МосКультУРА
Автор отзыва:
Почти треть всех пьес, написанных знаменитым советским драматургом Алексеем Николаевичем Арбузовым, в разное время шла на сцене Театра им. Евгения Вахтангова.
И вот представитель уже четвертого поколения этой славой династии – Екатерина Рубеновна Симонова вновь обратилась к творчеству Алексея Николаевича Арбузова и 6 марта выносит на суд зрителей спектакль, поставленный по одной из самых известных и романтичных его пьес – «Сказки старого Арбата».
« Пьеса «Сказки старого Арбата» написана Алексеем Николаевичем Арбузовым специально для нашего театра, а роль Балясникова была предназначена Рубену Николаевичу Симонова… После смерти Рубена Николаевича Арбузов отдал эту пьесу Анатолию Васильевичу Эфросу в Театр на Малой Бронной, где она игралась долгие годы. Пьеса с успехом шла во многих городах и странах, но только не в нашем театре, для которого была написана. В год 100-летия Театра Вахтангова Римас Владимирович поддержал наше предложение и позволил воплотить эту пьесу на Вахтанговских подмостках. Арбузов этого достоин. Само название «Сказки старого Арбата» говорит о сказочных успехах нашего театра на Арбате » (из интервью Екатерины Симоновой).
4 марта состоялся пресс-показ, на котором, к сожалению, показали только второе действие, зато в двух составах.
Мы увидели на сцене всех действующих лиц. Так они указаны в самой пьесе:
Шестидесятые годы прошлого века. В тихом арбатском переулке живет кукольных дел мастер Федор Кузьмич Балясников. Его сын Кузьма наследует профессию отца, и между ними возникает соперничество. Однажды в доме Балясникова-старшего появляется очаровательная девушка Виктоша, сбежавшая в Москву из Ленинграда из-под венца с Левушкой, в которую влюбляются и отец и сын…
Чем закончится история творческого и любовного соперничества Балясниковых и предстоит узнать зрителям, ранее не знакомым с этой пьесой.
Сценография Владимира Круглова создает теплую атмосферу спектакля – кабинет мастера кукол Федора Кузьмича Балясникова оформлен в ретро-стиле – люстры с абажурами из ткани с бахромой, такого же типа торшер, уютные кресло и диван, по краям сцены и под потолком развешаны куклы.
Да и сам Рубен Евгеньевич Симонов выглядит совсем не по – современному, его Балясников явно из тех уже далеких от нас времен!
Также не по-современному выглядит и молодое поколение – Виктоша, Кузьма и Левушка. И дело даже не в их костюмах (созданных Екатериной Симоновой) – актеры смогли уловить и передать дух той эпохи. При этом оба представленных нам дуэта выбрали для этого свои, особые краски и были совершенно не похожи друг на друга (несмотря на идентичный внешний вид обеих Виктош).
Очень интересно было увидеть в спектакле Дмитрия Соломыкина, блестяще здесь перевоплотившегося из Алексея Вронского, ради которого Анна Каренина бросает мужа (в одноименном спектакле А. Холиной), в незадачливого Левушку, от которого и сбежала Виктоша…
Особый настрой создает музыкальное оформление спектакля. Музыку для него Екатерина Симонова выбрала ту, которую любил сам Арбузов (ей ли не знать, ведь Алексей Николаевич был женат на ее бабушке, Маргарите Лифановой). У драматурга была большая коллекция виниловых пластинок американского джаза 50-60-х годов. Эти мелодии и задают атмосферу «Сказок старого Арбата».
Желаю «Сказкам» удачной премьеры и доброго зрителя!
Текст и фото: Елена Смирнова
Сказки старого Арбата в Камерном театре
7 июня 2009 г. в Камерном театре (Екатеринбург) состоялась премьера спектакля «Сказки старого Арбата» (автор пьесы – Алексей Арбузов, режиссер – Евгений Ланцов). Лирическая комедия о событиях уже давно минувших лет – на сцене 60-е гг. XX века.
Как все узнаваемо! Сценические декорации, костюмы, прически – современность не дает забыть о том, что заполняло когда-то дома, сознание, бытие людей того времени. Все возвращается, поэтому мир, воссозданный на сцене, не кажется архаичным: красный телефон с круглым циферблатом, кресла, которые очень удобно поддерживают человека, читающего последние вести, деревянные стулья, заставляющие держать спину прямо, не сутулиться, красиво нести на себе «бремя» советского времени; укороченные платья, уютные теплые жакеты, береты, шарфы, художественно спадающие на творческие плечи интеллигенции, – 1960-е, эпоха искренних чувств, честных отношений и мечтаний о том, что человека ждет удивительное будущее.
Новый спектакль поставлен в духе того времени, драматургии, построенной на обычных, обыденных разговорах, которые ведутся в доме: у кого-то на кухне, а у некоторых в гостиных.
На первый взгляд, в центре семейный конфликт, описанный давным-давно еще Тургеневым в его классическом романе «Отцы и дети». В данном случае отец – всепризнанный Мастер кукол Балясников, сын – студент, идущий по стопам отца, бессознательно наступающий на эти «стопы», так как оказывается конкурентом и на профессиональном поле деятельности, и на личном фронте. У мастера значимая фамилия, он непревзойденный Балясников, у сына лишь смешное имя – Кузьма. Сын пытается преодолеть свое нелепое, как ему кажется, имя, занять свое место на «троне» кукольного мастерства. Однако не столько профессия приносит ему лавры и сулит победу над отцом, сколько личное обаяние. И это уже новая история, любовный треугольник, который в финале обретает еще два угла.
Вторая сюжетная линия имеет фабулу, скроенную по законам лирической комедии. В отношения отца и сына вторгается очаровательная девушка с милым именем Виктоша (Юлия Родионова). Незаметно для себя она влюбляет в себя всех героев и становится «яблоком» раздора. Виктоша, или Виктория Николаевна, с одной стороны, является отражением античной красавицы Прекрасной Елены (греческую героиню в театре Балясникова играет кукла), с другой – воплощает тип покорительницы столицы «великой нашей Родины». В эпоху социализма сюжет о покорении Москвы был далеко не новым («Москва не сразу строилась»), по Москве «шагали» целеустремленные представители молодежи, думая, что это путь к Олимпу и он бесконечно далек и прекрасен в своем призрачном будущем. Так и героиня Юлии Родионовой прибывает в Москву в надежде когда-нибудь одеть жителей великой страны в свои наряды. Она швея, у нее грандиозные планы и страстное желание быть нужной. «Вы фея?» – спрашивает ее Балясников, едва увидев на пороге своей квартиры. И действительно, Виктория прекрасна, ее образ навеян волшебными сказками и античным изяществом: белые кудри обволакивают ее плечи, тонкие черты лица околдовывают своей скульптурностью. И вместе с тем здесь очевидно веяние 60-х гг.: девушка естественна, искренна, излучает душевное тепло. Для Балясникова она «чудное мгновенье», образ из сна, явленный ему на склоне лет, сказочная дива, а для Москвы – она еще один «строитель» светлого будущего.
Появление девушки становится причиной возрождения всех, или почти всех, героев этой «сказки»:
Балясников Федор Кузьмич (Валентин Воронин). В начале истории в халате и тапочках, с полным отсутствием цели в жизни на ближайший отпуск, он сидит в раздумьях на стуле и от нечего делать раскручивает циферблат красного телефона. Он повторяет одно и то же слово: «finita» (конец). Возникшая любовь делает героя щеголем, помогает ему поменять халат на модный свитер и элегантные брюки. Берет и лаковые туфли – штрихи к новому портрету. Мастер кукол как будто следует своему афоризму, который звучит примерно так: «человек, как змея, должен периодически сбрасывать кожу». Ближе к финалу герой все чаще появляется в шляпе. с корзиной цветов он покоряет сердце своей избранницы. В своей мечте он не замечает реальности, живет по словам одной песни: «Заколдованный мир, заколдованы мы». И вот в чем парадокс – Балясников мастерит кукол, и они для него как люди, а Виктория моделирует костюмы для людей и еще в детстве шила платья для своих кукол. Выходит, Он и Она похожи – две стороны одной медали. Их сближает фантазийная картина мира, миф жизни, который подменяет им жизнь. Они оба погружаются в сказку.
Кузьма (Максим Удинцев). Любовь к Виктоше для него – полная неожиданность. Изначально героем движут лишь смутные чувства к отцу: как он сам признается, «всю жизнь мечтал его превзойти». И вот в доме его отца появляется женщина. Согласно своей теории, он должен ее ненавидеть, но вопреки своей теории, повинуясь волшебству человеческого чувства, он влюбляется. И, полюбив, он становится отражением своего отца, сочиняет новую реальность, чем и покоряет Викторию Николаевну. Кузьма с помощью обыкновенного носового платка, пластики рук и голосовых метаморфоз показывает девушке веселые театральные зарисовки. К финалу этой любовной истории сын становится «зеркалом» своего отца, и в этом новом образе он романтичен, восприимчив к миру, обретает силы в иной, недоступной обывателю сфере, верит в сказки – о любви!
Христофор Блохин (Александр Викулин). И он тоже оказывается в оковах любви к Виктоше. Так же, как Балясников, он «скидывает кожу»: меняет невзрачный домашний наряд на белый костюм. По определению, данному в афише к спектаклю, он «подручный Балясникова, а также его тихий преданный друг». Однако из «тихого» товарища он превращается в самостоятельную личность. Он жаждет встреч с Виктошей, ради нее он обзаводится пышной шевелюрой (париком), надевает лаковые туфли. И пусть в этой поздней любви он немного смешон, комичен, но это уже другой человек, и у него своя сказка: лиричная от внутренних переживаний и комичная в силу обстоятельств судьбы. И здесь срабатывает афоризм Балясникова: «Сама боязнь казаться смешным смешна». Вот такой этот Христофор – не Колумб, но очень важный персонаж в сказках, которые случаются с людьми в домах столичных городов.
Левушка (Сергей Богородский). Тот, кто действительно должен был быть с Виктошей, так как по роли он ее жених. Это типичный герой того времени. Студент, знает науку, привык мыслить рационально, математически емко, лишь настолько, насколько знания вмещаются в его круглые очки. Можно предположить, что этот герой наименее способен к перерождению, ибо фантазия замещается цитатами из заумных книг. Он приезжает в Москву всего лишь из Ленинграда, а кажется, что он инопланетянин. Его лексика пестрит философскими изречениями, а синтаксические конструкции заходят за пределы простого человеческого разума. Все бы ничего, только его рацио перекрывает простые земные эмоции, которые едва ли выразимы. В этой сказке старого Арбата он изгой. Он из других книг. Хотя. в то время наука пошла в гору, многие изобретали или пытались что-то изобрести, приблизился к человеку Космос!
Один герой с самого начала оказывается вне круга жизни, разыгрывающейся на глазах зрителя мелодрамы. В этой истории его зовут «Приезжий из города Гдова» (Александр Вахрушев). В еще одной сказке, повествующей об Арбате, он значимое лицо. Таких прохожих, приезжающих в столицу, море. По сюжету, и Виктоша не из Москвы, и жених девушки тоже гость. У этого «из Гдова» своя сказка жизни, и что находится в его дорожной сумке, неизвестно, наверно, еще одна история, о которой можно лишь догадываться. У этого персонажа также и авторские функции, он живет в двух временах: в том, «сказочном» (60-е гг.), и нынешнем, настоящем для теперь живущих. Именно он вначале говорит зрителям, что история, которую они увидят, старая, ей уже 40 лет и сочинил ее Арбузов.
Время этой комедии неопределенно, уходит в то далекое прошлое, когда были молоды Балясников, Христофор. И об этом песни героев. Надо сказать, спектакль музыкальный, и у каждого героя своя мелодия. мелодия жизни, старого Арбата, судьбы поколения. Московская Одиссея Балясникова сопровождается темой вальса, герой поет о прошлом, о молодости, о былом веселье. Зрительный зал освещается огнями, светятся улицы Москвы, и в этом волшебном свете Балясников как будто бы вновь молод, счастлив. Звуки вальса погружают героя и его собеседника-зрителя в сказку старого Арбата, наполняют души людей радостью от возвращения в прошлое.
Танго сопровождает сцену обольщения Балясникова Викторией. Девушка царственно набрасывает на себя обыкновенный дождевой плащ, надевает черную шляпу, и перед зрителем оказывается львица, роковая дама, властвующая над мужскими сердцами. Музыка из ниоткуда: кажется, играет пластинка, но как она может играть, если Виктория держит ее в руках?! Волшебство. Под эту мелодию обольстительница танцует ретро, и Балясников, не могущий сдержать свой восторг, читает стихотворение А. С. Пушкина, а затем целует искусительницу.
Интересен режиссерский ход: когда звучит мелодия, Камерный наполняется бликами света, кажется, будто расширяется пространство и все попадают в иной мир, другую сказку – волшебную историю о том, что скрывается в тайных уголках человеческих душ. Особым символом этого и земного, и неземного света становится фонарь. То его свет молочный, то ярко-розовый – в нем утопают грезы героев о счастье, в него на миг погружается Москва.
Москва – это тоже своего рода герой этой комедии. О Москве говорят, Москва рассеивается в свете, в Москве идут дожди (поэтому над сценическим миром в «облаках» возвышается зонт). В Москве люди встречаются, влюбляются. Женятся? Эта история с открытым финалом. Виктория уезжает. Очевидно примирение отца и сына. Арбат продолжает жить своей жизнью. Сказка будет длиться и длиться, все больше напоминая о веке настоящем.
— Смешно?
— Грустно.
— Жизнь проходит.
— Но, наверно, где-то там действительно был мастер кукол. Он был влюблен.
— А может, это все сон? Сказка?
— Сказка об Арбате!
«Ах, Арбат, мой Арбат. »
Рецензия была опубликована в ж. «Литературный квартал» (2009)
Алексей Арбузов «Сказки старого Арбата»
Алексей Арбузов был одним из самых знаменитых советских драматургов, его спектакли ставились на многих сценах страны и даже за рубежом. Почти полвека прошло с того времени, как пьеса «Сказки старого Арбата» появилась на сцене, и, в то же время, она до сих пор актуальна и интересна как молодым читателям и зрителям, так и старшему поколению.
«Сказки старого Арбата» — очень сентиментальное, и, в то же время, мудрое произведение. Это сказка о молодости и старости, любви, дружбе и творчестве. В ней приятный мягкий юмор и светлая грусть, которая покоряет сердца читателей.
Об авторе пьесы
Тяга к театру возникла сразу, как только писатель попал на спектакль Большого драматического театра. С четырнадцати лет Алексей пошел в статисты в Мариинский, через два года стал актером передвижного театра. Первая написанная пьеса «Класс» успеха не имела. Но талант победил, и уже через несколько лет Арбузов стал одной из знаковых фигур советской драматургии.
Алексей Арбуз создал ряд замечательных произведений:
Сюжет книги «Сказки старого Арбата»
Старый Арбат. В небольшом тихом переулке проживает Федор Кузьмич Балясников. Ему шестьдесят и он занимается изготовлением кукол для театра, причем он достиг в этом деле больших высот. Балясников профессионал своего дела, он лучший на фабрике, принимает самое активное участие в жизни коллектива, для него фабрика – родной дом.
У него есть закадычный друг Христофор Иванович Блохин, их дружбе уже без малого двадцать пять лет. Он уговаривает Балясникова уйти на заслуженный отдых и изготавливать кукол в свое удовольствие дома. Однако Федора Кузьмича это только раздражает, как можно отдыхать от любимой работы. Для него изготовление кукол – отдых. Единственное, на что Балясников готов — взять отпуск, в котором не был почти пять лет.
Настал первый день заслуженного отдыха. В дом Балясникова приходит молодая девушка по имени Виктоша. Она прилетела в гости к соседке Федора Кузьмича Наташе Кретовой. А если сказать по правде, то она просто убежала от жениха Левушки, считая, что ему она будет в тягость и счастья им не видать.
Лев Александрович Гартвиг – студент математического института в Ленинграде, очень умный и подающий надежды молодой человек. Сама Виктоша модельер, швея и в скором времени знаменитость мира моды.
У Федора Кузьмича гостит Блохин, они приглашают девушку пожить у них, потому что завтра уплывают в Астрахань на корабле. Наташа уехала в другой город с мужем, который был другом ее бывшего жениха и вернется не скоро, а квартиры пустуют, так пусть уж принесут пользу хоть кому-нибудь.
У Федора Кузьмича есть сын, Кузьма Балясников, студент, ему двадцать два года, и он мечтает стать таким же, если не лучшим, кукольником, как его отец. Их отношения — это противостояние, вечный конфликт отцов и детей. После смерти матери Балясников-младший живет с тетушкой.
Когда появилась Виктоша, то все, стар и млад, влюбляются в нее. Она само очарование. Ее появление подливает масло в огонь родственных отношений, и война разгорается с новой силой. Любовь к молоденькой девушке заставляет Балясникова-старшего творить чудеса, он создает прекрасных кукол – Париса и Елену, которые похожи на сына и Викторию Николаевну. Однако девушка ускользает от Кузьмы, как от ленинградского жениха Левушки.
Узнать продолжение истории вы можете, прочитав книгу «Сказки старого Арбата» онлайн в свободном доступе на нашем книжном портале.
Сказки старого Арбата
Комедия в двух частях
Постановка Екатерины Симоновой
2 часа 10 минут c 1 антрактом
Спектакли по пьесам А. Н. Арбузова вошли в золотой фонд репертуара Театра Вахтангова. С 100-летию театра мы вновь обращаемся к драматургии Арбузова. Пьеса «Сказки старого Арбата» была написана специально для Вахтанговской сцены в 1970 году, но поставлена не была.
Екатерина Симонова, режиссёр спектакля «Сказки старого Арбата»:
Пьеса «Сказки старого Арбата» написана Алексеем Николаевичем Арбузовым специально для нашего театра, а роль Балясникова была предназначена Рубену Николаевичу Симонова… После смерти Рубена Николаевича Арбузов отдал эту пьесу Анатолию Васильевичу Эфросу в Театр на Малой Бронной, где она игралась долгие годы. Пьеса с успехом шла во многих городах и странах, но только не в нашем театре, для которого была написана. В год 100-летия Театра Вахтангова Римас Владимирович поддержал наше предложение и позволил воплотить эту пьесу на Вахтанговских подмостках. Арбузов этого достоин. Само название «Сказки старого Арбата» говорит о сказочных успехах нашего театра на Арбате.
Симоновская сцена Камерный зал
5 июня, суббота, 19:30
Цена билетов: от 600 до 2000 руб.
Премьера состоялась 6 марта 2021 года
Действующие лица и исполнители:
Балясников Фёдор Кузьмич мастер кукол | Рубен Симонов |
Кузьма сын Балясников | Фёдор Воронцов Александр Галочкин Константин Белошапка |
Христофор Блохин друг Балясникова | Олег Форостенко |
Виктоша приезжая из Ленинграда | Ася Домская Мария Риваль |
Лёвушка жених Виктоши | Дмитрий Соломыкин Александр Галочкин |
Постановочная группа:
Постановка и костюмы | Екатерина Симонова |
Сценография | Владимир Круглов |
Художник по свету | Михаил Хвастунов |
Художник-гримёр | Ольга Калявина |
Звукорежиссёр | Екатерина Волкова |
Помощник режиссёра | Ирина Громова |
Публикации в СМИ
Когда прошлое становится сказкой
Наталья Козлова, Yestoto от 22 марта
«Сказки старого Арбата» или Открытие новых смыслов…
Алла Буловинова, Культура двух столиц от 14 марта
Сказки старого Арбата или гимн женщине
Наталия Доронина, Общественно-деловая газета 2020 от 13 марта
«Сказки старого Арбата» в Театре Вахтангова — о любви, которой все возрасты покорны и не только о ней
Анастасия Нестерова, INC NEWS от 11 марта
Театру – век, полвека пьесе
Ильдар Сафуанов, Литературная Россия от 10 марта
Сказка?
Елена Мартынюк, Eurasia.fm от 8 марта
Феи до сих пор востребованы и в театре, и в жизни
Андрей Дворецков, Э Вести от 8 марта
«Сказки старого Арбата» ожили на сцене Театра Вахтангова
Елена Валеева, 7 дней от 8 марта
«Сказки старого Арбата» поставили на сцене Театра Вахтангова
Владимир Сабадаш, Владимир Голиков, API TV от 7 марта
Династия Симоновых на Симоновской сцене.
Владимир Сабадаш, Владимир Голиков, Культура двух столиц от 7 марта
На Арбате – «Сказки старого Арбата»
Лев Рудский, Worldrusnews.ru от 7 марта
Показ спектакля «Сказки старого Арбата» на Симоновской сцене театра имени Вахтангова
Сергей Киселев, АГН Москва от 5 марта
Спектакль «Сказки старого Арбата — Театр им. Вахтангова
Лариса Каневская, интернет-журнал «Мнение» от 6 марта
В Театре имени Вахтангова впервые поставили пьесу Арбузова «Сказки старого Арбата»
Ольга Свистунова, ТАСС от 6 марта
Рубен Симонов: Сейчас нужно звать к свету
Вероника Маанди (Милославская), ИД «Народное образование» от 5 марта
Театр им. Вахтангова расскажет «Сказки старого Арбата»
Екатерина Авдеева, Журнал Театр от 28 февраля
Сказки Старого Арбата
Марианна Власова. Комментарий. от 4 марта
Сказки старого Арбата
Александра Авдеева, Molnet.ru от 5 марта
Театр Вахтангова впервые поставил «Сказки Старого Арбата» А. Арбузова
Людмила Приверзенцева, Zond новости от 3 марта