Письменная зарисовка описание природы по типу первой страницы рассказа бирюк
7 класс
Сочинения по русской литературе
МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА
(по рассказу «Бирюк»)
1 вариант
Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей», — писал он. Пейзажная живопись Тургенева восхищает читателя. Толстой писал: «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа. Две-три черты, и пахнет». Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, гармонируя с чувствами и переживаниями человека или оттеняя их, становясь участником нравственно-психологической коллизии.
Тонко связывает Тургенев свои чудесные пейзажи с настроениями человека, со всем его обликом. В блеске молнии, в шуме грозы появляется суровый и замкнутый Бирюк, о котором в округе говорили как о грозе мужиков.
Читаешь строки рассказа и ярко представляешь предгрозовое состояние природы: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».
А вот как передано наступление грозы: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями». Автор немногословен, но его строки поразительно ярки и точны!
И вот дождь заканчивается: «Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака».
Тургенев тонко подмечает детали: дорога была пыльная, на пути встретился овраг, затем сухой ручей, весь заросший лозняками, густые кусты орешника, твердые корни столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавших глубокие продольные рытвины — следы колес, мокрый папоротник и крапива.
Если гость Бирюка «ничего не слышал, кроме шума листьев», то Бирюк чутким ухом в ночной тишине услышал, что «в лесу шалят» — кто- то рубит деревья, и безошибочно пришел на это место.
Только человек, который очень любит и знает природу, мог подметить такие детали. И у Тургенева это получилось замечательно — если написать пейзаж по его рассказу, то сделать это будет совсем нетрудно, так подробно передал все автор!
2 вариант
В цикле очерков «Записки охотника», куда входит и рассказ «Бирюк», И. С. Тургенев в живой и увлекательной форме повествует от имени рассказчика о своих случайных встречах и беседах с многочисленными героями, сопровождая повествование разнообразными зарисовками природы. Красота Русской земли волновала и восхищала писателя. Поэтому картины природы в его рассказе «Бирюк» необычайно достоверны. Вот как, например, описывает он предвестие грозы: «Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели». Картина приближающегося ливня впечатляет нас. Автор постепенно нагнетает обстановку, держа читателя в напряжении: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями». Природа предстает перед нами живой, динамичной. Но вот дождь перестал. И хоть «в отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии», но уже виднелись в небе мерцающие звезды и «быстро летевшие облака».
Надо отметить, что описания природы в рассказе связаны с изображением событий и героев. Так, например, рассказчик знакомится с загадочным лесником по прозвищу Бирюк при мрачных и таинственных обстоятельствах: «. вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура». Казалось, будто «та фигура словно выросла из земли».
Картины грозы в лесу словно отражают внутреннюю суть Бирюка — такого же тревожного, мрачного, хмурого. Но как исчезают тучи с неба, так и душа лесника освещается светом доброты и сочувствия.
Подлинным мастером пейзажной живописи выступил И. С. Тургенев в своем рассказе «Бирюк ». Ведь природа у него — это сама жизнь, неотделимая от человека и состояния его души.
Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»)
Разделы: Литература
Класс: 6
Цели учебного урока:
1. Создание условий для коммуникативной компетенции через
— развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении;
— развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей
постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;
— совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
— совершенствование навыков характеристики героя;
— развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;
— совершенствования навыков выразительного чтения;
— развития способностей искать нужные цитаты.
2. Создание условий для языковой компетенции через развитие творческих способностей учащихся.
3. Создание условий для культуроведческой компетенции через развитие у учащихся интереса к тексту, любви к русской прозе, любви к творчеству русского классика И.С. Тургенева.
Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; «собирание» «рассредоточенного» пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, рассказ писателя «Бирюк», картина И.И. Шишкова «Перед грозой», теневой рисунок «Улита» Е.М. Бем, портрет И.Н. Крамского «Полесовщик», иллюстрация к рассказу «Бирюк» К.Лебедева, словарь литературоведческих терминов, «В мире литературы». Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под ред. А.Г.Кутузова.- М.: Дрофа, 2003.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Вид урока: урок-практикум
I. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.С. Тургенева посредством одного из рассказов из цикла «Записки охотника».
Тема нашего урока: Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»).
— Вспомните, какие средства создания образа вам известны?
Интерьер, портрет, пейзаж, авторская характеристика, поступки, характеристика, данная другими персонажами, антитеза, речь, художественная деталь и др.
При анализе рассказа «Бирюк» мы остановимся на тех, которые выделим как основные средства создания образа, которые играют важную роль: помогают составить целостное представление об образе литературного героя, понять главную идею произведения.
— Как вы считаете, какие из перечисленных средств являются основными в данном рассказе?
Предлагаю поработать в группах: I. Пейзаж. II. Интерьер. III. Портрет. Способы выражения авторской позиции показаны через пейзаж, интерьер, портрет. (Все остальные средства создания образа будут тоже так или иначе названы).
II. Групповая форма работы.
Итак, с чего начинается рассказ? ( Охотника в лесу застала гроза).
Первая группа. Пейзаж.
Прочитаем строки первой пейзажной зарисовки (двое из группы выразительно читают отрывок наизусть): «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели:«. (И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)
«Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями«.
Рассмотрим, чем отличаются эти описания.
— Какие части речи преобладают в первом фрагменте? Какова их роль?
Преобладают прилагательные-эпитеты. Присутствует цветовая гамма (цветовые слова), очерчены размеры предметов. Они придают красочность, яркость.
— Почему первоначальная картина более яркая?
В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие.
— Какие части речи преобладают во второй части описания?
Краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.
— Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки?
(«Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака). Обращаем
внимание на олицетворения, эпитеты, выразительные возможности морфологии (причастные обороты).
— Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
— Кому-нибудь из вас приходилось переждать грозу в поле, в лесу или убегать от грозы? Какие чувства вы испытывали, убегая от грозы?
Вы смотрите на небо, на тучу: далеко ли? Успею ли укрыться? Ведь вам знакомо то особое, обострённое и какое-то тревожное состояние перед сильной грозой, если она застигла вас внезапно. Взгляд наш то уходит вверх, то опускается к земле, мы очень остро ощущаем предгрозовые изменения в природе.
— Понаблюдайте, как ведёт себя рассказчик-охотник, убегающий от грозы?
Вот и автор видит огромную лиловую тучу, длинные серые облака, темные тени на земле, слышит шелест и лепетание ракит, слышит страшный гром, а затем всё это исчезает за мутной пеленой дождя/
Рассказчик во время грозы чувствует себя неуютно: «не видел ни зги», «кое-как приютился к высокому кусту», «сгорбившись:ожидал терпеливо конца ненастья».
— Какую роль играет образ-символ грозы?
В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего человека, «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
— Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.
Вспомните другие рассказы из «Записок охотника»: Хорь живёт далеко от помещика, в лесу на болоте («Хорь и Калиныч»), детей из рассказа «Бежин луг» видим на фоне природы, в рассказе «Свидание» из голубых теней в берёзовой роще возникает трогательный образ крестьянской девушки Акулины.
Какую роль играет пейзаж в рассказе?
Мы еще раз убедились в том, что Тургенев мастер-пейзажист. Природа выступает в рассказе средством изображения главного героя. Тургенев мастерски умел «вписывать» в пейзажи человеческие фигуры, органически связывая их с природой. Это мы увидели и в рассказе «Бирюк»: главный герой слит с природой, он её часть.
Вторая группа. Интерьер.
Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет нашему взору?
Задание: пересказать близко к тексту описание избы Бирюка.
— Какие слова в описании являются опорными, ключевыми?
Комната закоптелая, низкая и пустая, отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей. Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность, неуютность: (Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем.).
— Какую роль играет описание интерьера избы? Помогает ли понять характер героя?
Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов.
-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.
Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». От лучины исходит скудный свет, но она может гореть не только тускло, печально.
«Ярко», «создавая умиротворённость», «весело мигая», «разливая тёплый, нежный свет» и т.д.
— А где она могла так гореть?
В большой, просторной, чистой избе, где есть достаток, где людям хорошо живётся.
— Интерьер в рассказе подан «объективно» или «субъективно»? С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое мнение.
В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика.
Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё печальнее прежнего»: «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».
Какую роль играет интерьер в рассказе?
Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе.
Третья группа. Портрет.
В околотке его, прежде всего, знают как Бирюка. Слышал о нём, Бирюке, как о человеке смелом, суровом и честном, и автор.
— Найдите в словаре В.И.Даля значение слова «бирюк».
Зверь. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.
— Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?
— Чьими глазами мы видим Бирюка? В чём особенность портрета лесника?
Портрет лесника дан глазами охотника-рассказчика. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза«).
( Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874).
(Обращаем внимание на стилистически окрашенные слова, эпитеты, выразительные возможности морфологии, синтаксиса).
— Какой вид портрета дан перед нами в рассказе?
Словесный. (Можно вспомнить, какие виды портретных характеристик бывают: словесный, психологический, живописный).
— Определите способ создания описания героя?
«Портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, встреченного впервые, описание передаёт его впечатление от случайного знакомого.
— Какое впечатление произвёл Бирюк на рассказчика?
Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, каким-то богатырским видом, Бирюк представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в герое «редкого молодца».
— Какие слова, детали передают характер героя? Каким образом в портрете доказывается, что Бирюк относится к породе «редких молодцов», что делает его похожим на богатыря?
Выделим такие детали, как «высокий рост», «могучие мышцы», суровое и мужественное лицо», глаза глядели «смело», «сложен на славу».
На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.
Перед нами не только словесный вид портрета, но и «рассредоточенный» портрет.
— Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его ненавидят?
«:окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность.
Пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину. Парадокс.
(Иллюстрация К.Лебедева «Крестьянин в избе Бирюка»).
— Какую роль играет в рассказе портрет мужика-вора?
Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика.
«Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой:»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобья: При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены:».
— Сравните с портретом Бирюка: здесь нет любования этим героем, только жалость.
— Обратите внимание, как меняются по ходу разговора чувства героев.
Какую роль играет портрет в данном произведении? Отличается ли Бирюк от других мужиков?
Бирюк отличается от других, прежде всего, нравственными качествами. Откуда это? Вспомните тургеневский прием: Бирюк связан с природой множеством нитей, он человек леса, а поэтому нравственно здоровее. Общение с миром природы дает человеку больше, чем сообщество людей с уродливыми отношениями.
В портрете, созданном писателем, четко выражена авторская оценка. Бирюк вызвал восхищение, симпатию не только у охотника, но и у нас, читателей.
III. Беседа со всем классом.
Итак, назовите центральный (кульминационный) эпизод рассказа.
Столкновение между мужиком и Бирюком (внешний конфликт)
Рассказчик дает себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».
— На чьей же стороне автор-рассказчик? Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином, все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком?
Здесь особое внимание нужно обратить на внутренний конфликт, который переживает Бирюк.
За что клянут Бирюка, угрожают? За то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради».
— Может, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным?
Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».
И все-таки Бирюк отпускает мужика. Почему? Как объяснить психологически поступок Бирюка, чем он должен быть мотивирован?
Испугался угроз? Конечно, нет. Немало он их слышал. Наверное, тем, что хотя и нелюдим Фома Кузьмич и зовут его Бирюком, но знает же он людской мир, знает, что в этом мире не всех останавливает страх греха, воруют же. Воруют старосты, бурмистры, исправники, чиновники. И что по сравнению с этим воровством мужицкое «баловство» от нужды. Подспудно чувствует лесник, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной и «голодухой» мужика, своя правда [5]
— Как и любой крестьянин, Бирюк как лесник стоит перед выбором?
— Находит ли внутренний конфликт разрешение?
Нет:Утихла гроза в избе лесника, но за окном все льет дождь, долго еще быть ненастью. Ненастье долго будет сопровождать жизнь крестьянина. Освобождение крестьянина пока что оставалось мечтой. Какой же выход из этой ситуации?
IV. Подведение итогов урока-поиска.
— Какова идея произведения?
Все рассмотренные средства помогли создать образ крестьянина Бирюка, главного героя рассказа И.С. Тургенева, мастера-пейзажиста, мастера-портретиста.
Сравним свои выводы с выводами литературоведов и писателей. В «Записках охотника» впервые в русской прозе звучит тема самоценности, нравственной значительности людей из народа. М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что «Записки охотника» положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды:» [6].
V. Комментарий учителя к домашнему заданию.
1) написать рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека.
Урок-мастерская по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»
Р аботу по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк» начинаю с выяснения значения слова бирюк по словарю В.И. Даля: “зверь, серый волк” в некоторых диалектах России. После этого прошу записать ассоциации к слову волк, которое семиклассникам гораздо понятнее. Дети говорят: лес, страх, хищник, зверь, и даже — суеверие, колдовство. Действительно, в народных сказках, преданиях волк часто оказывается оборотнем, нечистой силой.
И сам герой рассказа Фома изображён как нечто необычайное: он появляется во время грозы и будто слит с ней: “появился, словно привидение”, “вырастает как из-под земли”, “силён и ловок, как бес”, “ни на какую приманку не идёт”, “сжить со свету собирались, да нет, не даётся”, видит в темноте, хорошо ориентируется в лесу, слышит то, что другим не слышно. Большинство этих характеристик Фомы принадлежат мужикам. Почему же они его так воспринимают? Дети создают свои гипотезы: может быть, потому, что его поведение им не удаётся объяснить обычными, обыденными причинами, ведь он не такой, как все: не пользуется своим положением, чтобы нажиться, исполняет свои обязанности честно.
Как же относится к своему герою автор? Что он хочет сказать читателю о русском крестьянине? Ищем способы выражения авторской позиции через описания — портрет, пейзаж, интерьер. Здесь возникает необходимость проверить полученную гипотезу. Работа идёт в группах: предлагается определить, как каждое из описаний характеризует Фому.
Пейзаж. Описание грозы в начале рассказа
— Какое общее впечатление производит гроза?
— Какими средствами создаёт у читателя такое впечатление автор?
— Как чувствует себя рассказчик во время грозы?
— В каком отношении к грозе находится главный герой?
(Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово “внезапно”, подчёркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку. Глаголы изображают динамичность этого явления: (ветер) загудел, (деревья) забушевали, (капли) застучали, зашлёпали; (молния) сверкнула, (гроза) разразилась, (дождь) полил ручьями. Рассказчик чувствует себя во время грозы неуютно: “не видел ни зги”, “кое-как приютился к высокому кусту”, “сгорбившись. ожидал терпеливо конца ненастья”. А главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: он появляется “при блеске молнии”, его “фигура словно выросла из земли”, несмотря на усиление грозы (“белая молния осветила его с головы до ног”, “дождик хлынул с удвоенною силою”), он спокоен. Он так силён, что без труда “сдёрнул с места” испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека “шлёпала по грязи, скользила, спотыкалась”, а он даже в конце этого трудного и долгого пути по грозовому лесу говорит спокойным голосом. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.)
Портрет Фомы
— Какое впечатление производит внешность Фомы? Как одним словом можно было бы назвать такого человека?
— Какими художественными средствами создан портрет?
— С каким чувством рисует автор портрет героя?
— Сопоставьте портрет Фомы с портретом пойманного им крестьянина.
(Внешность Фомы богатырская. Автор подчёркивает это с помощью эпитетов: “высокого росту, плечист”, у него “могучие мышцы”, “суровое мужественное лицо”, глаза глядели “смело”. Автор любуется этим богатырём, он говорит: “Редко мне случалось видеть такого молодца”; оценивает его сложение: “сложен на славу”. Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, если мы сопоставим его портрет с портретом другого крестьянина, порубщика. Второй портрет вызывает острую жалость: “испитое морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза, худые члены”, “мужика подёргивало, словно лихорадка его колотила”, он “дышал неровно”. Рассказчик даёт себе слово “во что бы то ни стало освободить бедняка”.)
Интерьер избы лесника
— Какое впечатление производит интерьер?
— Какими художественными средствами добивается автор такого впечатления?
— Что говорит нам эта изба о её хозяине?
(Изба лесника производит тягостное впечатление: все прилагательные подчёркивают бедность и неуют: “закоптелая, низкая и пустая” комната, “изорванный тулуп”, даже лучина светила, “печально вспыхивая и погасая”. Автор прямо высказывает чувства, вызываемые у него этим интерьером: “сердце во мне заныло”, “не весело ночью войти в крестьянскую избу”. Вся обстановка говорит о том, что человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна.)
Когда группы обсуждают результаты работы друг друга, происходит столкновение разных позиций: одни говорят о Фоме как о бедном человеке, почти нищем, который достоин лишь сострадания, судя по тем условиям, в которых он живёт, в то время как другие видят в нём богатыря, могучего, даже немного страшного, таинственного.
Предлагаю детям сформулировать вопрос, который возникает в связи с сопоставлением описаний. Почему такой человек, одарённый от природы красотой, силой, мужеством и многими другими необычайными возможностями, живёт в нищете, в условиях, вызывающих жалость? В таких условиях мы скорее ожидали бы увидеть другого крестьянина, изображённого в рассказе.
Попросим ребят найти в сцене разговора Фомы с вором реплику, которая ответит на наш вопрос: “Я человек подневольный”. Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне, — крепостной. Казалось бы, крестьяне должны относиться к Бирюку с сочувствием, пониманием, но в отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они “боялись его как огня”, ненавидели (пойманный на воровстве леса мужик называет его “душегубцем окаянным”, зверем, грозит местью), несмотря на то, что, по их же словам, “не бывало на свете такого мастера своего дела”. (Стоит обратить внимание на парадокс: мастерство ставится не в заслугу, а в вину!) Ставится ему в вину и его честность: “и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами”. Почему так происходит? Предлагаю выдвинуть гипотезы. Дети говорят о том, что Фома мешает крестьянам воровать лес, наказывает их, а это никому не может понравиться. А на чьей же стороне автор-рассказчик? Дети знают ответ на этот вопрос. Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином всё-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком? Может быть, здесь проявляется одно из свойств русской литературы: она почти всегда на стороне слабого.
Вспоминаем, что «Записки охотника» — обвинительный акт крепостному праву. Предлагаю детям предположить, как, по их мнению, зазвучало бы обвинение Тургенева, если бы он выразил его не в художественных образах, а в публицистическом высказывании.
Получается примерно следующее.
Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные — сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным — бирюком.