Все герои сказки Пушкина о царе Салтане
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане представлены следующие герои.
Положительные герои:
1. Царь Салтан
Царь женился на одной из трех сестер. Царица родила ему сына. Пока был на войне, его жену с сыном недоброжелатели посадили в бочку и бросили в море. Горевал о своей утрате на протяжении всего рассказа. В конце воссоединился со своей семьей.
2. Царица
Царица была одной из трех сестер, на которой женился царь Салтан. Родила князя Гвидона, вместе с которым была посажена в бочку и брошена в море по вине своих сестер. На протяжении всей сказки она была рядом с сыном. В конце воссоединилась с супругом.
3. Князь Гвидон
Князь Гвидон приходится сыном царя Салтана и царицы. Пока его отец был на войне, его вместе с матерью посадили в бочку и бросили в море. Бочку прибило к берегу острова, где Гвидон спасает волшебную лебедь. В сказке он становится могучим правителем, а в конце воссоединяется с отцом.
4. Царевна Лебедь
Лебедь — это волшебная царевна, которая обладает неземной красотой и владеет магическими силами. Князь Гвидон спасает ее от коршуна, и за это она с благодарностью выполняет все его желания, дарит чудесные подарки и помогает воссоединиться с отцом Салтаном. В конце сказки она превращается в девушку и становится женой князя Гвидона.
Отрицательные герои:
1. Ткачиха
Одна из трех сестер, мечтавших выйти замуж за царя. Она собиралась наткать полотна на весь мир, если бы стала царицей. Царь женился на другой сестре, но ее желание быть ткачихой исполнил. Завидуя сестре-царице, она подстроила все так, чтобы избавиться от нее и от ее сына. Гвидон в образе мошки укусил ее за левый глаз. В конце была прощена царем.
2. Повариха
Третья сестра из сказки. Она собиралась наготовить еды на весь мир, если бы стала царицей. Как и ткачиха, она очень завидовала сестре, ставшей царицей. Она тоже участвовала в кознях и помогла избавиться от царицы и ее сына Гвидона. Гвидон в образе комара укусил ее в правый глаз. В конце сказки была прощена царем Салтаном.
3. Бабариха
Сватья баба Бабариха не участвовала в изгнании царицы и ее сына Гвидона, однако, она всячески препятствовала воссоединению царской семьи. Она отговаривала царя Салтана от поездки на остров Буян. За это Гвидон в образе шмеля укусил ее прямо в нос. В конце была прощена царем.
4. Коршун
Коршун является чародеем в образе птицы. Он напал на царевну Лебедь и хотел ее погубить. Но князь Гвидон выстрелил в него из своего самодельного лука и серьезно ранил, тем самым спас царевну от гибели.
Нейтральные герои:
1. Гонцы
Гонцы доставляли письма от царицы к царю Салтану и обратно. На пути им встречались ткачиха с поварихой, которые подменяли письма.
2. Белочка
Волшебная белочка является одним из чудес в сказке. Она живет в хрустальном домике под елкой, грызет золотые орешки с изумрудными ядрышками и поет песенки.
3. Тридцать три богатыря и дядька Черномор
Богатыри во главе с дядькой Черномором являются братьями прекрасно царевны Лебеди. Они живут в море и охраняют остров, на котором живет князь Гвидон.
4. Корабельщики
Корабельщики — это купцы, которые перемещаются на своих кораблях между странами и продают различные товары. Именно они принесли вести о князе Гвидоне и его чудесах царю Салтану.
5. Волна
В сказке волна описывается как живой персонаж. Она послушалась Гвидона и вынесла на берег бочку с ним и его матерью.
Картинки сказка о царе Салтане
На странице представлены разнообразные картинки сказка о царе Салтане по произведению великого Александра Сергеевича Пушкина.
Многочисленных героев сказки можно определённо разделить на положительных и отрицательных. Положительные герои: Царь Салтан, царица Милитриса, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. А отрицательные: Ткачиха, Повариха, Бабариха, Коршун. Есть герои и нейтральные: гонцы, тридцать три богатыря и дядька Черномор, белочка. И последние скорее полезные для главных героев, но отрицательные бабки и коршун постоянно вмешиваются и вредят через этих посредников. Так что история здесь нешуточная и запутанная.
Картинки сказка о царе Салтане здесь как цветные, так чёрно-белые для срисовки или раскраски.
На фото царь Салтан на троне с удивлённым лицом.
Кода царь Салтан находился на войне враги его захватили жену и сына, посадив их в бочку и бросив в море. Очень горевал из-за этого царь Салтан, но в конце концов он сумел воссоединится с ними.
А это раскраска царь Салтан задумчивый.
Здесь многие картинки сказка о царе Салтане можно раскрашивать.
Царица из сказки царь Салтан. То есть жена царя.
На фото царь Салтан беседует с сыном князем Гвидоном.
Посаженного в бочку Гвидона прибила к берегу острова, на котором князю удаётся спасти волшебную Царевну Лебедь.
На фото грозный коршун нападает на царевну Лебедь.
Пока ещё царевна не в человечьем обличье.
Князь Гвидон убивает коршуна стрелой из лука и спасает царевну Лебедь.
Раскраска князь Гвидон и царевна лебедь.
На фото город на острове Буяне, где проживает князь Гвидон. К нему подплывает спасённая от коршуна царевна Лебедь.
Князь Гвидон задумчивый.
На фото третья сестра в сказке. Она сама хотела стать царицей и постоянно козни строила старшей сестре Милитрисе.
На фото почти все положительные герои сказки.
Гонец доставляет почту от царя к царице и обратно. Нужные гонцы ребята, но им всячески вредят три бабки сестры, подменяя письма.
Бабариха принимает почту от гонца.
Злые бабки подменяют письма. Вредители они.
Сватья баба Бабариха предвкушает обман в письме. Эта Бабариха старательно отговаривала царя Салтана от поездки на остров Буян и тем самым препятствовала воссоединению семьи. А Гвидон за это как-то превратился в шмеля и укусил Бабариху прямо в нос. В самом конце Бабариха будет прощена царём и князем.
А это все три бабки вместе что-то обсуждают.
Наконец-то Лебедь превращается в настоящую Царевну.
Князь Гвидон и царевна Лебедь наконец-то встретились по настоящему.
Князь и Царевна на острове Буяне на фоне дворца воссоединяются.
А здесь 33 богатыря и дядька Черномор. Все они братья царевны Лебедя, живут в море и охраняют остров Буян с Князем Гвидоном.
Раскраска 33 богатыря.
Раскраска белочка золотым орехам радуется.
Вот такие разные картинки сказка о царе Салтане.
Продолжаю свой рассказ о прекрасном творческом союзе режиссера Александра Птушко и художника по костюмам Ольги Семеновны Кручининой (начало было тут).
В этой части мы особенное внимание уделим костюмам.
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане». «Три девицы под окном» (с.)
Эскизы костюмов Ткачихи, царя Салтана и Поварихи. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ
Эскиз костюма царя Салтана. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей Кино
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
Костюмы в фильме «Сказка о царе Салтане» (1966 г) стилизованы под византийские одежды, но при этом не лишены сказочно-иллюстративной условности.
Св. Константин и Елена. Икона
Кадр из фильма. Сцена свадьбы
На Мосфильме сохранились эти два костюма Царя и Царицы. Фото мое
Например, костюм царя Салтана, сшит из золотой парчи, вышит византийскими кругами и украшен металлическими, чеканными бляхами. Эта ритмичная дробность вызывает в памяти византийские мозаики.
Emperor Constantine Monomachos, rose to the throne by marriage to Empress Zoe. Istanbul: Mosaics from the Hagia Sophia
Костюм Царя Салтана. Фото моё
Деталь костюма. Чеканка по металлу
Костюм Царицы сшит из парчи нежно-лилового цвета.
Этот наряд тоже сделан в византийском стиле
Mary, Queen of HeavensMaria Regina del Cielo (Roma, Santa Maria in Trastevere, Apsismosaik)
Его отличает сложная фактура, вызывающая ощущение глубины и зыбкости.
Деталь костюма Царицы. Фото моё
Деталь костюма Царицы
На этом кадре видно, как актриса старается подражать пластике лебедя.
Для того, чтобы сильнее подчеркнуть сходство персонажа с птицей, Кручинина вместо огромного врубелевского кокошника надела на голову актрисе тонкий обруч с подвесками,
Сейчас головной убор можно увидеть в музее Мосфильма. Фото моё
Однако вершиной творчества Птушко считается фильм «Руслан и Людмила» (1972 г.).
Поэзия Пушкина нашла свое визуальное воплощение в каждом кадре этой красивой кинокартины.
1-й костюм Руслана. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ
Не болгарская икона, но доспех похожего дизайна. Monastery of Vatopedi, Agion Oros
Мне показалось, что это может добавить образу Руслана стремительности изображения».
2-й костюм Руслана. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ
И еще одна интересная деталь: «У Руслана, как на старых иконах, поверх лат есть нагрудные ремни. Они играли функциональную роль: к ним сзади крепился щит, закрывавший спину, а слева привязывался плащ».
На съемочной площадке
Ольга Семеновна готовит костюмы из фильма «Руслан и Людмила» к выставке. Фото из фондов РГБИ
Эти одежды украшает роскошная вышивка камнями и жемчугом.
Эскиз костюма Князя. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ
Этот костюм Князя вы можете увидеть в музее Мосфильма. Фото моё
Деталь костюма Князя
Каждая деталь костюма продумана и изящно, точно выполнена. Венцы князя изготовлены из металла и украшены жемчугом и стразами.
Головной убор Князя. Музей Мосфильма. Фото моё
Второй костюм Князя из фильма «Руслан и Людмила». Музей Мосфильма. Фото моё
Головной убор Князя. Музей Мосфильма. Фото моё
Парчовый костюм украшает великолепное ожерелье-бармы.
Бармы из фильма «Руслан и Людмила». Музейный фонд Мосфильма
Бармы, знак царской власти, пришел в Россию из Византии.
Бармы-ожерелье XII века, найденные в 1822 году в Старой Рязани (Оружейная палата)
Византийские эмали из музея Метрополитен (Нью-Йорк) http://www.metmuseum.org/art/collection/search/464550. Потрясает сходство между американскими музейными экспонатами и мосфильмовским костюмным реквизитом. Снова напоминаю вам, что в те годы интернета не было, про поездку в США в музей не могло быть и речи. И тем не менее, в библиотеках и отечественных музеях художники находили все нужные для фильма материалы.
Эскиз костюма Черномора. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино
Сейчас этот костюм хранится в специальной комнате на Мосфильме. Фото мои
Керамика индейцев Наска. Наска — доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска. Подробнее тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наска_(культура)
Костюм Черномора. Вид спереди
Костюм Черномора. Вид сзади. Фрагмент. Помимо перуанского орнамента, покоряют цветовые сочетания
Фрагмент подола костюма Черномора.
Текстиль индейцев Наска
Ольга Семеновна рассказывала, что острая форма плечей слуг Черномора была позаимствована ею из индонезийской одежды, но мне тут видится сиамский костюм
Эскиз костюма слуги Черномора. Художник по костюмам О. Кручининой. Из фондов РГБИ
Сиамские актеры (слева) и индонезийский костюм (справа)
Головные уборы служанок были позаимствованы из чувашского национального костюма.
Чувашский национальный костюм
«Когда она [Людмила] в царстве Черномора, нужно было, чтобы ее костюм не вырывался из этой общей гаммы, поэтому я ей сделала бледно-розовый костюм, который хорошо вписался в ту холодную гамму сиреневых, зеленых тонов.
Эскиз костюма Людмилы. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино
Это целая история, как мы делали этот костюм, как искали материалы, потому что очень трудно было с материалами, с тканями.
. кроме шелков, которые приходилось красить, нужны были какие-то детали из серебряных нитей, которыми были украшены одежда и головной убор. Купить было невозможно, поэтому приходилось разбирать ткань платья на ниточки, вытаскивать оттуда серебряные нити и вышивать ими выпуклые детали ее костюма.
Также и жемчуг. Сами красили стандартный белый жемчуг в разные розовые и голубые тона с помощью цветного лака. Очень трудно было с имитацией драгоценных камушков. Купить их было невозможно, причем необходимость была в таких камнях, которые можно было пришить к платью. Однажды нам повезло, мы купили по объявлению старую балетную юбочку и всю ее отделку (там были и камешки) перешили на костюм Людмилы.
Птушко общается с артистом массовых сцен)
Ольга Семеновна на съемках фильма «Илья Муромец». Из фондов РГБИ
Да, Птушко любил сказки. Даже не просто сказки, а истории, в которых герои идут на любые подвиги, чтобы произвести впечатление на свою возлюбленную: привозят из дальних стран Птицу Счастья, как Садко, спасают из рук Черномора невесту, как Руслан, или шьют паруса из алого шелка, как капитан Грэй.
Кадр из фильма «Алые паруса»
А. Птушко дома. Фото из сети
Фильм «Алые паруса» давался нелегко, но это была его мечта, поэтому и паруса там были настоящие, шелковые, они не могли быть искусственными, фальшивыми. И костюм Грэя был сшит из натуральной кожи».
1960 год, «Голубая бухта». В. Лановой и О. Кручинина на съемках фильма «Алые паруса». Из фондов РГБИ
Ольга Семеновна с нежностью вспоминала съемки фильма «Алые паруса» и на самом видном месте дома держала фотографию со съемок.
Птушко и Кручинина, да и все другие члены съемочных групп, работавшие с ними, делали чудеса своими руками, для себя и для нас. Они верили в эти чудеса, вкладывали в них столько собственного труда, чувства и знаний, что это до сих пор передается нам с экрана. Низкий поклон им за это!
Послесловие.
Поэтому БЛАГОДАРЮ всех тех, кто откликнулся на мою просьбу и помог собрать материал для этих двух постов:
— Киноконцерн «Мосфильм», который позволил выложить в сети фото костюмов и кадры из фильмов;
— художника по костюмам Дмитрия Андреева, поделившегося со мной всеми этими костюмными сокровищами, хранящимися на Мосфильме, и помогшего в их публикации;
— библиотеку искусств (РГБИ) и лично Елену Хапланову, предоставившую иллюстративные материалы (фото и эскизы), и за интересный рассказ об Ольге Семеновне Кручининой и Павле Павловиче Пашкове;
— Дину Харкову (ВГИК), которая помогла мне в библиотечных изысканиях и нашла уникальные печатные материалы, на которые я тут ссылалась.