РАБОТА С ДЕТЬМИ «ИГРЫ С ПИКТОГРАММАМИ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБДОАУ № 10 «Игры с пиктограммами чувств и эмоций» Подготовила педагог-психолог Тухфатулина И.Г.
— Игры с пиктограммами
— «Подбери и назови» Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.
— «Найди пару» Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.
— «Превращения настроений» Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.
— «Колобки» Изображение колобка похоже на смайлик, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции. Используйте рисунки Колобка на прозрачном фоне, так детям проще анализировать психологическое состояние героя, а не сюжетные повороты, происходящие с ним. Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.
— «Эмоции в стране Смешарии» Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки. Предложите детям картинки со Смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.
Номер материала: ДБ-1462698
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Пиктограмма предложения для детей. Использование пиктограмм в работе с дошкольниками
Пиктограмма (от лат. pictus — «нарисованный» и греч. gramma — «запись», «письменный знак») — это рисунок-символ. Он изображает какое-то событие, объект или действие.
Пиктограммы использовали ещё до появления письменности, например, в Древнем Китае и Древнем Египте.
Сейчас пиктограммы используются как знаки, которые облегчают передачу информации.
Например, в качестве знаков на дороге или схематичного изображения какого-либо иного правила, в аэропортах, на вокзалах, в метро, для обозначения функций в компьютерах и т. д.
Примеры пиктограмм
Пиктограммы можно увидеть в правилах дорожного движения (дорожные знаки), на различных схемах, табло, навигационных указателях и даже в ребусах для детей.
Пиктограмма на дорожном знаке «Тоннель»
В месте, где расположена данная пиктограмма, можно принять душ
Пиктограммы с обозначением спортивных дисциплин
Пиктограммы в аэропорту для обозначения туалетов и комнаты матери и ребёнка
Пиктограмма, которая обозначает, где находится выход
Пиктограммы для перевозки грузов
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо немного варьировать, т. е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них. Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово — как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»? Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме.
Заданные выражения | Рисунки и объяснения больного | Восприятие спустя час |
Если же испытуемый сам не объясняет, следует у него каждый раз спрашивать: «А как вам это поможет припомнить заданное слово?». Не следует возражать или высказывать неодобрение, какие бы необычные связи больной не устанавливал, но если рисунки его слишком многопредметны, можно попросить его рисовать немного быстрее.
В этой пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам «разлука» и «справедливость». Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами. Рис. 2.3. Пиктограмма здоровой студентки
Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации (рис.2.4).
Рис.2.4. Выхолощенные бессодержательные символы.
Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему «веселый праздник» она сможет вспомнить по крестику, а «развитие» — по галочке, «болезнь» — по двум точкам, а «дружбу» по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует «веселый праздник» округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку— угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает «счастье» прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над «разлукой», а «сомнение» — прямой линией, упирающейся в зигзаг. Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует «сомнение» как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что «круг — это неуверенность», и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: «Как по-вашему, будет ли «неуверенность» уже или шире «сомнения» по площади?». Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией (рис.2.5, 2.6).
Рис.2.5. Символические зигзаги (больного шизофренией)
Рис 2.6. Пиктограмма больного шизофренией
Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи—символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает «счастье», а спускающаяся вниз рядом — «болезнь»). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков. Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние) Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь — труд, пьяница—забор).
Рис 2.7. Стереотипные рисунки
В целом методика «пиктограммы» очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.
Источник: Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
Методика «пиктограмма»
Это эксперимент с использованием пиктограмм, который помогает выявить, есть ли у человека психическое расстройство.
Человеку зачитываются слова и словосочетания, и он должен их все запомнить. В помощь ему даётся листок бумаги и ручка или карандаш.
Но ни буквы, ни цифры записывать нельзя. Слова можно только зарисовывать.
Затем листок у человека забирают и возвращают лишь спустя какое-то время. Смотря на свои рисунки, он должен воспроизвести слова, которые зачитывались.
Данный тест показывает не только, насколько хорошо развита у человека память. Но также его образ мышления.
Здоровый человек сможет подобрать изображение к слову. У человека с психическим отклонением это вызовет затруднения.
Использование пиктограмм в доу статья (старшая группа) на тему
Использование пиктограмм в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Автор статьи: Евсюкова Марина Николаевны
Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы – это средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций: символизации, формирование элементарных представлений и понятий.
В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Даже не зная, о чем идет речь, можно догадаться по рисункам.
Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данной методики расширилось.
Пиктограммы для развития ребенка используются довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.
Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы — это рисунки с дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.
Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка. Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи: • развить интерес к составлению творческих рассказов; • создать мотивацию к рассказыванию своих историй; • расширить словарный запас; • научить преодолевать робость, застенчивость; • воспитать умение свободно держаться перед аудиторией. Одно из правил запоминания гласит: « Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Наверное, каждый, готовясь к выступлению, делаете себе заметки.
В настоящее время перед нами – педагогами стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГОС ДО подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях и инклюзии (т.е. включение в педагогический процесс детей с отклонениями в развитии ).
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Поэтому, применение пиктограмм или мнемотехники, то есть различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является очень важным средством для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
В современном обществе возрастает количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и, являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе, тем самым будет способствовать интеграции детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум. Поэтому использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный ), тем больший эффект может получить : дети быстрее смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.
Мне нравится метод пиктограмм при заучивании стихотворений. Так как ребенок в современных условиях должен быть успешным и активным лично, а не только в группе, то этот метод позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка не только в группе детского сада, но и дома.
Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Если нужно передать настроение героя используются пиктограммы. Они поочередно демонстрируются при рассмотрении каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке и действии героя.
Пиктограммы являются нашими лучшими помощниками при пересказе сказок, использовании в играх:
«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай». Воспитатель читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.
«Продолжи рассказ». Педагог раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает его, опираясь на пиктограмму.
«Расставь правильно». Взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ, затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы детям.
«Составь свой рассказ». Ребенку предлагают пиктограммы, он самостоятельно должен составить рассказ.
Список использованной литературы:
«Пиктограмма – как промежуточное звено между внутренней и устной речью» — презентация
«Пиктограмма – как промежуточное звено между внутренней и устной речью»
«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон.
Цель: обеспечить дополнительную возможность развития связной речи ребёнка. Задачи: развить интерес к составлению творческих рассказов; создать мотивацию к рассказыванию своих историй; расширять словарный запас; учить преодолевать робость, застенчивость; воспитывать умение свободно держаться перед аудиторией.
Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам
Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л.С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».
Пиктогра́мма (от лат. Pictus рисовать и греч. Γράμμα запись) знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях.лат.греч.
Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. наглядную и доступную форму.
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
Знаю много я игрушек… Знаю много я игрушек, С ними мне совсем не скучно: Кубик, мяч, совок, сачок, Мишка, лейка, флаг, бычок. Ива Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить?
Использование схем – пиктограмм в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении является метод пиктограмм. Что такое пиктограмма?
В современной жизни нас окружает множество пиктограмм. Метод пиктограмм является одной из составляющих метода наглядного моделирования и является одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но и имеют возможность её видеть. Азбука символов.
Азбука символов схем-пиктограмм для речевого развития у дошкольников
Этапы работы с пиктограммами 1.Ознакомление ребёнка со знаком символом и уточнение его понимания 2.Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций 3.Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.
I ЭТАП Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания 1.Идентификация символа: показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом (животным, человеком) или его реалистичным изображением на картине. 2.Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. 3.Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. 4.Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). 5.Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый. Например, «Папа забивает гвоздь».
1.Идентификация символа: Опознать пиктограммы и соотнести с реальным предметом (животным, человеком) или его реалистичным изображением на картине. Схема: Предмет→ демонстрация картинки → пиктограмма. Глагол → демонстрация действия → картинка действия → пиктограмма. Признак → демонстрация (форма, величина, цвет, → картинка → пиктограмма.
2.Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. 3.Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
5.Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый
«Ознакомление детей со знаком-символом и уточнение его понимания». «Соотнести знак пиктограммы с реальным предметом» Фотоиллюстрации к I ЭТАПУ Игра « Отгадай предмет по пиктограмме «Конструирование фразы с помощью пиктограмм»
II ЭТАП. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций 1.Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом 2. Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. 3.Четвёртый лишний. 4.Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, (уши – слушать; глаза – смотреть). 5.Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).
1.Составить из пиктограмм пару 3.Найти и исправить ошибку в парах 2.Тематическая группа пиктограмм 3.Найти и исправить ошибку во фразах из пиктограмм
Найти пиктограмму одной тематической группы Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную) Фотоиллюстрации ко II ЭТАПУ Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм
Составление логических цепочек.
Составление логических цепочек
Составление фраз из пиктограмм по смыслу (логическая цепочка) Составление из пиктограмм предложений по предложенной фразе педагога Фотоиллюстрации к III ЭТАПУ
Использование наглядного моделирования, представленного в виде графической формы (пиктограммы), в формировании различных видов речевой деятельности. Виды речевой деятельности 1.Составление описательных рассказов о предмете. 2. Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов. 3. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием пиктограмм. 4. Этапы работы по заучиванию стихотворения с помощью пиктограмм. 5. Рассказ с элементами творчества – придуманные детьми рассказы с самостоятельным
Составление описательного рассказа о птицах («Сорока –белобока»)
4. Заучивание стихотворения по пиктограммам Этапы работы по заучиванию стихотворения: 1. Эмоционально прочитать детям разучиваемое стихотворение. 2. Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. 3. Построчно зарисовать стихотворения в пиктограммах, привязав каждое слова в стихотворении к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. 4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по пиктограммам взрослого, а потом ребёнка.
у детей с ТНР
В речи детей существует множество проблем:
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2.Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
4.Употребление нелитературных слов и выражений.
5.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
6.Неспособность построить монолог:сюжетный или описательный
7.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
8.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Цель: обеспечить дополнительную возможность развития связной речиребёнка.
1.Развить интерес к составлениюрассказов;
2.создать мотивацию к рассказыванию ;
3.расширять словарный запас;
4.учить преодолевать робость, застенчивость;
5.адаптация в окружающей реальности;
6воспитывать умение свободно держаться перед аудиторией.
Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребностьребенка в общенииявляется метод пиктограмм.
Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
В современной жизни нас окружает множество пиктограмм. Метод пиктограмм является одной из составляющих метода наглядного моделирования и является одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания.
Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но и имеют возможность её видеть.
Графическая модель (пиктограмма) должны быть демонстрационные и раздаточные. Для понятия ребенком знаковых изображений вводится модель индивидуально. Потом на занятии со всеми детьми, далее в самостоятельное пользование, в игру для развития самостоятельного творчества составления моделей.Модель как вид наглядности может быть использован во всех возрастных группах.
Имея вариативный характер, пиктограммы могут видоизменяться и усложняться в любом направлении по желанию педагога, или использоваться в готовом виде любым изображением знака, отображающего важнейшие узнаваемые черты объекта.
Этапы работы с пиктограммами
Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами.
Этапы обучения в работе с пиктограммами:
1.Ознакомление ребёнка со знаком символом и уточнение его понимания
2.Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций 3.Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.
I ЭТАП.
Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его
Цель: ознакомить детей со знаком-символом и уточнение его понимания.
Содержание работы на первом этапе:
1.Идентификация символа: показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознатьих и соотнести с реальным предметом (животным, человеком) илиего реалистичнымизображением на картине.
2.Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
3.Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
4.Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает ипоказывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
5.Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый. Например, «Мама пьёт сок».
1.Идентификация символа: показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом (животным, человеком) или его реалистичным изображением на картине.
В процессе работы используется пиктограмма по следующей схеме:
Предмет→ демонстрация картинки → пиктограмма.
Глагол → демонстрация действия → картинка действия→ пиктограмма.
Признак → демонстрация (форма, величина, цвет, → картинка
символов-предлогов:,: под, за, над, на, около, к;
2.Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал педагог).
3.Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
4. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
5. Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый. Например, «Мальчик кушает яблоко».
Ознакомлениедетейсо знаком-символоми уточнениеегопонимания
Игра « Отгадай предмет попиктограмме». Цель:
Соотнестизнак пиктограммы с реальным предметом
Конструирование фразы с помощью пиктограмм
II ЭТАП.
Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.
1.Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить
пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей
действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попроситьсоединить спредметом.
2. Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
4.Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, (уши – слушать; глаза – смотреть).
5.Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбратьнужную).
Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.
1.Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Например: «Папа смотрит телевизор».
2, Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой стрелками по смыслу.
3. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
4. Составить логические цепочки.
Составление логических цепочек
Составление логических цепочек
Например: Кошка сидит; кошки сидят.
2. Дети учатся образовывать именные и глагольные предикаты с помощью приставок и суффиксов (с уменьшительным значением);
Например: Грач прилетел; грачи прилетели.
3.Активизация глагольного словаря используются приемы «Определи лишнее действие», «Что мы будем стирать, а что мы
будем мыть?», «Покажи, кто спит, а кто лежит», «Покажи, кто везет, а кто несет».
4.Усвоение грамматических категорий в структуре высказываний различной длины.
Детям предлагаются упражнения направленные на усвоение предикативных связей в высказываниях различной длины (от 3 слов до 5 и более): субъект – действие (предикат) – объект (Девочка рисует цветок). Далее предлагаются следующие модели высказываний: субъект – действие (предикат) – объект – орудие действия (Мальчики пилили дрова пилой); с «двойной предикативностью» (Бабушка сидит в кресле и смотрит телевизор); с двумя антонимическими предикативными лексемами (Тане грустно, а Олегу весело); сложносочиненные конструкции, состоящие из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую (Лена ушла в школу, а Коля пришел из школы).
Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде графической формы (пиктограммы), в формировании различных видов речевой деятельности.
1.Составление описательных рассказов о предмете.
2. Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов.
3. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованиемпиктограмм.
4. Этапы работы по заучиванию стихотворения с помощью
5. Рассказ с элементами творчества – придуманные детьми рассказы с самостоятельным
1.Использование пиктограмм при составлении описательных
рассказов о предмете
Элементами модели описательногорассказа являются качественныеи внешниехарактеристики объекта
Планрассказа о предмете.
1.Беседа и рассматриваниесхемы:(Что обозначает каждое окошко на схеме?)
2. Образец рассказа педагогапо схеме, опираясь на предмет или картинку.
3. Показ на схеме ребёнкомпункты, обозначающие: форму, величину…
5. Самостоятельное составление рассказа детьми.
6. Составление описательного рассказа путём сравнения двух объектов с опорой на схему. («Сорока – ворона»)
Составление описательного рассказа о птицах («Сорока –белобока»)
7.Дополнениенеобходимых пунктовплана в рассказе.
2.Использование пиктограмм при пересказе сказок или
небольших рассказов
Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания
доступное и полноценное и содержание;
изложение на простом;
Этапы обучения:
1.Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ.
2.При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание.:
-беседа по вопросам:
— рассматривание иллюстраций, картинок;
-выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
-выделение из текста фраз к каждой картинке;
-знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
-нахождение пиктограммы согласно тексту.
3. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. Текст :сказка«Спор животных»
Прослушать рассказ «Спор животных». Ответить на вопросы логопеда.
Ответить на вопросы с опорой на пиктограммы: кто стал спорить? О чем спорили животные? Что сказала лошадь? Что сказала корова? Что сказала собака? Что сказал хозяин?
Дети пересказывают текст по ролям с опорой на пиктограммы.
3.Составление рассказа по сюжетной картинке
Дети при рассказе по сюжетной картине должны выделять изображенные на картине предметы, основных действующих лиц, выделить основную событийную основу рассказа, взаимодействие различных героев картины, отметить особенности развития действия, составить экспозицию (начало) рассказа и окончание рассказа – развязку, итог повествования.
Коррекционно-логопедическое обучение с целью формирования навыка рассказывания по картине состоит из этапов:
Этапыобучения:
-выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
-определение взаимосвязи между ними;
-объединение фрагментов в единый сюжет:
— сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
-нахождение пиктограммы согласно тексту.
-составление рассказа по сюжетной картинке
Примером метода моделирования может служить предлагаемый рассказ по сюжетной картинке : «Мы слепим снеговика»
4. Заучивание стихотворения по пиктограммам
Эта работа увлекает детей, превращает занятие в игру Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком
Этапы работы по заучиванию стихотворения:
1. Эмоционально прочитать детям разучиваемое стихотворение.
2. Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.
3. Построчно зарисовать стихотворения в пиктограммах, привязав каждое слова в стихотворении
к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.
4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по пиктограммам
5.Составление самостоятельного творческого рассказа
Рассказ с элементами творчества – это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом.
-логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а событийную сторону и действие,
происходящее в рассказе, дети придумывают самостоятельно;
-конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, что позволяет детям
проявить творчество воформлении героев рассказа;
-самостоятельное изображение опорных схем на бумаге (ребёнок самостоятельно создаёт(рисует)элементы модельной схемы).
Пунктом этой работы является самостоятельное изображение опорных схем на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребёнок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребёнка со взрослым к его собственному творчеству.
Результаты
1.У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
2.Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
3.Появляется интерес к заучиванию стихов;
4.Словарный запас выходит на более высокий уровень;
5.Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться.
6.Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,
помогают детям выстраивать:
— лексико-грамматическую наполняемость рассказа.