Персонажем какой русской народной сказки была оказана посильная помощь

Сказки

Персонажем какой русской народной сказки была оказана посильная помощь

Согласно представлениям древних славян, животные занимают срединную, центральную сферу мироздания, так же, как люди. Они максимально близки людям, более того, являются тотемными предками, поэтому чаще всего выступают в качестве помощников. Однако, в отличие от людей, многие волшебные животные обладают свойствами птиц, а другие способны спускаться в подземное царство.
Показать полностью. При необходимости попасть в высшую или низшую сферу мироздания герой прибегает к помощи животных.

В качестве помощников могут выступать различные животные: конь, орел, волк, обитатели водной стихии (щука, золотая рыбка, рыба-кит). Благодаря их волшебной силе герой переносится в иное царство, похищает молодильные яблоки, побивает змея, спасается от погони, достает перстень из морских глубин, разгадывает мудреные загадки и пр.

Перейдём теперь к другому помощнику героя, а именно к коню. Вряд ли есть необходимость доказывать, что конь, лошадь, вступает в человеческую культуру и в человеческое сознание позже, чем животные леса. В фольклоре конь облекается в птичий образ, так создается образ крылатого коня. Конь перенял на себя не только атрибуты (крылья), но и функции птицы. Подобно тотемному животному, подобно сказочному орлу, он, уже не будучи тотемным животным, выкармливается. Однако это выкармливание приняло иные формы, оно значительно ослаблено по сравнению с грандиозным выкармливанием орла, поедающего весь скот.

Выкармливание коня — частный случай выкармливания чудесных или волшебных животных. Так, выкармливаются благодарные животные, орел, конь, и, наконец, даже змей выкармливается злой царевной или сестрой. Кормление преобразует животное – паршивый жеребеночек становится богатырским конем, умирающий орел тоже выздоравливал и мог нести героя в небе.

На тотемическое происхождение этого мотива уже указывалось. Выкармливание коня показывает, что дело не просто в питании животного. Кормление придает коню волшебную силу. После кормления «на двенадцати росах» или «пшеной белояровой» он из «паршивого жеребенка» превращается в того огненного и сильного красавца, какой нужен герою. Это же придает коню волшебную силу. «Стал Иван водить свою лошадь каждое утро и каждый вечер в зеленые луга на пастбище, и вот как прошло 12 зорь утренних да 12 зорь вечерних — сделалась его лошадь такая сильная, крепкая да красивая, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать, и такая разумная, что только Иван на уме помыслит, а она уже ведает».

Исследователям давно известно, что конь имеет особый символизм в древнем мифологическом мышлении. Это не только сельскохозяйственный помощник или помощник в бою, это еще и замогильное животное.

В сказках конь может быть посланцем мира мертвых, даром мира мертвых, ведь обычай хоронить коня с хозяином – это и есть помощь человеку добраться до загробного мира. Конь – носил человека при жизни и поможет достичь ему царства мертвых.

Загробный дар – вот важный атрибут животного помощника. Предок-даритель, часто – отец дает герою помощника уже не из числа диких зверей, а – чаще всего – коня, животное домашнее и игравшее огромную роль в земледельческом хозяйстве. Вспомним сказку “Сивка-Бурка”, где сыновья должны отдежурить на могиле отца три ночи, чтобы получить право распоряжаться наследством – волшебным конем.

Но перед тем, как конь должен быть получен, сын обязан провести некий ритуал – просидеть на могиле три ночи, накормить отца хлебом. Будучи уже подкованными в ритуалах, можем предположить, что это – тоже ритуал. Ритуал проводов покойника в уже настоящий загробный мир. Обратите внимание на то, что в сказках живые родители – обычно люди жалкие и ничем не выдающиеся, но только на пороге смерти или за ее порогом они становятся всесильными помощниками, направляющими детей к успеху. Дар живого отца – это обычная лошадь, ее герой отвергает. Дар отца мертвого – вот что нужно герою, именно это животное будет помощником, который даст возможность выполнить задание или избавиться от беды.

На загробное происхождение коня указывает его местонахождения: Иван часто находит по указанию бабы Яги коня в подвале, погребе, пещере, любом атрибуте могилы. Радостное ржание коня, приветствующее героя, говорит о том, что выбор сделан правильный – полноправный хозяин явился за своим животным-помощником.

Источник

Герои русских народных сказок – подробное описание: собирательные образы и индивидуальные особенности

Русские народные сказки – это значительный элемент национальной истории, через призму которого можно рассмотреть не только народ, как целостное образование, но и его отдельные стороны. Веру в добро и зло, справедливость, семейные устои, религиозные воззрения, осознание собственного места в окружающем мире. Русская народная сказка всегда несет в себе обучающий компонент, скрывая его под оболочкой легкого, незатейливого повествования.

Герои русских народных сказок – это собирательные образы наиболее типичных народных черт. Широта русской души, воспетый пословицами авось или дурак, богатеющий думками – все находит отражение в фольклорных повествованиях. Какую бы сказку мы ни взяли, кругом сокрыт глубинный смысл. Нередко, под личиной неуклюжего косолапого медведя, доверчивого зайца или хитрой лисицы можно увидеть пороки человеческого характера, гораздо отчетливее, чем это было бы заметно во «взрослых» повествованиях.

Ведь не даром же говорят – сказка ложь, да в ней намек…

Герои животные в русских народных сказках тесно связаны с представлениями о мире древних славян. Близкое соседство с естественной средой, обширными лесами и долинами полноводных рек, поселило в сказках типичных представителей окружающего ландшафта – лисиц, медведей, волков, зайцев. Крупный и мелкий рогатый скот, также нередко выступает в роли сказочных персонажей. Особенно в тех случаях, когда подчеркивается культ домашнего очага, благоденствия, семейности (например, в сказке Крошечка-Хаврошечка). Почитается и домашняя птица (Курочка Ряба), и мелкие грызуны (Мышка Норушка).

Важно помнить, что умение не просто слушать, а слышать и понимать то, что сокрыто в русских народных сказках, также ценно, как и, к примеру, понимание иностранного языка. Сами по себе слова-символы не имеют значения. Гораздо важнее, какую глубину они в себе хранят. И, раз уж сохранились, пережили смутные и сытые времена сказочные предания, значит они и в самом деле кладезь народных знаний.

Список героев русских народных сказок

1. Баба ЯГА

Злая баба в мифологии славянских народов. Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.

В различных сказках образ Бабы Яги носит различную эмоциональную окраску. Иногда она противостоит главному герою; в некоторых случаях поддерживает, наставляет его; реже — сама выступает против зла.

Баба Яга — очень древний мифологический образ. Он позволяет иначе взглянуть на быт и философию наших предков. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Читайте также:  Рассказ юность толстой читать краткое содержание

Сказки про Бабу Ягу:

2.Василиса Прекрасная

Собирательный идеализированный образ женского начала в сказках. Сочетает ум – житейскую мудрость и красоту. Считается дочерью Морского Царя, и достается главному герою в награду за победу над злом. Другие наименования: Елена Премудрая, Василиса Премудрая, Марья Искусница, Марья Моревна. Часто меняет образы, перевоплощаясь в животных.

Василиса — очень древний славянский образ, идеализирующий женское начало. Внимательно прочитывая сказочные сюжеты, можно узнать много нового о древних общественных институтах, взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Сказки про Василису Прекрасную (Премудрую):

3. Водяной

Повелитель водной стихии в представлении славянских народов. Причем, в противовес Морскому Царю, владычествует над стоячими, затхлыми водами: омутами, болотами, полыньями. Обычно изображается в виде старика с рыбьими чертами, длинной косматой бородой, облаченного в тину.

Предания о Водяном очень разнообразны. Он могуществен и, несмотря на свой скверный нрав, благоволит пчеловодам. Не трогает он и рыбаков, готовых разделить с ним свой улов. А вот некрещеных или тех, кто забыл осенить себя крестным знамением перед купанием ни за что не жалеет.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Сказка про водяного:

4. Жар-Птица

Огненная птица; обычно – объект поиска главного героя сказки. Ее нельзя взять голыми руками. Пение Жар-Птицы исцеляет больных, возвращает молодость, отгоняет печали. Способна давать своему обладателю несметные богатства.

5. Змей Горыныч

Мифический дракон в славянской мифологии. Обладает несколькими головами. Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых. В сказках выступает как отрицательный персонаж, неотъемлемое звено равновесия сил добра и зла. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

6. Иван-дурак

Комичный персонаж в русских народных сказках. Это собирательный образ беднейшего крестьянского сословия — неграмотного, бесхитростного и до безобразия простого в житейских делах. Именно за эти качества Ивану-дураку и воздается по заслугам. В этом образе немаловажную роль играет и поздний христианский культурный слой.

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)

7. Иван-царевич

Герой русских народных сказок. В большинстве сюжетов – положительный персонаж. Наименование «царевич» указывает скорее на царственность намерений и поступков, нежели на реальный титул. Обычно по сюжету выполняет непростое задание за которое получает вознаграждение.

8. Колобок

Главный герой одноименной русской народной сказки; скатанный шарик из теста, символ довольства и сытости русского народа. Для его приготовления используется ограниченное количество ингредиентов, но несмотря на это, Колобок получается румяным и аппетитным. В этом сокрыта главная мораль сказки. Правда в итоге, за свою самонадеянность, Колобка настигает расплата.

Но, все равно, подчеркивается – Хлеб всему голова.

9. Кот Баюн

Наделенное волшебной силой мифическое существо. Как правило, отрицательный герой. Обладает огромными размерами и способностью говорить человеческим голосом. «Баюн» означает говорун. Своими рассказами – сказками, кот может насмерть заболтать собеседника. Однако для того, кто сумеет приручить его или получить в качестве трофея, кот подарит вечное здоровье, молодость и силу.

10. Кощей (Кащей) Бессмертный

Тощий, сморщенный старик. Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой. Например, дуб, под ним пещера, там сундук, в сундуке — шкатулка, в шкатулке — яйцо, в яйце – игла. В мифологии славян охраняет проход в Царство Мертвых. Вступает в союз со Змеем Горынычем.
По сюжету сказки, нередко похищает невесту главного героя.

11. Курочка Ряба

Волшебная курица из одноименной сказки. Несет золотые яйца. Олицетворяет особую роль домашних животных в крестьянском хозяйстве. Рассудительна и мудра. Показывает, что не всегда золото может быть важнее обыкновенного яйца, которое используется в пищу.

12. Леший

Хозяин леса, бесплотное или телесное существо. Способен менять облик. Перевоплощается в животных, деревья, карликов, великанов и даже принимает вид знакомых людей. Леший нейтрален. И в зависимости от своего отношения к герою, становится то добрым, то злым персонажем. Умеет эмитировать все звуки леса. Нередко приближение Лешего угадывают в шелесте листвы в безветренную погоду.

13. Лихо

Живое воплощение нелегкой человеческой доли, судьбы. Обычно предстает в образе одноглазого безобразного чудовища со слюнявой зубастой пастью. Прообразом Лиха в славянской мифологии являются греческие мифы об одноглазом Циклопе.

14. Мороз

Морозко, Дед Мороз. Это седобородый старец в длинной меховой шубе с посохом в руках. Является покровителем холода. Ему подчиняются снегопады, метели и вьюги. Обычно справедлив. Одаривает подарками тех, кто ему нравится. Помогает в трудных ситуациях и наказывает тех, кто этого заслуживает. Ездит на больших санях, запряженных тройкой лошадей.

(В западной традиции – Санта Клаус, ездит на санях с оленями).

Дед Мороз ОПИСАНИЕ Читать

Санта Клаус ОПИСАНИЕ Читать

15. Морской Царь

Повелитель всех земных вод. Обладает несметными богатствами, оставшимися после затонувших в разные исторические эпохи кораблей. Живет Царь в огромном дворце в самой глубине моря. Его окружают морские девы, которые способны увлекать за собой моряков и просто случайно гуляющих по берегу мужчин. Царю подвластны шторма. Он по своей воле топит корабли.

16. Снегурочка

Внучка Деда Мороза. В славянской мифологии упоминается, как девочка, сделанная из снега. В зимний период Снегурочка веселится и ведет себя, как самый обыкновенный ребенок. А как только пригреет солнышко – тает, превращаясь в облачко до следующей Зимы. ЧИТАТЬ подробнее

Зима лето пугает, да всё равно тает.

17. Солдат

Герой русских сказок, лишенный всякой сверхъестественной силы. Является олицетворением простого русского народа. Как правило, после окончания службы, попадает в трудные ситуации, из которых ему помогают выбраться магические существа и предметы.

Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает, а он все такой же бывает.

18. Царевна-Несмеяна

Царская дочка, которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства.

Смех — не грех, коль приятен для всех.

19. Царевна-Лягушка

Обычно, под обликом Царевны-Лягушки скрывается Василиса Премудрая. Она вынуждена находиться в теле земноводного до той поры, пока ее не освободит главный герой. Обладает магическими способностями и житейской мудростью.

20. Чудо-Юдо

Необыкновенный сказочный персонаж, обитатель морей и океанов. Не несет ярко выраженной эмоциональной окраски (не добро и не зло). Обычно воспринимается, как чудесная рыбина.

Читать также:

Добавить комментарий Отменить ответ

Все материалы сайта защищены («Закон РФ N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»»)

Логотип / фавикон сайта — авторский дизайн Юлия Пелихович

Источник

«Русские сказки», викторина для педагогов ДОО

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Викторина для педагогов ДОО

Читайте также:  Рассказ про благотворительный фонд на английском языке

Бойчук И.А., старший воспитатель
МБДОУ № 48 г. Апатиты

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.

Цель: Повышение профессиональной культуры педагогов на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:

психологически комфортную атмосферу для раскрытия творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов ДОО;

условия для повышения социально-воспитательного эффекта: воспитания
— подрастающего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое России.

— достойных будущих граждан России с активной гражданской позицией, патриотов
своего Отечества.

Способствовать проявлению у педагогов активности, инициативы, творческого подхода в использовании разнообразных форм работы со сказкой.


Оборудование и материал:

наутбук, проектор, презентация к викторине;

выставка книг «Русские народные сказки»;

карточки с текстами песенок сказочных героев;

карточки с отрывками текстов из русских народных сказок.

Организация: Предложить игрокам разделиться на команды, дать им «сказочные названия» (например, «Вершки» и «Корешки»; «Жар – птицы» и «Сивки – Бурки», «Волшебное кольцо» и «Волшебное веретено» и пр.), выбрать капитанов команд.

Звучит песня «В мире много сказок…»

Ведущий: Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каждый педагог дошкольной образовательной организации, конечно, знает, что процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок может впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, сказки, игрушки, произведения декоративно-прикладного искусства, красивые праздники со своими неповторимыми обычаями и традициями. Сегодня наша викторина называется «Русские народные сказки».

1 раунд. Визитная карточка».
Задание: Представить название команды – поэтично, ярко, самобытно.

2 раунд. «Сказка – ложь…»
Задание для педагогов: Дать определение, что такое сказка.

(Например, сказка – это волшебный мир, в который мы попадаем; сказка – это жанр фольклора; сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества; сказка – это слушание или просмотр любимого произведения; сказка – это встреча с любимыми сказочными героями, волшебными превращениями, необычными приключениями и событиями; сказка – это «мораль», определение понятий, что такое «хорошо» и что такое «плохо», сказка – это сокровище народной мудрости; сказка – это красивый напевный русский язык с его сравнениями, эпитетами, пословицами и поговорками; сказка – это события, когда добро и правда побеждают тьму, зло и ложь и пр.).

3 раунд. « Русские народные сказки».
Вопрос:
Какие бывают русские народные сказки?
Задание: Привести примеры (перечислить названия) сказок – чья команда назовет больше.

(Ответ: Русские народные сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных.
1) Волшебные сказки (в них есть волшебные предметы, волшебные превращения, чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка : « Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко», «По щучьему велению».
2) Сказки о животных: (п ерсонажи сказок — это дикие звери, домашние животные и птицы): «Теремок», «Смоляной бычок», «Хитрый козел», «Петух и курица», «Медведь и лиса», «Лиса и кувшин», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Звери в яме», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Глупый волк», «Лисичка – сестричка и серый волк».
3)
Бытовые сказки (в основе бытовых сказок лежат события обыденной жизни; в них осуждаются такие качества, как жадность, завистливость; жестокость, невежество, грубость, глупость, лень: «Бедный мужик», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Мудрая дева», «Два Ивана», «Клад», «Как Иван – дурак дверь стерег», «Мужик и барин», «Кому горшок мыть», «Горшок», «Про нужду», «Чего на свете не бывает», «Наговорная водица», «Жена – спорщица», «Дурак и береза», «Хорошо да худо»).

Вопрос: В каких сказках было 3 дочери или 3 сына?

( В сказках было 3 дочери: «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Марья Моревна», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Финист – ясный сокол».
В сказках было три сына: «Царевна – Лягушка», «Сивка Бурка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван-царевич и серый волк», «Чудесная рубашка», «По щучьему велению», «Летучий корабль», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

Вопрос : В каких русских народных сказках встречается число 7?

(Число 7 встречается в русских народных сказках: «Волк и семеро козлят», «Семь Симеонов», «Мальчик-с-пальчик», «Мудрая девица и семь разбойников», «Дочь-семилетка».)

6 раунд . «Сиротская жизнь»
Задание: Назвать русские народные сказки, в которых говорится о сиротской жизни.
(«Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Дочь и падчерица», «Кривая уточка», «Ленивица и Рукодельница».)

Задание: Выбрать карточку с текстом песенки сказочного героя, дополнить образ героя с помощью атрибутов и костюмов, творчески обыграть (исполнить) персонажа сказки.

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
«Колобок»

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла —
Молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
«Волк и козлята»

Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку…
«Кот, петух и лиса»

Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

раунд. « Свое дело отложи, а другу своему помоги».
Задание: Отгадать название русской народной сказки; объяснить, чему она учит, на что обращает внимание.

«Летом в лесу привольно. Живут беглецы – горя не знают. Но прошло лето, пришла и зима. Вот бык пошел к барану:

– Как же, братцы-товарищи? Время приходит студеное – надо избу рубить. Баран ему отвечает: – У меня шуба теплая, я и так прозимую. Пошел бык к свинье: – Пойдем, свинья, избу рубить!

– А по мне хоть какие морозы – я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую. Пошел бык к гусю:
– Гусь, пойдем избу рубить!

– Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь – меня никакой мороз не проймет. Пошел бык к петуху:
– Давай избу рубить!
– Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу. Бык видит: дело плохо. Надо одному хлопотать.
– Ну, – говорит, – вы как хотите, а я стану избу ставить. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полеживает, греется». («Зимовье зверей»).

Читайте также:  По приведенным ниже ключевым моментам повествования рассказа толстого кавказский пленник запиши

«Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит Баба-Яга, костяная нога — холст ткет.

«Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу». («Сивка – Бурка»).

«Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть.
Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье.
Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу.
Старуха заприметила и говорит:
— Старик! Надобно пол-то прорубить; пускай дуб растет выше: как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать.
Старик прорубил пол.
Деревце росло, росло и выросло до потолка.
Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял.
Дерево все растёт да растёт и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб.
Лез, лез и взобрался на небо». («Петух и Жерновцы»).

Ведущий: Что объединяет эти сказки?
(Предлагает подумать, сделать выводы).
Проявите-ка смекалку, отгадайте – ка загадку:
Стоит бычище – проклеваны бочища. (Изба).

Стоит жилище,
Деревянные бочища.
Внутри печь да дрова,-
Это русская … (изба).

Вопросы командам:
1. В каких русских народных сказках герой или героиня оказывает помощь? (Предложить назвать).
2. Верно ли мнение: «За добро добром платят»? Как это отражается в русских народных сказках? (Предложить обменяться мнениями).

раунд. «Сказочная развилка у камня».
Вопрос: В какой сказке упоминается развилка трех дорог в виде камня или каменной плиты?

«Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженого, уздает узду неузданую, берет плетку нехлестаную, кладет двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, а ради крепости… Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился…Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись написана: «Направо поедешь-себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть». Поразмыслил Федор-царевич: — «Давай поеду — где женату быть». И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал и доезжает до терема под золотой крышей…»
(Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде»).

— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь. »
(«Три поездки Ильи Муромца»).

Ведущий: Русский народ в своих сказках на доступных примерах ставит героя перед выбором: куда пойти, как поступить, что сделать или не делать.

Считаете ли вы актуальным чтение русских народных сказок в современное время?

Как вы считаете, влияет ли «сказочная этика» на духовное воспитание и становление ребенка?

Как вы думаете, в реальной жизни всегда «Добро» побеждает «Зло»?

1 задание: С помощью жестов и мимики изобразить пословицы (одна команда изображает, вторая отгадывает):

«Дом вести – не бородой трясти».

«Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор».

«Чужой ум – хорошо, а свой – лучше».

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

2 задание. Назвать пословицы или поговорки о сказках. (Какая команда больше назовет).

Сказка – сердцу ласка.

Кто любит пляски, а кто слушать сказки.

Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать.

Быль за сказкой не угоняется.

Это присказка, а сказка впереди.

Сказка хороша присказкой.

Пословица да присказка беседу красят.

Сказка — ложь, да в ней намек.

Сказка — складка, послушать сладко.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.

Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.

11 раунд. «Моя любимая сказка».

Задание: Назвать свою любимую сказку (по детским воспоминаниям), поделиться впечатлениями и эмоциями – почему именно она оставила в памяти яркие воспоминания.

Ведущий: Русская народная сказка – необходимый «инструмент» воспитания ребенка, она рассказывает о жизни, учит размышлять, находить выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка основы поведения и общения, учит терпению, трудолюбию, скромности, умению ставить цели и идти к ним; на конкретных примерах учит делать выбор, ориентироваться на нравственнее ценности. Надеюсь, что наша встреча сегодня была полезной для вас.

Наша викторина подошла к концу. Огромное спасибо всем участникам за смекалку, сообразительность, аргументированные ответы, артистичность и умение прийти на помощь. Предлагаю командам пересчитать фишки. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Подведение итогов игры. Награждение активных игроков и команд.

Вдовина В. Путешествие в сказку. // Библиотекарь.– 1991. – № 6.– с.37.

Иван-крестьянский сын: русские народные сказки / Сост. и предисловие В. Аникина; Оформ. И. Кузнецова.– М: Дет. Лит. – 1986. – 126 с.

Ильин И. Духовный смысл сказки.// Литература в школе. –1992. – № 1. – с. 3, 10.

Сатаева А. Е., Новожилова С. К., Сатаева Д. М. Русские народные сказки как воспроизведение истории архитектуры жилых построек // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 12. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46204.htm.

Русские народные сказки / Сост., вступ. ст., примеч. В.П. Аникина; рис. И. Кузнецова, к. 1. Кузнецова. – М: Дет. лит., 2002. – 203 с. илл. – (Школьная библиотека).

Семь Симеонов / Русская народная сказка в обработке И. Карнауховой; худож. А.Г. Слепков. – М: Сов. Россия, 1988. – 18 с.

Источник

Познавательное и интересное