Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказа

Сказки

«Нравственные проблемы рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»

Открытый урок по теме: «Нравственные проблемы рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»

формирование у обучающихся навыков работы с текстом и мотивированного и осознанного чтения произведений;

— развивать умение характеризовать литературных героев и понимание «контраста» как способа анализа произведения

Создать условия для развития у обучающихся:

— умения осознанно и выразительно читать;

— самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, формулировать выводы, находить те части текста, которые подтверждают высказанное суждение;

— прогнозировать развитие событий на основе сюжета;

— выделять поступок как проявление характера героя;

Развивать умения формулировать учебную задачу, принимать и сохранять на протяжении всего урока.

Познавательные: развивать навыки работы с различными источниками информации.

Развивать умения опровергать чужую точку зрения, аргументированно отстаивать свою, строить диалог с учащимися и учителем.

развивать умение анализировать, навыки оценивания собственной успешности на основе совместно выработанных критериев

Тип урока: урок закрепления материала.

Применяемая технология: развитие критического мышления, ИКТ.

Формы работы на уроке : индивидуальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, карта критериального оценивания, маркеры, кла стеры, бабочки-наклейки, цветы красного, желтого, голубого цветов. Картины Маковского «Свидание» и картину В. Перова «Тройка».

І. Введение. Установление межличностного контакта.

(1 СЛАЙД) Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я рада вновь вас приветствовать на уроке литературы! А начать мне его хотелось с выразительного чтения притчи в исполнении вашей одноклассницы – Ксении Шороховой.

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Учитель: Расскажите, как вы поняли эту притчу? О чем она?

Ученики: Результат любого дела будет зависеть от приложенных сил

Учитель: Как вы уже успели заметить, на ваших столах тоже находятся бабочки – они символизируют настроение: красная – отличное настроение, жёлтая – настроение хорошее, зелёное – настроение неплохое, но могло бы быть и лучше, синяя – настроения нет. Предлагаю каждому из вас выбрать бабочку, исходя из того, какое ваше внутреннее состояние на данный момент и прикрепить свою бабочку на Древо Мудрости – это дерево талисман сегодняшнего урока, который будет помогать вам справляться с трудностями, возникающими на пути изучения темы урока.

Обучающиеся прикрепляют бабочек на Древо Мудрости

Учитель: Отлично! Теперь мы знаем настроение друг друга. Думаю, так нам будет гораздо легче работать. Приступаем к обозначению темы урока.

(3 СЛАЙД) Обратимся к слайду – на нём изображены картины известных художников: Владимира Маковского и Василия Перова. Скажите, пожалуйста, что общего в этих картинах. И как это может быть связано с темой нашего урока?

Ученики: Картины изображают тяжёлое детство, и в них мы можем увидеть героев, похожих на главного героя рассказа Андреева – «Петька на даче»

Учитель: Так о чём же будет идти речь на сегодняшнем уроке? Какое произведение мы продолжим изучать?

Ученики: Мы продолжим изучать рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Учитель: А какая именно тема будет изучена, вы узнаете, подумав над названиями ваших групп, в которые вы разделились ещё на прошлом уроке. Что обозначают названия ваших групп?

Ученики: Человеческие качества

Учитель: А важны ли данные качества в современном мире? Почему?

Ученики: В наш жестокий век, когда вокруг процветает непонимание и жестокость важно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ и хранить в себе эти качества

(5 СЛАЙД) Учитель: Совершенно верно. А тема нашего урока будет звучать следующим образом: «Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»

Учитель: Давайте вспомним о правилах работы в группах

Ученики: Уважать мнение друг друга

· Слушать и слышать друг друга

· Принимать активное участие в деятельности группы

(7 СЛАЙД) Учитель : Перед началом урока каждый из вас получил свою роль для участия в групповой работе, давайте ещё раз вспомним обязанности каждого участника урока

СПИКЕР: обучающийся, который оглашает результат проделанной работы, т.е. отвечает на поставленный вопрос.

СЕКРЕТАРЬ: обучающийся, который фиксирует ответы на вопросы в текстовом формате, т.е. записывает ответы на вопросы.

Хронометражист: следит за временем выполнения задания и по сигналу собирает выполненные работы

Оценщик: работает с оценочным листом, объективно оценивает работу каждого участника группы.

ІІ. Презентация нового материала и его практическое применение.

Задание №2. Стратегия «Гармошка»

Опрос учителем домашнего задания:

(8 СЛАЙД) Работа с вопросами, подготовленными дома.

Учитель: Итак, скажите, это новый материал? Это новая тема?

Учитель: Для работы на уроке нам необходимо будет вспомнить, на какие условные части можно разделить рассказ

(10 СЛАЙД) Ученики: ПЕТЬКА В ПАРИКМАХЕРСКОЙ

(11 СЛАЙД) Задание №3. Ваши ассоциации со словом «Детство» напишите на классной доске: родители, семья, любимые игрушки, беззаботное время, счастливая пора. Из каждой группы по два человека записывают на доске

(12 СЛАЙД) Задание № 4 Работа с текстом. Мозговой штурм ( 10 мин)

Учитель раздает каждой группе вопросы по 3 частям произведения и предлагает внимательно прочитать и выполнить задания к текстам:

— Как вы его себе представляете? Опишите.

— Почему он был похож на «маленького старичка»?

— Почему Петька не знал, куда ему хочется?

— Как вел себя Петька в вагоне? Почему?

— Как изменился Петька? Расскажи

— Как вел себя Петька на природе? Почему он боялся леса?

— Что полюбил Петька?

— Как Петька воспринял весть о том, что он должен ехать в город? Почему?

— Как отнеслись к его поведению взрослые?

— Как к происходящему относится автор?

— Почему Петька так изменился?

— Как вы назовете І часть? (Маленький старик )

— Что такое прототип? (Прототип это реальный человек, послуживший автору основой для создания образа литературного героя).

— Как вы назовете ІІ часть? (Осуществление мечты)

— Какие два мира противопоставлены друг к другу? (Мир города и мир дачи)

(13 СЛАЙД) Задание №4. Групповая работа «Строим дом»

(14 СЛАЙД) Учитель: Как вы думаете, почему так резко противопотавлены город и дача и их цветовая гамма? В литературе данный приём называется контраст. Обратимся к словарям, которые находятся на ваших столах.

Читайте также:  Сказочный рисунок из сказок

(15 СЛАЙД) ІҮ. Задание №6. Закрепление нового материала. Рефлексия

— Над каким произведением мы работали?

— Какова основная мысль произведения?

— Какие нравственные проблемы затронул автор в своём рассказе? (автор помог задуматься о том, как люди должны относиться друг к другу, затронул тему милосердия сострадания, чуткости, ответственности взрослых за судьбу детей)

— Чему учит данное произведение и каким должен быть человек?

— Давайте из таких человеческих качеств создадим цветик-семицветик? Лепесток выберите по типу своего настроения

(16 СЛАЙД) ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК: доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие.

Ү. Оценивание. Учитель предлагает оценить работы друг друга при помощи карты критериального оценивания. Ученики — оценщики каждой группы оценивают свою работу, используя данный метод.

(17 СЛАЙД) ҮІ. Домашнее задание. На выбор:

1. Нарисовать обложку к рассказу Л.Н. Андреева

2. Дописать возможный финал рассказа

3. Написать сочинение на тему: «Образ матери в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче»

Источник

Конспект урока «Нравственная проблематика рассказа Л. Н. Андреева «Петька на даче» 5 класс

Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Сегодня нам проблему предстоит решать.
Мы будем много думать, анализировать, размышлять. На серьёзный вопрос мы должны найти ответ: нравственность – это важно или нет?

II. Вступительное слово учителя

– Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче».
– Кто главный герой произведения?
– А о чём этот рассказ?
– Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства, познакомимся с новыми литературоведческими терминами.
Автором рассказа «Петька на даче» является Л.Н. Андреев, давайте вспомним личность автора, с которой мы познакомились на прошлом уроке. Что вы можете сказать о нем? (мечтал быть живописцем, был очень талантливым актером и литератором, основная тема его товорчества – дети, трудное детство))

Обращение к иллюстрации в учебнике стр. 37.

– Скажите, а какие чувства вы испытывали, когда рассматривали эти картины? (Безрадостное чувство, настроение подавленное, жалость)
– Как вы думаете, что помогло художникам вызвать у нас эти чувства? (Краски, одежда героев, убожество помещений, позы героев)
– А теперь, ребята, рассмотрим, как тема трудного детства раскрывается в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче. Этот рассказ написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений Андреев не выдумывал, у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на экране.

Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».

Почему же свой рассказ Л.Н. Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

— На какие 3 части можно поделить рассказ? (Петька в городе, Петька на даче, Возвращение в город)

Художественная деталь (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств художественной выразительности: яркая мелкая подробность, помогающая писателю в создании художественного образа.

Найти описание города в тексте (стр.35) Выпишите из прочитанного отрывка слова и сочетания слов, содержащие описани бульвара и жителей города.

– Какое же впечатление у нас вызывает описанный писателем город? (Неприятное.)
И в таком городе живёт 10-летний мальчик.
– Что чувствовал Петька, находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом. (Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…стр. 37)
– В какой части рассказа герой попадает в иной мир? (Во 2-й части). Найдите в тексте и зачитайте предложение, которое присоединяет вторую часть рассказа к первой (Много ли мало ли жил Петька…)
– Что напоминает эта фраза по своему строению? (Сказочный оборот). И это не случайно, потому что всё, что происходит дальше, герой воспринимает как сказку. Сказка начинается уже в вагоне поезда.
– Как ведёт себя Петька во время поездки? (Он смотрит в окно, вскакивает со своего места, перебегает к другому окну)
– Какие чувства он испытывает во время поездки? (Чувства восторга, радости).
То есть изменяется его внутреннее состояние. Чувства восторга, радости переполняют мальчика. Он начинает интересоваться тем, что происходит вокруг.
– А как отнеслись к его восторгу незнакомые пассажиры? (Многие улыбались ему, и лишь один господин раза два неприязненно покосился на мальчика).
– А внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста. («Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»стр. 39 внизу)).
– Действительно, совсем недавно мальчик уехал из города, но изменился не только внутренне, но даже внешне. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины.

– Как же жил Петька даче?

Контраст – одно из средств выразительности, сопоставление противоположных качеств, способствующих их усилению.

VIII. Заключительное слово учителя

Но помните: навсегда это качество останется только в том случае, если вы будете его ценить и постоянно в себе воспитывать.

X. Домашнее задание

1. Выписать в ОК определение термина «Контраст»

2. Прочитать статью О Куприне (стр. 47-48), выписать в тетрадь ключевые слова и фразы (основные мысли каждого абзаца), пересказ статьи

Источник

Анализ рассказа «Петька на даче» (Л. Андреев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.07.2020 · Обновлено 16.07.2020

Леонид Николаевич Андреев – прозаик, представитель Серебряного века в русской литературе. Его художественные произведения сначала печатались только в газетах и журналах, но уже на тот момент имели значительный успех. Первая его книга «Рассказы» вышла в 1901 году. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Петька на даче» по плану, который познакомит с сюжетом, персонажами, проблематикой произведения и критикой на него.

История создания

Произведение Л.Н. Андреева имеет свою историю написания. В основе рассказа «Петька на даче» заложена жизненная история известного московского парикмахера и однофамильца писателя по имени Иван – его воспоминания о детстве, проведённом у цирюльника в качестве ученика. Во времена жизни прототипа главного героя дети из бедных семей работали, как и взрослые, ведь родители не могли их содержать на свои скудные зарплаты. Самой распространенной формой заработка была жизнь в учениках: за еду и кров ребятишки усердно трудились и постигали азы мастерства. Но и отношение к ним было соответствующее — как слугам, которые кругом обязаны хозяину.

Читайте также:  Рассказ о партизанской войне в романе война и мир

Иван Андреев прожил долгую жизнь, был награждён почётным дипломом на конкурсе в Париже. Тяжёлые воспоминания о детстве навсегда остались с ним. Но, возможно, именно тернистый путь помог ему добиться успеха и остаться на вершине.

Впервые рассказ был напечатан в периодическом издании «Журнал для всех» в 1899 году.

Жанр, направление

«Петька на даче» – это детский рассказ остросоциального характера. Л.Н. Андреев рассказывает историю, которая затронет многих читателей, особенно тех, кто сталкивался с подобными ситуациями в жизни.

Автор будто тоже участвует в рассказе и подаёт события реалистично, так, что начинаешь сопереживать герою и чувствовать его эмоции. Направление творчества Андреева — реализм.

Композиция

Рассказ «Петька на даче» имеет кольцевую композицию: начало и конец произведения практически одинаковы.

Действие начинается и заканчивается в парикмахерской, где мальчик работает. Автор использует такой приём для придания объёмности и атмосферы происходящего.

Суть: о чём рассказ?

Главный герой – десятилетний мальчик Петя из бедной семьи. Его отдали в качестве ученика к парикмахеру Осипу Абрамовичу, где он выполнял тяжёлую работу. Парикмахер сердито глядит на ребёнка, шепча угрожающе: «Вот, погоди!». Значит, ребёнка ждёт наказание. Петя всё время хочет спать. Около глаз и под носом у него появились тонкие морщинки, а на голове нехорошие струпья. Он был худой и слабый. Мальчику казалось, что всё происходящее вокруг неправда, а лишь сон. Он был апатичен, но при этом его тянуло в другое место. Этим самым другим местом оказалась дача в Царицыно, где жили господа Петиной мамы.

Мама забирает ребёнка на дачу, в дом, где она работала у хозяев кухаркой. В поезде мальчику было удивительно и ново видеть за окном меняющиеся картины. Он никогда не был в деревне, поэтому, когда увидел полянки, леса и реку, всё это казалось ему странным, но интересным. Со временем Петя проникся новой жизнью. Он понял, что именно этого так просила его рвущаяся в неизвестность душа. Он подружился с мальчиком Митей, гимназистом, который помог ему освоиться в новом месте, вдвоём они играли и рыбачили. В нём проснулась детская игривость, пропали с лица морщинки, немного прибавился вес. Природа оживила ребёнка. Пробыв там некоторое время, он вдохнул свободу.

Но вдруг ему говорят, что пора возвращаться обратно. У Пети случилась истерика: он заплакал, упал и начал кататься по земле, но затем успокоился и покорно вернулся в город. По пути обратно мальчик уже не наблюдал за сменяющимися пейзажами за окном. Когда он оказался в парикмахерской, то вновь слышал крики Осипа Абрамовича, вздрагивал и бежал на его зов. Ночью он рассказывал Николке о том, что такое дача.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Петька на даче» сосредоточены в одной таблице, где Многомудрый Литрекон дал характеристику каждому из них:

Петька главный герой рассказа. Он меланхоличный, грустный и всё время сонный. Не находя в своей городской жизни никакой радости, мальчик вечерами сидит у окна, ссутулившись, и смотря на улицу. Ребёнок даже не помнил, сколько времени уже работал в парикмахерской. У него есть друг – напарник по работе — Николка. Общаясь с ним, Петя мечтает быть похожим на него, но пока что не делает в этом попыток и остаётся собой. Он родился и рос в городе и не знал другой жизни. Попав в Царицыно, мальчишка увидел мир совершенно другим. Когда он вернулся в город, то рассказывал своему другу о том, что такое дача. Петя, работая в парикмахерской, был несколько отчуждён от окружающих людей, погружён в себя. Когда за ним пришла мама, чтобы отвезти его на дачу, он обрадовался и даже забыл про Николку. Это говорит о том, что мальчика ничто не держало в кругу городской жизни. Он раскрыл свой настоящий характер, побывав на свободе. В нём сразу явилась детская жизнерадостность и непосредственность. «…был самым маленьким из всех служащих в заведении. Петьке было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал товарищу». «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».
Николка тринадцатилетний мальчуган с дерзким характером, который перенял от взрослых плохие манеры поведения. Он работает в парикмахерской давно, и скоро должен был перейти в подмастерья. Он обучал Петьку, как правильно стричь посетителей. Он курит, рассказывает Петьке о том, что пробовал водку. Мальчик знал многих взрослых, ходивших к ним в парикмахерскую, по именам, и рассказывал Пете грязные истории об этих людях, смеясь и скаля зубы. Из этого можно сделать вывод, что он груб и разочарован в жизни. Но в душе мальчишки таится забитый ребёнок, испытывающий боль. Когда к Пете пришла мама, чтобы забрать его на дачу, Николка чувствовал глубокую тоску оттого, что матери у него нет. Он, как и главный герой рассказа, не знал, что такое дача. «Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и возвращался оттуда, счастливый и смеющийся ».
Осип Абрамович парикмахер и попечитель Пети, отличающийся строгим нравом, особенно по отношению к главному герою. Также этому герою свойственны равнодушие и чёрствость. Отрывисто крича «Мальчик, воды!», он требует, чтобы его просьбу Петя выполнил как можно быстрее, и когда этого не происходит, он сердится, а потом наказывает Петю. У него был «…быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шепота».
Надежда мама Пети, бедная и одинокая женщина, служащая кухаркой. Она любит и жалеет своего сына. Надежда попросила Осипа Абрамовича поставить на ноги её сыночка, так как сама не может его обеспечивать. Когда она с Петей ехала в поезде, ей очень хотелось рассказать господину с газетой о своей жизни: о том, что её мальчик уже три года живёт у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, ведь у мамы на случай болезни и старости нет иной поддержки. Её мимолётное желание поведать свою историю неизвестному человеку создаёт о ней впечатление, как о человеке беспомощном и покинутом. На даче мать старалась лучше кормить сына. «Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар».
Митя гимназист из Царицына. Он завлёк Петю в свои игры, отчего ребёнок раскрылся и почувствовал вкус детства. Кожа его была смуглая, а волосы выглядели почти белыми, потому что выгорели на солнце. Это говорит о его постоянной жизни на природе. Он весёлый, дружелюбный, любит фантазировать. «Он ловил в пруде рыбу, когда Петька увидал его, бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошелся».
Читайте также:  Почему в рассказе муму барыня приказала избавиться от муму

Тематика рассказа «Петька на даче» поможет аргументировать свою точку зрения в любом эссе, родственном по содержанию:

Проблемы

Судьба главного героя является типичной для ребёнка из бедной семьи, жившего в конце XIX века. Своим рассказом «Петька на даче» автор пытается привлечь внимание общества к положению детей в капиталистической среде, в которой царит несправедливость.

Произведение иллюстрирует социальное расслоение общества, в котором детям нет возможности оставаться детьми. Они с детства, как взрослые, должны зарабатывать деньги своим трудом. Автор в своё время замечал, что только реальные шаги и деятельность государства могут изменить положение. Такова нравственная проблематика произведения «Петька на даче».

Основная идея

Главная мысль рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче» выражена хоть и не прямо, но, безусловно, очень понятно для читателя. Автор говорит о том, что всякое дитя имеет право на счастливое детство, а ранняя принудительная работа и лишение его простых детских радостей может нанести незаживающую рану, не дать ему развиться как личность, отобрать возможность радоваться жизни. Таков смысл рассказа «Петька на даче».

Чему учит?

Л.Н. Андреев в своём рассказе «Петька на даче» заставляет задуматься, что нельзя растить ребёнка в условиях дисгармонии, среди общества, в котором отсутствуют моральные нормы и процветают конфликты. Автор учит тому, что дети – это продолжение жизни, и нужно сделать всё возможное, чтобы будущее было светлее и добрее за счёт правильно воспитанных людей. Таковы нравственные уроки, которые можно увидеть в произведении «Петька на даче».

Из текста можно привести пример отношения взрослых к Пете. Барин и барыня, проживающие на даче, где побывал мальчик, видят его в приступе безудержного плача из-за того, что его хотят забрать обратно в город. Они говорят о том, что его жалко, но тут же вспоминают, что кому-то сейчас намного хуже, чем ему. После такого вывода они принаряжаются и едут на танцы. Вывод напрашивается сам собой: истинная гуманность состоит в том, чтобы помочь ребёнку, а не проявлять к нему лишь жалость. Такова мораль рассказа Л.Н. Андреева.

Критика

Мнение критиков о книге сходится в том, что рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» очень похож на произведение А.П. Чехова «Ванька». Также имеется сходство с другими книгами, такими как «Спать хочется» А.П. Чехова, «Гуттаперчивый мальчик» Д.В. Григоровича, «Дети подземелья» В.Г. Короленко, «Домой» Н.Д. Телешова, «Белый пудель» А.И. Куприна, «Дед Архип и Лёнька» М. Горького. Их объединяет одна тема – трудное детство.

О произведении Л.Н. Андреева были как положительные, так и отрицательные отзывы критиков. Представляем Вам мнения критиков, составивших своё мнение о рассказе «Петька на даче».

К. Сараханов в своём литературном очерке назвал рассказ Л.Н. Андреева «прелестной вещью». Его отзыв состоял в основном только из пересказа сюжета, но при этом подчёркивался драматизм детской жизни мальчика.

Были и негативные отзывы о произведении автора. Например, Н. Соколов замечал, что некоторые эпизоды нереальны. Например то, что загоревшее лицо Мити писатель сравнил с цветом вагона второго класса. «Нехарактерность, придуманность этого сравнения бросается в глаза», – пишет критик. Он считал, что Л.Н. Андреев не мог создать тип, и во многих его произведениях невозможно увидеть ни одного ярко прописанного художественного образа. А. Ефимов охарактеризовал рассказ как «слабый и растянутый».

Н. Д. Урусов выделил рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» среди остальных произведений автора в том смысле, что здесь автор проникается глубоким сочувствием к главному герою. Критик замечает, что сопереживание автора заставляет читателя проникаться с ещё большей силой к ребёнку, описанному в рассказе, и выносить из него печальное чувство от «жалкой жизни жалких детей».

Н.Л. Геккер рассматривал светлую сторону рассказа и описывал то приятное, тёплое впечатление, что оставляет после себя произведение Л.Н. Адреева. Критик писал:

«Что может быть безотраднее этой маленькой, в самом начале загубленной жизни, и однако же, выносите вы из чтения не отчаяние и безверие, а какую-то теплоту и что-то хорошее, нечто вас поддерживающее и возвышающее, и это нечто может быть если не формулировано, то сведено к выводу: Петька еще не погиб, ибо он завещал матери: “Ты удочку спрячь!” – и его надо непременно вернуть на дачу, отдать его полям, лесу и озерам. Но если это невозможно, останется ему спасением однажды изведанное счастье: оно не допустит его до окончательного падения…»

В.Ф. Боцяйовский также видел оптимистическую ноту в пессимистическом рассказе Л.Н. Андреева. Критик на страницах произведения видит искрящиеся отрадные слёзы, выражающие любовь к настоящей жизни. Он пишет:

«Разве не ужасна жизнь этого несчастного Петьки, обреченного провести лучшие свои детские годы в тёмном подвале парикмахерской, и разве не восторг перед жизнью несколько недель, проведённых тем же Петькой на даче, на лоне природы? Прочтя этот рассказ, так и хочется сказать:

– Нет, жизнь прекрасна, жизнь великолепна. Портим мы ее сами, мы не умеем её искать, иногда сознательно, иногда бессознательно ищем ее не там, где она есть на самом деле, сами бежим от неё»

И.П. Баранов писал, что среди остальных рассказов Л.Н. Андреева о детях самый большой интерес представляет именно рассказ «Петька на даче». В этом произведении ясно звучит главный мотив творчества писателя. Он считает, что главному герою рассказа как раз подходит психологическое определение самого автора – «современный дикарь». Вместе с этим критик отмечал, что Л.Н. Андреев в своём произведении раскрывает для читателя свою душу: оттеняется серое безверие автора на фоне веры ребёнка.

Уже при жизни писателя рассказ «Петька на даче» был переведён на многие языки: английский, французский, немецкий, болгарский, финский, хорватский, сербский, японский, нидерландский, иврит и индиш. Именно этот рассказ Л.Н. Андреева крайне часто переиздавался в СССР в книгах для детей даже с 1930 по 1950 годы, когда имя писателя было несколько забыто.

Источник

Познавательное и интересное