата – того самого «паршивенького» жеребенка. Кощей падает оземь и разбивается вдребезги. Иногда поверженного конем Кощея герой еще рубит на куски.

Вот что не говорите, а жалко мне Кощея.

Отрывок из книги Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки»

Иллюстрации — из свободного доступа в интернете.

Источник

Кощей Бессмертный

« Первый крестраж был создан Кощеем Бессмертным. »
— Шутка русских читателей про Волдеморта

Кощей Бессмертный — исконно-посконный славянский Тёмный Властелин, первый и, пожалуй, самый известный фольклорный прообраз лича. Реже его имя пишут как Кащей, и хотя такой вариант выглядит не имеющим отношения к этимологии слова — но кто мы такие, чтобы учить автора жить?

Содержание

Факты и стереотипы [ править ]

Где злодействует (и геройствует) [ править ]

Наливай ядреных щей Пожирней да погущей, — Я кощея стал тощее От заморских овощей!

Фольклор [ править ]

Ходит-бродит Кощей среди горьких овощей, Редьку — откусывает, хреном — закусывает. Рыбьего жиру напьётся и сам с собою дерётся!

Театр [ править ]

Литература [ править ]

На русском языке [ править ]

Нет ответа; лишь страшная смотрит со дна образина: Два огромные глаза горят, как два изумруда; Рот разинутый чудным смехом смеётся; два ряда Крупных жемчужин светятся в нём, и язык, меж зубами Выставясь, дразнит царя; а в бороду впутались крепко Вместо пальцев клешни. И вот наконец сиповатый Голос сказал из воды…

» — То, что Берендей, которого это чудо ухватило за бороду, не сходил прямо на месте

Однажды задумал Бессмертный Кощей Отметить стотысячный свой юбилей. Позвал к именинному он пирогу Горыныча Змея и Бабу-Ягу.

Кондитер испёк преогромный пирог, Чтобы свечи на нём именинник зажёг. Устал и умаялся бедный Кощей: Не шутка расставить сто тысяч свечей!

Со счёта сбивался раз двадцать подряд, Что праздник затеял, уже был не рад. Пока над свечами бедняга корпел, Пирог именинный совсем зачерствел.

Сказали Горыныч с Ягой: «Просто срам Сухарь подавать вместо торта гостям!» А мыши нашли злополучный пирог, И всласть угостились они под шумок.

Кощей не на шутку тогда осерчал, С тех пор день рожденья он не отмечал. И сколько Кощею Бессмертному лет, Теперь неразгаданный вечный секрет.

На других языках [ править ]

Кино [ править ]

Телесериалы [ править ]

Телевидение [ править ]

Мультфильмы [ править ]

В советских мультфильмах Кощея Бессмертного почти всегда упаковывали в латы. Очевидно, чтоб был похож на тевтонских рыцарей, как их тогда представляли.

Мультсериалы [ править ]

Комиксы [ править ]

Видеоигры [ править ]

Настольные игры [ править ]

Музыка [ править ]

. «Ах ты, гнусный фабрикант! Вон настроил сколько комнат! Девку спрятал, интриган(т)!

Я закончу дело, взявши обязательство. » И от этих-то неслыханных речей Умер сам Кащей, без всякого вмешательства, — Он неграмотный, отсталый был Кащей.

Источник

Кощей (правильный вариант – Кащей) – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кощей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кощея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кощей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством, в котором, вероятно, располагался Лунный Чертог, обитель Чернобога, управителя Дасуней.

Безусловно, из темных божеств Кощей был самым могущественным (если не считать его отца Чернобога, который в открытый бой вступил лишь единожды во время Изначальной Битвы). Кощей повелевал силами тьмы и овладел этим искусством в совершенстве, что позволяло ему управлять душами и телами мертвых. Конечно, практически все твари Нави, включая Крикс, Кикимор, Лих, Мавок и прочих беспрекословно подчинялись этому некроманту славянского покроя. Также некоторые легенды утверждают, что Кощей способен с легкостью «вытянуть» жизненную силу (или душу) из любого живого существа. В связи с этим абсолютно очевидно, что именно Кощей послужил прообразом знаменитого фентезийного персонажа – лича.

Легенды утверждают, что в отличие от большинства верховных владык Нави Кощей не любил перевоплощения и практически всегда оставался в своем изначальном облике высокого и сутулого, но могучего старца с длинными седыми волосами и осунувшимся лицом (иногда с черепом вместо лица). При крайней необходимости, этот темный колдун мог обращаться в черного ворона.

Кощей виртуозно владел полутораручным мечом и в искусстве фехтования мало кто мог сравниться с ним. Кроме того, доспехи Кощея были заговорены самой Марой еще в те далекие времена, когда богиня зимы и смерти была его женой. Еще одной отличительной особенностью Кощея является его конь, являющийся, как не трудно догадаться, наполовину живым, а наполовину мертвым созданием, результатом одного из магических экспериментов темного властелина.

Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал Род в начале сотворения мира. Очевидно это то самое Яйцо, о котором говорят многие эзотерические тексты ранних агностиков, алхимиков, каббалистов, теософов. Это Яйцо – символ первозданной творящей энергии, аллегория изначального сотворяющего импульса, исторгнутого, как говорят масоны, Великим Архитектором Вселенной. И если сила Кощея заключена в этом яйце, то логично предположить, что именно в этом персонаже наши далекие предки заключили образ темной стороны человеческой натуры – изначальной, бессмертной и непобедимой. Ведь Кощея Бессмертного никто так и не смог одолеть именно потому, что для этого нужно было бы уничтожить Яйцо, являющееся сутью мироздания. Лишь в поздних легендах – сказках – Кощей несколько раз погибает. Это происходит потому, что ко времени появления этих сказок наши предки уже утратили истинный смысл этого непростого и многопланового мифологического образа.

Читайте также:  Рассказ по картине дети севера подготовительная группа

Между тем, та же Мара успешно одурманила Кощея и заковала его в его же собственном дворце, построенном из драгоценных камней. Позже Кощей, конечно, освободился, правда, не без помощи счастливой случайности в виде приключившегося рядом Дажьбога (по другой легенда – Ивана-царевича). Хотя некоторые легенды поясняют, что это была вовсе не случайность, а грамотно спланированный Марой тактический ход. Кстати, быть может, именно отсюда проистекает второе значение древнеславянского слова кощей – «пленник». Первое значение – «очень худой человек».

Важно понимать, что к акту гибели человека или любого другого живого существа сам Кащей не имел никакого отношения. Он повелевал мертвецами, да, но ни в коей мере не был богом смерти. Богиней смерти была Мара и, в некоторой степени, Макошь.

Символом Кощея был череп или полутораручный клыковидный меч, расположенный острием к земле.

Также эмблемой этого бога мог выступать черный круг или, возможно, вышеупомянутое Черное Солнце.

8 интересных фактов о личности Кощея Бессмертного

Кощей (Кащей) Бессмертный – один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Уже только эпитет «Бессмертный» заставляет опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

1. Тайна имени

Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия – имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека – сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kostlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее). Другие ученые считают, что слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский и на польский — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).

2. Кто такой Кощей?

Как ни странно до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

3. Преступления Кощея

В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитает оборачиваться вороном.

4. Неуспешный дамский угодник

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

5. Кощей Галантный

Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

7. Где живет Кощей и есть ли у него родственники.

Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.

8. Христианская трактовка Кощея

Источник

Познавательное и интересное