Персонаж символизирующий женскую красоту и умение любить в сказках пушкина

Сказки

Женские образы в сказках Пушкина

Женский мир, представленный в сказках Пушкина, условно делится на две половины: злую и добрую, положительную и отрицательную.

Сказка биполярна, в ней конфликты всегда персонифицированы, поэтому почти каждой «хорошей» сказочной героине противопоставлен «дурной» персонаж.

Можно выделить несколько таких пар:

Отдельно стоит рассмотреть волшебные образы:

Что касается положительных образов, воспринимаемых как идеал, то их объединяют следующие черты: красота внешняя и внутренняя, кротость, милосердие, любовь к людям и животным, сострадание, жертвенность, трудолюбие.

Вот как описывает Пушкин Людмилу:

…Ax, как мила моя княжна!
Мне нрав её всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?
Ещё милее тем она…»

Царевна из сказки о семи богатырях «белолица, черноброва, нрава кроткого такого». Она скромна: не пьёт поднесённого ей вина, только слегка откусывает от пирожка.

В тереме богатырей девушка наводит порядок, придя, зажигает Богу свечку. Она не перечит богатырям, благодарит их за приют, а когда они приходят спросить, не выберет ли красавица кого из них в мужья, отвечает почти как Татьяна Онегину:

Ой, вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.

Образ кроткой русской женственности в сказках становится синонимом царственности. Такие героини достойны и брачного, и небесного венца.

Им противопоставлены «злые старухи»: Мачеха (она ещё молода, но стареет, превращаясь в ведьму), волшебница Наина, сватья баба Бабариха с царицыными сёстрами.

Сюда же можно отнести старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке», но она ниже по социальной и сказочной иерархии (старуха – персонаж бытовой сказки, случайно попавший в сказку волшебную и как будто не умеющий видеть чуда, явленного Рыбкой).

Злых женщин характеризуют такие качества как зависть, тщеславие, эгоизм, стремление к власти и богатству. Даже красота для них становится дорогой к власти.

Пушкинские злодейки прямо или косвенно названы ведьмами, колдуньями. В сказках зло показано во всём своём мнимом величии и наказано по заслугам.

Отдельно стоит сказать о Наташе, героине ранней сказки Пушкина «Жених».

Купеческая дочка, обиженная разбойником, не сдаётся на милость мучителя, а находит способ его разоблачить. Сделав вид, что согласна стать его женой, на свадебном пиру Наташа пересказывает свой сон о том, как попала в разбойничье логово, а потом задаёт роковой вопрос:

Она глядит ему в лицо.
«А это с чьей руки кольцо?»
Вдруг молвила невеста,
И все привстали с места.

Здесь без помощи волшебных сил, одной смекалкой и смелостью простая девушка побеждает опытного злодея. Характер Наташи ляжет в основу реалистического образа Маши Мироновой.

Женские образы в сказках Пушкина вписываются в жанровый канон, но при этом отличаются детальной прорисовкой, живостью, достоверностью. У каждой героини есть свой неповторимый характер и особенная стать.

Источник

Женские образы в сказках Пушкина: без красоты душевной красота внешняя – ничто

Мой самый любимый уголок в Абакане – это маленький сквер, где установлен памятник А. С. Пушкину и его сказочным героям.

Когда смотришь на них, оживают сюжеты сказок, живущие в памяти с самого младенчества.

Мои родители рассказывают, что читали мне сказки Пушкина, когда я еще едва научилась говорить. Перед сном я неизменно выискивала зачитанную до дыр замечательную книгу «Сказки Пушкина» и с первыми строками произведений «о попе и его работнике балде», «о старике и золотой рыбке», «о золотом петушке» переносилась в удивительный мир превращений и приключений героев пушкинских сказок.

Теперь я знаю, что Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, и уже давно самостоятельно читаю не только его сказки, но и некоторые стихи. Прошло уже больше двух столетий, но Пушкина до сих пор не только читают, но и старательно изучают. Я хочу раскрыть всего лишь небольшую часть творчества этого великого писателя.

Темой для исследования я выбрала сказки, в которых главными героями выступают женские персонажи.

Это и добрая волшебница царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане» и прекрасная девица из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», сильная духом и преданная Людмила из поэмы «Руслан и Людмила», коварная Шамаханская царица и т. д.

Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, где женским персонажам отведено главенствующее место.

Уже в школьном возрасте я узнала, что Пушкин прожил недолгую, очень сложную, но удивительно плодотворную жизнь.

Всего за двадцать творческих лет появились бесконечно дорогие каждому читающему пушкинские стихи, повести и сказки.

В прошлом году вместе с родителями я побывала в городе Пушкино больше известном как Царское село.

Здесь великий поэт провел свою юность. Я смотрела на ступеньки в лицее, по которым еще мальчишкой бегал Пушкин, видела его оценки в лицеистском журнале, и представляла себе, какое громадное количество народных загадок, пословиц и поговорок уже в этом возрасте знал и помнил Пушкин!

1. Арина Родионовна – идеал доброты и нравственного начала

Самым главным и неисчерпаемым источником народного вдохновения стала для А. С Пушкина его няня Арина Родионовна. Известно, что с её слов Пушкин записал несколько сказочных сюжетов. А первым в его тетради был текст, положенный в основу «Сказки о царе Салтане», которая и открывала цикл пушкинских сказок.

Для сказок Пушкина, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку. Волшебные превращения очень увлекательны. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за жадность и злость. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.

Откуда поэт черпал черты народно-поэтического идеала женщины? Многие исследователи творчества Пушкина считают, что идеалом доброты и нравственного начала для него была именно Арина Родионовна.

С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала бабушка Арина. Коротая долгие вечера в Михайловском Пушкин внимательно вслушивается в народную речь, ее особенности, записывает старинные предания, песни, заслушивается сказками.

В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных».

Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.

2. «Сверху-то ясно, а с исподу-то не красно»

Читайте также:  Рассказ кавказский пленник о чем произведение

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Есть другие слова подчеркивающие исключительность красоты сказочной героини:

Сравнение с павой (павлином) восходит к народным представлениям о том, что именно эта птица воплощает идеал красоты, достоинства. Походка девушки (тем более царевны) должна быть именно с достоинством, величавой.

Образ «Мертвой царевны» очень распространен во всех сказках мира. Обычно мачеха преследует падчерицу, потому что та красивее ее родной дочери.

Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и не заметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой.

Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Внешне она ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой.

Самолюбивая царица разговаривает с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:

Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает, прежде всего, внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы.

Царица довольна ответом зеркальца – «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.

Сказка заканчивается победой душевной красоты: мачеха умерла от «тоски», завидев прекрасную царевну, которую от «мертвого сна» пробудила всепобеждающая любовь.

Мне кажется, что назначение настоящей женской красоты, как в сказках А. С. Пушкина – побеждать зло одним своим присутствием. А еще, по народным представлениям, настоящая красавица – та, на которой дом держится.

Я думаю, что тоже смогу соответствовать этим представлениям о красоте, снова и снова возвращаясь к произведениям А. С. Пушкина. Спасибо великому поэту за то, что он написал такие поучительные и красивые сказки, он «победил время» и никогда не будет забыт.

Источник

Олимпиада по литературе 5 класс, задания с ответами

Чтобы добиться высокого результата, участвуя в олимпиаде по литературе, мало быть отличником и успешно усвоить школьную программу. Справиться с олимпиадными заданиями смогут те ученики, которые проявили целеустремленность и трудолюбие, уделив много времени на подготовку.

На этой странице собраны примеры тестовых заданий и открытых вопросов олимпиады по литературе для 5 класса. Предложенный комплект заданий можно использовать как на занятии, так и дома. Оценить себя можно, сверившись с ответами, записанными внизу страницы.

Олимпиада по литературе 5 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Тестовые задания

1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:
А) сказка
Б) повесть
В) рассказ

2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:
А) стихотворение
Б) басня
В) сказ

3.Иносказательное изображение предмета, явления целью наиболее наглядно показать его существенные черты:
А) аллегория
Б) антитеза
В) анализ

4. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драмотических произведениях:
А) кульминация
Б) завязка
В) развязка

5. Узнай героя литературного произведения по портрету ( описанию внешности).
«Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого»
А) мачеха;
Б) молодая царевна;
В) Василиса Прекрасная

6. Какого героя нет в сказке « Царевна-лягушка»:
А) чудо-юдо;
Б) Ивана-царевича
В) Василисы Прекрасной.

7. В стихотворении М. Ю. Лермонтова « Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:
А) отступить;
Б) продолжить бой
В) укрепить свои позиции.

8. В сказке К. Г. Паустовского « Теплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
А) обидел коня;
Б) усилился мороз;
В) услышал рассказ бабушки

9. Герой рассказа Л. Н. Толстого « Кавказкий пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:
А) постоянно думал о побеге
Б) тосковал, скучали и ждал выкупа;
В) не надеялся на удачное освобождение.

10. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге:
А) « С тайгой надо дружить!»
Б) « Тайга хлипких не любит!»
В) « В тайге одному делать нечего!».

Открытые вопросы

Вопрос 1
Кто является автором строк, частью какого произведения они являются?

У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…

Вопрос 2
Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым длинным:
Пословица
Роман
Поэма
Частушка
Повесть

Вопрос 4
Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей этой стихии, используя следующие подсказки.
1) Персонаж символизирует счастливый случай, которым главный герой сказки для себя так и не воспользовался.
2) Сказочная гвардия со своим предводителем, охраняющая порядок.
3) Персонаж, символизирующий женскую красоту и умение любить.

Вопрос 5
Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей.
Михаил Юрьевич Лондон
Михаил Михайлович Брэдбери
Антон Павлович Лесков
Марк Лермонтов
Афанасий Афанасьевич Фет
Джек Твен
Виктор Петрович Некрасов
Николай Алексеевич Чехов
Рей Дуглас Пришвин
Николай Семенович Астафьев

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А Б А А Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А Б В А Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А. С. Пушкин, поэма «Руслан и Людмила»
Ответ на вопрос 2: Пословица, частушка, поэма, повесть, роман.
Ответ на вопрос 3:
«С первого щелчка прыгнул поп до потолка,
Со второго щелчка лишился поп языка,
А с третьего щелчка вышибло ум у старика»
Ответ на вопрос 4:
1. Золотая рыбка
2. 33 богатыря и Черномор
3. Царевна-Лебедь
Ответ на вопрос 5:
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Михайлович Пришвин
Антон Павлович Чехов
Марк Твен
Афанасий Афанасьевич Фет
Джек Лондон
Виктор Петрович Астафьев
Николай Алексеевич Некрасов
Рей Дуглас Брэдбери
Николай Семенович Лесков

Источник

Олимпиада по литературе 5 класс

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (5-6 класс)

Общее количество баллов – 109

1.Закончите крылатые выражения, взятые из сказок. (Максимальное количество баллов- 3, за каждое верно построенное выражение 1 балл)

а) Поди туда – не знаю куда…

Читайте также:  Сказки современные для 5 лет

б) Скоро сказка сказывается…

в) Это всё присказка…

2.По какому признаку данные сказки распределены по группам? ( Максимальное количество баллов – 3, за каждый верный ответ – 1 б.)

а) «Как мужик гусей делил», «Загадка», «Мужик и медведь»;

б) «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»;

в) «Лиса и журавль», «Теремок».

3.Сказки «Девочка Снегурочка», «Лягушка-путешественница», «Аленький цветочек», «Городок в табакерке», «Серебряное копытце» написали Всеволод Гаршин, Владимир Даль, Сергей Аксаков, Владимир Одоевский, Павел Бажов. Кто какую сказку написал? (Максимальное количество баллов- 5, за каждый верный ответ – 1 б.)

4. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество. (Максимальное количество баллов – 3, за каждый верный ответ – 1 б. )

а) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

в) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

5. Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей. (Максимальное количество баллов – 10, за каждый верный ответ – 1 б. )

Михаил Юрьевич Лондон

Михаил Михайлович Брэдбери

Антон Павлович Лесков

Афанасий Афанасьевич Фет

Виктор Петрович Некрасов

Николай Алексеевич Чехов

Рей Дуглас Пришвин

Николай Семёнович Астафьев

7. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

(Максимальное количество баллов – 10, за каждый верный ответ – 2 б. )

а) сабля и ранец
б) волшебные волоски из бороды
в) ячменное семечко в цветочном горшке
г) разбитое корыто
д) говорящее чудесное зеркало

8. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. (Максимальное количество баллов – 4, за каждый верный ответ – 2 б. )

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный ________,

Бегут, и блещут, и __________.

9. В сказке К. Г. Паустовского « Теплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: (Максимальное количество баллов – 2 )

а) обидел коня
б) усилился мороз

в) услышал рассказ бабушки

10. Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей этой стихии, используя следующие подсказки. (Максимальное количество баллов – 6, за каждый верный ответ – 2 б. )

а) Персонаж символизирует счастливый случай, которым главный герой сказки для себя так и не воспользовался.
б) Сказочная гвардия со своим предводителем, охраняющая порядок.
в) Персонаж, символизирующий женскую красоту и умение любить.

11. «Произведение древнерусской литературы, содержащее погодовую запись исторических событий». О каком жанре идёт речь? (Максимальное количество баллов – 2 )

12. Назовите имя героя, который прославился тем, что похитил для людей огонь? (Максимальное количество баллов – 2 )

13. Кто из героев не относится к былинным? (Максимальное количество баллов – 2 )

а) Иван-царевич в) Добрыня Никитич

б) Алёша Попович г) Илья Муромец

14. Из какого произведения эти строки:

«За горами, за лесами,

За широкими морями,

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу…»

(Максимальное количество баллов – 2 )

а) «Конёк-горбунок» в) «Царевна-лягушка»

б) «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» г) «Сказка о царе Салтане»

15. Соотнесите термин и его определение (Максимальное количество баллов – 16, за каждый верный ответ – 2 б. )

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. ж)аллегория 8)Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ.

16. Анализ текста ( Максимальное количество баллов – 10, по 1 баллу за факт)


Голубые тени.
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).

1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
___________________________________________________________

17. Создать свою историю на тему «Осень», чтобы каждое последующее слово начиналось с очередной буквы алфавита (абецедарий). Например, «Алый бархат вечереет, горделиво дремлют ели…»(В.Брюсов «Июльская ночь».

( По 1 баллу за каждое верно подобранное слово, максимальное количество баллов – 25 )

1. а) Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что.

б) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

в) Это всё присказка, а сказка будет впереди.

2. а) бытовые б) волшебные в) сказки о животных .

4. а) А.С.Пушкин б) М. Ю. Лермонтов в) Л. Н. Толстой

5. Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Михайлович Пришвин

Антон Павлович Чехов

Афанасий Афанасьевич Фет

Виктор Петрович Астафьев

Николай Алексеевич Некрасов

Рей Дуглас Брэдбери

Николай Семёнович Лесков

7. а) сабля и ранец – солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»
б) волшебные волоски из бороды — старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина
в) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»
г) разбитое корыто – старуха, А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А. С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

8. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

10. а) Золотая рыбка
б) 33 богатыря и Черномор

Источник

Уроки Совы Филиновны

Основное меню

План-конспект урока

Начальная школа

Русский язык

Литература

Английский язык

Немецкий язык

Французский язык

Испанский язык

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Реферат по литературе «Женский образ в сказках Пушкина»

Мой самый любимый уголок в Абакане – это маленький сквер, где установлен памятник А.С. Пушкину и его сказочным героям.

Когда смотришь на них, оживают сюжеты сказок, живущие в памяти с самого младенчества.

Читайте также:  Рассказы для детей про поезда слушать

Мои родители рассказывают, что читали мне сказки Пушкина, когда я еще едва научилась говорить. Перед сном я неизменно выискивала зачитанную до дыр замечательную книгу «Сказки Пушкина» и с первыми строками произведений «о попе и его работнике балде», «о старике и золотой рыбке», «о золотом петушке» переносилась в удивительный мир превращений и приключений героев пушкинских сказок.

Теперь я знаю, что Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, и уже давно самостоятельно читаю не только его сказки, но и некоторые стихи. Прошло уже больше двух столетий, но Пушкина до сих пор не только читают, но и старательно изучают. Я хочу раскрыть всего лишь небольшую часть творчества этого великого писателя.

Темой для исследования я выбрала сказки, в которых главными героями выступают женские персонажи.

Это и добрая волшебница царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане» и прекрасная девица из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», сильная духом и преданная Людмила из поэмы «Руслан и Людмила», коварная Шамаханская царица и т.д.

Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, где женским персонажам отведено главенствующее место.

Уже в школьном возрасте я узнала, что Пушкин прожил недолгую, очень сложную, но удивительно плодотворную жизнь.

Всего за двадцать творческих лет появились бесконечно дорогие каждому читающему пушкинские стихи, повести и сказки.

В прошлом году вместе с родителями я побывала в городе Пушкино больше известном как Царское село.

Здесь великий поэт провел свою юность. Я смотрела на ступеньки в лицее, по которым еще мальчишкой бегал Пушкин, видела его оценки в лицеистском журнале, и представляла себе, какое громадное количество народных загадок, пословиц и поговорок уже в этом возрасте знал и помнил Пушкин!

1. Арина Родионовна – идеал доброты и нравственного начала

Самым главным и неисчерпаемым источником народного вдохновения стала для А.С Пушкина его няня Арина Родионовна. Известно, что с её слов Пушкин записал несколько сказочных сюжетов. А первым в его тетради был текст, положенный в основу «Сказки о царе Салтане», которая и открывала цикл пушкинских сказок.

Для сказок Пушкина, характерны чудесные превращения:

старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку. Волшебные превращения очень увлекательны. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за жадность и злость. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.

Откуда поэт черпал черты народно-поэтического идеала женщины? Многие исследователи творчества Пушкина считают, что идеалом доброты и нравственного начала для него была именно Арина Родионовна.

С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала бабушка Арина. Коротая долгие вечера в Михайловском Пушкин внимательно вслушивается в народную речь, ее особенности, записывает старинные предания, песни, заслушивается сказками. [3]

В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных».

Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.

2. «Сверху-то ясно, а с исподу-то не красно»

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Откуда появился этот фантастический образ?

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.

Есть другие слова подчеркивающие исключительность красоты сказочной героини:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

Сравнение с павой (павлином) восходит к народным представлениям о том, что именно эта птица воплощает идеал красоты, достоинства. Походка девушки (тем более царевны) должна быть именно с достоинством, величавой.

Образ «Мертвой царевны» очень распространен во всех сказках мира. Обычно мачеха преследует падчерицу, потому что та красивее ее родной дочери.

Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и не заметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой:

Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Внешне она ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой. [4]

Самолюбивая царица разговаривает с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:

Свет мой, зеркальце! скажи.

Ах ты, мерзкое стекло!

Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает, прежде всего, внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы:

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркало глядясь.

Царица довольна ответом зеркальца – «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку. [4]

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.

Сказка заканчивается победой душевной красоты: мачеха умерла от «тоски», завидев прекрасную царевну, которую от «мертвого сна» пробудила всепобеждающая любовь.

Мне кажется, что назначение настоящей женской красоты, как в сказках А. С. Пушкина – побеждать зло одним своим присутствием. А еще, по народным представлениям, настоящая красавица – та, на которой дом держится.

Я думаю, что тоже смогу соответствовать этим представлениям о красоте, снова и снова возвращаясь к произведениям А. С. Пушкина. Спасибо великому поэту за то, что он написал такие поучительные и красивые сказки, он «победил время» и никогда не будет забыт.

Бидерманн Ганс. Энциклопедия символов. М., 1996 г.

Былины. М., 1988 г. (Библиотека русского фольклора)

А. С. Пушкин. Сказки. Растов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2007.- 144 с.

Пословицы русского народа: Сборник В.И. Даля: В 3 т. М., 1993 г.

Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997 г.

Хрестоматия по русской и зарубежной литературе для 1-4 классов./ Составитель Н. И. Сазонов.: Издательство Марийского графкомбината, 2005.-768 с.

Источник

Познавательное и интересное