Персонажи из рассказа детство никиты

Сказки

Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»

Читательский дневник по повести «Детство Никиты» Алексея Толстого

Автор: Алексей Толстой.

Название произведения: «Детство Никиты».

Жанр произведения: автобиографическая повесть.

Главные герои: Никита, Аркадий Иванович, отец, мать.

Второстепенные герои: Мишка Коряшонок, Стёпа Карнаушкин, Виктор, Лиля.

Характеристика главных героев:

Никита — любознательный и ловкий мальчишка.

Взрослеет и многое начинает понимать.

Отец — хлопотливый, весёлый, неунывающий.

Мать — добрая, ласковая.

Аркадий Иванович — учитель.

Въедливый, хитрый, настойчивый.

Характеристика второстепенных героев:

Мишка Коряшонок — трудолюбивый и работящий мальчик.

Является примером для Никиты.

Стёпа Карнаушкин — друг Никиты, сильный и воинственный мальчик.

Виктор Бабкин — сын подруги матери.

Ровесник Никиты. Хвастун.

Лиля Бабкина — красивая девочка с голубыми глазами.

Первая любовь Никиты.

Краткое содержание повести «Детство Никиты»

Никита с удовольствием катался с горки и играл с деревенскими детьми, но учитель часто звал его делать уроки.

Однажды мальчики устроили драку с соседними ребятами, и герой подружился с бывшим врагом, Стёпой.

Они стали много времени проводить вместе.

Один раз Никите приснился странный сон про комнату с часами.

А вскоре приехали гости, подруга матери с детьми.

Никите сразу понравилась Лиля, а девочка улыбалась, глядя на старания мальчика поразить её воображение.

Виктор подружился с деревенскими, но при защите снежного городка показал себя трусом.

А Никита в первый раз поцеловался с Лилей.

Перед отъездом девочка обещала писать ему.

Прошла зима, наступила весна.

Никите исполнилось десять и отец помог ему спустить на воду кораблик, на котором мальчик стал адмиралом.

Мальчик много времени проводил в играх.

Он подобрал скворца, назвав его Желтухин, и птица стала жить в доме.

Потом мальчику подарили лошадь.

В конце лета Никита получил письмо от Лили, но заигрался и забыл ответить.

В сентябре вся семья переехала в Самару, где мальчик должен был пойти учиться в школу.

Он встретил Лилю и попросил прощения за письмо.

Девочка простила его.

План повести:

2. Драка с деревенскими.

5. Рождество и подарки.

6. Комната с часами.

7. Поцелуй и обещания.

Основная мысль повести «Детство Никиты»

Главная мысль повести заключается в том, что детство является самым лучшим временем в жизни каждого человека.

Основная идея повести в том, что именно в это время закладываются основы характера будущего взрослого человека.

Ребёнок учится отвечать за свои поступки, отличать хорошее от плохого.

Чему учит произведение

Повесть учит ценить время и проводить его с пользой.

Учит играть и веселиться пока есть возможность.

Учит держать слово и поступать по совести.

Учит ничего не бояться и никогда не отступать.

Также повесть учит человечности и доброте.

Учит уважать всех людей, вне зависимости от их социального положения.

Краткий отзыв о повести «Детство Никиты» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я невольно позавидовала главному герою.

Так беззаботно и весело он проводил своё детство.

У мальчика было множество интересных занятий, у него имелись настоящие друзья.

И к нему пришла первая любовь.

Повесть написана очень лёгким и понятным языком.

Она увлекает с первых страниц и заставляет сопереживать героям, представляя себя на их месте.

Автору удалось написать настоящую поэму о счастливом детстве.

Это во многом автобиографическая повесть, что делает её ещё более ценной в глазах читателей.

Мне очень нравится главный герой.

Он простой мальчик, который не кичится своим происхождением и не стесняется играть с деревенскими ребятами.

Он очень живой и добрый, любит природу и животных.

И Никита старается всегда быть честным.

Ещё мне понравилась девочка Лиля.

Она романтичная и воспитанная, но при этом большая выдумщица и заводила.

Отрицательных же героев в повести просто нет.

Я всем советую прочитать это произведение и погрузиться в мир счастливого детства.

Узнать больше об образе жизни наших сверстников конца позапрошлого века.

Пословицы к произведению:

Всякая молодость резвости полна.

Детство — время золотое.

Жить да взрослеть, а ещё и умнеть.

Молод да умён — два угодья в нём.

Молодости не возвратить, надо по годам жить.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Они разделялись и плыли с двух сторон к Аркадию Ивановичу, который по близорукости не замечал окружения.

Подплыв, они кидались к нему на саженках.

Аркадий Иванович, взревев, начинал метаться, высовываясь по пояс, и нырял.

Его ловили за ноги,— он больше всего на свете боялся щекотки.

Но поймать его было нелегко,— чаще всего он уходил, и, когда Василий Никитьевич и Никита возвращались в купальню, Аркадий Иванович уже сидел на лавке в белье и очках и говорил с обидным хохотом:

— Плавать, плавать надо учиться, господа.

Словарь неизвестных слов:

Чистописание — обучение красивому письму.

Подвода — телега с лошадью.

Людская — комната для гостей.

Обоз — несколько повозок.

Хлопотать — добиваться чего-то.

Заутреню — ранняя церковная служба.

Флагшток — шест для флага.

Покос — уборка сена.

Ещё читательские дневники по произведениям Алексея Толстого:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Краткое содержание «Детство Никиты»

Повесть «Детство Никиты» Толстого была написана в 1920 году. В книге повествуется о жизни сына помещика, раскрывается его духовный мир, фантазии и мечты, первая влюбленность в девочку и попытка писать стихи.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Никиты» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Никита – девятилетний мальчик, живой, любознательный, романтичный.

Лиля Бабкина – дочь Анны Аполлосовны, очень красивая девочка, спокойная, сдержанная, первая любовь Никиты.

Александра Леонтьевна – мать Никиты, добрая, нежная, заботливая.

Василий Никитьевич – отец Никиты, веселый, жизнерадостный, беспечный человек.

Другие персонажи

Бабкина Анна Аполлосовна – подруга Александры Леонтьевны, высокая, крупная громогласная женщина.

Виктор Бабкин – старший брат Лили, гордый, самостоятельный.

Аркадий Иванович – учитель Никиты, умный, хитрый, проницательный мужчина.

Анна Девятова – девочка, влюбленная в Никиту.

Краткое содержание

Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание.

Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.

Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность: ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.

Заключение

В произведении Алексея Толстого описаны важнейшие моменты в жизни каждого человека – счастливое, безмятежное детство, первые «взрослые» навыки, мечты, желания. Это рассказ о том, как важно, чтобы дети росли в любви, заботе и взаимопонимании.

После ознакомления с кратким пересказом «Детства Никиты» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

23.04.2020

Толстой А. «Детство Никиты»

Главные герои повести «Детство Никиты» и их характеристика

Чему учит повесть «Детство Никиты»
Повесть учит дружить, учит верности и честности. Учит смелости, упорству, трудолюбию. Учит не забывать своих друзей и отвечать на письма. Учит быть настоящим человеком. Учит радоваться жизни и не обращать внимания на трудности. Учит уметь ждать.

Отзыв на повесть «Детство Никиты»
Мне очень понравилась эта повесть про десятилетнего мальчика, который влюбился в такую же юную девочку. Мне очень нравится Никита, своей серьезностью и решительностью, своей верностью. Никита старался помогать отцу, никакие домашние заботы не проходили мимо его внимания, из него вырастет настоящий фермер и хозяин. Но мальчику еще предстоит многому научиться, и прежде всего научиться думать не только о себе.


Читать краткое содержание, пересказ повести «Детство Никиты» по главам:

Никита проснулся солнечным утром и сразу вспомнил, что плотник Пахом обещал к утру закончить скамейку для спуска с горок. Он хотел было встать, не умываясь, одеться и побежать к реке, кататься с горок, но дверь приоткрылась. Показалась бородатое лицо в очках, которое назвало Никиту разбойником.

Аркадий Иванович был ехидным учителем, который знал про скамейку, а потому заставил Никиту умыться и повел завтракать. За завтраком мама сказала Никите одеть башлык, а потом учитель отвел его заниматься.
Никите пришлось сделать математику и написать диктант, но тут привезли почту и учитель убежал. А Никита не стал терять времени и выбежал на улицу.

Никита осмотрел скамейку, и побежал к реке. Там он скатился с горки и засмеялся совершенно счастливый. Он заметил учителя и стал зарываться в в сугроб. Но учитель все равно нашел мальчика и сказал, что пришло письмо из Самары по поводу приезда гостей.

Письмо было от отца. Тот писал, что купил подарок Никите, что подарок огромный и для него нужна подвода. А также писал, что на праздники приедет Анна Бабкина с детьми.
Никто не говорил Никите, что за подарок ему купили, и мальчик мучился сомнениями.

Никите снова приснился тот сон. Лунная ночь, часы с маятником возле которого сидят старичок и старушка. И кот, который пытается остановить маятник. Никита хочет помешать коту, но просыпается.
Мальчик крестится и снова засыпает. Он оказывается в том же сне, но теперь легко летает по комнате. Ему хочется взять то, что лежит в вазочке на часах, но старики бьют его.
Никита просыпается, его тормошит учитель. Аркадий Иванович объявляет, что начались рождественские каникулы.

Никите было скучно от безделья, и он прошел в летние комнаты, стоявшие пустыми. Он смотрел на старинные книги и портрет красивой дамы. Его прадед имел большие неприятности из-за этой дамы, и уехал в Сибирь, где нашел покой.

Никита побежал во двор и у колодца увидел Мишку Коряшонка, своего приятеля. Тот макал в воду рукавицу, чтобы было удобней драться с кончанскими. Мишка сказал, что с Никитой хочет драться Степка Карнаушкин, с заговоренным кулаком.
Потом Мишка подразнил барана, и ребята убежали, весело смеясь.

Утром мальчики едва проснувшись стали хвастать своими подвигами, потом пошли в столовую, но там им прыгать через стулья не дали. Тогда они вышли во двор и тут на них бросился Баян, здоровый и злобный бык. Виктор упал, а Никита стал бить Баяна шапкой и гнать прочь.
Когда Баяна угнали, Никита заметил, что Лиля смотрит на него в окно и улыбается. Ему стало весело и он повел Виктора кататься с горок.

Мать Виктора и Лили ругала порядки в гимназии и советовала учить детей дома. Потом она пошла спать, а все остальные стали клеить елочные украшения и игрушки.
Лиля склеила коробочку, которой очень гордилась и Никита похвалил коробочку. Лиля ему благодарно улыбнулась.

На следующее утро Никита проснулся раньше всех, сбегал к учителю, потом пошел на двор. Там Мишка рассказал ему, что пришел обоз с подарками. На отдельной подводе лежала большая двухвесельная лодка.

Привезли елку и поставили в гостиной. Дети ее наряжали и доклеивали игрушки. Они с трудом ждали вечера.
Но вот взошла звезда и детей провели в залу. Елка сверкала. Вошли деревенские дети, заиграла музыка, учитель увлек детей в хоровод. Со всех сторон хлопали хлопушки. Потом Никита получил в подарок седло, а Виктор полк солдат.
В коридоре Никита поцеловал Лилю, а девочка сказала, что он хороший мальчик.

Читайте также:  Рассказы про собак собственного сочинения

Виктор сдружился с деревенскими и вместе с ними построил ледяную крепость. Никита отказался с ними играть и ушел домой. А Виктор объявил себя комендантом и вызвал на бой кончанских. Те пошли на приступ, залепили Виктору в лицо комом, проломили стену, и заставили защитников в панике бежать.

Никита вернувшись стал писать стихи про лес. Потом пришел недовольный Виктор с распухшим носом и сразу лег спать.
Никита вышел, и сел рядом с Лилей. Он рассказал девочке свой сон, и Лиля предложила посмотреть, что лежит в вазочке. Дети прокрались в комнату прадеда, и Никита нащупал в вазочке на часах что-то твердое. Но кот спугнул детей и они торопливо убежали.
Никита раскрыл ладонь и увидел колечко. Он надел его на указательный палец Лиле, а девочка поцеловала Никиту. Потом Никита прочитал ей свои стихи.

За чаем Анна бабкина объявила, что утром они уезжают. Дети были сильно расстроены. Никита обещал писать Лиле, а девочка сказала, что будет писать ему.
Никита сразу лег спать и ему казалось, что жизни конец. А утром его разбудил учитель.

В ту ночь шел сильный дождь, а утром началось половодье. Никита гулял, смотря на бегущие ручьи и снеговую кашу. Вдруг он увидел Степку на коне, который мчал к его дому. Никита понял, что-то случилось и поспешил обратно.
Мать кричала, оказалось, что Василий Никитьевич тонет возле Хомяковки. Мать отрядила дворовых спасать барина. Но только перед самым закатом показалась повозка, в которой сидел улыбающийся Василий Никитьевич, с сосульками вместо усов.

Поедая горячие лепешки Василий Никитьевич рассказывал свои приключения. В Самаре он купил породистого жеребца Лорда Байрона, и решил ехать домой на нем. Накануне он заночевал у попа, а утром двинулся по ручьям домой. Удачно переправившись через речку в брод, отце Никиты решил вплавь форсировать овраг, заполненный доверху снегом и водой.
Они чуть не утонули с жеребцом, но сумели выбраться на берег и пешком пошли домой. Тут их и подобрали посланные матушкой мужики.

Проболев три дня отец Никиты погрузился в подготовку к севу, а мать занималась чисткой. Приближалась Пасха, пекли куличи, а на заутреню Никиту отпустили в Колокольцовку. Там он должен был остановится у приятеля отца, Петра Петровича Девятова, бакалейщика.

Перед заутреней детей положили отдыхать, и шесть сыновей Петра Петровича наперебой рассказывали Никите небылицы. А единственная дочь Анна из-за дверей советовала им не верить.
Но пришло время идти в церковь, и мальчики оделись и выбежали гурьбой на улицу.

После заутрени дети весело поели куличей и яиц, и пошли к амбару. Там играли в яйца и Никита хотел присоединиться к игрокам, но Анна всюду бегала за ним и говорила, что его обманут. Никита плюнул и ушел к плотине. Анна следовала за ним и предлагала показать норку суслика. Никита понял, что Анна заигрывает с ним и был непреклонен. Он остался верен Лиле.

Пришла настоящая весна, распустились листья. Никита сидел на лугу и смотрел на табун, особо любуясь жеребятами. Мимо проезжал отец, и заметив Никиту, спросил, кто из коней ему нравится больше всего. Никита указал на мерина Клопика и отец кивнул. Никита понял, что разговор велся неспроста.

Однажды Никита нашел маленького скворца, которого забрал домой и поселил на окне. Скворца прозвали Желтухин и он скоро привык к людям, которые защищали его от кота и сытно кормили. Он научился говорить и кланяться.
Желтухин прожил в доме все лето, но осенью его сманили дикие скворцы, и он улетел в Африку.

Весенние работы были закончены и Никита стал часто ходить в табун. Там Мишка Коряшонок учил его держаться в седле, и самое главное, падать. Чтобы показать урок, Мишка заскочил на необъезженную Звездочку и та уронила его в хворост. Никита решил научиться скакать лучше Мишки.
Узнав об этом, отец объявил о желании отдать Никите Клопика. Мать возражала целую неделю, но все-таки уступила.
Никита сам взнуздал Клопика, потом оседлал. Клопик не хотел слушать мальчика, но постепенно Никита осваивался и упоение скачкой проникло в его кровь.

Рано утром Василий Никитьевич, Аркадий Иванович и Никита ходили купаться. Отец сперва мылся, потом плыл на середину. Учитель сразу плыл на середину. А Никита стремился показать, как хорошо он плавает разными стилями. Но как бы отец с сыном не старались, утопить учителя им ни разу не удалось.

Уже несколько недель барометр показывал великую сушь. Отец и мать ходили грустные и думали о голодном годе. Жарко было всем.
Никита напоил Желтухина и тот вдруг начал свистеть, а потом клюнул барометр. И стрелка сдвинулась, показав бурю.
Радостный Никита разбудил отца, и тот с восторгом кричал о буре. И ночью хлынул сильный дождь.

В тот день Никиту послали на почту. Недовольный почтмейстер выдал мальчику стопку писем и Никита поскакал обратно. По дороге он просматривал письма и нашел маленький конверт, на котором значилось его имя. Это было письмо от Лили.
Девочка писала, что все еще любит Никиту, живет на даче, а колечко не потеряла. Никита скакал совершенно счастливый.

Однажды ночью усталый Никита возвращался с молотьбы и дремал на возу. Он думал о том, что все вокруг его, и что однажды он улетит куда-нибудь на воздушном корабле.

Пришла осень. Отец поехал в Самару и продал зерно. Дело с наследством застопорилось и отец звал родных в город. Никиту должны были принять во второй класс. Мать сразу согласилась, опасаясь за судьбу денег. И вскоре шумное семейство двинулось.
В городском доме Никита сразу увидел Лилю. Девочка была недовольна тем, что он не ответил на ее письмо, и мальчику стало стыдно. Он побагровел и долго умолял простить его. И Лиля обещала подумать.
Вечером Аркадий Иванович ушел к своей любимой учительнице, а Никита во сне видел Лилю.

Рисунки и иллюстрации к повести «Детство Никиты»

Источник

Характеристика лили из повести детство никиты. Какой был никита в рассказе детство никиты

В данном рассказе Алексей Николаевич рассказывает о проворном мальчике Никите. Никита является главным персонажем данного произведения. Детство Никиты проходило очень радужно и беззаботно. Никита с самого раннего возраста полюбил природу и все, что с ней связанно. Мальчик очень много времени проводил у речки. Он любил смотреть на то, как речка замедляется и ускоряется. Ему нравилась растительность, которая росла на берегу реки.

Кроме того, Никита очень любил проводить время в лесу. Ему очень нравились деревья. Он любил играть под ними. У Никиты было несколько друзей. Мальчику нравилось проводить с ними время и они вместе играли на природе. Никиту было сложно заманить домой. Его сердце тянулось к природе.

Вскоре мальчик начал учиться. Учеба давалась ему очень тяжело. Никите было сложно усваивать предметы, хотя он был очень умный и сообразительный. Вместо учебы ему хотелось играть и проводить время со своими друзьями.

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Учитель замечал, что мальчик не расположен к учебе. Аркадий Иванович не ругал мальчика, а давал ему жизненные советы о том, что учеба пригодится ему в жизни. Мальчик прислушивался к учителю, потому что Аркадий Иванович подавал информацию Никите таким образом, что мальчику приходилось задуматься о смысле сказанного учителем.

Аркадий Иванович беседовал с родителями мальчика время от времени, но не выдавал его. Он не рассказывал о том, что мальчик плохо учится и иногда пропускает уроки. Но он говорил о том, что родителям необходимо быть более внимательными к мальчику. Учитель снисходительно относился к мальчику, но из всех сил пытался приучить его к учебе.

Наступила зима, и Никита побежал смотреть на первый снег. Когда выпал снег, Мальчик уже не мог сдерживать своих чувств. Ему так понравилось то, что природа поменяла себя. Ему была в радость такая погода. Никита не ощущал холода играю в снегу. Он построил себе убежище из снега. Получилась настоящая хижина. Он залез в неё и взял с собой скамейку, которую подарили ему для катания. После того, как Никита залез во внутрь, он заблокировал вход. Ему нравилось находится в этом месте.

Данный рассказ учит тому, что нужно любить и уважать природу. Кроме того, необходимо прислушиваться к советам старших. Люди в возрасте всегда имеют опыт, который очень важен, когда человек только начинает свою жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание

Плотник Пахом соорудил Никите чудесную скамейку для катания по снежным горкам. Мальчик встал пораньше, чтобы незамеченным домашними пробраться к речке: «там на крутых берегах намело сугробы, – садись и лети». Но его планы испортил учитель Аркадий Иванович – «удивительно расторопный и хитрый» человек. Он велел Никите вначале умыться, позавтракать и приступить к урокам.

Во время чистописания герою очень повезло: Аркадий Иванович отвлекся на получение почты, и мальчик улизнул из дома. Возле речки он встретил друзей, мальчишек «с «нашего конца» деревни», а чуть дальше «виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные».Вдоволь накататься Никите не удалось: его догнал учитель и радостно сообщил, что его отец пообещал прислать Никите такой большой подарок, что для него понадобится целая подвода. Кроме того, на Рождество к ним пожалует мамина подруга, Бабкина Анна Аполлосовна с детьми. Счастлив же Аркадий Иванович был оттого, что получил письмо от своей невесты, которая учительствовала в Самаре.

Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание.

Перед Рождеством ребята своими руками делали украшения для елки. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка». Вечером Виктора, Лилю и Никиту, а также детвору из деревни впустили к нарядной, сверкавшей елке; «свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».

Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.

Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен: «ему казалось, что всему на свете — конец». После отъезда гостей окончились каникулы, и Никита вновь приступил к занятиям. Отец мальчика, Василий Никитьевич, все никак не приезжал. Его задерживали дела по поводу получения наследства, и Александра Леонтьевна переживала, что Никита совсем забудет отца.

Пришла весна, а вместе с ней домой вернулся Василий Никитьевич. Он чуть было не утонул в овраге, заполненном талой водой, но его вовремя спасли мужики. В канун Пасхи Александра Леонтьевна затеяла генеральную уборку, в доме пекли куличи и красили яйца. Родители Никиты так устали, что отправили сына к заутрене одного, велев остановиться у хорошего друга семьи – Петра Петровича Девятова. У него было шесть сыновей и одна дочь Анна. Девочка привязалась к Никите и ходила за ним буквально по пятам. Никита понял, что Анна испытывала к нему те же чувства, что и он к Лиле. Но он решительно отверг дружбу девочки: «это уж было предательство и стыдно».

Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность: ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.

Читайте также:  Рассказ на основе услышанного 7 класс сочинение примеры от первого лица

Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести еще одну зиму вдали от семьи, он перевез в Самару супругу и сына. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась: он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс».


Текст книги «Детство Никиты»

Алексей Николаевич Толстой Детство Никиты (Повесть о многих превосходных вещах)

Солнечное утро

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

– Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь, – садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края – с носа – срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе, – после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка – возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: «Если, говорит, что я сказал – закон, сделаю».

Никита сел на край кровати и прислушался – в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, А со двора – на речку. Там на крутых берегах намело сугробы, – садись и лети…

Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу…

В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. Голова подмигнула и сказала:

Аркадий Иванович

Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Удивительно расторопный и хитрый был человек этот Аркадий Иванович. Он вошел к Никите в комнату, посмеиваясь, остановился у окна, подышал на стекло и, когда оно стало прозрачное, – поправил очки и поглядел на двор.

– У крыльца стоит, – сказал он, – замечательная скамейка.

Никита промолчал и насупился. Пришлось одеться и вычистить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Аркадий Иванович обнял Никиту за плечи и повел в столовую. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье. Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала.

– Хорошо спал, Никита?

Затем она протянула руку Аркадию Ивановичу и спросила ласково:

– А вы как спали, Аркадий Иванович?

– Спать-то я спал хорошо, – ответил он, улыбаясь непонятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сливок в чай, бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки.

Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало. Например, кажется, ясно спросила мама: «Как вы спали?» Он ответил: «Спать-то я спал хорошо», – значит, это нужно понимать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и занятий, а вот Никита вчера вместо немецкого перевода просидел два часа на верстаке у Пахома».

Аркадий Иванович не жаловался никогда, это правда, но зато Никите все время приходилось держать ухо востро.

За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пойдут гулять, то Никите нужно надеть башлык.

– Мама, честное слово, страшная жара, – сказал Никита.

– Прошу тебя надеть башлык.

– Щеки колет и душит, я, мама, хуже простужусь в башлыке.

Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, голос у нее дрогнул:

– Я не знаю, в кого ты стал неслухом.

– Идем заниматься, – сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.

В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.

– Ну-с, – сказал он бодро, – на чем остановились? – И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…» – прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.

– Ну, что же ты думаешь, Никита? – спросил Аркадий Иванович. – Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?

Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью…

Аркадий Иванович сказал: «Ай-ай!» – и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения – «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».

Наконец с арифметикой было покончено, начался диктант. Аркадий Иванович заходил вдоль стены и особым, сонным голосом, каким никогда не говорят люди, начал диктовать:

– «…Все животные, какие есть на земле, постоянно трудятся, работают. Ученик был послушен и прилежен…»

Высунув кончик языка, Никита писал, перо скрипело и брызгало.

Вдруг в доме хлопнула дверь и послышалось, как по коридору идут в мерзлых валенках. Аркадий Иванович опустил книжку, прислушиваясь. Радостный голос матушки воскликнул неподалеку:

– Что, почту привезли?

Никита совсем опустил голову в тетрадку, – так и подмывало засмеяться.

– Послушен и прилежен, – повторил он нараспев, – «прилежен» я написал.

Аркадий Иванович поправил очки.

– Итак, все животные, какие есть на земле, послушны и прилежны… Чего ты смеешься. Кляксу посадил. Впрочем, мы сейчас сделаем небольшой перерыв.

Аркадий Иванович, поджав губы, погрозил длинным, как карандаш, пальцем и быстро вышел из классной. В коридоре он спросил у матушки:

– Александра Леонтьевна, что – письмеца мне нет?

Никита догадался, от кого он ждет письмецо. Но терять времени было нельзя. Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку, засунул башлык под комод, чтобы не нашли, и выбежал на крыльцо.

Сугробы

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сарай и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.

Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступеням, Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой веревкой. Никита осмотрел – сделано прочно, попробовал – скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо, захватил лопатку, думая, что понадобится, и побежал по дороге вдоль сада к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, каждая веточка была точно из снега.

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам, в тех же местах, где снег был нетронутый, чистый, – Никита шел задом наперед, чтобы отвести глаза Аркадию Ивановичу.

На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки. Это были Никитины приятели – мальчишки с «нашего конца» деревни. А дальше, где речка загибалась, едва виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные. Никита бросил лопату, опустил скамейку на снег, сел на нее верхом, крепко взялся за веревку, оттолкнулся ногами раза два, и скамейка сама пошла с горы. Ветер засвистал в ушах, поднялась с двух сторон снежная пыль. Вниз, все вниз, как стрела. И вдруг, там, где снег обрывался над кручей, скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лед. Пошла тише, тише и стала.

Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил ее в гору, увязая по колено. Когда же он взобрался на берег, то невдалеке, на снежном поле, увидел черную, выше человеческого роста, как показалось, фигуру Аркадия Ивановича. Никита схватил лопату, бросился на скамейку, слетел вниз и побежал по льду к тому месту, где сугробы нависали мысом над речкой.

Взобравшись под самый мыс, Никита начал копать пещеру. Работа была легкая, – снег так и резался лопатой. Вырыв пещерку, Никита влез в нее, втащил скамейку и изнутри стал закладываться комьями. Когда стенка была заложена, в пещерке разлился голубой полусвет, – было уютно и приятно.

– Никита! Куда ты провалился? – услышал он голос Аркадия Ивановича.

Аркадий Иванович поправил очки и полез к пещерке, но сейчас же увяз по пояс.

– Вылезай, все равно я тебя оттуда вытащу.

Никита молчал, Аркадий Иванович попробовал лезть выше; но опять увяз, сунул руки в карманы и сказал:

– Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары… Впрочем, прощай, я ухожу…

– Какое письмо? – спросил Никита.

– Ага! Значит, ты все-таки здесь.

– Скажите, от кого письмо?

– Письмо насчет приезда одних людей на праздники.

Сверху сейчас же полетели комья снега. Из пещерки высунулась голова Никиты. Аркадий Иванович весело засмеялся.

Таинственное письмо

За обедом матушка прочла, наконец, это письмо. Оно было от отца.

– «Милая Саша, я купил то, что мы с тобой решили подарить одному мальчику, который, по-моему, вряд ли заслуживает того, чтобы эту прекрасную вещь ему подарили. – При этих словах Аркадий Иванович страшно начал подмигивать. – Вещь эта довольно большая, поэтому пришли за ней лишнюю подводу. А вот и еще новость, – на праздники к нам собирается Анна Аполлосовна Бабкина с детьми…»

– Дальше не интересно, – сказала матушка и на все вопросы Никиты только закрывала глаза и качала головой:

Аркадий Иванович тоже молчал, разводил руками: «Ничего не знаю». Да и вообще весь этот день Аркадий Иванович был чрезмерно весел, отвечал невпопад и нет-нет – да и вытаскивал из кармана какое-то письмецо, прочитывал строчки две из него и морщил губы. Очевидно, и у него была своя тайна.

Читайте также:  Рассказ кошка маруська евгения чарушина читать

В сумерки Никита побежал через двор к людской, откуда на лиловый снег падал свет двух замерзших окошек. В людской ужинали. Никита свистнул три раза. Через минуту появился его главный приятель, Мишка Коряшонок, в огромных валенках, без шапки, в накинутом полушубке. Здесь же, за углом людской, Никита шепотом рассказал ему про письмо и спрашивал, какую такую вещь должны привезти из города.

Мишка Коряшонок, постукивая зубами от холода, сказал:

– Непременно что-нибудь громадное, лопни мои глаза. Я побегу, холодно. Слушай-ка, – завтра на деревне кончанских ребят бить хотим. Пойдешь, а?

Никита вернулся домой и сел читать «Всадника без головы».

За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович. За большою печью – тр-тр, тр-тр – пилил деревяшечку сверчок. Потрескивала в соседней темной комнате половица.

Всадник без головы мчался по прерии, хлестала высокая трава, всходил красный месяц над озером. Никита чувствовал, как волосы у него шевелятся на затылке. Он осторожно обернулся – за черными окнами пронеслась какая-то сероватая тень. Честное слово, он ее видел. Матушка сказала, подняв голову от книги:

– Ветер поднялся к ночи, будет буран.

Никита увидел сон, – он снился ему уже несколько раз, все один и тот же.

Легко, неслышно отворяется дверь в зал. На паркете лежат голубоватые отражения окон. За черными окнами висит луна – большим светлым шаром. Никита влез на ломберный столик в простенке между окнами и видит:

Вот напротив, у белой, как мел, стены, качается круглый маятник в высоком футляре часов, качается, отсвечивает лунным светом. Над часами, на стене, в раме висит строгий старичок, с трубкой, сбоку от него – старушка, в чепце и шали, и смотрит, поджав губы. От часов до угла, вдоль стены, вытянули руки, присели, на четырех ногах каждое, широкие полосатые кресла. В углу расселся раскорякой низкий диван. Сидят они без лица, без глаз, выпучились на луну, не шевелятся.

Из-под дивана, из-под бахромы, вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван и пошел, черный и длинный. Идет, опустил хвост. С дивана прыгнул на кресла, пошел по креслам вдоль стены, пригибается, пролезает под ручками. Дошел до конца, спрыгнул на паркет и сел перед часами, спиной к окошкам. Маятник качается, старичок и старушка строго смотрят на кота. Тогда кот поднялся, одной лапой оперся о футляр и другой лапой старается остановить маятник. А стекла-то в футляре нет. Вот-вот достанет лапой.

Ох, закричать бы! Но Никита пальцем не может пошевельнуть, – не шевелится, – и страшно, страшно, – вот-вот будет беда.

Лунный свет неподвижно лежит длинными квадратами на полу. Все в зале затихло, присело на ножках. А кот вытянулся, нагнул голову, прижал уши и достает лапой маятник. И Никита знает, – если тронет он лапой – маятник остановится, и в ту же секунду все треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет, не станет ни зала, ни лунного света.

От страха у Никиты звенят в голове острые стекляшечки, сыплется песок мурашками по всему телу… Собрав всю силу, с отчаянным криком Никита кинулся на пол! И пол вдруг ушел вниз. Никита сел. Оглядывается. В комнате – два морозные окна, сквозь стекла видна странная, больше обыкновенной, луна. На полу стоит горшок, валяются сапоги.

«Господи, слава тебе, Господи!» – Никита наспех перекрестился и сунул голову под подушку. Подушка эта была теплая, мягкая, битком набита снами.

Ноне успел он зажмурить глаза, видит – опять стоит на столе в том же зале. В лунном свете качается маятник, строго смотрят старичок со старушкой. И опять из-под дивана вылезает голова кота. Но Никита уже протянул руки, оттолкнулся от стола и прыгнул и, быстро-быстро перебирая ногами, не то полетел, не то поплыл над полом. Необыкновенно приятно лететь по комнате. Когда же ноги стали касаться пола, он взмахнул руками и медленно поднялся к потолку и летел теперь неровным полетом вдоль стены. Близко у самого носа был виден лепной карниз, на нем лежала пыль, серенькая и славная, и пахло уютно. Потом он увидел знакомую трещину в стене, похожую на Волгу на карте, потом – старинный и очень странный гвоздь с обрывочком веревочки, обсаженный мертвыми мухами.

Никита толкнулся ногой в стену и медленно полетел через комнату к часам. На верху футляра стояла бронзовая вазочка, и в вазочке, на дне, лежало что-то – не рассмотреть. И вдруг Никите точно сказали на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Никита подлетел к часам и сунул было руку в вазочку. Но сейчас же из-за стены, из картины живо высунулась злая старушка и худыми руками схватила Никиту за голову. Он вырвался, а сзади из другой картины высунулся старичок, замахал длинной трубкой и так ловко ударил Никиту по спине, что тот полетел на пол, ахнул и открыл глаза.

Сквозь морозные узоры сияло, искрилось солнце. Около кровати стоял Аркадий Иванович, тряс Никиту за плечо и говорил:

– Вставай, вставай, девять часов.

Когда Никита, протирая глаза, сел на постели, Аркадий Иванович подмигнул несколько раз и шибко потер руки.

– Сегодня, братец ты мой, заниматься не будем.

– Потому, что потому оканчивается на у. Две недели можешь бегать, высуня язык. Вставай.

Никита вскочил из постели и заплясал на теплом полу:

– Рождественские каникулы! – Он совсем забыл, что с сегодняшнего дня начинаются счастливые и долгие две недели. Приплясывая перед Аркадием Ивановичем, Никита забыл и другое: именно – свой сон, вазочку на часах и голос, шепнувший на ухо: «Возьми то, что там лежит».

Старый дом

На Никиту свалилось четырнадцать его собственных дней, – делай, что хочешь. Стало даже скучно немного.

За утренним чаем он устроил из чая, молока, хлеба и варенья тюрю и так наелся, что пришлось некоторое время посидеть молча. Глядя на свое отражение в самоваре, он долго удивлялся, какое у него длинное, во весь самовар, уродское лицо. Потом он стал думать, что если взять чайную ложку и сломать, то из одной части выйдет лодочка, а из другой можно сделать ковырялку, – что-нибудь ковырять.

Матушка, наконец, сказала: «Пошел бы ты гулять, Никита, в самом деле».

Никита не спеша оделся и, ведя вдоль штукатуренной стены пальцем, пошел по длинному коридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого коридора, на южной стороне дома, были расположены зимние комнаты, натопленные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, наполовину пустых комнат, с залом посредине. Здесь огромные изразцовые печи протапливались только раз в неделю, хрустальные люстры висели, окутанные марлей, на полу в зале лежала куча яблок, – гниловатый сладкий запах их наполнял всю летнюю половину.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь и на цыпочках пошел по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад, заваленный снегом. Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. На поляне синели заячьи следы. У самого окна на ветке сидела черная головастая ворона, похожая на черта. Никита постучал пальцем в стекло, ворона шарахнулась боком и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей.

Никита дошел до крайней угловой комнаты. Здесь вдоль стен стояли покрытые пылью шкафы, сквозь их стекла поблескивали переплеты старинных книг. Над изразцовым очагом висел портрет дамы удивительной красоты. Она была в черной бархатной амазонке и рукою в перчатке с раструбом держала хлыст. Казалось, она шла и обернулась и глядит на Никиту с лукавой улыбкой пристальными длинными глазами.

Никита сел на диван и, подперев кулаками подбородок, рассматривал даму. Он мог так сидеть и глядеть на нее подолгу. Из-за нее, – он не раз это слышал от матери, – с его прадедом произошли большие беды. Портрет несчастного прадеда висел здесь же над книжным шкафом, – тощий востроносый старичок с запавшими глазами; рукою в перстнях он придерживал на груди халат; сбоку лежали полуразвернутый папирус и гусиное перо. По всему видно, что очень несчастный старичок.

Матушка рассказывала, что прадед обыкновенно днем спал, а ночью читал и писал, – гулять ходил только в сумерки. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали в трещотки, чтобы ночные птицы не летали под окнами, не пугали прадедушку. Сад в то время, говорят, зарос высокой густой травой. Дом, кроме этой комнаты, стоял заколоченный, необитаемый. Дворовые мужики разбежались. Дела прадеда были совсем плачевны.

Однажды его не нашли ни в кабинете, ни в доме, ни в саду, – искали целую неделю, так он и пропал. А спустя лет пять его наследник получил от него из Сибири загадочное письмо: «Искал покоя в мудрости, нашел забвение среди природы».

Причиною всех этих странных явлений была дама в амазонке. Никита глядел на нее с любопытством и волнением.

За окном опять появилась ворона, осыпая снег, села на ветку и принялась нырять головой, разевать клюв, каркала. Никите стало жутковато. Он выбрался из пустых комнат и побежал на двор.

У колодца

Посредине двора, у колодца, где снег вокруг был желтый, обледенелый и истоптанный, Никита нашел Мишку Коряшонка. Мишка сидел на краю колодца и макал в воду кончик голицы – кожаной рукавицы, надетой на руку.

Никита спросил, зачем он это делает. Мишка Коряшонок ответил:

– Все кончанские голицы макают, и мы теперь будем макать. Она зажохнет, – страсть ловко драться. Пойдешь на деревню-то?

– Вот пообедаем и пойдем. Матери ничего не говори.

– Мама отпустила, только не велела драться.

– Как не велела драться? А если на тебя наскочат? Знаешь, кто на тебя наскочит, – Степка Карнаушкин. Он тебе даст, ты – брык.

– Ну, со Степкой-то я справлюсь, – сказал Никита, – я его на один мизинец пущу. – И он показал Мишке палец.

Коряшонок посмотрел, сплюнул и сказал грубым голосом:

– У Степки Карнаушкина кулак заговоренный. На прошлой неделе он в село, в Утевку, ездил с отцом за солью, за рыбой, там ему кулак заговаривали, лопни глаза – не вру.

Никита задумался, – конечно, лучше бы совсем не ходить на деревню, но Мишка скажет – трус.

– А как же ему кулак заговаривали? – спросил он.

Мишка опять сплюнул:

– Пустое дело. Перво-наперво возьми сажи и руки вымажи и три раза скажи: «Тани-бани, что под нами под железными столбами?» Вот тебе и все…

Никита с большим уважением глядел на Коряшонка. На дворе в это время со скрипом отворились ворота, и оттуда плотной серой кучей выбежали овцы, стучали копытцами, как костяшками, трясли хвостами, роняли орешки. У колодца овечье стадо сгрудилось. Блея и теснясь, овцы лезли к колоде, проламывали мордочками тонкий ледок, пили и кашляли. Баран, грязный и длинношерстый, уставился на Мишку белыми, пегими глазами, топнул ножкой, Мишка сказал ему: «Бездельник», – и баран бросился на него, но Мишка успел перескочить через колоду.

Никита и Мишка побежали по двору, смеясь и дразнясь. Баран погнался за ними, но подумал и заблеял:

Когда Никиту с черного крыльца стали кричать – идти обедать, Мишка Коряшонок сказал:

Источник

Познавательное и интересное