Пирамида критика по рассказу растрепанный воробей 3 класс

Сказки

Смысл книги «Растрепанный воробей» Паустовского

Произведение Константина Паустовского «Растрепанный воробей» за литературным жанром — сказка. При том классическая, популярная и востребованная читателем, как детьми так и взрослыми. Часто издается как отдельное произведение, а также в сборниках сказок, в детских энциклопедиях.

Сказка была написана автором в далеком 1948 году. Это было тяжелое время для страны, когда она поднималась из руин после долгой войны с немецкими захватчиками. И в то время доброта, взаимопонимание, выручка, помощь играли немаловажную роль в человеческих отношениях: поддерживали, помогали кому-то выжить, а порой и спасали жизнь. Книга Паустовского «Растрепанный воробей» имела в послевоенное время и сейчас имеет большое влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения, воспитания в них гуманных черт характера.

Довольно часто в природе можно наблюдать картину ссоры, а порой даже и драки между воробьями, и всегда они какие-то неопрятные, с перышками торчком, задиристые и смелые. Если увидят где-то корм, то налетают прямо стаями, дружно, тогда и кошка им нестрашна. Образ воробушка любим писателями. Воробей — такой себе джентльмен, смельчак, готов прийти на помощь в любой ситуации, не дать в обиду, защитить слабого, несмотря на то, что сам маленький и порой беззащитный. В сказке «Растрепанный воробей» Константина Паустовского таким выступает воробей Пашка — центральный персонаж. Он очень смелый (не боится большую ворону, сражается с ней), хитрый (прикидывается мертвым, когда она его клюнула), хороший товарищ, лидер (собирает много воробьев-друзей и побеждают ворону), умный (прилетев к Маше и узнав о пропаже цветка, задумался, а потом полетел за уходящей на работу в театр мамой, таким образом узнал туда дорогу, чтобы вскоре принести пропажу). На добро отвечает добром (за то, что девочка Маша спасла его от смерти, находит и возвращает в семью украденные вороной-воровкой продукты, вещи). Воробей приносит радость и утешение Машиной семье, возвращая маме-балерине, подаренную мужем брошь, которая ей очень дорога, и благодаря этому сказка имеет счастливый конец. В образе воробья автор показывает человека з положительными чертами характера.

Смысл произведения «Растрепанный воробей»

Все произведение «Растрепанный воробей» пронизано любовью и добротой друг к другу и к окружающему миру. Царит любовь и уважение в семье, где живут мама-балерина с дочерью Машей и няней Петровной, и все домашние проникнуты глубоким уважением и любовью к отсутствующему папе-моряку, который воевал, потопил два вражеские корабли, был ранен, а в настоящее время служит родине на дальней Камчатке. Излучает доброту и внимательный милиционер, подобравший и отдавший девочке раненого воробья. Имея отзывчивое, любящее сердце, Маша бескорыстно лечила и ухаживала за птицей. Воробей-Пашка в свою очередь полюбил и привязался к девочке и, узнав о беде — пропаже стеклянного букетика, решается на отважный поступок, готов биться с вороной, жадной и хитрой, которая намного сильнее его. Пашку опекает и любит его дед, старый воробей Чичкин и дворовые воробьи-друзья, пришедшие ему на выручку в драке с вороной. Из этого напрашивается вывод: «Сделанное добро возвращается добром!» Не нужно забывать, что животные и птицы также нуждаются в нашей помощи.

Автор сказки также желает нам показать насколько сильны могут быть у человека любовь, радость, доброта и какие эмоции они вызывают. Мама, прекрасно сыгравшая роль Золушки и получив утраченную дорогую сердцу брошь, плачет, но это слезы радости, а не горя. Человек настолько счастлив, что позитив и эмоции выплескиваются наружу слезами. Наивысшее чувство, которое нельзя объяснить словами.

Смысл финала книги «Растрепанный воробей»

Маленькая Маша не поняла, почему мама плачет, ведь все же хорошо: зрителям очень понравилась Золушка, да и папин подарок вернулся и так идет ее платью. Но это не важно, она вырастет и все поймет. Мама успокоилась, спят домашние, спит воробей, только тихо падает снег. Добро всегда побеждает зло!

Источник

«Растрепанный воробей» читательский дневник

«Растрепанный воробей» – добрая и поучительная история о маленьком воробышке, который отплатил добром за проявленную к нему заботу и любовь.

Краткое содержание «Растрепанный воробей» для читательского дневника

Название: Растрепанный воробей

Число страниц: 10. Паустовский К. Г. «Растрепанный воробей». Издательство «Стрекоза». 2017 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1948 год

Главные герои

Маша – добрая, отзывчивая, любопытная девочка.

Пашка – смелый, отчаянный, благодарный воробей.

Ворона – очень умная и хитрая, опытная воровка.

Мама Маши – балерина, добрая, красивая женщин.

Петровна – старая нянечка Маши.

Сюжет

Маша жила с мамой и любимой нянечкой Петровной. Во время войны отец девочки получил серьезное ранение, а когда он поправился и война закончилась, его отправили служить далеко от дома. Мама Маши работала балериной в театре, и днем девочка оставалась с няней Петровной.

Девочка любила смотреть в окно и наблюдать, что там происходит. Неподалеку от дома стоял небольшой киоск. Летом в нем продавали мороженое, а зимой он стоял пустым. Ларек приглянулся одной вороне, которая устроила в нем жилище. Это была очень умная и хитрая птица, которая повадилась влетать в форточку Машиной квартиры, и забирать кусочки пищи и разные маленькие предметы.

Ворона боялась, что ее убежище найдут воробьи, и растаскают ее запасы. Однажды в ларек проник маленький воробей Пашка, который сразу поплатился за свою наглость – ворона что есть силы ударила его клювом в голову и столкнула вниз. Увидев это, Маша подобрала несчастную птичку и выходила ее. Когда Пашка окреп, он часто прилетал к спасшей его девочке и приносил в клювике разные сувениры, которые находил в тайнике вороны.

Однажды ворона стащила чудесную стеклянную брошь в виде букета, которой очень дорожила Машина мама. Для женщины это был ценный подарок от любимого мужа, и она долго плакала над пропажей. Она собиралась надеть брошь во время выступления в театре, где должна была танцевать партию Золушки. Неожиданно прямо посреди выступления на сцене появился крошечный воробей с брошью в клюве. Вместе со своими товарищами он разнес тайник вороны, и вернул женщине памятный подарок. Машина мама вновь плакала, но уже от счастья…

Читайте также:  Сказки пушкина все краткое содержание

План пересказа

Главная мысль

Доброта и милосердие никогда не остаются без награды.

Чему учит

Сказка учит быть добрым, отзывчивым, заботиться о более слабых и беззащитных. Также учит любить животных, и никогда не обижать их.

Отзыв

Маша от чистого сердца сделала доброе дело – спасла воробышка, даже не думая, что он может ей как-то пригодиться. Однако маленький Пашка проявил благодарность, и вернул самое ценное, чем обладала семья – брошь, дорогой папин подарок.

Рисунок-иллюстрация к сказке Растрепанный воробей.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось, как маленький воробышек организовал настоящий налет на закрома вороны, и добыл стеклянную брошь, которую воровка стащила у Машиной мамы.

Источник

Ученикам младших классов на уроках задают написать по сказке «Растрепанный воробей» краткое содержание для читательского дневника. Объем текста ограничен, поэтому необходимо выбирать только самое главное – то, что раскроет тему, идею, сюжет произведения, покажет поступки, даст характеристику героев.

Этому поможет анализ литературной сказки, составление плана по последовательности событий. Рисунок на основе прочитанного показывает, какими учащийся видит героев. На уроке выполненные иллюстрации обсуждаются, выясняется, насколько верно в них отражены особенности участников данной истории.

Главные герои и их характеристика

Главные герои – это те, кто влияют на развитие истории. Без их участия все было бы по-другому.

Поэтому к ним относятся следующие персонажи:

У Маши богатое воображение и доброе сердце. Она взяла «на воспитание» Пашку, ухаживала за ним (пригладила ему щеткой перышки), кормила его.

Мама работала балериной в огромном театре в Москве. Она очень любила свою дочку и мужа-моряка.

Седая ворона жила в заколоченном ларьке. Это скупая, сварливая, хитрая хищница. Забиралась в дом через форточку и воровала что-нибудь.

Маленький воробей Пашка любопытный: он залетел в ларек, где жила ворона. Очень благодарный и отзывчивый: ему понравилась Маша, и он приносил ей гусениц, засохшую пастилу, решил помочь вернуть папин подарок.

Сообразительность воробья показана в эпизоде, когда он проследил, где работает мама Маши. Пашка смелый, потому что не побоялся снова пробраться в убежище злой птицы-воровки.

Милиционер добрый и веселый. Он пожалел лежащего на снегу воробьишку, которого сильно клюнула ворона. У него есть чувство юмора, например о драке воробьиной стаи с вороной он сказал: «Вот это рукопашный бой по уставу!».

Краткое содержание сказки К. Паустовского

Написать краткое содержание – значит составить сокращенный пересказ без лишних подробностей. События и герои, которые не могли хоть как-то изменить цепочку событий, опускаются.

Итак, девочка Маша жила с мамой и няней в Москве. Мама работала балериной и мечтала исполнить роль Золушки. Когда это произойдет, мама должна была приколоть стеклянную брошку в виде веточки. Это был подарок Машиного папы.

Рядом с домом в ларьке жила седая ворона, которая забиралась в форточку и воровала все съедобное и блестящее у Машиной семьи. Когда воробей Пашка залетел в убежище хитрой птицы, она больно клюнула его и выбросила на улицу. Оглушенного крохотного воробушка подобрал милиционер и предложил Маше на воспитание.

Девочка приняла Пашку, накормила и отпустила. Воробей стал каждый день прилетать в квартиру, и Маша давала ему крошки. Воробей был очень благодарен ей. Он набрался храбрости и стал тайно утаскивать вороньи запасы. Все это Пашка дарил доброй девочке, которая помогала ему в трудную зимнюю пору.

Вскоре была назначена премьера «Золушки». Мама выложила стеклянную брошку на стол. Но нянюшка уснула, а Маша спряталась, чтобы посмотреть на птицу-воровку. Осмелевшая ворона влетела в окно, схватила украшение и улетела. И мама, и Маша, и нянюшка плакали весь вечер.

Пашка решил помочь. Он выследил, куда мама ходит на работу, потом собрал всю свою стаю. Руководил операцией Пашкин дедушка Чичкин.

Воробьи ворвались в заколоченный на зиму ларек и устроили смелую потасовку. Пашка сумел схватить веточку и полетел в театр.

В это время Маша с нянюшкой смотрели балет.

Когда уже звучали последние аккорды, в зал влетел взъерошенный воробей и бросил в руки мамы заветную брошь – подарок ее мужа.

Счастливая, она приколола любимую брошку и заплакала от радости. Маша не могла понять, почему мама плачет, ведь закончилось все хорошо.

Главная мысль произведения

По жанру это сказка, так как в реальной жизни такое вряд ли может случиться. Читать ее очень интересно, особенно описание спасения воробья и его бой с вороной.

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 34. К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» Часть 1

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях; сказка бывает народная и авторская

Скупой — чрезмерно бережливый, жадный.

Впечатлительный — восприимчивый к красоте, легко поддающийся впечатлениям, чуткий.

Литературная сказка, вымысел, сюжет, герой произведения, характеристика героя.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Растрепанный воробей»

Научимся отбирать в тексте слова для характеристики героя

Сможем составить характеристику героя

Основное содержание урока.

Эта история началась, когда кузнец на старых стенных часах ударил по наковальне ровно восемь раз. Маша, маленькая девочка, стояла у окна, боясь пошевелиться, чтобы не разбудить нянюшку Петровну. Мамы не было дома, она репетировала роль Золушки в театре. Мама никогда не брала Машу в театр, но на премьеру спектакля обещала взять.

Театр был огромный, с каменными колоннами, а на крыше взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек в венке у самого края крыши. Маша часто думала, какой бы поднялся переполох в городе, если бы человек не смог удержать чугунных лошадей, и они понеслись бы с грохотом и звоном.

Читайте также:  Рассказ о реформе армии при первых романовых

В последние дни мама волновалась. За два дня до премьеры она вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил его папа и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

Папа был моряком, во время войны он потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернётся не скоро, только весной.

В тот вечер мама положила букетик на стол и строго-настрого запретила Маше к нему прикасаться, потому что он сделан из хрупкого стекла.

Теперь букетик лежал за спиной у Маши. А вокруг было так тихо, что казалось, будто все уснуло: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега.

Так начинается сказка Константина Паустовского. Давайте вспомним весь сюжет.

Девочка Маша из любопытства впускает в форточку ворону. Ворона утаскивает стеклянный букет-брошку, которым очень дорожит Машина мама, так как подарил его папа и просил приколоть к платью на премьере спектакля «Золушка». Мама Маши танцует в Большом театре, и премьера должна состояться на следующий день. Все очень расстроены. Разговор о пропаже брошки слышит воробей Пашка, которого Маша когда-то пожалела и который враждует с вороной-воровкой. Чтобы отблагодарить Машу, Пашка узнает дорогу в театр, вместе со стаей воробьев нападает на ворону и приносит стеклянный букет маме в финале спектакля. Он врывается в зрительный зал, когда уже играет последняя мелодия, кружит над сценой и бросает в мамины ладони брошь. Мама плачет от радости и на вопрос Маши, почему же она плачет, отвечает, что от маленькой радости смеются, а от большой плачут.

1. Большой театр, его вспоминает Маша: «Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове — должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью».

2. Спектакль «Золушка», постановку которого можно посмотреть и сегодня в Большом театре: «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

3. Упоминается Великая Отечественная война, во время которой сражался папа Маши: «Потом Машин отец ушёл на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернётся не скоро, только весной».

Все факты читатель видит глазами Маши, которая наделяет их волшебными свойствами, они словно оживают. Железный кузнец на часах раздумывает, не ударить ли еще раз по наковальне, каменный лев под окном засыпает под снегом, отопление тихонько пищит свою тихую песню, чугунные лошади того и гляди сорвутся с крыши театра и помчаться промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Главные герои в сказке — Маша, Ворона и воробей Пашка. Составим характеристику героев.

Воробей Пашка вызывает жалость и Маши и милиционера, но он смелый, хитрый и благодарный. Найдем подтверждение в тексте сказки.

Живется воробьям в городе зимой действительно нелегко. Об этом говорит воробей Чичкин, дед Пашки. Он вспоминает времена, когда на улицах было много лошадей и можно было кормиться овсом, выпадавшим из лошадиных торб на мостовую.

«А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся. Воробьиное племя поредело».

Милиционер жалеет воробья:

«— Эх ты, беспризорник! — сказал милиционер, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. — Невесёлой жизни ты воробей!»

Пашка хочет отблагодарить Машу: «С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить».

И ради этого проявляет смелость и нападает со стаей воробьёв на ларек вороны, чтобы вернуть украденный букет.

Найдем описание внешности воробья.

Пашка маленький, растрепанный.

Растрепанный — то есть взлохмаченный, пришедший в беспорядок.

Растрепанность воробья говорит о том, что он успех побывать ни в одной жестокой драке. Но после встречи с Машей его вид немного меняется, потому что

девочка пригладила ему перья щёткой.

Вороне тоже было трудно выживать в городе зимой, но характер у нее был совсем другой. Она скупая, сварливая, злая. Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. «Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи».

Характер вороны отражается в ее поведении. Прочитаем внимательно отрывок: «Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, посмотрелась в зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, потом каркнула, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно.»

В словах «влезла», «взъерошилась», «злая», «воровато» отражается и отрицательное отношение автора к герою. Он осуждает ворону и ее поведение.

Но при этом ворона умна и наблюдательна: она знает, когда безопасно влететь в комнату, ей известны повадки воробьев.

Но ворона была учёная, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.

О внешности вороны сказано, что она седая, старая.

Её доброта проявляется в поступках. Она пожалела воробья и взяла его домой: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила»

Когда мама плакала об украденной брошке, то Маша не удержалась и тоже заплакала, жалея её: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Читайте также:  Рассказ о ветре для 3 класса 10 предложений

Любопытство Маша проявляет ко всему, что её окружает. Ей интересно, как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы, как удерживаются лошади на самом краю крыши театра. Но больше всего ее интересует седая ворона, сидящая за окном на ветке, и то, как она пробирается через форточку. «Но непонятнее всего была седая ворона». «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Маша считает себя взрослой и умной девочкой, поэтому говорит маме, что поняла, что значит брошка для мамы. Но удивляется слезам мамы, когда стеклянный букетик был возвращен. Потому что ценность подарка не в стоимости, а в том, что это знак памяти о папе и его любви. Ведь это так важно в момент счастья вспомнить о самых близких людям и разделить с ними этот момент.

Впечатлительность Маши проявляется во время спектакля. Она очарована и музыкой, и декорациями, и игрой на сцене. «Маша увидела большую нарядную комнату, залитую жёлтым солнцем, и богатых уродок — сестёр, и злую мачеху, и свою маму — худенькую и красивую, в стареньком сером платье.

— Золушка! — тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены».

Так же тонко она чувствует музыку: «. как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижёром»

Все описанное в сказке читатель видит глазами Маши. И все вокруг таинственное, загадочное. Предметы живут своей жизнью. И только мир взрослых, к которому принадлежит мама, пока Маше недоступен.

Перечитаем финал сказки и постараемся понять, о каких чувствах говорит мама.

А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму:

— Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?

— Да, — ответила, помолчав, мама.

— А почему ты плачешь?

— Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете.

— Вот и неправда! — пробормотала Маша. — От радости смеются.

— От маленькой радости смеются, — ответила мама, — а от большой — плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама по-дошла к окну. На ветке за окном спал Пашка.

Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.

Именно в словах мамы «От маленькой радости смеются, а от большой — плачут» выражена главная мысль сказки: отзывчивые, любящие люди способны ощутить такое счастье, от которого хочется плакать.

Разбор типового тренировочного задания

Вспомните имена героев сказки, установите соответствия:

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Паустовский К.Г. “Растрепанный воробей” Читательский дневник, краткое содержание

Паустовский К.Г. “Растрепанный воробей” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Паустовский К.Г.

Название: “Растрепанный воробей”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о людях

Число страниц: 22

Главные герои и их характеристика

Маша, маленькая девочка. Очень добрая, отзывчивая, любит маму и папу. Всем старается помочь, поддержать. Любознательная, веселая.

Пашка, растрепанный воробей. Озорной, признательный, благородный. Старается помочь девочке и ее маме. Бесстрашный.

Ворона. Воровка, жестокая и безжалостная. Хитрая, злая.

Мама Маши. Актриса. Красивая, добрая, любящая.

Няня Петровна, заботливая.

Милиционер. Строгий, но справедливый.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Рассказ о спасении воробья, который в благодарность помогает девочке и ее маме вернуть подарок папы — стеклянную брошь.

Сюжет — краткое содержание

Девочка Маша живет вместе с мамой и няней, их папа находится очень далеко, на Дальнем Востоке, а ворона постоянно ворует из дома разные вещи.

Однажды милиционер подбирает побитого вороной воробья Пашку и отдает его Маше, а девочка согревает Пашку и кормит его.

Ворона ворует стеклянную брошь, и мама сильно расстраивается, ведь она обещала надеть ее на премьеру, но Пашка решает помочь.

Пашка собирает всех окрестных воробьев, и они нападают на ларек, где обитала ворона.

Мама танцует Золушку и зрители в восторге, но на глазах мамы слезы.

Вдруг прилетает воробей и бросает маме стеклянную брошь. Мама плачет уже от счастья.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Пашка собрал всех воробьев, и в ларьке завязалась настоящая битва. Воробьи протискивались в ларек и оттуда летели пух и перья. Ворона была сильнее, но воробьев было много, и они действовали сообща.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Настоящий друг всегда придет на помощь и не важно, какого он размера. Главное, что у него честное и благородное сердце.

Чему учит эта книга

Рассказ учит помогать животным и птицам, попавшим в беду. Учит быть благодарным за помощь. Учит справедливости и доброте. Учит тому, что все вместе могут сделать намного больше, чем каждый в одиночку.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень красивый рассказ, в котором много добрых и хороших героев. Мне нравится девочка Маша, мне нравится ее мама и милиционер, и конечно, мне нравится воробей Пашка, отважный и благородный. И еще мне понравилось, что ворона понесла заслуженное наказание, ведь воровать плохо.

Новые слова и выражения

Наковальня — инструмент в кузнице.

Молот — орудие труда кузнеца.

Трефовая дама — игральная карта, дама крестей.

Капельдинер — билетер в театре.

Пословицы к произведению

Долг платежом красен.

За добро добром и платят, а за худо — худом.

Источник

Познавательное и интересное