Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
воскресенье, 26 апреля 2020 г.
Русская сказка «Петр и Петруша»
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Петр и Петруша» и их характеристика
Чему учит сказка «Петр и Петруша»
Сказка учит смелости, решительности, мужеству. Учит не впадать в отчаяние, не останавливаться перед трудностями. Учит справедливости, благодарности. Учит быть честным и думать о пользе государства.
Отзыв на сказку «Петр и Петруша»
Мне понравилась эта сказка, в которой царь Петр открывается с еще одной стороны. Он оказывается не только грозным, но и справедливым. Он умеет не только наказывать, но и миловать. Мне понравилось, что он сделал полковником обычного солдата, и не только потому, что тот его спас, а потому что солдат был честным. Так Петр боролся с коррупцией.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Петр и Петруша»
Любил царь Петр одеваться в простую одежду и охотиться. Вот раз заплутал царь на охоте, полночи по лесу бродил, и на солдата наткнулся. А солдат был беглым.
Стал Петр расспрашивать солдата, и оказалось, что зовут того Петр Алексеевич, родом он Оттуда, а из полка сбежал, потому что полковник его смертным боем бил за потерянную пуговицу.
Расспросил царь солдата и про житье солдатское, про кашу да говядину, и только головой покачал.
На вот увидели Петр и солдат высокую сосну. Залез на дерево Петр и углядел вдали огонек. Пошли они в ту сторону и к дому вышли. Стучал солдат в двери, стучал, открывает наконец старуха древняя. Видит солдат, не рады им в доме. Подозрительно ему стало. Поели, что старуха дала, да на сеновал отправились.
А солдат не спит, караулит. Видит, приезжают к дому пять человек, разбойники. Старуха их встречает, да про гостей рассказывает. Она и галуны золотые приметила, и рог серебряный.
Старик разбойник посылает одного сына гостей прирезать. А солдат не спит. Как только разбойник показался, он его тесаком и под лестницу.
Так всех разбойников по одиночке и порешил. Разбудил Петра, разбойников показал. Насели они на старуху, та им показала, где разбойники деньги хранили. Солдат набил полные карманы, а Петр одну монетку взял.
Вышли они на дорогу, и Петр, который на коне был, поскакал вперед, наказав солдату во дворец прийти и Петрушу спросить.
Пришел солдат по дворец, проводил его привратник к царским покоям. Вышел к солдату царь, и видит солдат, что царь на Петрушу похож. Петр вертит в руках разбойничью монету, и солдат понимает, с кем на сеновале ночевал.
Поблагодарил Петр солдата, и назначил полковником, взамен казнокрада.
Чтение сказки (с. 13–19) учащимися «цепочкой».
5. Работа над содержанием сказки.
– Где происходит действие этой сказки?
– Как же встретились Петр и Петруша?
– Как представился Петр? Как вы думаете почему?
– Как Петр определил, «какого полка» Петруша?
– Почему Петруша бежал со службы? Подтвердите свой ответ словами из текста.
– Что еще рассказал Петруша о своей службе?
– Как главные герои сказки высмотрели в непроглядной тьме дом? Кто их встретил в этом доме? Зачитайте слова, которыми встретила их старуха. Была ли старуха действительно рада этой встрече?
– Как вел себя Петруша? Как он разговаривал со старухой?
– Где было отведено место для ночлега?
– Почему солдат согласился ночевать на сеновале?
– На сколько частей можно разделить прочитанный отрывок? Как вы озаглавили бы каждую из частей?
– Хотелось ли вам оказаться на месте одного из героев?
Пересказ от лица одного из героев.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:перечитать сказку (с. 13–19) и придумать продолжение; к рисунку учебника (с. 17) подобрать слова из текста.
Урок 5
«ПЕТР И ПЕТРУША». Русская народная сказка
(окончание)
Цели:развивать речь, воображение, творческие способности учащихся, умение подробно отвечать на поставленные вопросы; учить правильному, вдумчивому чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выборочное чтение.
– Зачитайте отрывок, в котором солдат рассказывает о своей службе в полку.
– Зачитайте отрывок, рассказывающий о действиях Петра, высматривающего дом.
– Зачитайте отрывки, которые служат описанием того дома, где остановились на ночлег путники.
2. Творческое задание.
– Какое продолжение сказки придумал каждый из вас?
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– А как закончил эту историю народ, мы узнаем, прочитав продолжение сказки (с. 20–29).
2. Чтение учителем текста сказки «Петр и Петруша».
Беседа по содержанию сказки.
– Какая из версий продолжения сказки, придуманных вами, оказалась ближе к оригиналу?
– Какая опасность подстерегала путников?
– Как удалось Петруше справиться с разбойниками? Какими качествами обладал этот солдат?
– Понял ли Петруша, кем был его тезка?
– Какие качества царя отражены русским народом в этой сказке?
– На сколько частей можно разделить прочитанный отрывок? Как озаглавить каждую часть?
4. Работа по вопросам учебника (вопросы 2, 3, 5).
5. Повторное чтение сказки учащимися про себя и подготовка ответа на вопрос 6 учебника.
IV. Подведение итогов урока.
1. Вопросы:
– О каких качествах царя свидетельствует эта сказка?
– По каким признакам можно говорить о том, что это произведение – сказка? Что же необычного, «сказочного» в этом произведении?
– К какому виду можно отнести эту сказку? Почему?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание:выразительно читать сказку (с. 13–29) и подготовить ответы на вопросы 8, 9 учебника.
Урок 5
«ПЕТР И ПЕТРУША». Русская народная сказка
(окончание)
Цели:развивать речь, воображение, творческие способности учащихся, умение подробно отвечать на поставленные вопросы; учить правильному, вдумчивому чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выборочное чтение.
– Зачитайте отрывок, в котором солдат рассказывает о своей службе в полку.
– Зачитайте отрывок, рассказывающий о действиях Петра, высматривающего дом.
– Зачитайте отрывки, которые служат описанием того дома, где остановились на ночлег путники.
2. Творческое задание.
– Какое продолжение сказки придумал каждый из вас?
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– А как закончил эту историю народ, мы узнаем, прочитав продолжение сказки (с. 20–29).
2. Чтение учителем текста сказки «Петр и Петруша».
Беседа по содержанию сказки.
– Какая из версий продолжения сказки, придуманных вами, оказалась ближе к оригиналу?
– Какая опасность подстерегала путников?
– Как удалось Петруше справиться с разбойниками? Какими качествами обладал этот солдат?
– Понял ли Петруша, кем был его тезка?
– Какие качества царя отражены русским народом в этой сказке?
– На сколько частей можно разделить прочитанный отрывок? Как озаглавить каждую часть?
4. Работа по вопросам учебника (вопросы 2, 3, 5).
5. Повторное чтение сказки учащимися про себя и подготовка ответа на вопрос 6 учебника.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Тесты для 4-го класса по литературному чтению
Тест по сказке «Петр и Петруша»
Выберите один ответ.
1) Где произошла встреча Петра и Петруши?
2) Где остановились на ночлег путники?
3) Как вел себя со старухой солдат?
4) Какая пословица относится к сказке?
a. Сам погибай, а товарища выручай.
b. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
c. С умным разговориться, что меду напиться.
5) Кем же был Петруша?
Тест по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»
Выберите один ответ.
1) Что увидела русалочка, когда в первый раз всплыла на поверхность моря?
a. берег, дома, принца
b. корабль, людей, принца
c. море, берег, людей
2) Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
3) Что взяла ведьма за помощь у русалочки?
4) Почему русалочка превратилась в морскую пену?
a. не хотела убивать принца
b. любила принца
c. стало жалко принца
5) Сколько принцесс дочек было у морского царя?
6) Сколько лет живут русалки?
7) Почему сестры русалочки лишились своих роскошных волос?
a. подарили их ведьме
b. хотели избавить сестру от смерти
c. обменяли их на острый нож
8) Кто спас принца во время бури на море?
a. девушка
b. русалочка
c. прекрасная принцесса
Ю.Ермолаев «Нитка с иголкой»
Выберите один ответ.
1) Это произведение.
2) От чего лица ведется рассказ?
a. от лица автора-рассказчика
b. от лица персонажа
c. от лица автора-персонажа
3) Почему Наташа пошла в театр с Эдиком Кравцовым?
a. родственники идти в театр отказались и Веры не было дома
b. Наташа хотела обидеть Веру
4) Что означает выражение ОПРОМЕТЬЮ БРОСИЛАСЬ К ОСТАНОВКЕ?
a. подбежала к остановке
b. быстро подбежала к остановке
c. подошла к остановке
5) Поступки Веры тебя.
a. вызывают сочувствие
b. удивляют
c. возмущают
Тест по рассказу Н.Носова «Огородники»
Выберите один ответ.
1) От чьего лица ведется рассказ?
a. от лица автора-рассказчика
b. от лица персонажа
c. от лица автора-персонажа
2) Что получал в награду лучший огородник?
a. почетную грамоту
b. красное знамя
c. подарок
3) Почему ребята поставили пугало на участке мальчиков?
a. хотели посмеяться
b. как отстающим
c. хотели помочь
4) Почему мальчики стали отстающими?
a. у них болели ноги и руки
b. ленились
c. ночью вскопали чужой участок
5) Почему мальчикам не удавалось избавиться от пугала?
a. мешало пугало
b. Мишка все перепутал
c. мало работали
6) За что ребята получили красное знамя?
a. за урожай редиски
b. за урожай помидоров и кабачков
c. за урожай свеклы и моркови
Тест по произведению С. Маршака «Пожелания друзьям».
Выберите один ответ.
1) В какой строчке заключена главная мысль?
а. «Желаю вам цвести, расти, копить, крепить, здоровье»
b. «А все хорошее, друзья, дается нам недешево»
2) Выбери приемы для выразительного чтения стихотворения.
a. громко, четко, оптимистично.
b. тихо, медленно, пессимистично.
3) В какой роли выступил С. Маршак при создании этого произведения?
4) В какой строчке заключено пожелание успешной учебы?
a. «Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет»
b. «Оно для дальнего пути главнейшее условье»
5) Кому посвящено это произведение?
a. взрослым читателям
b. юным читателям
6) Выберите произведение, которое не принадлежит перу С. Маршака.
7) В каком разделе учебника находится данное произведение?
a. Мир – театр, люди – актеры.
b. Мир волшебных звуков.
c. Золотая колесница.
8) Какое значение вкладывает автор в строчку: «Дается нам недешево!»
a. «большое количество денег»
b. «с большим трудом»
9) Выбери тему данного произведения.
a. пожелания юным читателям
b. здоровье юных читателей
10) Выбери пример эпитета.
Тест по произведению «Маленький принц»
1) Кто автор повести «Маленький принц»?
a. Антуанде Сент Экзюпери
b. Жуль Верн
2. Назовите планету, на которой жил Маленький принц.
4. Какой цветок выращивал Маленький принц?
5. Кто жил на шестой планете?
6. О чем Маленького принца просил Лис?
7. Какой секрет Лис открыл Маленькому принцу?
a. Зорко лишь одно сердце.
b. Мы в ответе за тех, кого приручили.
8. Каким министром Король предлагал назначить Маленького принца у себя на планете?
a. Министром здравоохранения
b. Министром правосудия.
9. Что считал деловой человек, живший на четвертой планете?
10) Кто помог Маленькому принцу вернуться домой?
11) К какому литературному жанру относится «Маленький принц»