Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь
Композиция произведения проста. Автор начинает её традиционным сказочным зачином «Жил-был пискарь». В экспозиции рассказывается о жизни рыбьего семейства, о том, как глава семьи учил всех быть предельно осторожными, ведь опасность подстерегает на каждом углу. Завязка – урок, который усвоил маленький пескарь («намотал себе на ус»). Развитие действия. Главный герой решил спрятаться от мира и спокойно прожить до смерти. Днём пескарь укрывался в норе, ночью ненадолго выплывал за едой. И действительно у него получилось дожить до ста лет («жил-дрожал»). Кульминация. Пескарь начинает анализировать прожитую жизнь («Этак весь карасий род переведётся»). Развязка. Пескарь исчезает так же незаметно, как и прожил весь век.
Заканчивается сказка риторическим вопросом, предлагающим читателю задуматься о бессмысленности такой жизни.
Основная идея
Художественные средства
Сказка построена на иносказании. В образе мелкой, дрожащей рыбки легко угадывается трусливый обыватель, беспокоящийся только о своей жизни. С помощью гиперболы (намеренное преувеличение), гротеска (смешивание реальности и фантастики), иронии (отрицательная оценка с целью осмеяния), сарказма (едкая, злая насмешка сатирического свойства) писатель высмеивает позицию либералов, сознательно отказавшихся от борьбы из страха перед опасностью.
Гениальность Салтыкова-Щедрина заключается в том, что в таком коротком жанре, как сказка, он поднял философский вопрос смысла жизни. За сто лет Пескарь не только ничего не сделал, но даже ни разу не почувствовал радости. Жизнь его скучна и однообразна. Именно такой финал ждёт трусливых, осторожных людей.
Анализ 2
Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.
Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.
Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.
В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.
Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?
3 вариант
Больше всего на свете Салтыкову-Щедрину нравилось писать в стиле аллегорий. Также он является профессиональным и уникальным писателем девятнадцатого века. И именно в такой форме он раскрывал все жизненные ситуации, которые происходили в настоящем времени. Кроме этого в этом стиле намного лучше и удобнее читать все о чем думает автор. Данные произведения могут читать не только маленькие дети, но и подростки и взрослые. В каждом его произведении рассказывается не просто о добре или зле, здесь смешивается реальное и фантастическое, а также комическое и трагическое. Также ему нравится высмеивать государство и все его проблемы и пороки, и показывать политическую обстановку в том виде, которая есть на самом деле. Либералы заботились лишь о том, что выжить в таких условиях и при этом ничего не потерять. И вот таких героев в произведении «Премудрый пискарь» очень много.
Композиция здесь является простой и без сложных элементов. Произведение начинается с обычной народной сказки. Главным героем является настоящий рыбак, который зарабатывал себе на жизнь тем, что каждый день ходил в море и привозил огромное количество рыбы. Кроме этого он старался научить всю свою семью быть всегда осторожными и прежде, чем что-то делать нужно хорошенько подумать. А ведь опасность может подстерегать абсолютно везде и никто не знает, где она ждет. Больше всего на свете главному герою хотелось подальше убраться от своей семьи и до конца своих дней прожить в одиночестве и самое главное, чтобы никто его не нашел. Днем он сидел у себя, а когда наступала ночь выходил в море для того чтобы добыть все необходимые продукты и возвращался назад. В таком положении он прожил около ста лет. Также он постоянно анализирует свою жизнь, вот только менять что-то в ней не собирается.
Кроме этого жить, так как живет пескарь не только тяжело, да к тому же еще и опасна, ведь на каждом шагу его поджидают опасности, с которыми он врядли справиться.
Оказывается, жить в таких условиях очень тяжело и практически невозможно. Кроме этого невозможно жить только с одной мыслью о своей жизни. Если человек чего-то очень сильно боится, но при этом хочет многое поменять в своей жизни, то что-то поменять не получится, потому что постепенно страх становится все больше и больше. Автор осуждает таких людей, которые не имеют цели и ничем за всю свою жизнь не рисковали. А все потому что они не умеют наслаждаться жизнью и жить в свое удовольствие.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь
Популярные сегодня темы
Несмотря на то, что душу русского человека зачастую невозможно понять, именно он способен показать истинные человеческие качества, которыми славятся подвиги нашего народа
Пока ты маленький, то думаешь, что старость так далеко. И хотя вся жизнь действительно впереди, чем старше ты становишься, тем быстрее летит время. Не успеешь оглянуться, как ранее бодрые и всегда занятые множеством дел дедушка и бабушка теперь все чаще
Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях
Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.
Салтыков-Щедрин Михаил Евгеньевич «Премудрый пескарь» — анализ сказки
«Премудрый пескарь» — описание, кто автор
«Премудрый пескарь» (или «Премудрый пискарь», как было обозначено самим автором по общепринятым правилам грамматики XIX в.) – это сатирическая сказка, принадлежащая перу Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Чтобы произвести анализ сказки, нужно обязательно учитывать исторический контекст. Создание данного произведения явилось ответом на общественно-политическую ситуацию в стране во второй половине XIX века. В 1881 г. народовольцами был убит российский император Александр II, что привело к усилению гонений на представителей интеллигенции. Сказка Салтыкова-Щедрина, написанная в 1883 году, представляла собой скрытую критику интеллигентов-либералов, которые заняли нейтральную позицию, не желая рисковать жизнью и свободой.
Впервые опубликована эта сказка была в 1883 году в Женеве, в эмигрантской газете «Общее дело». Она попала в рубрику под названием «Сказки для детей изрядного возраста» — иными словами, вовсе не для детей. В России же ее опубликовал журнал «Отечественные записки» в 1884 году – отечественная цензура не допускала ее к публикации.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Одна из особенностей произведения – его жанровая принадлежность. Автор определяет его как сказку, и оно действительно включает в себя элементы плана фольклорного произведения (например, зачин), а также фольклорные клише: «жил-был», «ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать» и т.д. Тем не менее, эта сказка написана в рамках литературного направления реализма. Это мы можем понять, например, по использованному автором слову «умеренно-либеральный» – явная аллюзия на реально существующие в мире проблемы.
Сюжет сказки
Основной сюжет – рассказ о маленькой рыбке, пескаре, который живет в реке. Его родители умерли, но перед смертью отец наставлял его быть осторожным, а особенно сторониться удочки. Понимая, что опасность может подстерегать абсолютно везде, пескарь решает изолироваться от мира в маленькой норе, выбираясь из нее только по ночам, вдали от чужих глаз.
Сто лет он прожил, зарывшись в песок, радуясь, что умирает своей смертью. Однако его мучают сомнения: он уже совсем старый и больной, почти ослеп, но так и не обзавелся собственной семьей и не нашел себе друзей. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нём? кто об его существовании вспомнит?» — думает он. Во сне пескарь видит, будто выиграл двести тысяч рублей и глотает щук, которых так боялся в жизни. Но пока он спит, его рыло случайно показывается из норы, после чего он вдруг исчезает – то ли его проглотила щука, то ли перешиб клешней рак, а может, он умер своей смертью и всплыл на поверхность? «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» — предполагает рассказчик в конце.
Описание главных героев
Главный герой произведения – это сам премудрый пескарь. Он представляет собой образ маленькой трусливой рыбки, мечтающей стать большим и опасным хищником, поедающим других рыб. Однако вместо этого он выбирает спрятаться в норке и отказаться от нормальной жизни ради собственной безопасности.
Для проведения параллели с реальным миром автор использует прием олицетворения – он очеловечивает пескаря, помещая его в человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Пескарь – это собирательный образ, он олицетворяет интеллигенцию, представители которой заняли пассивную общественно-политическую позицию, и вместо того, чтобы открыто выступить против власти, смирились со своим положением и предпочли жить в страхе.
Обитатели водоема – хищные рыбы и речные животные (преимущественно раки и щуки), которых опасается премудрый пескарь. Их образы являются воплощением жандармов, чиновников и прочих представителей «государственной машины», которые представляли собой угрозу для либеральной интеллигенции. Для пескаря щуки и раки действительно опасны, но постоянно прятаться в песке – значит, добровольно отказаться от нормальной, полноценной жизни.
Темы произведения
Основными темами произведения являются:
Проблематика произведения
Одна из основных проблем этой сказки – страх. Автор высмеивает человеческую трусость перед трудностями, без которых жизнь невозможна. Избегая предполагаемой опасности, пескарь фактически избегает и самой жизни. При этом в произведении подчеркивается, что причиной такого отношения стали родители – то есть, такие взгляды люди перенимают благодаря воспитанию и общественному устройству.
Красной нитью через произведение также проходит проблема бесполезности, тщетности жизни. Больше ста лет пескарь прожил в норке вместо того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Однако это осознание приходит к нему лишь перед смертью, когда он уже не в силах ничего изменить.
Всю жизнь пескарь жил в заблуждении касательно внешнего мира. Это еще одна проблема, освещенная писателем в сказке. Он никогда не встречался со своими страхами лицом к лицу, ему их внушили с детства, и всю жизнь он прожил, убеждая себя, что встреча с одним из «опасных» обитателей водоема обязательно станет роковой. В конце концов он выстраивает для себя собственный безопасный мир, состоящий из маленькой норки и мечтаний о непрожитой, но наполненной смыслом жизни.
Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»
Салтыков-Щедрин в своем произведении осуждает стремление к физическому благополучию и игнорирование при этом душевных, эмоциональных нужд. Главной идеей сказки является то, что люди предпочитают бежать от несправедливости мира в собственный изолированный мирок, а не бороться с ней. Опасность такого выбора заключается в том, что пока каждый прячется в своем «футляре», ситуация снаружи лишь усугубляется. В конечном счете, это не приносит пользы никому. В итоге получается, что пескарь вовсе не премудрый, а всего лишь трусливый – в этом состоит смысл названия.
Сказка «Премудрый пескарь» высмеивает и критикует не только самого пескаря, но и то, что привело к его «трагедии». Причиной добровольной изоляции, абстрагирования от трудностей становится общественное устройство, которое делает людей разрозненными и жестокими. Таким образом, автор осуждает трусость перед жизнью, пассивность и инертность, показывая, что такой подход приводит к обесцениванию человеческой жизни. Он учит бороться за счастье, за свою ценность как личности.
«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб
За что читатели так высоко ценят творчество писателя Михаила Салтыкова-Щедрина? Он обладал уникальным талантом — просто и по-детски рассуждал о сложных философских, политических, социальных проблемах. Наглядный пример — сказка «Премудрый пескарь». Кратко о сюжете произведения и его скрытом смысле расскажем далее.
«Премудрый пескарь»: краткое содержание
Общественная деятельность и политическая жизнь страны были глубоко интегрированы в судьбу писателя Салтыкова-Щедрина. Исторические события и процессы в обществе были главными мотивами его творчества. Может показаться, что в сказке «Премудрый пескарь» автор решил изменить себе и написал обычный детский рассказ.
Однако Салтыков-Щедрин мог похвастаться тонким чувством юмора и в то же время обостренным чувством справедливости. Он никогда не оставался в стороне от главных политических событий. И если копнуть глубже, становится очевидно: писатель сменил вовсе не тематику, а лишь форму повествования. Но прежде чем анализировать тайный смысл «Премудрого пескаря», предлагаем ознакомиться с кратким пересказом произведения:
«Уроки французского»: краткое содержание и анализ
Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» вкратце
Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.
«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ
Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб
Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления
Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.
Так пескарь прожил больше столетия:
«Конь с розовой гривой»: краткое содержание и анализ
Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.
«Премудрый пескарь»: развязка истории
Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!
Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.
«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы
«Премудрый пескарь»: анализ произведения
На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.
Подтекст произведения поможет раскрыть анализ. «Премудрый пескарь» — попытка писателя высказаться на запрещенные темы. Какие именно — рассмотрим далее:
История написания
Сказка «Премудрый пескарь» была написана зимой 1882–1883 гг. Она стала реакцией автора на происходящие в то время политические события:
«Муму»: краткое содержание и анализ произведения
Михаил Салтыков-Щедрин не разделял такой позиции, но и открыто осуждать «Народную волю» не мог. Свое мнение автор завуалированно высказал в новом произведении «Премудрый пескарь».
Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:
Портрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/Н. Н. Ге
«Премудрый пескарь»: смысл
Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ
Вот какие поучительные идеи изложил писатель:
Жить — значит рисковать
В первую очередь «Премудрый пескарь» — это рассказ о жителях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести младшему поколению мысль, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы ею наслаждаться в полной мере.
Риск — форма самореализации личности
Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.
Вред чрезмерной родительской опеки
Помимо этого, автор раскрывает проблему отцов и детей. Небольшой эпизод, повествующий о родителях пескаря, показывает, как пагубно родительское воспитание может сказаться на будущем ребенка. Чрезмерная опека, попытки «загрузить» свой опыт в сознание нового поколения приводят не только к тому, что молодежь начинает страшиться реальной жизни, испытаний, но отказывается от полноты бытия и наслаждений.
«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения
Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы
«Премудрый пескарь»: жанр и композиция
Чтобы емко выразить свои идеи, Салтыков-Щедрин выбрал для «Премудрого пескаря» необычный жанр — сатирическая сказка. На это указывают особенности произведения:
К чему снятся лягушки: толкование по разным сонникам
Особенности композиции «Премудрого пескаря» автор подсмотрел в народных сказках. Он ведет повествование логично и последовательно:
Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.
Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.
К чему снится кладбище: толкование снов
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Обличение обывательской жизненной позиции в сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
Разделы: Литература
а). Развитие памяти (установка на воспроизведение материала в конце урока);
б). Развитие мышления (логического, образного при работе с текстом);
в). Развитие устной речи учащихся (монологическая, диалогическая речь).
а). Воспитание активной жизненной позиции.
б) Воспитание интереса к литературе.
в) Воспитание уважительного отношения к культуре и искусству.
Ход урока
I. Слово учителя. Биографическая справка (слайд №1 в Приложении 1)
М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения – “Противоречия” и “Запутанное дел”. Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию “Губернских очерков”.
II. Слово учителя. Историческая справка
Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок “для детей изрядного возраста” Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка.
Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, приходилось пользоваться и этим приемом. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для «верхов». Недаром цензор Лебедев доносил: «Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами более чем странно. То, что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказки — это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства».
Высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия. Именно поэтому произведения Салтыкова-Щедрина множество раз переиздавались и в наше время. (Слайд №3 в Приложении1)
III. Работа над литературными терминами
Прежде, чем мы приступим к анализу сказки “Премудрый пискарь”, рассмотрим необходимые термины: сарказм, ирония, гротеск, гипербола. (Слайд №4 в Приложении1)
САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.
ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.
ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.
IV. Работа над текстом сказки.
Сказка “Премудрый пескарь” (1883) стала хрестоматийной.
1). Работа над образом главного героя (слайд №5 в Приложении1)
Как жили родители пескаря? Что завещал ему отец перед смертью?
Как решил жить премудрый пескарь?
Как автор описывает пескаря-сына? (слайд №6 в Приложении1)
Как описывает автор его жилище? (слайд №7 в Приложении1)
Какова была жизненная позиция пескаря? Как называют человека с такой жизненной позицией? (слайд №8 в Приложении 1)
Итак, мы видим, что пескарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “ Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке “Премудрый пескарь”: “…всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства…”.
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в “Премудром пескаре”. М.Е.Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека.
2) Работа над композицией произведения, художественными средствами.
Какова композиция произведения? (Композиция выдержанная и строгая. В малом по объему произведении автор прослеживает жизнь главного героя от рождения и до бесславной смерти. Круг действующих лиц предельно узок: сам пескарь и его отец, чьи наказы он выполняет.)
Какие традиционные сказочные мотивы использует автор? (Используется традиционный сказочный зачин “жил-был пискарь”, распространенные обороты “ни в сказке сказать, ни пером описать”, “стал жить-поживать”, народные выражения “ума палата”, “откуда ни возьмись”, просторечия “распостылая жизнь”, “погублять”.)
Что позволяет нам говорить о смешении фантастики и реальности в произведении? (Наряду с фольклорными, в сказке звучат выражения, употреблявшиеся автором и его современниками “моцион делать”, “отрекомендоваться”.)
Найдите в тексте примеры использования гротеска, гиперболы.
Для чего, как вы думаете, автор использует эзопов язык?
Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к «эзопову языку». Соединение фантастики и реальности, использование гротеска, гиперболы, позволило писателю создать новый оригинальный жанр политической сказки. Такая форма повествования помогает раздвинуть границы художественного изображения. Сатира на мелкого обывателя приобретает огромный масщтаб, создается символ трусливого человека. Вся его биография сводится к формуле: “Жил – дрожал, и умирал – дрожал”.
В «Премудром пискаре» выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что и человеку могут быть присущи «рыбьи» черты. Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора: «Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари».
3) Работа над заглавием и идеей произведения (слайд №10 в Приложении1)
Как вы понимаете заглавие произведения? Какой прием использует автор в заглавии? (Пескарь считал себя премудрым. И автор называет так сказку. Но за этим заголовком скрыта ирония, выявляющего никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.)
Какие риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в текст произведения? (“Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел защитил?” На все эти вопросы звучит один ответ – никого, никому, никаких. Вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и задумался о смысле своей жизни.)
Какова же идея произведения? (Нельзя жить только ради сохранения своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним. Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.)
V. Заключительное слово учителя.
Мы увидели, что в сказке автор обличает трусость, умственную ограниченность, жизненную несостоятельность обывателя. Писатель ставит важные философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека. Проблемы эти будут всегда стоять перед человеком и обществом в целом. Писатель не стремиться развлечь читателя, он преподносит ему нравственный урок. Неизменно сказки Салтыкова-Щедрина будут актуальны, а персонажи – узнаваемы.
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра “Что лучше – жить сто лет, не принеся ни вреда, ни пользы, или жить, совершая ошибки и учась на них?”
В презентации использованы кадры из мультипликационного фильма “Премудрый пескарь”, режиссер Валентин Каратаев.