Песня ты пришла к нам сквозь пургу и метель чудо сказка

Сказки

Песня ты пришла к нам сквозь пургу и метель чудо сказка

Песни для детей и юношества

Забота у нас простая,
Забота наша такая —
Жила бы страна родная,
И нету других забот.

Это слова из «Песни о тревожной молодости» А.Пахмутовой на стихи Л.Ошанина. Действительно, главной темой ее песенного творчества является тема Родины во всех ее проявлениях — героических и трагических, светлых и скорбных, драматических и лирических. Многообразная жизнь страны и ее людей — вот что волнует композитора. Именно этот содержательный стержень и повлиял на выбор интонационного строя ее музыкального языка. В нем прежде всего четко проявляется опора на великие песенные традиции нашего народа. Душа песен А.Пахмутовой — мелодия, отмеченная яркой индивидуальностью. Она несет главную содержательную и эмоциональную нагрузку, определяя суть художественного образа, его характернейшие черты. Этому же способствует и метро-ритмика, и фактура аккомпанемента, и сочные гармонические краски. Все вместе приводит к «пахмутовским» откровениям и созданию собственной песенной стилистики.

Высокий профессионализм композитора проявляется во всем творчестве, обращенном и к взрослым, и к подросткам, и к маленьким детям. А. Пахмутова умеет найти особый путь к каждой возрастной группе. Так, для самых маленьких она, как правило, использует игровые сюжеты, для подростков берет темы, которые их особенно волнуют — спорт, окружающая природа и первая любовь, для взрослых композитор раскрывает те проблемы, которые в разные периоды жизни волнуют каждого человека. Высокая содержательность творчества и определяет постоянный интерес к нему истинных любителей песни. А. Пахмутова исключительно чутка к слову, а поэтому выбор стихов для нее играет важную роль. Она обращается и к классической поэзии (А.Пушкин, С.Есенин), и к современным авторам (Л.Ошанин, Р.Рождественский, Р.Гамзатов). Но особенно хочется отметить творческую дружбу Александры Пахмутовой с Николаем Добронравовым. Песни, созданные ими, раскрыли многие стороны нашей жизни, которые раньше оставались в тени, акцентировали внимание к темам, которые были, есть и будут ведущими в полноценном гражданском обществе.

Надеюсь, что настоящий сборник, адресованный подрастающему поколению, доставит огромную радость всем любителям песни.

Народный артист СССР,
профессор Виктор Попов

Как песня соснового бора,

Как возгласы дальних ветров,
Талантливый зов пионерского хора —
Вариант 2001 г.:
Талантливый зов задушевного хора —

Для нас самый радостный зов.

Мы песен зажгли стоязыкий костёр.
Мы стали серьёзней и строже.
Есть для песен простор —
Это хор, это хор,
Хор хороший!

Мелодией светлой и грустной
Ты можешь всю землю обнять.
Прекрасно душой прикоснуться к искусству
И жизни самой подпевать!

А время уносится дальше,
И кто-то о песне забыл…
Но всё же стараться, чтоб не было фальши,
Нас в юности хор научил.

Не каждый выходит в солисты,
И всё ж на дороге любой
Я вспомню мотив вдохновенный и чистый,
Где рядом мы были с тобой…

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Кони? Нет, не кони!

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Козы? Нет, не козы!

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко —
Будете здоровы!

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.

А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё у них была
Курица Бурёнка.

А ещё у них была
Собачонка Мурка.
А ещё — два козла:
Сивка да Бурка!

Среди всяких объявлений
На столбе висит листок:
«Для совместных выступлений
Ищет клоуна щенок.
Прилагается портрет.
Ожидается ответ.»

Кто там плачет жалобно: «Ой, бо-бо! Болит!
Помоги, пожалуйста, доктор Айболит!»
Девочки и мальчики! Вот он к нам спешит…
«Что случилось?» — спросит нас доктор Айболит.

Лечит добрый доктор наш взрослых и детей,
Маленьких проказников и больших зверей.
К нам ко всем на выручку он с утра спешит,
Лучший из волшебников — доктор Айболит.

Хрю-хрю-хрюшка бедная не скулит — хрипит…
Хрю-хрю-хрю-хрюнический у неё бронхит.
Гор-гор-гор — у горлицы горлышко болит…
Всех на свете вылечит доктор Айболит!

С Северного полюса телефон звонит.
Плачут мишки белые: «Ой, бо-бо! Болит!
Океан в волнении: стонет рыба-кит…
Всех на свете вылечит доктор Айболит!

Станут все здоровыми, будет аппетит.
Всех на свете вылечит доктор Айболит.
Каждый скажет доктору: «Больше не болит!»
Скажут все: «Да здравствует доктор Айболит!»

Добрая сказка с хорошим концом…
Синие звёзды горят над прудом.
Серый зайчонок, встречая весну,
В тёмном лесу сторожит тишину…
Ты эти песни счастливые пела,
Ты навсегда моё сердце согрела,
Милая мама, милая мама,
Милая мама…

Добрая сказка — родительский дом…
Тихо погасла звезда над прудом.
Где-то под сенью травы лебеды
Серого зайца исчезли следы.
Только росистою капелькой детства
Мне твоя песня досталась в наследство,
Милая мама, милая мама,
Милая мама…

«…Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Долго ли, коротко ли скакали они — вдруг видит Иван-царевич терем, а в тереме том — Жар-птица…»

Добрую сказку в душе берегу…
В небе я синие звёзды зажгу.
Сонных волшебников я разбужу,
Серых зайчат я в лесу разыщу.
Встану под вечер над полем притихшим,
Снова твой ласковый голос услышу.
Милая мама, милая мама,
Милая мама…

Мы Отчизне своей просигналим:
Мы в свой первый уходим полёт…

Нас вперёд за собою ведёт.

Припев:
Над легендами, над поверьями —
Над землёю к мечте мы летим.
Будем первыми! Будем первыми!
Мы гагаринцы!
Мы победим!

Он Земле нашей крылья расправил.
Самым первым был в звёздном строю.

Он нам смелость оставил,

Он нам звёзды оставил,

И улыбку оставил свою.

Мы — гагаринцы! Мы не сдаёмся!
Наше имя теперь — легион.

Мы сквозь тучи прорвёмся,

Мы сквозь грозы прорвёмся,

И земля улыбнётся, как он…

Серебром звенит роса…

А вокруг всё дымят города.

Ах, куда вам лететь, куда?

Что не всем дано понять,

Могут жизнь мою предсказать.

Побеждать или молча терпеть…

Только петь или умереть.

Пусть дожди, пускай гроза…

Размагнитить уже нельзя.

Снова жизнь начинаем с листа.

Ах, куда вам лететь, куда?

Ты пришла к нам сквозь пургу и метель,—
Чудо-сказка, чудо-радость, чудо-ель.
Здравствуй, смеха и чудес карусель,
Чудо-сказка, чудо ёлочка-ель!

Припев:
Здравствуй, русская зима,
Снежных плясок кутерьма…
Здравствуй, чудо из чудес —
Наш волшебный русский лес!

До чего же и красив, и богат,
Твой рождественский, с иголочки, наряд.
Здравствуй, смеха и чудес карусель,
Чудо-сказка, чудо ёлочка-ель!

До чего ж ты хороша и стройна,
И в морозец новогодний зелена…
Здравствуй, смеха и чудес карусель,
Чудо-сказка, чудо ёлочка-ель!

Читайте также:  Рассказ конь с розовой гривой ответы на вопросы после рассказа

Тихо над городом нашим зажглась

Кажется нынче, что каждый из нас

Сильный и взрослый.

Слышится эхом из дальних годов

Не потерять бы серебряных слов

Припев:
Пусть испытают на мужество нас
Люди и звёзды.
Добрые ветры и огненный час,
Сказки и проза,
Белые канаты ринга,
Северного неба сталь,
Дикая собака динго —
Первая моя печаль.

Только бы нам не забыть никогда

Мчится по рельсам судьбы сквозь года

Юность останется в нас навсегда

Тихой улыбкою, дымкой костра,

Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники Добра.

Припев:
Мы счастье всем добудем,
Волшебники удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям.

Чтоб была светлее старость,
Чтоб не плакать малышам,
Мы разносим людям радость
По забытым адресам.

Двери, окна и калитки
Открываешь сердцем ты…
Платят золотом улыбки
За волшебные труды.

Припев:
Дышите полной грудью!
Пускай никто не плачет…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Звездопад (1965)
Н. Добронравов

С неба лиловые падают звёзды,
Даже желанье придумать не просто…
На небосклоне привычных квартир
Пусть загорится звезда Альтаир.

Звездопад, звездопад…
Это к счастью, друзья говорят…
Мы оставим на память в палатках
Эту песню для новых орлят.

Что пожелать вам, мальчишки, девчонки?
Встретиться снова бы в нашем «Орлёнке»!
Будет и солнце, и пенный прибой,
Только не будет смены такой…

Пусть перед нами дороги земные,
Слышим мы дальних миров позывные.
Юность и песню, и крылья дала
Тем, кто поверил в созвездье Орла.

Как бесконечные звёздные дали,
Мы бы на яркость людей проверяли.
Прав лишь горящий, презревший покой,
К людям летящий яркой звездой…

Здравствуй, наша юность трудовая.
Первые рабочие слова!
Мы живем на свете, постигая
Высшие законы мастерства.

Припев:
Будет сильным поколенье,
Если верить в свою звезду.
Мы добьемся уваженья

Мы врываемся в ритмы города,
Чтобы песню заветную спеть.

Времени для творчества не жалко.
Это — проба юношеских сил.
Первую рабочую закалку
В Люберцах Гагарин получил…

Трудности и горести изведав,
Молодость усвоит навсегда:
Лидеры профессии — победа,
Люди без профессии — беда.

Надо знать свое предназначенье,
Выбрать свой единственный маршрут.
Труженики — совесть поколенья.
Труженики родину спасут.

Снится мне ночной причал
На родной реке.
Веры тонкая свеча
У тебя в руке.
Ты пойми, что в этой мгле
Нет ни близких, ни родных,
Что несчастных на земле
Больше всех других…

Разве знали в детстве мы,
Веря в Божий свет,—
От тюрьмы да от сумы
Нет зарока, нет…
Только птицы прокричат,
Только вздрогнет вдалеке
Веры тонкая свеча
У тебя в руке.

…Ты поверь в иную жизнь
На иной меже,
Ты поверь и помолись
О моей душе.
Есть непознанная даль.
Ты поверишь, ты поймёшь:
Есть любовь, и есть печаль,
Остальное — ложь.

Всё мне снится по ночам:
В дальнем далеке
Веры тонкая свеча
У тебя в руке.
От небесного луча,
Что на грешный мир пролит,
Веры тонкая свеча
В темноте горит…

Ах, о чём ты,
Девочка Грёза?
Что ты плачешь,
И кого ты ждёшь?

Жёсткий ветер
Высушит слёзы.
Грёз не будет,
Наступает ложь.

Песен детства
Больше не будет.
Расставанья
Наступает час.

Наступают
Новые люди.
Может, хуже,
Может, лучше нас…

Наступает
Горькая проза,
Проза тусклых
И холодных глаз.

Не нужна им
Девочка Грёза,
Посмеются
И забудут нас…

Бог судья им,
Грозам-угрозам.
Бог судья им.
Будем дальше жить.

До свиданья,
Девочка Грёза,
Постарайся
Обо мне забыть…

Заповедный напев, заповедная даль.
Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий.
Мне понятна твоя вековая печаль,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.

Здесь забытый давно наш родительский кров.
И, услышав порой голос предков зовущий,
Серой птицей лесной из далёких веков
Я к тебе прилетаю, Беловежская пуща.

Многолетних дубов величавая стать.
Отрок-ландыш в тени, чей-то клад стерегущий…
Дети зубров твоих не хотят вымирать,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.

Неприметной тропой пробираюсь к ручью,
Где трава высока, там, где заросли гуще.
Как олени с колен, пью святую твою
Родниковую правду, Беловежская пуща.

У высоких берёз свое сердце согрев,
Унесу я с собой, в утешенье живущим,
Твой заветный напев, чудотворный напев,
Беловежская пуща, Беловежская пуща.

Выйди в синюю даль на рассвете,
На проснувшийся мир посмотри.

Видишь, утро идёт по планете
В пионерском галстуке зари.
Вариант 2001 г.:
В негасимом пламени зари.

Ветер — раннего утра ровесник —
Босиком по оврагам бежит.
И росы серебристая песня
Всё звенит, всё звенит, всё звенит…

Поднимается солнце всё выше,
Ветер в роще уснул, как сурок…
И о чем-то поёт, как мальчишка,
Загорелый, стройный колосок.
Разбиваясь, как желтое блюдце,
Солнце прыгает в речку, резвясь.
Золотистые брызги смеются,
Будто тысячи солнечных глаз.

Наступает задумчивый вечер,
Вспыхнул первой звезды уголёк.
И земля надевает на плечи
Темно-синий шёлковый платок..
Филин ухает, словно кудесник,
Только лесу не хочется спать.
А костёр, как вечерняя песня,
То погаснет, то вспыхнет опять…

Песня-печаль. Дальняя даль.
Лица людей простые…
Вера моя, совесть моя,
Песня моя — Россия.
Время даёт горестный бал
В Зимнем дворце тоски.
Я прохожу в мраморный зал
Белой твоей пурги.

Припев:
Русский вальс — трепетный круг солнца и вьюг.
Милый друг, вот и прошли годы разлук…
Милый друг, вот и пришли годы любви…
Русский вальс, — нашу любовь благослови!

Жизнь моя — Русь. Горе и грусть.
Звёзды твои седые…
Издалека я возвращусь
Песней твоей, Россия.
Всё позабыв и не скорбя,
Можно прожить вдали…
Но без тебя, но без тебя
Нет у меня любви.

Вешних лугов, праведных слов
Буду беречь ростки я.
Вера моя, удаль моя,
Песня моя — Россия.
Время даёт горестный бал
В Зимнем дворце тоски.
Я прохожу в мраморный зал
Белой твоей пурги.

Читайте также:  Пересказ рассказа пожарные собаки в старшей группе детского сада

Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная, —
И нету других забот.

Припев:
И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт…
Меня мое сердце
В тревожную даль зовёт.

Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд.

Припев.


И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды.
С тобою, как ты, отважно
Сквозь бури она пройдёт.
Вариант:
Не надобно нам покоя.
Судьбою счастлив такою,
Ты пламя берешь рукою,
Дыханьем ломаешь лёд.

Припев.


Не думай, что всё пропели,
Что бури все отгремели.
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдёт.
Вариант:
И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды.
С тобою, как ты, отважно
Сквозь бури она пойдёт.

Припев.

Комсомольцам всех времён

Постановка кинокартины «Тревожная молодость» осуществлялась в 1958 году не только как экранизация одного из интереснейших произведений о комсомоле — «По ту сторону», но и как увековечение памяти комсомольского писателя Виктора Кина. [Долматовский намекает на трагическую гибель В. Кина в ходе массовых репрессий 1937-1938 гг. и его реабилитацию в 1956 г. — Вебмастер.]

Для написания музыки к картине была приглашена Александра Пахмутова, молодой композитор, тогда автор всего лишь нескольких хороших песен. Прицел был взят правильный — пусть представитель нового поколения советской молодёжи внесёт свой вклад в кинематографическое возрождение книги комсомольца первого призыва о своих товарищах и сверстниках, об их жизни и борьбе. Стихи писал Лев Ошанин, впервые сочиняя песню вместе с Александрой Пахмутовой. Я заметил, что первая песня, первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной, и самой удачной у этих авторов — если они и после работают вместе. Чем это объяснить? Вероятно, тем, что, впервые слагая песню вместе, поэт и композитор как бы отдают друг другу весь опыт предыдущих лет, и произведение получается значительным, весомым. Две индивидуальности сталкиваются впервые — непременно будет яркая вспышка.

Итак, предстояло написать песню комсомольцев гражданской войны. Но станут ли петь эту песню люди, чья молодость проходит через четыре десятилетия после молодости героев Виктора Кина? Нет, просто песня времён гражданской войны, стилизация — не запоётся. Не лучше ли в этом случае использовать в картине одну из тогдашних песен, из тех, что пели когда-то Виктор Кин и его товарищи? Ведь хорошие были песни!

Было решено, что в фильме должна присутствовать песня, одновременно имеющая как бы два лица: это песня времён гражданской войны, соответствующая сюжету картины, образам её героев. Это одна задача. А вторая: это песня сегодняшних и завтрашних комсомольцев.

Нелегко такую задачу решить. Удачное решение исторической песни не принесёт успеха. Если хорошо получится только современная песня, это тоже будет провалом. И не только неудачей поэта и композитора, но и всего коллектива, ставящего кинокартину.

Авторы старались почерпнуть образы для будущей песни в книге Виктора Кина «По ту сторону», в характерах его героев, в общем настроении будущего фильма.

В свою очередь, на будущую кинокартину оказывали влияние открытия, уже утверждённые в советском искусстве, в поэзии. Сверстники Виктора Кина, выражая общее настроение поколения, нашли хорошие слова, подобные тем, что жили на страницах книги «По ту сторону».

Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973):
Не до ордена.
Была бы Родина… —

писал в Отечественную Семён Кирсанов, и ему вторил комсомолец гражданской войны Иосиф Уткин:

Была б она счастливою,
А мы-то будем счастливы…

В «Песне о тревожной молодости» было найдено ещё одно выражение этой мысли:

Жила бы страна родная,
И нету других забот.

А исток этого мотива, запев и зачин — поэзия Маяковского.

Я не унижу песню, если скажу, что формулы, заключённые в её строфах, подсказаны Виктором Кином. Иначе и не могла стать удачной песня для фильма, поставленного по произведению глубокому и раздумчивому: она — как сгусток чувств и мыслей той замечательной книги. Ведь это характер героев Виктора Кина:

Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд!

Песня удалась на славу. Это сейчас одна из любимых комсомольских песен, суровая нитка, связывающая воедино поколения.

В июне [в действительности 19 мая — Вебмастер.] 1966 года в Большом Кремлёвском Дворце проходил съезд комсомола. На трибуну поднялась маленькая молодая женщина — только белокурая голова была видна. Она произнесла взволнованную речь о молодёжи, деловую, серьёзную. Зал внимательно слушал речь комсомольского композитора.

Потом под сводами дворца грянуло «Меня моё сердце в тревожную даль зовёт». Со всех сторон на трибуну посыпались цветы. Пахмутову и так было едва видно, а тут её совсем засыпали цветами. Из зала выбежали комсомольцы, подняли на руки автора «Тревожной молодости» — тут только она стала всем видна.

Звенит в ушах лихая музыка атаки…
Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь!
И всё в порядке, если только на площадке
Великолепная пятёрка и вратарь!

Припев:
Суровый бой ведёт ледовая дружина:
Мы верим мужеству отчаянных парней.
В хоккей играют настоящие мужчины,
Трус не играет в хоккей!

Пусть за воротами противника всё чаще
Победной молнией пульсирует фонарь!
Но если надо, защищается блестяще
Великолепная пятёрка и вратарь!

Красивых матчей будет сыграно немало,
И не забудем, не забудем мы, как встарь,
В сраженьях золото и кубки добывала
Великолепная пятёрка и вратарь!

Да разве сердце позабудет… (1979) ,
из документального кинофильма Баллада о спорте
Н. Добронравов

Над спортивной ареной капризное солнце…
И удача не каждому будет светить…
Вы на бой провожаете Ваших питомцев,
Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…

Припев:
Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера.

В этом зале Вы нам не читали морали,
Просто место нам всем в Вашем сердце нашлось.
Просто в Ваших глазах мы порою читали
И улыбку, и гнев, и безвыходность слёз…

Всё отдав до конца, трудный день отработав,
Вы о завтрашнем дне начинали мечтать.
Вы — конструктор побед, Королёв наших взлётов.
Мы Вам верим, и, значит, должны побеждать!

Мы уйдём, чемпионы и просто спортсмены…
Вам с другими придется с нуля начинать.
Вы таланту и мужеству знаете цену.
Пусть другие научатся Вас понимать.

На трибунах становится тише…
Тает быстрое время чудес.
До свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес.
Не грусти, улыбнись на прощанье,
Вспоминай эти дни, вспоминай…
Пожелай исполненья желаний,
Новой встречи нам всем пожелай.

Пожелаем друг другу успеха,
И добра, и любви без конца…
Олимпийское звонкое эхо
Остаётся в стихах и в сердцах.
До свиданья, Москва, до свиданья!
Олимпийская сказка, прощай!
Пожелай исполненья желаний,
Новой встречи друзьям пожелай.

Припев:
Расстаются друзья.
Остаётся в сердце нежность…
Будем песню беречь.
До свиданья, до новых встреч.

Птица счастья (1980) ,
из документального кинофильма О спорт, ты — мир!
Н. Добронравов

Птица счастья завтрашнего дня
Прилетела, крыльями звеня…
Выбери меня,
Выбери меня,
Птица счастья завтрашнего дня.

Сколько в звёздном небе серебра!
Завтра будет лучше, чем вчера.
Лучше, чем вчера,
Лучше, чем вчера.
Завтра будет лучше, чем вчера.

Припев:
Где-то гитара звенит…
Надёжное сердце любовь сохранит.
Сердце любовь сохранит.
А птица удачи
Опять улетит…

Будет утро завтрашнего дня.
Кто-то станет первым, а не я…
Кто-то, а не я,
Кто-то, а не я
Сложит песню завтрашнего дня.

Нет на свете танца без огня.
Есть надежда в сердце у меня.
Выбери меня,
Выбери меня,
Птица счастья завтрашнего дня!

Припев:
Песня моя прозвучит…
Надёжное сердце любовь сохранит.
Сердце любовь сохранит.
А птица удачи
Опять прилетит…

Главное, ребята, сердцем не стареть (1963) ,
из цикла песен Таёжные звёзды
С. Гребенников, Н. Добронравов

Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы,

а в этот край таёжный

Только самолётом можно долететь.

Припев:
А ты улетающий вдаль самолёт
В сердце своём сбереги…
Под крылом самолёта о чём-то поёт
Зелёное море тайги…

Лётчик над тайгою точный курс найдёт,
Прямо на поляну посадит самолёт.
Выйдет в незнакомый мир,

В общем-то зелёный, молодой народ.

Там веками ветры да снега мели,
Там совсем недавно геологи прошли.
Будем жить в посёлке мы,

пока что небогатом,

Чтобы все богатства взять из-под земли.

…Мчатся самолёты выше облаков,
Мчатся, чуть похожие на больших орлов,
Мчатся над тобой они,

Лёту к нам в Таёжный несколько часов!

Припев.

В Сибирь, за песнями

Песню, написанную в 1962 году в Братске, без всякой натяжки можно приравнять к песне, сочинённой в 1919-м на Восточном фронте или в 1943-м на Курской дуге.

«Главное, ребята, сердцем не стареть» — только одна из яркого и разнообразного цикла песен, созданных небольшим, но дружным коллективом — композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым.

Эти трое отправились в экспедицию, которая ими самими была названа «В Сибирь, за песнями», и привезли… Нет, это я неверно говорю, неправильно. Молодые авторы оставили в Сибири целый отряд песен, сразу полюбившихся молодёжи. Привезли их в Москву, но главное — оставили в Сибири!

Вообще говоря, циклы песен, рождающиеся в результате творческой поездки,— дело в советском песенном творчестве традиционное.

Выезды поэтов и композиторов постепенно превратились в добрую традицию нашей творческой и общественной жизни. Но по опыту знаю — в поездке создаётся несколько песен, иногда даже много песен, а к людям во всеобщие друзья в лучшем случае попадает лишь одна. Если она станет всенародно известной, то и это чудесно. Другие, быстро уходящие в забвение песни выполняют роль безмолвных помощников песни, которая прославилась.

А вот Пахмутова, Гребенников и Добронравов в результате первой в их жизни поездки в Сибирь создали целый букет известных ныне и любимых молодёжью песен: «Девчонки танцуют на палубе…», «ЛЭП-500» (смелое решение — написать о линии электропередач и так вот неблагозвучно назвать песню; а вот с тех пор это ЛЭП звучит поэтично!), «Куба — любовь моя» (первое исполнение, показ этой песни проходил в интернациональном клубе Братска «Глобус»), «Марчук играет на гитаре» (молодцы — рассказали в песне о живом, действующем, неугомонном комсомольце, ещё и по фамилии назвали настоящей).

К циклу присоединилась написанная раньше песня «Геологи» — она приобрела достоверность после встреч с геологами, была одобрена, утверждена своими героями.

Ну, а о песне «Главное, ребята, сердцем не стареть» уже говорилось, как о результате сибирской поездки.

Справедливость и точность требуют дополнения: втрое больше песен было написано, они прозвучали, роль свою сыграли, но на большую дорогу не вышли, широкого признания не получили. Это вовсе не значит, что были они плохи. Просто есть такой закон — я о нём уже говорил,— не могут пятнадцать песен запеться сразу. Запелись пять — это уже чудо, из ряда вон выходящий случай.

Поездка молодых авторов в Сибирь была организована ЦК комсомола. Это была творческая командировка. Пусть на страницах юмористических журналов эта форма связи с жизнью постоянно высмеивается. Я не согласен с ироническим отношением к ней.

Пахмутова, Гребенников, Добронравов ездили в Сибирь с исполнителями — молодыми певцами; когда они двигались на пароходах по широким сибирским рекам, то даже возили с собой пианино. Знакомились с людьми, завязывали крепкие узлы дружбы, выступали на звенящих комариным зудом опушках тайги, в дощатых клубах, на пристанях. Знаю, найдутся скептики, скажут: «Подумаешь, работёнка! Вот если б они в тайгу пошли с геологами на всё лето или бетон в плотину клали…» Я думаю, что от таких подвигов композитора и поэтов песен не прибавилось бы. Экспедиция за песнями делала своё дело, за что и надо быть благодарным авторам.

Строители Братской ГЭС, молодёжь других строек Сибири очень радушно принимали своих песенников. Не гастролёрами, а товарищами были они. И остались друзьями на годы, не побоюсь сказать — на всю жизнь.

О зелёном, молодом народе, бесстрашно штурмующем глубины тайги, о людях, плывущих навстречу утренней заре, о братчанах, ставших братьями, и написана эта песня. Не всё мне нравится в её тексте: мне кажется, что образ «зелёное море тайги» несколько отягощается и даже разбивается предшествующими словами «о чём-то поёт». Это тяжеловато для песни, трудно петь. Но вот я критикую, а песню между тем поют — значит, авторы правы.

Поездка композитора Александры Пахмутовой и поэтов в Сибирь оказалась для них не просто двумя месяцами жизни, но событием всей жизни. Ведь, казалось бы, что прочней и устойчивей, чем поговорка? Была поговорка, присказка: «В Москву за песнями», а молодые энтузиасты утвердили её в новом отличном виде: «В Сибирь, за песнями».

Источник

Читайте также:  Признаки бытовой сказки и сказки о животных
Познавательное и интересное
Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973):