Персонаж лисы в русских народных сказках
В русских народных сказках лиса (лис), как правило, отличается хитростью. Или особым умом. Ум лисы проявляется по отношению к другим животным, которых она обманом использует в своих целях. Перечень сказочных лисьих «подвигов» обширен: только она смогла съесть Колобка; подшутила над волком, оставив его без хвоста; утащила петушка; совершила «рейдерский захват» заячьей избушки…
Возникает вопрос: что же здесь «правда», а что нет? Действительно ли лиса в природе отличается особой хитростью, а курятина – одно из ее желанных лакомств?
Рассказывает Сергей Хрибар, старший научный сотрудник Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева.
Вообще-то зоологи не применяют к животным такие человеческие характеристики, как «хитрый». А вот что точно можно сказать про обыкновенную лисицу, так что это зверь, обладающий довольно сложным поведением. Лисица относится к отряду псовых, но на охоте порой проявляет кошачьи повадки и ведет себя как хищник-засадник: выслеживает и подкарауливает добычу. Так бывает, когда лисица мышкует. Хотя может и преследовать добычу совершенно по-собачьи – гнаться за ней. Способы охоты у лисы разнообразны. В экологии это называется широкой специализацией. И это понятно: лисы распространены очень широко – от тундры до пустыни.
Что касается сказочного пристрастия лисы к «петушатинке», то в этом есть большая доля истины. Лисица может подкараулить и поймать птицу, вполне справляется со взрослым петухом. Она даже с зайцем может справиться, а заяц гораздо крупнее петуха. И лиса действительно утаскивает пойманную птицу – не ест ее на месте. Так что и жалобная песенка пойманного петушка «Несет меня лиса за темные леса», и сюжет, в котором лиса подкарауливала уточку по имени Серая шейка, имеют под собой реальные основания.
Хотя с точки зрения биологической целесообразности, охота на зайца или птицу не совсем подходит лисе. Челюсти у нее устроены по принципу ножниц, а не клещей, как, скажем, у хорька. В такой пасти трудно удержать добычу. Но лиса этот недостаток зубного аппарата прекрасно компенсирует поведением – видимо, это и дает основания наделять ее человеческой характеристикой «хитрая». Еще лиса ест рыбу, что в сказках тоже отмечено. Правда, в природе лиса рыбу обычно не ловит, а ищет по берегам – вдруг какую-то рыбину выбросило на берег?
Но гастрономические интересы лисы не ограничиваются мясом и рыбой. Лиса, как и ее родственница собака, любит сладкое и с удовольствием ест растительную пищу: к примеру, чернику. Не просто лакомится, а именно ест, когда черники много. В черничниках летом можно наткнуться на лисий помет. И он такой черный-черный – потому что лиса ела чернику. Вообще, лисы любят ягоды, в том числе и виноград – так что басня «Лиса и виноград» возникла не на пустом месте. Баснописец Эзоп, как известно, жил в Греции, где было много виноградников. А в Библии, в книге Песнь песней, сказано: «Ловите нам лисиц, лисинят, которые портят виноградники…». Лисы древнего Израиля, подобно лисам древнегреческим, тоже интересовались виноградом, и современные лисы вкус к винограду не утратили.
Возможно, дети с интересом отнесутся и к такой подробности: в природе лисы действительно не едят незрелых ягод и прекрасно разбираются, когда ягоды оказываются сочными и спелыми.
Конспект НОД по речевому развитию «Образ Лисы в русских народных сказках»
Наталья Кирсанова
Конспект НОД по речевому развитию «Образ Лисы в русских народных сказках»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Конспект НОД в средней группе
Тема: «Образ Лисы в русских народных сказках»
Воспитатель: Кирсанова Н. И
НОД «Образ лисы в русских народных сказках»
Для детей средней группы.
Цель: обобщение игрового опыта, интереса к театрально-игровой деятельности.
Задачи : воспитывать интерес к русским народным сказкам, эмоциональное восприятие ; развивать творческие способности детей средствами театральной деятельности ; формировать умения передавать характеры сказочных героев (мимика,интонация).
Предварительная работа: Просмотр мультфильмов, чтение сказок про лису, разучивание потешек, песенок про лису,театрализация отрывков сказок про лису.
Ход НОД.
Входит под музыку лиса.
Дети: – Лисичка рыжая, хвост пушистый, хитрая.
Лиса: – А где я живу?
Дети: – Лисичка, ты живешь в лесу.
Лиса: – Я живу не только в лесу, но
еще я живу в русских народных сказках. Авы знаете кто писал народные сказки?
Дети: – Сказки писал народ.
Лиса: – Ребята, а как меня называют в сказках?
Дети: – Лисонька, рыжая плутовка, лиса-кумушка, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна.
Лиса: : –а сейчас я хочу с вами поиграть, узнать все ли вы знаете о сказках. Предлагаю разделиться на две команды. У команд будут названия. А какие, узнаете, когда соберете картинки. (На столах разрезные картинки с изображением сказок «Колобок» и «Теремок», дети прикрепляют эмблемы самостоятельно).
– Послушайте правила. По очереди я буду давать задания каждой команде. Одна команда отвечает, другая – внимательно слушает и может дополнять.
– А вот и первое задание. Назовите сказки, в которых живу я, лисичка- сестричка.
Дети: – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса».
Лиса: – Молодцы, каждой команде по жетону.
Второе задание называется «Лисичкины слова». Я буду начинать фразу лисы из сказки, а вы – продолжать, надо назвать из какой сказки эти слова.
1). Петушок-петушок, золотой гребешок. выгляни в окошко, дам тебе горошка. (Из сказки «Кот, петух и лиса»).
2). Сядь ко мне на носок и спой еще разок. (Из сказки «Колобок»).
3). Ловись рыбка мала и велика. (Из сказки «Лиса и волк»).
4). Как выскочу, как выпрыгну пойдут клочки по закоулочкам. (Из сказки «Заюшкина избушка»).
5).Да я вас не потесню: сама лягу на лавочку хвостик под лавочку, скалочку – под печку. (Из сказки «Лисичка со скалочкой).
6). Приходи, куманек,приходи, дорогой уж как я тебя угощу. (Из сказки «Лиса и журавль»).
Лиса: – Все команды справились с этим заданием, получают по жетону.
Лиса: – Молодцы и с этим заданием ребята справились, получите жетон.
Ну, а чтобы быть ловкими и быстрыми, как лиса,сделаем лисичкину зарядку:
Физминутка. Раз прыжок, два присядка –
Вот лисичкина зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться.
Ну, и хвостиком вильнуть.
Аккуратно спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
А кому зарядки мало –
Начинаем все сначала.
Лиса: – Вот мы размялись, продолжаем играть.
4.Закрепление новой темы : – театрализация отрывка из сказки «Колобок».
Лиса: – Молодцы, вы настоящие артисты.
Ребята, я в сказках много совершала плохих поступков, обижала героев. Обещаю, больше не буду. В следующей игре, которая называется «Помогите!», нужно узнать героя, которого я обидела и назвать сказку.
1). Помогите, несет меня лиса за темные леса. Кому нужна помощь?Дети: Помощь нужна петушку («Кот, петух и лиса»).
2). Помогите, у меня оторвался хвост.Дети: Хвост оторвался у волка («Лиса и волк»).
3). Помогите, меня выгнала лиса из моей избушки.Дети : Лиса выгнала зайчика. («Заюшкина избушка»).
4). Помогите, меня съела лиса.Дети: Колобку нужна помощь. («Колобок»).
Лиса: Молодцы, ребята, всем помогли, всех узнали. Получайте по жетону.
Обещаю, больше никого не обижу.
5.Заключительная часть:Лиса: – без колобка я жить не могу, уж очень я его люблю. Хочу, чтобы вы нарисовали его портрет мне на память. (Рисование колобков).
Лиса: – Ой! Какие хорошенькие колобки получились, такие аппетитные.
– Давайте узнаем, какая команда набрала больше жетонов. (Дети сами считают). У всех поровну.
– А мне пора возвращаться в сказку. До свидания!
Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.
Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной группе Конспект квест-игры «По дорогам русских народных сказок» по речевому развитию в подготовительной группе. Цель: закрепить и систематизировать.
Конспект логопедического занятия для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «По следам русских-народных сказок» Цель:Применение здоровьесберегающих технологий: здоровьеформирование и здоровьесохранение в учебно-пропедевтической деятельности с детьми.
Конспект ОП по развитию речи «Повторение русских народных потешек» в группе дошкольного возраста от 3 до 4 лет Тема: Повторение русских народных потешек. Заучивание новой потешки «Пошел котик во лесок» Цель: Приобщать детей к русскому фольклору,.
Конспект занятия «В страну русских народных сказок» по развитию речи в младшей группе Конспект по развитию речи «В страну русских народных сказок» для детей младшей группы. Цель: Закрепление знаний детей о русских народных.
Консультация для воспитателей «Решение проблем нравственного воспитания в русских народных сказках» Детство – это пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в детстве сказка производит настолько сильное впечатление.
Презентация «Образ жар-птицы в русских народных сказках» Воспитатель обращает внимание детей на музыку с голосами птиц (звуки природы) Ребята, что вы сейчас слышите? (дети отвечают: пение птиц).
Проект «Русская изба в народных сказках» Проект разработан совместно с воспитателем группы раннего возраста Чадиной И. И Проект «Русская изба в народных сказках» Воспитание, созданное.
Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов» Тема урока во 2 классе: «Оркестр русских народных инструментов» Тип урока: «Урок изучения новой темы». Цель урока: 1. 2. Знакомство с понятием.
Животные в русских народных сказках 🕔 1 мин.
Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо.
Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными.
Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.
«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица-кумушка — так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок — рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса — все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.
Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка — напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.
Медведь
«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум — таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки — «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки — наружу.
«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» — тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта — трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то — наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.
Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок — нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.
В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, — лиса.
«Серый волк — зубами щелк», «Волк-волчище — из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей — что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».
В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк — умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки — настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.
Колючий Ежик — издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», — ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.
В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.
Сорока
Эта яркая и необычная птица — нередкий персонаж русских сказок. Обычно она предстает перед читателем в образе говорливой бабушки, которая спешит разнести сплетни по всему лесу. Оказывается, этому факту есть свое «природное» объяснение. При виде охотников, пожаловавших в лес, взволнованный крик сороки, напоминающий звук трещотки, разносится по всему лесу, предупреждая об опасности не только птиц, но и всех остальных лесных жителей.
В русских народных сказках нередко фигурируют животные. Наиболее частыми персонажами являются лесные звери, домашние животные встречаются реже, да и то лишь во второстепенных ролях. Однако, реальные животные не всегда обладают теми чертами, которые были им дарованы в сказках. Скорее всего, эти образы служат людям для того, чтобы рассказать детям о человеческом мире и взаимоотношениях между людьми, наделенными теми или иными качествами. Животные же случат людям собирательными образами для упрощения описания персонажей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Обучение грамоте в 1-м классе «Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя»
Технологическая карта урока
Предмет: Обучение грамоте.
Тема урока: Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.
Тип урока: Решение частных задач с элементами моделирования.
Методы обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).
Средства обучения: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.
Структура и содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма деятельности |
1. | Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. | Приветствую учителя и гостей | Фронтальная. |
2. | Актуализация знаний | 1. Предлагает отгадать загадки о животных. 2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы. | Отгадывают загадки. 2. Предлагают свои варианты и называют признак | Фронтальная. |
3. | Постановка учебной задачи | 1. Просит детей оценить знания на оценочной линейке. 2. Помогает сформулировать учебную задачу. | 1. На оценочной линейке определяют уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как лесном звере. 2. Формулируют учебную задачу урока. | Фронтальная |
4. | Решение учебной задачи | Организует работу с использованием пословиц, энциклопедического материала и по акцентному вычитыванию текстов сказок с моделированием на каждом этапе урока. Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям, выборочный пересказ, выразительное чтение. | 1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом. | Фронтальная, парная работа, групповая |
5. | Рефлексия. | Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы. | Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. | Подводят итоги. |
6. | Домашнее задание. | Предлагает самим сформулировать различные виды домашнего задания. | Высказывают свои мнения и предложения |
Цели урока:
1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;
2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.
Оборудование: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
— Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь:
Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.
Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа.
— Ребята, разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.
2. Постановка учебной задачи.
— Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…….
— Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.
— Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?
— А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?
— Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.
— Уже в 3-4 года малыши, увидев на картинке лису, называют её и даже могут рассказать сказку, в которой одним из персонажей является лиса.
— Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.
— Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.
3. Этап решения учебной задачи.
На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.
Характеристика лисы.
Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.
— Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
— Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?
— Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.
— Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?
— Как удалось лисе заманить козла в колодец?
— Как говорит она с ним в начале? А потом?
На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.
— У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.
— Давайте послушаем, откуда же оно взялось?
Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.
— Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.
— Давайте послушаем мнение учёного …
Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.
— Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.
— Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник…
Роль лисьего хвоста.
— Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).
— А он ей чаще помогает или мешает?
— У русского народа есть пословица:
Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)
— Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).
— А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?
Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.
Где лиса живёт?
— Что говорится в сказках о жилище лисы?
— Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.
Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…
Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.
— А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?
— Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.
Работа в группе.
На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.
Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.
— Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)
— А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.
Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.
Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.
— Так где же лиса живёт на самом деле? ( На доске карточка: нора)
Чем лиса питается?
— В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.
(Пословица появляется на доске)
— Интересно, что же такое ест лиса?
— Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.
— А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?
— В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.
Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…
То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)
— Послушаем, что нам говорят об этом учёные …
1) Лиса – хищное животное.
Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!
3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.
Итог урока. Рефлексия.
— Давайте подведём итог нашего исследования.
— Узнали ли вы новые сказки о лисе?
— Вам они понравились?
— Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?
— А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?
— Отметим на оценочной линейке.
— Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?
— Вам это было интересно? А полезно?
— Отметим на оценочной линейке свои новые знания.
— Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?
— Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?
— Что бы вы еще хотели узнать про лису?
— Дополнительно можно прочитать рассказ К.Ушинского “Лиса Патрикеевна”.
4. Творческое задание.
А потом всё это можно собрать в целый сборник “ Всё про лису”.