Мини-сочинение на тему Письмо другу
О литературном жанре
В словаре Ожегова слово «письмо» определяется как написанный текст, который посылается в виде сообщения определенному лицу (адресату). В качестве литературного жанра оно существует с античных времен, а его расцвет пришелся на XVIII век. Письмо, в котором излагаются рассуждения автора по поводу какого-то предмета, называют эпистолой. Первые из них написаны Тредиаковским, Сумароковым, в этом жанре писал и Ломоносов.
Эпистолярная форма художественных произведений основана на переписке двух или более лиц. Она считается редкостью в настоящее время и выражается в основном через послания. С умением писать письма другу школьники знакомятся в пятом классе. Для этого они должны хорошо усвоить специфику простого (личного) письма, иначе более сложная тема будет непонятна.
Письма необходимы людям для передачи определенной информации. Это разговор с отсутствующим человеком, изложенный на бумаге. Свои чувства и мысли автор высказывает свободно, а реакцию оппонента только предполагает. Он обращается с интересными мыслями, вопросами, пожеланиями, выражает сочувствие или личное мнение по определенным вопросам. Структура обычного письма включает такие пункты:
Польза сочинения
Письмо товарищу не требует от юного автора предварительного ознакомления с каким-либо литературным произведением. Школьник волен самостоятельно выбирать, к кому он хочет обратиться, о чем спросить или рассказать. Предполагается, что ребенок хорошо знаком с лицом, которому пишет послание. Он знает его характер, привычки, а также близких людей, родителей.
Работа развивает письменную и устную речь, дает возможность подключить фантазию и использовать ранее накопленный опыт написания сочинений. Школьник учится выражать собственное отношение к другу, может импровизировать. Сочинение не пишется по шаблону, поэтому его невозможно списать. Полученный навык понадобится в дальнейшей учебе и поможет писать настоящие послания близким людям.
Несколько советов
Чтобы другу или подруге было интересно читать письмо, следует продумать стиль изложения. Оно должно быть написано простым языком. Желательно заранее настроиться и постараться поймать вдохновение. Друг должен получить письмо, проникнутое хорошим настроением, и почувствовать искреннее отношение к себе.
Перед написанием письма можно подумать, какую еще информацию хочется донести приятелю. Возможно, стоит ответить на его вопросы в предыдущем письме, похвалить, поддержать или предостеречь от чего-то. Можно вспомнить совместно пережитые мгновения, возвратиться к прошлому, поразмышлять о том, что бы хотелось сделать вместе с товарищем в будущем.
↑ Сочинение письмо другу класс
План
2.Рассказ о своей жизни
Привет, Лешка! Вот, как и обещал, пишу тебе письмо. Как ты поживаешь? Какая у вас погода? Что с учебой и что интересного происходит в новой школе? Я вот закончил четверть без троек. И мне за это подарили собаку. Я назвал её Малыш. Она смешная, приносит мне тапочки. У нас вот первый снег выпал. Я вчера успел даже немного простыть, пока лепил снеговика.
Теперь вместо тебя со мной за партой сидит Ваня. Мне так жль, что ты уехал. Надеюсь твоего папу вновь отправят работать в наш город. Буду ждать нашей встречи. Обязательно пиши мне. Жду ответа. Твой друг Димка.
С чего начать сочинение-письмо
Чтобы правильно выполнить задание, в котором дано составить письмо другу, нужно строить письмо по определенному плану:
Перед началом написания письма необходимо четко осознать, на какую тему будет вестись разговор.
В некоторых письмах используются постскриптумы, находящиеся в самом конце всего высказывания.
Письмо имеет ряд своих особенностей. Так как адресат и адресант являются друзьями, письмо носит личный характер. Здесь отсутствуют черты официально-делового и научного стиля. Адресант использует разговорную лексику, в тексте наблюдается большое количество простых и неполных предложений.
Письмо должно строиться как диалог, чтобы адресат мог ответить на письмо. Это означает, что в письме должны быть вопросы, на которые должен будет ответить собеседник в своем письме.
Образец работы
Дружеское письмо — форма выражения привязанности к дорогому человеку, с которым нет возможности пообщаться лично. Его поддержки и внимания очень не хватает, поэтому хочется изложить свои мысли на бумаге и отправить их адресату. Небольшой пример письма другу для написания сочинения в школе:
Привет, Женя. Как поживаешь и учишься? После того как ты уехал в Мурманск, прошло полгода. За это время у нас в классе многое поменялось. В третьей четверти к нам пришел новый мальчик, его зовут Антон. Он увлечен футболом и хорошо рисует. Мы взяли его в свою дворовую команду и теперь стали чаще побеждать. Ждем, когда ты приедешь на летние каникулы и присоединишься к нам.
Недавно наша классная руководительница сильно болела, и месяц заменял уроки английского другой учитель. Мы навещали ее, часто звонили и очень обрадовались, когда она вернулась. Стараемся ее не огорчать, вести себя примерно. Недавно в школе была эстафета и встреча с олимпийской чемпионкой. А еще дворовую площадку привели в порядок и установили красивые турники с тренажерами. В этом году старшая сестра сдает ЕГЭ, очень за нее все волнуемся.
Женя, когда и на сколько ты приедешь? В июне, как обещал, или позже? Хочется подольше пообщаться. Тебя, наверное, и не узнать уже. У меня много планов, как провести лето: походить на пляж, запустить змея, погонять в мяч. А в августе еду в лагерь на четвертую смену. Поедешь со мной?
Жду твоего ответа. Пиши! Максим.
Школьник обращается к другу детства, с которым вместе рос и начал ходить в школу. Однако Жене пришлось уехать в другой город, он навещает бабушку летом. Мальчик Максим рассказывает о своих событиях и спрашивает друга, когда он приедет, поскольку очень скучает и ждет встречи, что и выражает в письме.
Грамотность — важная часть любого послания, поэтому перед написанием текста сочинения в чистовик его следует вычитать вслух и при необходимости откорректировать.
Готовая работа получит высокую оценку в том случае, если будет искренней, правильно составленной и красиво оформленной.
поомогите написать сочинение на тему «Письмо другу» за 5 класс!
Здравствуй, дорогой друг! Как у тебя дела? Как учеба? У меня все хорошо, в прошлые выходные мы с родителями были в аквапарке.
Ты же знаешь, что в нашем маленьком городке своего аквапарка нет. Мы ездили в соседний город к родственникам в гости, и я впервые побывал в аквапарке. Мне там очень понравилось. В аквапарке много разных бассейнов, аттракционов. Для детей отдельные бассейны есть. Там много игрушек и разных горок. Я тоже спускался несколько раз по такой горке вместе с водой. Мне очень понравилось! Сначала было страшно, но потом родители не могли вытащить меня из воды – так мне там нравилось! В аквапарке я познакомился с двумя ребятами, они оказались из нашего города, мы обменялись телефонами и на днях идем гулять в парк.
В аквапарке есть не только бассейны. Там и пиццерии, и кафе. Такую вкусную пиццу я нигде еще не ел.
В аквапарке мне больше всего понравились аттракционы. То, что в них присутствует вода – очень интересно. Хочу отметить, что вода не холодная, а очень приятная и самое главное чистая. Время в аквапарке летит незаметно, и мне, если честно, совсем не хотелось уходить. Родители обещали мне, что через месяц мы снова туда поедем. Приезжай и ты!
Вот так я провел свои прошедшие выходные. Жду от тебя письмо с рассказом о том, как ты побывал в лагере. Пока!
Сочинение на тему «Письмо другу о том, как я провел выходные».
Здравствуй, дорогой друг! Как у тебя дела? Как учеба? У меня все хорошо, в прошлые выходные мы с родителями были в аквапарке.
Ты же знаешь, что в нашем маленьком городке своего аквапарка нет. Мы ездили в соседний город к родственникам в гости, и я впервые побывал в аквапарке. Мне там очень понравилось. В аквапарке много разных бассейнов, аттракционов. Для детей отдельные бассейны есть. Там много игрушек и разных горок. Я тоже спускался несколько раз по такой горке вместе с водой. Мне очень понравилось! Сначала было страшно, но потом родители не могли вытащить меня из воды – так мне там нравилось! В аквапарке я познакомился с двумя ребятами, они оказались из нашего города, мы обменялись телефонами и на днях идем гулять в парк.
В аквапарке есть не только бассейны. Там и пиццерии, и кафе. Такую вкусную пиццу я нигде еще не ел.
В аквапарке мне больше всего понравились аттракционы. То, что в них присутствует вода – очень интересно. Хочу отметить, что вода не холодная, а очень приятная и самое главное чистая. Время в аквапарке летит незаметно, и мне, если честно, совсем не хотелось уходить. Родители обещали мне, что через месяц мы снова туда поедем. Приезжай и ты!
Вот так я провел свои прошедшие выходные. Жду от тебя письмо с рассказом о том, как ты побывал в лагере. Пока!
Здравствуй, дорогой друг! Как у тебя дела? Как учеба? У меня все хорошо, в прошлые выходные мы с родителями были в аквапарке.
Ты же знаешь, что в нашем маленьком городке своего аквапарка нет. Мы ездили в соседний город к родственникам в гости, и я впервые побывал в аквапарке. Мне там очень понравилось. В аквапарке много разных бассейнов, аттракционов. Для детей отдельные бассейны есть. Там много игрушек и разных горок. Я тоже спускался несколько раз по такой горке вместе с водой. Мне очень понравилось! Сначала было страшно, но потом родители не могли вытащить меня из воды – так мне там нравилось! В аквапарке я познакомился с двумя ребятами, они оказались из нашего города, мы обменялись телефонами и на днях идем гулять в парк.
В аквапарке есть не только бассейны. Там и пиццерии, и кафе. Такую вкусную пиццу я нигде еще не ел.
В аквапарке мне больше всего понравились аттракционы. То, что в них присутствует вода – очень интересно. Хочу отметить, что вода не холодная, а очень приятная и самое главное чистая. Время в аквапарке летит незаметно, и мне, если честно, совсем не хотелось уходить. Родители обещали мне, что через месяц мы снова туда поедем. Приезжай и ты!
Вот так я провел свои прошедшие выходные. Жду от тебя письмо с рассказом о том, как ты побывал в лагере. До свидания! 12 января Вика
Здравствуй, дорогой друг! Как у тебя дела? Как учеба? У меня все хорошо, в прошлые выходные мы с родителями были в аквапарке.
Ты же знаешь, что в нашем маленьком городке своего аквапарка нет. Мы ездили в соседний город к родственникам в гости, и я впервые побывал в аквапарке. Мне там очень понравилось. В аквапарке много разных бассейнов, аттракционов. Для детей отдельные бассейны есть. Там много игрушек и разных горок. Я тоже спускался несколько раз по такой горке вместе с водой. Мне очень понравилось! Сначала было страшно, но потом родители не могли вытащить меня из воды – так мне там нравилось! В аквапарке я познакомился с двумя ребятами, они оказались из нашего города, мы обменялись телефонами и на днях идем гулять в парк.
В аквапарке есть не только бассейны. Там и пиццерии, и кафе. Такую вкусную пиццу я нигде еще не ел.
В аквапарке мне больше всего понравились аттракционы. То, что в них присутствует вода – очень интересно. Хочу отметить, что вода не холодная, а очень приятная и самое главное чистая. Время в аквапарке летит незаметно, и мне, если честно, совсем не хотелось уходить. Родители обещали мне, что через месяц мы снова туда поедем. Приезжай и ты!
Вот так я провел свои прошедшие выходные. Жду от тебя письмо с рассказом о том, как ты побывал в лагере. Пока!
Здравствуй, дорогой друг! Как у тебя дела? Как учеба? У меня все хорошо, в прошлые выходные мы с родителями были в аквапарке.
Ты же знаешь, что в нашем маленьком городке своего аквапарка нет. Мы ездили в соседний город к родственникам в гости, и я впервые побывал в аквапарке. Мне там очень понравилось. В аквапарке много разных бассейнов, аттракционов. Для детей отдельные бассейны есть. Там много игрушек и разных горок. Я тоже спускался несколько раз по такой горке вместе с водой. Мне очень понравилось! Сначала было страшно, но потом родители не могли вытащить меня из воды – так мне там нравилось! В аквапарке я познакомился с двумя ребятами, они оказались из нашего города, мы обменялись телефонами и на днях идем гулять в парк.
В аквапарке есть не только бассейны. Там и пиццерии, и кафе. Такую вкусную пиццу я нигде еще не ел.
В аквапарке мне больше всего понравились аттракционы. То, что в них присутствует вода – очень интересно. Хочу отметить, что вода не холодная, а очень приятная и самое главное чистая. Время в аквапарке летит незаметно, и мне, если честно, совсем не хотелось уходить. Родители обещали мне, что через месяц мы снова туда поедем. Приезжай и ты!
Вот так я провел свои прошедшие выходные. Жду от тебя письмо с рассказом о том, как ты побывал в лагере. Пока!
Здравствуй, мой дорой друг, Антон! Я получил твое письмо с поздравлениями. Спасибо тебе большое, мне очень приятно было получить письмо от тебя в свой день рождения! Очень жаль, что ты уехал из нашего родного города, и теперь мы не можем видеться. Я очень хочу тебя увидеть и жду, когда ты приедешь к нам в гости.
В своем письме ты просил меня рассказать о том, как мои дела и что со мной интересного произошло за то время, пока мы не виделись. Мне очень хочется поделиться с тобой своей поездкой на море. Мы с родителями ездили в Крым и видели леса, поля, реки и озера, и конечно же море, и казалось, что им нет конца. Первое, что открылось перед нами в Крыму – это горы, высокие, красивые и живописные. Поселились мы на возвышенности, вблизи от моря, поэтому вид на море открывался просто невероятный – волнующее темно-синее море, по которому отблескивают длинные лучи солнца, вдали плывут большие корабли, и все это словно на картине. Утром и вечером с моря дует прохладный, пронизывающий ветер, а днем солнце накаляет дорогу и невозможно становиться на нее босиком. Погода была отличная, почти все время нашего пребывания на море. Иногда поднимался ветер и гнал волны, но для нас это было развлечением, мы плавали сквозь волны и перепрыгивали их. Недалеко от берега был дельфинарий, мы ходили на вечернее шоу, мне очень понравилось выступление дельфинов и морских котиков. Они очень забавные и послушные. Мы получили море удовольствие и незабываемые впечатления.
Один день мы посвятили поездке в аквапарк. По приезду туда мы пошли на более детские горки. Получив удовольствие от них мы решили попробовать более экстремальные. Это непередаваемые ощущения, когда захватывает дух, и ты с большой скоростью мчишься с высокой горки. Мне очень понравилось и в следующем году я обязательно хочу поехать в этот аквапарк еще раз, чтобы вновь ощутить тот адреналин и кучу позитивных эмоций. За целый день мы очень устали в аквапарке и, когда приехали домой, сразу легли отдыхать.
На следующий день мы отправились на морскую экскурсию вдоль других городов. Эта экскурсия была незабываема и тоже доставила нам много удовольствия и положительных эмоций. Очень не хотелось уезжать домой, хотя мы уже и соскучились по друзьям и родственникам. Я люблю море, отдыхать в Крыму.
По приезду домой мне немного взгрустнулось, и захотелось обратно. В следующем году мне бы снова хотелось поехать в Крым и отправиться в те города, где мы не успели побывать.
Вот так я провел остаток лета. Буду ждать от тебя ответного письма с рассказом о том, как тебе в новом городе, с кем успел познакомиться и подружиться. Надеюсь, на встречу с тобой в скором времени!
О литературном жанре
В Ожегова словаре слово «письмо» определяется как текст написанный, который посылается в виде сообщения лицу определенному (адресату). В качестве литературного жанра существует оно с античных времен, а его расцвет XVIII на пришелся век. Письмо, в котором излагаются автора рассуждения по поводу какого-то предмета, называют Первые. эпистолой из них написаны Тредиаковским, Сумароковым, в жанре этом писал и Ломоносов.
Эпистолярная форма произведений художественных основана на переписке двух или лиц более. Она считается редкостью в настоящее выражается и время в основном через послания. С умением письма писать другу школьники знакомятся в пятом Для. классе этого они должны хорошо специфику усвоить простого (личного) письма, иначе сложная более тема будет непонятна.
Письма людям необходимы для передачи определенной информации. разговор Это с отсутствующим человеком, изложенный на бумаге. чувства Свои и мысли автор высказывает свободно, а оппонента реакцию только предполагает. Он обращается с интересными вопросами, мыслями, пожеланиями, выражает сочувствие или мнение личное по определенным вопросам. Структура обычного включает письма такие пункты:
Польза сочинения
Письмо требует не товарищу от юного автора предварительного ознакомления с либо-каким литературным произведением. Школьник волен выбирать самостоятельно, к кому он хочет обратиться, о чем или спросить рассказать. Предполагается, что ребенок знаком хорошо с лицом, которому пишет послание. Он его знает характер, привычки, а также близких родителей, людей.
Работа развивает письменную и устную дает, речь возможность подключить фантазию и использовать накопленный ранее опыт написания сочинений. Школьник выражать учится собственное отношение к другу, может Сочинение. импровизировать не пишется по шаблону, поэтому его списать невозможно. Полученный навык понадобится в дальнейшей поможет и учебе писать настоящие послания близким Несколько.
людям советов
Перед написанием работы стоит ученику подумать, что можно написать в другу письме. Возможно, ему захочется поделиться мыслями своими или о чем-то спросить. Список тем предполагаемых может быть таким:
выходной другу или подруге было читать интересно письмо, следует продумать стиль Оно. изложения должно быть написано простым Желательно. языком заранее настроиться и постараться поймать Друг. вдохновение должен получить письмо, проникнутое настроением хорошим, и почувствовать искреннее отношение к себе.
написанием Перед письма можно подумать, какую информацию еще хочется донести приятелю. Возможно, ответить стоит на его вопросы в предыдущем письме, поддержать, похвалить или предостеречь от чего-то. Можно совместно вспомнить пережитые мгновения, возвратиться к прошлому, том о поразмышлять, что бы хотелось сделать вместе с будущем в товарищем.
Инструкция по написанию
У большинства сочинений структура стандартная оформления — вступление, основная часть и Обращение. заключение к другу не является исключением. Однако не забывать следует, что послание адресовано конкретному значит, а человеку, выполнять его нужно в форме том. О обращения, как правильно написать письмо подскажет, другу инструкция:
работы Образец
Дружеское письмо — форма выражения дорогому к привязанности человеку, с которым нет возможности лично пообщаться. Его поддержки и внимания очень не поэтому, хватает хочется изложить свои мысли на отправить и бумаге их адресату. Небольшой пример письма для другу написания сочинения в школе:
Привет, Как. Женя поживаешь и учишься? После того уехал ты как в Мурманск, прошло полгода. За это нас у время в классе многое поменялось. В третьей нам к четверти пришел новый мальчик, его Антон зовут. Он увлечен футболом и хорошо рисует. Мы его взяли в свою дворовую команду и теперь чаще стали побеждать. Ждем, когда ты приедешь на каникулы летние и присоединишься к нам.
Недавно наша руководительница классная сильно болела, и месяц заменял английского уроки другой учитель. Мы навещали ее, часто очень и звонили обрадовались, когда она вернулась. огорчать ее не Стараемся, вести себя примерно. Недавно в была школе эстафета и встреча с олимпийской чемпионкой. А дворовую еще площадку привели в порядок и установили турники красивые с тренажерами. В этом году старшая сдает сестра ЕГЭ, очень за нее все Женя.
волнуемся, когда и на сколько ты приедешь? В июне, обещал как, или позже? Хочется подольше Тебя. пообщаться, наверное, и не узнать уже. У меня планов много, как провести лето: походить на запустить, пляж змея, погонять в мяч. А в августе лагерь в еду на четвертую смену. Поедешь со мной?
твоего Жду ответа. Пиши! Максим.
Школьник другу к обращается детства, с которым вместе рос и ходить начал в школу. Однако Жене пришлось другой в уехать город, он навещает бабушку летом. Максим Мальчик рассказывает о своих событиях и спрашивает когда, друга он приедет, поскольку очень скучает и встречи ждет, что и выражает в письме.
Грамотность — часть важная любого послания, поэтому перед текста написанием сочинения в чистовик его следует вслух вычитать и при необходимости откорректировать.
Готовая получит работа высокую оценку в том случае, будет если искренней, правильно составленной и красиво Еще.
Сочинение на тему “Письмо другу”
Сочинение на тему “Письмо другу” – вариант сочинения На свободную тему. В письме другу старшеклассница размышляет о выборе жизненной позиции. Сочинение на тему “Письмо другу” интересно прочесть каждому, кто так же, как автор, стоит на пороге взросления.
Вариант сочинения на тему “Письмо другу
” Здравствуй, Сергей! Я часто вспоминаю наше лето в лагере отдыха, наши заполненные интересными делами каникулы… Мне кажется, все в нашем отряде понимали друг друга с полуслова.
Перечитала твое последнее письмо – и решила
Я категорически не согласна с такой позицией! Да, мы пока подростки; да, для нас сейчас главное дело – учеба, но ведь не только она… Сознательный молодой человек может – и должен – ощущать себя членом общества, ставить цели, полезные обществу, и добиваться их – для блага своей страны.
Я думаю, если в молодости научимся реализовывать свои возможности, то в дальнейшем сумеем воплотить
Я пока учусь в школе и не во всем самостоятельна. Но позади музыкальная и художественная школы, законченные с отличием; я посещаю кружки “Пресс – клуб” и “Юный журналист”, печатаюсь в газетах; важной частью моей жизни является работа в общественной молодежной организации, в летних лагерях труда и отдыха. Я стараюсь как можно лучше познать окружающий меня огромный мир: путешествую, фотографирую, учу иностранный язык, танцую, занимаюсь спортом, читаю художественную литературу.
Я считаю, что все молодые люди моего возраста просто обязаны стремиться быть лучше, быть каждый новый день на ступеньку выше самого себя…
Иногда это легко и приятно, иногда требует усилий. Так, нельзя сказать, что помощь пожилым людям, уборка территорий, работа в лесничестве – праздник. Но ведь и жизнь – это прежде всего будни, не так ли.
Трудовые будни воспитывают в молодом человеке Личность, Гражданина, Патриота, делают его востребованным и нужным стране. Правильно делают взрослые, когда спрашивают наше мнение о будущем на шей Родины. Важно, чтобы молодой человек с детства ощущал себя гражданином сильной, процветающей, цивилизованной страной; приучался думать о благе окружающих, а не только преследовал свои личные интересы.
Через личное развитие я сегодня участвую в настоящем своей страны. Это моя позиция. А что обо всем этом думаешь ты?
Очень тебя прошу: напиши свое мнение. Для меня очень важна твоя точка зрения. Что ты решил с поступлением?
По-прежнему ли верен своей информатике? Пока. Пиши.
Related posts:
Письмо другу. Яркое событие моей жизни.
Обучение написанию дружеского письма
Работаем по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.
– закрепить знания о том, что такое письмо, как оно строится, о его языковых особенностях;
– тренироваться в различении и написании деловых и частных писем;
– тренироваться в написании письма другу;
– развивать умение написания дружеского письма;
– способствовать возрождению эпистолярного жанра;
– сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка;
– воспитывать интерес к творчеству М.А. Булгакова.
Оборудование: портрет М.А. Булгакова, распечатки с текстами его писем, факсимиле писем.
I. Вступительное слово учителя.
Эпистолярный жанр сейчас переживает не самые лучшие дни. Многим кажется, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому человеку и сообщить ему что-то. Отчасти это верно, но разве можно сравнить спонтанный разговор по телефону с письмом, созданным в расчете на внимательное прочтение того самого человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью?
В современных условиях традиции написания писем возрождаются и получают второе дыхание. Это связано с появлением в нашей жизни такого средства общения, как электронная почта, совмещающего быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения. Но все же что еще может вызвать такую массу впечатлений, как письмо, неожиданно обнаруженное в почтовом ящике и помнящее тепло рук дорогого человека?
На прошлом уроке мы вспомнили, что такое письмо, какие бывают виды писем и чем они различаются.
На сегодняшнем уроке мы узнаем, как построить письмо другу, какие средства использовать, чтобы адресат почувствовал себя так, будто говорит с дорогим человеком. Помогут нам в этом письма, созданные М.А. Булгаковым.
II. Работа по теме урока.
1. Задания, направленные на выявление особенностей частного и делового писем.
Прочитайте фрагменты двух писем, отправленных Булгаковым двум разным людям, в которых он описывает одно событие (письмо 1, 2).
В 1934 году Михаил Афанасьевич подавал просьбу о разрешении поездки в Европу для поправки здоровья и написания книги. Сначала это разрешение дали, а потом загранпаспорта не выдали без объяснения причин.
ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ
От драматурга и режиссера
МХАТ СССР имени Горького
Михаила Афанасьевича Булгакова
Многоуважаемый Иосиф Виссарионович!
…В конце апреля сего года мною было направлено Председателю Правительственной Комиссии, управляющей Художественным Театром, заявление, в котором я испрашивал разрешение на двухмесячную поездку за границу в сопровождении моей жены Елены Сергеевны Булгаковой.
Однако произошло то, чего я не предвидел, то есть третье.
17 мая мне позвонили по телефону, причем произошел следующий разговор:
– Вы подавали заявление относительно заграничной поездки?
– Отправьтесь в Иностранный Отдел Мосгубисполкома и заполните анкету Вашу и Вашей жены.
– Когда это нужно сделать?
– Как можно скорее, так как Ваш вопрос будет разбираться 21 или 22 числа.
…я немедленно явился с женой в ИНО Исполкома и там отрекомендовался. Служащий, выслушав, что меня вызвали в ИНО по телефону, предложил мне подождать, вышел в соседнюю комнату, а вернувшись, попросил меня заполнить анкеты.
По заполнении он принял их, присоединив к ним по две фотографические карточки, денег не принял, сказавши:
– Паспорта будут бесплатные.
Советских паспортов не принял, сказавши:
– Это потом, при обмене на заграничные.
А затем добавил буквально следующее:
– Паспорта вы получите очень скоро, так как относительно вас есть распоряжение. Вы могли бы их получить сегодня, но уже поздно.
23 мая я лично явился с женою в ИНО, причем узнал, что паспортов нет. Тут о них служащий стал наводить справку по телефону, а затем предложил позвонить 25 или 27 мая.
. 7 июня курьер Художественного Театра поехал в ИНО со списком артистов, которые должны получить заграничные паспорта. Театр любезно ввел и меня с женой в этот список, хотя я подавал свое заявление отдельно от Театра.
Днем курьер вернулся, причем даже по его растерянному и сконфуженному лицу я увидел, что случилось что-то.
Курьер сообщил, что паспорта даны артистам, что они у него в кармане, а относительно меня и моей жены сказал, что нам в паспортах отказано.
Обида, нанесенная мне в ИНО Мособлисполкома, тем серьезнее, что моя четырехлетняя служба в МХАТ для нее никаких оснований не дает, почему я и прошу Вас о заступничестве.
Как оформляется начало официального письма? Какое используется обращение? Как излагается ситуация? Найдите выражения, характерные для официально-делового стиля.
(Используется «шапочка», характерная для официально-деловых бумаг, с указанием должности, фамилии, имени и отчества адресата и адресанта. Обращение начинается словами уважаемый или многоуважаемый, и далее следует наименование по имени и отчеству. Ситуация излагается как можно более точно и четко, с указанием дат, названий учреждений, участников событий. Встречаются фразы в конце апреля сего года, мною было направлено заявление, в паспортах отказано, относительно меня, никаких оснований не дает.)
Для чего автором используется диалог? Что еще не соответствует деловой форме? (Булгаков использует диалог, чтобы адресат более живо, эмоционально представил себе картину происшедшего, а также таким образом он стремился документально точно передать свои разговоры со служащими иностранного отдела. Автор письма надеется на понимание и «заступничество». Есть и другие нарушения норм, которые служат той же цели. Например, несвойственные официальным бумагам обороты речи: по его растерянному и сконфуженному лицу я увидел, обида, нанесенная мне.)
Прочитайте второе письмо. Докажите, что оно частное, выявив его особенности.
M.А. БУЛГАКОВ – В.В. ВЕРЕСАЕВУ
Ленинград. Астория, 430.
11.7.34
Дорогой Викентий Викентьевич!
…Хочу рассказать Вам о необыкновенных моих весенних приключениях.
К началу весны я совершенно расхворался: начались бессонницы, слабость и, наконец, самое паскудное, что я когда-либо испытывал в жизни, страх одиночества, то есть, точнее говоря, боязнь оставаться одному. Такая гадость, что я предпочел бы, чтобы мне отрезали ногу!
…Ну-с, в конце апреля сочинил заявление о том, что прошусь на два месяца во Францию и в Рим с Еленой Сергеевной (об этом я Вам писал). Сережка здесь, стало быть, все в полном порядке. Послал.
Стал ждать ответа на заявление (в Правительственную Комиссию, ведающую МХАТ, – А.С. Енукидзе).
– И Вам, конечно, отказали, – скажете Вы, – в этом нет ничего необыкновенного.
Нет, Викентий Викентьевич, мне не отказали.
17 мая лежу на диване. Звонок по телефону, неизвестное лицо, полагаю, служащий: «Вы подавали? Поезжайте в ИНО Исполкома, заполняйте анкету Вашу и Вашей жены».
К 4 часам дня анкеты были заполнены. И тут служащий говорит: «Вы получите паспорта очень скоро, относительно Вас есть распоряжение. Вы могли бы их получить сегодня, если бы пришли пораньше. Получите девятнадцатого».
Цветной бульвар, солнце, мы идем с Еленой Сергеевной и до самого центра города говорим только об одном – послышалось или нет? Нет, не послышалось, слуховых галлюцинаций у меня нет, у нее тоже.
Наступило состояние блаженства дома. Вы представляете себе: Париж! памятник Мольеру. здравствуйте, господин Мольер, я о Вас и книгу и пьесу сочинил; Рим! – здравствуйте, Николай Васильевич, не сердитесь, я Ваши «Мертвые души» в пьесу превратил. Правда, она мало похожа на ту, которая идет в театре, и даже совсем не похожа, но все-таки это я постарался. Средиземное море! Батюшки мои.
Вы верите ли, я сел размечать главы книги!
Сколько наших литераторов ездило в Европу – и кукиш с маслом привезли! Ничего! Сережку нашего, если послать, мне кажется, он бы интереснее мог рассказать об Европе. Может быть, и я не сумею? Простите, попробую!
19-го паспортов нет. 23-го – на 25-е, 25-го – на 27-е.
. Самые трезвые люди на свете, это наши мхатчики. Вообразите, они уверовали в то, что Булгаков едет. Значит же, дело серьезно! Настолько уверовали, что в список мхатчиков, которые должны были получить паспорта (а в этом году как раз их едет очень много), включили и меня с Еленой Сергеевной. Дали список курьеру – катись за паспортами.
Он покатился и прикатился. Физиономия мне его сразу настолько не понравилась, что не успел он еще рта открыть, как я уже взялся за сердце.
Словом, он привез паспорта всем, а мне беленькую бумажку – М.А. Булгакову отказано.
Об Елене Сергеевне даже и бумажки никакой не было. Очевидно, баба, Елизавет Воробей! О ней нечего и разговаривать!
Впечатление? Оно было грандиозно, клянусь русской литературой! Пожалуй, правильней всего все происшедшее сравнить с крушением курьерского поезда. Правильно пущенный, хорошо снаряженный поезд, при открытом семафоре, вышел на перегон – и под откос!
Выбрался я из-под обломков в таком виде, что неприятно было глянуть на меня. Но здесь начинаю поправляться.
Очень обрадуете меня, если напишете мне (Москва 19, Нащокинский пер., 3, кв. 44). Напоминаю телефон – 58-67.
И Елена Сергеевна и я шлем Марии Гермогеновне самый лучший привет.
Как обращается Булгаков к другу? (Дорогой Викентий Викентьевич!)
Как начинает рассказ о случившемся? (Хочу рассказать Вам о необыкновенных моих весенних приключениях.)
Использует ли автор способы передачи чужой речи? С той же целью, что в первом письме? А с какой? (Булгаков предугадывает реплики друга, ведет диалог так, будто происходит непосредственное живое общение. Фразы служащего также приведены, но в гораздо меньшем объеме, чем в первом письме. Это позволяет передать впечатление от официального разговора. Кроме того, то есть и воображаемые разговоры с Мольером, Гоголем.)
Можно ли говорить о том, что в письме описаны только события? Что главное? (Задача автора здесь другая: главное – не сообщить сведения, а передать свои эмоции.) Покажите, какими средствами автор передает свои чувства, создает эффект разговора. (Использование разговорных слов и выражений с экспрессивно-эмоциональной окраской: паскудное, расхворался, гадость, сочинил заявление и т.д.; междометия: ну-с; восклицательные предложения, фразеологизмы; кукиш с маслом. Чтобы передать свое эмоциональное состояние, Булгаков использует сравнение гибели надежды с крушением курьерского поезда и т.д.)
Сформулируйте, в чем отличие частного письма от официального. (Эти два вида писем создаются в соответствии с речевой ситуацией: официальное сообщение фактов или непринужденное общение с другом. В зависимости от этого они различаются деловым или разговорным стилем, особенностями обращения к адресату, описания событий: точного, «сухого» в деловом письме и эмоционального в дружеском.)
2. Обучение написанию дружеского письма.
Как же передать в письме свои чувства к человеку, как сделать так, чтобы он представил себя рядом с вами? Для этого есть много способов.
а) Начнем с обращения. К уроку ваш одноклассник приготовил индивидуальное задание: выписал из писем Булгакова обращения к жене, брату Николаю, сестре, друзьям и людям, с которыми его связывали деловые отношения.
Среди приведенных примеров выберите те, которые Булгаков использовал в письмах к близким и дорогим людям:
Милая Надя, глубокоуважаемый Василий Васильевич, уважаемые товарищи, дорогой Никол, дорогая Любаня, дорогой и многоуважаемый Константин Сергеевич, дорогая Люсенька, дорогая Лю, Доролю.
Подумайте, как бы вы обратились в письме к своему другу, и запишите несколько примеров.
б) Красиво ли будет начать письмо к близкому человеку с рассказа о себе? А с чего начать?
Прочитайте письмо Булгакова к сестре Наде. Посмотрите, как автор выражает интерес к жизни человека, которому пишет.
23-го октября 1921 г.
Москва.
как живешь? Не писал тебе до сих пор, потому что очень уставал. Все откладывал корреспонденцию. Как твое здоровье? Как Андрей? Напомни ему, пожалуйста, чтобы он не забыл «нахлестать сапогами морду сапожнику» (собственное его выражение). Если нахлестал уже – хорошо сделал, потому что сапоги действительно дрянь.
Ну-с, это шуточки. Игривый тон моего письма объясняется желанием заглушить тот ужас, который я испытываю при мысли о наступающей зиме. Впрочем, Бог не выдаст. Может, помрем, а может, и нет. Работы у меня гибель. Толку от нее пока немного. Но, может, дальше будет лучше. Напрягаю всю энергию, и, действительно, кой-какие результатишки получаются.
Подробней напишу в следующем письме. Уж очень устал. Бегаешь как собака, а питаешься только картошкой.
Пиши, пожалуйста, на адрес дяди Коли. Целую тебя и Андрея крепко.
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение, атом.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки –
То потухнет, а то опять ни с того ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней горит подряд.
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос выводит: «бедная чайка…»
А за правой играют на балалайке…
в) Сформулируйте несколько вопросов, которые можно использовать в подобном письме.
Как можно поблагодарить человека за то, что он не оставляет вас своим вниманием?
Кажется, не такое уж яркое событие в жизни Булгакова – отсутствие коммунальных удобств и материальной обеспеченности. Почему он считает нужным рассказать об этом в письме? Как он это делает?
г) Напишите о каком-то событии вашей жизни, постарайтесь передать свои чувства, сделать это так, будто вы говорите с адресатом.
д) Чем закончить письмо?
Индивидуальное задание второго одноклассника – выписать конечные фразы из писем Булгакова. Прочитайте их:
е) Не бойтесь выражения своей привязанности. Выскажите просьбу писать вам так, чтобы захотелось это сделать. Попрощайтесь тепло, может быть, даже шутливо.
Напишите конец своего письма.
ж) Что обозначают буквы P.S. в конце письма Булгакова к сестре? (С латинского постскриптум – «после написанного». Это приписка к оконченному и подписанному письму.)
Для чего были написаны эти, конечно несовершенные, но забавные стихи в конце?
(Без этих слов от письма могло остаться очень тягостное впечатление, а стихи позволяют автору вместе с сестрой посмеяться над жизненными трудностями, дать и получить заряд оптимизма.)
Не бойтесь завершать свои письма стихами или рисунками, пусть вы не поэт и не художник, но это ваше творчество, знак привязанности к дорогому человеку.
Итак, что же нового и интересного узнали вы сегодня о письме? Чем официальное письмо отличается от частного? На что должны быть направлены все средства, которые вы используете при написании частного письма? Как достичь ощущения близости к дорогому человеку?
(Дети еще раз называют отличия частного письма от делового, указывают на непринужденность общения, на стремление передать эмоции, чувства, повторяют особенности разговорного стиля речи, используемые в дружеском письме.)
IV. Домашнее задание.
Завершите написание письма другу.
Булгаков М.А. Жизнеописание в документах / Вступ. статья В.В. Петелина. М.: Современник, 1989. С. 576, фотоилл.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебн. пособие для 10–11-х кл. общеобразоват. учреждений. 5-е изд. М.: Просвещение, 2000. С. 367
Петрякова А.Г. Культура речи. М.: Наука, 1998.
Уроки развития речи: Метод. пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 7-й кл. / Под общей ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцовой. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. С. 128.